Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности сформированности графического навыка письма у младших школьников с задержкой психического развития

Работа №156638

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

дефектология

Объем работы128
Год сдачи2017
Стоимость4910 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Понятие графического навыка письма
1.2 Специфика формирования графического навыка письма у младших школьников с задержкой психического развития
1.3 Подходы и принципы формирования графических навыков
письма у учащихся младших классов с задержкой психического развития
ВЫВОД ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
ГЛАВА 2 ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА ПИСЬМА У УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
2.1. Организация и методика проведения констатирующего эксперимента
2.3 Методические рекомендации, направленные на формирование
графического навыка письма у учащихся 2 класса с задержкой психического развития
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность исследования. В настоящее время происходят существенные изменения в педагогической теории и практике. Одной из актуальных проблем в образовании является поиск путей качественной индивидуализации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их образовательными потребностями, позволяя обеспечить доступность получения или образования.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273 - Федерального Закона от 29 декабря 2012 года) комплексно регулирует отношения в сфере образования, в том числе образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, отдает приоритет инклюзивному образованию, ориентирует на разные направления образовательной потребности и устанавливает особенности организации образовательного процесса и индивидуальный подход к обучению каждого ребенка. Закон устанавливает возможность адаптировать образовательную программу с учетом особенностей психофизического развития и специальных образовательных потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивая их право на образование.
Среди обучающихся детей с ограниченными возможностями здоровья обучающиеся дети с задержкой психического развития составляют самую многочисленную группу, которая чрезвычайно неоднородна по этиологии, патогенезу и степени выраженности [К.С. Лебединская, Н.В. Бабкина, У.В. Ульенкова, Л.В. Кузнецова, Т.А. Власова, В.И. Лубовский, Р.Д. Тригер, М.С. Певзнер, И.А. Коробейников и др.].
В общеобразовательной школе в обучении готовности обучающихся к письму складывается из различных направлений, к которым относятся - правильное распределение мышечной нагрузки руки; развитый речевой слух; знание зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой; чёткая артикуляция звуков родного языка; выработка гибкости и точности движения руки, глазомера, чувства ритма - это особенно важно для овладения навыком письма.
Одной из актуальных проблем школьного обучения детей с задержкой психического развития является нарушения письма, поскольку значительно затрудняет процесс обучения.
Причинами возникновения нарушения письма у учащихся с задержкой психического развития, во многом обусловлены несформированностью высших психических функций, осуществляющих процесс письма [Е. М. Мастюкова, У. В. Ульенкова, С. Г. Шевченко, Ю. А. Костенкова, Т. А. Власова].
Изучениями по проблеме нарушения письма у детей с задержкой психического развития занимались и занимаются: И. Н. Садовникова, И.В. Серебрякова, Р. Н. Лалаева, Р. Е. Левина, С. В. Зорина, Е. И.Скиотис, Е. А. Логинова, Р. Д. Тригер, А. Н. Корнев и др.
Своевременное выявление причин нарушение письма у обучающихся с задержкой психического развития и выбор наиболее эффективных путей устранения этих проблем определяют содержание и практическую значимость данной работы.
Цель исследования - изучение особенностей графических навыков письма обучающихся 2-го класса с задержкой психического развития и в соответствии с полученными результатами разработать дифференцированные методические рекомендации, направленные на формирование графического навыка письма.
Объект - графические навыки.
Предмет - особенности графических навыков у обучающихся 2-го класса с ЗПР.
Исходя, из цели и обозначенного предмета исследования были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать литературу, посвященную изучению графических навыков учащихся младшего школьного возраста.
2. Подобрать и обосновать комплекс методик для исследования графических навыков у обучающихся второго класса с задержкой психического развития.
3. Разработать дифференцированные методические рекомендации, направленные на формирование графического навыка у обучающихся 2-го класса детей с ЗПР.
Гипотеза исследования:
1. Под графическим навыком письма нами понимается автоматизированный способ дифференцировки и перекодирования звуков (фонем) речи в соответствующие буквы, а также их написания.
