ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ НАВЫКОВ КОНСТРУКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1 . Понятие общения в психолого-педагогической литературе. Навыки
конструктивного общения 7
1.2. Особенности развития навыков общения в младшем школьном
возрасте 15
1.3. Проектная деятельность как средство развития навыков конструктивного
общения младших школьников 27
Выводы по Главе 1 38
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ КОНСТРУКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 40
2.1. Методическая организация исследования 40
2.2. Анализ результатов исследования 43
2.3. Программа работы на основе проектной деятельности по развитию навыков конструктивного общения с окружающими у младших школьников 43
Выводы по Главе 2 51
Заключение 52
Список используемой литературы 53
Приложения 59
Актуальность: Проблема развития конструктивного общения младших школьников с ровесниками в образовании всегда была актуальной, так как не все дети способны правильно и корректно выстраивать межличностные взаимоотношения между собой в силу некоторых обстоятельств: особенности характера, воспитания, жизненных ситуаций, индивидуальных особенностей личности и множества других факторов. Умение общаться в этом смысле имеет большое значение для достижения в личной и общественной жизни стабильности, комфорта и счастья.
Общество предъявляет к выпускнику школы следующие требования: готовность к сотрудничеству, снисходительность, терпимость к чужому мнению, умение вести диалог, находить компромиссные решения, умение доверять и доверяться. Одна из главных задач образования на сегодняшний день — воспитать достойную личность, нравственного человека, готового к активному взаимодействию с окружающим миром, самостоятельного, умеющего работать сообща в разных видах деятельности.
Школьные науки ребенок начинает познавать в возрасте 7 лет. Этот период представляет собой большие возможности для организации конструктивного общения со сверстниками. Склонность к подражанию, авторитет учителя и взрослых создает благоприятные предпосылки для формирования достойных качеств личности. Общение и совместная деятельность - важнейшие составляющие жизни детей, неотъемлемая часть процесса социализации ребенка. Ведь именно процесс общения - основа нашего взаимодействия с окружающим миром. И от того, насколько конструктивно мы умеем общаться с людьми, зависят не только наше эмоциональное состояние, наше здоровье, но и успехи во всех жизненных планах. Умение конструктивного общения дает основу чувствам, переживаниям, позволяет проявлять эмоциональный отклик и развивать самоконтроль у детей младшего школьного возраста. Также очень важна и социально-психологическая атмосфера коллектива. Она должна создавать лучшие условия для организации конструктивного общения младших школьников со сверстниками.
В младшем школьном возрасте происходит перестройка отношений ребенка с людьми. Как указывал Л. С. Выготский, история культурного развития ребенка к результату, который может быть определен «как социогенез высших форм поведения». Только в недрах коллективной жизни возникает индивидуальное поведение [9].
Проблема общения рассматривается также в трудах философов и социологов (Б.Д. Парыгина, Л.П. Буевой, М.С. Каган, В.С. Коробейников и др.), роль общения в развитии личности ребенка (М.И. Лисина, Е. О. Смирнова, А. Н. Леонтьев, М.С. Каган). Непосредственно проблемой формирования коммуникативных умений и навыков у учащихся с нормальным развитием занимались Н.С. Глуханюк, Л.Я. Лозован, Л.Р. Мунирова, С. В. Проняева, Е. Г. Савина и др.
Умение общаться - это группа умений, которые обеспечивают эффективность взаимодействия человека с другими людьми, способность организовывать совместную деятельность как совокупность связей и взаимовлияний, направленную на изменение поведения и деятельности партнёров, приобретённая в результате обучения, получения опыта.
Умение общаться входит в группу коммуникативных учебных действий. Согласно ФГОС, коммуникативная сторона развития считается одной из приоритетных задач школьного образования. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми [10].
Цель - на основе изучения особенностей развития навыков конструктивного общения школьников с окружающими, разработать программу по обучению младших школьников навыкам конструктивного общения в процессе проектной деятельности.
Объект исследования - общение младших школьников с окружающими.
Предмет исследования - особенности развития навыков общения у младших школьников.
Гипотеза исследования: развитие навыков конструктивного общения в младшем школьном возрасте характеризуется:
1) сформированностью элементарных навыков общения;
2) трудностью, в силу особенностей возраста, контроля своих эмоциональных проявлений, ведения диалога, построения сотрудничества;
3) проектная деятельность может быть результативным средством развития у младших школьников навыков конструктивного общения.
