Реферат 2
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКИ 11
1.1 Анализ организации образовательного процесса, способствующего
формированию здорового образа жизни младших подростков в условиях реализации обновленного федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 11
1.2 Обоснование педагогических условий формирования здорового образа жизни
младших подростков 34
Выводы по первой главе 46
Глава II. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО АПРОБАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ ФИЗИКИ 47
2.1 Содержание и организация опытно-экспериментальной работы по апробации
педагогических условий формирования здорового образа жизни у младших подростков на уроках физики 47
2.2 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 67
Выводы по второй главе 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 84
Приложение 1 92
Приложение 2 93
Приложение 3 96
Приложение 4 97
Приложение 5 98
Приложение 6 99
Приложение 7 100
Приложение 8 101
Приложение 9 102
Приложение 10 103
Приложение 11 104
Приложение 12 105
Актуальность исследования. Проблема сохранности здоровья молодого поколения всегда была в центре внимания. Во всех развитых странах государство берет на себя контролирующую роль в плане сохранения здоровья своих граждан. Логично, что действия государства начинаются с воспитания у подрастающего поколения осознания важности проблемы сохранения здоровья.
Деятельность по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков является приоритетным направлением развития системы здравоохранения и образования в Российской Федерации. Основой права на здоровье в нашей стране являются Конституция и законодательство Российской Федерации об охране здоровья граждан. Нормативно-правовое обеспечение здоровьесбережения обучающихся образовательных организаций представлено в ряде документов: на государственном уровне - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (статья 41 «Охрана здоровья обучающихся»); Приказ Минобрнауки РФ «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»; Федеральный закон «Об утверждении федеральной программы развития образования»; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ «Санитарно-эпидемиологические правила. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.1178-02»; пункт 19.8 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования «Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни» и другие не менее важные документы.
Недавние исследования НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, а также научного центра здоровья детей РАМН, свидетельствуют о серьезном ухудшении состояния здоровья обучающихся в течение последних 10 лет. Это является тревожным сигналом, требующим немедленных действий. В связи с этим были представлены вышеупомянутые документы и проекты, направленные на решение данной ситуации.
Одной из основных причин снижения здоровья школьников, по мнению исследователей А. А. Баранова и М. М. Безруких , является интенсивная учебная
нагрузка, а также отсутствие учета возрастных особенностей обучающихся. Они высказывают единое мнение о том, что традиционный образовательный процесс во многом негативно влияет на состояние здоровья школьников. Важным аспектом также является низкий уровень осведомленности школьников о своем собственном здоровье и значимости здорового и безопасного образа жизни.
С каждым годом все чаще возникают проблемы, связанные со здоровьем молодого поколения. Они все больше времени проводят в интернете, играя в виртуальные игры и не заботясь о своем физическом и психическом здоровье. Необходимо предпринимать комплексные действия, чтобы решить данную проблему. Например, школы могут изменить свои программы, чтобы быть более гибкими и учитывать индивидуальные потребности каждого ребенка. По новым исследованиям также был обнаружен высокий уровень стресса среди школьников, что приводит к ослаблению иммунной системы и увеличению риска возникновения различных заболеваний. В данном случае причина таких проблем кроется в несоответствии образовательной программы и индивидуальным потребностям каждого ребенка. Поэтому, будет полезно проводить регулярные консультации с педагогами, психологами и врачами, чтобы держать под контролем здоровье детей. Важно отметить, что акцент на значимости правильного питания и активного образа жизни для учащихся может быть сделан и образовательными учреждениями, и родителями. Проведение физических занятий, создание специализированных клубов и кружков для детей - все эти меры помогут привить им здоровый образ жизни.
Общее решение проблемы ухудшения здоровья школьников является процессом долгосрочным, который требует совместных усилий от государства, образовательных учреждений, специалистов и общественности. Переосмысление образовательного процесса и внедрение новых методов для активного включения физической активности и здорового образа жизни в повседневную жизнь школьников - основные условия борьбы с проблемой. Для этого необходим стратегический подход и сотрудничество между родителями, учителями и администрацией образовательных учреждений. Только благодаря таким изменениям мы сможем создать благоприятную среду, способствующую развитию здоровых и успешных молодых людей.
...
Создание на уроках здоровьесберегающих педагогических условий является важным аспектом успешного обучения. Данное исследование было сфокусировано на научном обосновании, разработке, оценке результативности педагогических условий на уроках физики, уделяющих внимание здоровому и безопасному образу жизни. Занятия, включающие информацию о здоровом образе жизни, помогают учащимся узнать о важности правильного питания, физической активности и различных заболеваний. Эти знания позволяют им улучшить свою физическую и психологическую форму, что в свою очередь положительно сказывается на их обучении.
Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе не только позволяет сохранить здоровье, но и способствует повышению успеха и эффективности обучения.
В работе было поставлено пять задач, решение которых определило научную новизну, теоретическую и практическую значимость диссертационного исследования.
1 Проанализирована психолого-педагогическая, научно-методическая литература, нормативные документы с целью выявления особенностей и возможности формирования ценности здорового и безопасного образа жизни младших подростков в процессе обучения физике в условиях реализации обновленного ФГОС. Младшие подростки - это особая возрастная группа, очень подверженная влиянию веяний, которые не всегда несут смысл сохранения здоровья. Существующее законодательство предоставляет педагогам возможности формирования здорового образа жизни буквально на любом уроке.
