Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Методика проведения уроков по истории средних веков с использованием познавательных задач

Работа №156650

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы56
Год сдачи2021
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА I. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО
АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ
ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ 9
1.1 Понятие и виды познавательных задач 9
1.2 Понятие и сущность познавательной деятельности учащихся 14
1.3 Особенности познавательной деятельности учащихся на уроках истории
средних веков 17
1.4 Особенности применения познавательных задач на уроках истории
средних веков 22
Глава 2. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ
ЗАДАЧ НА УРОКАХ ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ 28
2.1 Формирование УУД на уроках истории средних веков с помощью познавательных задач 28
2.2. Психолого-педагогические основы преподавания познавательных задач на
уроках истории средних веков 36
2.3. Разработка авторских познавательных задач к учебнику Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского «Всеобщая история. История средних веков» и составление методических рекомендаций по использованию познавательных задач на
уроках истории средних веков 40
Заключение 52
Библиографический список 55


Россия как государство и общество вошла в период глубоких структурных, в том числе социокультурных, изменений. Изменения происходят неоднородно, поскольку связаны, в том числе, с глубинными основаниями жизни российского общества. По этой причине они не могут не затрагивать, в первую очередь, сферы образования и воспитания. В числе важнейших задач, стоящих как перед российским педагогическим сообществом, так и перед современной образовательной политикой государства - обеспечить образовательному процессу современное качество, сохранив при этом его фундаментальный характер.
Крайне важно не утратить ориентированность на как можно более полноценное соответствие актуальным и перспективным потребностям каждого человека, всего общества и, как итог, государства. Такой подход продемонстрирован и задекларирован в документах последних лет, имеющих отношение к государственной образовательной политике. В них дается характеристика состояния образования в Российской Федерации на современном этапе, а также определены новые требования цели и основные задачи модернизационных процессов в этой важной для общества сфере.
Основные принципы образовательной политики получили определение в Законе РФ «Об образовании», Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и национальной доктрине образования РФ до 2025 года. Эти основополагающие документы ставят перед российскими школами главную задачу: внедрить в учебно-воспитательный процесс те формы и методы работы, которые позволят активизировать познавательную деятельность учащихся. Этот вопрос определяет актуальность данной работы.
Активизация познавательной деятельности учащихся была темой исследования сразу ряда методистов, а также историков и психологов. Ею занимались И.З. Озерский, В.Б. Бондаревский, Г.И. Щукина, Н.Г. Дайри, И.Я. Лернер, Ю.К. Бабанский и многие другие. Данные исследователи внесли существенный вклад в изучение теоретических основ познавательной деятельности и ее активизации. Например, Г.И. Щукина дала определение термину «познавательная деятельность»; И.З. Озерский описал ряд проблем, используя конкретные примеры, с которыми сталкивается начинающий педагог в повседневной учебной деятельности, и дал рекомендации, опираясь на свой многолетний опыт работы в школе; В.Б. Бондаревский в своей работе «Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию» сформулировал такие этапы развития интереса, как «занимательность изложения, которая будит любопытство, любознательность и пробуждающийся интерес к предмету, который рождает потребность в знании». Труды Н.Г. Дайри связаны непосредственно с методикой преподавания истории как отрасли научного знания, а также поиском максимально эффективных средств активизации познавательной деятельности учащихся. И.Я. Лернер классифицировал методы по характеру познавательной деятельности школьников. Особое внимание стоит обратить на работы Ю.К. Бабанского, который на основе собственного педагогического опыта, исследовательской и экспериментальной работы, теоретически доказывал принцип оптимизации обучения и предложил методическую основу для его реализации.
Активизация познавательной деятельности учащихся - одна из важнейших проблем современной педагогики, так как обучение, развитие и воспитание носят деятельностный характер, и их качество зависит непосредственно от качества учения как деятельности. Именно поэтому реализация принципа активности в обучении приобретает неоспоримую значимость...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итоги данной выпускной квалификационной работы можно сделать следующие выводы:
- познавательные задачи являются одним из возможных эффективных средств активизации познавательной деятельности школьников, а также реализуют стратегическую цель современного школьного образования;
- активизация познавательной деятельности школьников является неотъемлемой и важной частью совершенствования преподавания и учения, поскольку является данная деятельность является одной из ведущих форм деятельности школьника;
- для успешного преподавания истории средних веков в 6 классе необходимо знать и учитывать возрастные особенности обучающихся, учитывать их интересы, потребности и возможности, что говорит о необходимости разнообразия методов и приемов, способствующих развитию активности, самостоятельности, самоутверждению, одним из которых является использование познавательных задач;
- возрастной особенностью подростка является привлекательность для него самостоятельных форм организации занятий на уроке, сложный учебный материал, а также возможность самому выстроить свою познавательную деятельность;
- важная задача учителя, реализуемая во время урока, - обучить подростков способам выполнения новых форм учебной деятельности, не дать угаснуть интересу к ним;
- ради качественного преподавания истории учителю надлежит опираться на познавательный интерес школьников, который формируется при использовании учителем инновационных технологий, средств активизации познавательной деятельности, в том числе познавательных задач;
- на уроках истории возможно формировать различные группы универсальных действий посредством использования познавательных задач и других средств;
- безусловна важность самостоятельного решения и составления учащимися учебных познавательных задач, что говорит об уместности использования познавательных задач в условиях дистанционного обучения.
В первой главе представлены следующие теоретические сведения: даны определения понятий «познавательная задача» и «познавательная деятельность», представлены различные классификации задач, предложено краткое описание каждого их вида. Это позволило решить первую и вторую задачи данного исследования. При решении третьей задачи нами были выделены особенности познавательной деятельности учащихся и особенности применения познавательных задач на уроках истории средних веков в 6 классе.
Во второй главе были решены остальные задачи исследования: выделены универсальные учебные действия, формируемые при помощи познавательных задач, раскрыты психолого-педагогические основы преподавания познавательных задач на уроках истории средних веков, а также представлена разработка авторских задач к учебнику 6 класса Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского «Всеобщая история. История средних веков» и предложены методические рекомендации.
Данная работа имеет практическую значимость и будет полезна как учителям истории, так и студентам педагогических вузов, поскольку в ней собраны рекомендации, памятки, примеры авторских познавательных задач. Все это применимо в повседневной преподавательской деятельности. В работу также включены теоретические сведения, которые необходимо знать касательно познавательной деятельности и познавательных задач, их особенностей, возможностей и применения.
Таким образом, содержание данной выпускной работы может быть использовано учителем при организации реального учебно-воспитательного процесса, а также в рамках профессиональной подготовки студентов по специальности «История».



