Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование естественнонаучной грамотности у обучающихся в процессе обучения физике в старшей школе

Работа №156663

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы95
Год сдачи2021
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Теоретические основы формирования естественнонаучной грамотности при обучении физике 7
1.1. Анализ состояния исследуемой проблемы 7
1.2. Дидактические средства развития естественнонаучной грамотности в
условиях обучения физике 14
Глава 2 Методические условия организации занятий по физике с целью развития естественнонаучной грамотности при обучении физике 21
2.1. Система заданий, направленная на формирование естественнонаучной
грамотности 21
2.2. Описание технологии оценки эффективности системы заданий, направленных
на формирование естественнонаучной грамотности 32
Заключение 40
Список используемых источников 41
Приложение А 46
Приложение Б 90

Современное общество характеризуется стремительным расширением информационного пространства и возрастанием роли информации, а также информационных технологий в жизни человека. Последние оказывают существенное влияние на темп научно-технического прогресса, который в свою очередь определяет экологическую обстановку в мире, развитие политической, культурной, духовной и социально-экономической сфер общества. В связи с этим возросла потребность общества в активной личности, обладающей способностью и готовностью: проявлять интерес к научной и инновационной деятельностям, критически оценивать последствия реализации научно­технических проектов, осознавать степень своего влияния на процессы, происходящие в условиях динамически меняющегося общества, и нести ответственность за свою деятельность.
На уровне школьного образования данный вопрос определяется рядом нормативных документов (Указ Президента России от 07.05.2018 г. № 204 О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года [1], ФГОС СО [2] и т.д.), которые указывают на необходимость создания условий, в которых обучающийся будет способен не только сформировать предметные знания и умения, но также будет готов применить их при решении как бытовых и профессиональных задач частного характера, так и объяснять вопросы глобального уровня.
Очевидным является процесс формирования естественнонаучной грамотности на занятиях дисциплин естественнонаучного цикла, в том числе по физике, где обучающиеся изучают физические явления и процессы, осваивают методы научного познания природы, учатся не только анализировать происходящие вокруг природные явления и технические процессы, опираясь на законы физики, но и прогнозировать их протекание, вследствие чего происходит формирование естественнонаучной грамотности.
Исследования показали, что результаты российских обучающихся 9 классов по формированию естественнонаучной грамотности статистически ниже результатов, обучающихся 32 стран, что не соответствует международным требованиям по развитию конкурентоспособной личности. Следовательно, в старшие классы ученики приходят уже с достаточно низким уровнем естественно­научной подготовки, которая, что указывает на необходимость создания условий для формирования ЕНГ у будущий выпускников в том числе на занятиях по физике [3].
Уровень сформированности ЕНГ оказывает существенное влияние на степень осознанности выбора своей будущей профессии выпускника, на успешность его дальнейшего обучения, что в свою очередь отражается на скорости технической модернизации РФ. Также ЕНГ, сформированная у выпускника школы на достаточном уровне, позволяет обучающимся решать задачи по обработке информации, решать практические проблемы и задачи в условиях информационной неопределенности, что определяет способность полноценно функционировать в современном обществе.
Таким образом, актуальным является создание условий для формирования естественнонаучной грамотности учеников старшей школы в процессе их обучения физике.
Анализ литературы показал, что при всем многообразии заданий, способствующих формированию ЕНГ, все же существует некоторый дефицит в соответствующих методических разработках, направленных на формирование ЕНГ на занятиях по физике в старшей школе. Таким образом, имеется противоречие: между потребностью в формировании ЕНГ у обучающихся старшей школы на занятиях по физике и недостаточно разработанными методическими рекомендациями, направленными на формирование ЕНГ. Данное противоречие позволило выделить проблему нашего исследования: отсутствие системы заданий, направленных на формирование естественнонаучной грамотности обучающихся старшей школы при обучении физике.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема формирования естественнонаучной грамотности становится только актуальнее в современном мире. Поэтому решение данного вопроса предполагает более детального изучения.
Результаты исследования могут быть использованы не только с целью формирования естественнонаучной грамотности, но и с целью повышения эффективности обучения физике в условиях ФГОС.
Выполненное исследование имеет теоретико-экспериментальный характер. Предложенная в настоящем исследовании система заданий, направленных на формирования естественнонаучной грамотности обучающихся, обеспечивает повышение уровня общей успеваемости учащихся по физике в целом. Экспериментально доказана эффективность использования предложенной системы заданий.
Таким образом достигнута цель исследования и следующие задачи:
1. Проанализировано понятие «естественнонаучная грамотность» в методической и психолого-педагогической литературе;
2. Выделены условия формирования естественнонаучной грамотности при обучении физике в старшей школе;
3. Разработана система заданий по физике в старшей школе, направленная на формирование естественнонаучной грамотности;
4. Разработаны методические рекомендации по использованию системы заданий по физике с целью формирования естественнонаучной грамотности.
На основе полученных результатов можно сделать вывод, что сформулиро­ванная нами гипотеза нашла свое подтверждение. Проблем исследования требует дальнейшего изучения.


1. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». [Электронный ресурс]. URL: https://minenergo.gov.ru/view- pdf/11246/84473 (дата обращения: 1.05.2021).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего
общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fgos.ru/LMS/wm/wm_fgos.php?id=sred. - ФГОС (Дата обращения:
05.05.2021).
3. Краткие итоги исследования PISA-2018// Центр оценки качества образования ИСРО РАО, 2018. [Электронный ресурс]. www.centeroko.ru
4. Мамедов Н. М., Мансурова С. Е. Естественнонаучная грамотность как условие адаптации человека к эпохе перемен // Ценности и смыслы. 2020. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/estestvennonauchnaya-gramotnost-kak-uslovie- adaptatsii-cheloveka-k-epohe-peremen (дата обращения: 28.04.2021).
5. Кочергина Нина Васильевна, Машиньян Александр Анатольевич Де­монстрационно-информационные комплексы школьного курса физики как сред­ства формирования естественнонаучной грамотности // ПНиО. 2016. №5 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/demonstratsionno-informatsionnye-kompleksy- shkolnogo-kursa-fiziki-kak-sredstva-formirovaniya-estestvennonauchnoy-gramotnosti (дата обращения: 28.05.2021).
6. Шимко Елена Анатольевна Условия формирования и диагностики от­дельных компонентов естественнонаучной грамотности учащихся // Школьные технологии. 2019. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/usloviya-formirovaniya-i- diagnostiki-otdelnyh-komponentov-estestvennonauchnoy-gramotnosti-uchaschihsya (дата обращения: 28.05.2021).
7. Пентин А. Ю., Г. Г. Никифоров Г. Г., Никишова Е. А. Основные под­ходы к оценке естественнонаучной грамотности // Отечественная и зарубежная пе­дагогика. - 2019. -№4. -С. 80-97.
8. Злобина С. П. Формирование. Умения комплексного применения зна­ний у школьников при обучении физике // МНКО. 2008. №3. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-umeniya-kompleksnogo-primeneniya- znaniy-u-shkolnikov-pri-obuchenii-fizike (дата обращения: 28.04.2021).
9. Разумовский Василий Григорьевич, Пентин Александр Юрьевич, Ни­
кифоров Геннадий Григорьевич, Попова Галина Михайловна Естественнонаучная грамотность и экспериментальные умения выпускников основной школы: некото­рые результаты диагностики // Школьные технологии. 2016. №1. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/estestvennonauchnaya-gramotnost-i-eksperimentalnye- umeniya-vypusknikov-osnovnoy-shkoly-nekotorye-rezultaty-diagnostiki (дата обраще­ния: 28.05.2021).
10. Демидова Марина Юрьевна, Добротин Дмитрий Юрьевич, Рохлов Ва­
лерьян Сергеевич Подходы к разработке заданий по оценке естественнонаучной грамотности обучающихся // Педагогические измерения. 2020. №2. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/podhody-k-razrabotke-zadaniy-po-otsenke- estestvennonauchnoy-gramotnosti-obuchayuschihsya (дата обращения: 28.04.2021).
11. Формирование естественнонаучной грамотности обучающихся. - 2019. - С. 25-27.
12. PISA: естественнонаучная грамотность. - Минск: РИКЗ, 2020. - 168 с
13. Мониторинг формирования и оценки функциональной грамотности. Естественнонаучная грамотность - 2019. - С. 13-14.
14. Злобина, С.П. Формирование общих естественноннаучных понятий по­средством комплексного применения знаний и умений / С.П. Злобина // Методоло­гия и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов ву­зов: Материалы XIV Междунар. науч.-практ. конф. 14-15 мая 2007 г. - Челябинск: ГОУ ВПО «ЧГПУ»: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2007. - Ч.1. - С.95-97.
15. "Методология и критерии оценки качества общего образования в обще­образовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся" [утв. приказами Рособрнадзора N 590, Мин- просвещения России N 219 от 06.05.2019 (ред. от 24.12.2019)]
... всего 31 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