МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ ТРЕБОВАНИЙ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ФИЗИКИ
|
Введение 3
Глава 1. Современные требования к школьному физическому образованию 11
1.1 Теоретические аспекты реализации межпредметных связей в современном школьном образовании 11
1.2. Современные подходы к рассмотрению сущности и предназначения
метапредметных требований 18
1.3. Метапредметные результаты образовательной деятельности как
компонент метапредметной стратегии преподавания дисциплин естественнонаучного цикла 25
Глава 2. Анализ потенциальных возможностей осуществления межпредметных связей физики и химии в школьном курсе физики 30
2.1. Анализ основных общеобразовательных программ дисциплин
естественно научного цикла 30
2.2. Опыт отечественных педагогов по обогащению содержания
школьного курса физики метапредметными связями физики и химии 42
Глава 3. Содержание методических рекомендаций для реализации метапредметных связей в школьном курсе 50
физики
3.1. Педагогические условия разработки и внедрения программы
реализации межпредметных связей физики и химии в школьном курсе физики 50
3.2. Проектирование образовательного процесса в школьном курсе
физики с учётом метапредметных требований 59
3.3. Педагогический эксперимент 71
Заключение 82
Используемая литература 85
Приложения 93
Глава 1. Современные требования к школьному физическому образованию 11
1.1 Теоретические аспекты реализации межпредметных связей в современном школьном образовании 11
1.2. Современные подходы к рассмотрению сущности и предназначения
метапредметных требований 18
1.3. Метапредметные результаты образовательной деятельности как
компонент метапредметной стратегии преподавания дисциплин естественнонаучного цикла 25
Глава 2. Анализ потенциальных возможностей осуществления межпредметных связей физики и химии в школьном курсе физики 30
2.1. Анализ основных общеобразовательных программ дисциплин
естественно научного цикла 30
2.2. Опыт отечественных педагогов по обогащению содержания
школьного курса физики метапредметными связями физики и химии 42
Глава 3. Содержание методических рекомендаций для реализации метапредметных связей в школьном курсе 50
физики
3.1. Педагогические условия разработки и внедрения программы
реализации межпредметных связей физики и химии в школьном курсе физики 50
3.2. Проектирование образовательного процесса в школьном курсе
физики с учётом метапредметных требований 59
3.3. Педагогический эксперимент 71
Заключение 82
Используемая литература 85
Приложения 93
Актуальность темы исследования. Внедрение в образовательную практику российских школ стандартов нового поколения стало закономерным результатом многолетних реформ, которые осуществлялись в системе среднего образования. Пересмотр самой образовательной парадигмы не мог не сопровождаться коренными изменениями и в содержании школьного образования, и в методике преподавания учебных дисциплин.
Подведя черту под целым пластом концептуальных, организационно-методических и содержательных преобразований, ФГОС нового поколения одновременно стали отправной точкой новой волны реформ, теперь уже разворачивающихся на уровне отдельных школ, педагогических коллективов, отдельно взятых учителей. И это тоже закономерность, ведь школьные учителя оказались в ситуации объективной необходимости пересмотра привычных для них подходов к организации и реализации учебного процесса. Хорошо освоенные ими методики ведения уроков в знаниевой парадигме перестали удовлетворять требованиям к уровню теоретической и практической подготовки современных школьников по всем, без исключения, учебным дисциплинам. Начав работу с ФГОС, учителя обнаружили принципиально новый для себя компонент результативности учебной и обучающей деятельности субъектов образовательного процесса - метапредметные результаты образовательной деятельности, достижение которых следует осуществлять через установление межпредметных связей.
Метапредметный подход в школьном образовании давно стал традиционным. Однако сам факт того, что метапредметным результатам образовательной деятельности стало присваиваться приоритетное значение, обнаружил наличие ярко выраженного противоречия между пониманием сущности и методики метапредметных связей в образовательной деятельности и несформированностью в профессиональном педагогическом сознании модели достижения метапредметных результатов в условиях 3
обычного, повседневного педагогического процесса.
Попытки найти решение проблемы выполнения метапредметных требований ФГОС привели к тому, что учителя-практики, не готовые к смене методических подходов, сконцентрировали свои усилия на разработке разнообразных элективных курсов и программ подготовки «продвинутого» уровня, то есть вывели решение этой проблемы из плоскости общеобразовательной деятельности школьников на уроках в плоскость внеурочной деятельности, что искажает саму суть метапредметности в современном школьном образовании.
