ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СПЕЦИФИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЯХ ПРИ ПИСЬМЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 8
1.1. Психофизиологическое содержание процесса письма 8
1.2. Специфические нарушения при письме младших школьников и
подходы к их изучению 13
1.3. Обзор методов и приёмов, направленных на коррекцию
специфических нарушений при письме младших школьников общеобразовательных школ 27
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО АНАЛИЗ 36
2.1. Организация и методика проведения констатирующего эксперимента 36
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента, состояния
письма у учащихся второго класса общеобразовательной школы 44
2.3. Методические рекомендации, направленные на преодоление
специфических нарушений при письме учащихся второго класса общеобразовательной школы 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 94
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 97
ПРИЛОЖЕНИЯ 104
Приложение А - Анамнестические данные на учащихся 104
Приложение Б - Количество полученных баллов за выполнение заданий, соответствующих уровню 105
Приложение В - Характер допущенных ошибок учащимися в ходе записи самостоятельно составленных предложений, диктанта, списываний 106
Нарушения письма у учащихся общеобразовательной школы являются актуальной на сегодняшний день проблемой в современной логопедии, доказательством которой служит огромное количество исследований в научной литературе и в рамках нейропсихологии, логопедии и дефектологии.
Изучение о специфических ошибках при письме длится более ста лет. История развития учения теснейшим образом связана с именами А. Куссмауль, P. Morgan, J. Кегг, С. Thomas и другие.
Среди отечественных авторов - это О.А.Токарева, М.Е. Хватцев, Р.И. Лалаева, И.Н.Садовникова, А.Ф.Спирова, А.В. Ястребова. Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина, О.Б.Иншакова, А.Н.Корнев, Р.Е.Левина и другие.
Интерес к проблемам раннего выявления, предупреждения и коррекции нарушений письма у учащихся обусловлен, прежде всего тем, что письмо как деятельность играет важную роль в жизни человека: оно стимулирует его психическое развитие, обеспечивает общеобразовательную подготовку, влияет на формирование личности [54, С. 16-19].
Учителя начальных классов часто сталкиваются с проблемой, при которой дети не различают фонем родного языка. При письме учащиеся пропускают буквы в словах или пишут их в неправильном порядке, а то и вовсе, в зеркальном отражении, совершая, по мнению взрослых, нелогичные ошибки. Учащийся списывает с доски, не запоминая слова, и сверяет с оригиналом каждое слово, между тем, опять же делая пропуски. У него наблюдаются проблемы с ориентацией, он постоянно путает правую и левую стороны [15].
В исследованиях по этиологии специфических ошибок при письме имеют место разные позиции. Так, сторонники нейропсихологического подхода [Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Т.В. Ахутина, Л.С. Цветкова, О.А. Токарева и другие] рассматривают такого рода ошибки, как следствие нарушения аналитико-синтетической деятельности анализаторов, то есть первичное недоразвитие анализаторов и межанализаторных связей, которое приводит к недостаточности анализа и синтеза информации, нарушению перекодирования сенсорной информации: перевода звуков в буквы.
Сторонники психофизиологического подхода [М.Е. Хватцев, С.С. Ляпидевский, В.И. Насонова, М.Ш. Адилова] связывают специфические ошибки при письме с психофизиологическими механизмами нарушения и расстройства речевой функции и языковых операций письма, которые приводят к недостаточности языкового развития детей.
С позиции клинико - психологического (медико - психологического) и педагогического подхода [А.Н. Корнев, С.Н. Мухин, Ю.Г. Демьянов, И.Ф. Марковская] специфические ошибки при письме связывают с явлениями недоразвития и повреждения центральной нервной системы, проявляющимися в нейродинамических нарушениях и парциальной дефицитарности высших психических функций, в функциональной недостаточности их высших форм регуляции. Различные специфические ошибки при письме сопровождаются у детей различными по степени выраженности сочетаниями нервно - психической деятельности, что выявляет неравномерность психического развития. Также считают, что специфические ошибки на письме возникают в результате трёх групп взаимосвязанных явлений: биологической недостаточности мозговых систем, входящих в систему письменной речи, возникающей на этой основе функциональной недостаточности и средовых условий, предъявляющих повышенные требования к отстающим в развитии или незрелым психическим функциям.
Но в тоже время стоит отметить, что в целом, многие теоретические вопросы в формировании навыка письма и трудностей обучения письму остаются малоизученными, например, особо касающиеся преодоления специфических нарушений при письме. Несмотря на постоянное внимание учёных, исследователей, педагогов и психологов к этой проблеме, она остаётся актуальной в связи с многообразием причин, ее порождающих, что и определяет актуальность выбранной темы.
