ОСОБЕННОСТИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СМЫСЛОВОГО
ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Понятие смыслового чтения как компонента общеучебных
познавательных универсальных учебных действий 7
1.2. Формирования смыслового чтения в младшем школьном возрасте 14
1.3. Возможности проектной задачи как формы внеурочной деятельности
для развития смыслового чтения у младших школьников 20
Выводы по первой главе 26
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ
УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 27
2.1. Организация опытно-экспериментальной работы 27
2.2. Результаты выявления актуального уровня развития смыслового чтения 33
2.3. Программа развития смыслового чтения у детей младшего школьного
возраста во внеурочной деятельности через решение проектной задачи 44
Выводы по второй главе 60
Заключение 61
Список используемой литературы 63
Приложения 67
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СМЫСЛОВОГО
ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Понятие смыслового чтения как компонента общеучебных
познавательных универсальных учебных действий 7
1.2. Формирования смыслового чтения в младшем школьном возрасте 14
1.3. Возможности проектной задачи как формы внеурочной деятельности
для развития смыслового чтения у младших школьников 20
Выводы по первой главе 26
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ
УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 27
2.1. Организация опытно-экспериментальной работы 27
2.2. Результаты выявления актуального уровня развития смыслового чтения 33
2.3. Программа развития смыслового чтения у детей младшего школьного
возраста во внеурочной деятельности через решение проектной задачи 44
Выводы по второй главе 60
Заключение 61
Список используемой литературы 63
Приложения 67
Современный этап развития системы образования в России, характеризуется обновлением, качественным изменением структуры, содержания, методов и средств обучения, новыми подходами к его проектированию и практической реализации. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству.
Сегодня, когда одним из главных критериев успеха становится доступ к информации, умение эффективно ее переработать, учащиеся, особо нуждаются в развитии этих качеств. Именно сейчас умение быстро обучаться и переобучаться в любом возрасте, развитие своих потенциальных и расширение имеющихся способностей, а также формирование навыков смыслового чтения могут стать залогом успеха каждого ученика.
Изменения необходимы и на начальной ступени образования. В связи с этим, в новом федеральном государственном образовательный стандарте начального общего образования за 2021 г. (далее - Стандарт) предъявляются определенные требования к процессу и результатам обучения в начальной школе. Выделена задача формирования отдельных универсальных учебных действий, а именно: «овладение техникой смыслового чтения вслух (правильным плавным чтением, позволяющим воспринимать, понимать и интерпретировать смысл текстов различных типов, жанров, назначений в целях решения различных учебных задач)» и «владеть техникой смыслового чтения про себя (понимание смысла и основного содержания прочитанного, оценка информации, контроль за полнотой восприятия и правильной интерпретацией текста)» [44, с. 12].
Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать содержание текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность [31, с. 5]. Познавательная деятельность рассматривается, как одна из ведущих форм деятельности обучающихся [15]. Однако, для того чтобы деятельность приобрела характер учебно-познавательной, необходимо в ходе этой деятельности создавать условия для овладения обучающимися познавательными универсальными учебными действиями.
Необходимо отметить, что на сегодняшний день современный педагог обладает множеством научных и практических наработок. Многие исследователи рассматривали проблему формирования универсальных учебных действий в своих работах: Выготский Л.С., Асмолов А.Г., Гальперин П.Я., Занков Л.В., Давыдов В.В., Люблинская А.А., Эльконин Д.Б. и другие, но при этом мы сталкиваемся с недостаточной степенью их сформированности в начальной школе.
Совместно с этим, в современной системе образования можно наблюдать следующие противоречия:
Перед педагогом стоит задача формирования у младших школьников смыслового чтения в условиях реализации ФГОС НОО и недостаточностью апробированных форм организации этого процесса во внеурочной деятельности;
Между огромным числом публикаций по организации внеурочной деятельности в начальной школе и недостаточностью программ по образованию смыслового чтения младших школьников во внеурочной деятельности.
Таким образом, идея работы состоит в необходимости разработки программы, направленной на развитие смыслового чтения у младших школьников во внеурочной деятельности.
Цель исследования - выявить актуальный уровень сформированности смыслового чтения у детей младшего школьного возраста и разработать программу по его развитию.
