ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР III УРОВНЯ, В ВОЗРАСТЕ 6 - 7 ЛЕТ
|
Введение 3
Глава 1. Анализ литературных источников по проблеме исследования 8
1.1 Становление глагольного словаря в онтогенезе 8
1.2. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с общим
недоразвитием речи 13
1.3. Особенности сформированности глагольного словаря при общем
недоразвитии речи 25
1.4. Обзор методик логопедической работы, направленной на формирование и развитие глагольного словаря при общем недоразвитии речи 29
Глава 2. Экспериментальное изучение глагольного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 34
2.1 Организация, цели, задачи и методика исследования 34
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента в группе у
дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 42
2.3. Программа по развитию и коррекции глагольного словаря у
дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 59
Заключение 75
Библиографический список 77
Приложение 83
Глава 1. Анализ литературных источников по проблеме исследования 8
1.1 Становление глагольного словаря в онтогенезе 8
1.2. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с общим
недоразвитием речи 13
1.3. Особенности сформированности глагольного словаря при общем
недоразвитии речи 25
1.4. Обзор методик логопедической работы, направленной на формирование и развитие глагольного словаря при общем недоразвитии речи 29
Глава 2. Экспериментальное изучение глагольного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 34
2.1 Организация, цели, задачи и методика исследования 34
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента в группе у
дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 42
2.3. Программа по развитию и коррекции глагольного словаря у
дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 59
Заключение 75
Библиографический список 77
Приложение 83
Актуальность исследования: С 1 сентября 2013 года вступил в силу Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", который закрепляет дошкольное образование в качестве отдельного уровня общего образования. Новый статус "детских садов" предусматривает Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый 17 октября 2013 года Приказом №1155 Министерства образования и науки РФ и вступившим в силу 1 января 2014 года. Так, стандарт образования ФГОС ДО, трактует равенство возможностей для каждого ребенка, в получении качественного образования, учитывая принцип индивидуализации и возрастной адекватности, - специфические возможности развития ребенка. В настоящее время, в условиях современного ритма жизни, в дошкольном образовании увеличивается количество детей, у которых затруднена экспрессивная речь, а именно: детям трудно высказываться на заданную тему, сложно составить рассказ по картинкам, наблюдаются трудности в пересказе текста, в высказывании своих мыслей. Все эти трудности ведут к задержке в развитии родным языком, как средством и способом общения, также к сложностям освоения программы в школе.
Актуальность данной проблемы на социально-педагогическом уровне заключается в том, что неполноценность развития глагольного словаря являются предпосылками не успешного обучения дошкольника в школе. Общеизвестно, что глагол оречевляет предложение. Слова говорящего дополняют смысловой нагрузкой. Сам глагол,- является составной единицей в предложении ( В. В. Виноградов ). Развитый глагольный словарь необходим для овладения ребенком в полном объеме связной речи, грамматически правильных простроенных предложений и своевременного перехода от диалогической формы общения к контекстной.
Усвоение словаря у детей наиболее эффективно происходит в дошкольном возрасте, поэтому этот период необходимо использовать для проведения работы по его формированию.
Многие авторы А. Н. Гвоздьев, Е. М. Мастюкова, Н. С. Жукова считают, что накопление и усвоение в детском возрасте пассивного словаря происходит в дошкольном возрасте, именно поэтому необходимо использовать методики по его формированию [Лалаева, 1999; Жукова, 2011].
Актуальность на научно-методическом уровне обусловлена тем, что по результатам анализа трудов А. М. Быховской, Н. А. Казовой, Т. Б. Филичевой, Т.В.Тумановой, О.С. Ушаковой, можно сделать вывод о недостаточности методик по формированию глагольного словаря у детей с общим нарушением речи, а также комплексных методик по его исследованию. По мнению многих авторов Р. Е. Левиной, Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, обращается внимание, нарушения в развитии глагольного словаря различны в результате патогенеза и уровня нарушения речи. Но, несмотря на обширный исследовательский материал, специальных диагностик, посвященных исследованию глагольного словаря недостаточно. Тем самым, невозможно оценить уровень сформированности глагольного словаря. Есть трудности в подборе иллюстративного материала
В условиях современной оптимизации науки и образования, общества предъявляет требование к коммуникативному развитию человека, поэтому перед педагогом дошкольного образования в первую очередь возрастает ответственность в развития и активизация словарного запаса детей, для успешного обучения в школе.
