Введение 3
Глава I. Теоретико-методологическое обоснование особенностей конструктивной деятельности у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью 7
1.1. Психолого-педагогические особенности старших дошкольников с
легкой умственной отсталостью 7
1.2. Понятие конструктивной деятельности и ее развитие в онтогенезе 13
1.3. Характеристика конструктивной деятельности у дошкольников с
умственной отсталостью 20
1.4. Обзор методов и приемов по формированию конструктивной
деятельности у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью 25
Выводы по главе I 31
Глава II. Констатирующий эксперимент и его анализ 33
2.1. Организация констатирующего эксперимента 33
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 39
2.3. Дифференцированные методические рекомендации по формированию конструктивной деятельности у дошкольников с легкой умственной отсталостью 49
Выводы по главе II 62
Заключение 63
Список использованных источников 66
Приложения
Актуальность исследования. Умственная отсталость распространена во всем мире. Согласно данным Всемирной Организации здравоохранения, ею страдают около 3-5% населения планеты. Наиболее распространенной формой умственной отсталости является легкая форма, которая занимает 85% от общего числа от всех ее видов. В нашей стране количество детей с умственной отсталостью с каждым годом увеличивается. По данным исследований на 2020 год, таких детей около 30% от общего числа детей с инвалидностью, и это количество склонно прогрессировать. На законодательном уровне работа с детьми с умственной отсталостью регулируется Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования для обучающихся с ОВЗ (приказ Министерства образования от 19.22. 2014 г. № 1598).
В дошкольном возрасте мышление детей отличается конкретностью, оно самым непосредственным образом связано с их практической деятельностью, развиваясь в таких ее формах, как игра, рисование, конструирование, которыми дети занимаются в домашней среде и в дошкольных учреждениях. Конструирование играет значимую роль для развития мышления. Помимо развития практических форм мышления конструктивная деятельность развивает пространственное мышление детей и собственно их конструктивные способности; расширяет активный словарный запас, образное мышление, мелкую моторику и глазомер. Она положительно влияет на такие психологические качества, как внимательность, усидчивость, самостоятельность и организованность, развивает умение планировать свою деятельность и доводить начатое дело до конца, самостоятельность и инициативу, трудолюбие, упорство в достижении цели, организованность. Она развивает воображение и фантазию детей, внушает веру в свои силы, позволяет ощущать себя созидателями, творцами, что положительно влияет на самооценку детей.
У нормотипичных детей явно выражены способности к саморазвитию, а развитие аномальных дошкольников целиком зависит от уровня педагогической помощи со стороны педагогов и при активной поддержке родителей. Развитие практических форм мышления у детей с легкой умственной отсталостью является одной из ведущих задач работы с ними, в связи с чем обучение конструированию очень значимо для таких детей, что подчеркивается такими исследователями, как А.Р. Лурия, Н.Н. Поддъяков, Л.А. Парамонова, Э.А. Фарапонова, Е.А. Стребелева, Н.Д. Соколова, О.П. Гаврилушкина, О.А. Вялых и др. Конструктивная деятельность оказывает большое влияние на формирование практических форм мышления и вносит значимый вклад в общий уровень психического развития детей. Это обусловило актуальность темы исследования, поскольку необходим поиск резервов формирования мыслительной деятельности, которые способствовали бы коррекции и компенсации интеллектуальных нарушений дошкольников.
Проблема исследования состоит в изучении особенностей конструктивной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью и разработке методических рекомендаций по ее развитию.
Цель исследования: теоретически изучить и выявить особенности сформированности конструктивной деятельности старших дошкольников с легкой умственной отсталостью и разработать методические рекомендации по ее развитию.
Объект исследования: конструктивная деятельность старших дошкольников с легкой умственной отсталостью.
Предмет исследования: содержание методических рекомендаций по формированию конструктивной деятельности у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью.
Задачи исследования:
1) Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2) Теоретически изучить понятие конструктивной деятельности и ее развитие в онтогенезе.
3) Охарактеризовать особенности конструктивной деятельности у дошкольников с легкой умственной отсталостью.
4) Эмпирическим путем исследовать особенности конструктивной деятельности у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью.
5) Разработать дифференцированные методические рекомендации для педагогов и родителей старших дошкольников по развитию конструктивной деятельности старших дошкольников с легкой умственной отсталостью.
Методы исследования:
1) Теоретические: анализ литературы по проблеме исследования,
2) Эмпирические: методика О.А. Вялых «Оценка конструктивной деятельности (ОКД)», методика Е.А. Стребелевой «Пирамидка», методика Т.В. Лаврентьевой «Конструирование по образцу».
