ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ В ПОВЕДЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ИНКЛЮЗИВНОЙ ПРАКТИКЕ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проявления агрессии у детей 5
1.1. Понятия агрессия, агрессивность, агрессивное поведение 5
1.2. Особенности развития и проявления агрессии у детей с ограниченными
возможностями здоровья 15
1.3. Методы и приемы направленные на снижение агрессивности поведения
у младших школьников 34
Выводы по Главе 1 43
Глава 2. Исследования особенностей проявления агрессии у детей с ограниченными возможностями здоровья 45
2.1. Методики, используемые для определения уровня агрессии у младших
школьников 45
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 48
2.3. Программа коррекции агрессии и рекомендации для родителей 86
Выводы по Главе 2 93
Заключение 95
Список литературы 98
ПРИЛОЖЕНИЕ А 108
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 110
ПРИЛОЖЕНИЕ В 117
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 118
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 119
ПРИЛОЖЕНИЕ Е
Глава 1. Теоретические основы проявления агрессии у детей 5
1.1. Понятия агрессия, агрессивность, агрессивное поведение 5
1.2. Особенности развития и проявления агрессии у детей с ограниченными
возможностями здоровья 15
1.3. Методы и приемы направленные на снижение агрессивности поведения
у младших школьников 34
Выводы по Главе 1 43
Глава 2. Исследования особенностей проявления агрессии у детей с ограниченными возможностями здоровья 45
2.1. Методики, используемые для определения уровня агрессии у младших
школьников 45
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 48
2.3. Программа коррекции агрессии и рекомендации для родителей 86
Выводы по Главе 2 93
Заключение 95
Список литературы 98
ПРИЛОЖЕНИЕ А 108
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 110
ПРИЛОЖЕНИЕ В 117
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 118
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 119
ПРИЛОЖЕНИЕ Е
Актуальность: В современном обществе изменились образовательные стандарты, в связи с изменением уровня развития детей. Появляются и новые понятия, такие как инклюзивное образование, инклюзивная практика. Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети - индивидуумы с различными потребностями в обучении. В настоящее время у детей с ограниченными возможностями здоровья агрессивность является одной из наиболее частых проблем в коллективе. Она волнует не только педагогов, но и родителей. Те или иные формы агрессии характерны для большинства детей с ограниченными возможностями здоровья. При этом проблема агрессивного поведения детей перестала быть только психологической или педагогической, она переросла в социальную и носит актуальных характер в современном мире.
Дети с ограниченными возможностями здоровья сталкиваются с множеством трудностей при адаптации к школьной среде. Дети нормы развития не всегда помогают справиться с этими трудностями, а часто наоборот усложняют процесс. Также осложнить адаптацию могут и родители, которые советуют ребенку с ограниченными возможностями здоровья - не связываться с компаниями детей нормы, напоминая ребенку о существующем недостатке и указывая на него.
Многие современные психологи, педагоги, социологи отмечают что уже в дошкольном и младшем школьном возрасте может наблюдаться нарушение поведения ребенка с ОВЗ и одной из основных характеристик такого поведения является агрессия. Изучение вопроса агрессивности детей, в том числе с ОВЗ, занимались многие известные ученые, психологи, педагоги, среди которых С.Л.Колосова, В.Ф.Шалимова, А.Д.Виноградова, Э.Форм, 3.Фрейд, Р. Кратчфилд, А. Зинченко и др.[48]. В своих работах они рассматривали особенности и причины возникновения агрессии среди детей и возможности работы в данном направлении, но с учетом актуальности данной темы и особенностей агрессивного поведения детей с ОВЗ тема исследования «Особенности проявления агрессии в поведении младших школьников с ОВЗ в инклюзивной практике» является актуальной.
Цель работы - изучить особенности проявления агрессии в поведении детей с ограниченными возможностями здоровья.
Объект исследования - дети с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования - особенности проявления агрессивного поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивной практике.
Гипотеза исследования', мы предполагаем, что уровень проявления агрессивного поведения современных младших школьников с ограниченными возможностями здоровья средний, имеющий тенденцию к высокому и характеризуется частыми и интенсивными проявлениями в виде вербальной агрессии, ссор и криков.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие агрессия, агрессивность и агрессивное поведение в литературных источниках;
- проанализировать особенности проявлении агрессии в поведении младшего школьника с ОВЗ;
- рассмотреть методы и приёмы, существующие в психолого-педагогической практике, направленные на снижение агрессии;
- выделить критерии и подобрать методики;
- провести практические исследование состояния и уровня агрессии детей с ОВЗ и проанализировать полученные результаты;
- разработать коррекционную программу и рекомендации для родителей.
Экспериментальная база исследования: Исследование проводилось на базе муниципального бюджетного среднеобразовательного учреждения «Средняя школа №98» Советского района города Красноярска. В нём принимали участие 10 учащихся коррекционного класса начальной школы в возрасте 10-11 лет, из них 4 ученика имеют легкую степень умственной отсталости и 6 учеников задержку психологического развития.
