Введение 3
Глава 1. Анализ литературных источников по проблеме исследования 8
1.1 Становление глагольного словаря в онтогенезе 8
1.2. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с общим
недоразвитием речи 13
1.3. Особенности сформированности глагольного словаря при общем
недоразвитии речи 25
1.4. Обзор методик логопедической работы, направленной на формирование и развитие глагольного словаря при общем недоразвитии речи 29
Глава 2. Экспериментальное изучение глагольного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 34
2.1 Организация, цели, задачи и методика исследования 34
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента в группе у
дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 42
2.3. Программа по развитию и коррекции глагольного словаря у
дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 59
Заключение 75
Библиографический список 77
Приложение 83
Актуальность исследования: С 1 сентября 2013 года вступил в силу Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", который закрепляет дошкольное образование в качестве отдельного уровня общего образования. Новый статус "детских садов" предусматривает Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый 17 октября 2013 года Приказом №1155 Министерства образования и науки РФ и вступившим в силу 1 января 2014 года. Так, стандарт образования ФГОС ДО, трактует равенство возможностей для каждого ребенка, в получении качественного образования, учитывая принцип индивидуализации и возрастной адекватности, - специфические возможности развития ребенка. В настоящее время, в условиях современного ритма жизни, в дошкольном образовании увеличивается количество детей, у которых затруднена экспрессивная речь, а именно: детям трудно высказываться на заданную тему, сложно составить рассказ по картинкам, наблюдаются трудности в пересказе текста, в высказывании своих мыслей. Все эти трудности ведут к задержке в развитии родным языком, как средством и способом общения, также к сложностям освоения программы в школе.
Актуальность данной проблемы на социально-педагогическом уровне заключается в том, что неполноценность развития глагольного словаря являются предпосылками не успешного обучения дошкольника в школе. Общеизвестно, что глагол оречевляет предложение. Слова говорящего дополняют смысловой нагрузкой. Сам глагол,- является составной единицей в предложении ( В. В. Виноградов ). Развитый глагольный словарь необходим для овладения ребенком в полном объеме связной речи, грамматически правильных простроенных предложений и своевременного перехода от диалогической формы общения к контекстной.
Усвоение словаря у детей наиболее эффективно происходит в дошкольном возрасте, поэтому этот период необходимо использовать для проведения работы по его формированию.
Многие авторы А. Н. Гвоздьев, Е. М. Мастюкова, Н. С. Жукова считают, что накопление и усвоение в детском возрасте пассивного словаря происходит в дошкольном возрасте, именно поэтому необходимо использовать методики по его формированию [Лалаева, 1999; Жукова, 2011].
Актуальность на научно-методическом уровне обусловлена тем, что по результатам анализа трудов А. М. Быховской, Н. А. Казовой, Т. Б. Филичевой, Т.В.Тумановой, О.С. Ушаковой, можно сделать вывод о недостаточности методик по формированию глагольного словаря у детей с общим нарушением речи, а также комплексных методик по его исследованию. По мнению многих авторов Р. Е. Левиной, Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, обращается внимание, нарушения в развитии глагольного словаря различны в результате патогенеза и уровня нарушения речи. Но, несмотря на обширный исследовательский материал, специальных диагностик, посвященных исследованию глагольного словаря недостаточно. Тем самым, невозможно оценить уровень сформированности глагольного словаря. Есть трудности в подборе иллюстративного материала
В условиях современной оптимизации науки и образования, общества предъявляет требование к коммуникативному развитию человека, поэтому перед педагогом дошкольного образования в первую очередь возрастает ответственность в развития и активизация словарного запаса детей, для успешного обучения в школе.
Итак, проблемой исследования, является: изучение и поиск особенностей глагольного словаря у дошкольников с ОНР III уровня. Этим обусловливается выбор объекта, предмета, цели и задач исследования.
Объект изучения: глагольный словарь дошкольников.
Предмет выявление особенностей формирования глагольного словаря с общим недоразвитием речи III уровня, в возрасте 6-7 лет.