Проблема исследования: наличие специфических ошибок при письме у учащихся общеобразовательных школ является одним из показателей школьной неуспеваемости, существующие методы коррекции не решают проблемы в полном объёме.
Объект: письмо учащихся общеобразовательной школы.
Предмет: особенности дисграфических ошибок у учащихся второго класса общеобразовательной школы.
Цель исследования: теоретическое обоснование, выявление и описание специфических ошибок нарушений письма у учащихся второго класса общеобразовательной школы.
В соответствии с поставленной целью выдвинули следующие задачи исследования:
1. Проанализировать психолого - педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Составить методику логопедического обследования письма учащихся для выявления специфических ошибок нарушения письма.
3. Провести диагностическое обследование с учащимися второго класса общеобразовательной школы с целью выявления, описания и классификации специфических ошибок нарушений письма.
4. Разработать методические рекомендации, направленные на преодоление выявленных специфических ошибок при письме у учащихся второго класса общеобразовательной школы.
Гипотеза исследования:
1. Под нарушениями письма нами будут пониматься стойкие специфические ошибки при письме, встречающиеся в работах младших школьников.
2. Мы предполагаем, что в ходе диагностического обследования у учащихся второго класса общеобразовательной школы будут выявлены специфические ошибки при письме.
3. Данная работа позволит составить нам дифференцированные методические рекомендации, направленные на преодоление специфических ошибок при письме у учащихся второго класса.
Теоретико-методологической основой исследования явились следующие положения:
• Современные представления о письме, как сложной функциональной системе, имеющей многозвеньевое строение (А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, Л.С. Выготский);
• Исследования, раскрывающие психолого-педагогические особенности детей, имеющих специфические нарушения письма (Р.Е. Левина, А.Н. Корнев, Т.В. Ахутина, О.А. Токарева, М.Е. Хватцев, Р.И. Лалаева, И.Н. Садовникова);
• Научно-методические основы коррекционной работы по устранению дисграфии (В.А. Ковшикова, И.Н. Садовникова, И.Н. Ефименкова, Г.Г. Мисаренко, А.Н. Корнев, Л.С. Волкова, Т.В. Ахутина);
• Система диагностики нарушений письма (А.В. Мамаева, Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина).
Методы исследования:
Теоретические: анализ психолого - педагогической и методической литературы по проблеме исследования.
Эмпирические: проведение констатирующего эксперимента, качественная и количественная обработка информации.
Теоретическая значимость исследования заключается в анализе и систематизации психолого - педагогической и методической литературы по проблеме исследования. Результаты исследования позволяют систематизировать и подтвердить научные представления о специфических ошибках письма учащихся общеобразовательной школы.
Практическая значимость заключается в том, что в ходе исследования будут выявлены специфические ошибки при письме у учащихся второго класса общеобразовательной школы, знание и характер которых позволит в дальнейшем учителю - логопеду соответствующим образом спланировать свою коррекционную работу. Предложенная разработка методических рекомендаций, варьирующая задания от уровня успешности учащихся, а также уровня выполнения задания и дифференцированного вида помощи поможет учителю - логопеду и учителю начальных классов в работе по преодолению специфических нарушений при письме учащихся вторых классов общеобразовательных школ.
Базой исследования явились учащиеся второго класса МБОУ «СШ № 16» г. Ачинска. Экспериментом было охвачено 22 учащихся второго класса.
Этапы работы:
Первый этап - 2015 - 2016 учебный год, на котором изучалась теоретическая и методическая литература по проблеме исследования.
Второй этап - с февраля 2017 года по март 2017 года. Уточнялись исходные позиции исследования: гипотеза, задачи и методика
экспериментального изучения учащихся, обработка результатов исследования, анализ полученного материала.
Третий этап - с апреля 2017 года по май 2017 года. Включал разработку методических рекомендаций, направленных на преодоление выявленных специфических ошибок при письме учащихся второго класса, оформление дипломной работы.
Структура и объём работы: работа состоит из содержания, введения, двух глав, заключения, списка литературы (состоящего из 60 источников) и 3 приложений. Работа содержит 5 таблиц и проиллюстрирована 26 рисунками.
