Введение 3
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы развития наглядно образного
мышления у будущих первоклассников 6
1.1. Понятие "наглядно-образное мышление" в психолого-педагогической
литературе 6
1.2. Особенности развития наглядно-образного мышления у будущих
первоклассников 17
1.3. Развитие наглядно-образного мышления у будущих первоклассников через
дидактические игры. Виды дидактических игр 24
Выводы по 1 главе 33
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию наглядно-образного мышления у будущих первоклассников 35
2.1. Изучение актуального уровня развития наглядно-образного мышления 35
2.2. Методические рекомендации по развитию наглядно-образного мышления
у будущих первоклассников 42
Выводы по 2 главе 49
Заключение 51
Библиографический список 56
Приложения
Проблема развития наглядно - образного мышления в настоящее время особенно актуально. Сегодня как никогда в стране остро ощущается дефицит специалистов высокого уровня, способных глубоко самостоятельно мыслить. Новое поколение граждан страны должно быть способно к сотрудничеству, быть креативным, отличаться мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладать развитым чувством ответственности за судьбу страны, умением решать большие и малые задачи. Все это требует владения определенными мыслительными операциями. Только таким под силу совершить прорыв в экономике, экологии, науке и, наконец, продвинуть наше общество вперед.
В психологии и педагогике накопился достаточный опыт исследований, которые посвящены проблеме развития наглядно-образного мышления у будущих первоклассников, данными исследованиями занимались такие отечественные педагоги как: А.В. Запорожец, А.А. Любинская, Г.И. Минская, Л.С.Выготский и др. а так же зарубежные ученые Р. Арнхейм, Д. Браун, Д. Хебб, Г. Хейн, Р. Хольд и многие другие.
Многие авторы, рассматривают возникновение наглядно-образного мышления как узловой момент в умственном развитии ребенка. Однако условия формирования наглядно-образного мышления у дошкольников, механизмы его осуществления изучены далеко не полностью. Следует отметить, что способность к оперированию представлениями не является непосредственным результатом усвоения ребенком знаний и умений.
Сформированность у детей элементарных приемов наглядно - образного мышления является условием успешного обучения в начальной школе, поскольку большая часть содержания образования в 1-4 классах построена на использовании логических приемах. Таким образом, недостаточная сформированность мыслительных приемов снижает эффективность обучения, замедляет развитие познавательных процессов.
Анализ ряда психологических исследований дает основание полагать, что данная способность возникает в процессе взаимодействия различных линий психологического развития ребенка, например: предметных и орудийных действий, речи, подражания, игровой деятельности и т.д. Анализ как отечественных так и зарубежных исследований показывает, что развитие наглядно-образного мышления - это сложный и длительный процесс, всесторонне и полное изучение которого требует проведения цикла экспериментальных и теоретических работ.
Поэтому, важно с самого рождения ребенка уделять внимание развитию наглядно-образного мышления, а особенно в период подготовки ребенка к школьному обучению.
Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена следующими обстоятельствами: - потребность общества в мыслящих, всесторонне-развитых людях; - необходимость продолжить разработки в области методики развития наглядно-образного мышления у будущих первоклассниках. На основе этого, мы разработали тему нашего исследования "Особенности развития наглядно-образного мышления у будущих первоклассников".
Цель: выявить актуальный уровень развития наглядно-образного мышления у будущих первоклассников и разработать методические рекомендации для воспитателей и родителей.
Объект исследования: процесс развития наглядно-образного мышления у будущих первоклассников.
Предмет исследования: особенности развития наглядно-образного мышления у будущих первоклассников.
Гипотеза: Мы исходим из предположения о том, что наглядно образное мышление у будущих первоклассников характеризуется следующими критериями: оперирование образами, моделями и схемами; установлением логических связей между образами; умение обобщать классификации. А так же, мы предполагаем, что актуальный уровень развития наглядно-образного мышления у будущих первоклассниках находится на низком и среднем уровне.
Задачи:
- проанализировать литературу по выбранной теме;
-изучить психолого - педагогические особенности развития наглядно¬образного мышления будущих первоклассников;
- описать критерии и уровни развития наглядно-образного мышления ;
- подобрать и провести методики и обработать полученные результаты;
- сделать вывод по изученной теме и разработать рекомендации
База исследования: МБДОУ №41 г. Красноярск. ДС "Колокольчик".
