Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №156681

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы125
Год сдачи2022
Стоимость4310 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СМЫСЛОВОГО
ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Понятие смыслового чтения как компонента общеучебных
познавательных универсальных учебных действий 7
1.2. Формирования смыслового чтения в младшем школьном возрасте 14
1.3. Возможности проектной задачи как формы внеурочной деятельности
для развития смыслового чтения у младших школьников 20
Выводы по первой главе 26
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ
УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 27
2.1. Организация опытно-экспериментальной работы 27
2.2. Результаты выявления актуального уровня развития смыслового чтения 33
2.3. Программа развития смыслового чтения у детей младшего школьного
возраста во внеурочной деятельности через решение проектной задачи 44
Выводы по второй главе 60
Заключение 61
Список используемой литературы 63
Приложения 67

Современный этап развития системы образования в России, характеризуется обновлением, качественным изменением структуры, содержания, методов и средств обучения, новыми подходами к его проектированию и практической реализации. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству.
Сегодня, когда одним из главных критериев успеха становится доступ к информации, умение эффективно ее переработать, учащиеся, особо нуждаются в развитии этих качеств. Именно сейчас умение быстро обучаться и переобучаться в любом возрасте, развитие своих потенциальных и расширение имеющихся способностей, а также формирование навыков смыслового чтения могут стать залогом успеха каждого ученика.
Изменения необходимы и на начальной ступени образования. В связи с этим, в новом федеральном государственном образовательный стандарте начального общего образования за 2021 г. (далее - Стандарт) предъявляются определенные требования к процессу и результатам обучения в начальной школе. Выделена задача формирования отдельных универсальных учебных действий, а именно: «овладение техникой смыслового чтения вслух (правильным плавным чтением, позволяющим воспринимать, понимать и интерпретировать смысл текстов различных типов, жанров, назначений в целях решения различных учебных задач)» и «владеть техникой смыслового чтения про себя (понимание смысла и основного содержания прочитанного, оценка информации, контроль за полнотой восприятия и правильной интерпретацией текста)» [44, с. 12].
Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать содержание текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность [31, с. 5]. Познавательная деятельность рассматривается, как одна из ведущих форм деятельности обучающихся [15]. Однако, для того чтобы деятельность приобрела характер учебно-познавательной, необходимо в ходе этой деятельности создавать условия для овладения обучающимися познавательными универсальными учебными действиями.
Необходимо отметить, что на сегодняшний день современный педагог обладает множеством научных и практических наработок. Многие исследователи рассматривали проблему формирования универсальных учебных действий в своих работах: Выготский Л.С., Асмолов А.Г., Гальперин П.Я., Занков Л.В., Давыдов В.В., Люблинская А.А., Эльконин Д.Б. и другие, но при этом мы сталкиваемся с недостаточной степенью их сформированности в начальной школе.
Совместно с этим, в современной системе образования можно наблюдать следующие противоречия:
Перед педагогом стоит задача формирования у младших школьников смыслового чтения в условиях реализации ФГОС НОО и недостаточностью апробированных форм организации этого процесса во внеурочной деятельности;
Между огромным числом публикаций по организации внеурочной деятельности в начальной школе и недостаточностью программ по образованию смыслового чтения младших школьников во внеурочной деятельности.
Таким образом, идея работы состоит в необходимости разработки программы, направленной на развитие смыслового чтения у младших школьников во внеурочной деятельности.
Цель исследования - выявить актуальный уровень сформированности смыслового чтения у детей младшего школьного возраста и разработать программу по его развитию.
Объект исследования - смысловое чтение у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - актуальный уровень развития смыслового чтения у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности развития смыслового чтения у младших школьников.
2. Теоретически описать смысловое чтение как компонент общеучебных познавательных универсальных учебных действий в психолого-педагогической литературе.
3. Обобщить возможности проектной задачи для развития смыслового чтения у младших школьников.
4. Эмпирическим путём выявить сформированность смыслового чтения у младших школьников.
5. Разработать программу развития смыслового чтения у младших школьников.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1. Теоретический анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирический: психодиагностические методики.
3. Методы качественного и количественного анализа данных.
Гипотеза исследования состоит из следующих допущений:
1. Показатели сформированности смыслового чтения у большинства обучающихся 3 класса на низком уровне и проявляются в следующих общеучебных познавательных универсальных учебных действиях: поиск необходимой информации в тексте, извлечение необходимой информации из текста, определение основной и второстепенной информации, формулированием главной идеи текста.
2. В связи с возрастными особенностями развития, самые низкие
показатели у большинства обучающихся будут связаны с умением формулировать главную идею текста.
Базой исследования послужила «МАОУ СШ №150» г. Красноярск. В эксперименте приняли участие 26 учащихся 3«Е» класса (9-10 лет).
Структура представленной работы включает в себя введение, 2 главы, заключение, список использованных источников (40 источников) и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проанализировав психолого-педагогическую и методическую литературу, мы сделали вывод, что под смысловым чтением понимается вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. В концепции универсальных учебных действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.) выделены действия смыслового чтения, связанные с: извлечением необходимой информации из текста; определением основной и второстепенной информации; формулированием главной идеи текста.
Исходя из анализа литературных источников, мы пришли к выводу, что проблема формирования и развития смыслового чтения у младших школьников достаточно актуальна и изучаема на данный момент. Несмотря на это существуют некоторые противоречия в этой области.
Формирование происходит во время процесса обучения, но наряду с этим, существует потребность дополнительного развития данных действий в альтернативной форме деятельности, одной из таких форм может стать проектная задача.
Вторая глава была посвящена экспериментальной работе по теме исследования.
