Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения эмоционального интеллекта в работе учителя начальных классов 7
1.1. Подходы в изучении эмоционального интеллекта 7
1.2. Особенности и значение эмоционального интеллекта для
профессиональной деятельности учителей начальных классов 18
1.3. Методы развития эмоционального интеллекта у учителей начальных классов 27
Выводы по Главе 1 36
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению особенностей эмоционального интеллекта учителей начальных классов 38
2.1. Методы диагностики эмоционального интеллекта учителя начальных
классов 38
2.2. Результаты констатирующего эксперимента и их обсуждение 46
2.3. Программа занятий, направленная на развитие
эмоционального интеллекта у учителей начальных классов 62
Выводы по Главе 2 71
Заключение 75
Список использованных источников 77
Приложения 84
В настоящее время всё больше наблюдается рост интереса к изучению эмоционального интеллекта. На сегодняшний день об эмоциональном интеллекте говорят, что он способствует профессиональной и личностной самореализации личности, эмоциональные особенности человека определяют результативность в сфере активных профессиональных коммуникаций (человек - человек). Эмоциональная устойчивость, навыки межличностного общения, способность к адаптации в различных ситуациях, а также другие составляющие эмоционального интеллекта являются немаловажными для успешной работы учителя. Изучение эмоционального интеллекта в аспекте работы учителя может помочь в решении проблемы его значимости для мотивационной сферы, анализе эмоциональных переживаний, самооценке личности учителя и ее устойчивости в стрессовых ситуациях и т.д. От уровня эмоционального интеллекта педагога будет зависеть не только психологическое состояние обучающихся, но и уровень качества их образования.
По-настоящему об эмоциональном интеллекте заговорили в 60-х годах прошлого века, основные исследования проходили в 80-х. В 1988 году Рувен Бар-Он ввел обозначение EQ - emotional qeotinent, что означает коэффициент эмоциональности, он предлагал количественный подход, который мог бы сравниться с оценкой IQ, а уже само понятие эмоционального интеллекта впервые упомянули в своей исследовательской работе П. Сэловей и Дж. Мэйер в 1990 году [65, 44].
«Эмоциональный интеллект - это способность понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений» (Н. Холл), то есть «способность к пониманию и управлению эмоциями, как своими собственными, так и чужими (Д.В. Люсин). Холл считал, что эмоциональный интеллект, в отличие от умственного, возможно развивать» [17].
Теория эмоционального интеллекта сформировалась в психологической науке недавно. Первоначально эмоции и интеллект рассматривались отдельно, но осознавалась их взаимосвязь и взаимозависимость. Вопросом изучения эмоционального интеллекта занимались такие ученые как Р. Бар-Он, Х. Вайсбах, Д. Гоулман, У. Дакс, Дж. Мэйер, П. Сэловей, Н. Холл, И.Н. Андреева, Д.В. Люсин, М.А. Манойлова, Д.В. Ушаков и другие.
Некоторые психологи считают, что коэффициент эмоционального интеллекта (EQ) значит больше, чем IQ [64, 11].
Противоречием исследования является то, что требования к личности педагогов в современных условиях постоянно возрастают, у хорошего педагога в наше время должен быть хорошо развит эмоциональный интеллект, но в сложившийся системе современного образования учителя не уделяют должного внимания работе с эмоциями.
Проблемой исследования является отсутствие у многих учителей заинтересованности в повышении уровня своего эмоционального интеллекта.
Профессионально сформированная личность педагога включает в себя не только знания предмета и педагогических технологий, но и систему отношений и эмоциональный интеллект. Развитый эмоциональный интеллект помогает учителю считывать и интерпретировать эмоции учеников, что в свою очередь помогает ему создать психологически благоприятную атмосферу в классе. В особенности это важно для учителей начальных классов, потому что детям этого возраста сложнее контролировать и понимать эмоции, которые они испытывают. Поэтому учителю в начальной школе важно следить как за собственным проявлением эмоций, так и наблюдать за эмоциональным состоянием детей. Только в такой эмоционально комфортной обстановке можно будет построить продуктивную работу в классе.
Цель исследования: на основе изучения особенностей развития эмоционального интеллекта разработать программу развития эмоционального интеллекта педагогов начальных классов.