2. У обучающихся 2-го класса с ЗПР недоразвитие графических навыков будут проявляться в медленном темпе письма, нарушении ориентировки в рабочем поле строки, разнопланавости наклона, право-левосторонняя ориентация на странице, не удержание высоты букв.
3. На основании выявленных особенностей нами будут разработаны дифференцированные методические рекомендации по развитию графических навыков у обучающихся 2-го класса с ЗПР.
Методологической и теоретической основой исследования являются:
- базовые положения специальной психологией и коррекционной педагогике, основанные на культурно-исторической теории Л.С. Выготского;
- теоретические подходы к классификации и дифференциации детей с интеллектуальной недостаточностью [В.В. Лебединский, К.С. Лебединская, Т.А.Власова, Е.Л.Инденбаум, Н.В.Бабкина, И.А.Коробейнков, М.С. Певзнер, В.И. Лубовский, Г.Е. Сухарева и др.];
- методология психолого-педагогического сопровождения в рамках образовательного процесса [Н.В. Бабкина, М. Р. Бетякова, И.В. Дубровина, С.Г Шевченко и др.].
Методы исследования:
исходя из содержания предмета, объекта, задач исследования использовались теоретические методы, включавшие анализ литературных данных по проблеме исследования; эмпирический метод (констатирующий эксперимент); количественный и качественный анализ экспериментальных данных.
Организация исследования:
исследование было проведено в Ужурской общеобразовательной школе №2. В исследовании принимали участие 20 школьников 2 класса в возрасте (8-9 лет) 10 учеников с задержкой психического развития и 10 учеников с сохранным психическим развитием.
Теоретическая значимость:
- уточнена разнообразная природа особых образовательных потребностей детей с ЗПР, удовлетворение которых требуют специальных педагогических методов и подходов к обучению и систематической помощи в формате комплексного психолого-педагогического сопровождения.
- теоретически обоснована и экспериментально подтверждена роль графических навыков при овладении письмом у обучающихся 2 - х классов с ЗПР. Показано, что несформированность или недоразвитие графических навыков могут рассматриваться как обязательный объект коррекционной работы.
Практическая значимость:
- результаты проведенного исследования способствуют решению задач образования в плане удовлетворения особых образовательных потребностей у детей с ЗПР.
- составленных комплексно диагностического исследования поможет педагогам при определении индивидуальных потребностей детей, а составленные методические рекомендации - для целенаправленной коррекционно-педагогической работы, так же могут дополнять содержание работы учителя, логопеда, дефектолога в зависимости от поставленных практических задач.
- основные результаты исследования могут послужить основой для разработки курсов коррекционной направленности и при подготовки рабочих программ.
Исследование осуществлялось с 2014 по 2017 годы.
Исследование осуществлялась в III этапа:
I этап - (октябрь - ноябрь 2014г.) выбор темы, обоснование научного аппарата исследования, формулирование гипотезы, анализ степени изученности проблемы и т.д.;
II этап - (апрель - ноябрь 2015г.) проведение опытно-экспериментальной работы, обобщение и систематизация материалов по проблеме исследования;
III этап - (апрель 2016г. - октябрь 2017г.) обобщение полученных результатов и формулирование выводов, оформление текста выпускной квалификационной работы.
Сведения об апробации результатов исследования
• научно-практические мероприятия международного уровня:
- (12 ноября 2015 г. Красноярск) приняла участие в конференции «Комплексное медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе инклюзии».
- приняла участие в работе научно - практической площадки «Проблемы сопровождения детей с сенсорными нарушениями», организованной в рамках VI Международного научно - образовательного форума «Человек, семья и общество: истории и перспективы развития» (26 октября 2017 г. Красноярск).
- приняла участие в работе XVIII Международного научно - практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «МОЛОДЁЖЬ И НАУКА ХХ1 ВЕКА», посвященного 85-летию КГПУ им. В.П. Астафьева (Красноярск 2017).
