Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития логических универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира 6
1.1. Сущность понятия универсальные учебные действия и их классификация 6
1.2 Особенности развития логических универсальных учебных действий у младших школьников в процессе учебной деятельности 11
Выводы по первой главе 19
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию логических универсальных ученых действий у младших школьников на уроках окружающего мира 21
2.1. Диагностика уровня развития логических универсальных учебный
действий у младших школьников 21
2.2. Методические рекомендации по использованию специально
организованных упражнений для развития логических умений у обучающихся третьего класса на уроках окружающего мира 32
Выводы по второй главе 41
Заключение 42
Библиографический список 45
Приложение
Актуальность исследования заключается в том, что перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться». Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предъявляет определенные требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса предмета «Окружающий мир» в начальной школе.
Согласно новому образовательному стандарту выпускник начального общего образования должен овладеть рядом компетенций, освоение которых зависит от формирования универсальных учебных действий. На протяжении обучения в начальной школе у обучающихся будут сформированы следующие универсальные учебные действия: познавательные, регулятивные, коммуникативные. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться как способность к саморазвитию и самосовершенствованию [49, с. 183].
На сегодняшний момент, одной из важных целей в начальном образовании является формирование познавательных компетенций младших школьников. Для обучающихся начальной школы общий уровень развития познавательных компетенций во многом определяется многообразием и характером видов познавательных универсальных учебных действий, которые включают в себя общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем [18, с. 21]. Исходя из теоретического анализа методического пособия А.Г. Асмолова, можно сделать вывод о том, что логические универсальные учебные действия являются существенным ресурсом достижения успеха и оказывают влияние как на эффективность самой деятельности и коммуникации, так и на самооценку, смыслообразование и самоопределение обучающегося [2, с. 25].
Следует отметить, что в процессе изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся осваивают как предметные знания, так и овладевают метапредметными результатами. Особенность курса «Окружающий мир» заключается в том, что он, имея ярко выраженный интегрированный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающимся материал естественных, и социально - гуманитарных наук, которые необходимы для целостного и системного видения мира.
Таким образом, уроки окружающего мира в начальной школе могут стать основой для развития логических универсальных учебных действий. Задачей учителя является включение в урок специально организованных упражнений, способствующих развитию логических универсальных учебных действий на уроках окружающего мира.
Объект исследования - логические универсальные учебные действия, как педагогическое явление.
Предмет исследования - актуальное состояние развития логических универсальных учебных действий у обучающихся третьих классов.
Гипотеза исследования: логические универсальные учебные действия в начальной школе представлены: анализом объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных), синтезом - составление целого из частей, выбором оснований и критерий для сравнения, сериации, классификации объектов, установлением причинно - следственных связей и находятся на среднем и низком уровне развития у обучающихся третьих классов.
Цель исследования - выявить актуальное состояние развития логических универсальных учебных действий у обучающихся третьего класса.
Задачи исследования:
1) проанализировать психолого - педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
2) определить критерии и уровни развития;
3) подобрать методики для определения актуального уровня развития логических универсальных учебных действий у обучающихся третьих классов;
4) разработать диагностическую программу исследования;
5) провести первый констатирующий срез с занесением в таблицы результатов исследования;
6) разработать методические рекомендации по развитию логических универсальных учебных действий посредством специально организованных упражнений, составленных на основе алгоритмов действий.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования, количественный и качественный анализ, сравнение.
База исследования: МБОУ СОШ № 2 г. Канска Красноярского края в 3 «В» и 3 «Г» классе.
В ходе теоретического и экспериментального исследования были решены все поставленные задачи.
На основе анализа психолого - педагогической и методической литературы по проблеме исследования, мы установили, что познавательные универсальные учебные действия, содержат общеучебные действия, логические действия, а также действия постановки и решения проблем. Логические универсальные учебные действия включают в себя такие умения как:
1) анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
2) синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
3) выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
4) подведение под понятие, выведение следствий;
5) установление причинно - следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
6) построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
7) доказательство;
8) выдвижение гипотез и их обоснование.