Объект исследования: эмоциональный интеллект учителя начальных классов.
Предмет исследования: особенности эмоционального интеллекта учителя начальных классов.
Гипотеза исследования: эмоциональный интеллект у учителей начальных классов находится на низком и среднем уровне развития и характеризуется:
1) низкой способностью в понимании собственных эмоций и понимании эмоционального состояния своих учеников;
2) достаточно развитой способностью в контролировании собственных эмоций;
3) средней способностью к рефлексивности;
4) может быть развит в процессе тренинговых занятий.
Задачи исследования:
1. Изучить научную литературу по проблеме эмоционального интеллекта. Определить основное понятие исследования.
2. Рассмотреть особенности эмоционального интеллекта и его значение для профессиональной деятельности у учителей начальных классов.
3. Подобрать комплекс диагностических методик для изучения особенностей эмоционального интеллекта у учителей начальных классов.
4. Провести исследование, направленное на изучение особенностей эмоционального интеллекта учителей начальных классов.
5. Описать особенности эмоционального интеллекта учителей
начальных классов.
6. Создать программу занятий, направленную на развитие
эмоционального интеллекта у учителей начальных классов.
7. Оформить выводы.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ, обобщение научной литературы по проблеме исследования.
2. Тестирование.
3. Количественный и качественный анализ данных, первичная статистика.
Экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе нескольких школ Красноярска: МАОУ СШ №158, МАОУ СШ №157, МБОУ Гимназия № 16. В нем приняли участие 19 педагогов начальной школы, которые отвечали на вопросы методик в онлайн формате. Возраст испытуемых: 25 лет и ниже - 21 %, 25-35 лет - 21 %, 35-50 лет - 42 %, 50 и более лет - 16 %.
Работа апробирована на конференции «Современное начальное образование: проблемы и перспективы развития» в рамках XXV
Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» в г. Красноярске. По теме исследования имеется публикация.
В настоящее время всё больше наблюдается рост интереса к изучению эмоционального интеллекта. Вопросом изучения темы занимается ряд ученых, имеющих различные точки зрения насчет данного понятия, это такие ученые, как: Р. Бар-Он, Х. Вайсбах, Д. Гоулман, У. Дакс, Дж. Мэйер, П. Сэловей, Н. Холл, И.Н. Андреева, Д.В. Люсин, М.А. Манойлова, Д.В. Ушаков и другие.
В ходе теоретического изучения проблемы значения эмоционального интеллекта для профессиональной деятельности учителя начальных классов, нами была проанализирована научная литература на тему эмоционального интеллекта. Были изучены разнообразные подходы к изучению данной темы, определено основное понятие исследования, рассмотрены особенности ЭИ и его значение для профессиональной деятельности учителей начальных классов.
Для комплексного диагностирования уровня эмоционального интеллекта учителей были подобраны следующие методики: тест эмоционального интеллекта Люсина Д.В. (ЭмИн); методика диагностики эмоционального интеллекта Манойловой М.А.; методика определения уровня рефлексивности (Карпов А.В., Пономарева В.В.); диагностика «эмоционального интеллекта» (ХоллН.); методика «Коммуникативные и организаторские склонности» Синявский В.В., Федорошин В.А. (КОС); методика диагностики уровня эмпатических способностей Бойко В. В.
Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод, что эмоциональный интеллект, в который входят навыки эмоциональной саморегуляции, интеграция рациональной и эмоциональной составляющих профессиональной сферы не только повышает уровень эффективности работы учителя с точки зрения заказчика образовательных услуг, но и такж е помогает педагогу избегать состояния психологической и профессиональной беспомощности, которое может в последствие провоцировать у него профес - сиональное выгорание. Учителю начальных классов особенно важно не игнорировать эмоциональную составляющую межличностного общения с детьми, у которых происходит изменение социальной ситуации развития, которым требуется поддержка и мотивация в учебной жизни.
Результат эксперимента показал, что у большинства учителей начальных классов эмоциональный интеллект находится на низком уровне развития - 50 %, у 39 % - на среднем уровне и у 11 % - на высоком уровне.
