Введение 7
Глава 1. Теоретические основы изучения привлекательности учителя для обучающихся 1
0
1.1. Понятие аттракции в психологической науке 10
1.2. Межличностная аттракция в системе отношений «педагог-ученик»... 16
1.3. Приемы работы с учителем начальных классов для повышения его
привлекательности 22
Выводы по Главе 1 27
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению психологической привлекательности педагога для обучающихся 29
2.1. Методическая организация исследования 29
2.2. Результаты исследования и их обсуждение 36
2.3. Программа повышения привлекательности педагогов для
обучающихся
Выводы по Главе 2 60
Заключение 62
Список используемых источников 64
Приложения
Актуальность темы. Взаимодействие людей друг с другом является одной из значимых проблем в социальной психологии. В контексте этого взаимодействия рассматривается механизм восприятия другого человека, степень взаимной симпатии между людьми - межличностная аттракция, выступающая как фактор межличностного общения. Данный вопрос изучался многими зарубежными исследователями и с середины XX века был выделен в качестве самостоятельного направления [11].
Межличностная аттракция, рассматриваемая в системе педагог-ученик, может выступать в роли одного из анализируемых механизмов взаимодействия, которые имеют высокую важность и необходимость в процессе выстраивания межличностных отношений между учителем и учеником. Учет всех необходимых социально-психологических факторов, способных влиять на взаимодействие, позволит лучше понимать поведение субъектов общения, прогнозировать варианты его развития, углубить понимание закономерностей эмоциональных отношений, что в конечном итоге обеспечит всестороннее развитие сразу двух субъектов общения (согласно Марксу, «... развитие индивида обусловлено развитием всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном общении») [23]. Но какими же способами можно достичь вышеперечисленных результатов? Среди массы исследований в этой области нет единого подхода к пониманию межличностной аттракции, вследствие чего возрастает количество теорий и концепций, позволяющих рассматривать такой феномен, как аттракция, с разных сторон, с разных точек зрения (Д. Левингер, А. Керкоф, Д. Бирн и др.) [7, 29, 34, 42].
В связи с ощутимой нехваткой знаний в данной области выбранная нами тема приобретает свою актуальность и необходимость в исследовании, анализе и использовании результатов в практической деятельности в области взаимодействия учителя и ученика.
Цель исследования: на основе изучения портрета привлекательного учителя в системе межличностных отношений «педагог-ученик» составить программу повышения уровня таких составляющих, как готовность к сотрудничеству, эмпатия, способы вербального и невербального общения, самоотношение и самооценка, социальная перцепция.
Объект исследования: аттракция как социально-психологический феномен развития межличностных отношений.
Предмет исследования: особенности личности, установки и способы поведения учителя, способствующие психологической привлекательности учителя у учеников.
Гипотеза, выдвигаемая в работе, состоит в том, что психологическая привлекательность учителя для учеников характеризуется:
1) высоким уровнем межличностного взаимодействия;
2) такими особенностями личности, как готовность к сотрудничеству, эмоциональная контактность, самоотношение и самооценка, социальная перцепция;
3) благоприятной социальной средой;
4) возможностью коррекции в ходе целенаправленной психологической работы.
В исследовании необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Проанализировать существующие методики и подобрать
диагностический комплекс для изучения психологической привлекательности педагога для обучающихся.
3. Провести диагностическое исследование, направленное на изучение психологической привлекательности учителя в системе межличностных отношений «педагог-ученик».
4. Проанализировать и описать результаты проведенного исследования.
5. Составить программу повышения уровня психологической привлекательности учителя на основе развития таких особенностей личности, как готовность к сотрудничеству, эмоциональная контактность, самоотношение и самооценка, социальная перцепция.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования, методы теоретического обобщения и сравнения.
2. Тестирование.
3. Методы математической обработки данных.
4. Методы качественного и количественного анализа.
Экспериментальное исследование проходило на базе МБОУ СОШ №98 Советского района, г. Красноярска. Участие в эксперименте принимали учителя в количестве 24человек.
Работа апробирована на конференции «Современное начальное образование: проблемы и перспективы развития» в рамках XXI Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука ХХХ века» в г. Красноярске.
По теме исследования имеется публикация.
На высокую продуктивность взаимодействия субъектов образовательного процесса оказывает влияние такой феномен, как аттракция. Она включает в себя индивидуальные, психологические, социально-демографические и профессиональные качества и характеристики педагога.
