Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития осознанности чтения в начальной школе 6
1.1. Понятие осознанности чтения 6
1.2. Этапы и уровни восприятия художественного произведения 10
1.3. Приемы развития осознанного чтения 15
Выводы по главе 1 27
Глава 2. Экспериментальное исследование развития осознанности чтения в начальной школе 29
2.1. Определение актуального уровня осознанности чтения у учеников
вторых классов 29
2.2. Использование приемов «диалог с текстом» и «слова-ключики» на
специальных занятиях по развитию осознанности чтения 38
Выводы по главе 2 94
Заключение 96
Библиографический список 98
Приложения
У каждого искусства свой художественный язык, свои средства создания образов. Например, в изобразительном искусстве это бумага, холст, глина, мрамор, камень, карандаш, краски и т.п.; в музыке - звуки, создаваемые разнообразными музыкальными инструментами и т.д. Образ в литературе создается с помощью слова, но не звучащего, как в устной речи (таким было народное словесное искусство, или фольклор), а письменного, т.е. закодированного специальными знаками - буквами на бумаге. Художественное литературное произведение, с одной стороны, существует в виде текста - это его материальное воплощение (книга, буквы, - все то, что можно увидеть и взять в руки). С другой стороны, словесный образ нематериален: его нельзя потрогать, услышать, увидеть. И в тоже время читатель, открывая художественное произведение, начинает видеть, слышать, чувствовать. Это происходит потому, что в отличие от музыки и изобразительных искусств литература - искусство синтетическое. Слово, оказывается, способно передавать звуки, как музыка, рисовать, как краски, т.е. создавать и зрительные, и слуховые, и обонятельные, и даже тактильные образы. Но, чтобы произведение ожило, необходим тот, кто будет его читать, т.е. расшифровывать знаки, переводя их в слова. Но и этого мало. Слово само по себе (буквенный и звуковой комплекс) носитель значения. Образ необходимо воссоздать - сложить из отдельных слов, а для этого читателю нужны развитое воображение, богатый жизненный опыт и память.
Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во внеклассной и внешкольной жизни. Жизнь показывает, что если ученик научился читать в период обучения грамоте, то он в коллективе класса занимает заметное место, верит в свои силы, и, наоборот, если ребенок не овладел чтением, он чувствует какую-то ущербность, теряет веру в свои силы, в способность успешно учиться и в коллективе класса находится в тени. Морально он будет переживать свой недостаток и не сможет реализовать в школе свои способности, то положительное, что в нём заложено.
Одна из важнейших задач начальной школы - формирование у детей навыка осознанного чтения, являющегося фундаментом всего последующего образования. Выпускники младших классов должны уметь бегло, осмысленно, правильно и выразительно читать.
На развитие навыка осознанного чтения направлен и ФГОС нового поколения, в котором уделено особое внимание «овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.» [48]
Великий И.В. Гете сказал: «Чего человек не понимает, тем он не владеет». Эту мысль можно продолжить так: «Чего человек не понимает, тем он не владеет и то он не полюбит».
Школьная практика подтверждает, что не любовь к чтению и связанные с этим учебные затруднения, вплоть до потери интереса к познанию, часто возникают из-за неумения ученика понимать прочитанное. Обучение приемам работы с текстом, закладывающее основу умения учиться, формирующее навык самостоятельной учебной работы, - одна из самых актуальных дидактических задач.
Объектом данного исследования является процесс развития осознанности чтения в начальной школе.
Предмет исследования: актуальный уровень развития осознанности чтения у младших школьников.
Гипотеза исследования: у современных младших школьников осознанность чтения находится на низком и среднем уровне.
Цель: определить актуальный уровень осознанности чтения у второклассников.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Определить наиболее целесообразные методы и приёмы работы, способствующие развитию осознанности чтения.
3. Определить экспериментальную базу исследования.
4. Подобрать диагностический материал для выявления уровня сформированности осознанного чтения у младших школьников (тексты, задания).
5. Провести диагностическое исследование по выявлению уровня сформированности осознанного чтения у младших школьников.
