Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СОВРЕМЕННЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ О ДРУЖБЕ

Работа №156642

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы120
Год сдачи2020
Стоимость4350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы социальных представлений младших школьников о дружеских отношениях 8
1.1. Понятие «социальные представления» в психологической науке 8
1.2. Подходы к пониманию понятия «дружба» в психологической и
педагогической науке 15
1.3. Особенности социальных представлений младших школьников о дружбе
и дружеских отношениях 22
1.4. Психолого-педагогические приемы формирования представлений
младших школьников о дружбе 27
Выводы по Главе 1 37
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению представлений о дружбе в младшем школьном возрасте 39
2.1. Методическая организация исследования 39
2.2. Результаты констатирующего эксперимента и их обсуждение 41
2.3. Программа развития представлений младших школьников о дружбе....51
Выводы по Главе 2 62
Заключение 64
Список используемых источников 66
Приложения

Проблема межличностных отношений в социальной психологии является одной из тех, которая не теряет своей актуальности с течением времени. Вопросы о специфических особенностях межличностных отношений, о механизмах их формирования и развития продолжают интересовать исследователей. Это связано с тем, что в каждый отдельный отрезок исторического времени ценности и образы человеческих взаимоотношений постоянно изменяются. В своей работе мы обращаемся к изучению представлений о дружбе как социально-психологического феномена.
Актуальность обращения к изучению дружбы обусловлена значительными переменами в обществе, которые повлияли на ценностные ориентации человека в сфере межличностных отношений. Люди всех времен и народов почитают дружбу величайшей социальной и нравственной ценностью.
Начальная школа - это новый и очень важный жизненный этап для каждого ребенка. Именно в школе дети проводят большую часть своего времени, а для этого им необходимо взаимодействие и общение друг с другом. На протяжении дня школьники общаются между собой, ближе узнавая друг друга и со временем понимая, чьи интересы им больше близки по духу, тем самым вступая в дружеские отношения. При таком взаимодействии с другими детьми ребенок развивает свои коммуникативные навыки, которые влияют на его социализацию и становление личности. Младший школьный возраст очень важен для формирования основных структурных компонентов личности. Близкие дружеские взаимоотношения, которые возникают именно в период младшего школьного возраста, по мнению ряда исследователей (И.С. Кон, B.C. Мухина, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин), к концу становятся крайне значимой сферой отношений для самих детей.
Человеческая дружба представляет собой социокультурный феномен. Её история неразрывно связана с такими фундаментальными макросоциальными процессами, как дифференциация социальной структуры и индивидуализация (персонализация) человека. По образному выражению К. Маркса, человек - «не только животное, которому свойственно общение, но животное, которое только в обществе и может обособляться».
В каждый отдельный отрезок исторического времени, ценности и образы человеческих взаимоотношений могут изменяться, но проблема дружеских отношений в педагогике и психологии будет иметь свою актуальность всегда. Необходимо учитывать тот факт, что проблема изучения дружеских взаимоотношений достаточно сложна и имеет многосторонний характер. Ведь даже само понятие дружбы окончательно не определено и изменяет свое содержание как в зависимости от историко - культурной конкретики, так и в зависимости от субъективных представлений того или иного автора.
По мнению современного исследователя С.К.Летягиной, значение дружбы как особой области межличностных отношений определяется не только ее субъективной ценностью для человека, но и ее объективной ролью в развитии личности. Трудности в близких отношениях со сверстниками, отсутствие дружеских связей в детстве являются фактором нарушения социальной адаптации, личностного развития и психического здоровья в целом в более зрелых возрастах, а такие характеристики дружеских отношений, как поддержка и близость, прямо связаны с формированием коммуникативной компетентности [39].
В современном мире очень часто можно услышать мнение, что под влиянием выросшей мобильности общества, ускорения ритма жизни и расширения круга общения дружеские отношения и представления о дружбе современных детей стали более поверхностными и экстенсивными, что идеал исключительной и глубокой дружбы не соответствует сегодняшним условиям [39].
Многие специалисты психологи сходятся во мнении, что дружба приобретает ценность лишь со временем, однако именно в младшем школьном возрасте складывается основание для возникновения осознания ценности дружбы и способности создавать дружеские отношения [20].
Изучение социальных представлений о дружбе младших школьников даст возможность учителю организовывать воспитательную работу с учетом особенностей этих отношений на современном этапе.
Феномен социального представления изучался такими авторами, как: С. Московичи, Г.М. Андреева, Т.П. Емельянова, Д. Жодле, Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль. Наиболее разработанной теорией социальных представлений является концепция С. Москвичи. По мнению автора, социальные представления являются универсальной формой обыденного познания, сочетающей как когнитивный, так и аффективный компоненты. Именно через социальные представления происходит познание социального мира [46].
