Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности связной речи у дошкольников пяти лет с общим недоразвитием речи III уровня

Работа №156679

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы78
Год сдачи2021
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Анализ литературы по проблеме исследования связной речи у дошкольников 4 - 5 лет с ОНР III уровня
1.1. Связная речь в онтогенезе 8
1.2. Причинная обусловленность нарушений связной речи у
дошкольников с ОНР III уровня 13
1.3. Обзор диагностических и коррекционных методик связной речи в
трудах ученых 18
Выводы по главе 1 25
Глава II. Констатирующий эксперимент и его анализ
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента
2.3. Дифференцированные методические рекомендации по
формированию связной речи у средних дошкольников с ОНР III уровня
Вывод по главе II 54
Заключение 55
Список использованных источников 58
Приложения 64


С каждым годом увеличивается количество дошкольников и школьников, имеющих сложные нарушения развития речи.
Общее недоразвитие речи, нарушает все компоненты речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне, тем самым являясь часто встречающимся нарушением у детей дошкольного возраста.
Изучая и анализируя литературу, мы пришли к выводу, что формирование связной речи детей с общим речевым недоразвитием имеет важнейшее значение. Процесс формирования связной речи и связь речевого и умственного развития детей оказывает влияние на развитие восприятия, мышления и наблюдательности.
Министерство просвещения Российской Федерации способствует развитию инклюзивного образования, обеспечивает работу образовательных организаций, в которых есть ученики, с особыми образовательными потребностями имеющие право на доступное, качественное образование.
Проект «Современная школа» запущенный Федеральным проектом на улучшение инфраструктуры более чем 50% коррекционных образовательных учреждений. Национальный проект «Образование» предполагает оснащение учебных кабинетов и помещений с целью улучшения качества образовательных потребностей. Будут модернизированы трудовые мастерские, учебные кабинеты, кабинеты специалистов, сопровождающие учеников с особыми образовательными потребностями, также инфраструктура дополнительного образования будет модернизирована для детей с особыми образовательными потребностями.
Федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» предусматривает создание условий, позволяющих детям с особыми образовательными потребностями получать качественное доступное дополнительное образование. К 2024 году программами дополнительного образования, в том числе с использованием дистанционных технологий, будет охвачено до 70% детей с ограниченными возможностями здоровья [25].
В учреждениях дошкольного образования Российской Федерации, дети с ОВЗ: 517 343 человека (6,8% от общего количества воспитанников) [25].
Современная программа предъявляет высокие требования к речевому развитию дошкольников. Вступивший в силу Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 1.09.2013 N 273-ФЗ ст. 79 (ред. от 07.03.2018) задает новые направления в поисках организации обучения дошкольников. Содержание образовательной работы в дошкольной организации в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие коммуникативных навыков детей [25].
Значимый вклад в изучение проблемы развития связной речи внесли практики дошкольного образования М.М. Алексеева, Т.А. Маркова, И.Б. Агаева, О.И. Соловьева, В.В. Гербова и др. Также вели исследования психологи В.И. Ядэшко и Л.С. Выготский. Они выявляли основные звенья механизма овладения связной речью. Если взрослые, окружающие ребенка, учат правильно его говорить с младенческого возраста, развитие ребенка будет проходить в норме. Ребенок овладеет способностями представлять, мыслить и воображать. Эти способности вместе с взрослением ребенка будут совершенствоваться. В этот период развития ребенка необходимо познакомить его с художественной литературой. Это поможет ребенку овладеть связной речью, развивать ее и совершенствовать [1; 2; 13; 15; 62].
Проблема исследования: заключается в использовании различных подходов при изучении особенностей сформированности связной речи у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, что свидетельствует об отсутствии единых подходов к рассматриваемой проблеме.
Цель исследования: теоретически обосновать, составить и экспериментально изучить уровни сформированности связной речи у детей среднего дошкольного возраста с ОНР III уровня и на основе выявленных особенностей составить дифференцированные методические рекомендации.
Объект исследования: связная речь среднего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Предмет исследования: логопедическая работа по связной речи у средних дошкольников с ОНР III уровня.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что дошкольники пяти лет с ОНР III уровня будут иметь специфические особенности связной речи, проявляющиеся в трудностях программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления; выявленные особенности позволят определить содержание дифференцированных методических рекомендаций по коррекции выявленных нарушений средствами повествовательных рассказов.
В соответствие с поставленной целью, выдвинутой гипотезой предстояло решить следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Определить уровни сформированности связной речи у детей среднего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
3. Проанализировать результаты констатирующего эксперимента.