Структура работы: ВКР общий объем 129 страница, состоит из введения, двух глав исследования, списка литературы, включающих 69 литературных источников, 4 приложения, 16 рисунков, 8 таблиц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Нами было выявлено, что в дошкольных образовательных учреждениях и в начальной школе уделяется немало внимания развитию ручной моторики и формированию графо моторных навыков, наблюдается значительный рост детей младшего школьного возраста, у которых данные навыки неполноценны. Особенно это касается школьников с задержкой психического развития (ЗПР). Причины нарушения формирования графо моторных навыков у детей с ЗПР многообразны. Среди них можно выделить недостаточное развитие у детей зрительного восприятия и памяти, пространственных представлений, мелкой моторики.
Так же было отмечено, что работа по коррекции нарушений графических навыков письма у детей с ЗПР имеет свою специфику, обусловленную особенностями сенсомоторного и психического их развития. Для правильной трактовки специфических ошибок педагогу необходимо максимально полно представлять все те трудности, которые приходится преодолевать ребенку с ЗПР при овладении письмом.
Проанализировав полученные результаты исследования экспериментальной и контрольной группы нами было выявлено что контрольная группа справилось с моторными и графо-моторными навыками письма намного лучше чем экспериментальная группа.
При выполнении графических проб нами было отмечено что у детей при выполнении заданий наблюдается напряжение руки, частый отрыв ручки от бумаги, трудности соблюдения размеров графических элементов и их последовательности, замены элементов, невозможность плавного перехода от одного элемента к другому, медленный темп записи. Детям трудно выполнять движения и удерживать ручку, они не соблюдают линейность письма.
Итоги исследования позволяют сделать вывод о том, что для преодоления трудностей формирования графического навыка письма, а также для предупреждения этих трудностей необходимо проводить целенаправленную работу.
В связи с этим нами были подобраны методические рекомендации, отражающие направленность работы по формированию графического навыка письма через развитие и (или формирование) моторных и графо-моторных навыков.
Таким образом цель нашего исследования достигнута, гипотеза нашла свое подтверждение в данной работе.



1. Агаркова, Н.Г. Основы формирования графического навыка у младших школьников / Н.Г. Агаркова Начальная школа, №4. 2009. - 117 с.
2. Агаркова, Н.Г. Графический навык. Каллиграфический навык. (Программа для начальной школы) / Н.Г. Агаркова //Начальная школа. №7.1994. - 231 с.
3. Агаркова, Н.Г. Графический навык. Графический почерк. (Программа для начальной школы) / Н.Г. Агаркова //Начальная школа. №12 1995. - 45с.
4. Агаркова, Н.Г. Русская графика. Книга для учителя. / Н.Г. Агаркова // - М.: Дрофа, 1997. - 176с.
5. Аксенова, А.К. Методы обучения русскому языку в коррекционной школе. / Н.Г. Агаркова // М.: Владос, 2002. - 106 с.
6. Алексеева, Е.М. Обучение письму с фантазией в сказке / Н.Г. Агаркова // Начальная школа. № 9. 2001. - 305с.
7. Ахутина, Т.В. Нарушения письма: диагностика и коррекция / Т.В. Ахутина // Актуальные проблемы логопедической практики / Под ред. М.Г. Храковской. 2004. - 93 с.
8. Ахутина, Т.В. Когнитивная нейронаука развития и помощь детям с трудностями обучения/Т.В. Ахутина//Вестн. Моск. унта. Сер. 14. 2007. - 23 с.
9. Ахутина, Т.В. Вариативность письма у первоклассников: системный нейропсихологический анализ / Т.В. Ахутина, Ю.Д. Бабаева, А.А. Корнеев,
А.Н. Кричевец, // Вестн. Моск. унта. Сер. 14. 2006. - 261с.
10. Белевцева, В.В. Как "пальчики" помогают обучать письму // Начальная школа. - 2001. - 287 с.
11. Безбородова, М.А. Развитие психомоторных способностей младших школьников в учебной деятельности: моногр. / М. А. Безбородова. -
М.: Флинта-Наука, 2012. - 305с.
12. Безбородова, М.А. Развитие психомоторных способностей младших школьников в учебной деятельности дис. ... канд. психол.наук: 19.00.07 / М.А. Безбородова. - М., 2010. - 305262с.
13. Безруких, М. М. Возрастные особенности организации и регуляции произвольных движений у детей и подростков / М. М. Безруких,
Л.Е. Любомирский // Физиология развития ребенка. 2000. - 32с.