Исходя из результатов исследования, можно говорить о том, что у большинства педагогов начального образования недостаточно развиты такие составляющие эмоционального интеллекта, как: осознание чувств и эмоций и управление ими, эмпатия, самомотивация, рефлексивность, а также коммуникативные и организаторские способности. Для качественного предоставления образовательных услуг, помощи и поддержки учеников на начальной ступени образования, а также для поддержания психологической устойчивости у самого педагога, ему необходимо развивать у себя эмоциональный интеллект.
Полученные данные послужили основой для составления программы тренинга, целью которой будет развитие эмоционального интеллекта у учителей начальных классов. Разработанная нами программа может быть использована на практике психологами при работе с учителями начальных классов, имеющими средний и низкий уровни развития эмоционального интеллекта.
1. Александрова Н.П. К вопросу о сущности понятия «Эмоциональный интеллект» / Н.П. Александрова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2009. № 1. С. 71-74.
2. Андреева И.Н. Азбука эмоционального интеллекта. СПб.: БХВ- Петербург, 2012. 380 с.
3. Андреева И.Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта / И.Н. Андреева // Социально-психологические проблемы ментальности: 6-я Междунар. науч.-практ. конф. Смоленск: СГПУ, 2004. Ч.1. С.22-26.
4. Андреева И.Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта // Вопросы психологии, 2007. №5. С. 57-65.
5. Аширова Е.П., Денисова А.А. Развитие эмоционального интеллекта педагогов как фактор готовности к профессиональной деятельности // Проблемы современного педагогического образования, 2018. С. 44-48.
6. Бакирова Г.Х. Тренинг управления персоналом. СПб.: Речь,2006. 400 с.
7. Баурова Ю.В. Развитие эмоционального интеллекта в обучении взрослых // Мир науки, 2016. Т. 3 № 4. С. 1-9.
8. Бойко В.В. Методика диагностики уровня эмпатических способностей // Инфопедия URL:https://infopedia.su/18x4d69.html(дата обращения: 03.05.2023).
9. Влияние эмоционального интеллекта на успешность деятельности // support@dodiplom.ru URL:https://dodiplom.ru/ready/111234(дата обращения: 27.03.2023).
10. Гаращук С.С., Логинова В.В. Развитие эмоционального интеллекта в современных условиях // Universum: психология и образование, 2023. № 12 (114). С. 20-22.
11. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ. 6-е изд. М.: Перевод на русский язык, оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2018, 1995. 560 с.
12. Гукаленко О.В. Развитие эмоционального интеллекта будущих учителей как инструмент повышения качества высшего педагогического образования // Отечественная и зарубежная педагогика, 2022. № 6. С. 33-42.
13. Густелева А.Н. Личностные факторы устойчивости к синдрому выгорания в профессии учителя: дис. канд. псих. наук: 19.00.03. disserCat- электронная библиотека диссертаций, 2009. 204 с.
14. Двойнин А.М., Данилова Г.И. Эмоциональный интеллект и рефлексивность студентов-психологов [Текст] // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2012. № 1 (24). С. 121-134.
15. Деревянко С.П. Методика тренинга эмоционального интеллекта как инструмента повышения психологического благополучия виктимной личности // Балканско научно обозрение, 2019.Т. 3. № 1(3). С. 74-77.
16. Журавлёва М.О. Развитие эмоционального интеллекта у будущих психологов: программа и результаты тренинга // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2013. № 3. С. 73-82.
17. Захарова Г.И. Теоретические и методологические основы психологического тренинга: учебное пособие / Г.И. Захарова. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2003. 36 с.
18. Зимирева М.Э. Рефлексивный тренинг для педагогов «Личность педагога как инструмент воспитания» / Зимирева М.Э. [Электронный ресурс] // Мультиурок: [сайт]. URL:https://multiurok.ru/files/rieflieksivnyi-trieningh-dlia-piedaghoghov-lichnos.html(дата обращения: 02.04.2024).
19. Зорина Н.Н. Возможности развития эмоционального интеллекта // Проблемы современного педагогического образования, 2021. С. 300-303.
20. Зорина Н.Н. Применение нейрографики для развития эмоционального интеллекта личности. Текст: электронный // Человеческий фактор: социальный психолог, 2020. № 1 (39). С. 331-342.
