ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКИХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития логических универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира 6
1.1. Сущность понятия универсальные учебные действия и их классификация 6
1.2 Особенности развития логических универсальных учебных действий у младших школьников в процессе учебной деятельности 11
Выводы по первой главе 19
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию логических универсальных ученых действий у младших школьников на уроках окружающего мира 21
2.1. Диагностика уровня развития логических универсальных учебный
действий у младших школьников 21
2.2. Методические рекомендации по использованию специально
организованных упражнений для развития логических умений у обучающихся третьего класса на уроках окружающего мира 32
Выводы по второй главе 41
Заключение 42
Библиографический список 45
Приложение
Глава 1. Теоретические основы развития логических универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира 6
1.1. Сущность понятия универсальные учебные действия и их классификация 6
1.2 Особенности развития логических универсальных учебных действий у младших школьников в процессе учебной деятельности 11
Выводы по первой главе 19
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию логических универсальных ученых действий у младших школьников на уроках окружающего мира 21
2.1. Диагностика уровня развития логических универсальных учебный
действий у младших школьников 21
2.2. Методические рекомендации по использованию специально
организованных упражнений для развития логических умений у обучающихся третьего класса на уроках окружающего мира 32
Выводы по второй главе 41
Заключение 42
Библиографический список 45
Приложение
Актуальность исследования заключается в том, что перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться». Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предъявляет определенные требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса предмета «Окружающий мир» в начальной школе.
Согласно новому образовательному стандарту выпускник начального общего образования должен овладеть рядом компетенций, освоение которых зависит от формирования универсальных учебных действий. На протяжении обучения в начальной школе у обучающихся будут сформированы следующие универсальные учебные действия: познавательные, регулятивные, коммуникативные. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться как способность к саморазвитию и самосовершенствованию [49, с. 183].
На сегодняшний момент, одной из важных целей в начальном образовании является формирование познавательных компетенций младших школьников. Для обучающихся начальной школы общий уровень развития познавательных компетенций во многом определяется многообразием и характером видов познавательных универсальных учебных действий, которые включают в себя общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем [18, с. 21]. Исходя из теоретического анализа методического пособия А.Г. Асмолова, можно сделать вывод о том, что логические универсальные учебные действия являются существенным ресурсом достижения успеха и оказывают влияние как на эффективность самой деятельности и коммуникации, так и на самооценку, смыслообразование и самоопределение обучающегося [2, с. 25].
Следует отметить, что в процессе изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся осваивают как предметные знания, так и овладевают метапредметными результатами. Особенность курса «Окружающий мир» заключается в том, что он, имея ярко выраженный интегрированный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающимся материал естественных, и социально - гуманитарных наук, которые необходимы для целостного и системного видения мира.
Таким образом, уроки окружающего мира в начальной школе могут стать основой для развития логических универсальных учебных действий. Задачей учителя является включение в урок специально организованных упражнений, способствующих развитию логических универсальных учебных действий на уроках окружающего мира.
Объект исследования - логические универсальные учебные действия, как педагогическое явление.
Предмет исследования - актуальное состояние развития логических универсальных учебных действий у обучающихся третьих классов.
Гипотеза исследования: логические универсальные учебные действия в начальной школе представлены: анализом объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных), синтезом - составление целого из частей, выбором оснований и критерий для сравнения, сериации, классификации объектов, установлением причинно - следственных связей и находятся на среднем и низком уровне развития у обучающихся третьих классов.
Цель исследования - выявить актуальное состояние развития логических универсальных учебных действий у обучающихся третьего класса.
Задачи исследования:
1) проанализировать психолого - педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
2) определить критерии и уровни развития;
3) подобрать методики для определения актуального уровня развития логических универсальных учебных действий у обучающихся третьих классов;
4) разработать диагностическую программу исследования;
5) провести первый констатирующий срез с занесением в таблицы результатов исследования;
6) разработать методические рекомендации по развитию логических универсальных учебных действий посредством специально организованных упражнений, составленных на основе алгоритмов действий.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования, количественный и качественный анализ, сравнение.
База исследования: МБОУ СОШ № 2 г. Канска Красноярского края в 3 «В» и 3 «Г» классе.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предъявляет определенные требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса предмета «Окружающий мир» в начальной школе.