3) Интерпретационно-описательные: количественный и качественный анализ данных исследования.
Методологическая основа исследования представлена:
- положением Л.С. Выготского об общих закономерностях и специфических особенностях аномального развития: психика детей с недостатками в интеллектуальном развитии формируется по тем же законам, что и у нормотипичных детей, имея при этом ряд особенностей,
- исследованиями об особенностях конструктивной деятельности детей с интеллектуальными нарушениями О.А. Вялых, О.П. Гаврилушкиной, Н.Д. Соколовой, А.Н. Косымовой.
Теоретическая значимость исследования обусловлена систематизацией исследований по проблеме конструктивной деятельности старших дошкольников с нарушениями интеллекта.
Практическая значимость исследования объяснима тем, что предложенные в нем методические рекомендации могут быть использованы педагогами и дефектологами в работе с детьми с нарушениями интеллекта.
База исследования: Центр развития ребенка «Детский сад «ХХХ», рабочий поселок Усть-Абакан.
Этапы исследования:
I этап (сентябрь - октябрь 2023 г.) - изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования, обоснования современного состояния проблемы исследования, определение методологического аппарата исследования, формулирование проблемы.
II этап (ноябрь 2023 - март 2024 г.) - подбор методического инструментария, проведение эмпирического исследования, количественный и качественный анализ его результатов,
III этап (апрель - май 2024 г.) - составление дифференцированных методических рекомендаций по развитию конструктивных умений старших дошкольников с легкой умственной отсталостью.
Структура дипломного исследования включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения. Основное содержание работы изложено на 73 страницах. Работа включает 6 таблиц и 5 рисунков. Список использованной литературы содержит 75 наименований источников.
Мышление дошкольников тесно связано с их непосредственной практической деятельностью. Оно развивается при помощи таких видов деятельности, как игра, рисование и конструирование. Основным важным условием развития ребенка является социальная среда - семья и детский сад. Если нормотипичные дети обладают потенциалом к саморазвитию, то дети с умственной отсталостью отличаются от них тем, что психическое развитие полностью зависит от окружающей среды и качества педагогической помощи.
В старшем дошкольном возрасте овладение конструктивной деятельностью значимо в качестве подготовки к будущей школьной жизни, поскольку в нем развиваются такие ее значимые предпосылки, как восприятие, представления об окружающей действительности и об отношениях между ее объектами, зрительно-двигательную координацию. Оно способствуют становлению таких значимых качеств ребенка, как умение подчинять свои действия требованиям практической или игровой задачи, выполнять задание в соответствии с его целью, умение доводить его до конца, планировать свою будущую деятельность и рассказывать о содержании выполненной работы, делать самооценку своего труда, уметь работать в коллективе, уметь и хотеть трудиться.
Проведенное эмпирическое исследование в группе детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью позволило выявить такие его особенности, как низкий интерес к выполнению заданий, неуверенность в своих действиях, проблемы в вычленении отдельных элементов конструкций и объединение их в единое целое, сложности в установлении пространственных отношений между объектами, неумение соотносить предметы по величине.
Обучение конструированию предполагает решение широкого диапазона коррекционно-развивающих задач: развитие целенаправленных действий, формирование умений подражать действиям взрослого, действовать по указанному показу и образцу, а также речевой инструкции.
Задания были отобраны, сформированы и адаптированы с учетом типичных нарушений детей для их коррекции и для развития уже имеющихся у них конструктивных навыков.
С учетом этих особенностей нами были разработаны дифференцированные рекомендации по развитию навыков конструирования для детей с низким и средним уровнем его развития. В работе мы представили игры и упражнения по плоскостному и объемному конструированию с таким материалом, как палочки Кюизенера, блоки Дьюнеша, кубики, строительные наборы, сборно-разборные конструкции, наборы картинок, LEGO-конструкторы.
С учетом всех структурных компонентов деятельности: мотивационно- потребностных, целевых и операциональных можно сформировать единый механизм деятельности и положительно влиять на овладение детьми способами восприятия отдельных свойств объектов конструирования, а также их целостного образа.
Мотивационно-потребностный компонент деятельности по конструированию у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью предполагает создание мотивации, пробуждение интереса к этому виду деятельности, для чего можно включать созданный объект в дальнейшую работу с детьми или игру.