Такой маневр особенно часто стали использовать преподаватели дисциплин естественнонаучного цикла, ведь к данной образовательной области новые ФГОС предъявляют особые требования, а именно: формирование у школьника в процессе обучения полноценного естественнонаучного мышления, целостной естественнонаучной картины мира с пониманием сути её составляющих и взаимосвязей между ними.
Разворот в сторону достижения метапредметных результатов образовательной деятельности через элективные курсы и иные формы внеурочной деятельности школьников, несомненно, позволил многим учителям продемонстрировать хорошие результаты. Однако это не позволило разрешить обозначенное выше противоречие. Более того, достижение метапредметности стало результатом «не для всех», а только для тех, кто посещает элективные курсы и иные внеучебные занятия по физике, химии, биологии, что прямо противоречит требованиям ФГОС.
Наличие вышеуказанного противоречия обусловило выбор темы исследования и её актуальность.
Степень научной разработанности. На общетеоретическом уровне проблема метапредметности разрабатывалась многими учёными в различных областях естественнонаучного и гуманитарного знания. Среди фундаментальных исследований, посвящённых категории метапредметности, можно назвать труды Н.В. Громыко, В.И. Постоваловой, А.В. Хуторского.
Возможности реализации цикла научного познания в ходе изучения школьниками общеобразовательного курса физики описываются в работах В.Г. Разумовского, Н.И. Нурминского.
Сравнительный анализ процессов научного и учебного познания с установлением их сходств и различий, а также разработкой рекомендаций по планированию уроков с их учётом был осуществлён Г.М. Голиным и С.А. Шапоринским.
Вопросам освоения методологии научного познания в процессе изучения школьного курса физики посвящены труды В.Н. Мощанский, Н.В. Шаронова, И.В. Кузнецов.
Поиском вариантов решения проблемы формирования системы знаний при обучении физике занимались Н.Е. Важеевская, Н.В. Кочергина, Н.С. Пурышева.
Возможности и необходимость использования естественнонаучного метода эксперимента для формирования базовых, универсальных теоретических понятий в процессе развивающего обучения убедительно доказаны Т.Н. Шамало.
В разное время межпредметные связи изучались У. Байером, Г.И. Батуриной, Р.А. Блохиной, Н.И. Горбачевой, И.Д. Зверевым, П.Г. Кулагиным и другими исследователями. Межпредметным связям физики и химии посвящены труды Л.В. Загрековой, В.Р. Ильченко, Д.М.Кирюшкина, Е.Е. Минченкова.
Проанализировав опыт отечественных ученых по обогащению содержания школьного курса физики межпредметными связями физики и химии, мы приходим к выводу о том, что вопросы реализации метапредметного подхода при изучении дисциплин естественнонаучного цикла рассматриваются современными учёными достаточно активно, однако проблема достижения метапредметных результатов образовательной деятельности на материале нескольких предметов представляет собой слабо разработанную область теоретических и прикладных исследований. В частности, не определена база для метапредметного обучения, способы согласования материала по физике и химии; не разработаны обобщённые схемы действий, которые можно применить для организации освоения естественнонаучного понятийного аппарата и естественнонаучных методов познания на материале двух учебных дисциплин; в недостаточной степени определены формы обучения, методы и методические приёмы, позволяющие эффективно осуществлять метапредметный подход в обучении физике на уроках на основе межпредметных связей физики и химии.
Проблема настоящего исследования заключается в поиске ответа на вопрос о том, каким должен быть методический подход к организации изучения школьниками общеобразовательного курса физики, планированию его содержания в контексте межпредметных связей с курсом химии, чтобы сделать возможным достижение метапредметных результатов образовательной деятельности, предусмотренных ФГОС...
Подведя черту под целым пластом концептуальных, организационно-методических и содержательных преобразований, ФГОС нового поколения одновременно стали отправной точкой новой волны реформ, теперь уже разворачивающихся на уровне отдельных школ, педагогических коллективов, отдельно взятых учителей. И это тоже закономерность, ведь школьные учителя оказались в ситуации объективной необходимости пересмотра привычных для них подходов к организации и реализации учебного процесса. Хорошо освоенные ими методики ведения уроков в знаниевой парадигме перестали удовлетворять требованиям к уровню теоретической и практической подготовки современных школьников по всем, без исключения, учебным дисциплинам. Начав работу с ФГОС, учителя обнаружили принципиально новый для себя компонент результативности учебной и обучающей деятельности субъектов образовательного процесса - метапредметные результаты образовательной деятельности, достижение которых следует осуществлять через установление межпредметных связей.