Анализ научно-методической литературы позволил сделать вывод, что для развития логических универсальных учебных действий младших школьников в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования требуется комплекс методов и приемов обучения в учебно-воспитательном процессе начальной школы, с помощью которых будут сформированы необходимые умения. Следует так же отметить, что на уроках окружающего мира учителю необходимо использовать типовые задачи, схемы - опоры, филворды, кроссворды, 42
ребусы, чайнворды, логические задачи, экскурсии и проектную работу для эффективного развития логических универсальных учебных действий у младших школьников.
Изучив психолого-педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что в младшем школьном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для развития логических универсальных учебных действий, так как основу познавательных действий составляют психические процессы, которые активно формируются в этот возрастной период. Кроме того, у младших школьников формируются способы самостоятельного управления всеми познавательными процессами, в интеллектуальном развитии активно формируется аналитико-синтетический тип деятельности, действия моделирования, которые являются важными предпосылками формирования логических универсальных учебных действий.
Для определения уровня сформированности логических умений у обучающихся третьих классов, мы обозначили критерии и подобрали соответствующие методики, а также определили критерии их оценивания.
На констатирующем этапе эксперимента применялись следующие диагностические методики: «Исключение лишнего» Шаталова О.А., «Обобщение понятий» Стяжкина О.С., «Классификация предметов» видоизменена Л.С.Выготским и Б.В.Зейгарник, «Закончи предложение» Шаталова О.А.
Разработав диагностическую программу исследования, мы провели констатирующий срез среди обучающихся третьих классов и пришли к выводу, что большая часть обучающихся имеет средний уровень сформированности логических универсальных учебных действий (60% - 3 «В», 70% - 3 «Г»), На высоком уровне находится 10% обучающихся в каждом классе.
В наименьшей степени у обучающихся сформированы такие параметры, как «умение осуществлять анализ объектов с целью выделения существенных признаков», и «умение устанавливать причинно - следственные связи».
Далее мы разработали методические рекомендации к проведению специально организованных упражнений, составленных на основе алгоритмов формирования логических универсальных учебных действий и адаптированных базовых упражнений, которые могут проводиться в течение всей программы на уроках окружающего мира по разным темам по системе «Перспективная начальная школа».
Исследуя проблему развития логических универсальных учебных действий, мы пришли к выводу, что сформированность логических универсальных учебных действий у большинства обучающихся третьего класса находится на среднем уровне.
1. Андронова О.С. Формирование интеллектуальных умений младших школьников на уроках математики и окружающего мира // Начальное образование. 2012. № 6. С. 39-44.
2. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов - М.: Просвещение, 2008 г. - 151 с.
3. Балашова А.И. К вопросу о развитии универсальных учебных действий / А.И. Балашова, Н.А. Ермолова, А.Ф. Потылицына И Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2009. № 5. С. 69 - 73.
4. Болотина Л. Р. Развитие мышления учащихся И Начальная школа. - 2011. - №11 -С. 18-24.
5. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - [Электронный pecypc]/URL
https://pedagogical dictionary.academic.rn/?f=:0K3QiitC%2B0Ls%3D&t:=0K7Qt tC90L4%3D&nt=46//, вход свободный (проверено 28. 11. 18г.)
6. Вахрушев А.А. Окружающий мир, Зкласс. Рабочая тетрадь. (Обитатели Земли) Тетрадь для самостоятельной работы в 2х частях. «Школа 2100». / А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан. - М.: Баласс, 2017 г. -64 с.
7. Виноградова М.Ф. Материалы курса «Окружающий мир» как учебный предмет в начальной школе: особенности, возможности, методические подходы»: лекции 1-4. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2008 г. - 68 с.
8. Воровщиков С.Г. Как эффективно развивать логическое мышление младших школьников? / С.Г. Воровщиков, Е.В. Орлова, Т.П. Каюда, Н.В. Гладик и др. М.: «5 за знания», 2009г. -144 с.
9. Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. - Москва: Педагогика, 1996 г, - 132 с.