14. Бурмакина, В.Ф. Метод проектов в дистанционном обучении основам графической грамоты детей с ограниченными возможностями /
В.Ф.Бурмакина./ - Москва, 2006. - 170 с.
15. Власенков, А.И. Программы... Каким отдать предпочтение /
A. И. Власенков //Начальная школа. - 1995. - с.16.
16. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования. /. Л.С. Выготский // М.: Издательство АПН РСФСР, 1956. - 620 с.
17. Выготский, Л.С. Мышление и речь: Избранные психологические исследования. /. Л.С. Выготский Издательство АПН РСФСР, 1959. - 358 с.
18. Выготский, Л.С. Собрание сочинений. /. Л.С. Выготский - Том 3. - М., 1956. - 189 с.
19. Голубь, В.Т. Графические диктанты / В. Т. Голубь. - М.: ВАКО, 2009. - 141 с.
20. Горецкий, В.Г. Уроки обучения грамоте. / В.Г. Горецкий,
B. А. Кирюшкин, А.Ф. Шанько М.: Просвещение, 1988. -117 с.
21. Граник, Г.Г. Психологические механизмы формирования грамотного письма/ Г.Г. Граник, Л.А. Концевая, С.М. Бондаренко // Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. - 1988. - 305161с.
22. Гурова, Е.М. Подготовка руки ребенка к письму / Е.М. Гурова // Начальная школа. - 2000. - 85с.
23. Гурьянов, Е.В. Развитие навыка письма у школьников. / Е.В. Гурьянов М., 1940. - 126с.
24. Гурьянов, Е.В., Психология и методика обучения письму в букварный период. / Е.В. Гурьянов, М.К. Щарбак // М.: АПН РСФСР, 1950. - 211с.
25. Давыдов, В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте//Возрастная педагогическая психология/Под ред. Петровского А.В. - М.: Просвещение, 1973. - 161с.
26. Екжанова, Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно-развивающего обучения детей / Е.А. Екжанова // Дефектология. 2009. - 76с.
27. Елецкая, О.В. Развитие и коррекция грамотности. / О.В. Елецкая, Н.Ю. Горбачевская / М.: Школьная Пресса, 2005. - 96с.
28. Ефимова, С.П. Знаете ли вы своего ученика? / С.П.Ефимова, М.М. Безруких - М., 1993. - 270с.
29. Ехевич, Н. Н. Развивающие игры для детей. / Н. Н. Ехевич / М.: Просвещение, 1990. - 271с.
30. Журнал «Наука и Школа №3» 2016. - 305с.
31. Жедек, П.С. Списывание в обучении правописанию / П.С. Жедек, М.И. Тимченко //Начальная школа. - 1989. - 43с.
32. Желтовская, Л.Я. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников. / Л.Я. Желтовская, Е.Н. Соколова / М.: Просвещение, 1987. - 124с.
33. Жинкин, Н.И. Коммуникативная система человека и развитие речи в школе//Проблемы совершенствования содержания и методов обучения русскому языку. / Н.И. Жинкин М., 1969. - 65с.
34. Жинкин, Н.И. Механизмы речи. / Н.И. Жинкин М., 1958. - 155с.
35. Зайцев, Н.А. Письмо. Чтение. Счет. / Н.А. Зайцев СПб.: Лань, 1998. - 54с.
36. Занков, Л.В. Обучение и развитие. Избранные психологические труды. / Л.В. Занков / М., 1990. - 67с.
37. Илюхина, В.А. Особенности формирования графических навыков и анализ ошибок при письме / В.А.Илюхина // Начальная школа. 1999. - 17с.
38. Илюхина, В.А. Письмо с секретом. / В.А.Илюхина - М., 2005. - 455с.
39. Илюхина, В.А. Первые уроки письма при подготовке к школе. / В.А.Илюхина М., 2006. - 215с.
40. Исмагилова, Г.И. Диагностика уровня начальной графической грамотности учащихся / Г. И. Исмагилова - Уфа: Вагант, 2008. - 27с.
41. Кинаш, Е.А. Особенности готовности к письму детей, воспитывающихся в / Е.А. Кинаш // Дефектология. 2007. - 66с.