Для аттрактивного взаимодействия учителя и ученика необходимо повышать психологическую привлекательность учителя. Проанализировав все аспекты исследуемого понятия, нами был подобран диагностический комплекс для изучения психологической привлекательности педагога для обучающихся (тест Дж. Гилфорда «Социальный интеллект», тест Н. Холла «Эмоциональный интеллект»).
В результате проведения методик и определения уровня аттрактивности педагога выявилось, что по всем критериям наблюдается несоответствие результатов тестируемых портрету привлекательного учителя. Это говорит о поверхностном взаимодействии участников образовательного процесса: слабый процесс понимания партнера, неточность межличностного восприятия, неразвитые коммуникативные способности.
Поэтому нами был сделан вывод о необходимости повышать уровень психологической привлекательности учителей для учеников, что улучшит их общение и позволит положительно влиять и управлять им для более эффективного и продуктивного взаимодействия.
Предложенная программа тренинга будет способствовать совершенствованию значимых профессиональных качеств педагога, необходимых для выстраивания грамотных взаимоотношений с обучающимися, установлению эмоциональных контактов с ними.
Анализ работы позволяет оценить её теоретическую и практическую значимость.
Теоретическая значимость заключается в изучении особенностей развития психологической привлекательности у педагогов начальных классов, а также анализ приёмов и средств, способствующих развитию его компонентов.
Практическая значимость работы заключается в составлении программы развития уровня психологической привлекательности у педагогов, возможности использования результатов в практике психолога. Кроме того, разработанные материалы исследования могут быть использованы педагогами при работе над сохранением и развитием межличностной аттракции, а также студентами, интересующимися данной проблемой.
1. Абдуллаева, М.М. Профессиональная идентичность личности: психосемантический подход // Психологический журнал. 2004. Т.25. №2. С. 86-95.
2. Абульханова, К.А. Психология и сознание личности (проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): избранные психологические труды /К.А.Абульханова. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. 224с.
3. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология
личности / К.А. Альбуханова-Славская. М.: Наука, 1980. 334с.
4. Абульханова-Славская, К.А. Представления личности об отношении к ней значимых других / К.А. Абульханова-Славская, Е.В. Гордиенко//Психологический журнал. 2001. Т. 22, №5.
5. Агапов, B.C. Развитие профессионального самопознания в структуре Я-концепции учителя начальных классов: монография / B.C. Агапов, И.Л. Фельдман, Т.Н. Шайденкова. М.: АПК и ППРО, 2005. 201с.
6. Агапов, B.C. Типология структурной интеграции самосознания личности: монография / В.С. Агапов, Е.В. Егунова / под ред. А.В. Иващенко. М.: МНЭПУ, 2008. 132 с.
7. Агеев, В.С. Психология межгрупповых отношений / В.С. Агеев. М.: Наука, 1983. 58с.
8. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии / А. Адлер. М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1995. 292с.
9. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. М.: Наука, 1977. 64с.
10. Андреева, Г.М. Психология социального познания / Г.М.Андреева. М.: Аспект Пресс, 2009. С. 303.
11. Андреева, Г.М. Современная социальная психология на Западе / Г.М. Андреева, H.H. Богомолова, Л.А.Петровская. М.: Наука, 1978. 394с.
12. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. М.:
Наука, 1980. 139с.
13. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. М.:
Наука, 2007. 238с.
14. Андропова, Л.О. Самоконтроль в структуре Я-концепции учителя начальных классов: состояние проблемы исследования / Л.О. Андропова. Тула: НОО ВПО НП «ТИЭИ», 2007. 36с.
15. Анциферова, Л.И. Психология самоактуализирующейся личности в работах А. Маслоу / Л.И. Анциферова//Вопросы психологии. 1973. № 4. С.32 56.
16. Асмолов, А.Г. Личность как предмет психологического исследования / А.Г. Асмолов. М.: Наука, 1984. 112с.
17. Балл, Г.А. Нормы деятельности и творческая активность личности // Вопросы. психологии. 1990. № 6. С. 25-36.
18. Бассин, Ф.В. О развитии взглядов на предмет психологии / Ф.В. Бассин//Вопросы психологии. 1971. № 4. С.74.
19. Бекоева, Д.Д. Самосознание / Д.Д. Бекоева. М.: РИЦ «Аврора» МГОПУ, 2001. 205с.
20. Белинская, Е.П. Социальная психология личности / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. М.: Аспект Пресс, 2001. 301с.
21. Бердяев, Н.А. Самопознание / Н.А. Бердяев. — Л.: Просвещение, 1991. 73с.
22. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе / М.Р. Битянова. М.: Совершенство, 1998. 298 с.
23. Благонадежина, Л.В. Эмоции и чувства / Л.В.мБлагонадежина. М.: Наука, 1956. 65с.
24. Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком / А.А. Бодалев. М.: Наука, 1982. 154с.
25. Бодалев, А.А. Личность и общение / А.А.Бодалев // Вопросы психологии общения и познания людьми друг друга. Краснодар: Наука, 1979.
89с.
26. Бодалев, А.А. О психологическом понимании «Я» человека // Мир психологии. 2002. №2. С. 12-17.
27. Бодалев, А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности / А.А.Бодалев. Л.: Наука, 1970. 56с.
28. Борисова, М.В. Психологическая детерминанта феномена эмоционального выгорания у педагогов // Вопросы психологии. 2005. № 2. С. 96-104.
29. Бороздина, JI.B. Что такое самооценка // Психологический журнал. 1992. № 4. С. 99-100.
30. Бреслав, ГМ. Проблемы эмоциональной регуляции общения у дошкольников / ГМ.Бреслав // Вопросы психологии. 1984. № 3. С.98.
31. Варламова, Е.П. Рефлексивные методы диагностики в системе образования / Е.П. Варламова, С.Ю. Степанов // Вопросы психологии. 1997. № 5. С. 28-43.
32. Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга.
Психотехники / И.В. Вачков. М.: Ось 89, 2000. 217с.
33. Веккер, Л.М. Психические процессы. В 3-х томах. Т. 3 / Л.М.Веккер. Л.: Наука, 1981. 284с.
34. Визгина, А.В. Внутренний диалог и самоотпошение / А.В. Визгина, В.В. Столин // Психологический журнал. 1989. Т. 10. № 6. С. 50-57.
35. Вилюнас, В.К. Психология эмоциональных явлений / В.К. Вилюнас. М.: Наука, 1976. 173с.
36. Гавров, С.Н. Образование в процессе социализации личности /С. Н.Гавров, Н.Д. Никандров//Вестник УРАО. 2008. №5. С. 21-29.
37. Гилфорд, Дж. Тест на социальный интеллект [Электронный
ресурс] / Дж. Гилфорд. Электронная статья.
URL:https://psylist.net/praktikum/gilf.htm.30.10.2019.
38. Гозман, Л.Я. Теоретические предпосылки и методы исследования межличностной аттракции / Л.Я. Гозман. М.: Наука,1983. 64с.
39. Давыдова, Л.В. Психологическая готовность личности к
сотрудничеству в конфликтной ситуации [Электронный ресурс] / Л.В. Давыдова, М.В. Сафонова. Электронная статья. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-gotovnost-lichnosti-k-sotrudnichestvu-v-konfliktnoy-situatsii/viewer. 08.05.2020
40. Дементий, Л.И. Ответственность как ресурс личности / Л.И. Дементий. М.: Информ Знание, 2005. 188с.
41. Деркач, А.А. Влияние профессионального самосознания на эффективность принятия решений / А.А. Деркач, Г.С. Михайлов, С.В. Тарасенко. М.: Народное образование, 2004. 192с.
42. Дубовицкая, Т.А. Проблема психологической готовности личности к сотрудничеству / Т.А. Дубовицкая, О.И. Щербакова // Современные проблемы науки и образования. 2012. №3.
43. Духновский, С.В. Социально психологическая дистанция в
межличностных отношениях: факторы и регуляции [Электронный ресурс] / С.В Духновский, Л.В. Куликов. Электронная статья.
URL:https://cyberleninka.ru/article/v/sotsialno psihologicheskaya distantsiya vmezhlichnostnyh otnosheniyah faktory i regulyatsii. 05.06.2019.
44. Зейгарник, Б.В. Теории личности в зарубежной психологии / Б.В. Зейгарник. М.: Наука, 1982. 248с.
45. Иванова, В.В. Формирование ценностного самоотношения у будущего учителя: сущность, критерии, условия // Педагогические науки. 2004. № 2. С. 101-102.
46. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малой группе / Я.Л.Коломинский. М.: Наука, 1976. 59с.
47. Кон, И. С. Ребенок и общество / И.С.Кон. М.: Наука, 1988. С.5.
48. Кондратьев, М.Ю. «Значимый другой»: слагаемые
межличностной значимости [Электронный ресурс] / М.Ю. Кондратьев. Электронная статья. URL:
http://psyjournals.ru/files/42338/social psy 2011 n2 Kondratyev.pdf.05.06.2019.
