ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СОВРЕМЕННЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ О ДРУЖБЕ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы социальных представлений младших школьников о дружеских отношениях 8
1.1. Понятие «социальные представления» в психологической науке 8
1.2. Подходы к пониманию понятия «дружба» в психологической и
педагогической науке 15
1.3. Особенности социальных представлений младших школьников о дружбе
и дружеских отношениях 22
1.4. Психолого-педагогические приемы формирования представлений
младших школьников о дружбе 27
Выводы по Главе 1 37
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению представлений о дружбе в младшем школьном возрасте 39
2.1. Методическая организация исследования 39
2.2. Результаты констатирующего эксперимента и их обсуждение 41
2.3. Программа развития представлений младших школьников о дружбе....51
Выводы по Главе 2 62
Заключение 64
Список используемых источников 66
Приложения
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы социальных представлений младших школьников о дружеских отношениях 8
1.1. Понятие «социальные представления» в психологической науке 8
1.2. Подходы к пониманию понятия «дружба» в психологической и
педагогической науке 15
1.3. Особенности социальных представлений младших школьников о дружбе
и дружеских отношениях 22
1.4. Психолого-педагогические приемы формирования представлений
младших школьников о дружбе 27
Выводы по Главе 1 37
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению представлений о дружбе в младшем школьном возрасте 39
2.1. Методическая организация исследования 39
2.2. Результаты констатирующего эксперимента и их обсуждение 41
2.3. Программа развития представлений младших школьников о дружбе....51
Выводы по Главе 2 62
Заключение 64
Список используемых источников 66
Приложения
Проблема межличностных отношений в социальной психологии является одной из тех, которая не теряет своей актуальности с течением времени. Вопросы о специфических особенностях межличностных отношений, о механизмах их формирования и развития продолжают интересовать исследователей. Это связано с тем, что в каждый отдельный отрезок исторического времени ценности и образы человеческих взаимоотношений постоянно изменяются. В своей работе мы обращаемся к изучению представлений о дружбе как социально-психологического феномена.
Актуальность обращения к изучению дружбы обусловлена значительными переменами в обществе, которые повлияли на ценностные ориентации человека в сфере межличностных отношений. Люди всех времен и народов почитают дружбу величайшей социальной и нравственной ценностью.
Начальная школа - это новый и очень важный жизненный этап для каждого ребенка. Именно в школе дети проводят большую часть своего времени, а для этого им необходимо взаимодействие и общение друг с другом. На протяжении дня школьники общаются между собой, ближе узнавая друг друга и со временем понимая, чьи интересы им больше близки по духу, тем самым вступая в дружеские отношения. При таком взаимодействии с другими детьми ребенок развивает свои коммуникативные навыки, которые влияют на его социализацию и становление личности. Младший школьный возраст очень важен для формирования основных структурных компонентов личности. Близкие дружеские взаимоотношения, которые возникают именно в период младшего школьного возраста, по мнению ряда исследователей (И.С. Кон, B.C. Мухина, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин), к концу становятся крайне значимой сферой отношений для самих детей.
Человеческая дружба представляет собой социокультурный феномен. Её история неразрывно связана с такими фундаментальными макросоциальными процессами, как дифференциация социальной структуры и индивидуализация (персонализация) человека. По образному выражению К. Маркса, человек - «не только животное, которому свойственно общение, но животное, которое только в обществе и может обособляться».
В каждый отдельный отрезок исторического времени, ценности и образы человеческих взаимоотношений могут изменяться, но проблема дружеских отношений в педагогике и психологии будет иметь свою актуальность всегда. Необходимо учитывать тот факт, что проблема изучения дружеских взаимоотношений достаточно сложна и имеет многосторонний характер. Ведь даже само понятие дружбы окончательно не определено и изменяет свое содержание как в зависимости от историко - культурной конкретики, так и в зависимости от субъективных представлений того или иного автора.
По мнению современного исследователя С.К.Летягиной, значение дружбы как особой области межличностных отношений определяется не только ее субъективной ценностью для человека, но и ее объективной ролью в развитии личности. Трудности в близких отношениях со сверстниками, отсутствие дружеских связей в детстве являются фактором нарушения социальной адаптации, личностного развития и психического здоровья в целом в более зрелых возрастах, а такие характеристики дружеских отношений, как поддержка и близость, прямо связаны с формированием коммуникативной компетентности [39].