42. Комарова, Т.С. Как научить ребенка рисовать. Обучение детей в детском саду и в школе. / Т.С. Комарова - М.: Столетие, 1998. - 314с.
43. Костин, Н.А. Методика русского языка в начальных классах. / Н.А. Костин / М.: Просвещение, 1969. - 300с.
44. Костромина, Н.И. Виды работ, способствующие развитию скорописи / Н.И. Костромина // Начальная школа. 1989. - 251с.
45. Костюк, Г.С. Мышление//Педагогическая энциклопедия. / Г.С. Костюк М., 1965. - 49с.
46. Лалаева, Р.И., Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: Учебно-методическое пособие. /
Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова - СПб.: Изд-во «Союз», 2001. - 224с.
47. Лалаева, Р.И., Венедиктова, Л.В. Нарушения чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция. - Ростов Н/Д: «Феникс», / Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова - СПБ: «Союз», 2004. - 224с.
48. Лалаева, Р.И. Серебрякова, Н.В. Формирование лексики и грамматики у дошкольников с ОНР. / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова - СПБ., 2001- 321с.
49. Лурия А.Р. Очерки психологии письма. / Р.И. Лалаева М., 1950. - 95с.
50. Лысенкова, С.Н. Когда легко учиться. / С.Н. Лысенкова - М.: Педагогика, 1981. - 80с.
51. Львов, М.Р. Основы обучения правописанию в начальной школе. Учебное пособие для слушателей ФПК и студентов начальных классов/ Под ред. Журжиной М.В. - М.: Просвещение, 1988. - 5с.
52. Львов, М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных класса. / М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, Н.М. Светловская / М.: Просвещение, 1987. - 383с.
53. Львов, М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка: Учебное пособие для студентов пед. институтов. / М.Р. Львов,/ М.: Просвещение, 1988. - 240с.
54. Меудис, В.Я.Психологические основы формирования письменной
речи у младших школьников. / В.Я. Меудис, И.П. Негурэ / М.:
Международная пед. академия, 1994. - 150с.
55. Матюгин, И.Ю. Тактильная память. / И.Ю. Матюгин / М.: НВК- центр. Эйдос, 1991. - 61с.
56. Мельникова, С.С. Развитие мелких мышц пальцев и кисти руки /
С.С. Мельникова //Начальная школа. 1994. - 165с.
57. Менчинская, Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. / Н.А. Менчинская / М.: Просвещение, 1984. - 224с.
58. Начальная школа: Обучение письму: Методика В.А. Илюхиной: Книга для учителя. - М.: Первое сентября, 2003. - 256с
59. Нейросихическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников / под общей редакцией Т.В. Ахутиной,
О.Б. Иншаковой. - М.: В. Секачев, 2008. - 128с
60. Парамонова, Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей./ Л.Г. Парамонова / СПБ.: Лениздат: Издательство «Союз», 2001-249с.
61. Российская, Е.Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей. / Е.Н. Российская - М.: Айрис - пресс, 2004. - 230с.
62. Садовникова, И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма: Пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений и школ различных типов. /
И.Н. Садовникова / М.: АРКТИ, 2005.- 400с.
63. Сиротюк, А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. / А.Л. Сиротюк М.,2001. - 375с.
64. Специальная психология. / Под ред. В.И. Лубовского - М.:
Академия, 2003. - 338с.
65. Фаликман, М.В. Взаимосвязь когнитивных и двигательных
функций при отклонениях в развитии: синдромы дефицита
внимания/гиперактивности и нарушения координации / М.В. Фаликман // Аутизм и нарушения развития 2006. - 62с.
66. Филиппова, С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. СПБ.,2001. - 211с.
67. Чугунова, И.В. Графическая культура как активное средство обучения / И. В. Чугунова // Наука. Культура. Образование. - 2004. - № 15-16. - 112с.
68. Чугунова, И.В. Графическая культура как условие эффективного обучения: учебно-методическое пособие / И. В. Чугунова - Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2006. - 168с.
69. Чугунова, И.В. Формирование графической культуры школьников / И.В. Чугунова // Наука. Культура. Образование. 2003. - 78с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