21. Иванова Е.С. Дистанционный интернет-тренажер - новейший способ развития эмоционального интеллекта // Педагогическое образование в России, 2013. № 4. С. 93-97.
22. Иванова С.В. Эмоциональный интеллект: что это?
(аналитический обзор литературы по эмоциональному интеллекту в педагогическом аспекте) // Ценности и смыслы, 2022. № 4. С. 6-53.
23. Исаева О. М., Савинова С. Ю. Развитие эмоционального интеллекта: обзор исследований // Современная зарубежная психология, 2021. Т. 10, № 2. С. 105-116.
24. Карпов А.В., Петровская А.С. Психология эмоционального интеллекта: теория, диагностика, практика. Ярославль: Яросл. гос. ун-т., 2008. 349 с.
25. Карпов А.В., Пономарева В.В. Методика определения
индивидуальной меры рефлексивности // StudFiles URL:
https://studfile.net/preview/9129153/page:21/(дата обращения: 11.05.2023).
26. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М.: Академический Проект, 2009. С. 748.
27. Кочетова Ю.А. Эмоциональный интеллект старших подростков: монография. М.: МГ1П1У, 2021. 104 с.
28. Кузнецова К.С. Педагогическое сопровождение младших школьников в процессе формирования эмоционального интеллекта: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01. Саратов, 2012. 25 с.
29. Кутеева В.П., Юлина Г.Н., Рабаданова Р.С. Эмоциональный интеллект как основа успешности в профессиональной деятельности / В.П. Кутеева, Г.Н. Юлина, Р.С. Рабаданова // Отечественная и зарубежная педагогика, 2012. № 3. С. 59-65.
30. Ларина А.Т. Эмоциональный интеллект // Азимут научных исследований: педагогика и психология, 2016. № 3 (16). С. 275-278.
31. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Библиотека Института психологии РАН, 2004. С. 29-36.
32. Люсин Д.В. Тест эмоционального интеллекта // PSYLAB URL: https://psylab.info/(дата обращения: 11.05.2023).
33. Манойлова М.А. Методика диагностики эмоционального интеллекта // HR-АКАДЕМИЯ URL:https://hr-academy.ru/hrarticle/metodika-diagnostiki-emotsionalnogo-intellekta.html(дата обращения: 11.05.2023).
34. Манойлова М.А. Развитие эмоционального интеллекта будущих педагогов: учебное пособие // Академия акмеологических наук. Псковский гос. пед. институт им. С.М. Кирова. Псков, 2004. 60 с.
35. Манойлова М.А. Развитие эмоционального интеллекта будущих педагогов. Псков: ПГПИ, 2004. 60 с.
36. Матренин Д.И., Харитонова И.В. Эмоциональный интеллект как ресурс социально-психологической адаптации [Текст] // Universum: психология и образование, 2019. № 1 (55).
37. Москвина Н.Б. Риск личностно-профессиональных деформаций учителя // Педагогика, 2005. № 8. С. 61-69.
38. Наймушина Л.М. История становления понятия «Эмоциональный интеллект» в психологической науке // Педагогика: история, перспективы, 2020. № 4. С. 63-70.
39. Педагогическое мастерство и современные педагогические
технологии: материалы XIII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 21 августа 2020 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. Чебоксары: ЦНС
«Интерактив плюс», 2020. С. 36-38.
40. Погодаева М.В., Чепурко Ю.В. Исследование эмоциональной компетентности педагогов и ее развитие в ходе тренинговых занятий // ScienceforEducationToday, 2022. Т. 12. № 2. С. 51-72.
41. Подпругина В.В. Роль рефлексии эмоций в успешности профессиональной деятельности // Смыслообразование и его контексты: жизнь, структура, культура, опыт, 2022. С. 118-122.
42. Работа психолога-психодраматиста с группой детей 7-12 лет по
развитию эмоционального интеллекта // b17.ru URL:
https://www.b17.ru/article/355780/(дата обращения: 13.03.2024).
43. Разнадежина Н.А., Шишкина А.И. Сборник упражнений для проведения тренинга по профилактике и преодолению синдрома профессионального выгорания: практикум // Сургут: Изд-во бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Методический центр развития социального обслуживания», 2016. 40 с.