В современном мире очень часто можно услышать мнение, что под влиянием выросшей мобильности общества, ускорения ритма жизни и расширения круга общения дружеские отношения и представления о дружбе современных детей стали более поверхностными и экстенсивными, что идеал исключительной и глубокой дружбы не соответствует сегодняшним условиям [39].
Многие специалисты психологи сходятся во мнении, что дружба приобретает ценность лишь со временем, однако именно в младшем школьном возрасте складывается основание для возникновения осознания ценности дружбы и способности создавать дружеские отношения [20].
Изучение социальных представлений о дружбе младших школьников даст возможность учителю организовывать воспитательную работу с учетом особенностей этих отношений на современном этапе.
Феномен социального представления изучался такими авторами, как: С. Московичи, Г.М. Андреева, Т.П. Емельянова, Д. Жодле, Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль. Наиболее разработанной теорией социальных представлений является концепция С. Москвичи. По мнению автора, социальные представления являются универсальной формой обыденного познания, сочетающей как когнитивный, так и аффективный компоненты. Именно через социальные представления происходит познание социального мира [46].
Тем не менее, существует незначительное число исследований в области представлений современных младших школьников о дружбе. В связи с этим, выбранная нами тема является актуальной.
Цель работы - на основе изучения особенностей социальных представлений о дружбе у младших школьников разработать программу , направленную на развитие представлений младших школьников о дружбе.
Объект исследования - социальные представления младших школьников.
Предмет исследования - особенности социальных представлений младших школьников о дружбе.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что социальные представления о дружбе младших школьников:
1. В своем ядре опираются на традиционный кодекс дружбы.
2. За время возрастного периода изменяются от потребительских к моральным.
3. Базируются на концепции взаимного обмена.
4. Могут быть скорректированы в ходе целенаправленной психологической работы.
Задачи работы:
1. Рассмотреть различные научные подходы к пониманию социальных представлений в психологической науке.
2. Проанализировать трактовки понятия «дружба» в психологической науке.
3. Рассмотреть особенности дружеских отношений детей младшего школьного возраста.
4. Рассмотреть способы развития социальных представлений о дружбе у младших школьников
5. Подобрать диагностический комплекс для изучения представлений младших школьников о дружбе.
6. Провести эмпирическое исследование социальных представлений младших школьников о дружбе.
7. Проанализировать и описать актуальный уровень развития социальных представлений младших школьников о дружбе
8. Составить программу по развитию социальных представлений младших школьников о дружбе.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования.
2. Ассоциативный эксперимент.
3. Метод проективного сочинения .
4. Контент-анализ.
5. Методы количественного и качественного анализа данных.
Экспериментальная база исследования: констатирующий эксперимент проводился на базе МБОУ СОШ №98 г. Красноярска. В нем приняли участие 54 школьника в возрасте 7-10 лет, в том числе 22 мальчика и 32 девочки.
Работа апробирована на конференции «Современное начальное образование: проблемы и перспективы развития» в рамках XXI Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука ХХХ века» в г. Красноярске.
По теме исследования имеется публикация.
Актуальность обращения к изучению дружбы обусловлена значительными переменами в обществе, которые повлияли на ценностные ориентации человека в сфере межличностных отношений. Люди всех времен и народов почитают дружбу величайшей социальной и нравственной ценностью.
Начальная школа - это новый и очень важный жизненный этап для каждого ребенка. Именно в школе дети проводят большую часть своего времени, а для этого им необходимо взаимодействие и общение друг с другом. На протяжении дня школьники общаются между собой, ближе узнавая друг друга и со временем понимая, чьи интересы им больше близки по духу, тем самым вступая в дружеские отношения. При таком взаимодействии с другими детьми ребенок развивает свои коммуникативные навыки, которые влияют на его социализацию и становление личности. Младший школьный возраст очень важен для формирования основных структурных компонентов личности. Близкие дружеские взаимоотношения, которые возникают именно в период младшего школьного возраста, по мнению ряда исследователей (И.С. Кон, B.C. Мухина, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин), к концу становятся крайне значимой сферой отношений для самих детей.
