Введение 3
Глава I. Теоретические основы социализации младших школьников сельской школы 5
1.1. Понятие «социализация» в научной литературе 5
1.2. Процесс социализации в младшем школьном возрасте 17
1.3. Особенности социализации младшего школьника в условиях сельской
школы 22
Вывод по I главе 30
Глава II. Эмпирическое исследование по выявлению особенностей социализации младших школьников в сельской местности 31
2.1. Организация и методы исследования 31
2.2. Анализ полученных результатов 37
2.3. Методические рекомендации для педагогов по улучшению процесса
социализации младших школьников в городской местности 40
Вывод по II главе 42
Заключение 43
Список литературы 45
Приложения
В связи с современной реформой образования, а именно, с введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта, жизнь ребенка, при поступлении в школу, изменилась. По новому стандарту, главным фактором социализации ребенка становится - овладение им учебной деятельностью, таким образом, выработав обязательные школьные умения и навыки, а также научится умениям контактировать с людьми. В связи с этим, у ребёнка развивается эмоциональная и социальная жизнь, формируя представление о себе и том, что думают о нем другие. Поэтому целью современного образования является развитие самой личности, поскольку личность - это неотъемлемая и важная ячейка общества.
Цель исследования: выявить особенности социализации младшего школьника в сельской школе.
Объект исследования: социализация личности в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования: социализация младшего школьника в сельской школе.
Гипотеза: социализация младшего школьника представляет собой процесс социальной адаптированности, социальной автономности, социальной активности и гуманистические нормы жизнедеятельности личности, и зависит от среды обитания ребёнка, факторов данной среды, где он находится, потребностей, желаний, взглядов, привычек и самой структуры социализации, формирующиеся в течение жизни.
Задачи:
1. Раскрыть сущность понятия «социализация».
2. Изучить особенности социализации ребёнка в младшем школьном возрасте.
3. Выявить особенности обучения в сельской школе.
4. Подобрать диагностический инструментарий для выявления
особенностей социализации младших школьников в сельской школе.
5. Провести констатирующий эксперимент, проанализировать результаты.
6. Подготовить методические рекомендации для педагогов городских школ по гармонизации социализации младших школьников.
Метод исследования: теоретический метод исследования, а именно, анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме; эмпирический метод исследования - проведение опросника, как одного из способов выявления уровня социализации младших школьников.
Базой исследования стали: МКОУ «Тальская СОШ» (муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Тальская средняя общеобразовательная школа») села Талое. В исследовании приняли участие 12 школьников 10¬11лет, ученики 4 класса.
МАОУ Гимназия № 14 (муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 14 управления, экономики и права) города Красноярска. В исследовании приняли участие школьники в возрасте 10-11 лет, учащиеся 4 «Б» класса, в количестве 26 человек.
В данной работе мы рассмотрели школу в сельской местности как важный фактор в процессе социализации младшего школьника, и сравнили полученные результаты с со школой в городской среде.
Исходным основанием для нашего исследования послужило представление о том, что социализацию и психическое развитие человека в ходе его обучения следует рассматривать в контексте «человек - окружающая среда». В связи с этим большое значение приобретает та микросреда, которая окружает подростка в школе (образовательной среде), ее структура и влияние ее условий и возможностей на развитие личности и социализацию.
Младший школьный возраст является наиболее значимым для формирования личности, ее самосознания, в нем закладываются основы самосознания, формируется самооценка, а также базовые личностные черты, активно усваивается система духовно-нравственных ценностей. Этот период характеризуется важными изменениями в социальных связях и социализации, так как преобладающее влияние семьи постепенно заменяется влиянием группы сверстников, выступающей источником референтных норм поведения и получения определенного статуса. В таком возрасте школьная среда является той сферой, где ребенок может самореализоваться как в социально значимой деятельности, так и в общении со сверстниками.
В младшем школьном возрасте образовательная среда школы является условием и фактором социализации в развитии личности подростков, и от того, насколько школьная среда способна удовлетворить весь комплекс потребностей подростка и сформировать у него систему социальных ценностей, зависит успешная социализация личности и ее активное включение в социально-значимую деятельность.
Сельская школа является самым массовым общеобразовательным учреждение страны, которое активно влияет на социальную ситуацию на селе, так как является составной частью сельского социума.
В работе также раскрыто, что социализация личности происходит не только в «локальной среде» (школы), но и находится под влиянием широкой социальной среды села.
Анализ данных, полученных в ходе констатирующего эксперимента, позволил выявить средний уровень социализации младшего школьника в сельской местности и низкий уровень социализации школьника в городской школе.
Можно констатировать, что образовательная среда сельской школы является специфическим средством социализации личности. Приоритетными путями для гармоничной социализации школьников в сельской школе являются те, которые учитывают специфику сельской местности.
Цель дипломной работы достигнута, поставленные нами задачи решены, гипотеза нашла свое подтверждение.
1. Аверин В.А. Психология детей и школьников [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // psyera. ru (дата обращения 06.06.2018)
2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные
психологические труды. / Под ред. Д.И. Фельдштейна: Вступительная статья Д. И. Фельдштейна. - 3-е изд. - М.: 2001. - 352 с.
3. Большой психологический словарь. Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. - М.: 2003. - 672 с.
4. Большой толковый психологический словарь: в 2т// под ред. Ребер. - Т.2: П-Я/пер. с англ. Е. Ю. Чеботарева. - М.: Вече; АСТ, 2000. - 560 с.
