ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ МАНИПУЛЯТИВНОГО ОБЩЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
|
Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы изучения манипуляции в младшем школьном возрасте 7
1.1. Подходы к пониманию манипуляции 7
1.2. Приемы манипулятивного воздействия в младшем школьном
возрасте 19
1.3. Психолого-педагогические приемы работы над манипулятивным
общением младших школьников 28
Выводы по Главе 1 37
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей проявления манипулятивного поведения у младших школьников 39
2.1. Методическая организация исследования 39
2.2. Результаты констатирующего эксперимента и их обсуждение 48
2.3. Программа групповых занятий с элементами работы со сказкой для
коррекции манипулятивного поведения младших школьников 63
Выводы по Главе 2 74
Заключение 77
Список используемых источников 79
Приложения
Глава 1. Психолого-педагогические основы изучения манипуляции в младшем школьном возрасте 7
1.1. Подходы к пониманию манипуляции 7
1.2. Приемы манипулятивного воздействия в младшем школьном
возрасте 19
1.3. Психолого-педагогические приемы работы над манипулятивным
общением младших школьников 28
Выводы по Главе 1 37
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей проявления манипулятивного поведения у младших школьников 39
2.1. Методическая организация исследования 39
2.2. Результаты констатирующего эксперимента и их обсуждение 48
2.3. Программа групповых занятий с элементами работы со сказкой для
коррекции манипулятивного поведения младших школьников 63
Выводы по Главе 2 74
Заключение 77
Список используемых источников 79
Приложения
Манипуляция представляет собой одну из форм социального, межличностного общения, при которой один индивид стремиться подчинить другого. В современном обществе такая форма общения крайне распространенное явление. Любой человек хоть раз в жизни оказывался в роли манипулятора, пытаясь получить какую-либо выгоду от друзей, родителей, детей, знакомых, учителей, деловых партнеров и т.п. и манипулируемого, которым управляли, скрыто навязали какое-либо поведение, действие.
Манипуляция не редко представляет собой предмет изучения в психологии, философии, социологии, лингвистике, политологии, маркетинге, журналистике. Исследованием проблемы манипуляции занимались Г.М. Андреева, Э. Берн, Е.Л. Волков, Е.Л. Доценко, С.А. Зеленский, Ф. Зимбардо, С.Г Кара-Мурза, А.Н. Лебедев, Р. Чалдини, В.П. Шейнов, Г. Шиллер, Э. Шостром, П. Шульц и многие другие зарубежные и отечественные авторы.
В научной среде нет единого общещепринятого определения манипуляции. М.Р. Битянова предлагает следующее определение манипуляции: «Манипуляция - это распространенная форма межличностного общения, предполагающая воздействие на партнера по общению, с целью достижения своих скрытых намерений; при манипулятивном общении ставится также цель добиться контроля над поведением и мыслями другого человека; партнер не информируется об истинных целях общения; они либо просто скрываются от него, либо подменяются другими» [1].
Мы не можем утверждать, что манипуляция всегда является отрицательным явлением и приносит только вред, но, бесспорно, мы не можем назвать общение, основанное на манипуляции, эффективным и человечным. При манипуляционном взаимодействии наблюдаются ассиметричные отношения, при которых манипулятор не ценит собеседника как личность, субъект, а относится к нему как средству достижения своих целей. Такое объектное отношение приносит вред не только человеку, подвергнувшемуся манипуляции, но и манипулятору. Оно может обернуться для него личными и социальными проблемами в будущем, пагубно сказаться на всей его дальнейшей жизни.
Актуальность: тема курсовой работы, посвященная манипуляции, весьма актуальна в современной жизни, так как каждый человек является манипулятором, в том числе и ребенок. С самого детства он, являясь наблюдателем манипуляций, направленных на него, со стороны родителей, усваивает эти умения и впоследствии мастерски применяет их по отношению к родителям, родственникам, сверстникам. Но манипуляция является негативным компонентом взаимоотношения людей, она вызывает недоверие, недовольство у манипулируемых людей, там самым, не способствуя эффективному общению. Младший школьный возраст является благоприятным периодом для формирования умения общаться с окружающими людьми без манипуляций.
Цель работы - на основе изучения особенностей проявления манипулятивного общения у младших школьников разработать программу коррекции манипулятивного поведения младших школьников при помощи групповых занятий с элементами работы со сказкой.