Итак, проблемой исследования, является: изучение и поиск особенностей глагольного словаря у дошкольников с ОНР III уровня. Этим обусловливается выбор объекта, предмета, цели и задач исследования.
Объект изучения: глагольный словарь дошкольников.
Предмет выявление особенностей формирования глагольного словаря с общим недоразвитием речи III уровня, в возрасте 6-7 лет.
Гипотеза исследования: Исходя из положения о том, что развитие глагольного словаря влияет на мышление ребенка, становление связной речи, положительно влияет на познавательное развитие и вербальную коммуникацию, нарушение глагольного словаря носит системный характер как на уровне словообразования, так и на уровне словоизменения [ В. В. Виноградов., А. А. Леонтьев ];
В структуре нарушения глагольного словаря, нарушение словообразования будут более выражены, чем на уровне словоизменения.
Цель исследования: выявление особенностей глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста, с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
1. Определить современное состояние изучение проблемы сформированности глагольного словаря у детей, имеющих ОНР III уровня, в возрасте 6-7 лет;
2. Подобрать диагностический комплекс и экспериментально изучить специфические особенности сформированности глагольного словаря у детей, имеющих ОНР III уровня, в возрасте 6-7 лет;
3. Теоретически обосновать и составить программу по развитию и коррекции глагольного словаря у детей с общим недоразвитием речи III уровня, в возрасте 6-7 лет.
Методологической и теоретической основой исследования явились положения общей и специальной педагогики, психологии, языкознания и логопедии, концепция о грамматическом учении о слове ( В.В.Виноградов, Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия ); концепция речевой деятельности как сложного системного функционального единства (Т. В. Ахутина, Л. С. Выготский, Р. Е. Левина, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия); теории деятельностного подхода в развитии и формировании человека (Б.Г.Ананьев, A. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин ); теории поэтапного формирования речевой деятельности и коррекции нарушений (П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин ); принципы системного подхода к диагностике и коррекции нарушений речи (Л. С. Выготский, Р .Е. Левина, B. И. Лубовский ).
Методы исследования: в соответствии с поставленной целью, выдвинутой гипотезой и задачами исследования использовались
теоретические и эмпирические методы исследования. К теоретическим методам относится анализ психолого-педагогической и логопедической литературы по проблеме исследования. Второй, эмпирический метод исследования, включает в себя анализ анамнестических данных,
наблюдение за детьми в процессе учебной, предметно-практической, игровой и обиходно-бытовой деятельности в условиях детского образовательного учреждения, беседы с воспитателям и детьми, психолого-педагогический эксперимент.
Научная новизна исследования:
-подготовлен диагностический комплекс для исследования глагольного словаря, подобран картинный материал;
-установлено своеобразие сформированности глагольного словаря у детей с ОНР III уровня;
-научно обоснована и разработана программа по развитию и коррекции глагольного словаря у детей ОНР III уровня.
Теоретическая значимость исследования:
-подтверждены и уточнены научные сведения о состоянии глагольного словаря у дошкольников с ОНР III уровня, в возрасте 6-7 лет.
-получены данные о неоднородности сформированности глагольного словаря у дошкольников с ОНР III уровня.
Практическая значимость исследования: в составлении и применении программы развитию и коррекции глагольного словаря для детей 6-7 лет, имеющие ОНР III уровня.
Экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение "Детский сад № 333 комбинированного вида" г. Красноярска. Логопедическая группа, в количестве 22 детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня и проходила в три этапа:
I этап — изучение и анализ литературы по проблеме исследования: формулирование и уточнение цели, гипотезы, задач; составление плана исследования, разработка методики формирующего эксперимента;
II этап — проведение и анализ результатов формирующего эксперимента, составление и апробирование комплекса упражнений и дидактических игр по изучению особенности глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста у детей с ОНР III уровня;
III этап — анализ и оформление результатов исследования. Разработка практических рекомендаций.
Структура квалификационной работы: работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы, приложения.
Актуальность данной проблемы на социально-педагогическом уровне заключается в том, что неполноценность развития глагольного словаря являются предпосылками не успешного обучения дошкольника в школе. Общеизвестно, что глагол оречевляет предложение. Слова говорящего дополняют смысловой нагрузкой. Сам глагол,- является составной единицей в предложении ( В. В. Виноградов ). Развитый глагольный словарь необходим для овладения ребенком в полном объеме связной речи, грамматически правильных простроенных предложений и своевременного перехода от диалогической формы общения к контекстной.
Усвоение словаря у детей наиболее эффективно происходит в дошкольном возрасте, поэтому этот период необходимо использовать для проведения работы по его формированию.
Многие авторы А. Н. Гвоздьев, Е. М. Мастюкова, Н. С. Жукова считают, что накопление и усвоение в детском возрасте пассивного словаря происходит в дошкольном возрасте, именно поэтому необходимо использовать методики по его формированию [Лалаева, 1999; Жукова, 2011].
Актуальность на научно-методическом уровне обусловлена тем, что по результатам анализа трудов А. М. Быховской, Н. А. Казовой, Т. Б. Филичевой, Т.В.Тумановой, О.С. Ушаковой, можно сделать вывод о недостаточности методик по формированию глагольного словаря у детей с общим нарушением речи, а также комплексных методик по его исследованию. По мнению многих авторов Р. Е. Левиной, Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, обращается внимание, нарушения в развитии глагольного словаря различны в результате патогенеза и уровня нарушения речи. Но, несмотря на обширный исследовательский материал, специальных диагностик, посвященных исследованию глагольного словаря недостаточно. Тем самым, невозможно оценить уровень сформированности глагольного словаря. Есть трудности в подборе иллюстративного материала
В условиях современной оптимизации науки и образования, общества предъявляет требование к коммуникативному развитию человека, поэтому перед педагогом дошкольного образования в первую очередь возрастает ответственность в развития и активизация словарного запаса детей, для успешного обучения в школе.
Итак, проблемой исследования, является: изучение и поиск особенностей глагольного словаря у дошкольников с ОНР III уровня. Этим обусловливается выбор объекта, предмета, цели и задач исследования.
Объект изучения: глагольный словарь дошкольников.
Предмет выявление особенностей формирования глагольного словаря с общим недоразвитием речи III уровня, в возрасте 6-7 лет.
Гипотеза исследования: Исходя из положения о том, что развитие глагольного словаря влияет на мышление ребенка, становление связной речи, положительно влияет на познавательное развитие и вербальную коммуникацию, нарушение глагольного словаря носит системный характер как на уровне словообразования, так и на уровне словоизменения [ В. В. Виноградов., А. А. Леонтьев ];
В структуре нарушения глагольного словаря, нарушение словообразования будут более выражены, чем на уровне словоизменения.
Цель исследования: выявление особенностей глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста, с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
1. Определить современное состояние изучение проблемы сформированности глагольного словаря у детей, имеющих ОНР III уровня, в возрасте 6-7 лет;
2. Подобрать диагностический комплекс и экспериментально изучить специфические особенности сформированности глагольного словаря у детей, имеющих ОНР III уровня, в возрасте 6-7 лет;
3. Теоретически обосновать и составить программу по развитию и коррекции глагольного словаря у детей с общим недоразвитием речи III уровня, в возрасте 6-7 лет.