Для решения поставленных задач в работе использовались методы: анализ педагогической и психологической литературы, обобщение, схематизация, исследование, тестирование, обобщение результатов исследования.
Дети с ограниченными возможностями здоровья сталкиваются с множеством трудностей при адаптации к школьной среде. Дети нормы развития не всегда помогают справиться с этими трудностями, а часто наоборот усложняют процесс. Также осложнить адаптацию могут и родители, которые советуют ребенку с ограниченными возможностями здоровья - не связываться с компаниями детей нормы, напоминая ребенку о существующем недостатке и указывая на него.
Многие современные психологи, педагоги, социологи отмечают что уже в дошкольном и младшем школьном возрасте может наблюдаться нарушение поведения ребенка с ОВЗ и одной из основных характеристик такого поведения является агрессия. Изучение вопроса агрессивности детей, в том числе с ОВЗ, занимались многие известные ученые, психологи, педагоги, среди которых С.Л.Колосова, В.Ф.Шалимова, А.Д.Виноградова, Э.Форм, 3.Фрейд, Р. Кратчфилд, А. Зинченко и др.[48]. В своих работах они рассматривали особенности и причины возникновения агрессии среди детей и возможности работы в данном направлении, но с учетом актуальности данной темы и особенностей агрессивного поведения детей с ОВЗ тема исследования «Особенности проявления агрессии в поведении младших школьников с ОВЗ в инклюзивной практике» является актуальной.
Цель работы - изучить особенности проявления агрессии в поведении детей с ограниченными возможностями здоровья.
Объект исследования - дети с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования - особенности проявления агрессивного поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивной практике.
Гипотеза исследования', мы предполагаем, что уровень проявления агрессивного поведения современных младших школьников с ограниченными возможностями здоровья средний, имеющий тенденцию к высокому и характеризуется частыми и интенсивными проявлениями в виде вербальной агрессии, ссор и криков.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие агрессия, агрессивность и агрессивное поведение в литературных источниках;
- проанализировать особенности проявлении агрессии в поведении младшего школьника с ОВЗ;
- рассмотреть методы и приёмы, существующие в психолого-педагогической практике, направленные на снижение агрессии;
- выделить критерии и подобрать методики;
- провести практические исследование состояния и уровня агрессии детей с ОВЗ и проанализировать полученные результаты;
- разработать коррекционную программу и рекомендации для родителей.
Экспериментальная база исследования: Исследование проводилось на базе муниципального бюджетного среднеобразовательного учреждения «Средняя школа №98» Советского района города Красноярска. В нём принимали участие 10 учащихся коррекционного класса начальной школы в возрасте 10-11 лет, из них 4 ученика имеют легкую степень умственной отсталости и 6 учеников задержку психологического развития.
Для решения поставленных задач в работе использовались методы: анализ педагогической и психологической литературы, обобщение, схематизация, исследование, тестирование, обобщение результатов исследования.
Психологическая коррекция агрессивного поведения детей должна носить комплексный, системный характер и учитывать основные характерологические особенности агрессивных детей, и в первую очередь, такие, как: отсутствие контроля над своими эмоциями, ограниченный набор поведенческих реакций в проблемных для них ситуациях; отсутствие эмпатии и высокий уровень личностной тревожности. Для того чтобы результат работы с агрессивным ребенком был стойким, необходима проработка каждой характерологической особенности данного ребенка. В связи с этим коррекцию агрессивного поведения детей необходимо строить в следующих направлениях:
• снижение уровня личностной тревожности;
• обучение ребенка приемлемым способам выражения своего гнева;
• обучение ребенка техникам контроля над негативными эмоциональными состояниями, а также развитие навыков саморегуляции;
• формирование конструктивных поведенческих реакций в проблемных для детей ситуациях;
• развитие эмпатии и адекватного уровня самооценки.
В ходе анализа научной литературы рассмотрены подходы к понятиям «агрессия», «агрессивность», «агрессивное поведение» следующих авторов:
Э. Фромм, Р. Арди, Р. Кратчфилд, А.М. Зинченко, Н.Д. Левитова, С. Л. Колосовой и других.
Изучены различные подходы к работе с агрессивными детьми и агрессивными детьми с ограниченными возможностями здоровья, определены различия в этих подходах. Мы установили, что чаще всего для коррекции агрессии в поведении детей используются элементы таких подходов как: сказкотерапия, игротерапия, песочная терапия и прочих.
В результате изучении научной литературы были проанализированы особенности проявления агрессии младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья и выявлены различия не только между детьми нормы, но и между учениками одного коррекционного класса различающихся легкой степенью умственной отсталости и задержкой психического развития. Ученикам из первой группы свойственно нежелание признавать ситуации серьёзными и брать на себя за них ответственность, выражено стремление к поиску вины случившегося в окружающих, а не в себе. Ученики из второй группы иногда способны взять на себя ответственность и более сдержанны.