Человеческая дружба представляет собой социокультурный феномен. Её история неразрывно связана с такими фундаментальными макросоциальными процессами, как дифференциация социальной структуры и индивидуализация (персонализация) человека. По образному выражению К. Маркса, человек - «не только животное, которому свойственно общение, но животное, которое только в обществе и может обособляться».
В каждый отдельный отрезок исторического времени, ценности и образы человеческих взаимоотношений могут изменяться, но проблема дружеских отношений в педагогике и психологии будет иметь свою актуальность всегда. Необходимо учитывать тот факт, что проблема изучения дружеских взаимоотношений достаточно сложна и имеет многосторонний характер. Ведь даже само понятие дружбы окончательно не определено и изменяет свое содержание как в зависимости от историко - культурной конкретики, так и в зависимости от субъективных представлений того или иного автора.
По мнению современного исследователя С.К.Летягиной, значение дружбы как особой области межличностных отношений определяется не только ее субъективной ценностью для человека, но и ее объективной ролью в развитии личности. Трудности в близких отношениях со сверстниками, отсутствие дружеских связей в детстве являются фактором нарушения социальной адаптации, личностного развития и психического здоровья в целом в более зрелых возрастах, а такие характеристики дружеских отношений, как поддержка и близость, прямо связаны с формированием коммуникативной компетентности [39].
В современном мире очень часто можно услышать мнение, что под влиянием выросшей мобильности общества, ускорения ритма жизни и расширения круга общения дружеские отношения и представления о дружбе современных детей стали более поверхностными и экстенсивными, что идеал исключительной и глубокой дружбы не соответствует сегодняшним условиям [39].
Многие специалисты психологи сходятся во мнении, что дружба приобретает ценность лишь со временем, однако именно в младшем школьном возрасте складывается основание для возникновения осознания ценности дружбы и способности создавать дружеские отношения [20].
Изучение социальных представлений о дружбе младших школьников даст возможность учителю организовывать воспитательную работу с учетом особенностей этих отношений на современном этапе.
Феномен социального представления изучался такими авторами, как: С. Московичи, Г.М. Андреева, Т.П. Емельянова, Д. Жодле, Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль. Наиболее разработанной теорией социальных представлений является концепция С. Москвичи. По мнению автора, социальные представления являются универсальной формой обыденного познания, сочетающей как когнитивный, так и аффективный компоненты. Именно через социальные представления происходит познание социального мира [46].
Тем не менее, существует незначительное число исследований в области представлений современных младших школьников о дружбе. В связи с этим, выбранная нами тема является актуальной.
Цель работы - на основе изучения особенностей социальных представлений о дружбе у младших школьников разработать программу , направленную на развитие представлений младших школьников о дружбе.
Объект исследования - социальные представления младших школьников.
Предмет исследования - особенности социальных представлений младших школьников о дружбе.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что социальные представления о дружбе младших школьников:
1. В своем ядре опираются на традиционный кодекс дружбы.
2. За время возрастного периода изменяются от потребительских к моральным.
3. Базируются на концепции взаимного обмена.
4. Могут быть скорректированы в ходе целенаправленной психологической работы.
Задачи работы:
1. Рассмотреть различные научные подходы к пониманию социальных представлений в психологической науке.
2. Проанализировать трактовки понятия «дружба» в психологической науке.
3. Рассмотреть особенности дружеских отношений детей младшего школьного возраста.
4. Рассмотреть способы развития социальных представлений о дружбе у младших школьников
5. Подобрать диагностический комплекс для изучения представлений младших школьников о дружбе.
6. Провести эмпирическое исследование социальных представлений младших школьников о дружбе.
7. Проанализировать и описать актуальный уровень развития социальных представлений младших школьников о дружбе
8. Составить программу по развитию социальных представлений младших школьников о дружбе.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования.
2. Ассоциативный эксперимент.
3. Метод проективного сочинения .
4. Контент-анализ.
5. Методы количественного и качественного анализа данных.
Экспериментальная база исследования: констатирующий эксперимент проводился на базе МБОУ СОШ №98 г. Красноярска. В нем приняли участие 54 школьника в возрасте 7-10 лет, в том числе 22 мальчика и 32 девочки.