Для выявления актуального уровня развития смыслового чтения у младших школьников мы подобрали комплекс диагностических работ для учащихся 3 класса, составленный на основе авторской методики М.Ю. Демидовой, С.В. Ивановым, О.А.Карамовой.
Результаты диагностики по четырем названным методикам показали, что уровень развития смыслового чтения у младших школьников находится преимущественно на низком уровне (58%). Следовательно, учащиеся, принявшие участие в эксперименте, нуждаются в дополнительной специально организованной работе, направленной на развитии у них смыслового чтения.
C этой целью в рамках внеурочной деятельности была разработана программа, построенная в форме занятий по решению проектной задачи. Цель выпускной квалификационной работы достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1) Альтовская С.А. Формирование познавательных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО / С.А. Альтовская // Образование и наука в современных условиях. 2015 г. № 4. С. 43.
2) Апетян М. К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника // Молодой ученый. 2014. №14. С. 243-244. URL: https://moluch.ru/archive/73/12457/
3) Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя 3-е изд. М.: Просвещение, 2011. С. 152.
4) Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2011. С. 192.
5) Беляева Л.А. Педагогические условия развития познавательной активности школьников в детских объединениях. Томск.: ТГПУ. 2004.
6) Битянова М.Р. Работа с ребенком в образовательной среде: решение задач и проблем развития. М.: МГ11ПУ, 2016. С. 96.
7) Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2009. С. 128.
8) Волков Н. И. Организация учебной деятельности в малых группах. Педагогическая психология: хрестоматия. СПб.: Питер, 2006. С. 205.
9) Воронцов А.Б. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя // под ред. А.Б. Воронцова, В. М. Заславского, С. В. Егоркиной. М.: Изд-во «Просвещение». 2011. С. 176.
10) Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 4. Проблемы развития психики. М.: Педагогика, 2012. С. 418.
11) Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Изд-во «Просвещение», 2016. С. 223.
12) Демидова М.Ю. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. М.: Изд-во «Лабиринт», 2009. С. 106.
13) Дубова М. В. Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. М.: «Баласс», 2016. С. 80.
14) Дьячкова, Т. В. Образовательные экскурсии в контексте решения проблемы профессионализма современного педагога: опыт и перспективы / Т.
В. Дьячкова. Текст: непосредственный // Молодой ученый. 2014. № 4 (63). С. 951-954.
15) Елисеева Д.С. Познавательные универсальные учебные действия младшего школьника как педагогический феномен / Д.С. Елисеева // Вестник Южно - Уральского университета. 2014, № 4. С. 20.
16) Запорожец А.В. Психическое развитие ребенка: избранные психологические труды: В 2 т. Т.1. / под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. М.: Педагогика, 2015. С 320.
17) Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь // под ред. Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. М.: «Академия», 2010. С. 176.
18) Корниенко А.Н. Формирование общеучебных познавательных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности // под ред. А.Н. Корниенко, С.Н. Фортыгина. М.: Аллея науки, 2019. С. 870 - 876.
19) Крайг Г. Психология развития // под ред. Г. Крайг, Д. Бокума. СПб.: Питер, 2017. С. 940.
20) Лукиных Л.В. Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе // Молодой учёный. 2015. № 10. С. 15-20.
21) Минова М.С. Познавательные общеучебные умения: формирование и диагностика. Методическое пособие // под ред. М. В. Миновой, О. А. Крутень. Красноярск: ККИП, 2016. С. 183.
22) Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития // под ред. В. С. Мухиной. М.: Изд-во «Академия», 2006. С. 608.
23) Назарова Т.С. Средства обучения: технология создания и использования // под ред. Т.С Назарова, Е.С. Полат. М.: Изд-во «Академия», 2018 г. С. 147.
24) Немов, Р. С. Психология. Учебник для ВУЗов, 5-епереиздание. М.: Просвещение, 2014.
25) Носова И.В. Особнности работы в малых группах // Начальная школа плюс до и после. 2004. №6. С. 25-27.
26) Осипова Н.В. и др. Показатели сформированности универсальных учебных действий, обучающихся Управление начальной школой. 1. № 1 2015,
С. 12.
27) Петриченко С.Е. Использование техники смыслового чтения как средства развития навыков осознанного чтения в начальной школе // под ред. С. Е. Петриченко, И.Н. Тихоновой, В.Б. Пагиева. М.: «Квантум», 2020. С. 67.
28) Потаева, Г.Р. Инновации в экскурсионном (познавательном) туризме [Текст] / Г.Р. Потаева // Сб. метод. рекомендаци. Минск: Белорусский гос. ун-т, 2007. - С. 265-307.
29) Психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М.: АСТ, 2016. С. 479.
30) Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: в 2-х т. Т 1 / Электронная библиотека.
31) Ситникова Н.С. Развитие навыков смыслового чтения как основополагающего компонента, формирования грамотности чтения у обучающихся. М.: «Квантум», 2018. С. 903.
32) Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя. М.: Изд-во «Баласс», 2011. С. 128.
33) Сметанникова, Н. Н. Описание стратегий смыслового чтения [Электроный ресурс]. URL:https://sites.google.com/site/ucitelamv/home/klassifikacia-priemov-smyslovogo-ctenia
34) Сметанникова Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению. Междисциплинарные проблемы чтения и грамотности. М.: ШБ, 2005. С.168.
35) Сметанникова Н.Н. Стратегия воспитания лидеров чтения. М.: ШБ, 2006. С. 563.
36) Сорокин П.А. Особенности познавательной деятельности учащихся. Л.: ЛГПИ, 2003.С. 129.
37) Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М.: Изд-во «Знание», 2004. С. 367.
38) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286).
39) Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 2017. С. 328.
40) Эльконин, Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах. Воронеж: НПО «МОДЭК»; М: Институт практической психологии, 2013. С. 274.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