Формирования графических навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством создания книжной иллюстрации
|
Введение 4
Глава I. Теоретические основы формирования графических навыков посредством книжной иллюстрации у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Понятие «графика», «навык» ,«графический навык» 6
1.2. Специфика графических навыков у детей старшего дошкольного
возраста 14
1.3. Книжная иллюстрация как средство формирования графических
навыков у детей старшего дошкольного возраста 21
Выводы по первой главе ....24
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по проверке
эффективности влияния книжной графики на формирования графических навыков старших дошкольников в процессе изобразительной деятельности 26
2.1. Организация и проведение констатирующего эксперимента по
выявлению актуального уровня сформированности графических навыков старших дошкольников 26
2.2. Серия занятий и методические рекомендации к ним, направленные
на развитие уровня сформированности графических навыков старших дошкольников 34
2.3. Анализ результатов формирующего эксперимента 44
2.4. Методические рекомендации к занятиям по формированию
графических навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством книжной иллюстрации 48
Выводы по второй главе 55
Заключение 56
Список литературы 58
Приложение 62
Глава I. Теоретические основы формирования графических навыков посредством книжной иллюстрации у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Понятие «графика», «навык» ,«графический навык» 6
1.2. Специфика графических навыков у детей старшего дошкольного
возраста 14
1.3. Книжная иллюстрация как средство формирования графических
навыков у детей старшего дошкольного возраста 21
Выводы по первой главе ....24
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по проверке
эффективности влияния книжной графики на формирования графических навыков старших дошкольников в процессе изобразительной деятельности 26
2.1. Организация и проведение констатирующего эксперимента по
выявлению актуального уровня сформированности графических навыков старших дошкольников 26
2.2. Серия занятий и методические рекомендации к ним, направленные
на развитие уровня сформированности графических навыков старших дошкольников 34
2.3. Анализ результатов формирующего эксперимента 44
2.4. Методические рекомендации к занятиям по формированию
графических навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством книжной иллюстрации 48
Выводы по второй главе 55
Заключение 56
Список литературы 58
Приложение 62
Личность ребенка формируется в процессе активного познания мира. Дети обычно рисуют не с натуры, а по представлению. Через рисунок окружающий мир отражается в изобразительном творчестве ребенка. Он рисуя мир - познает его. Но он еще плохо владеет инструментом (карандашом, кистью), своей рукой, у него малый жизненный опыт. Поэтому нужно создать условия для формирования графических навыков у старших дошкольников. Также у них идет формирование эстетического отношения к окружающему миру. Поэтому создание иллюстраций играет в этом большую роль. При правильном руководстве формированием потенциальных художественных возможностей ребенка он сможет развиваться как творческая личность.
Теоретическую основу исследования составили научные труды отечественных педагогов и психологов: Т.С. Комаровой, Г.В. Лабунской, Н.П. Сакулиной, Е.А. Флериной, раскрывающие различные аспекты детской изобразительной деятельности и пути ее развития. Авторы Н.А. Ветлугина, Т.С. Комарова, В.Б. Косминская, И.А. Лыковой, Н.В. Падашуль, В.С. Мухина, Е.К. Ривина, Б.П. Юсова изучали процесс обучения детей умениям и навыкам в художественной сфере. Проблема формирования графических навыков старших дошкольников актуальна в связи с важностью раннего развития творческой личности.
Цель: разработать серию занятий и методических рекомендаций к ним по формированию графических навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством книжной иллюстрации.
Объект исследования: процесс формирования графических навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством книжной иллюстрации.
Предмет исследования: книжная иллюстрация как средство
формирования графических навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
• исследовать понятия «графика», «навык», «графический навык»;
• определить специфику графических навыков у детей старшего дошкольного возраста;
• изучить книжную иллюстрацию как средство формирования графических навыков у детей старшего дошкольного возраста;
• организовать и провести экспериментальное исследование по выявлению уровня сформированности графических навыков у старших дошкольников.
Гипотеза: формирование графических навыков у детей старшего
дошкольного возраста будет происходит результативно, если на занятиях использовать книжную иллюстрацию.
Методы исследования: общенаучные методы исследования: анализ, синтез, обобщение, классификация; диагностические методы: анкетирование, индивидуальные беседы с детьми, обработка полученных данных.
База исследования: Дом детского творчества г. Боготола
Красноярского края. Возраст детей: 5-6 лет. Количество испытуемых: одна группа из 10 человек.
Теоретическую основу исследования составили научные труды отечественных педагогов и психологов: Т.С. Комаровой, Г.В. Лабунской, Н.П. Сакулиной, Е.А. Флериной, раскрывающие различные аспекты детской изобразительной деятельности и пути ее развития. Авторы Н.А. Ветлугина, Т.С. Комарова, В.Б. Косминская, И.А. Лыковой, Н.В. Падашуль, В.С. Мухина, Е.К. Ривина, Б.П. Юсова изучали процесс обучения детей умениям и навыкам в художественной сфере. Проблема формирования графических навыков старших дошкольников актуальна в связи с важностью раннего развития творческой личности.
Цель: разработать серию занятий и методических рекомендаций к ним по формированию графических навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством книжной иллюстрации.
Объект исследования: процесс формирования графических навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством книжной иллюстрации.
Предмет исследования: книжная иллюстрация как средство
формирования графических навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
• исследовать понятия «графика», «навык», «графический навык»;
• определить специфику графических навыков у детей старшего дошкольного возраста;
• изучить книжную иллюстрацию как средство формирования графических навыков у детей старшего дошкольного возраста;
• организовать и провести экспериментальное исследование по выявлению уровня сформированности графических навыков у старших дошкольников.