4. Составить содержание дифференцированных методических рекомендаций по формированию связной речи у детей 5 лет с общим недоразвитием речи III уровня средствами повествовательных рассказов.
Методы исследования: определялись в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы: анализ медицинской, психолого - педагогической и логопедической литературы по проблеме исследования, ко вторым - изучение медицинской и психолого-педагогической документации; наблюдение за детьми; эксперимент (констатирующий); количественный и качественный анализ.
Теоретическая значимость исследования: заключается в анализе психолого-педагогической характеристике дошкольников с ОНР III уровня, в изучении проблемы формирования связной речи и анализе диагностических и коррекционных методик формирования связной речи в трудах ученых.
Практическая значимость: заключается в подготовке, структурировании дифференцированных рекомендаций с целью коррекции выявленных нарушений у детей среднего дошкольного возраста с ОНР III уровня средствами игр, упражнений. Методические рекомендации могут быть использованы учителем - логопедом, воспитателем, педагогом, а также другими специалистами, работающими с детьми данной категории.
Организация исследования.
Исследование проводилось на базе муниципальной бюджетной общеобразовательной организации Прогимназия №131. В эксперименте приняло участие 10 детей среднего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Эксперимент проходил в три этапа:
I этап (ноябрь - декабрь 2020г.) - поисково-теоретический. Включает изучение научной литературы по проблеме исследования, формулирование гипотезы, задач, определение цели исследования, разработку плана.
II этап (январь - февраль 2021г.) - экспериментальный. Организация опытно-экспериментальной работы по изучению особенностей сформированности слоговой структуры слова у детей среднего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
III этап (февраль - май 2021г.) - обобщающий. Завершение опытно-экспериментальной работы, анализ и обработка полученных данных, обобщение результатов, формулировка выводов и составление дифференцированных методических рекомендаций.
Структура и объем исследования. Выпускная квалификационная работа включает в себя введение, две главы, методические рекомендации, заключение, список литературы и приложение. Основной текст выпускной квалификационной работы составляет 55 страниц, включает 1 таблицу, 9 диаграмм, библиографический список содержит 63 источника.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Связная речь - это смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), которое направлено на обеспечение общения и взаимопонимания.
Значимый вклад в изучение проблемы развития связной речи внесли практики дошкольного образования Т.А. Маркова, И.Б. Агаева О.И. Соловьева, В.В. Гербова и др. Также вели исследования психологи В.И. Ядэшко и Л.С. Выготский, они выявляли основные звенья механизма овладения связной речью. Если взрослые, окружающие ребенка, учат правильно его говорить с младенческого возраста, развитие ребенка будет проходить в норме. Ребенок овладеет способностями представлять, мыслить и воображать. Эти способности вместе с взрослением ребенка будут совершенствоваться.
У детей с ОНР III уровня мы выявили, что речевое развитие детей протекает замедленно и своеобразно. Возникают трудности в овладении словарным запасом, грамматическим строем, дети сталкиваются с трудностями восприятия обращенной речи. Отмечаются пробелы лексического и грамматического строя, а также в развитии фонетики, устная речь аграмматична, сложные предлоги в речи не используют, допускают ошибки в падежных окончаниях, в согласовании слов, в активной речи пользуются простыми предложениями. При пересказе и рассказе дети, затрудняются строить фразы, используют перефразировки и жесты, теряют основную нить содержания, путают события, затрудняются в выражении главной мысли, не заканчивают фразы. Основным недостатком является несформированная связная речь.
Целью констатирующего эксперимента являлось выявление особенностей сформированности связной речи у дошкольников 5 лет с ОНР III уровня.
При проведении экспериментальной работы мы использовали комплекс заданий, позволяющих выявить уровень сформированности связной речи В.П. Глухова и О.С. Ушакова, Е.М. Струнина.
Детям были предложены задания:
- описательный рассказ (В.П. Глухов);
- связная фразовая монологическая речь (В.П. Глухов);
- продолжи рассказ (О.С. Ушакова, Е.М. Струнина);
- законченное высказывание (В.П. Глухов);
- лексико-смысловые отношения (В.П. Глухов);
- чтение рассказа Е. Чарушина «Про зайчат» (О.С. Ушакова, Е.М. Струнина);
- связный сюжетный рассказ (В.П. Глухов).
Основываясь на результатах индивидуального исследования, мы определили количество полученных баллов по каждому выполненному заданию.