6. Проанализировать результаты эксперимента.
7. Подобрать художественные тексты для анализа на специальных занятиях по литературному чтению с использованием приемов «диалог с текстом» и «слова-ключики».
8. Разработать тематический план и конспекты занятий с использованием приемов «диалог с текстом» и «слова-ключики» на специальных занятиях по литературному чтению.
Экспериментальная база исследования: МБОУ СШ № 135 ученики 2 «Д» класса и МБОУ СШ №152 ученики 2 «А» класса города Красноярска.
Структура ВКР: введение, две главы основного текста, заключение, библиографический список, заключение, приложения.
Одной из значимой части читательской компетентности является осознанность чтения, которая обеспечивает понимание не только художественных произведений, но и всевозможных других текстов, то есть является фундаментом всего последующего образования. В данной работе совершенствование осознанности чтения рассматривается как один из важнейших компонентов культурного развития ребенка. Согласно ФГОС НОО второго поколения развитие осознанности чтения является одним из ведущих направлений в работе учителя начальных классов.
В ходе анализа специальной литературы мы выяснили, что проблемой формирования и совершенствования осознанности чтения занимались многие ученые. Это Бабайцева В.В., Воюшина М.П., Горецкий В.Г., Леонтьев А. А., Оморокова, М. И., Пешковский А. М., Светловская Н.Н. и многие другие. Для формирования и совершенствования осознанности чтения в методиках используются как традиционные приемы (пересказ, словесное и графическое рисование и т.д.), так и творческие (драматизации, игры и т.д.).
Мы выбрали для нашей работы следующие приемы: «диалог с текстом», «слова-ключики».
Пути обучения «диалогу с текстом» могут быть различными. Здесь основная задача - показать детям, что с текстом можно беседовать так же, как с человеком, и такая беседа делает чтение увлекательным занятием. Обучение целесообразно проводить на небольших, специально подобранных текстах, содержащих явные и скрытые вопросы и ответы на них. Так как, небольшой объем произведения добавит маленькому читателю уверенности в своих силах, а шутливый характер текста создаст благоприятный эмоциональный фон для обучения.
Показателем цельности текста ученые склонны считать набор ключевых слов. «Ключевые слова - несут главную информацию и образуют тематическую сетку текста». Это слова, отражающие содержание текста (В.В. Бабайцева). [2]
Серьезно страдает понимание и от невнимания к ключевым, наиболее важным в тексте словам. Иногда от одного слова зависит смысл всего текста, и без «зацепки» за это слово нельзя понять правильно текст.
Особенность работы над ключевыми словами состоит в вычитывании подтекстовой и концептуальной информации, которая в них, как правило, содержится. Обращать внимание детей на такие слова нужно при чтении любого текста.
Нами были составлены тематический план и конспекты занятий с использованием приемов «диалог с текстом» и «слова-ключики» по развитию навыков осознанного чтения у младших школьников, которые могут быть использованы учителями 3 - 4 классов при проведении специальных занятий по литературному чтению на протяжении учебного года два раза в месяц.
1. Адамович Е.А., Яковлева В.И. Чтение в начальных классах. - М., 2007. - 263 с.
2. Бабайцева В.В. Избранное. 2005-2010: Сборник научных и научно-методических статей / Под ред. д-ра филол. наук проф. К.Э. Штайн. - М. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2010. - 400 с.
3. Беленькая Л.И. Ребенок и книга. О читателе восьми - девяти лет. - М.: Просвещение, 2009. -167 с.
4. Бершанская О. Н. Обучение постановке вопросов к произведению на уроках литературного чтения // Начальная школа. 2012. №7 С. 21-26
5. Бугрименко Е. А., Цукерман Г. А. Чтение без принуждения. М.: Творческая педагогика, 1993. 96 с.
6. Воюшина М.П. Формирование системы читательских умений в процессе анализа художественного произведения /М.П. Воюшина // Начальная школа. - 2010. - №3. - С. 39-41.