Проблема исследования специфических нарушений при письме младших школьников в современной школе становится более актуальной, исходя из причин, её порождающих. Формирование письма у детей младшего школьного возраста начинается с побуждения, мотива и задачи и включает в себя ряд операций: анализ звуковой структуры слова, соотнесение выделенной из слова фонемы с определённым зрительным образом буквы, воспроизведение с помощью движений руки зрительного образа буквы.
Разработкой наиболее эффективных методов и приёмов работы, направленных на коррекцию дисграфических ошибок письма у детей младшего школьного возраста, в своё время занимались Р.И. Лалаева, М.Е. Хватцев, Л.К. Назарова, Л.Н. Ефименкова, Л.С. Волкова, Т.А. Ахутина, И.Н. Садовникова, которые изучали и проблему специфических нарушений при письме у детей.
Анализ литературных источников показал, что незрелость или недостаточная сформированность функционирования отдельных участков мозга могут приводить к проявлению ошибок на письме, связанных со слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, языкового анализа и синтеза, сформированности лексико - грамматической стороны речи, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.
Работа по профилактике специфических нарушений при письме у детей младшего школьного возраста осуществляется приёмами, направленными на развитие речи, мышления, процессов восприятия, памяти, воображения и других психических процессов. Большое внимание уделяется сравнению смешиваемых букв с максимальным использованием различных анализаторов: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный.
Целью нашего исследования явилось выявление специфически ошибок на письме у учащихся второго класса общеобразовательной школы.
В процессе обследования учащихся было выявлено, что у 32 % учащихся (7 человек) допускают дисграфические ошибки оптического характера, 27 % учащихся (6 человек) допустили дисграфические ошибки на основе нарушения фонемного распознавания (дифференциации) фонем, 18 % учащихся (4 человека) допустили дисграфические ошибки на почве нарушения языкового анализа и синтеза и у 18 % учащихся(4 человека) присутствуют дисграфические ошибки в виде аграмматизмов на письме.
Стоит отметить и единичные проявления дисграфических ошибок у учащихся: персеверации в слове у 1 человека: Ярослав К., ошибка на основе механического закрепления графо-моторных навыков у 1 человека: Карина Ф.
Анализ письменных работ свидетельствовал о том, что выявленные нами специфические ошибки письма у учащихся в стойкой, сильной позиции были выявлены и подтверждены у 7 учащихся из 22: Настя А., Полина М., Серёжа О., Юра П., Настя П., Настя С., Егор Х. У данных учащихся можно отметить проявление дисграфии в смешанной форме.
Данная работа позволила составить нам разноуровневые методические рекомендации, направленные на преодоление дисграфических нарушений оптического, фонемного распознавания (дифференциации) фонем, языкового анализа и синтеза и лексико - грамматического строя речи, направленные на преодоление специфических нарушений при письме учащихся второго класса общеобразовательной школы.
Гипотеза о том, что в ходе диагностического обследования у учащихся второго класса общеобразовательной школы будут выявлены специфические ошибки при письме, для преодоления которых будут составлены дифференцированные методические рекомендации, нашла своё подтверждение.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены, гипотеза нашла своё подтверждение.
1. Агаркова, Н.Г. Совокупность букв русского языка как система
[Электронный ресурс] / Н.Г. Агаркова // Вестник ТГУ. - 1997. - № 3. - Режим доступа: http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/sovokupnost-bukv-
russkogo-yazyka-kak-sistema
2. Азова, О.И. Особенности овладения орфографией младшими
школьниками с общим недоразвитием речи / О.И. Азова. Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы. — М.:
Издательство МСГИ, 2004.- С. 14-20.
3. Аманатова, М.М. Обзор нарушений чтения и письма у учащихся общеобразовательных школ. Ранняя диагностика, профилактика и коррекция нарушений письма и чтения. - М.: Сфера, 2006. - 156 с.
4. Артемьева, Н.Ю. Профилактика и коррекция смешанной дисграфии у
младших школьников [Электронный ресурс] / Н.Ю. Голомазова // СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. Материалы XI Международной научной конференции. - 2015. - Том. 2. - Режим доступа:
http:ZZelibrary.ru/downloadZelibrary 24000220 21388375.pdf
5. Архипова, Е.Ф. Преодоление некоторых видов нарушений
письма у учащихся начальных классов / Е.Ф. Архипова // Начальная школа [Электронный ресурс]. - 2009. - Режим доступа:
http:ZZelibrary.ruZdownloadZelibrary 13002592 44492623.pdf
6. Ахутина, Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: Индивидуально ориентированный подход / Т.В. Ахутина // Школа здоровья. 2000. - №2. - С. 21 - 28.