Объект исследования - смысловое чтение у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - актуальный уровень развития смыслового чтения у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности развития смыслового чтения у младших школьников.
2. Теоретически описать смысловое чтение как компонент общеучебных познавательных универсальных учебных действий в психолого-педагогической литературе.
3. Обобщить возможности проектной задачи для развития смыслового чтения у младших школьников.
4. Эмпирическим путём выявить сформированность смыслового чтения у младших школьников.
5. Разработать программу развития смыслового чтения у младших школьников.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1. Теоретический анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирический: психодиагностические методики.
3. Методы качественного и количественного анализа данных.
Гипотеза исследования состоит из следующих допущений:
1. Показатели сформированности смыслового чтения у большинства обучающихся 3 класса на низком уровне и проявляются в следующих общеучебных познавательных универсальных учебных действиях: поиск необходимой информации в тексте, извлечение необходимой информации из текста, определение основной и второстепенной информации, формулированием главной идеи текста.
2. В связи с возрастными особенностями развития, самые низкие
показатели у большинства обучающихся будут связаны с умением формулировать главную идею текста.
Базой исследования послужила «МАОУ СШ №150» г. Красноярск. В эксперименте приняли участие 26 учащихся 3«Е» класса (9-10 лет).
Структура представленной работы включает в себя введение, 2 главы, заключение, список использованных источников (40 источников) и приложения.
Сегодня, когда одним из главных критериев успеха становится доступ к информации, умение эффективно ее переработать, учащиеся, особо нуждаются в развитии этих качеств. Именно сейчас умение быстро обучаться и переобучаться в любом возрасте, развитие своих потенциальных и расширение имеющихся способностей, а также формирование навыков смыслового чтения могут стать залогом успеха каждого ученика.
Изменения необходимы и на начальной ступени образования. В связи с этим, в новом федеральном государственном образовательный стандарте начального общего образования за 2021 г. (далее - Стандарт) предъявляются определенные требования к процессу и результатам обучения в начальной школе. Выделена задача формирования отдельных универсальных учебных действий, а именно: «овладение техникой смыслового чтения вслух (правильным плавным чтением, позволяющим воспринимать, понимать и интерпретировать смысл текстов различных типов, жанров, назначений в целях решения различных учебных задач)» и «владеть техникой смыслового чтения про себя (понимание смысла и основного содержания прочитанного, оценка информации, контроль за полнотой восприятия и правильной интерпретацией текста)» [44, с. 12].
Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать содержание текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность [31, с. 5]. Познавательная деятельность рассматривается, как одна из ведущих форм деятельности обучающихся [15]. Однако, для того чтобы деятельность приобрела характер учебно-познавательной, необходимо в ходе этой деятельности создавать условия для овладения обучающимися познавательными универсальными учебными действиями.
Необходимо отметить, что на сегодняшний день современный педагог обладает множеством научных и практических наработок. Многие исследователи рассматривали проблему формирования универсальных учебных действий в своих работах: Выготский Л.С., Асмолов А.Г., Гальперин П.Я., Занков Л.В., Давыдов В.В., Люблинская А.А., Эльконин Д.Б. и другие, но при этом мы сталкиваемся с недостаточной степенью их сформированности в начальной школе.
Совместно с этим, в современной системе образования можно наблюдать следующие противоречия:
Перед педагогом стоит задача формирования у младших школьников смыслового чтения в условиях реализации ФГОС НОО и недостаточностью апробированных форм организации этого процесса во внеурочной деятельности;
Между огромным числом публикаций по организации внеурочной деятельности в начальной школе и недостаточностью программ по образованию смыслового чтения младших школьников во внеурочной деятельности.
Таким образом, идея работы состоит в необходимости разработки программы, направленной на развитие смыслового чтения у младших школьников во внеурочной деятельности.
Цель исследования - выявить актуальный уровень сформированности смыслового чтения у детей младшего школьного возраста и разработать программу по его развитию.
Объект исследования - смысловое чтение у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - актуальный уровень развития смыслового чтения у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности развития смыслового чтения у младших школьников.
2. Теоретически описать смысловое чтение как компонент общеучебных познавательных универсальных учебных действий в психолого-педагогической литературе.
3. Обобщить возможности проектной задачи для развития смыслового чтения у младших школьников.