В соответствии с целью, предметом работы были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Рассмотреть сущность навыков конструктивного общения у младших школьников.
3. Определить теоретические основы развития навыков общения и особенности организации конструктивного общения в младшем школьном возрасте.
4. Рассмотреть способы работы педагога с учениками для оптимизации навыков общения через проектную деятельность.
5. Рассмотреть проектную деятельность и ее влияние на развитие навыков общения младших школьников.
6. Подобрать диагностический комплекс для изучения уровня развития навыков конструктивного общения.
7. Провести констатирующий эксперимент, направленный на изучение уровня развития навыков конструктивного общения у младших школьников с окружающими.
8. Проанализировать и описать результаты проведенного исследования.
9. Составить и реализовать программу по формированию навыков конструктивного общения у младших школьников с окружающими на основе проектной деятельности.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ научной, методической литературы по проблеме исследования.
2. Наблюдение.
3. Количественный и качественный анализ данных.
Экспериментальная база исследования: Красногорьевская ООШ №23, филиал МБОУ «Саянская СОШ №32» Рыбинского района Красноярского края. В нем приняли участие 8 учащихся в возрасте 9-10 лет, из них 4 мальчиков и 4 девочки.
Структура работы включает: введение, 2 главы, выводы, заключение, список используемых источников.
Проблема развития конструктивного общения младших школьников с ровесниками в образовании всегда будут актуальной, так как не все дети способны правильно и корректно выстраивать межличностные взаимоотношения между собой в силу некоторых обстоятельств: особенности характера, воспитания, жизненных ситуаций, индивидуальных особенностей личности и множества других факторов. Умение общаться в этом смысле имеет большое значение для достижения в личной и общественной жизни стабильности, комфорта и счастья.
В ходе анализа психолого-педагогической литературы мы определили базовые навыки: ориентировка в ситуации общения (включая понимание целей, ролей, мотивации участников); установление контакта, начало общения (и симметричный навык - завершение общения); самопрезентация; получение информации от собеседника (активное и пассивное слушание, использование вопросов, чтение «языка тела» и др.); предоставление информации (презентационные); эмоциональная регуляция и саморегуляция; психологическое воздействие (убеждение, внушение) и противостояние воздействию; предоставление обратной связи, умения оценить результаты совместного общения (оценить себя и других критически, учитывать личный вклад каждого в общение, обсуждать, понимать результаты общения, принимать правильные решения, выразить согласие (несогласие), одобрение (неодобрение), оценить соответствие вербального поведения невербальному, содействует ли это вовлечению других партнеров по общению)[1].
Период младшего школьного возраста - это период, когда у ребёнка интенсивно развиваются коммуникативные навыки, для ребёнка становится открытием наличие различных стилей общения; ребёнок обучается защищать свою позицию, свою автономность и свое мнение в реальных отношениях. С началом учебной деятельности общение ребёнка становится более целенаправленным: с одной стороны, благодаря постоянному и активному воздействию учителя, с другой стороны, - одноклассников.
У ребёнка младшего школьного возраста коммуникативные навыки развиваются благодаря овладению такими средствами языка, как умение свободно выражать свои мысли речевыми средствами, используя при этом различные типы предложений, соблюдения логики передаваемой информации, поскольку важнейшим фактором становления коммуникативной деятельности является потребность и умение пользоваться языковыми средствами в речевой практике.
Метод проектов - педагогическая технология, цель которой ориентирована не на интеграцию фактических знаний, а на применение актуализированных знаний и приобретение новых для активного включения в проектную деятельность, освоение новых способов деятельности в социокультурной среде.
Проектная деятельность может научить не только помогать себе, но и поддерживать другого в его стремлении раскрыть свой потенциал и достичь цели. Эта работа дает возможность научиться строить продуктивные партнерские отношения, в которых раскрывается перспектива для сотрудничества и развития другого человека.
Для проведения экспериментального исследования был подобран диагностический комплекс для определения уровня развития конструктивного общения в младшем школьном возрасте.