Объект исследования - общение младших школьников с другими людьми.
Предмет исследования - проявление манипулятивных приемов в общении с окружающими у младших школьников.
Гипотезой исследования служит предположение о том, что в младшем школьном возрасте:
1) дети проявляют манипулятивное общение в основном в отношении родителей;
2) целью манипулятивного общения является избегание неприятностей;
3) наиболее частыми манипулятивными приемами являются: «Ласковый теленочек», «Диктатор», «Непонятливая ученица», «Вы меня не любите», «Почему сестре можно?», «Как поступить?».
Исходя из поставленной цели и сформулированных гипотез, были выдвинуты следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Подобрать диагностические методики для изучения проявлений манипуляции в общении младшими школьниками.
3. Провести констатирующий эксперимент, направленный на изучение особенностей проявления манипулятивного общения у младших школьников.
4. Описать актуальный уровень проявления манипулятивного общения в младшем школьном возрасте.
5. Разработать программу коррекции манипулятивного поведения младших школьников при помощи групповых занятий с элементами работы со сказкой.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования.
2. Тестирование.
3. Опросные методы.
4. Методы математической обработки данных.
5. Методы качественного и количественного анализа.
Экспериментальная база: исследование проводилось на базе Орьёвской СОШ п. Орьё Красноярского края. Экспериментальную группу составили учащиеся 1-4 классов в количестве 21 человека, среди них 6 учащихся из 1 класса и по 5 учеников из 2, 3 и 4 классов.
Структура работы: введение, две главы, заключение, выводы, библиографический список.
Работа апробирована на Всероссийской научно-практической конференции «Современное начальное образование: проблемы и перспективы развития» в рамках XIX Международного научно¬практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодёжь и наука XXI века» в г. Красноярске 26 - 27 апреля 2018 года. По теме исследования имеется публикация.
Манипуляция не редко представляет собой предмет изучения в психологии, философии, социологии, лингвистике, политологии, маркетинге, журналистике. Исследованием проблемы манипуляции занимались Г.М. Андреева, Э. Берн, Е.Л. Волков, Е.Л. Доценко, С.А. Зеленский, Ф. Зимбардо, С.Г Кара-Мурза, А.Н. Лебедев, Р. Чалдини, В.П. Шейнов, Г. Шиллер, Э. Шостром, П. Шульц и многие другие зарубежные и отечественные авторы.
В научной среде нет единого общещепринятого определения манипуляции. М.Р. Битянова предлагает следующее определение манипуляции: «Манипуляция - это распространенная форма межличностного общения, предполагающая воздействие на партнера по общению, с целью достижения своих скрытых намерений; при манипулятивном общении ставится также цель добиться контроля над поведением и мыслями другого человека; партнер не информируется об истинных целях общения; они либо просто скрываются от него, либо подменяются другими» [1].
Мы не можем утверждать, что манипуляция всегда является отрицательным явлением и приносит только вред, но, бесспорно, мы не можем назвать общение, основанное на манипуляции, эффективным и человечным. При манипуляционном взаимодействии наблюдаются ассиметричные отношения, при которых манипулятор не ценит собеседника как личность, субъект, а относится к нему как средству достижения своих целей. Такое объектное отношение приносит вред не только человеку, подвергнувшемуся манипуляции, но и манипулятору. Оно может обернуться для него личными и социальными проблемами в будущем, пагубно сказаться на всей его дальнейшей жизни.
Актуальность: тема курсовой работы, посвященная манипуляции, весьма актуальна в современной жизни, так как каждый человек является манипулятором, в том числе и ребенок. С самого детства он, являясь наблюдателем манипуляций, направленных на него, со стороны родителей, усваивает эти умения и впоследствии мастерски применяет их по отношению к родителям, родственникам, сверстникам. Но манипуляция является негативным компонентом взаимоотношения людей, она вызывает недоверие, недовольство у манипулируемых людей, там самым, не способствуя эффективному общению. Младший школьный возраст является благоприятным периодом для формирования умения общаться с окружающими людьми без манипуляций.
Цель работы - на основе изучения особенностей проявления манипулятивного общения у младших школьников разработать программу коррекции манипулятивного поведения младших школьников при помощи групповых занятий с элементами работы со сказкой.