Гипотеза исследования: Исходя из положения о том, что развитие глагольного словаря влияет на мышление ребенка, становление связной речи, положительно влияет на познавательное развитие и вербальную коммуникацию, нарушение глагольного словаря носит системный характер как на уровне словообразования, так и на уровне словоизменения [ В. В. Виноградов., А. А. Леонтьев ];
В структуре нарушения глагольного словаря, нарушение словообразования будут более выражены, чем на уровне словоизменения.
Цель исследования: выявление особенностей глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста, с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
1. Определить современное состояние изучение проблемы сформированности глагольного словаря у детей, имеющих ОНР III уровня, в возрасте 6-7 лет;
2. Подобрать диагностический комплекс и экспериментально изучить специфические особенности сформированности глагольного словаря у детей, имеющих ОНР III уровня, в возрасте 6-7 лет;
3. Теоретически обосновать и составить программу по развитию и коррекции глагольного словаря у детей с общим недоразвитием речи III уровня, в возрасте 6-7 лет.
Методологической и теоретической основой исследования явились положения общей и специальной педагогики, психологии, языкознания и логопедии, концепция о грамматическом учении о слове ( В.В.Виноградов, Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия ); концепция речевой деятельности как сложного системного функционального единства (Т. В. Ахутина, Л. С. Выготский, Р. Е. Левина, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия); теории деятельностного подхода в развитии и формировании человека (Б.Г.Ананьев, A. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин ); теории поэтапного формирования речевой деятельности и коррекции нарушений (П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин ); принципы системного подхода к диагностике и коррекции нарушений речи (Л. С. Выготский, Р .Е. Левина, B. И. Лубовский ).
Методы исследования: в соответствии с поставленной целью, выдвинутой гипотезой и задачами исследования использовались
теоретические и эмпирические методы исследования. К теоретическим методам относится анализ психолого-педагогической и логопедической литературы по проблеме исследования. Второй, эмпирический метод исследования, включает в себя анализ анамнестических данных,
наблюдение за детьми в процессе учебной, предметно-практической, игровой и обиходно-бытовой деятельности в условиях детского образовательного учреждения, беседы с воспитателям и детьми, психолого-педагогический эксперимент.
Научная новизна исследования:
-подготовлен диагностический комплекс для исследования глагольного словаря, подобран картинный материал;
-установлено своеобразие сформированности глагольного словаря у детей с ОНР III уровня;
-научно обоснована и разработана программа по развитию и коррекции глагольного словаря у детей ОНР III уровня.
Теоретическая значимость исследования:
-подтверждены и уточнены научные сведения о состоянии глагольного словаря у дошкольников с ОНР III уровня, в возрасте 6-7 лет.
-получены данные о неоднородности сформированности глагольного словаря у дошкольников с ОНР III уровня.
Практическая значимость исследования: в составлении и применении программы развитию и коррекции глагольного словаря для детей 6-7 лет, имеющие ОНР III уровня.
Экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение "Детский сад № 333 комбинированного вида" г. Красноярска. Логопедическая группа, в количестве 22 детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня и проходила в три этапа:
I этап — изучение и анализ литературы по проблеме исследования: формулирование и уточнение цели, гипотезы, задач; составление плана исследования, разработка методики формирующего эксперимента;
II этап — проведение и анализ результатов формирующего эксперимента, составление и апробирование комплекса упражнений и дидактических игр по изучению особенности глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста у детей с ОНР III уровня;
III этап — анализ и оформление результатов исследования. Разработка практических рекомендаций.
Структура квалификационной работы: работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы, приложения.
Проведение теоретического и экспериментального исследования по избранной теме было обусловлено актуальностью своевременного формирования глагольного словаря для полноценного развития речи и общего развития как детей с ОНР, так и детей с нормальным речевым развитием.
Богатая, развитая речь является залогом широких возможностей человека в общении, фактором объединения и понимания между людьми. Исследования речевого развития ребенка показали, что с самого раннего возраста слово начинает влиять на восприятие свойств предметов, формирование у ребенка представлений и них и т.д. Чем старше ребенок, тем сильнее влияние его речи на все стороны психической деятельности и процессов.
Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет большое образовательное и практическое значение. Коррекция речевых нарушений в целом, и обогащение словарного запаса детей, в частности, являются необходимыми условиями для успешного развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста.
В контексте активного развития детской психологии, педагогики и логопедии недостаточно изученными остаются особенности развития глагольного словаря в контексте лексико-грамматического строя речи старших дошкольников с ОНР III уровня, который сообщает речи действенность и экспрессивность. На основе научных исследований установлено, что у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, в той или иной степени, нарушено овладение системой морфем, вследствие чего, словарный запас, словоизменение и словообразование отстает от нормы как по количественным, так и по качественным показателям. Это касается и глагольного словаря, который беден и неразвит.
Теоретические выводы позволили нам организовать и провести экспериментальное исследование особенностей сформированности глагольного словаря у старших дошкольников, в результате чего, было выяснено, что дети с ОНР III уровня имеют лексико-грамматическое недоразвитие на уровне глагольной лексики. Было отмечено преобладание пассивного словаря над активным; в свою очередь, в активном словаре преобладает обыденная глагольная лексика. В целом, старшие дошкольники с ОНР III уровня имеют неравномерную сформированность глагольной лексики.
Это требует специальных коррекционных логопедических занятий, что определило разработку программы по развитию и коррекции глагольного словаря у дошкольников с ОНР III уровня, в возрасте 6-7 лет. Разработку тематического планирования, который включил в себя комплекс игр, дидактических упражнений по обогащению глагольного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня.
Обогащение глагольной лексики у старших дошкольников с ОНР III уровня рекомендуется проводить с учетом следующих направлений:
- расширения объема глагольного словаря параллельно с активизацией познавательной деятельности;
- разъяснение значений слов-действий;
- формирования структуры глагола в семантическом единстве;
- активизация глагольного словаря, совершенствование процесса
поиска слов, перевода слова из пассивного в активный словарь ребенка;
- развитие словоизменения глаголов;
- развития словообразования глаголов.
Таким образом, поставленные в исследовании задачи решены, предположение гипотезы в целом подтвердилось.
1. Алексеева, М.М. Методика обучения речи и обучения родному языку дошкольников: учебное пособие для студентов высш. пед.вузов и сред., пед. учеб. Заведений / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. -400с.
2. Андрусишина, Л. Е. Особенности интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Л. Е. Андрусишина. - Киев. - 2012.
3. Бабина, Г. В. и др. Практикум по дисциплине логопедия / Г. В. Бабина, Л. И. Белякова, Р. Е. Идес. - М. : Прометей, 2012. - 23 с.
4. Бельтюков, В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи в норме и патологии. - Изд. 2-е / В. И. Бельтюков. - М. : Педагогика, 2009. - 176 с.
5. Бородич, А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста 2-е изд. / А. М. Бородич. - М., 1994. - 135 с.
6. Вершинина, О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня / О.М. Вершинина// Логопед, 2004. - № 1. - С..34-40.
7. Виноградов, В.В. Вопросы языкознания / В.В. Виноградов. - М.: Изд-во Академии наук СССР, 1955. — 168 с.
8. Виноградов, В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове:
учебное пособие. — 4-е изд. / В.В. Виноградов. - М.: Высшая школа, 2001.
— 720 с.
9. Волкова, Г. А. Методика обследования нарушений речи у детей / Г.
А. Волкова. - СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 1993. - 45 с.
10. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. - М. : ACT, 2008. - 672 с.
11. Г афиулина, О. Ю. Исследование словообразовательных навыков у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня / О. Ю. Гафиулина // Материалы XI Международной конференции. - СПб., 2015. - С.71-73.
12. Гафурова,Ю. А. Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи / Ю. А. Гафурова, Е. А. Высоцкая, Н. Н. Китаева // Специальное образование. Том. II. - 2016. - № XII. - С. 35-37.
13. Гвоздьев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. — Детство Пресс, 2007. - 472с.