7. Ахутина, Т.В. Пылаева Н.М., Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. - СПб.: Питер, 2008. - С 34.
8. Барылкина, Л.П. Эти трудные согласные: Как помочь ребенку с нарушениями процесса письма и чтения / Л.П. Барылкина, И.П. Матраева, Л.А.Обухова; — М.: 5 за знания, 2005. — 128с.
9. Брюховских, Л.А. Формирование предложных конструкций у младших школьников с общим недоразвитием речи: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2015. - 184 с.
10. Волкова, Л.С. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш.
учеб. заведений. — 5-е изд., перераб. и доп. —
М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2009. — 703 с.
11. Глаголева, Е.А. Преодоление трудностей при обучении младших школьников чтению и письму / Е.А. Глаголева // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. - 2013. - №4. - С.23
12. Глухов, В.П., Ковшиков, В.А. Основы психолингвистики: пособие для студентов педвузов. - М.: АСТ, 2005. - 351 с.
13. Голомазова, Л.А. Нарушения письма, или как отличить дисграфию с
дизорфографией от нежелания грамотно писать [Электронный ресурс] / Л.А. Голомазова // Актуальные проблемы преподавания в начальной школе. Кирюшкинские чтения. - 2016. - Режим доступа:
http://elibrary.ru/download/elibrary 25896878 54550607.pdf
14. Ефименкова, Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных
несформированностью фонематического восприятия. - М.: Национальный книжный центр, 2011. - 267 с.
15. Ефименкова, Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. - М.: Национальный книжный центр, 2015. - 320 с.
16. Жукатинская, Е.Н. Обучение в начальной школе: Дисграфия у детей младшего школьного возраста и методы её устранения [Электронный ресурс] / Е.Н. Жукатинская // Еразийский Союз Учёных (ЕСУ). - 2015. - выпуск 11 (20). - Режим доступа:http: //elibrary.ru/download/elibrary25444033 87968270.pdf
17. Коноваленко, С.В. Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. - М.: Эксмо, 2004. - 128 с.
18. Карпенко, Н.П., Подольский, А.И. Внимание и коррекция дисграфических ошибок у детей с недостатками речи / Н.П. Карпенко, А.И. Подольский // Вестник МГУ. - 2002. - №3. - С. 29
19. Коваленко, О.М. Коррекция нарушений письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы. - М.: Астрель, 2008. - 157 с.
20. Козырева, Л.М. Программно - методические материалы для логопедических занятий с младшими школьниками. М.: Ярославль,
2006. - 142с.
21. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. - СПб.: Речь, 2003. - 336 с.
22. Лалаева, Р.И., Бенедиктова, Л.В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция. — Ростов н/Д: «Феникс», 2004. — 224 с.
23. Лалаева, Р.И. Нарушение письменной речи // Хрестоматия по
логопедии / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. - М.: Владос, 1997. - С.512
24. Лалаева, Р.И. Логопедия: Методическое наследие: Пособие для
логопедов и студ. дефектол. фак. пед. Вузов / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. IV:
Нарушения письменной речи: Дислексия. Дисграфия. — 304 с.
25. Левина, Р.Е. Влияние недоразвития речи на усвоение письма / Р.Е. Левина // Специальная школа. - 1963. - №1. - С. 62 - 66
26. Левина, Р.Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи / Р.Е. Левина // НИИД АПН РСФСР. - 1961. - № 4. - С. 64 - 67
27. Леонтьев, А.А. Психолингвистические единицы и порождение
речевого высказывания. М.: «Наука», 1969. - 597 с.
28. Логинова, Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие / Под ред. Л. С. Волковой. - СПб. «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2004. - 208 с.
29. Лурия, А.Р. Высшие корковые функции человека. - СПб.: Питер, 2008. - 621 с.
30. Лурия, А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 352 с.
31. Лурия, А.Р. Психологическое содержание процесса письма. Хрестоматия по логопедии. - М.: «Академия», 1997. - С. 326 - 333
32. Мазанова, Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии, Конспекты занятий для логопеда. - М.: ГНОМ и Д, 2016. - 128 с.
33. Мазанова, Е.В. Коррекция акустической дисграфии, Конспекты занятий для логопеда. - М.: ГНОМ и Д, 2017. - 184 с.
34. Мазанова, Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза, Конспекты занятий для логопедов. - М.: ГНОМ и Д, 2016. - 128 с.