1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
2. Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22.08.1996 N 125-ФЗ.
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. N 751 г. Москва "О национальной доктрине образования в Российской Федерации".
4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897).
Методические
5. Агибалова, Е. В. История Средних веков. 6 класс : учеб.для общеобразоват. учреждений / Е. В. Агибалова, Г. М. Донской. — М.: Просвещение, 2015.
6. Крючкова, Е. История Средних веков: рабочая тетрадь. 6 класс / Е. Крючкова. — М.: Просвещение, 2016.
Научная литература
1. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов. и др. — М.: «Просвещение», 2011. - 151 с.
2. Баранов П.А. Актуальные проблемы методики преподавания истории в школе / СПб. гос. ун-т пед. мастерства. Каб. истории и обществоведения. - М.: Рус. слово, 2002. - 276 с.
3. Белкин, Е.Л. Дидактические основы управления познавательной деятельностью в условиях применения технических средств обучения. Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1982. - 106 с.
4. Бондаревский, В. Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию: книга для учителя. - Москва: Просвещение, 2011. - 144 с.
5. Борзова, Л. П. Игры на уроке истории: Метод. пособие для учителя. - М.: издательство ВЛАДОС - ПРЕСС, 2001. - 412 с.
6. Ветрова С.В. Методические материалы по истории и обществознанию / Под общ. ред. А.Н. Иоффе. - М.: Новый учеб., 2004. - 176 с.
7. Гинецинский В.И. Предмет психологии: Дидактический аспект. - М.: Логос, 1994. - 214 с.
8. Гончарук, С.И. Познавательные задачи и их виды. // Философия и Общество №2 (23), - 2001. - С. 16-34.
9. Горький, М. «М. Горький о детской литературе». Сборник. М. Детская литература. 1968 г. - 432 с.
10. Григорович Л.А. Педагогическая психология. - М.: Гардарики, 2003. - 320 с.
11. Дайри, Н.Г. Основное усвоить на уроке. Книга для учителя. М. Просвещение. 1987 г. - 192 с.
12. Дьяченко В.К. Новая дидактика. - М.: Народное образование, 2001. - 412 с.
13. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Издательство «Логос», 2005. - 384 с.
14. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь: Для
студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр
«Академия», 2000. - 176 с.
15. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. - 185 с...36


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