14. Глухов, В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию / В.П. Глухов // Дефектология. - № 2. - 1994. - С.. 56-73.
15. Грибова, О. Е. Дидактический материал по обследованию речи детей / О. Е. Грибова, Т. П. Бессонова. - М., 1994. -100 с.
16. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. 2-е изд., / Л.Н. Ефименкова. —М.: Просвещение, 1985. — 112 с.
17. Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - Екатеринбург: КнигоМир, 2011. - 320 с.
18. Земская, Е.А. Современный русский язык. Словообразование. / Е.А. Земская. - М., 1973. - 328 с.
19. Ильякова, Н. Е. Логопедические тренинги. От глаголов - к предложениям / Н. Е. Ильякова. - М.: Издат. «Гном и Д», 2004. - 32 с.
20. Иншакова, О. Б. Альбом логопеда / О. Б. Иншакова. - 2-е изд., испр. и доп.- М.: ВЛАДОС, 2010. - 279 с.
21. Коноваленко, В. В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. 3-й уровень. III период : пособие для логопедов / В. В. Коноваленко, С. В Коноваленко. - М.: Издательство ГНОМ, 2012. - 104 с.
22. Лалаева, Р. И. Логопедия: методическое наследие / Р. И. Лалаева.
- М., «Владос», 2007. - 304 с.
23. Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников / Р. И. Лалаева, Н. В Серебрякова. - СПб: Союз, 1999. - 160 с.
24. Лалаева, Р. И. Логопедия в таблицах и схемах: учеб. пособ. для студ. дефект. фак. пед. вузов по курсу «Логопедия» / Р. И. Лалаева, Л. Г. Парамонова, С. Н. Шаховская. - М. : ВЛАДОС, 2012. - 216 с.
25. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопеда / Р. Е. Левина, Н. А. Никашина. - М.: Просвещение, 1967. - 173 с.
26. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина. - М. : Альянс, 2014. - 368 с.
27. Леонтьев, А. А. Язык. Речь. Речевая деятельность / А. А. Леонтьев.
- М.: 1969. - 214 с.
28. Леонтьев, А. А. Психолингвистические проблемы порождения фразы / А. А. Леонтьев. - М., 1999. - 160с.
29. Лурия А.Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия. - М.: Изд-во Моск. Ун¬та, 1988.- 320 с.
30. Львов, М. Р. Методика развития речи младших школьников / М. Р. Львов. - М.: Астрель, 2003. - 176 с.
31. Мамаева, А.В. Методические рекомендации по составлению рабочих программ курсов логопедической направленности / Автор: А.В.Мамаева, И. Н. Рейм, Н.В.Ерошина - Краснояр. гос. пед. ун-т. им. В. П. Астафьева. - Красноярск, 2016. - 116 с.
32. Милушкина, Е. А. Выявление и коррекция трудностей формирования глагольного словаря у детей с ОНР III уровня / Е.А.Милушкина // Молодой ученый. - 2016. - №11. - С. 1480-1483.
33. Милютина, Л. В. Особенности глагольной лексики и навыка образования глаголов у дошкольников с общим недоразвитием речи / Л. В. Милютина, О.Д.Михайлова // Логопед в детском саду. - 2009. - № 8 (43). - С. 22—27.
34. Мурашова, И. Ю. Полимодальное восприятие детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и условия его совершенствования: автореф. дис. ...канд. психол. наук / И. Ю. Мурашова. - М., 2013. - 216 с.
35. Назарова, Н. М. Специальная педагогика / Н. М. Назарова. - М.: Academa, 2000. - 519с.
36. Нищева, Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи / Н. В. Нищева. - СПб.:ООО «Детство-пресс», 2003. - 560 с.
37. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. - М. : РИМИС, 2008. - 448 с.
38. Поваляева, М. А. Справочник логопеда / М. А. Поваляева. - Ростов- н/Д.: «Феникс», 2012. - 448 с.
39. Поливара, З. В. Нейролингвистические основы нарушений речи: учебное пособие. / З. В. Поливара. - М.: Флинта: Наука, 2015. - 176 с.: ил.