Методы исследования:
- Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы.
- Эмпирические: проведение констатирующего эксперимента.
Структура выпускной квалификационной работы.
Данная работа состоит из введения, 2 глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, приложений.
Совершенствование наглядно - образного мышления будущих первоклассников является одной из задач при поступлении ребенка в школу, так начинает формироваться следующий вид мышления. В своей работе мы ставили перед собой ряд задач, которые были успешно выполнены в процессе нашего исследования. В соответствии с поставленной задачей, мы изучили психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования. Теоретической базой исследования по проблеме развития наглядно-образного мышления будущих первоклассников явились научные работы: Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, Е.О. Смирновой, А.В. Брушиловский, П.Я.Гальперин, Е.В.Тихеева и многие другие.
Наглядно-образное мышление это один из ведущих психических процессов, которое имеет особенное значение для будущих первоклассников.
Наглядно - образное мышление оперирует не словами, а образами. Это не означает, что здесь не используются словесные знания в виде определений, суждений и умозаключений. Но в отличие от словесно-дискурсивного мышления, где словесные знания являются основным его содержанием, в образном мышлении слова используются лишь как средство выражения, интерпретации уже выполненных преобразований образов.
А так же, в ходе изучения литературы мы узнали, как формируется мышление в дошкольном возрасте. Через какие этапы развития оно проходит, начиная от наглядно-действенного в 3-5 лет. И в 6-7 лет начинает формироваться наглядно-образное. Неумение ребенка мыслит наглядно-образно сказывается на его учебной деятельности и в будущем влияет на развитие более сложного мышления, абстрактно-логического.
Ребенок 6 - 7 лет должен уметь различать в предмете его отдельные стороны, что является непременным условием перехода к предметному обучению. Для этого ребенку необходимо владеть определенными средствами познавательной деятельности, осуществлять основные мыслительные операции.
Изучив особенности наглядно - образного мышления будущих первоклассников мы выделили параметры, которые помогают определить на каком уровни сформированности находится наглядно- образное мышление. 1)оперирование образами, 2)обобщение классификаций, 3)установление логических связей.
Наглядно-образное мышление формируется в дошкольном возрасте, а формируется оно с появлением игры. Постепенно дети начинают отделять от образов ключевую информацию. В частности дидактические игры и упражнения способствуют усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности; с их помощью дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать; использование дидактической игры повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала.
После изучения теоретического материала по исследуемой проблеме нами были подобраны диагностические методики в соответствии с возрастом воспитанников, на основе которых был проведен констатирующий эксперимент.
Данные методики были проведены на детях подготовительной группы «Звездочки», детского сада № 41 города Красноярска.
К проведению исследования развития наглядно - образного мышления были привлечены воспитатели данной группы, которые помогали заполнять протоколы в соответствии со шкалой оценивания.
Проведенные методики для изучения особенностей наглядно-образного мышления будущих первоклассников, позволили провести констатирующий эксперимент, который состоял из четырех методик. Методика:
«Прогрессивные матрицы» (установление логических связей) автор Д. Равен.
Цель методики: нахождение недостающей части основного изображения одним из приведенных в каждой таблице фрагментов методом установления логических связей между образами картинок. «Нелепицы» (оперирование образами) автором методики является Немов Р.С. цель: оценка элементарных образных представлений ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой; выявить умение рассуждать логически и производить оперирование образами. «Лабиринт» (оперирование моделями) автор Л.А.Венгер с целью: исследование развития наглядно - образного мышления, умения оперировать образами моделей. «Четвертый лишний» (обобщение классификаций) автор Белопольская Н.Л. цель методики: выявить способность детей выделять в предметах их существенные признаки и делать на этой основе необходимые обобщения и классификаций.
После проведения данных методик были получены следующие результаты:
По методике «Прогрессивные матрицы»: низкий уровень-52%, средний уровень-32% , высокий уровень-16%. Таким образом, операция- установление логических связей у будущих первоклассников находится на низком уровне.
По методике «Нелепицы»: низкий уровень-28%, средний уровень-44% , высокий уровень-28%. На основе количественных показателей можно сделать вывод о том, что оперирование образами в окружающей действительности в подготовительной группе находятся на среднем уровне.