Согласно новому образовательному стандарту выпускник начального общего образования должен овладеть рядом компетенций, освоение которых зависит от формирования универсальных учебных действий. На протяжении обучения в начальной школе у обучающихся будут сформированы следующие универсальные учебные действия: познавательные, регулятивные, коммуникативные. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться как способность к саморазвитию и самосовершенствованию [49, с. 183].
На сегодняшний момент, одной из важных целей в начальном образовании является формирование познавательных компетенций младших школьников. Для обучающихся начальной школы общий уровень развития познавательных компетенций во многом определяется многообразием и характером видов познавательных универсальных учебных действий, которые включают в себя общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем [18, с. 21]. Исходя из теоретического анализа методического пособия А.Г. Асмолова, можно сделать вывод о том, что логические универсальные учебные действия являются существенным ресурсом достижения успеха и оказывают влияние как на эффективность самой деятельности и коммуникации, так и на самооценку, смыслообразование и самоопределение обучающегося [2, с. 25].
Следует отметить, что в процессе изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся осваивают как предметные знания, так и овладевают метапредметными результатами. Особенность курса «Окружающий мир» заключается в том, что он, имея ярко выраженный интегрированный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающимся материал естественных, и социально - гуманитарных наук, которые необходимы для целостного и системного видения мира.
Таким образом, уроки окружающего мира в начальной школе могут стать основой для развития логических универсальных учебных действий. Задачей учителя является включение в урок специально организованных упражнений, способствующих развитию логических универсальных учебных действий на уроках окружающего мира.
Объект исследования - логические универсальные учебные действия, как педагогическое явление.
Предмет исследования - актуальное состояние развития логических универсальных учебных действий у обучающихся третьих классов.
Гипотеза исследования: логические универсальные учебные действия в начальной школе представлены: анализом объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных), синтезом - составление целого из частей, выбором оснований и критерий для сравнения, сериации, классификации объектов, установлением причинно - следственных связей и находятся на среднем и низком уровне развития у обучающихся третьих классов.
Цель исследования - выявить актуальное состояние развития логических универсальных учебных действий у обучающихся третьего класса.
Задачи исследования:
1) проанализировать психолого - педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
2) определить критерии и уровни развития;
3) подобрать методики для определения актуального уровня развития логических универсальных учебных действий у обучающихся третьих классов;
4) разработать диагностическую программу исследования;
5) провести первый констатирующий срез с занесением в таблицы результатов исследования;
6) разработать методические рекомендации по развитию логических универсальных учебных действий посредством специально организованных упражнений, составленных на основе алгоритмов действий.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования, количественный и качественный анализ, сравнение.
База исследования: МБОУ СОШ № 2 г. Канска Красноярского края в 3 «В» и 3 «Г» классе.
В ходе теоретического и экспериментального исследования были решены все поставленные задачи.
На основе анализа психолого - педагогической и методической литературы по проблеме исследования, мы установили, что познавательные универсальные учебные действия, содержат общеучебные действия, логические действия, а также действия постановки и решения проблем. Логические универсальные учебные действия включают в себя такие умения как:
1) анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
2) синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
3) выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
4) подведение под понятие, выведение следствий;
5) установление причинно - следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
6) построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
7) доказательство;
8) выдвижение гипотез и их обоснование.
Анализ научно-методической литературы позволил сделать вывод, что для развития логических универсальных учебных действий младших школьников в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования требуется комплекс методов и приемов обучения в учебно-воспитательном процессе начальной школы, с помощью которых будут сформированы необходимые умения. Следует так же отметить, что на уроках окружающего мира учителю необходимо использовать типовые задачи, схемы - опоры, филворды, кроссворды, 42
ребусы, чайнворды, логические задачи, экскурсии и проектную работу для эффективного развития логических универсальных учебных действий у младших школьников.
Изучив психолого-педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что в младшем школьном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для развития логических универсальных учебных действий, так как основу познавательных действий составляют психические процессы, которые активно формируются в этот возрастной период. Кроме того, у младших школьников формируются способы самостоятельного управления всеми познавательными процессами, в интеллектуальном развитии активно формируется аналитико-синтетический тип деятельности, действия моделирования, которые являются важными предпосылками формирования логических универсальных учебных действий.
Для определения уровня сформированности логических умений у обучающихся третьих классов, мы обозначили критерии и подобрали соответствующие методики, а также определили критерии их оценивания.