35. Мазанова, Е.В. Коррекция оптической дисграфии, Конспекты занятий c младшими школьниками. - М.: ГНОМ и Д, 2016. - 87 с.
36. Мазанова, Е.В. Учусь работать со словом. Альбом упражнений по коррекции аграмматической дисграфии. - М.: ГНОМ и Д, 2016. - 48 с.
37. Мазанова. Е.В. Учусь не путать звуки. Альбом 1/2. Упражнения по коррекции акустической дисграфии младших школьников. - М.: ГНОМ и Д, 2016. - 32 с.
38. Мазанова, Е.В. Учусь работать с текстом Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа. - М.: ГНОМ и Д, 2016. - 48 с.
39. Мазанова, Е.В. Учусь не путать буквы. Альбом 1/2. Упражнения по коррекции оптической дисграфии. - М.: ГНОМ и Д, 2016. - 32 с.
40. Мамаева, А.В. Обследование речи младших школьников: метод. Рекомендации / [А.В. Мамаева, И.Н. Рейм, Е.В. Насонова и др.]; под ред. А.В. Мамаевой; Краснояр. Гос. Пед. ун-т им В.П. Астафьева. - Красноярск, 2015. - 118 с.
41. Назарова, И.В., Шайдуллина, Г.Ф. Предупреждение нарушений письма / И.В. Назарова, Г.Ф. Шайдуллина // Начальная школа [Электронный ресурс]. - 2014. - Режим доступа:http://elibrary.ru/download/elibrary22654109 87806222.pdf
42. Никашина, Н.А. Устранение недостатков произношения и письма у младших школьников/ Н.А. Никашина // Недостатки речи у учащихся начальных классов массовых школ. - М.: Просвещение, 1963. - С.12-13
43.Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка. 100000 слов, терминов и выражений. - М.: Мир и Образование, 2016. — 736 с.
44. Парамонова, Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфий у детей. - СПб.: Союз, 2004. - 240с.
45. Поваляева, М.А. Справочник логопеда - Ростов н/Д: «Феникс», 2002. - 448 с.
46. Пятница, Т.В. Логопедия в таблицах, схемах, цифрах. - Издание 8-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2016. - 173 с.
47. Рамзаева, Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. - М.: Просвещение, 1979. — 431 с.
48. Садовникова, И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М.: Владос, 1997. - 256 c.
49. Сергеева, Е.Е. Профилактика дисграфии и дислексии у детей с ОНР - это обучение и воспитание в коррекционной группе / Е.Е. Сергеева // Логопедия сегодня. - 2008. - № 2. - С. 52-64
50. Спирова, Л.Ф. Дифференцированный подход к проявлению нарушений письма и чтения учащихся общеобразовательной школы / Л.Ф. Спирова // Дефектология. - 1988. - №5. - С.3-9.
51. Сырвачева, Л.А. Уфимцева Л.П., Диагностическая и коррекционно-развивающая работа с детьми младшего школьного возраста группы риска по отклонениям развития. - Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2014. - 278 с.
52. Фотекова, Т.А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. - М.: Айрис-пресс,
2007. - 172с.
53. Хватцев, М.Е. Логопедия. Книга 1. - М.: Владос, 2009. — 272 с.
54. Хорошилова, Е.И., Характеристика специфических ошибок письма младших школьников / Е.И. Хорошилова // Начальная школа. - 2001. - №7. - С. 16 - 19
55. Цветкова, Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. М.: «Когито - центр», 1998. - С. 126 - 134
56. Щерба, Л.В. Теория русского письма/ Л.В. Щерба // Логопедия и Наука. - 1983.- 135с.
57. Щукин, А.В, Елецкая, О.В. Интеллектуально-личностное развитие детей с различными видами дисграфии А.В. Щукин // Логопед. - Москва: Сфера. - 2013. - № 6.- С.10-17
58. Щукин, А.В., Елецкая, О.В. Особенности интеллекта у младших школьников с дисграфией [Электронный ресурс] / А.В. Щукин, О.В. Елецкая // Современные научные исследования и инновации. - 2012. - № 2. - Режим доступа:http://web.snauka.ru/issues/2012/02/7130
59. Эльконин, Д.Б. Некоторые вопросы психологии усвоения грамоты / Д.Б. Эльконин // Вопросы психологии. — 1956. - №5. - С. 38 — 53
60. Ястребова, А.В., Спирова, Л.Ф., Бессонова, Т.П. Учителю о детях с недостатками речи. / Изд. 2-е. - М.: АРКТИ, 1997. - 131 с.