По методике «Четвертый лишний»: низкий уровень-48%, средний уровень-16% , высокий уровень-36%. Уровень, на котором, находятся дети, является - низким.
По методике «Лабиринт»: низкий уровень-76%, средний уровень-8% , высокий уровень-16%. Таким образом, на основании количественных результатов, можно сделать вывод, о том, что -оперирования образами с помощью схем находится преимущественно на низком уровне.
В связи с этим, полученные результаты позволили нам выявить уровень наглядно - образного мышления будущих первоклассников. По результатам исследования всех методик, мы можем сказать, что у воспитанников подготовительной группы преобладает низкий уровень развития наглядно - образного мышления, составляет 44%. В свою очередь высокий уровень составил 16%, что характерно всего лишь 4 детям.
Таким образом, уровень развития наглядно-образного мышления выделенных критерий позволил сделать вывод, что у большинства детей подготовительной группы существует проблема с развитием наглядно - образного мышления.
Полученные результаты подтверждают наши предположения о том, что развитие наглядно - образного мышления у будущих первоклассников актуальная проблема современного образования. В связи с этим, мы считаем целесообразным разработку методических рекомендаций, включающую в себя комплекс заданий, для развития наглядно - образного мышления у будущих первоклассников.
В процессе экспериментальной работы, пришли к тому, что формировать наглядно- образное мышление стоит на протяжении всех четырех лет пребывания ребенка в детском саду. Используя при этом интересные для детей задания и дидактические игры.
В связи с этим, нами был разработан комплекс упражнений на развитие наглядно-образного мышления.
Данный комплекс упражнений разделен на четыре группы заданий, включающий в себя развитие мыслительных операций, таких как: установление логических связей, умения оперировать образами с помощью моделей и схем, обобщение классификаций. А так же, подобранные задания в каждой группе различаются между собой разным уровнем сложности. Задания подобраны с учетом физиологических и психических особенностях детей
Разработанные методические рекомендации позволят воспитателям и родителям развить наглядно-образное мышление будущих первоклассников, и научат детей использовать операции наглядно-образного мышления для решения трудных задач в незнакомых ситуациях.
Обобщая вышесказанное и подводя итоги проведенной работы, можно отметит, что все поставленные задачи в ходе написания работы были нами в полной мере исполнены. В работе наглядно показано, как можно выявить особенности развития наглядно-образного мышления будущих первоклассников; учитывать эти особенности в образовательном процессе для более эффективного обучения детей. Только равномерное развитие всех процессов наглядно-образного мышления способствует совершенству и приводит к высокому уровню развития.
Как было сказано ранее хорошее наглядно-образное мышление это не врожденная особенность, а приобретенная, и этому способствуют всевозможные дидактические игры и упражнения. Именно с помощью них можно развивать и совершенствовать наглядно-образное мышление. Таким образом, можно отметит, что все задачи, поставленные в начале работы, были решены, цель исследования достигнута.
1. http://detki.guru/razvitie-rebenka/zanyatiya-s-rebenkom/logicheskoe-razvitie-detej-v-6-7-let.html
2. http: //www.normaleducation.ru/dafes- 161-3.htmlhttp: //xn--
3. http://zhumalpedagog.ru/servisy/publik/publ?id=2776
4. https://infourok.ru/razvitie-logicheskogo-mishleniya-buduschih-pervoklassnikov-664626.html
5. https://podrastu.ru/metodiki/diagnostika-myshleniya/logicheskoe-myshlenie.html
6. Андреева Л.П. Как игры помогают детям изучать мир // Начальная школа. № 9. 2001. С. 4 - 8
7. Барчан, Т. А. Воздушные шарики. Дидактические игры от 2 до 5 лет / Т.А. Барчан. - М.: Карапуз, 2011. - 128 c.
8. Белошистая, А.В. Развитие логического мышления у дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Жанр: Учебники: доп. пособия Издательство: Владос., 2014-843с.
9. Бине А. К. Шкала умственного развития М.: Langenscheidt, перевод «Лабиринт» [электронный ресурс], 2017
10. Богат В.Ф. Творческие задачки. ТРИЗ в детском саду // Ребенок в детском саду. 2010. № 4. С. 71-72.
11. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. Кн. для воспитателя детского сада. - 5-е изд., дораб. М: Просвещение,2014. 160 с.
12. Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики. М:2009. С.287
13. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение/ А.В. Брушлинский. - М.: Воронеж, 1996, - 392 c.
14. Брюшинкин, В.Н. Практический курс логики для гуманитариев [Текст]/ В.Н. Брюшинкин. - М.: Просвещение, 2016. - 321 с.
15. Буланова М.В. - Топоркова., А.В. Духавнева., С.В. Кукушкин., В.Г. Сучков. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей. - М..2014 с. 273
16. Васильева Н.Л. «Работа психолога в начальной школе», Москва, «Совершенство», 1998г.Методика исследования наглядно - образного мышления.
17. Выготский Л.С. Детская психология: Учебник для вузов / Л.С Выготский - СПб.: Лань, 2003. - 284с.
18. Выготский Л.С. Мышление и речь 6-е изд., испр. - М.: Лабиринт, 2015, - 351 с.
19. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования. М.:1956.- С.257.
20. ВыготскийЛ.С. Мышление и речь: собрание сочинений. В 6 т. Т. 2. [Текст]/Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 2016. -146 с.
21. Галеева А.Р., Мамедова Л.В. Исследования уровня развития мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста // Международный журнал экспериментального образования. - 2015. - № 12-2. - С. 187-188;
22. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном
формировании умственных действий // Исследование мышления в советской психологии. - М., 2006.
23. Гетманова. А.Д. учеб. Логики. Со сборником задач:учебник/9 издание., перераб. - М: КНОРУС, 2015. -365с.
24. Грибкова Е.Н., Исследование и развитие мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста. Под редакцией Зобнина Т.В. Шуйской Л.П. филиал ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет» Шуя, Россия - М., 2017,321с
25. Гуркина А.П Курс общей, возрастной и педагогической психологии. Вып.3/М.В.Гамезо., М.В. Гамезо., И.А.Домашенко и др.; Под редакцией А.П Г уркина. -М.:Просвещение,2014-с190
26. Гусев Д.А. Удивительная логика. М.: Энас Книга, 2010. 240с.
27. Гусева М.А. Дидактические игры на развитие навыков сотруднечииства у старших дошкольников. «Методист ДОУ» Выпуск 11, 2017.
28. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. — М.: НПО
«Образование»,
29. Данилова Н. Н. Психофизиология: Учебник для вузов / Н. Н. Данилова. — М.: Аспект Пресс, 2015.— 368 с.
30. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2002. 65с
31.Загвязинский В.И., Закирова А.Ф. Педагогический словарь: учеб. Пособие для студентов высш. Учеб. Заведений - М.: Издательский центр
«Академия», 2015. - №5. - с. 23 -27
32.Замбацявичене Э.Ф. Методика (на основе словесного материала) и тест «Абстрактное логическое мышление» Л.А. Ясюковой 2018
33.Запорожец А.В. Общая психология. - М., 1989, с 188.
34.Зинченко В.П. Образование. Мышление. Культура // Новое педагогическое мышление. - М., 2015. - С. 90-103 с.
35. Ишмуратова Е.М. // Логопед в детском саду. - 2008. - № 6. - С. 30-37.
36. Ишмуратова Е.М. Развитие познавательных функций у детей раннего возраста в различных видах продуктивной деятельности //Логопед в детском саду. 2008. № 6. С. 30-37.
37. Калинина Р.Р Тренинг развития личности дошкольника. Занятия, игры, упражнения. Издательство. Речь.2005
38. Коломенский Т.С. Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой 2015 год
39. Коменский Я.А. Дидактические принципы Яна Амоса учебник для высших учебных заведений. - М., 2010-549с..
40. Кочеткова Н.Н. Особенности развития и педагогическое руководство
формированием познавательных процессов у детей дошкольного возраста // Психология и педагогика: методика и проблемы практического
применения. Выпуск № 30 / 2013. с. 181- 186
41. ЛеонтевА.Н. Логическое и психологическое мышление// журн. «Вестник» Московского университета серя 16: Психология. - 2003. -№6 - с.4 -18
42. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника/А.А.
Люблинская. - М.: Просвещение, 1977. - с. 224
43. Маклаков А.Г. «Общая психология: Учебник для вузов. -СПб.: Питер, 2010. -298с.