С целью устранения нарушений нами было определено содержание дифференцированных методических рекомендаций с использованием заданий. Комплекс заданий был разработан индивидуально для каждой
группы детей с использованием интернет ресурса, а также таких авторов как А.М. Бородич, Л.Н. Ефименкова, Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, Н.В. Нищева, Т.А. Ткаченко.
Предусматривалась поэтапная коррекционно-логопедическая работа, состоящая из подготовительного, основного и заключающего этапа.
Таким образом, цель исследования достигнута, гипотеза нашла свое подтверждение.



1. Агаева И.Б. Формирование речи у обучающихся с умеренной
интелектуальной недостаточностью средствами альтернативной
каммуникации: практико-ориентированная монография; Красноярск, 2018. - 148с.
2. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб.пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений. - 3-е изд., / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. — М.: Издательский центр «академия», 2000 — 400 с.
3. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 1999. - с. 272
4. Арбекова, Н.Е. Развиваем связную речь у детей 4 - 5 лет с ОНР. Альбом 3 Мир человека / Н.Е. Арбекова. - М.: Издательство ГНОМ, 2013 - 32 с.
5. Арбекова, Н.Е. А79 Развиваем связную речь у детей 4-5 лет с ОНР. Альбом 1. Мир растений / Н.Е. Арбекова. - М.: Издательство ГНОМ, 2013. — 32 с.
6. Арбекова, Н.Е. А79 Развиваем связную речь у детей 4-5 лет с ОНР. Альбом 2. Мир животных / Н.Е. Арбекова. - М.: Издательство ГНОМ, 2013. — 32 с.
7. Баскакина И.В., Лынская М.И. Логопедические игры./ И.В. Баскина, М.И. Лынская / - М.: АЙРИС - ПРЕСС, 2014.
8. Болотова И. О. Современные педагогические методы и технологии по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / И. О. Болотова. // Молодой ученый. - 2016. №7. 6. - С. 35-38.
9. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: Просвещение, 1981
10. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие /В.К. Воробьева — М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2009.
11. Воробьева, В. К. Особенности смыслового восприятия и воспроизведения речевого сообщения учащимися, страдающими моторнойалалией. Недоразвитие и утрата речи [Текст] / Л. И. Беляковой, В. К. Воробьева. - М.:
12. Выготский, Л.С.Избранные психологические исследования / Л.С.Выготский. - Москва: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1956. - 520 с Изд-во МГПИ им. Ленина, 1985. - 88 с.
13. Выготский, Л.С. Мышление и речь: Психика, сознание, бессознательное / Л. С. Выготский. - Москва: Лабиринт, 2001. - 366с.
14. Гербова В.В. Развитие речи: Учебное наглядное пособие: 4-6 лет. - М.: Владос (любой год издания).
15. Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет (старшая разновозрастная группа): Кн. для воспитателя дет. сада. М.: Просвещение, 1987.- 207с.: ил.
16. Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста. // Дефектология. 2009 г. №4
- 68с.
17. Глухов В.П. Формирование пространственного воображения и речи у детей с общим речевым недоразвитием в процессе предметно -практической деятельности // Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями речи. - М., 1985.
18. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. М.: «Аркти», 2002 г. - 144 с.
19. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / В. П. Глухов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2004. - 168 с.
20. Гриншпун Б.Н., Селиверстов В.И. Развитие коммуникативных умений и навыков у дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью // Дефектология. - 1988. - №3.
21. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой / Авт.-сост. Т.Ю. Амосова.
- М.: РИПОЛ классик, 2008.-64 с.- (Здоровье и красота).
22. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников / Л.Н. Ефименкова. — М.: Национальный к нижный центр, 2015г. 221с.
23. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим
недоразвитием речи). Кн. для логопеда. 2-е изд., перераб.—М.:
Просвещение, 1985. — 112 с.
24. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. / Н. И. Жинкин; [Предисл. Р. Г. Котова, А. И. Новикова]. - М. : Наука, 1982. - 159 с
25. Закон об Образовании. URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru (дата
обращения: 15.06.2018)
26. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевоймдеятельности / И.А. Зимняя. М.: Изд-во МПСИ, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.
27. Исаева, Т.И. Особенности формирования словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня на логопедических занятиях // Школьный логопед. - 2016. - № 4. - С. 17-30.
28. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить./ М.М. .Кольцова - М«Сов. Россия», 1973 - 160 с.
29. Лалаева, Р.И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - СПб.: СОЮЗ, 2011. - 224с.