Объект исследования - общение младших школьников с другими людьми.
Предмет исследования - проявление манипулятивных приемов в общении с окружающими у младших школьников.
Гипотезой исследования служит предположение о том, что в младшем школьном возрасте:
1) дети проявляют манипулятивное общение в основном в отношении родителей;
2) целью манипулятивного общения является избегание неприятностей;
3) наиболее частыми манипулятивными приемами являются: «Ласковый теленочек», «Диктатор», «Непонятливая ученица», «Вы меня не любите», «Почему сестре можно?», «Как поступить?».
Исходя из поставленной цели и сформулированных гипотез, были выдвинуты следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Подобрать диагностические методики для изучения проявлений манипуляции в общении младшими школьниками.
3. Провести констатирующий эксперимент, направленный на изучение особенностей проявления манипулятивного общения у младших школьников.
4. Описать актуальный уровень проявления манипулятивного общения в младшем школьном возрасте.
5. Разработать программу коррекции манипулятивного поведения младших школьников при помощи групповых занятий с элементами работы со сказкой.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования.
2. Тестирование.
3. Опросные методы.
4. Методы математической обработки данных.
5. Методы качественного и количественного анализа.
Экспериментальная база: исследование проводилось на базе Орьёвской СОШ п. Орьё Красноярского края. Экспериментальную группу составили учащиеся 1-4 классов в количестве 21 человека, среди них 6 учащихся из 1 класса и по 5 учеников из 2, 3 и 4 классов.
Структура работы: введение, две главы, заключение, выводы, библиографический список.
Работа апробирована на Всероссийской научно-практической конференции «Современное начальное образование: проблемы и перспективы развития» в рамках XIX Международного научно¬практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодёжь и наука XXI века» в г. Красноярске 26 - 27 апреля 2018 года. По теме исследования имеется публикация.
В последнее время проблема манипулятивного воздействия приобретает все большую популярность. Она занимает умы психологов, философов, социологов, лингвистов, политологов, журналистов. Она изучается давно и на сегодняшний день существует различные подходы к данной теме.
В нашей работе были рассмотрены различные научные подходы к проблеме исследования следующих авторов: М.Р. Битяновой, О.А. Гудиной, Е.Л. Доценко, В.В. Знакова, С.А. Зеленского, Е.П. Ильина, С.Г. Кара-Мурза, Т.И. Колесникова, Г.А. Копниной, А.А. Кузина, Т.Л. Кузмишиной, Г.А. Кураева, В.В. Макеровой, А.В. Микляевой, К.Я. Попаренко, Е.Н. Руськиной, А.А. Сергеева, Е.И. Сура, А.В. Филатова, Т.М. Харламовой, В.П. Шейнова и Э. Шострома.
В первой главе нашей работы мы провели теоретический анализ психолого-педагогической литературы и раскрыли содержание понятия «манипуляция». Были проанализированы признаки, суть, структура манипуляции, обозначены предпосылки успешной манипуляции и ее функции. Были рассмотрены типы детей-манипуляторов и описаны основные приемы их манипулирования родителями, учителями и сверстниками. Также описаны направления работы над преодолением манипуляций в общении детей.
Вторая глава нашей работы посвящена эмпирическому исследованию особенностей проявления манипулирования в общении у младших школьников. Нами был подобран и описан диагностический комплекс для определения актуального уровня развития способности к манипулированию, проведено экспериментальное исследование.
По результатам проведенного исследования были выявлены следующие особенности:
1. Младшие школьники имеют средний уровень развития манипулятивного общения. У них имеются черты личности, присущие макиавеллистам. Школьники считают возможным использование людей в личных целях, для того, чтобы избежать негативных последствий. Также отмечается склонность к манипулированию окружающими. Ученики знают, как с помощью эмоций воздействовать на людей, и умеют использовать эмоции как средства манипулирования. Знают и используют манипулятивные приемы.
2. Дети в младшем школьном возрасте редко прибегают к манипулированию учителем. К основным приемам манипулирования учителем относятся «Довести учителя» и «Вызывающее поведение».
3. Младшие школьники обладают средним и высоким уровнем манипулятивных отношений с родителями. Чаще всего для манипулятивного воздействия дети используют приемы: «Ласковый теленочек», «Диктатор», «Непонятливая ученица», «Почему сестре можно?», «Вы меня не любите», «Как поступить».