Ю.Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - Москва: Педагогика, 1991 г,- 98 с.
11. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука / П.Я.Гальперин. - Москва: Изд-во «Институт практической психологии», 1999 г. - 234 с.
12. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 512 с.
13. Гетманова А.Д. Учебник по логике. Учебное пособие для студентов педагогических вузов. / А.Д. Гетманова- М.: Новая школа, 2000 г. - 164 с.
14. Глебова М.В. Дидактические взгляды К.Д. Ушинского на постановку и решение проблемы умственного развития учащихся / М.В. Глебова И Европейский журнал социальных наук. - 2011. - № 9 - С. 45 - 54
15. Григорьева Е.В. Методика преподавания естествознания в начальной школе. Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Е.В. Григорьева. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015 г. -283 с.
16. Грюцева Н.И. Познавательные задания / Н.И. Грюцева// журнал Начальная школа. - 2011,- №5 - С. 31 - 44.
17. Дмитриенко З.И. Методические рекомендации по формированию УУД средствами различных учебных предметов: методические рекомендации для студентов / З.И. Дмитриенко, Колесова С.Н.,Молокова А.В. - [Электронный ресурс] / URL http://resiirs-yar.ru/files/5.pdf//, вход свободный ( проверено 28.11. 18г.)
18. Елисеева Д.С. Возрастные возможности формирования познавательных универсальных учебных действий младшего школьника // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). Уфа: Лето, 2013. С. 91 - 94.
19. Железнякова А.В. Развитие логического мышления младших школьников // Со знанием дела. 2016. № 10. С. 18 - 20.
20.3ак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. М.:
Просвещение; ВЛ А ДОС, 1994г. - 218 с.
21. Карабанова О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны? // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2010. №
2. С. 23-25.
22. Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе: учеб, пособие для студ. пед. вузов / З.А. Клепинина, Г.Н. Аквилёва. - М.: Издательский центр «Академия», 2008 г. - 288 с.
23. Крутецкий В. А. Психологические особенности младшего школьника / Возрастная и педагогическая психология: учебно-методический комплекс в 2 частях. Часть 2: Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / под ред. О. В. Кузьменковой. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2005. — 240 с.
24. Кузнецова Н.В. Типовые задачи по формированию УУД на уроках в начальной школе [Электронный ресурс] /URL// https://open-lesson.net/4212/, вход свободный ( проверено 28. 11. 18 г.)
25. Мамедова Л.В. Ладыженко О.С. Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках окружающего мира / Л.В. Мамедова, О.С. Ладыженко// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2013. - № 7 - С. 181 - 184
26. Матвиенко Л.Н Роль схем и опорных сигналов в курсе «Окружающий мир». [Электронный ресурс] / URL https://nsportal.ru/nachalnaya- shkola/okruzhayushchii-mir/2017/08/14/shemy-opory//, вход свободный (проверено 28. 11. 18 г.)
27. Матюхина М. В., Возрастная и педагогическая психология. Учеб, пособие для студ. пед. вузов. / М. В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина - М.: Просвещение, 1984 г. - 256 с.
28. Медведева Н.В. Формирование и развитие универсальных учебных действий в начальном общем образовании // Начальная школа плюс до и после. 2011. № 11. С. 59.
29. Методические рекомендации по выполнению курсовой работы в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении «Красноярский государственный педагогический университет им.В.П.Астафьева /Приказ КГПУ им.В.П.Астафьева № 121 (п) от 7 марта 2018 г.
30. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития. Учеб, пособие для студ. пед. вузов / В.С. Мухина. - М.: Издательский центр «Академия», 2006 г. - 608 с.
31. Моисеева О.В Установление причинно-следственных связей - способ формирования исследовательских умений у младших школьников на уроках окружающего мира. [Электронный ресурс] / URL // https://infourok.ru/ustanovlenie prichinno-
sledstvennyh svyazey sposob formirovaniya issledovatelskih umeniy u- 1 l5170.htm, вход свободный (проверено 28. 11. 18 г.)