7. Воюшина М.П. Методические основы литературного развития младших школьников // Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников: пособие для студентов факультетов начального обучения и учителей начальных классов / под ред. Т.Г. Рамзаевой. - СПб., 1999. - 428 с.
8. Горецкий В.Г. О проверке навыка чтения. //Начальная школа. - 2001. - №8. - С.48
9. Граник Г. Г., Концевая Л. А. Как научиться работать с книгой. М.: Мой учебник, 2007. 256 с.
10. Граник Г.Г., Бондаренко СМ., Концевая Л.А. Когда книга учит. - М.: Педагогика, 1988. - 189 с.
11. Джежелей О. В., Светловская Н. Н. Учим читать книгу. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. 208 с.
12. Доблаев Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания. - М., 1982. - 176 с.
13. Дунилова Р. А. Развитие осознанности чтения как средство интеллектуального развития учащихся // Инновационные проекты и программы в образовании. 2010. №3. - C. 52-64 [Электронный ресурс]. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/razvitie-osoznannosti-chteniya-kak-sredstvo-intellektualnogo-razvitiya-uchaschihsya(дата обращения: 18.03.2017).
14. Егоров Т.Г. Психология овладения навыком чтения. М. Издательство Академии педагогических наук РСФСР 1953г. 264 с.
15. Исследования чтения и грамотности в Психологическом институте за 100 лет: Хрестоматия / Под ред. Н.Л. Карповой, Г.Г. Граник, М.К. Кабардова. ПИ РАО. — М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2013. - 432 с.
16. Климанова Л.Ф. Уроки литературного чтения по учебникам «Родная речь». Журнал «Начальная школа» №1.2007. - 61-65 с.
17. Климова Е.П. Формирование читательских интересов младших школьников через технологию осознанного чтения // Обучение и воспитание: методики и практика. 2013. №7. - 117-120 с.
18. Кожина М. Н. (под ред.) Стилистический энциклопедический словарь русского языка. - Издательство М.: Флинта: Наука, 2003. С 80. [Электронный ресурс]. URL:https://stylistics.academic.ru/56/Ключевые слова(дата обращения: 16.02.2017).
19. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. Образования (Стандарты второго поколения); под ред. А. М. Кондакова, А. А.Кузнецова. М.: Просвещение, 2008.
20. Костромина С. Н., Нагаева Л. Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. М.: Ось-89, 2006. 240 с.
21. Кубасова О. В. Как помочь ребенку стать читателем. М.: АСТ, 2004. 240 с.
22. Кудрина Г.Н., Новлянская З.Н., Мелик-Пашаев А.А. Как развивать художественное восприятие у школьников М.: Просвещение, 2008. -79 с.
23. Лазарева В.А. Методические рекомендации к учебнику Литературное чтение для 4-го класса. - М.: Институт инноваций в образовании им. Л.В. Занкова: Оникс 21 век, 2004. - 96 с.
24. Левин В. А. Когда маленький школьник становится большим читателем - М.: Лайда, 1994. - 192 с.
25. Леонтьев А. А. Обучение чтению младших школьников: Из опыта работы / А. А. Леонтьев. - М.: Просвещение, 2001. - 215с.
26. Матвеева Е. И. Учим младшего школьника понимать текст: Практикум для учащихся (1- 4 класс). М.: ВАКО, 2005. 54 с.
27. Мацько Г. Р. Пробуждение интереса к чтению через творческие
исследования // Начальная школа плюс до и после. 2011. № 2. С. 33-37 [Электронный ресурс]. URL:
http://school2100.com/izdaniya/magazine/archive/2011 -02 (дата обращения:
24.01.2017).
28. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 464 с.
29. Мещерякова Н.Я., Гришина Л.Я. О формировании читательских умений на уроках литературы. // Литература в школе. - 2006. - №3. - с. 29-42
30. Миловзорова А. М., Тиунова Е. В. Воспитание нравственных чувств
младших школьников через овладение выразительным чтением // Начальная школа плюс до и после. 2010. № 7. С. 20-25 [Электронный ресурс]. URL: http://school2100 .com/izdaniya/magazine/archive/2010-07 (дата обращения:
24.01.2017).