2 Выявлены и научно обоснованы педагогические условия формирования здорового образа жизни младших подростков в процессе обучения в школе. Главными из них, по нашему мнению, являются ориентирование обучающихся на осуществление здорового образа жизни, обогащение содержания учебного курса физики сюжетными физическими задачами, применение на учебных занятиях здоровьесберегающих технологий для повышения физической и умственной активности школьников, переключения их внимания и снятия утомления.
3 Апробированы педагогические условия формирования здорового образа жизни младших подростков в процессе обучения физике в условиях реализации обновленного ФГОС. Для этого в программе курса физики были выделены темы, которые можно задействовать для формирования здорового образа жизни младших подростков. В содержание учебного курса физики были целенаправленно включены с учетом психолого-физиологических особенностей этого возраста сюжетные физические задачи, задания интегративного и межпредметного характера с содержанием информации о здоровом и безопасном образе жизни, которые выполняли нормативную, оценочную и регулятивную функции, а также во время проведения учебных занятий применялись здоровьесберегающие технологии для повышения физической и умственной активности школьников, переключения их внимания и снятия утомления.
4 Определены критерии и показатели оценки результативности разработанных педагогических условий формирования культуры здорового образа жизни у младших подростков на уроках физики. Для критериальной оценки использовались методики по определению индекса отношения к здоровью, уровня владения школьниками культурными нормами в сфере здоровья. Нами был подобран диагностический инструментарий для первичной и итоговой оценки уровня эмоционально-ценностного компонента представлений о ЗОЖ у детей младшего подросткового возраста. В проведении эмпирического исследования нами была использована методика С. Дерябо и В. Ясвина «Индекс отношения к здоровью».
5 Проанализированы результаты опытно-экспериментальной работы.
Сравнение полученных результатов в экспериментальной и контрольной группах позволяет констатировать, что в экспериментальной группе значимо увеличилось число школьников, которые осознают личную и социальную важность здорового образа жизни. Таких значимых изменений в контрольной группе не обнаружено. Полученные данные позволяют говорить о том, что разработанные нами педагогические условия способствуют формированию у детей младшего подросткового возраста представлений о необходимости соблюдения здорового образа жизни.
Нами получены теоретические и экспериментальные данные, подтверждающие выдвинутую гипотезу: формирование здорового образа жизни младших подростков в процессе обучения физике результативно, если реализованы следующие педагогические условия:
• ориентирование обучающихся на осуществление здорового образа жизни;
• обогащение содержания учебного курса физики сюжетно-физическими задачами;
• применение на учебных занятиях здоровьесберегающих технологий для повышения физической и умственной активности школьников, переключения их внимания и снятия утомления.
Таким образом, в ходе проведенной опытно-экспериментальной работы, поставленные задачи были решены, цель научного поиска достигнута.
1. Адольф В. А. Инновационная деятельность в образовании: проблемы становления / Адольф В. А., Ильина Н. Ф. // Избранные труды. 2020. № 2. С. 19-33.
2. Адольф В.А. Сопровождение здоровьесберегающей деятельности современного педагога: монография / В.А. Адольф, А.Н. Савчук. Красноярск, 2014. С.256.
3. Адольф В.А. Формирование готовности педагога к реализации практикоориентированного обучения / В.А. Адольф, Л.В. Казакова // Профессиональное образование. Столица. 2017. №7. С.22-24.
4. Айзман Р.А. Здоровьесберегающие технологии в образовании: учебное пособие. М.: Юрайт, 2017. С.340.
5. Амосов Н.М. Энциклопедия Амосова. Алгоритм здоровья / Н.М. Амосов. - М.: Альфа-книга, 2018. С.672.
6. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. Т. 1. - М.: Педагогика, 1980. С.230.
7. Асмолов А.Г. О месте установки в структуре деятельности: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / Александр Григорьевич Асмолов. М., 1976. С.26.
8. Атаманова Г. И. Методический аспект здоровьесберегающего взаимодействия учителя и ученика в процессе обучения предмету /Г. И. Атаманова// Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2013. № 35-1. С. 610.
9. Атаманова Г.И. Подготовка учителя к работе по здоровьесбережению учащихся на уроке. (На примере физики) : учеб.-метод. пос. для студ. / Г.И., Атаманова, Н. А. Сергеева. Ч. 1. Кызыл: Изд-во ТывГУ, 2007.
10. Атаманова Г.И. Условия безопасного обучения на уроке: учеб.-метод. пос. для студ. пед. спец. (на примере физики). / Г.И. Атаманова, Н.Ю. Панаргина. Кызыл: Из-во ТывГУ, 2007.
11. Базарный В.Ф. Педагогика здорового развития ребёнка / В.Ф. Базарный // Народное образование. 2011. № 9 (1412). С. 54-60.
12. Байкалова Л.В. Подготовка учителя физической культуры к формированию здорового образа жизни школьников средствами подвижных и спортивных игр: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Любовь Владимировна Байкалова. Барнаул, 2004. С.191.
13. Безруких М. М. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин. М.: Изд-во Триада-фарм, 2002.
14. Безруких М.М. Разговор о здоровье и правильном питании: методическое пособие / М.М. Безруких, А.Г. Макеева, Т.А. Филиппова. М.: Абрис, 2019. С.80.
15. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. - М.: Педагогика, 1989. С.192.
... всего 82 истчоника