Методические возможности использования творчества художника АЛ.
Ултургашева в изучение традиционного мировоззрения хакасов в курсе «Родной
край-Хакасия»
Введение 3
Глава I. Этноархаика как направление в современном искусстве 9
1.1. Этноархаика в искусстве Сибири 9
1.2. Этноархаика в искусстве Хакасии 17
Глава II. Традиционное мировоззрение в творчестве А.Л. Ултургашева 25
2.1. Верхний мир в творчестве А.Л.Ултургашева 25
2.2. Средний мир в творчестве А.Л.Ултургашева 27
2.3. Нижний мир в творчестве А.Л. Ултургашева 31
Глава III. Использование творчества художника А.Л. Ултургашева в рамках
реализации курса «Родной край - Хакасия» 35
3.1. Урок-экскурсия 35
3.2. Дидактические задания 37
Заключение 42
Список источников и литературы 44
Приложения 49
Актуальность темы обусловлена тем, что процессы глобализации обостряют проблемы этнической самобытности и сохранения национальной идентичности в рамках региональной культуры. Актуальным становится вопрос возрождения национальной культуры представителей коренных народов Сибири.
Художественные средства, которые будут выявлены из анализа живописных работ А.Л. Ултургашева, призваны актуализировать наиболее значимые факторы этнической самоидентификации хакасского этноса, проживающего в условиях поликультурного общества.
Степень изученности. Теоретическое осмысление целей и ценностей художественной практики Сибири началось вначале 1990-х гг. Постмодернистская столичная художественная практика, осваивавшая доисторические, архетипические опыты «пракультуры», на рубеже 1980 -1990-х гг. сопровождалась теоретической рефлексией - возник термин «архео-арт».
Гурьянова Г.Г. выделяет следующие этапы в изучении этноархаики.
1990-е гг. - период открытия нового явления в искусстве Сибирского региона. Отправной точкой стал 1994 г., когда вышла монография Л.П. Елфимова «Николай Третьяков: живопись» и прошла конференция «Искусство народов Сибири: традиции и современность» в г. Новосибирске.Л.П. Елфимов
сформулировал символистский «сценарий» рождения «Алтайской серии» Н.Я. Третьякова , тем самым утвердив актуальность творческого поиска н. 1990 -х гг.. В рамках конференции «Искусство народов Сибири: традиции и современность» было обозначено будущее междисциплинарной методологии изучения этноархаики, выявлены причинно-следственные категории - «мифотворчество» и региональное самосознание , определены имена художников, обращенных к сибирским древностям: Н.Я. Третьяков , Н.И. Рыбаков . Появившийся интерес в 1990-х гг. к «архео» исследователь С.И. Кусков объяснил: «... либо это поиск неоязыческого воссоединения через историю с природой и космосом, либо ностальгия по недостижимой изначальности бытия, поиск утраченного времени» 6 •
С 1996 года омские искусствоведы проводили чтения, которые стали важной частью триады «музей - искусствоведческая секция - чтения». На первых чтениях в искусстве Сибири обозначена тенденция конструктивизма. На вторых чтениях была обозначена причина этноархаических поисков - «желание молодых авторов постичь свои исторические корни».
В конце 1990 - первой половине 2000-х гг. этноархаика была признана сибирским художественным направлением. Начался поиск дефиниций. К уже имеющимся добавлены такие понятия как неоромантизм (Е.Ю. Худоногова на обсуждении выставки «След» ), региональный романтизм , этноархаика , сибирский археоавангард, мифотворчество , сибирская неоархаика. Середина 2000-х гг. стала расцветом интереса к этноархаике, выразившаяся в нескольких изданиях. Этноархаика в исследованиях была наречена безусловной ценностью искусства Сибири, выразителем его сибирского качества...
Изобразительное искусство Сибири последних десятилетий обращается к художественному опыту древности, археологическим памятникам, реконструкции традиционного миропонимания, этно-мифологическому материалу, сформировав новое направление в современном искусстве, базирующемся на образно¬символистической системе (знаках, архетипах и символах).
Среди принципов использования мифопоэтических образов выделяют: синкретизм, принцип сопричастности, отношение сакральное -профанное, связь пространства и времени.
Данное направление получило распространение в изобразительном искусстве Хакасии с конца XX - начала XIX веков. Обращение к материальным и духовным ценностям, традициям выражается через визуализацию хакасской мифологии, мегалитических объектов, шаманизма, природы родного края, национального быта.
Подводя итоги, можно сказать, что А.Л. Ултургашев в своих произведениях поставил сложную задачу - раскрыть своеобразие мировосприятия хакасов, изначально предполагающее существование иных, невидимых миров и общение с ними посредством духов-помощников. Визуальное воплощение этой задачи художник во многом связывал с мифопоэтическими представлениями и архетипическими образами, которые функционируют в духовной культуре Хакасии на протяжении тысячелетий.
В картинах А.Л. Ултургашева отражена трехчленная модель мира хакасов, включающая в себя Верхний, Средний и Нижний миры. В качестве тематической основы художник использует мотивы наскальных изображений археологических культур, рунические письмена, мотивы шаманских ритуалов, культ животворящей природы. Большая группа произведений связана с визуализацией шамана, его деятельности и окружения.
По итогу работы были разработаны урок-экскурсия и дидактические задания в рамках реализации курса «Родной край - Хакасия».
Обращение художника к теме традиционного мировоззрения направлено на сохранение уникальной культуры хакасского этноса в условиях поликультурного мира и служит одним из факторов самоидентификации этноса.
Отметим, что творчество А.Ултургашева имеет свой потенциал для дальнейшего осмысления историко-культурного наследия Хакасско-Минусинской котловины.