Обобщая результаты исследования научной литературы мы подобрали критерии содержания структурных компонентов агрессивного поведения младших школьников с задержкой психического развития и легкой степенью умственной отсталости.
Для того, чтобы определить уровень проявления выделенных критериев мы подобрали необходимые методики и провели практическое исследование состояния и уровня агрессии детей с ОВЗ.
Анализ результатов исследования показал, что в классе преобладает средний и высокий уровень агрессии, что создаёт ситуацию некомфортную для обучения.
Важно отметить, что причинами существующего в классе уровня агрессии являются: возрастные особенности, особенности воспитания, самооценка, успешность в обучении и успешность среди сверстников.
Дети начинают взрослеть, из-за чего возникает борьба за лидерство среди мальчиков и за звание лучшей девочки в классе - среди девочек.
Основной проблемой для всех учеников класса является неспособность перенаправлять агрессию, при её возникновении, поэтому программа должна быть выстроена с учетом данного факта.
В целях эффективности проводимой коррекции необходима также работа с родителями агрессивных детей с ограниченными возможностями
здоровья, поскольку психологический фон взаимоотношений в семье носит в основном негативный характер и во многом провоцирует ребенка на агрессивное поведение. Родители агрессивных детей нуждаются в положительном опыте общения со своими детьми, им не хватает навыков конструктивного, бесконфликтного взаимодействия с детьми и друг с другом.
• снижение уровня личностной тревожности;
• обучение ребенка приемлемым способам выражения своего гнева;
• обучение ребенка техникам контроля над негативными эмоциональными состояниями, а также развитие навыков саморегуляции;
• формирование конструктивных поведенческих реакций в проблемных для детей ситуациях;
• развитие эмпатии и адекватного уровня самооценки.
В ходе анализа научной литературы рассмотрены подходы к понятиям «агрессия», «агрессивность», «агрессивное поведение» следующих авторов:
Э. Фромм, Р. Арди, Р. Кратчфилд, А.М. Зинченко, Н.Д. Левитова, С. Л. Колосовой и других.
Изучены различные подходы к работе с агрессивными детьми и агрессивными детьми с ограниченными возможностями здоровья, определены различия в этих подходах. Мы установили, что чаще всего для коррекции агрессии в поведении детей используются элементы таких подходов как: сказкотерапия, игротерапия, песочная терапия и прочих.
В результате изучении научной литературы были проанализированы особенности проявления агрессии младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья и выявлены различия не только между детьми нормы, но и между учениками одного коррекционного класса различающихся легкой степенью умственной отсталости и задержкой психического развития. Ученикам из первой группы свойственно нежелание признавать ситуации серьёзными и брать на себя за них ответственность, выражено стремление к поиску вины случившегося в окружающих, а не в себе. Ученики из второй группы иногда способны взять на себя ответственность и более сдержанны.
Обобщая результаты исследования научной литературы мы подобрали критерии содержания структурных компонентов агрессивного поведения младших школьников с задержкой психического развития и легкой степенью умственной отсталости.
Для того, чтобы определить уровень проявления выделенных критериев мы подобрали необходимые методики и провели практическое исследование состояния и уровня агрессии детей с ОВЗ.
Анализ результатов исследования показал, что в классе преобладает средний и высокий уровень агрессии, что создаёт ситуацию некомфортную для обучения.
Важно отметить, что причинами существующего в классе уровня агрессии являются: возрастные особенности, особенности воспитания, самооценка, успешность в обучении и успешность среди сверстников.
Дети начинают взрослеть, из-за чего возникает борьба за лидерство среди мальчиков и за звание лучшей девочки в классе - среди девочек.
Основной проблемой для всех учеников класса является неспособность перенаправлять агрессию, при её возникновении, поэтому программа должна быть выстроена с учетом данного факта.
В целях эффективности проводимой коррекции необходима также работа с родителями агрессивных детей с ограниченными возможностями
здоровья, поскольку психологический фон взаимоотношений в семье носит в основном негативный характер и во многом провоцирует ребенка на агрессивное поведение. Родители агрессивных детей нуждаются в положительном опыте общения со своими детьми, им не хватает навыков конструктивного, бесконфликтного взаимодействия с детьми и друг с другом.
Подобные работы
- ВЛИЯНИЕ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НА АГРЕССИВНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ВЛИЯНИЕ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
НА АГРЕССИВНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ СПОСОБНОСТИ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ О БЕЗОПАСНОСТИ КАК РЕГУЛЯТОРЕ ПОВЕДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЗНАЧИМЫХ СФЕР ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Отношение младших школьников к «особым детям» (Российский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - Психологическая программа коррекции агрессии детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2024 - ВЛИЯНИЕ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НА АГРЕССИВНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ФУНКЦИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ВЛИЯНИЕ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НА
АГРЕССИВНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ
ФУНКЦИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ К ДЕТЯМ С ОВЗ ПРИ ВНЕДРЕНИИ
ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5040 р. Год сдачи: 2017