30. Ладыженская, Т. А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся [Текст] / Т. А. Ладыженская. - М. : 1975 - С. 42-47
31. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] / [Р. Е. Левина и др.] ; под ред. Р. Е. Левиной. - Репр. изд. - Москва : Альянс, 2013. - 366 с.
32. Левина, Р.Е. Воспитание правильной речи у детей / Р.Е. Левина. М: Просвещение, 2011. - 32 с.
33. Леханова О.Л. Особенности коммуникативной активности дошкольников с общим недоразвитием речи / // Сборник трудов молодых учёных / Отв. За выпуск В.В. Заболтина. - Череповец: ГОУ ВПО ЧГУ, 2005 - 58 с.
34. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у
дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие. /
Л.В.Лопатина, Серебрякова Н.В. . — Спб.: Изд-во «СОЮЗ», 2000. - 192 с.
35. Лурия, А.Р. Язык и сознание / А.Р. Лурия, Под редакцией Е. Д. Хомской.
- М. :Изд-во Моск. ун-та, 1979 - 320 с.
36. Макарова, Н. В. Речь ребёнка от рождения до 5 лет [Текст] /Н. В. Макарова. - СПб.: КАРО, 2014. - 48 с.
37. Мариничева О.В., Елкина Н.В. «Учим детей наблюдать и рассказывать» / О.В Мариничева., Н.В. Елкина - Ярославль: академия развития, 2002 г.
38. Нестеренко А. А. Страна загадок. - Ростов н/Д.: Изд-во Рост. Ун-та. 1993
39. Нищева Н.В. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста. Формирование навыка пересказа. -М.: Детство-Пресс, 2009.
40. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб: «Питер», 2000 - 712 с.
41. Селиверстов В.И., Понятийно-терминологический словарь логопеда [Электронный ресурс] / Селиверстов В.И. - М. : ВЛАДОС, 2015. - 287 с.
42. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников. / Т.А. Сидорчук., Н.Н. Хоменко - Ульяновск, 2005г. - 95с.
43. Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б. Технология составления творческих текстов по картине. / Т.А. Сидорчук., А.Б. Кузнецова.- Челябинск, 2000г.- 45с.
44. Соловьева О.И. говори правильно (альбом по развитию речи). м., «просвещенно», 1966
45. Соломенникова Л. Об использовании наглядности для формирования связной монологической речи / Л. Соломенникова // Дошкольное воспитание. 1999. №. 4
46. Сохин, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста / Ф.А.Сохин. — Москва: Просвещение, 1984,—296 с.
47. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) - М.: Просвещение, 1981
48. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. / Т.А. Ткаченко - М., 1999г.
49. Ткаченко Т.А.Формирование и развитие связной речи у дошкольника 4-6лет. М., 2007.
50. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. - М.: Изд. «Просвещение», 1998. - 254 с.
51. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С.Ушакова. — М.: ВЛАДОС, 2004,— 277 с.
52. Ушакова О.С. Развитие речи детей 5-7 лет / О. С. Ушакова. -М.:Сфера, 2011. -272с.
53. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.--метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.
54. Филичева Т.Б. Нарушения речи детей. / Т.Б. Филичева. - М.:
Просвещение 2009г.- 332с.
55. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие / Т.Б. Филичева, Г. В. Чиркина. — 5-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2008. — 224 с.
56. Филичева Т.Б., Соболева А.Р. Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями. / Т.Б. Филичева., А.Р. Соболева. - Екатеринбург: Изд-во «АРГО», 1996. - 80 с.
57. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. / Т.Б. Филичева., Г.В Чиркина- М., 1993г. - 103с.
58. Чистякова И.А. 64 игры для формирования граммотной фразы у дошкольников. - СПб.: КАРО, 2006. - 80 с.: ил. - (Серия «Популярная логопедия»).
59. Чупров Л.Ф. Терминологический словарь по логопедии и нейропсихологии (учебно-методическое пособие). / Л.Ф. Чупров. - М.: Из-во, 2012. - 184 с.;
60. Шашкина Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособие
для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зер-нова, И.А.Зимина. 2-е изд.,перераб. и доп. М.: Изд., центр «Академия», 2014. - 256 с.
61. Шаховская С. Н. Использование наглядности при развитии речи детей с алалией // Расстройства речи и методы их устранения. / С.Н. Шаховская - М., 1975.
62. Ядешко В.И. и Ф.А. Сохина дошкольная педагогика «Просвещение», Москва, 1978г.
63. Яшина, В. И. Методика обследования развития речи у дошкольников с. общим недоразвитием речи / В. И. Яшина. - М.: Просвещение, 2014. - С. 26¬27.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