Систематическое и целенаправленное обучение позволяет подвести умственно отсталых детей к овладению способами моделирования, к формированию стойкого интереса к этому виду деятельности. Необходимо стимулировать и поощрять строительные игры детей в свободное от занятий время, помогать развертывать сюжет, использовать имеющиеся конструктивные умения, раскрывать возможность создания знакомых построек и их вариантов из разнообразных строительных наборов.
Для детей с легкой умственной отсталостью в дошкольном возрасте вполне свойственны навыки выбора средств практического конструирования и оценка своей деятельности и своих сверстников, что позволяет реализовать процессуальный и контрольный этап конструирования как вида деятельности.
Вне зависимости от результата продукта конструктивной деятельности у дошкольников следует создавать ситуацию успеха, веры в свои силы и убежденность в том, что у них обязательно все получится.
Итак, цель нашего исследования достигнута, задачи реализованы. Исследование можно считать завершенным.
1. Балич Ф.Ш. Формирование конструктивных умений у детей с умственной отсталостью / Ф.Ш. Балич. // Молодой ученый. — 2018. — № 20 (206). — С. 376-378. URL: https://moluch.ru/archive/206/50470/(дата обращения: 10.02.2024)
2. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина, А.П. Зарин, Н.Д. Соколова. -СПб, КАРО, 2007.
3. Баряева Л.Б. Обучение детей с выраженным нарушением интеллекта / Л.Б. Баряева, И.М. Бгажнокова, Д.И. Бойков.- М.: Владос, 2010. -120 с.
4. Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника / И.М. Бгажнокова. - М.: Просвещение, 1987. - 94 с.
5. Белошистая А.В. Развитие логического мышления у дошкольников / А.В. Белошистая, В.В. Левитес. 2-е изд. - М.: Издательство Юрайт, 2024. - 129 с.
6. Брофман В.В. Психологические особенности формирования модельных представлений в конструктивной деятельности старших дошкольников // Возрастные особенности развития познавательных особенностей в дошкольном детстве / Под ред. Л.А. Венгера, - М.: Просвещение, 1986 - С. 68 - 78.
7. Венгер Л.А. Соотношение речи и образа в решении дошкольниками мыслительных задач // Слово и образ в решении познавательных задач. - М., 1996. - С. 3-13
8. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер. - М.: Просвещение, 1988. - 130 с.
9. Выготский Л.С. Основы дефектологии/ Л.С. Выготский. - СПб.: Лань, 2003. - 656 с.
10. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 480с.
11. Вялых О.А. Диагностика и коррекция конструктивной деятельности у детей в норме и при интеллектуальной недостаточности //Ежегодник Российского психологического общества. Материалы III Всероссийского съезда психологов. - С.-Пб. - 2003 - Т. 2 -С. 236-239.
12. Вялых О.А. Функционально-уровневый подход в диагностике и коррекции конструктивной деятельности / Сборник материалов Российской научно-практической конференции: Образовательная среда и здоровье. - Красноярск, 2001 - С. 52-53.
13. Вялых О.А. Особенности конструктивной деятельности младших школьников с недостатками в интеллектуальном развитии: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Иркутск, 1999. - 23 с.
14. Гаврилушкина О.П. Обучение конструированию в дошкольных
учреждениях для умственно отсталых детей. Кн. для учителя/
О.П. Гаврилушкина - М.: Просвещение, 1991. - 94 с.
15. Гаврилушкина О.П. Особенности конструктивной деятельности
дошкольников со сниженным интеллектом // Дефектология. 1987. - № 5. - С. 48.
16. Гаврилушкина О. П., Соколова Н. Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. Кн. для воспитателя / О.П. Гаврилушкина, Н.Д. Соколова. - М.: Просвещение, 1985. - 72 с.
17. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственного развития ребенка/ П.Я. Гальперин. - М.: Изд-во МГУ, 1985.-130 с.
18. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества / А.Н. Давидчук. - М.: Просвещение, 1976. - 41 с.
19. Дюжакова М.В., Лавлинская О.И., Коломеец А. В. Продуктивная
деятельность как средство развития дошкольника // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016. №5. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/produktivnaya-deyatelnost-kak-sredstvo- razvitiya-doshkolnika(дата обращения: 18.02.2024).
20. Екжанова Е.А., Стребелева ЕА. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание: Программа дошкольных образовательных учреждений
компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта/
Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. - М.:Просвещение, 2005. - 272 с.
21.Запорожец А.В. Восприятие и действие / А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко и др.-М.: Просвещение, 1967. - 140 с.
22.Зарин А. П., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью Z А.П. Зарин, Н.Д. Соколова. - СПб.: СОЮЗ, 2003. - 320 с.