Тем не менее, существует незначительное число исследований в области представлений современных младших школьников о дружбе. В связи с этим, выбранная нами тема является актуальной.
Цель работы - на основе изучения особенностей социальных представлений о дружбе у младших школьников разработать программу , направленную на развитие представлений младших школьников о дружбе.
Объект исследования - социальные представления младших школьников.
Предмет исследования - особенности социальных представлений младших школьников о дружбе.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что социальные представления о дружбе младших школьников:
1. В своем ядре опираются на традиционный кодекс дружбы.
2. За время возрастного периода изменяются от потребительских к моральным.
3. Базируются на концепции взаимного обмена.
4. Могут быть скорректированы в ходе целенаправленной психологической работы.
Задачи работы:
1. Рассмотреть различные научные подходы к пониманию социальных представлений в психологической науке.
2. Проанализировать трактовки понятия «дружба» в психологической науке.
3. Рассмотреть особенности дружеских отношений детей младшего школьного возраста.
4. Рассмотреть способы развития социальных представлений о дружбе у младших школьников
5. Подобрать диагностический комплекс для изучения представлений младших школьников о дружбе.
6. Провести эмпирическое исследование социальных представлений младших школьников о дружбе.
7. Проанализировать и описать актуальный уровень развития социальных представлений младших школьников о дружбе
8. Составить программу по развитию социальных представлений младших школьников о дружбе.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования.
2. Ассоциативный эксперимент.
3. Метод проективного сочинения .
4. Контент-анализ.
5. Методы количественного и качественного анализа данных.
Экспериментальная база исследования: констатирующий эксперимент проводился на базе МБОУ СОШ №98 г. Красноярска. В нем приняли участие 54 школьника в возрасте 7-10 лет, в том числе 22 мальчика и 32 девочки.
Работа апробирована на конференции «Современное начальное образование: проблемы и перспективы развития» в рамках XXI Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука ХХХ века» в г. Красноярске.
По теме исследования имеется публикация.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Дружеские отношения в жизни человека занимают определенно очень значимое место. В любом возрасте они могут служить мощным источником эмоциональной поддержки и помогать человеку в решении многих жизненных задач.
Теоретический анализ литературы, проведенный в данной работе, был посвящен следующим вопросам: что такое социальные представления и как они формируются, каковы структурные элементы социальных представлений; что такое дружеские отношения, стадии их развития у младших дошкольников; как сформировать представления о дружбе.
Для проведения экспериментального исследования был подобран диагностический комплекс для выявления представлений младших школьников о дружбе. В ходе исследования были выделены и проанализированы три структурных компонента дружбы: знание
существенных качеств объекта, оценка значимости объекта, ожидание определенного поведения.
В результате были выявлены следующие особенности: школьники разного возраста (7-10 лет) отдают свое предпочтение личностным характеристикам, чертам характера друга. На главный план выходят взаимопомощь, доверие, поддержка и уверенность в друге. Но младшие дети основываются на положительных качествах друга и на том, что они могут получить в дружеских отношениях: радость, веселье, подарки. А старшие дети уделяют особое внимание помощи и поддержке, выделяя их как главные критерии, предъявляемые к дружбе. Притом они готовы не только получать помощь и поддержку от друга, но и оказывать их в ответ.
Исходя из результатов исследования, можно сделать вывод о том, что значительная часть современных младших школьников способна дифференцировать понятие, но не может выстроить его характеристики в иерархическую систему. В поведение это проявляется трудностями в установлении и поддержании дружеских отношений.
Полученные результаты явились основой составления программы групповых занятий, целью которой послужило развитие позитивного и дифференцированного социального представления о дружбе младших школьников. Составленная нами программа и результаты констатирующего эксперимента могут быть полезны учителям и психологам, а также родителям, которые интересуются данной проблемой.


1. Абульханова-Славская К.А. Социальное мышление личности // Современная психология: состояние и перспективы исследований. Часть 3. Социальные представления и мышление личности. М.: Изд-во "Институт психологии РАН". 2002. С.88-10
2. Альберони Ф. Дружба. М.: Прогресс, 2012. 521 с.
3. Андреева Г.М. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс, 2000. 288 с.
4. Антропова М.В. [и др.]. Мир детства. М.: Педагогика, 2012. 254 с.
5. Аргайл М. Психология счастья. М.: Прогресс, 1990. 336 с.
6. Артемова Л.А. Организация взаимовлияния детей в игре. // Дошкольное воспитание. 2002. № 6. С. 28-29.