44. Робертс Р.Д., Люсин Д.В. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике // Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2004. С. 3-26.
45. Саидов З.А., Ярычев Н.У., Локтионова И.А. Эмоциональный интеллект как составляющая коммуникативной компетентности педагога // Мир науки, культуры, образования, 2021. № 2. С. 240-243.
46. Серафимович И.В., Посысоев Н.Н. Эмоциональный интеллект - предиктор профессионализма педагога? // Образовательная политика, 2020. № 2. С. 106-114.
47. Серафимович И.В., Посысоев Н.Н. Эмоциональный интеллект - предиктор профессионализма педагога? // Образовательная политика, 2020. № 2 (82). С. 106-114.
48. Синявский В.В., Федорошин В.А. Диагностическая методика «Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС).
49. Слепкова Е.В. Развитие эмоциональной компетентности средствами психологического тренинга. // Актуальные проблемы кризисной психологии: Сборник научных трудов. Минск, 1999.
50. Солодкова Т.И. Преодоление синдрома «Выгорания» // Психопедагогика в правоохранительных органах, 2010. № 3 (42). С. 47-49.
51. Структура Эмоционального Интеллекта // Студопедия.нет URL:
https://studopedia.net/4 3958 struktura-emotsionalnogo-intellekta.html (дата
обращения: 16.11.2022).
52. Тренинг Эмоциональный интеллект 1-й модуль Рабочая тетрадь
участника // Smarteka URL:
https://smarteka.com/uploads/files/2023/11/01/288ceb3d-95d5-403c-bf97-6c9251097eb7ee50585c-2be4-45bb-9712-7a755b114134.pdf(дата обращения: 11.04.2024).
53. Тутолмин А.В. Креативные техники развития творческой личности будущего учителя // Наука, образование, общество, 2015. № 2 (4). С. 84-98.
54. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: АСТ, 2021. С. 225.
55. Функции профессионально-педагогической деятельности //
Студопедия URL: https ://studopedia.ru/11 7675 7 funktsii-professionalno-
pedagogicheskoy-deyatelnosti.html(дата обращения: 10.05.2023).
56. Хазиева Э.Д. Эмпирическое исследование профессионального выгорания педагогов // Academic research in educational sciences, 2022. Т. 3 № 5. С. 681-694.
57. Хлевная Е.А., Киселева Т.С. Экспериментальное исследование возможности развития эмоционального интеллекта // Вестник университета, 2012. № 11
58. Холл Н. Диагностика эмоционального интеллекта.
59. Шевырева Е.Г., Федосова И.В. Основные теоретические модели эмоционального интеллекта // Бюллетень науки и практики, 2016. № 9. С. 265-268.
60. Шингаев С.М. Эмоциональный интеллект как фактор успеха современного педагога // Человеческий фактор: Социальный психолог, 2018. № 1. С. 199-208.
61. Шнайдер М.И. Основные направления исследования эмоционального интеллекта // Гуманизация образования, 2016. С. 58-63.
62. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Дэниел Гоулман, Ричард Бояцис, Энни Макки; пер. с англ. 3-изд. М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. С. 266-269.
63. Эмоциональный интеллект // sites.google.com URL: https://www.sites.google.com/site/emocionalnyjintellekt5555/home/model-lusina(дата обращения: 16.11.2022).
64. Эмоциональный интеллект для учителя: что это такое и стоит ли
им заниматься? // Pedsovet.su URL:
https://pedsovet.su/psycho/6987 emotionalny intellekt uchitelya (дата
обращения: 27.03.2023).
65. Эмоциональный интеллект педагога // Библиофонд URL:
https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=655045(дата обращения: 29.03.2023).
66. Эмоциональный интеллект. Российская практика / Сергей
Шабанов, Алена Алешина. 6-е изд. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. 432 с.
67. Юрьева О.В. Эмоциональный интеллект и особенности
самоактуализации личности // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально¬
экономические науки, 2019. С. 55-65.
68. Юсупов И.М., Юсупова Г.В. Успех в карьере: интеллект или эмоциональная компетентность? // Азимут научных исследований: педагогика и психология, 2014. № 3. С. 85-87.