Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы изучения манипуляции в младшем школьном возрасте 7
1.1. Подходы к пониманию манипуляции 7
1.2. Приемы манипулятивного воздействия в младшем школьном
возрасте 19
1.3. Психолого-педагогические приемы работы над манипулятивным
общением младших школьников 28
Выводы по Главе 1 37
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей проявления манипулятивного поведения у младших школьников 39
2.1. Методическая организация исследования 39
2.2. Результаты констатирующего эксперимента и их обсуждение 48
2.3. Программа групповых занятий с элементами работы со сказкой для
коррекции манипулятивного поведения младших школьников 63
Выводы по Главе 2 74
Заключение 77
Список используемых источников 79
Приложения
Манипуляция представляет собой одну из форм социального, межличностного общения, при которой один индивид стремиться подчинить другого. В современном обществе такая форма общения крайне распространенное явление. Любой человек хоть раз в жизни оказывался в роли манипулятора, пытаясь получить какую-либо выгоду от друзей, родителей, детей, знакомых, учителей, деловых партнеров и т.п. и манипулируемого, которым управляли, скрыто навязали какое-либо поведение, действие.
Манипуляция не редко представляет собой предмет изучения в психологии, философии, социологии, лингвистике, политологии, маркетинге, журналистике. Исследованием проблемы манипуляции занимались Г.М. Андреева, Э. Берн, Е.Л. Волков, Е.Л. Доценко, С.А. Зеленский, Ф. Зимбардо, С.Г Кара-Мурза, А.Н. Лебедев, Р. Чалдини, В.П. Шейнов, Г. Шиллер, Э. Шостром, П. Шульц и многие другие зарубежные и отечественные авторы.
В научной среде нет единого общещепринятого определения манипуляции. М.Р. Битянова предлагает следующее определение манипуляции: «Манипуляция - это распространенная форма межличностного общения, предполагающая воздействие на партнера по общению, с целью достижения своих скрытых намерений; при манипулятивном общении ставится также цель добиться контроля над поведением и мыслями другого человека; партнер не информируется об истинных целях общения; они либо просто скрываются от него, либо подменяются другими» [1].
Мы не можем утверждать, что манипуляция всегда является отрицательным явлением и приносит только вред, но, бесспорно, мы не можем назвать общение, основанное на манипуляции, эффективным и человечным. При манипуляционном взаимодействии наблюдаются ассиметричные отношения, при которых манипулятор не ценит собеседника как личность, субъект, а относится к нему как средству достижения своих целей. Такое объектное отношение приносит вред не только человеку, подвергнувшемуся манипуляции, но и манипулятору. Оно может обернуться для него личными и социальными проблемами в будущем, пагубно сказаться на всей его дальнейшей жизни.
Актуальность: тема курсовой работы, посвященная манипуляции, весьма актуальна в современной жизни, так как каждый человек является манипулятором, в том числе и ребенок. С самого детства он, являясь наблюдателем манипуляций, направленных на него, со стороны родителей, усваивает эти умения и впоследствии мастерски применяет их по отношению к родителям, родственникам, сверстникам. Но манипуляция является негативным компонентом взаимоотношения людей, она вызывает недоверие, недовольство у манипулируемых людей, там самым, не способствуя эффективному общению. Младший школьный возраст является благоприятным периодом для формирования умения общаться с окружающими людьми без манипуляций.
Цель работы - на основе изучения особенностей проявления манипулятивного общения у младших школьников разработать программу коррекции манипулятивного поведения младших школьников при помощи групповых занятий с элементами работы со сказкой.
Объект исследования - общение младших школьников с другими людьми.
Предмет исследования - проявление манипулятивных приемов в общении с окружающими у младших школьников.
Гипотезой исследования служит предположение о том, что в младшем школьном возрасте:
1) дети проявляют манипулятивное общение в основном в отношении родителей;
2) целью манипулятивного общения является избегание неприятностей;
3) наиболее частыми манипулятивными приемами являются: «Ласковый теленочек», «Диктатор», «Непонятливая ученица», «Вы меня не любите», «Почему сестре можно?», «Как поступить?».
Исходя из поставленной цели и сформулированных гипотез, были выдвинуты следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Подобрать диагностические методики для изучения проявлений манипуляции в общении младшими школьниками.
3. Провести констатирующий эксперимент, направленный на изучение особенностей проявления манипулятивного общения у младших школьников.