31. Никифорова О.И. Восприятие художественной литературы школьниками. - М.: Учпедгиз, 2009. -116 с.
32. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ООО «ИТИ Технологии», 2007. 987 с.
33. Оморокова М.И., Рапопорт И.А, Постоловский И.З. Преодоление трудностей. М.: Просвещение, 1990. С. 97-105.
34. Оморокова, М. И. Совершенствование чтения младших школьников: Методическое пособие для учителя. 2-е изд., испр. и доп. М.: АРКТИ, 2001. 160 с.
35. Пешковский А. М. Избранные труды / подгот. к печ., вступ. ст. и коммент. И. А. Василенко и И. Р. Палей. — М.: Учпедгиз, 1959. - 250 с.
36. Преодоление трудностей: Из опыта обучения чтению: Кн. для учителя / М. И. Оморокова, И. А. Рапопорт, И. 3. Постоловский. - М.: Просвещение, 1990. -128 с
37. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 Педагогика и методика нач. обучения». - М.: Просвещение, 1979. - 431 с.
38. Рамзаева Т. Г. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников: пособие для студ. фак. нач. обучения и учителей нач.кл./ Т.Г. Рамзаева; под общей ред.Т.Г. Рамзаевой. - СПб. : Спец.лит., 1996. - 167 с.
39. Рожина Л. Н. Психология воспитания литературного героя школьниками / Л. Н. Рожина. - М.: Просвещение, 2007. - 158 с.
40. Рыжкова Т. В. Теоретические основы и технологии начального литературного образования: учебник для студентов высш. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2007. 416 с.
41. Светловская Н.Н. Методика обучения чтению: что это такое? // Начальная школа, №2 2005. - 9-13с.
42. Светловская, Н. Н. Обучение детей чтению: Практическая методика [Текст]: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Н. Н. Светловская, Т. С. Пиче- Оол. - М.: AcademiA, 2001. -286 с.
43. Светловская Н. Н. Отклик на статью И. И. Тихомировой: Чему учить, обучая ребенка чтению? // Начальная школа. 2008. №12. С. 40-54
44. Серегина Н.А. «Диалог с текстом» на уроках чтения // Журнал «Начальная школа плюс До и После» 2003, № 03. - C. 15-20 [Электронный ресурс]. URL: http://school2100.com/izdaniya/magazine/archive/2003-03
45. Соболева О.В. Понимание текста: зачем, кого, чему и как учить // журнал «Русский язык» - 2007. - № 23. - С. 28-31. [Электронный ресурс]. URL: http://rus.1september.ru/article.php?ID=200702305
46. Соболева О.В., Дыбленко С.А. Обучение диалогу с текстом: взгляд психолога и взгляд учителя // Начальная школа плюс До и После. - 2002. - № 8. - С. 18-22.
47. Столыпина Н. В., Тарабуева М. В. Формирование читательских умений через анализ литературного произведения // Начальная школа плюс до и после. 2011. № 1. С. 35-41
48. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2011. - 48 с.
49. Филимонова А. Трудности в организации и проведении уроков литературного чтения. // Нач. школа. - 2009. - №6. - с.58-64.
50. Фролова В. Д. Развитие интереса к чтению. // Начальная школа. -2009 - №7 - С. 24-27.
51. Чиндилова О. В. Обучение вдумчивому чтению. М.: Педагогика, 2003. С. 4¬19
52. Чиндилова О. В. Размышление после урока, или что нужно помнить учителю при подготовке урока чтения // Начальная школа. 2000. №5. С. 21 - 23
53. Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. - М.: Знание, 1976. - 64 с.
54. Яковлева В.И. Обучение пересказыванию прочитанного // Начальная школа. - 2005. - №2 - с.50-54.
55. Яковлева В. И. Учить вдумчивому чтению / В. И. Яковлева // Начальная школа. - 2000. - № 1. - С. 20-26.