49. Коржова, Е.Ю. Психология жизненных ориентаций личности / Е.Ю. Коржова. СПб.: Изд-во РХГА, 2006. 384с.
50. Кричевский, P.JI. Социальная психология: личность и общение / Р.Л. Кричевский. М.: РАГС, 2000. 115с.
51. Куницына, В.Н. Межличностное общение / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, Н.В. Погольши. СПб., 2002. 173с.
52. Купрейченко, А. Б. Психология доверия и недоверия / А. Б. Купрейченко. М.: Наука, 2008. 68с.
53. Лабунская, В.А. Социальная психология личности в вопросах и ответах / В.А. Лабунская. М.: Гардарики, 1999. С.34-49.
54. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е испр. изд. / Д.А. Леонтьев. М.: Смысл, 2003. 487 с.
55. Ломов, Б.Ф. Общение как проблема общей психологии. Методологические проблемы социальной психологии / Б.Ф. Ломов. М.: Наука, 1975. 215с.
56. Магун, В.С. Потребности и психология социальной деятельности личности / В.С. Магун. Л.: Наука 1983. 81с.
57. Мерлин, B.C. Структура личности: характер, способности, самосознание / В.С. Мерлин. Пермь: ПГПИ, 1990. 110с.
58. Митина, JI.M. Психология профессионального развития учителя / Л.М. Митина. М.: Флинта, 1998. 201с.
59. Мишина, Е.И. Проблема личной рефлексии в психологии / Е.И. Мишина. М.: МААН, МГОУ, 2008. 43 с.
60. Московичи, С. // Психологический журнал. 1995. №1. С.3-18.
61. Обозов, H.H. Межличностные отношения / H.H. Обозов. Л.: Наука, 1979. 239с.
62. Пантелеев, С.Р. Методика исследования самоотношения / С.Р. Пантелеев. — М.: Смысл, 1993. 32с.
63. Пантелеев, С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система / С.Р. Пантелеев. М.: МГУ, 1991. 110с.
64. Петровский, А.В. Личность. Деятельность. Коллектив /
А.В.Петровский. М.: Наука, 1982. 167с.
65. Психология. Словарь/ под ред. А.В. Петровского, М.Г.
Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. 449с.
66. Рогов, Е.И. Учитель как объект психологического исследования / Е.И. Рогов. М.: ВЛАДОС, 1998. 496с.
67. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2003. 720с.
68. Сарджвеладзе, Н.И. Самоотношение личности // Психология самосознания. Хрестоматия / под ред. Д.Я. Райгородского. Самара: Бахрах М, 2003.С. 174-194.
69. Саркисян, Ш.В. Особенности познаний людьми друг друга в условиях совместной деятельности / Ш.В.Саркисян. М.: Наука, 1980. 92с.
70. Сачкова, М.Е. Специфика межличностных отношений младших школьников [Электронный ресурс] / М.Е. Сачкова. Электронная статья. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/spetsifika mezhlichnostnyh otnosheniy mladshihshkolnikov. 05.06.2019.
71. Холл, Н. Тест на эмоциональный интеллект [Электронный ресурс] / Н. Холл. Электронная статья. URL:https://psycabi.net/testy/21emotsionalnyj intellekt eq. 30.10.2019.
72. Хромов, В.В. Влияние характера взаимодействия на межличностную аттракцию [Электронный ресурс] / В.В. Хромов. Электронная статья. URL:https://cyberleninka.rU/article/v/vliyanie harakteravzaimodeystviya na mezhlichnostnuyu attraktsiyu. 05.06.2019.
73. Шингарев, EX. Эмоции и чувства как форма отражения действительности / UX. Шингарев. М.: Наука, 1971. 154с.
74. Шихирев, П.Н. Современная социальная психология / П.Н. Шихирев. М.: ИПРАН; КСП; Академический Проект, 1999. 448с.
75. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике /
Г.И. Щукина. М.: Наука, 1971. 286с.
76. Эм, Е.А. Диагностика сформированности умений декодирования невербальной информации в практике организации учебно-воспитательного процесса в школе [Электронный ресурс] / Е.А. Эм. Электронная статья. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7diagnostika-sformirovannosti-umeniy-dekodirovaniya-neverbalnoy-informatsii-v-praktike-organizatsii-uchebno-vospitatelnogo-protsessa/viewer. 08.05.2020
77. Ядов, В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения: Сборник/ В.А. Ядов. Л.: Наука, 1979. 361с.