23. Иванина Т.А. Роль конструктивной деятельности в развитии ребёнка //
Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2010. №2. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/rol-konstruktivnoy-deyatelnosti-v-razvitii- rebyonka(дата обращения: 18.02.2024).
24. Иванова Н.Н. Конструктивная деятельность детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 050717. - Тамбов: Издательство Тамбовского гос. ун-та им. Г.Р. Державина, 2009.
25. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов/ М.С. Ишмакова. - М.: Изд-во Полиграф. Центр «Маска», 2013. - 100 с.
26. Кайе В.А. Конструирование и экспериментирование с детьми 5-8 лет: метод. пособие/В.А. Кайе. - М.: ТЦ Сфера, 2017. - 128 с.
27. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика/ А.А. Катаева, Е.А. Стребелева - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 208 с.
28. Коноваленко С.В. Детский церебральный паралич: конструктивная
деятельность/С.В. Коноваленко. - М.: Книголюб, 2007. - 88 с.
29. Комарова Л.Г. Строим из ЬБСО(моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO) / Л.Г. Комарова. - М.: «ЛИНКА - ПРЕСС», 2001. - 88 с.
30. Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников / Под ред. Л.П. Носковой - М., 1989.
31. Косминская, В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. Пособие для студентов пед. институтов / В.Б. Косминская. - М.: Просвещение, 1977. - 253 с.
32. Косымова А.Н. Изучение и коррекция представлений об окружающем мире младших школьников с нарушениями интеллектуального развития. Автореферат дисс. психол. наук. - Иркутск, 2006. - 13 с.
33. Кулагина И.Ю. Педагогическая психология / И.Ю. Кулагина. - М.: Академический Проект, Трикста, 2011. - 320 с.
34. Куликова Н.С. Психолого-педагогические особенности младших
школьников с интеллектуальным недоразвитием // Специальное образование. 2016. №XII. URL: https://cyberleninka.ru/article/nZpsihologo- pedagogicheskie-osobennosti-mladshih-shkolnikov-s-intellektualnym- nedorazvitiem(дата обращения: 19.02.2024).
35. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный ручной труд в детском саду/ Л.В. Куцакова. - М.: Просвещение. 1990. -80 с.
36. Куцакова Л.В. Конструирование из строительного материала. Старшая группа/ Л.В. Куцакова.-М.: Мозаика-Синтез, 2007. - 47 с.
37. Лашкова Л.Л. Современные подходы к формированию конструктивных умений у детей дошкольного возраста в детском саду // КОНЦЕПТ. Научно-методический журнал. -2018. - №7. - С. 517- 527
38. Леонгард, К. Акцентуированные личности/ К. Леогард.- Ростов н/Д.: «Феникс». -1997. - 98 с.
39. Лиепиня С.В. Особенности внимания учащихся младших классов вспомогательных школ // Дефектология. - 1977. - № 5. - С. 20-25.
40. Лиштван З.В. Игры и занятия со строительным материалом/ З.В. Лиштван.
- М.: Просвещение, 2000. - 175 с.
41. Лиштван З.В. Конструирование: Пособие для воспитателя дет. сада / З.В. Лиштван.-М.: Просвещение, 1981.- 160 с.
42. Лоренсо С.Л. Формирование способности к наглядному моделированию на занятиях по конструированию в разных возрастных группах детского сада // Возрастные особенности развития познавательных способностей в дошкольном детстве / Под ред. Л. А. Венгера. - М., 1986. - С. 61 - 68.
43. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей/ В.И. Лубовский.- М.: Педагогика, 1989 - 106с.
44. Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихологический анализ решения задач/ А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова. - М.: Просвещение. 1966. - 140 с.
45. Лурия, А.Р. Развитие конструктивной деятельности дошкольников: вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. - М.-Л.: Издательство АПН РСФСР, 1948. - 364 с.
46. Лусс Т.С. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО: Пособие для педагогов-дефектологов/ Т.С. Лусс.
- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 104 с.
47. Лусс Т.С. Формирование конструктивно-игровой деятельности с лего- дакта у детей с отклонениями в развитии. Автореферат дисс. канд. пед. наук. - М., 2004. - 14 с.
48. Мандрыкина У.М. Роль конструирования в жизни дошкольников //
Вестник науки. 2023. №1 (58). URL: https://cyberleninka.ru/article/nZrol-
konstruirovaniya-v-zhizni-doshkolnikov (дата обращения: 19.02.2024).