4. Описать актуальный уровень проявления манипулятивного общения в младшем школьном возрасте.
5. Разработать программу коррекции манипулятивного поведения младших школьников при помощи групповых занятий с элементами работы со сказкой.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования.
2. Тестирование.
3. Опросные методы.
4. Методы математической обработки данных.
5. Методы качественного и количественного анализа.
Экспериментальная база: исследование проводилось на базе Орьёвской СОШ п. Орьё Красноярского края. Экспериментальную группу составили учащиеся 1-4 классов в количестве 21 человека, среди них 6 учащихся из 1 класса и по 5 учеников из 2, 3 и 4 классов.
Структура работы: введение, две главы, заключение, выводы, библиографический список.
Работа апробирована на Всероссийской научно-практической конференции «Современное начальное образование: проблемы и перспективы развития» в рамках XIX Международного научно¬практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодёжь и наука XXI века» в г. Красноярске 26 - 27 апреля 2018 года. По теме исследования имеется публикация.
В последнее время проблема манипулятивного воздействия приобретает все большую популярность. Она занимает умы психологов, философов, социологов, лингвистов, политологов, журналистов. Она изучается давно и на сегодняшний день существует различные подходы к данной теме.
В нашей работе были рассмотрены различные научные подходы к проблеме исследования следующих авторов: М.Р. Битяновой, О.А. Гудиной, Е.Л. Доценко, В.В. Знакова, С.А. Зеленского, Е.П. Ильина, С.Г. Кара-Мурза, Т.И. Колесникова, Г.А. Копниной, А.А. Кузина, Т.Л. Кузмишиной, Г.А. Кураева, В.В. Макеровой, А.В. Микляевой, К.Я. Попаренко, Е.Н. Руськиной, А.А. Сергеева, Е.И. Сура, А.В. Филатова, Т.М. Харламовой, В.П. Шейнова и Э. Шострома.
В первой главе нашей работы мы провели теоретический анализ психолого-педагогической литературы и раскрыли содержание понятия «манипуляция». Были проанализированы признаки, суть, структура манипуляции, обозначены предпосылки успешной манипуляции и ее функции. Были рассмотрены типы детей-манипуляторов и описаны основные приемы их манипулирования родителями, учителями и сверстниками. Также описаны направления работы над преодолением манипуляций в общении детей.
Вторая глава нашей работы посвящена эмпирическому исследованию особенностей проявления манипулирования в общении у младших школьников. Нами был подобран и описан диагностический комплекс для определения актуального уровня развития способности к манипулированию, проведено экспериментальное исследование.
По результатам проведенного исследования были выявлены следующие особенности:
1. Младшие школьники имеют средний уровень развития манипулятивного общения. У них имеются черты личности, присущие макиавеллистам. Школьники считают возможным использование людей в личных целях, для того, чтобы избежать негативных последствий. Также отмечается склонность к манипулированию окружающими. Ученики знают, как с помощью эмоций воздействовать на людей, и умеют использовать эмоции как средства манипулирования. Знают и используют манипулятивные приемы.
2. Дети в младшем школьном возрасте редко прибегают к манипулированию учителем. К основным приемам манипулирования учителем относятся «Довести учителя» и «Вызывающее поведение».
3. Младшие школьники обладают средним и высоким уровнем манипулятивных отношений с родителями. Чаще всего для манипулятивного воздействия дети используют приемы: «Ласковый теленочек», «Диктатор», «Непонятливая ученица», «Почему сестре можно?», «Вы меня не любите», «Как поступить».
4. Мальчики чаще прибегают к манипуляции. По всем методикам было выявлен более высокий уровень у мальчиков, по сравнению с девочками.
Полученные результаты легли в основу методических рекомендаций по организации психолого-педагогической работы, направленной на коррекцию манипулятивного поведения младших школьников. Программа направлена на формирование основных личностных черт активизатора, развитие умения сотрудничать, находить компромисс.
Материалы программы могут быть использованы практическими психологами и педагогами при работе с детьми, использующие в своем поведение манипулятивные приемы или имеющими склонность к манипулированию.
1. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. М.: ТЦ Сфера, 2003. 128 с.
2. Артушина Н. «Сказка о смелом Тимоше». Сказкотерапия: коррекция детской лени и лжи Режим //электрон. дан. доступа. URL : http: //www.maam.ru/detskij sad/skazkoterapij a-korekcij a-detskoi-leni-i-lzhi .html(дата обращения: 11.01.2018)
3. Багулина Н.В. Основные технологии манипулирования в общении // Актуальные вопросы современной психологии: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Челябинск, март 2011 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2011. С. 10-12.
4. Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей. Учебное пособие. М: Эксмо-Пресс, 2001. 576 с.
5. Бойко В.В. Психоэнергетика. Краткий справочник. Питер, 2008. 250 с.
6. Братченко С.Л. Экзистенциально-гуманистический подход Дж.
Бюджентала: уроки для психологии // Экзистенциальная традиция:
философия, психология, психотерапия. - 2005. - №1. Режим доступа к журн. URL: http: //psylib.org.ua/books/_brats02.htm (дата обращения 23.01.2016)
7. Вачков И.В. Сказки о самой душевной науке: Королевство Внутреннего Мира. Королевство Разорванных Связей. М. : Генезис, 2017. 138 с.
8. Грецов А., Бедарева Т. Психологические игры для старшеклассников и студентов / ил. Т. Бедаревой. СПб.: Питер, 2008. 190 с.
9. Гудина О.А. Манипуляция и ее виды в педагогическом дискурсе. //Язык и культура. 2011. Вып. № 2. С. 13-21
10. Голубева А.В., Максимов В.И. Русский язык и культура речи: учебник для технических вузов. М. : Юрайт-Издат, 2009. 356 с.
11. Дмитриев М.Г., Белов В.Г., Парфенов Ю.А. Психолого-педагогическая диагностика делинквентного поведения у трудных подростков. СПб.: ЗАО ПОНИ, 2010. 216 с.
12. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М., 1996. 344 с.
13. Духновский С.В. Диагностика межличностных отношений. Психологический практикум. СПб. : Речь, 2010. 141 с.
14. Зацепин В.И. На пути к общей типологии личности. СПб., 2002. 79 с.
15. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии. М.: Речь,
2010. 176 с.
16. Знаков В.В. Макиавеллизм: психологическое свойство личности и методика его исследования //Психологический журнал. 2000. Т. 21. №5. С. 16-22
17. Знаков В.В. Психология понимания: проблемы и перспективы. М., 2005. 448 с.
18. Зелинский С.А. Манипулирование личностью и массами. Манипулятивные технологии власти при атаке на подсознание индивида и масс. СПб.: Издательско-Торговый Дом «СКИФИЯ», 2008. 240 с.
19. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2002. 512 с.
20. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб., 2001. с. 749 с.
21. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М., 2011. 832 с.
22. Колесникова Т.И. Психологический мир личности и его безопасность. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. 176 с.
23. Копнина Г.А.. Речевое манипулирование. Учебное пособие. 4-е издание, исправленное. М: Флинта, 2012. 176с.
24. Коротаева Е.В. Основы педагогики взаимодействий: теория и практика: монография. Екатеринбург: Изд. УрГПУ, 2013. 203 с.
25. Кузин А.А. Социальные функции манипуляции в эпоху кризиса // Бренное и вечное: идеология и мифология социальных кризисов: Материалы Всерос. науч. конф. с международным участием. В. Новгород, 2009. С. 28-31.
26. Кузмишина Т.Л. Детские манипуляции во взаимодействии с родителями.//РгоЬ1ету Wczesney Edukacji/Issues in early education. 2013. Numer 2.№21. P. 65-73
27. Куклачем Ю.Д. Уроки доброты и самопознания: Философская сказка для детей и взрослых. М: Изд-во «Планета доброты», 2014, 63 с.
28. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н.. Возрастная психология. Курслекций, 2002. 232 с.
29. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М.: Генезис, 2000,192 с.
30. Макерова В.В. Герасименко М.Ю. Социально-психологические особенности манипуляторов общения. // Психология и педагогика: методикаи проблемы практического применения. 2014. Вып. № 37. С.58-62
31. Мельник С.Н. Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга. Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2004. 78 с.
32. Микляева А.В. Межвозрастные манипуляции во внутрисемейном взаимодействии. // Современные проблемы психологии семьи. 2012. Вып. №6. С.39-50
33. Микляева А.В. Модели отношений между людьми разного возраста: теоретические предпосылки социально-психологического анализа. // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2014. Т. 7 № 1. С.41-48
34. Мосина Е.С. Почему облака превращаются в тучи? Сказкотерапия для детей и родителей. М.: Генезис, 2012. С. 81-87.