7. Артемьева Е. Ю. Основы психологии субъективной семантики. Под ред. И. Б. Ханиной. М. : Наука : Смысл, 1999. 349 с.
8. Бережковская Е.Л. Становление отношения к другу в школьном возрасте. // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. 2009. №7. С. 140-160.
9. Бодалев А.А. Личность и общение: Избр. тр. М.: Педагогика, 2013. 654 с.
10. Большой толковый словарь русского языка. [Электронный ресурс]. Режим доступаURL :https:// slovar.cc/rus/tolk/26910.html
11. Валетова О.В. Правила дружбы. [Электронный ресурс]. Режим доступа https://ebooks.grsu.by/evrika2012/46-valetova-o-v-pravila-druzhby.htm(дата обращения: 30.05.2019)
12. Выготский Л. С. Развитие личности и мировоззрения ребенка // Психология личности: М.: Изд-во МГУ, 1982. С.11—23.
13. Гладко М.П. 20 игр на сплочение коллектива в начальной школе с
описанием и рекомендациями для учителя. [Электронный ресурс]. Режим доступа URL:
http ://pedsovet. su/ns/6353_igry_na_splochenie_kollektiva_v_nachalnoy_shkole
(дата обращения: 20.04.2020)
14. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М.: Изд-во МГУ,
2014. С.574.
15. Дюркгейм Э. Социология и социальные науки // Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995. С. 23-58.
16. Жодле Д. Социальное представление: феномены, концепт и теория // Социальная психология / Под ред. С. Московичи. М.; СПб.: Питер, 2007. С. 372-394
17.Запорожец А.В. Психология и педагогика игры дошкольника [Текст] / Запорожец А.В., Усова А.П. М. : Просвещение, 1986. 254 с.
18.Знанецкий Ф., Томас У. Методологические заметки // Американская социологическая мысль. М., 1994. 352 с.
19. Зотова И.В., Батманова М.С. Особенности формирования у детей старшего дошкольного возраста дружеских взаимоотношений // Наука и образование сегодня, 2018. № 5 (28). С. 87-90.
20. Зуева А.В. Возрастные особенности понимания ценности дружбы младшими школьниками // Евразийское Научное Объединение, 2019. № 8¬4 (54). С. 254-257.
21. Игровые технологии в работе классного руководителя: метод.рекомендации /М.П. Нечаев, Г.А.Романова. АСОУ, 2013.
22. Игры и упражнения для тренингов [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.psyoffice.ru/menu-13-p1.htm
23. Изучение социальных представлений в отечественной психологии.
[Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:
https://vuzlit.ru/2800/izuchenie sotsialnyh predstavleniy otechestvennoy
24. Исследование социальных представлений // Allbest.ru[Электронный
ресурс]. Режим доступа:
http:// otherreferats. allbest.ru/psychology/00124531_0.html.
25. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений // М.С. Каган. М.: Политиздат, 2012. 319 c.
26. Кобякова Т. Средства и методы формирования дружеских отношений младших школьников. М.: Политиздат, 2014. 429 с.
27. Козлова, С. А., Куликова, Т. А. Педагогика: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. 3-е изд., исправ. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2011. 416 с.
28. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, 1976. С.17-18.
29. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. - Мн.: Изд-во БГУ, 2014. 352 с.
30. Кон И.С. Дружба. Этико-психологический очерк. М.: Политиздат, 2013. 255 с.
31. Кон И.С. Психология детской дружбы. М.: Знание, 2014. С.91
32. Кон И.С. Проблемы исследования дружбы / И.С. Кон, В.А. Лосенков // Педагогика. №10. 2014. С.35 - 45.
33. Кондратьева С.В. Межличностное познание и его роль в общении. - М.: Просвещение, 2012. 275 с.
34. Кондрашова Н.В., Текаева А.С. Формирование у детей 6-7 лет представлений о дружбе посредством театрализованных игр в условиях стандартизации дошкольного образования // Science Time, 2018. С. 234¬235.
35. Кордуэлл М. Психология А - Я: Словарь-справочник. М.: ФАИРПРЕСС, 2000. 448 с.
36. Классные часы, беседы для младших школьников и подростков (воспитание толерантности). / М.: Педагогическое общество России, 2007.
37. Крюкова Т.Л. Молодежь о старшем поколении: психология
межпоколенного конфликта. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:http ://psystudy.ru/num/2008n2-2/107 -kryukova2
38. Л. Леви-Брюль Первобытное мышление. М., 1930; СПб., 2002 (под
названием «Первобытный менталитет»), М., 2012.