В ходе проведенного исследования нами определен уровень развития исследуемых коммуникативных умений у обучающихся. 12,5% учащихся обладают очень высоким уровнем; 50% обладают высоким уровнем; 25% - средним, 12,5% человек обладают низким уровнем. Из чего следует вывод о среднем уровне сформированности коммуникативных умений у обучающихся.
Полученные результаты явились основой составления серии проектов, целью которых стало развитие навыков конструктивного общения с окружающими у детей младшего школьного возраста.
Составленная нами программа и результаты констатирующего эксперимента могут быть полезны учителям, которые интересуются данной проблемой.
1. Абдуллин Л. Б., Гизатуллина К.Х., «Развитие коммуникативных умений и навыков младших школьников» Мир науки, культуры, образования №4(71)/2018.
2. Алферов А. Д. Психология развития школьника. Ростов-на-Дону, 2000, 384 с.
3. Амонашвили Ш.А. В школу с шести лет. М.: Педаготика,1986. 176с.
4. Андрющенко Т. Ю., Карабекова Н.В. Коррекция психологического развития мл. школьников на начальном этапе обучения//Вопросы психологии
1993. №1-С.47-53.
5. Артюгина Т. Ю. Современные образовательные технологии: изучаем и применяем: учеб. - метод. пособие / Архангельск: АО ИППК РО, 2009. 58 с.
6. Аскарина Н.М. Воспитание детей раннего детства. М.,1998.
7. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И. А. Володарская. - М.: Просвещение, 2008. 151 с
8. Ахутина Т. В. Вступительная статья // ТомаселлоМ. (рус.)англ. Истоки человеческого общения / Пер. с англ. М. В.Фаликман, Е. В. Печенковой, М. В. Синицыной, А. А. Кибрик, А. И.Карпухиной. М.: Языки славянских культур, 2011. 20с.
9. Бадмаев Б. Ц., Малышев А. А. Психология обучения речевому мастерству.
10. Безруких М. М., Ефимова С. П. Знаете ли своего ученика? М.: Просвещение, 1991.
11. Битянова М. Р. Познание и понимание людьми друг друга в процессе общения// шк. Психолог; 2000, №27 с.5-12.
12. Бодалев А. А. Личность и общение. Избр.труды. М., 1983, 286с.
13. Бодалев А. А. О коммуникативном ядре личности//Советская педагогика. 1990 №5-с.77-81.
14. Бодалев А. А., Кричевский Р. Л. Общение и формирование личности школьника. М., 1987.
15. Бодалёва А. А. Общение. Психология общения.Энциклопедический словарь. М.: Изд-во «Когито-Центр», 2015. 672 с.
16. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968, 291с.
17. Боришевский М.И. Развитие личности учащихся в процессе общения. 1985, 223с.
18. Боровская Н.Н., Шарыгина Н.В., Кирилова А. П. Учебные экологические проекты в современном образовании / Под ред. Н.Н. Боровской. Архангельск, 2005.- 54 с. 3.
19. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М., 1995.
20. Варга А. Я. Психологическая коррекция нарушений общения мл. школьников. Семья в психологической консультации. М., 1989.
21. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников». Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
22. Воронцова А. Б. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителей. М., 2010.
23. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. СПб, Изд. «Союз», 1997. с.44
24. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. М., 1983. Т. 3. С. 124.
25. Гавриш Е.Н. «Развитие навыков общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми у детей старшего дошкольного возраста в проектно-исследовательской деятельности» Международный научный журнал «Вопросы дошкольной педагогики» ООО «Издательство Молодой ученый» №3(06)/2016 - стр.9
26. Гильбух З.В. Методика распределения первоклассников по классам различных типов. Киев, 1961. 164 с.
27. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М.: АСТ: Астрель, 2009.
28. Головин С. Ю. Общение // Словарь практического психолога. Мн.: Харвест, 1998.
29. Гулидова Т.В. Проектная деятельность в детском саду: организация проектирования, конспекты проектов. Волгоград: Учитель, 2011.
30. Давлетова А. Ф., Файзрахманова А. А. «Организация проектной деятельности в системе школьного филологического образования» Международный научный журнал «Молодой ученый», ООО «Издательство Молодой ученый» №51(185)/2017 - стр.270.
31. Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М.: Просвещение, 1987.