Работа апробирована на конференции «Современное начальное образование: проблемы и перспективы развития» в рамках XXI Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука ХХХ века» в г. Красноярске.
По теме исследования имеется публикация.
Дружеские отношения в жизни человека занимают определенно очень значимое место. В любом возрасте они могут служить мощным источником эмоциональной поддержки и помогать человеку в решении многих жизненных задач.
Теоретический анализ литературы, проведенный в данной работе, был посвящен следующим вопросам: что такое социальные представления и как они формируются, каковы структурные элементы социальных представлений; что такое дружеские отношения, стадии их развития у младших дошкольников; как сформировать представления о дружбе.
Для проведения экспериментального исследования был подобран диагностический комплекс для выявления представлений младших школьников о дружбе. В ходе исследования были выделены и проанализированы три структурных компонента дружбы: знание
существенных качеств объекта, оценка значимости объекта, ожидание определенного поведения.
В результате были выявлены следующие особенности: школьники разного возраста (7-10 лет) отдают свое предпочтение личностным характеристикам, чертам характера друга. На главный план выходят взаимопомощь, доверие, поддержка и уверенность в друге. Но младшие дети основываются на положительных качествах друга и на том, что они могут получить в дружеских отношениях: радость, веселье, подарки. А старшие дети уделяют особое внимание помощи и поддержке, выделяя их как главные критерии, предъявляемые к дружбе. Притом они готовы не только получать помощь и поддержку от друга, но и оказывать их в ответ.
Исходя из результатов исследования, можно сделать вывод о том, что значительная часть современных младших школьников способна дифференцировать понятие, но не может выстроить его характеристики в иерархическую систему. В поведение это проявляется трудностями в установлении и поддержании дружеских отношений.
Полученные результаты явились основой составления программы групповых занятий, целью которой послужило развитие позитивного и дифференцированного социального представления о дружбе младших школьников. Составленная нами программа и результаты констатирующего эксперимента могут быть полезны учителям и психологам, а также родителям, которые интересуются данной проблемой.
Теоретический анализ литературы, проведенный в данной работе, был посвящен следующим вопросам: что такое социальные представления и как они формируются, каковы структурные элементы социальных представлений; что такое дружеские отношения, стадии их развития у младших дошкольников; как сформировать представления о дружбе.
Для проведения экспериментального исследования был подобран диагностический комплекс для выявления представлений младших школьников о дружбе. В ходе исследования были выделены и проанализированы три структурных компонента дружбы: знание
существенных качеств объекта, оценка значимости объекта, ожидание определенного поведения.
В результате были выявлены следующие особенности: школьники разного возраста (7-10 лет) отдают свое предпочтение личностным характеристикам, чертам характера друга. На главный план выходят взаимопомощь, доверие, поддержка и уверенность в друге. Но младшие дети основываются на положительных качествах друга и на том, что они могут получить в дружеских отношениях: радость, веселье, подарки. А старшие дети уделяют особое внимание помощи и поддержке, выделяя их как главные критерии, предъявляемые к дружбе. Притом они готовы не только получать помощь и поддержку от друга, но и оказывать их в ответ.
Исходя из результатов исследования, можно сделать вывод о том, что значительная часть современных младших школьников способна дифференцировать понятие, но не может выстроить его характеристики в иерархическую систему. В поведение это проявляется трудностями в установлении и поддержании дружеских отношений.
Полученные результаты явились основой составления программы групповых занятий, целью которой послужило развитие позитивного и дифференцированного социального представления о дружбе младших школьников. Составленная нами программа и результаты констатирующего эксперимента могут быть полезны учителям и психологам, а также родителям, которые интересуются данной проблемой.
Подобные работы
- ВЫЯВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОБ ОБРАЗЕ УЧИТЕЛЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2024 - Формирование нравственных представлений у младших школьников на уроках литературного чтения
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ О ДРУЖБЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Особенности социальных представлений о дружбе в младшем школьном возрасте
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2020 - ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ОБИДЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2022 - СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ДРУЖБЕ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - Особенности владения младшими школьниками лексикой нравственной тематики
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2020 - Формирование личностных качеств у младших школьников во внеурочной деятельности
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2017