На констатирующем этапе эксперимента применялись следующие диагностические методики: «Исключение лишнего» Шаталова О.А., «Обобщение понятий» Стяжкина О.С., «Классификация предметов» видоизменена Л.С.Выготским и Б.В.Зейгарник, «Закончи предложение» Шаталова О.А.
Разработав диагностическую программу исследования, мы провели констатирующий срез среди обучающихся третьих классов и пришли к выводу, что большая часть обучающихся имеет средний уровень сформированности логических универсальных учебных действий (60% - 3 «В», 70% - 3 «Г»), На высоком уровне находится 10% обучающихся в каждом классе.
В наименьшей степени у обучающихся сформированы такие параметры, как «умение осуществлять анализ объектов с целью выделения существенных признаков», и «умение устанавливать причинно - следственные связи».
Далее мы разработали методические рекомендации к проведению специально организованных упражнений, составленных на основе алгоритмов формирования логических универсальных учебных действий и адаптированных базовых упражнений, которые могут проводиться в течение всей программы на уроках окружающего мира по разным темам по системе «Перспективная начальная школа».
Исследуя проблему развития логических универсальных учебных действий, мы пришли к выводу, что сформированность логических универсальных учебных действий у большинства обучающихся третьего класса находится на среднем уровне.
На основе анализа психолого - педагогической и методической литературы по проблеме исследования, мы установили, что познавательные универсальные учебные действия, содержат общеучебные действия, логические действия, а также действия постановки и решения проблем. Логические универсальные учебные действия включают в себя такие умения как:
1) анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
2) синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
3) выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
4) подведение под понятие, выведение следствий;
5) установление причинно - следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
6) построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
7) доказательство;
8) выдвижение гипотез и их обоснование.
Анализ научно-методической литературы позволил сделать вывод, что для развития логических универсальных учебных действий младших школьников в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования требуется комплекс методов и приемов обучения в учебно-воспитательном процессе начальной школы, с помощью которых будут сформированы необходимые умения. Следует так же отметить, что на уроках окружающего мира учителю необходимо использовать типовые задачи, схемы - опоры, филворды, кроссворды, 42
ребусы, чайнворды, логические задачи, экскурсии и проектную работу для эффективного развития логических универсальных учебных действий у младших школьников.
Изучив психолого-педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что в младшем школьном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для развития логических универсальных учебных действий, так как основу познавательных действий составляют психические процессы, которые активно формируются в этот возрастной период. Кроме того, у младших школьников формируются способы самостоятельного управления всеми познавательными процессами, в интеллектуальном развитии активно формируется аналитико-синтетический тип деятельности, действия моделирования, которые являются важными предпосылками формирования логических универсальных учебных действий.
Для определения уровня сформированности логических умений у обучающихся третьих классов, мы обозначили критерии и подобрали соответствующие методики, а также определили критерии их оценивания.
На констатирующем этапе эксперимента применялись следующие диагностические методики: «Исключение лишнего» Шаталова О.А., «Обобщение понятий» Стяжкина О.С., «Классификация предметов» видоизменена Л.С.Выготским и Б.В.Зейгарник, «Закончи предложение» Шаталова О.А.
Разработав диагностическую программу исследования, мы провели констатирующий срез среди обучающихся третьих классов и пришли к выводу, что большая часть обучающихся имеет средний уровень сформированности логических универсальных учебных действий (60% - 3 «В», 70% - 3 «Г»), На высоком уровне находится 10% обучающихся в каждом классе.
В наименьшей степени у обучающихся сформированы такие параметры, как «умение осуществлять анализ объектов с целью выделения существенных признаков», и «умение устанавливать причинно - следственные связи».
Далее мы разработали методические рекомендации к проведению специально организованных упражнений, составленных на основе алгоритмов формирования логических универсальных учебных действий и адаптированных базовых упражнений, которые могут проводиться в течение всей программы на уроках окружающего мира по разным темам по системе «Перспективная начальная школа».
Исследуя проблему развития логических универсальных учебных действий, мы пришли к выводу, что сформированность логических универсальных учебных действий у большинства обучающихся третьего класса находится на среднем уровне.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТНЫХ УМЕНИЙ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018 - Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в условиях внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - АКТИВИЗАЦИЯ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ
УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2018 - Развитие познавательных универсальных учебных действий учащихся на уроках математики в начальных классах
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛОГИЧЕСКИХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УЧАЩИХСЯ ПЕРВОГО КЛАССА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023 - ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК
СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ
УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