Метапредметный подход в школьном образовании давно стал традиционным. Однако сам факт того, что метапредметным результатам образовательной деятельности стало присваиваться приоритетное значение, обнаружил наличие ярко выраженного противоречия между пониманием сущности и методики метапредметных связей в образовательной деятельности и несформированностью в профессиональном педагогическом сознании модели достижения метапредметных результатов в условиях 3
обычного, повседневного педагогического процесса.
Попытки найти решение проблемы выполнения метапредметных требований ФГОС привели к тому, что учителя-практики, не готовые к смене методических подходов, сконцентрировали свои усилия на разработке разнообразных элективных курсов и программ подготовки «продвинутого» уровня, то есть вывели решение этой проблемы из плоскости общеобразовательной деятельности школьников на уроках в плоскость внеурочной деятельности, что искажает саму суть метапредметности в современном школьном образовании.
Такой маневр особенно часто стали использовать преподаватели дисциплин естественнонаучного цикла, ведь к данной образовательной области новые ФГОС предъявляют особые требования, а именно: формирование у школьника в процессе обучения полноценного естественнонаучного мышления, целостной естественнонаучной картины мира с пониманием сути её составляющих и взаимосвязей между ними.
Разворот в сторону достижения метапредметных результатов образовательной деятельности через элективные курсы и иные формы внеурочной деятельности школьников, несомненно, позволил многим учителям продемонстрировать хорошие результаты. Однако это не позволило разрешить обозначенное выше противоречие. Более того, достижение метапредметности стало результатом «не для всех», а только для тех, кто посещает элективные курсы и иные внеучебные занятия по физике, химии, биологии, что прямо противоречит требованиям ФГОС.
Наличие вышеуказанного противоречия обусловило выбор темы исследования и её актуальность.
Степень научной разработанности. На общетеоретическом уровне проблема метапредметности разрабатывалась многими учёными в различных областях естественнонаучного и гуманитарного знания. Среди фундаментальных исследований, посвящённых категории метапредметности, можно назвать труды Н.В. Громыко, В.И. Постоваловой, А.В. Хуторского.
Возможности реализации цикла научного познания в ходе изучения школьниками общеобразовательного курса физики описываются в работах В.Г. Разумовского, Н.И. Нурминского.
Сравнительный анализ процессов научного и учебного познания с установлением их сходств и различий, а также разработкой рекомендаций по планированию уроков с их учётом был осуществлён Г.М. Голиным и С.А. Шапоринским.
Вопросам освоения методологии научного познания в процессе изучения школьного курса физики посвящены труды В.Н. Мощанский, Н.В. Шаронова, И.В. Кузнецов.
Поиском вариантов решения проблемы формирования системы знаний при обучении физике занимались Н.Е. Важеевская, Н.В. Кочергина, Н.С. Пурышева.
Возможности и необходимость использования естественнонаучного метода эксперимента для формирования базовых, универсальных теоретических понятий в процессе развивающего обучения убедительно доказаны Т.Н. Шамало.
В разное время межпредметные связи изучались У. Байером, Г.И. Батуриной, Р.А. Блохиной, Н.И. Горбачевой, И.Д. Зверевым, П.Г. Кулагиным и другими исследователями. Межпредметным связям физики и химии посвящены труды Л.В. Загрековой, В.Р. Ильченко, Д.М.Кирюшкина, Е.Е. Минченкова.
Проанализировав опыт отечественных ученых по обогащению содержания школьного курса физики межпредметными связями физики и химии, мы приходим к выводу о том, что вопросы реализации метапредметного подхода при изучении дисциплин естественнонаучного цикла рассматриваются современными учёными достаточно активно, однако проблема достижения метапредметных результатов образовательной деятельности на материале нескольких предметов представляет собой слабо разработанную область теоретических и прикладных исследований. В частности, не определена база для метапредметного обучения, способы согласования материала по физике и химии; не разработаны обобщённые схемы действий, которые можно применить для организации освоения естественнонаучного понятийного аппарата и естественнонаучных методов познания на материале двух учебных дисциплин; в недостаточной степени определены формы обучения, методы и методические приёмы, позволяющие эффективно осуществлять метапредметный подход в обучении физике на уроках на основе межпредметных связей физики и химии.