4. Мальчики чаще прибегают к манипуляции. По всем методикам было выявлен более высокий уровень у мальчиков, по сравнению с девочками.
Полученные результаты легли в основу методических рекомендаций по организации психолого-педагогической работы, направленной на коррекцию манипулятивного поведения младших школьников. Программа направлена на формирование основных личностных черт активизатора, развитие умения сотрудничать, находить компромисс.
Материалы программы могут быть использованы практическими психологами и педагогами при работе с детьми, использующие в своем поведение манипулятивные приемы или имеющими склонность к манипулированию.
В нашей работе были рассмотрены различные научные подходы к проблеме исследования следующих авторов: М.Р. Битяновой, О.А. Гудиной, Е.Л. Доценко, В.В. Знакова, С.А. Зеленского, Е.П. Ильина, С.Г. Кара-Мурза, Т.И. Колесникова, Г.А. Копниной, А.А. Кузина, Т.Л. Кузмишиной, Г.А. Кураева, В.В. Макеровой, А.В. Микляевой, К.Я. Попаренко, Е.Н. Руськиной, А.А. Сергеева, Е.И. Сура, А.В. Филатова, Т.М. Харламовой, В.П. Шейнова и Э. Шострома.
В первой главе нашей работы мы провели теоретический анализ психолого-педагогической литературы и раскрыли содержание понятия «манипуляция». Были проанализированы признаки, суть, структура манипуляции, обозначены предпосылки успешной манипуляции и ее функции. Были рассмотрены типы детей-манипуляторов и описаны основные приемы их манипулирования родителями, учителями и сверстниками. Также описаны направления работы над преодолением манипуляций в общении детей.
Вторая глава нашей работы посвящена эмпирическому исследованию особенностей проявления манипулирования в общении у младших школьников. Нами был подобран и описан диагностический комплекс для определения актуального уровня развития способности к манипулированию, проведено экспериментальное исследование.
По результатам проведенного исследования были выявлены следующие особенности:
1. Младшие школьники имеют средний уровень развития манипулятивного общения. У них имеются черты личности, присущие макиавеллистам. Школьники считают возможным использование людей в личных целях, для того, чтобы избежать негативных последствий. Также отмечается склонность к манипулированию окружающими. Ученики знают, как с помощью эмоций воздействовать на людей, и умеют использовать эмоции как средства манипулирования. Знают и используют манипулятивные приемы.
2. Дети в младшем школьном возрасте редко прибегают к манипулированию учителем. К основным приемам манипулирования учителем относятся «Довести учителя» и «Вызывающее поведение».
3. Младшие школьники обладают средним и высоким уровнем манипулятивных отношений с родителями. Чаще всего для манипулятивного воздействия дети используют приемы: «Ласковый теленочек», «Диктатор», «Непонятливая ученица», «Почему сестре можно?», «Вы меня не любите», «Как поступить».
4. Мальчики чаще прибегают к манипуляции. По всем методикам было выявлен более высокий уровень у мальчиков, по сравнению с девочками.
Полученные результаты легли в основу методических рекомендаций по организации психолого-педагогической работы, направленной на коррекцию манипулятивного поведения младших школьников. Программа направлена на формирование основных личностных черт активизатора, развитие умения сотрудничать, находить компромисс.
Материалы программы могут быть использованы практическими психологами и педагогами при работе с детьми, использующие в своем поведение манипулятивные приемы или имеющими склонность к манипулированию.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ТИПАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ
УЧИТЕЛЯ (19.00.07 )
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2001 - Педагогическое общение как условие повышения качества обучения младших школьников (Московская Международная Академия)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2021 - МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ АССЕРТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Феномен психологического манипулирования и его проявление в профессиональной деятельности педагогов
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2023 - СТИЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ И ЕГО ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ И КОГНИТИВНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ (19.00.05 )
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003 - Образ первого ребенка у матерей с разным типом родительского
отношения
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОРУДИЯ ОПОСРЕДСТВОВАНИЯ СТРАХОВ У
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2016 - Самопрезентация идентичности в социальных сетях как один из рисков
виктимного поведения в юношеском возрасте
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2021