35. Никитина Т. Капли «Оболгин» //Электрон. дан. Режим доступа URL:https://ru.bookmate.com/reader/jWDvQiet(дата обращения 15.02.2018)
36. Никитина Т. Мармеладки радости //Электрон. дан. Режим доступа URL:https://ru.bookmate.com/reader/jWDvQiet(дата обращения 15.02.2018)
37. Одинцова М.А. Функциональный аспект манипуляции в поведении индивида с установкой «жертвы». // Вестник Чувашскогоуниверситета. 2011. Вып. № 1. С. 198-202
38. Попаренко К.Я. Недоверие как причина манипуляции. // Мир современной науки. 2014. Вып. № 3. С. 25-28
39. Психологический словарь. А.Я. Психология //Электрон. дан. Режим доступа URL:http://azps.ru/handbook/ (дата обращения 23.11.2017)
40. Психологический словарь/под ред. В.П.Зинченко, Б.Г. Мещерикова. М.: Педагогика-Пресс, 1999. 440 с.
41. Пузиков В.Г. Технология ведения тренинга. СПб: Речь, 2007. 224 с.
42. Рамедик Д. М. Тренинг личностного роста. Издательство «ИНФРА-М» , 2007. 175 с.
43. Ромек В. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. СПб.: Речь, 2003. 175 с.
44. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные
группы: теория и практика: пер. с англ./Общ. ред. и вступ. ст.
Л.А. Петровской. М.: Прогресс, 1990. 368 с.
45. Руськина Е.Н. Формирование психологической защиты от манипулятивных воздействий у школьников : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психолог. наук. Саратов, 2009, 23 с.
46. Самохвалова А.Г. Коммуникативные трудности ребёнка: проблемы, диагностика, коррекция: Учеб.-метод. пособие. СПб.: Речь, 2011. 432 с.
47. Синникова Н.И. Социально-педагогические функции сказки. // Ярославский педагогический вестник. 2012. Вып. №2. С. 47-51
48. Свардовский И.Ф. Нравственное воспитание. М.: Педагогика, 2009. 268 с.
49. Сергеев А.А. Влияние половозрастных, гендерных и профессиональных различий на склонность к манипулятивному поведению. // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогикаи психология. 2012. Вып. № 4. С. 32-38
50. Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. СПб.: Речь, 2004. 256 с.
51. Скотарева Е.М. Психолого-педагогическая коррекция: теоретико-методологический аспект : учеб. пособие для студ. психол. спец. Саратов: Изд. центр «Наука», 2007. 72 с.
52. Скрипкина Т.П., Щербакова Т.Н. Тренинг коммуникативной компетентности для младших школьников : учебно-методическое пособие. Ростов н/Д.: изд-во РО ИПК и ПРО, 2008. 32 с.
53. Смит М. Д. Тренинг уверенности в себе. СПб.: Речь, 2002. 254 с.
54. Сур Е.И. Манипуляция: понятие, основные признаки и структура. //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2012. Вып. №3. С. 71-75
55. Сычева И.А. Специфика манипулятивного поведения студентов-
психологов // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XXXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. : электрон. журн. 2016. № 2(39). Режим доступа к журн. URL:
http://sibac.info/archive/guman/2(39).pdf (дата обращения 10.12.2017)
56. Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем. М.: Сфера, 2008. 118 с.
57. Филатов А.В. Основы распознания и противодействия манипуляции сознанием (вводный курс). Калининград, 2006. 198 с.
58. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Часть 2. Издательство «Генезис», 1998, 160 с.
59. Харламова Т.М. Психология влияния. Учебное пособие. 3-е издание, стереотипное. М: Изд-во «Флинта»: МПСИ, 2011. 112с.
60. Цзен Н., Пахомов Ю. Психотренинг: игры и упражнения. Изд. 2¬е, доп. М.: Класс, 1999, 272 с.
61. Шейнов В.П. Манипулирование и защита от манипуляций. СПб.: Питер, 2014. 304 с.
62. Шейнов В.П. Манипулирование сознанием. Минск: Харвест, 2011. 768 с.
63. Шейнов В.П. Психологическое влияние. Минск, 2011. 638 с.
64. Шостром Э. Человек-манипулятор: внутреннее путешествие от манипуляции к актуализации: пер. Н. Шевчук, Р. Кучкарова. М.: АпрельПресс, Эксмо-Прексс, 2002. 59 с.