Гипотеза: формирование графических навыков у детей старшего
дошкольного возраста будет происходит результативно, если на занятиях использовать книжную иллюстрацию.
Методы исследования: общенаучные методы исследования: анализ, синтез, обобщение, классификация; диагностические методы: анкетирование, индивидуальные беседы с детьми, обработка полученных данных.
База исследования: Дом детского творчества г. Боготола
Красноярского края. Возраст детей: 5-6 лет. Количество испытуемых: одна группа из 10 человек.
Книжная графика - один из видов изобразительного искусства, средства выразительности которого (линия, форма, цвет, композиция) понятны, доступны детям старшего дошкольного возраста во всем многообразии техник.
В графическом искусстве допускается и применяется работа различными карандашами, углем, сангиной, соусом, мелом, пастелью, техникой штриховки, тушевки, заливки и т.д. Все многообразие этих техник нельзя использовать при работе с детьми, исходя из трудности овладениями ими, но все-таки, некоторое расширение художественных материалов, вполне допустимо.
Графические способности детей старшего дошкольного возраста формируются в деятельности, которая состоит из знаний, умений, навыков, творчества. Отсутствие какого - либо из составляющих будет влиять на продуктивность изобразительной деятельность и формирование художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста. Поэтому формирование способностей к рисованию напрямую зависит от того, как сформированы их графические навыки.
В процессе исследования были сделаны следующие выводы:
1. Живое и тонкое графическое искусство, и в частности рисунок, откликающийся быстро на любое событие окружающей среды, занимает важное место в деятельности и развитии детей старшего дошкольного возраста.
2. Использование разнообразных изобразительных графических материалов (книжных иллюстраций) обогатит детей изобразительными возможностями, сделает рисунки детей разнообразными, выразительными. Совершенствуя умения и навыки изображения, дети получают возможность ярче отражать явление окружающей жизни.
3. Техники рисунка развивают движение руки и глазомер, воспитывают привычку планомерно вести выполняемую работу, привычку к самоконтролю.
4. Овладеть техникой рисования, всеми входящими в нее умениями и навыками дети могут при условии, если в каждой возрастной группе они получают указанный для этой группы объем навыков.
5. Для овладения графическими навыками детьми старшего дошкольного возраста, необходимо использовать психологические приемы и способы в обучении, которые эффективно формируют зрительную основу изображения.
В ходе эксперимента была проведена исследовательская работа для изучения степени сформированности и развития художественных способностей у детей в области графического изображения.
Разработаны пути развития творческих способностей в области рисования . Испытаны инновационные технологии развития художественных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Практическое применение данной работы заключено в следующем: эту работу можно использовать как методические рекомендации по выявлению и развитию графических навыков в рисовании у детей старшего дошкольного возраста; эти занятия можно использовать как занимательные занятия в педагогическом процессе, а также для расширения эстетического кругозора, и для подготовки руки ребенка для письма в школе.
Занятие рисованием способствует всестороннему воспитанию и развитию детей старшего дошкольного возраста и подготовке их к школе.
Поставленные нами цели и задачи в ходе данного исследования были реализованы.
В графическом искусстве допускается и применяется работа различными карандашами, углем, сангиной, соусом, мелом, пастелью, техникой штриховки, тушевки, заливки и т.д. Все многообразие этих техник нельзя использовать при работе с детьми, исходя из трудности овладениями ими, но все-таки, некоторое расширение художественных материалов, вполне допустимо.
Графические способности детей старшего дошкольного возраста формируются в деятельности, которая состоит из знаний, умений, навыков, творчества. Отсутствие какого - либо из составляющих будет влиять на продуктивность изобразительной деятельность и формирование художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста. Поэтому формирование способностей к рисованию напрямую зависит от того, как сформированы их графические навыки.
В процессе исследования были сделаны следующие выводы:
1. Живое и тонкое графическое искусство, и в частности рисунок, откликающийся быстро на любое событие окружающей среды, занимает важное место в деятельности и развитии детей старшего дошкольного возраста.
2. Использование разнообразных изобразительных графических материалов (книжных иллюстраций) обогатит детей изобразительными возможностями, сделает рисунки детей разнообразными, выразительными. Совершенствуя умения и навыки изображения, дети получают возможность ярче отражать явление окружающей жизни.
3. Техники рисунка развивают движение руки и глазомер, воспитывают привычку планомерно вести выполняемую работу, привычку к самоконтролю.
4. Овладеть техникой рисования, всеми входящими в нее умениями и навыками дети могут при условии, если в каждой возрастной группе они получают указанный для этой группы объем навыков.
5. Для овладения графическими навыками детьми старшего дошкольного возраста, необходимо использовать психологические приемы и способы в обучении, которые эффективно формируют зрительную основу изображения.
В ходе эксперимента была проведена исследовательская работа для изучения степени сформированности и развития художественных способностей у детей в области графического изображения.
Разработаны пути развития творческих способностей в области рисования . Испытаны инновационные технологии развития художественных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Практическое применение данной работы заключено в следующем: эту работу можно использовать как методические рекомендации по выявлению и развитию графических навыков в рисовании у детей старшего дошкольного возраста; эти занятия можно использовать как занимательные занятия в педагогическом процессе, а также для расширения эстетического кругозора, и для подготовки руки ребенка для письма в школе.
Занятие рисованием способствует всестороннему воспитанию и развитию детей старшего дошкольного возраста и подготовке их к школе.
Поставленные нами цели и задачи в ходе данного исследования были реализованы.
Подобные работы
- КНИЖКА-ИГРУШКА КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, искусство, культура, литература. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2017 - ПОСОБИЕ ПО ИЛЛЮСТРИРОВАНИЮ ДЕТСКОЙ КНИГИ:
ЭТАПЫ И ПРИЁМЫ
Бакалаврская работа, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019