4. Эмпирическим путём выявить сформированность смыслового чтения у младших школьников.
5. Разработать программу развития смыслового чтения у младших школьников.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1. Теоретический анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирический: психодиагностические методики.
3. Методы качественного и количественного анализа данных.
Гипотеза исследования состоит из следующих допущений:
1. Показатели сформированности смыслового чтения у большинства обучающихся 3 класса на низком уровне и проявляются в следующих общеучебных познавательных универсальных учебных действиях: поиск необходимой информации в тексте, извлечение необходимой информации из текста, определение основной и второстепенной информации, формулированием главной идеи текста.
2. В связи с возрастными особенностями развития, самые низкие
показатели у большинства обучающихся будут связаны с умением формулировать главную идею текста.
Базой исследования послужила «МАОУ СШ №150» г. Красноярск. В эксперименте приняли участие 26 учащихся 3«Е» класса (9-10 лет).
Структура представленной работы включает в себя введение, 2 главы, заключение, список использованных источников (40 источников) и приложения.
Проанализировав психолого-педагогическую и методическую литературу, мы сделали вывод, что под смысловым чтением понимается вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. В концепции универсальных учебных действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.) выделены действия смыслового чтения, связанные с: извлечением необходимой информации из текста; определением основной и второстепенной информации; формулированием главной идеи текста.
Исходя из анализа литературных источников, мы пришли к выводу, что проблема формирования и развития смыслового чтения у младших школьников достаточно актуальна и изучаема на данный момент. Несмотря на это существуют некоторые противоречия в этой области.
Формирование происходит во время процесса обучения, но наряду с этим, существует потребность дополнительного развития данных действий в альтернативной форме деятельности, одной из таких форм может стать проектная задача.
Вторая глава была посвящена экспериментальной работе по теме исследования.
Для выявления актуального уровня развития смыслового чтения у младших школьников мы подобрали комплекс диагностических работ для учащихся 3 класса, составленный на основе авторской методики М.Ю. Демидовой, С.В. Ивановым, О.А.Карамовой.
Результаты диагностики по четырем названным методикам показали, что уровень развития смыслового чтения у младших школьников находится преимущественно на низком уровне (58%). Следовательно, учащиеся, принявшие участие в эксперименте, нуждаются в дополнительной специально организованной работе, направленной на развитии у них смыслового чтения.
C этой целью в рамках внеурочной деятельности была разработана программа, построенная в форме занятий по решению проектной задачи. Цель выпускной квалификационной работы достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Исходя из анализа литературных источников, мы пришли к выводу, что проблема формирования и развития смыслового чтения у младших школьников достаточно актуальна и изучаема на данный момент. Несмотря на это существуют некоторые противоречия в этой области.
Формирование происходит во время процесса обучения, но наряду с этим, существует потребность дополнительного развития данных действий в альтернативной форме деятельности, одной из таких форм может стать проектная задача.
Вторая глава была посвящена экспериментальной работе по теме исследования.
Для выявления актуального уровня развития смыслового чтения у младших школьников мы подобрали комплекс диагностических работ для учащихся 3 класса, составленный на основе авторской методики М.Ю. Демидовой, С.В. Ивановым, О.А.Карамовой.
Результаты диагностики по четырем названным методикам показали, что уровень развития смыслового чтения у младших школьников находится преимущественно на низком уровне (58%). Следовательно, учащиеся, принявшие участие в эксперименте, нуждаются в дополнительной специально организованной работе, направленной на развитии у них смыслового чтения.
C этой целью в рамках внеурочной деятельности была разработана программа, построенная в форме занятий по решению проектной задачи. Цель выпускной квалификационной работы достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Подобные работы
- ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «ЧИТАЕМ ЛЕГКО» В ПРОЦЕССЕ КОРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИСЛЕКСИЕЙ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2018 - Развитие памяти у детей младшего школьного возраста
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5720 р. Год сдачи: 2017 - Изучение и коррекция произвольной памяти учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2021 - Нейропсихологические особенности речи и мышления у детей младшего школьного возраста с ОНР
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2023 - Технология формирования речевого дыхания у детей младшего школьного возраста с дизартрией
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
ТРАДИЦИЙ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2020 - Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста на основе предметно-языкового интегрированного подхода во внеурочной деятельности
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2020