44. Мальц Л.А. Формирование критичности мышления дошкольников в обучении: Автореф. дис канд. психол. наук. - Казань, 2012. - 21 с.
45. Матюхина М.В. Развитие личности и познавательных процессов в младшем школьном возрасте: учебное пособие / М.В. Матюхина, С.Б. Спиридонова.
- Волгоград.: Перемена, 2005. - 215 с.
46. Мухина B.C.. Возрастная психология. Феноменология развития : учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.С. Мухина. — 10-е изд., перераб. и доп.
— М.: Издательский центр «Академия». - 608 с.. 2006
47. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. - 9 - е изд. - М.: Академия, 2013. С. 453.
48. Немов Р.С. Психология. - М.: Юрайт-Издат, 2008. - с. 127,143
49. Нечаев М.П. Образовательная среда: Материалы V Международного фестиваля научно-методических разработок уроков (занятий), внеклассных мероприятий, пособий и проектов, проведённой 14 марта 2016 г. // гл. ред. М.П. Нечаев. Чебоксары: Экспертно-методический центр, 2016. 682 с
50.Отряскина А.А. Решение логических задач (занятия по математике в подготовительной к школе группе) // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. 2009. № 2. С. 38-41.
51. Павлов И.П Мышление [Электронный ресурс]//Физиологические основы мышления. URL: https://studopedia.org/8-161437.html
52. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. Изд.9,исп.- Издательство
«Лабиринт»,М.,2015 - 352с.
53. Поддьякова Н.Н. Формирование элементарных математических
представлений у детей дошкольного возраста. Творческие задания и упражнения // Дошкольное воспитание. 1992. №1 с. 52-56
54. Попенова Н.Е. Словеснологические игры в развитии детей старшего дошкольного возраста / Попенова Н.Е. // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2008. - № 12. - С. 61-65.
55. Прокофьева, В. М. Королевство выдумляндия / М. Прокофьева; М. Прокофьева // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 11. - С. 124-125.
56. Психологический словарь, .6-е изд., Феникс. 2018.С.268. /70
57. Рендакова, Е.М. Создание игровых комплектов и их применение в обучение младших дошкольников.-М.: Феникс,2018.-с.213
58. Середина В.Н. Основы психологии. - М.:, 2-е изд. — М., 2011. — 2011 - С. 113.
59. Стародубцева И.В., Завьялова Т.П. Игровые занятия по развитию мышления дошкольников. - М.: Сфера, 2008. - 43 с.
60. Степанова О.А. Игровая школа мышления: Методическое пособие.-М,: ТЦ Сфера, 2011.-с.128
61. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 8 -е изд., перераб. и доп. Учебное пособие. (Серия "Высшее образование".)- Ростов нД: Феникс, 2003. - 672с.
62. Тихеева Е.И Детский сад Учебное пособие составленной педагогическим коллективом детского сада и вышедшей в 1929 г.
63. Тихеева Е.И. "Об общественном воспитании детей" Центр. «Академия», Москва, 2013-с.612
64. Тихомиров О.К., Знаков В.В. Мышление, знание и понимание // вестник МГУ. - 2014. - 58 с.
65. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для дошкольников. Популярное пособие для родителей и педагогов. 2000. 256с.
66. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. «Развитие логического мышления детей». - Ярославль: ТОО «Гринго» 2015,
67. Урунтаева, К.И. Психология дошкольника. Хрестоматия / сост. - М.: Изд. Центр. «Академия», 2015 - 384 с.
68. Ушинский К.Д. Методические статьи и материалы к 1-му изданию «Детского мира» // Собр. соч. - М.-Л., 1949. - Т.5.
69. Федеральный государственный стандарт дошкольного образовательного
учреждения.
70. Филатов Ф.Р. «Общая психология». Серия «Высший балл». Ростов - на - Дону: Фенкс, 2015.
71.Чен, Н. В. Дидактическая игра - основа развития воображения и фантазии [Текст] / Н. В. Чен // Методическая копилка. Пилотный выпуск. - 2011. - С. 6-10
72. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М.: Гардарики, 2014. — с.349
73. Эриксон Э. Х «Детство и общество». М.: Просвещение, 2007