Проблема настоящего исследования заключается в поиске ответа на вопрос о том, каким должен быть методический подход к организации изучения школьниками общеобразовательного курса физики, планированию его содержания в контексте межпредметных связей с курсом химии, чтобы сделать возможным достижение метапредметных результатов образовательной деятельности, предусмотренных ФГОС...
Проблема, послужившая отправной точкой планирования и проведения исследования по теме «Методика реализации метапредметных требований в школьном курсе физики», заключается в том, что в методике преподавания физики в основной общеобразовательной школе до настоящего времени не разработаны методические подходы к организации изучения школьниками общеобразовательного курса физики, планированию его содержания в контексте межпредметных связей с курсом химии в целях достижения заданными ФГОС нового поколения требованиями к метапредметным результатам образовательной деятельности современных школьников.
В качестве объекта исследования выступил процесс обучения учащихся основной школы.
Предметом исследования стал процесс формирования у учащихся основной школы универсальных учебных действий и методов познания на основе межпредметных связей физики и химии.
Цель исследования заключалась в формировании у учащихся основной школы универсальных учебных действий, через формирование
естественнонаучных понятий на основе межпредметных связей физики и химии.
В ходе исследовательской деятельности были достигнуты следующие результаты:
1) Изучены теоретические аспекты реализации межпредметных связей в современном школьном образовании;
2) Проанализированы современные подходы к рассмотрению
сущности и предназначения метапредметных требований;
3) Всесторонне рассмотрены метапредметные результаты
образовательной деятельности как компонент метапредметной стратегии преподавания дисциплин естественнонаучного цикла;
4) Проведён анализ УМК по физике (А.Е. Гуревич; Ю.И. Дик, Г.Г. Никифоров, В.А. Орлов, В.Г. Разумовский, В.Ф. Шилов; Ю.И. Дик, А.А. Пинский, В.Г. Разумовский; Е.М. Гутник, А.М. Перышкин; Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская, В.М. Чаругин) и химии (О. С. Габриелян; Л. С. Гузей, Р.П. Суровцева; В.В. Еремин, А.А. Дроздов, В.В. Лунин, Н.Е. Кузнецова; Н.С. Ахметов) для 8-9 классов на предмет выявления потенциальных возможностей установления межпредметных связей школьного курса физики с общеобразовательным курсом химии на уровне понятийного аппарата и методологии естественнонаучного исследования;
5) Изучен опыт отечественных педагогов по обогащению содержания школьного курса физики метапредметными связями физики и химии;
6) Определены педагогические условия разработки и внедрения программы реализации межпредметных связей физики и химии в школьном курсе физики;
7) Разработана модель образовательного процесса в школьном курсе физики с учётом метапредметных требований;
8) Проведён педагогический эксперимент по апробации
разработанного методического подхода к реализации метапредметных требований в школьном курсе физики.
Проектирование методического подхода к обучению школьников физике на основе межпредметных связей этой учебной дисциплины с химией в целях достижения заданных ФГОС требований к метапредметным результатам осуществлялось на принципе отказа от использования внеурочных форм организации деятельности учащихся и концентрации внимания на процессе освоения школьниками общеобразовательных программ по физике в обычном режиме.
Педагогический эксперимент осуществлялся на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Преображенская средняя общеобразовательная школа» в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
На констатирующем этапе при помощи специальных тестов и заданий мы оценили актуальный уровень сформированности у учащихся 8-х и 9-х классов естественнонаучных понятий и методов естественнонаучного познания, которые накапливались и развивались в 5-7 классах.
На этапе формирующего эксперимента осуществлялась апробация предложенной нами модели обучения учащихся 8-9-х классов физике на основе межпредметных связей со школьным курсом химии.
На контрольном этапе с использованием того же диагностического инструментария было проведено повторное исследование уровней сформированности естественнонаучного понятийного аппарата и методологической подготовки учащихся.
В ходе педагогического эксперимента выдвинутая гипотеза нашла своё подтверждение, а именно: формирование у учащихся основной школы универсальных учебных действий и методов познания на основе единого межпредметного подхода с поэтапным формированием общих
методологических понятий, соответствующих универсальных
естественнонаучных категорий и учебных приёмов на уроках физики позволит улучшить метапредметные результаты их обучения.
В качестве объекта исследования выступил процесс обучения учащихся основной школы.