39. Летягина С.К. Социальные представления о дружбе в разных возрастных группах // Ученые записки Педагогического института СГУ им. Н.Г. Чернышевского. Серия: Психология. Педагогика. 2015 № 3. С. 78-86.
40. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 2012. 183 с.
41. Мальцева О.А. Развитие дружеских взаимоотношений старших дошкольников в музыкально-игровых ситуациях // «Академия», 2012. 321с.
42. Маркова Т.А. Приобщение младших школьников к семейным традициям как педагогический процесс // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия гуманитарные науки: «Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика», 2006. Т. 12.№ 4 .С.44-48.
43. Матюхина М. В., Михальчик Т. С., Патрина К. Л. Психология младшего школьника. М.: Просвещение, 1976. 208 с.
44. Мир психологии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.persev.ru/druzhba
45. Мухина В.С. Возрастная психология. М.: «Академия», 2002. 321 с.
46. Московичи С. Социальные представления: исторический взгляд//
Психологический журнал. 1995. Т. 16. № 1. С.3-18.
47. Московичи С. От коллективных представлений к социальным (к истории одного понятия) // Вопросы социологии. 1992. Т. 1. №2. С.83-95.
48. Мохов В.А. Особенности дружбы младших школьников и младших подростков // Учитель и ученик: проблемы, поиск, находки: Сборник ОМЦ МКО ЮЗАО. 2000. №23.
49. Нечаева В.Г., Маркова Т.А., Жуковская Р.И. [и др.] Пособие для воспитателей под ред. Нечаевой В.Г., Марковой Т.А. - М. : Просвещение, 1984. 326 с.
50. Новикова Л. И. Педагогика детского коллектива. Вопросы теории [Текст]/ Л. И. Новикова. М. : Педагогика, 1978. 144 с.
51.Ожегов С.И. Словарь русского языка // Под ред. Н.Ю. Шведовой. М.: Сов Энциклопедия. 1973. 900 с.
52. Петровский А.В. Категории психологии: Дружеское общение // А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. Психология. М.: Издательский центр «Академия», 2001
53. Почебут Л.Г., Газогареева Е. Н. Социальные представления и лидерстве // Организационная психология. 2014. С. 46
54. Почебут Л.Г., Мейжис И.А. Социальная психология. - СПб.: Питер, 2010. С.69
55. Почебут Л.Г., Чикер В. А. Организационная психология // СПб.: Речь. 2000. 298 с.
56. Почебут Л.Г. Социальные общности. Психология толпы, социума, этноса. - СПб.: Изд-во СПбУ, 2005.
57. Почебут Л.Г., Безносов Д.С. Психологический анализ социальных представлений русских // 2013. С.13-15.
58. Психология. Словарь. Под общ.ред. Петровского А.В.. М., 2000. 450 с.
59. Психология младших школьников // Под ред. В.В. Давыдова. М: Академия, 2012. 175 с.
60. Пузанова Ж.В. Метод неоконченных предложений в исследовании социальных представлений // Теория и практика общественного развития. 2015. №4. С.1-4.
61. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер, 2000.
62. Рубинштейн С. Л. Общая психология. — М., 1989. 289 с.
63. Семенака С.И. Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет. М: АРКТИ, 2005. 44 с.
64. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. - Киев: Радянська школа. 1974.
65. Трофимова М. Секреты дружного класса // Здоровье школьника. 2010. №
6. С. 10-16.
66. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка. [Электронный ресурс].
Режим доступа: URL:
https ://gufo.me/dict/ushakov/%D0%B4%D 1%80%D 1 %83%D0%B6%D0%B 1%
D0%B0
67. Хромова С.А. Психологические игры для детей. М.: РИПОЛ Классик:
ДОМ 21 век, 2009. 189с.
68. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3 -9 лет [Псих.игры, упраж., сказки] : психологическая работа с детьми / Под ред. О.В. Красова. М.: Генезис. 2003. 176 с.
69. Центральное и региональное образование. Развитие межличностных
отношений младшего школьного возраста в группе сверстников.
[Электронный ресурс]. Режим доступа URL:
http://www.centraleducation.ru/centrops-62-2.html (дата обращения: 25.04.2018)
70. Шедловская М.А. Эволюция дружбы как социального явления:
социологический дискурс. // Социология. Политология. 2015. №4. С.1-4.
71. Швалева Н. М. Мотивы выбора партнера для межличностного общения в группах различного уровня развития [Текст] / Н. М. Швалева // Социально - психологические проблемы управления коллективами. - М. : Прогресс, 1974. С. 16-27.
72. Шкуричева Н.А. Дружеские взаимоотношения младших школьников. // Начальная школа . 2010. № 11. С.6-8.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