Методологической и теоретической основой исследования явились положения общей и специальной педагогики, психологии, языкознания и логопедии, концепция о грамматическом учении о слове ( В.В.Виноградов, Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия ); концепция речевой деятельности как сложного системного функционального единства (Т. В. Ахутина, Л. С. Выготский, Р. Е. Левина, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия); теории деятельностного подхода в развитии и формировании человека (Б.Г.Ананьев, A. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин ); теории поэтапного формирования речевой деятельности и коррекции нарушений (П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин ); принципы системного подхода к диагностике и коррекции нарушений речи (Л. С. Выготский, Р .Е. Левина, B. И. Лубовский ).
Методы исследования: в соответствии с поставленной целью, выдвинутой гипотезой и задачами исследования использовались
теоретические и эмпирические методы исследования. К теоретическим методам относится анализ психолого-педагогической и логопедической литературы по проблеме исследования. Второй, эмпирический метод исследования, включает в себя анализ анамнестических данных,
наблюдение за детьми в процессе учебной, предметно-практической, игровой и обиходно-бытовой деятельности в условиях детского образовательного учреждения, беседы с воспитателям и детьми, психолого-педагогический эксперимент.
Научная новизна исследования:
-подготовлен диагностический комплекс для исследования глагольного словаря, подобран картинный материал;
-установлено своеобразие сформированности глагольного словаря у детей с ОНР III уровня;
-научно обоснована и разработана программа по развитию и коррекции глагольного словаря у детей ОНР III уровня.
Теоретическая значимость исследования:
-подтверждены и уточнены научные сведения о состоянии глагольного словаря у дошкольников с ОНР III уровня, в возрасте 6-7 лет.
-получены данные о неоднородности сформированности глагольного словаря у дошкольников с ОНР III уровня.
Практическая значимость исследования: в составлении и применении программы развитию и коррекции глагольного словаря для детей 6-7 лет, имеющие ОНР III уровня.
Экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение "Детский сад № 333 комбинированного вида" г. Красноярска. Логопедическая группа, в количестве 22 детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня и проходила в три этапа:
I этап — изучение и анализ литературы по проблеме исследования: формулирование и уточнение цели, гипотезы, задач; составление плана исследования, разработка методики формирующего эксперимента;
II этап — проведение и анализ результатов формирующего эксперимента, составление и апробирование комплекса упражнений и дидактических игр по изучению особенности глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста у детей с ОНР III уровня;
III этап — анализ и оформление результатов исследования. Разработка практических рекомендаций.
Структура квалификационной работы: работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы, приложения.
Проведение теоретического и экспериментального исследования по избранной теме было обусловлено актуальностью своевременного формирования глагольного словаря для полноценного развития речи и общего развития как детей с ОНР, так и детей с нормальным речевым развитием.
Богатая, развитая речь является залогом широких возможностей человека в общении, фактором объединения и понимания между людьми. Исследования речевого развития ребенка показали, что с самого раннего возраста слово начинает влиять на восприятие свойств предметов, формирование у ребенка представлений и них и т.д. Чем старше ребенок, тем сильнее влияние его речи на все стороны психической деятельности и процессов.
Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет большое образовательное и практическое значение. Коррекция речевых нарушений в целом, и обогащение словарного запаса детей, в частности, являются необходимыми условиями для успешного развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста.
В контексте активного развития детской психологии, педагогики и логопедии недостаточно изученными остаются особенности развития глагольного словаря в контексте лексико-грамматического строя речи старших дошкольников с ОНР III уровня, который сообщает речи действенность и экспрессивность. На основе научных исследований установлено, что у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, в той или иной степени, нарушено овладение системой морфем, вследствие чего, словарный запас, словоизменение и словообразование отстает от нормы как по количественным, так и по качественным показателям. Это касается и глагольного словаря, который беден и неразвит.