40. Прилепко, Ю.В. Особенности развития глагольной лексикиу детей с ОНР III уровня / Ю. В. Прилепко, Е. В. Бадулина // Молодеж и наука: новые аргументы. - 2016. - С. 184- 186.
41. Селиверстова, В.И. Детская логопсихология: учеб. пособие для вузов / под ред. В. И. Селиверстова. - М. : ВЛАДОС, 2008. - 175 с.
42. Сохина, Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста / Ф. А. Сохина. - М., 1984. - 223 с.
43. Спирова, Л. Ф. Нарушения речи у детей / Л. Ф. Спирова, А. В. Ястребова. - М: АРКТИ, 1985. - 173 с.
44. Сычева, Н. В. Развитие глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня / Н. В. Сычева // Вестник Шадринского государственного педагогического института: науч. журн. - 2014. - № 2. - С. 63-67.
45. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) / Е. И. Тихеева. - М.: Альфа, 2011. - 124 с.
46. Ткаченко, Т. А. Логопедическая энциклопедия / Т. А. Ткаченко. - М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008. - 248 с: ил.; 32 с. вкл. цв.
47. Ткаченко, Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 6-ти лет / Т. А. Ткаченко. - М: Гном и Д., 2011. - 107 с.
48. Ушакова, О. С. Программа по развитию речи детей дошкольного возраста / О. С. Ушакова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 288 с.
49. Ушакова, О. С. Развитие речи детей 5 - 7 лет / О. С. Ушакова. - М.:
2011. - 272 с.
50. Филичева, Т. Б. Комплексный подход к обследованию детей с общим недоразвитием речи / Т.Б. Филичева. // Специальное образование. -
2012. - №1. - С. 139-150с.
51. Филичева, Т. Б. Логопедия. Теория и практика / под.ред. д.п.н. профессора Т.Б. Филичевой. - Москва: Эксм., 2017. - 608 с.
52. Филичева, Т. Б. Основы дошкольной логопедии / Т. Б. Филичева, Т.
В. Туманова, О. В. Орлова. - М.: ЭКСМО, 2015. - 320 с.
53. Филичева, Т. Б. Развиваем речь дошкольника / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. - М.: 2012. - 154 с.
54. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. - М.: Айрис-Пресс, 2008. - 224 с.
55. Формирование глагольного словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс] // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сборник статей по материалам IX студ. междунар. заочной научно - практ. конференции — М.: «МЦНО». — 2014 — №2(9).Режимдоступа: URL:https://nauchforum.ru/archive/MNF humanities/219).pdf.
56. Фотекова, Т. А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: метод. пособие. - 2-е изд., испр. и доп./ Т. А. Фотекова., Т. В. Ахутина. - М.: Айрис-пресс, 2007. - 176 с.
57. Хватцев, М. Е. Логопедия. Учебное пособие для ВУЗов. В 2-х
книгах. Книга 2 / М. Е. Хватцев, под редакцией Р.И.Лалаевой, С.Н.
Шаховской. - М.: ВЛАДОС, 2009. - 293 с.
58. Цейтлин, С. Н. Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи / С. Н. Цейтлин. - М.: Знак, 2009. - 592 с.
59. Цейтлин, С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи /
С. Н. Цейтлин. - М.: Гардарики, 2000. - 334 с.
60. Чистякова, И. А. 33 игры для развития глагольного словаря дошкольников / И.А. Чистякова. - СПб.: КАРО, 2010. - 96 с.
61. Шаховская, С.Н., Лалаева Р.И. Логопатопсихология: учебное пособие / С.Н. Шаховская., Р.И. Лалаева. - М.: ВЛАДОС, 2011. - 285с.
62. Шашкина, Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина. - М.: Академия, 2013. - 240 с.
63. Эльконин, Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте / Д. Б. Эльконин. - М.: Перспектива, 2013. - 398 с.
64. Ястребова, А. В. Учителю о детях с недостатками речи. Изд. 2-е. / А. В. Ястребова, Л. Ф. Спирова, Т. П. Бессонова. - М.: АРКТИ, 2007. - 131 с.