Предметом исследования стал процесс формирования у учащихся основной школы универсальных учебных действий и методов познания на основе межпредметных связей физики и химии.
Цель исследования заключалась в формировании у учащихся основной школы универсальных учебных действий, через формирование
естественнонаучных понятий на основе межпредметных связей физики и химии.
В ходе исследовательской деятельности были достигнуты следующие результаты:
1) Изучены теоретические аспекты реализации межпредметных связей в современном школьном образовании;
2) Проанализированы современные подходы к рассмотрению
сущности и предназначения метапредметных требований;
3) Всесторонне рассмотрены метапредметные результаты
образовательной деятельности как компонент метапредметной стратегии преподавания дисциплин естественнонаучного цикла;
4) Проведён анализ УМК по физике (А.Е. Гуревич; Ю.И. Дик, Г.Г. Никифоров, В.А. Орлов, В.Г. Разумовский, В.Ф. Шилов; Ю.И. Дик, А.А. Пинский, В.Г. Разумовский; Е.М. Гутник, А.М. Перышкин; Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская, В.М. Чаругин) и химии (О. С. Габриелян; Л. С. Гузей, Р.П. Суровцева; В.В. Еремин, А.А. Дроздов, В.В. Лунин, Н.Е. Кузнецова; Н.С. Ахметов) для 8-9 классов на предмет выявления потенциальных возможностей установления межпредметных связей школьного курса физики с общеобразовательным курсом химии на уровне понятийного аппарата и методологии естественнонаучного исследования;
5) Изучен опыт отечественных педагогов по обогащению содержания школьного курса физики метапредметными связями физики и химии;
6) Определены педагогические условия разработки и внедрения программы реализации межпредметных связей физики и химии в школьном курсе физики;
7) Разработана модель образовательного процесса в школьном курсе физики с учётом метапредметных требований;
8) Проведён педагогический эксперимент по апробации
разработанного методического подхода к реализации метапредметных требований в школьном курсе физики.
Проектирование методического подхода к обучению школьников физике на основе межпредметных связей этой учебной дисциплины с химией в целях достижения заданных ФГОС требований к метапредметным результатам осуществлялось на принципе отказа от использования внеурочных форм организации деятельности учащихся и концентрации внимания на процессе освоения школьниками общеобразовательных программ по физике в обычном режиме.
Педагогический эксперимент осуществлялся на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Преображенская средняя общеобразовательная школа» в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
На констатирующем этапе при помощи специальных тестов и заданий мы оценили актуальный уровень сформированности у учащихся 8-х и 9-х классов естественнонаучных понятий и методов естественнонаучного познания, которые накапливались и развивались в 5-7 классах.
На этапе формирующего эксперимента осуществлялась апробация предложенной нами модели обучения учащихся 8-9-х классов физике на основе межпредметных связей со школьным курсом химии.
На контрольном этапе с использованием того же диагностического инструментария было проведено повторное исследование уровней сформированности естественнонаучного понятийного аппарата и методологической подготовки учащихся.
В ходе педагогического эксперимента выдвинутая гипотеза нашла своё подтверждение, а именно: формирование у учащихся основной школы универсальных учебных действий и методов познания на основе единого межпредметного подхода с поэтапным формированием общих
методологических понятий, соответствующих универсальных
естественнонаучных категорий и учебных приёмов на уроках физики позволит улучшить метапредметные результаты их обучения.
Подобные работы
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИКО-БИОГРАФИЧЕСКИХ СВЕДЕНИЙ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ФИЗИКИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ СВЯЗЕЙ НА УРОКАХ ФИЗИКИ В 7 - 9 КЛАССАХ
Дипломные работы, ВКР, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Опорные конспекты по астрономии как средство достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2019 - ФИЗИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКАМИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ПРИНЦИПЫ ЭКОЛОГО-ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ РОССИИ» (8 КЛАСС)
Магистерская диссертация, география. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2018 - МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНОЙ
ИНТЕГРАЦИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ И ФИЗИКИ В СТАРШИХ
КЛАССАХ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
СРЕДСТВАМИ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ МЕЖПРЕДМЕТНОГО СОДЕРЖАНИЯ
(ФИЗИКА И ЛИТЕРАТУРА) В 7-9 КЛАССАХ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2020 - Педагогическое образование к организации проектной деятельности школьников при обучении физике
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2019 - ОЛИМПИАДЫ ПО ФИЗИКЕ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2016