49. Михайлова З.А., Носова Е.А. Логико-математическое развитие
дошкольников: игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера / З.А. Михайлова, Е.А. Носова. - СПб.: ООО «Издательство «Детство Пресс», 2015. - 128 с.
50. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры/ Б.П. Никитин. - М.: Просвещение, 1990 - 160с.
51. Новосёлова С.Л. Генетически ранние формы мышления / С.Л. Новоселова.
- М.: Московский психол.-социал. ин-т; Воронеж: Изд-во НПО
«МОДЕК», 2002. - 320 с.
52. Новикова И.В. Аппликация и конструирование из природных материалов в детском саду: конспекты занятий с детьми от 3 до 7 лет [методическое пособие] / И.В. Новикова. - Ярославль: Академия развития; Владимир: ВКТ, 2016. - 160 с.
53. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Под ред. Б.П.Пузанова. - М.: Академия, 2001. - 272 с.
54.Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с нарушением слуха и интеллекта / Под ред. Л.П. Носковой. - М.:
Просвещение, 1984. - 120 с.
55.От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. - 304 с.
56. Парамонова Л., Ударовских Г. Роль конструктивных задач в формировании умственной активности детей (старший дошкольный возраст)//Дошкольное воспитание. - 1985. - №7. - С 14-19.
57. Парамонова Л.А. Конструирование как средство развития творческих
способностей детей старшего дошкольного возраста. - М.:
Педагогический университет «Первое сентября», 2008. - 80 с.
58. Певзнер М.С. Этиопатогенез и классификация олигофрении // Клинико-генетическое исследование олигофрении / под ред. М.С. Певзнер. - М.: Педагогика, 1972. - С. 3-22.
59. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно-отсталых
школьников: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. завед./ В.Г. Петрова, И.В. Беляева. - М.: Академия, 2002. - 160 с.
60. Пинский Б.И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников / Б.И. Пинский. - М.: Просвещение, 1963. - 218 с.
61. Поддъяков Н.Н. Развитие мышления и умственное воспитание
дошкольника/ Н.Н. Поддъяков. - М.: Педагогика, 1985. - 130 с.
62. Психология лиц с умственной отсталостью: учеб.-метод. пособие / сост. Е.А. Калмыкова. - Курск: Курск. гос. ун-т, 2007. - 121 с.
63. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного
воспитания / Под ред. Л.В. Венгера. - М., 1986. - 98 с.
64. Романина В.И. Занятия по конструированию с детьми 3-4 лет.
Методическое пособие/ В.И. Романина. - М.: Классик Стиль, 2003. -40 с.
65. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника:
учеб.пособие / С.Я. Рубинштейн. - М.: Просвещение, 1986. 192 с.
66. Селезнева Г.А. Сборник материалов «Игры» для руководителей центров развивающих игр (Леготека)/ Г.А. Селезнева. - М., 2007. - 106 с.
67. Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред. Н.Н. Поддьякова и В.'Н. Аванесовой. - М.: Просвещение, 1981. - 120 с.
68. Старцева О.Ю Занятия по конструированию с детьми 3-7 лет/
О.Ю. Старцева. - М.: Сфера, 2010. - 64 с.
69. Умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н.Н. Поддьякова. - М., 1972. - 160 с.
70. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. 5-е изд., стереотип./ Г. А. Урунтаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.
71. ФАОП ДО для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) https://sudact.ru/law/prikaz-
minprosveshcheniia-rossii-ot-24112022-n-1026/federalnaia-adaptirovannaia- osnovnaia-obshcheobrazovatelnaia-programma/
72. Фарапонова Э.Л. Психологический анализ особенностей решения
младшими школьниками конструктивно-технических задач //
Особенности мышления у учащихся в процессе трудовогообучения / Под ред. Т.В. Кудрявцева.- М.: Педагогика, 1970. - С. 20-76.
73. Фатихова Л.Ф. Содержание работы по обучению конструированию
дошкольников с нарушением интеллекта // СДО. 2014. №9. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/soderzhanie-raboty-po-obucheniyu- konstruirovaniyu-doshkolnikov-s-narusheniem-intellekta(дата обращения: 18.02.2024)
74. Фешина Е.В. «Лего конструирование в детском саду»: Пособие для педагогов/ Е.В. Фешина. - М.: Сфера, 2011. - 80 с.
75. Шайдурова Н.В. Развитие ребенка в конструктивной деятельности / Н.В. Шайдурова.. - М .: Сфера, 2008. - 128 с.