32. Лежнева Н.В. Урок в личностно-ориентированном обучении: из опыта работы начальной школы // Завуч начальной школы. 2002. № 1. С. 14.
33. Нянковская Н.Н., Танько М.А. Окружающий мир. 4 класс. Тематические тестовые задания в форме экзамена. Ярославль: Академия развития, 2011 г. - 64 с.
34. Павлова В.В. Диагностика качества познавательных УУД в начальной школе // журнал «Начальная школа». - 2011 - №4. - С. 27-30.
35. Песняева Н.А. Учебный диалог - средство формирования УУД младших школьников//Управление начальной школой. -2011. -№7. - С. 35-39.
36. Петров И.В. Средства и методы формирования универсальных учебных действий младшего школьника / И.В. Петров // Молодой учёный. - 2011. - №5- С. 151 - 154
37. Петерсон Л.Г. «Мир деятельности»: программа надпредметного курса по формированию УУД действий и умения учиться. М.: УМК «Школа 2000», 2009г,- 124 с.
38. Пинская М.А. Новые формы оценивания. Начальная школа/ М.А. Пинская, И.М. Улановская. -3-е изд .- М.:Просвещение, 2016,- 80 с.
39. Примерная основная образовательная программа начального общего образования М.: Просвещение, 2015 г. - 339 с.
40. Программа развития универсальных учебных действий для
преддошкольного и начального общего образования. М.: Просвещение, 2011 г. -292 с.
41. Прохорова С.Ю. Методические условия формирования УУД у младших школьников//Управление начальной школой. -2013. -№8. - С.29-34.
42.Осмоловская И. М. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов // Начальная школа. 2012. № 10. С. 6.
43. Рождественская Н. В., Толшин А. В. Креативность: пути развития и тренинги. - СПб.: Речь, 2006 г. - 320 с.
44. Селезнёва Г.Т. Игра и младший школьник: Методические рекомендации для студентов I-II курсов факультета начальных классов / Г.Т. Селезнёва И Инновации в науке и образовании: сб. ст. / под ред. Ю. Г. Литвинова. - Красноярск: РИО УГПУ им. И. Н. Ульянова, 2012 г. - 118 с.
45. Собчик Л.Н. Практикум по диагностике. Методика «Классификация предметов» по Зейгарник [Электронный ресурс] / URL https://sobcliik.ru/metodika-klassifikatsiya-predmetov///, вход свободный (проверено 28. 11. 18 г.)
46. Стяжкина О.С. Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий в начальной школе. Методическое пособие / О.С. Стяжкина. - Междуречеиск, 2015 г. - 44 с.
47. Татарченкова С.С. Технологии развития универсальных учебных действий учащихся в урочной и внеурочной деятельности: учебно-методическое пособие / Под общ. ред. С. С. Татарченковой. - Санкт-Петербург: КАРО, 2015 г. - 112 с.
48. Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день: логика для младших школьников. - Ярославль: Академия развития, 2011 г. - 256 с.
49. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М - во образования и науки Рос. Федерации. - 5-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2017 г. - 53 с.
50. Федотова О.Н. Рабочая программы по окружающему миру по системе «Перспективная начальная школа». / Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Л.Г. Кудрова Л.Г. - М.: Академкнига/учебное пособие, 2015 г. - 130 с.
51. Федотова О.Н. Окружающий мир в вопросах и заданиях. Зкласс: Тетрадь для самостоятельной работы в 2х частях. «Перспективная начальная школа». / Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Л.Г. Кудрова Л.Г. - М.: Академкнига/учебник, 2015 г. - 60 с.
52. Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться / Г.А. Цукерман. - М.Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 2000 г. -235 с.
53. Шаталова О.А. Диагностика уровня сформированное™ универсальных учебных действий у учащихся в начальной школе. Методическое пособие. М.: Русское слово - учебник, 2014 г. - 168 с.
54. Шестакова Н.В. Этапы работы над проектом. [Электронный ресурс] / URL https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/tekhnologiya/2013/01/09/etapy-raboty-nad- proektom-v-nachalnoy-shkole //, вход свободный (проверено 28. 11. 18г.)