32. Ефанова Е., статья «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках географии в 5 классе». Режим доступа открытыйhttp://www.ug.ru/method article/813.
33. Жамкочьян М. Личность в современной школе. Знание - сила.
1994. №9.
34. Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. М.: Наука, 2000. 160с.
35. Злобина Е. Г. Общение как фактор развития личности. Киев, 1981.
36. Золотникова А. С. Личность в структуре пед. Общения. Ростов-на- Дону: РГПИ, 1979. 76с.
37. Кадобнова И. В. и др. Искусство слышать. Методическое пособие. М.: Изд. «Радуница», 1994. с.54
38. Канн-Калик В. А. Учителю о пед. общении. Книга для учителя. М: Просвещение, 1987. 304с.
39. Ковинько Л. В. Воспитание младшего школьника. М.: Изд-во «Академия», 1998. 206с.
40. Ковязина Т. Н., Галицына Н. Е. Организация социально значимой деятельности в учреждениях дополнительного образования: социально - образовательные проекты. Из опыта работы. Волгоград: Учитель, 2010. 153 с.
41. Кон И. С. Ребенок и общество, М: Знание, 1979.175 с.
42. Краева А. А., Привалова С. Е., Статья «Особенности развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста» - Педагогическое образование в России. 2017-№8.
43. Куракина Н. Л., Сидорук И.С. Психологические аспекты проектной деятельности: программы, конспекты занятий с учащимися. Волгоград: Учитель, 2010. 91 с.
44. Лентьев А. А. Психология общения 2-е изд., испр. И доп. М.:Смысл, 1997.
45. Леонтьев А. А. Деятельность общения как объект научного исследования. Психология общения. М.: Смысл, 1999. 365 с.
46. Лернер П. С. Проектный метод в технологической подготовке школьников.
47. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения, М., 1987 - 143 с.
48. Лихачев Б. Т. Педагогика: Курс лекций. М.: Юрайт, 2000. - 523с.
49. Лукина И. Г. Статья «Организация проектной деятельности на уроке как способ раскрытия творческого потенциала учащихся».
50. Мартилова Н. В., Мороз Д. Ю. Формирование коммуникативных УУД школьников средствами геоквестов. Современные проблемы науки и образования. 2017. № 1.
51. Монахова А. Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия. Ярославль: Академия Холдинг, 2004
52. Мудрик А. В. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Просвещение, 1984.
53. Научно - методический журнал «Детский сад от А до Я» № 2, 2015.
54. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1: Общие основы психологии. Глава 20. Общение. 4-е изд. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 688 с.
55. Пиаже Ж. В. Ф. «Генетический аспект языка и мышления». М.: Римис, 2008.
56. Подольский А. И. Подражание. Психология развития. Словарь / Под. ред.А. Л. Венгера. М.: ПЕР СЭ, 2005. 65 с., 176 с.
57. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров. М: Издательский Центр «Академия», 2001. 66 с.
58. Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2008.
59. Реана А. А. Психология детства: практикум. М.: «Олма-пресс» 2004
60. Русинова М. В. Управление инновациями в образовательном учреждении: образовательные практико - ориентированные технологии. Волгоград: Учитель, 2011. 175 с. 8.
61. Савкина Л. Е. Статья «Развитие межличностного общения младших школьников средствами проектной деятельности».
62. Селиванов В. С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. М. 2000. с.43.
63. Смирнова Е. О. Лучшие развивающие игры. М.: Эксмо, 2010.
64. Статья «Коммуникативная сфера и навыки». Режим доступа открытый https://logoprav.ru/o-rechi/formirovanie-navyka-kommunikacii
65. Ушакова Н. Т. Речь человека в общении. М., 1989. 45с.
66. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
67. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? М.: Генезис, 2006.
68. Фришман И. И. Педагогу дополнительного образования об организации общественной активности детей и молодёжи. М.: УЦ
Перспектива, 2009, 196 с.
69. Шорыгина Т.А. Беседы о хорошем и плохом поведении. М.: ТЦ Сфера, 2008.
70. Щетинина А. М. Диагностика социального развития ребенка. Великий Новгород.: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. 49-50с., 51с.
71. Эльконин Д.Б. Психологическое общение в детском возрасте. М.,
1995. 125с.