5. Бронфенбреннер У. Два мира детства М., «Прогресс», 1976. - 76 с.
6. Бородулин В.И. Иллюстративный энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. — 1039 с.
7. Васильев Ю.В. Деревня на распутье. К возрождению села: формирование условий жизнедеятельности и культуры быта. - М.: Молодая гвардия, 1992. - 135 с.
8. Воспитание младшего школьника: пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений, учителей начальных классов и родителей / сост. Л.В. Ковинько. - 3-е изд., стереотип. - М., 1998. - 114 с.
9. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические
рекомендации. / Под ред. Степанова. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 128 с.
10. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии Текст. / Л.С. Выготский. СПб., 2004.- 224 с.
11. Гавров С.Н. Образование в процессе социализации личности / С.Н. Гавров, Н.Д. Никандров // Вестник УРАО - 2008. - №5. С.21-29.
12. Голованова Н.Ф. Общая педагогика. Учеб. Пособие для ВУЗов. - Речь, 2005. - 317 с.
13. Голованова Н.Ф. Социализация младшего школьника как педагогическая проблема. - СПб.: «Специальная литература», 1997. - 192 с.
14. Дьюи Дж. Демократия и образование. - М.: Просвещение, 1997. - 384 с.
15. Дьюи Дж. Школа и общество. Пер. с англ. Г. А. Лучинского, Изд. 2-ое. - М., 2015. - 182 с.
16.Зимняя И.А. Компетентностный подход в образовании (методолого-теоретический аспект) / И.А. Зимняя // Проблемы качества образования: Материалы XIV Всероссийского совещания. Кн. 2. - М., 2004. - С. 28-31.
17. Ковалев Л.Г. Психология личности. - М.: Владос, 1997. - 392 с.
18. Кон И.С. НТР и проблемы социализации молодежи. М.: Знание,1988. - 189 с.
19. Кондратьев М.Ю. Типологические особенности психосоциального развития подростков // Вопросы психологии. - 1997. - № 3. - С. 69-78.
20. Крокинская О.К. Роль школы в социальной адаптации учащихся. Социологический анализ образовательного процесса в школах Санкт Петербурга // Школьное образование Санкт-Петербурга. Аналитический отчет. СПб.: СПбГУПМ, 1999. - 158 с.
21. Крысин Л.П. Толковый словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1998. - 416 с.
22. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. М.: Издательство МГУ, 1981. - 584 с.
23. Макаренко А.С. Сочинения: В 7 т. / А.С. Макаренко. - М., - 1951. - 349 с.
24. Максакова В. И. Организация воспитания младших школьников.
Методическое пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2003. - 23 с.
25. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: учебник для бакалавров
/ Л. В. Мардахаев. — 6-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2013. - 817 с.
26. Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения. /Пер. англ. М.: Наука, 1988. - 316 с.
27. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность. Специфика деятельности учителя сельской школ. Дата обращения 17.04.2016г. [Электронный ресурс]
URL: /http: //studentam.net/content/view/1162/120
28. Мудрик А.В. Социальная педагогика М.: Просвещение,1999. - 224 с.
29. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред.
В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр
«Академия», 2000. - 200 с.
30. Николаев В.Г. Культурология. ХХ век. Энциклопедия, 1998. - 447 с.
31. Новейший философский словарь // Интернет ресурс - [Режим доступа]- Дата доступа(08.07.2017)//URL: http: //www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/fil_dict/ 744.php
32. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971. - 352 с.
33. Парыгин Б.Д. Социальная психология. — СПб.: ИГУП, 1999. — 592 с.
34. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М.: МПА, 1994. - 646 с.
35. Психология: Словарь. // Под ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского. -М.: Феникс, 1990. - 417 с.
36. Реан А.А. Социализация личности // Хрестоматия: Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: Питер, 2009. - 283 с.
37. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 256 с.
38. Российская газета//Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» ст.19.-04.01.2013
39. Рубинштейн С.А.. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика,1995. - 368 с.
40. Ситаров М.А. Деятельность общеобразовательных учреждений по созданию педагогических условий социализации учащихся. Авторская диссертация к.п.к. Самара, 1992. - 104 с.
41. Сластенин В.А. Педагогика. Учеб. Пособие для студ. ВУЗов/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина.- М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
42. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Авт.- сост. Л. В. Мардакаев. М. : Изд. центр «Академия», 2005. - 368 с.
43. Социальная психология в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. - Санкт-Петербург: Питер, 2000. - 512 с.
44. Сухарев А.Я. Большой юридический словарь./В.Е. Крутских, А.Я. Сухарев, А. Я. Сухарева. - М.: Инфа- М, 2007. - 858 с.
45. Тарасов С.В. Вестник Герценовского университета//Проблема современной школы. № 12.2010
46. Философский словарь. // Под ред. Щербинина В.И. - М.: Наука, 2000. 85 Фрейд 3. Я и Оно. - Тбилиси, 1991. - 403 с.
47.Человек и общество. Проблемы социализации индивида. Сб. статей./ Под общ. Ред. Б.Г. Ананьева. Л: Из-во ЛГУ, 1971. - 320 с.
48.Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. - 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 384 с.
49. Шинина Т.В. Изучение процесса социализации детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста Материалы XII Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых "Ломоносов". Том 2. - М.: Изд-во МГУ, 2005. - 630 с.
50. Шинина Т.В. Изучение индивидуальных особенностей социализации детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Научные труды МИГУ. Серия: Психолого-педагогические науки. Сб. статей. - М.: Прометей, 2004. 685 с.