Теоретические выводы позволили нам организовать и провести экспериментальное исследование особенностей сформированности глагольного словаря у старших дошкольников, в результате чего, было выяснено, что дети с ОНР III уровня имеют лексико-грамматическое недоразвитие на уровне глагольной лексики. Было отмечено преобладание пассивного словаря над активным; в свою очередь, в активном словаре преобладает обыденная глагольная лексика. В целом, старшие дошкольники с ОНР III уровня имеют неравномерную сформированность глагольной лексики.
Это требует специальных коррекционных логопедических занятий, что определило разработку программы по развитию и коррекции глагольного словаря у дошкольников с ОНР III уровня, в возрасте 6-7 лет. Разработку тематического планирования, который включил в себя комплекс игр, дидактических упражнений по обогащению глагольного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня.
Обогащение глагольной лексики у старших дошкольников с ОНР III уровня рекомендуется проводить с учетом следующих направлений:
- расширения объема глагольного словаря параллельно с активизацией познавательной деятельности;
- разъяснение значений слов-действий;
- формирования структуры глагола в семантическом единстве;
- активизация глагольного словаря, совершенствование процесса
поиска слов, перевода слова из пассивного в активный словарь ребенка;
- развитие словоизменения глаголов;
- развития словообразования глаголов.
Таким образом, поставленные в исследовании задачи решены, предположение гипотезы в целом подтвердилось.
Богатая, развитая речь является залогом широких возможностей человека в общении, фактором объединения и понимания между людьми. Исследования речевого развития ребенка показали, что с самого раннего возраста слово начинает влиять на восприятие свойств предметов, формирование у ребенка представлений и них и т.д. Чем старше ребенок, тем сильнее влияние его речи на все стороны психической деятельности и процессов.
Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет большое образовательное и практическое значение. Коррекция речевых нарушений в целом, и обогащение словарного запаса детей, в частности, являются необходимыми условиями для успешного развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста.
В контексте активного развития детской психологии, педагогики и логопедии недостаточно изученными остаются особенности развития глагольного словаря в контексте лексико-грамматического строя речи старших дошкольников с ОНР III уровня, который сообщает речи действенность и экспрессивность. На основе научных исследований установлено, что у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, в той или иной степени, нарушено овладение системой морфем, вследствие чего, словарный запас, словоизменение и словообразование отстает от нормы как по количественным, так и по качественным показателям. Это касается и глагольного словаря, который беден и неразвит.
Теоретические выводы позволили нам организовать и провести экспериментальное исследование особенностей сформированности глагольного словаря у старших дошкольников, в результате чего, было выяснено, что дети с ОНР III уровня имеют лексико-грамматическое недоразвитие на уровне глагольной лексики. Было отмечено преобладание пассивного словаря над активным; в свою очередь, в активном словаре преобладает обыденная глагольная лексика. В целом, старшие дошкольники с ОНР III уровня имеют неравномерную сформированность глагольной лексики.
Это требует специальных коррекционных логопедических занятий, что определило разработку программы по развитию и коррекции глагольного словаря у дошкольников с ОНР III уровня, в возрасте 6-7 лет. Разработку тематического планирования, который включил в себя комплекс игр, дидактических упражнений по обогащению глагольного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня.
Обогащение глагольной лексики у старших дошкольников с ОНР III уровня рекомендуется проводить с учетом следующих направлений:
- расширения объема глагольного словаря параллельно с активизацией познавательной деятельности;
- разъяснение значений слов-действий;
- формирования структуры глагола в семантическом единстве;
- активизация глагольного словаря, совершенствование процесса
поиска слов, перевода слова из пассивного в активный словарь ребенка;
- развитие словоизменения глаголов;
- развития словообразования глаголов.
Таким образом, поставленные в исследовании задачи решены, предположение гипотезы в целом подтвердилось.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Логопедическая работа по формированию глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи II уровня
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2020 - Дидактическая игра как средство развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня (Педагогика, психология)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2018 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА В ОБОГОЩЕНИИ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017 - Формирование монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня средствами сказки
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
III УРОВНЯ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ ЭКСПРЕССИВНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - ОСОБЕННОСТИ ЛЕКСИКИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2015



