Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ УЧЕБНЫХ ЭКСКУРСИЙ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 КЛАССА В Г. КРАСНОЯРСКЕ

Работа №156615

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

география

Объем работы64
Год сдачи2022
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКИХ УЧЕБНЫХ ЭКСКУРСИЙ У УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССОВ 8
1.1. Учебные экскурсии в школах: понятие, виды, значение, типология и их роль в процессе
обучения 8
1.2. Особенности организации геоэкологических экскурсий в общеобразовательном учреждении:
методические рекомендации и этапы их подготовки 15
1.3. Основы безопасности жизнедеятельности учащихся при проведении геоэкологических
экскурсий 21
Выводы по главе 1 27
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСКУРСИИ В ПРАКТИКЕ ШКОЛЬНОГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО
ОБУЧЕНИЯ 29
2.1. Проведение геоэкологической экскурсии для учащихся 8 класса в практике школьного
обучения 29
2.2. Методика комплексного изучения природно-хозяйственных объектов на геоэкологических
экскурсиях по географии в г. Красноярск: построение маршрута (карты) и характеристика исследуемой территории 33
2.3. Экскурсия по школьной экологической тропе г. Красноярска: описание практической работы
учащихся в ходе проведения геоэкологической экскурсии 37
Выводы по главе 2 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ 53

Актуальность выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что в условиях реформирования содержания школьного образования учитель, в первую очередь, призван обеспечить гармоничное и всестороннее развитие и воспитание личности путем формирования желания и умения учиться.
Актуальной эта проблема является особенно для младших и средних школьников, для которых характерна новая социальная ситуация развития и новый ведущий вид деятельности - учебный. В связи с этим в психолого-педагогической науке приобрели актуальность исследований, направленных на развитие познавательных интересов детей школьного возраста, которые, в первую очередь, выступают движущей силой в будущей учебной деятельности.
В этой связи за последние годы проходящие реформы в общеобразовательной школе (например, цифровизация и стандартизация образования, трансформация существующей системы оценки образовательных результатов) нацеливают педагогическую науку и школьную практику на осуществление интеграции теоретических знаний и углубления взаимоотношений обучения с жизнью.
Именно поэтому сущность учебного процесса по географии как одного из компонентов обучения географии и составляющие этого процесса заключается в содержании учебного материала по предмету, в дидактических инструментах обучения географии, а также в контроле и коррекции знаний учащихся. Составы дидактических инструментов обучения в географии и выражаются в форме организации учебно-познавательной деятельности учеников и в проведении практически значимых уроков.
Это особо важно при изучении окружающей среды и природных явлений (процессов), поэтому геоэкологические учебные экскурсии в географии являются важным и эффективным средством повышения качества учебно-воспитательного процесса, а их проведение так же обязательно для учителя, как и проведение самого урока.
Очевидно, что учебные экскурсии по географии играют огромную роль в преподавании географии в школе, так как обеспечивают высшую форму наглядности в обучении.
Приобретаемые на учебной геоэкологической экскурсии знания имеют огромное значение: с одной стороны, это знание географических особенностей тех или иных объектов и явлений, с другой стороны - они служат примером для познания определенным классом объектов и явлений, т.е. являются источником для образования общих понятий.
На экскурсии в природу учащиеся знакомятся с ее особенностями и вместе с тем на примере определенной местности познают общие, свойственные природе закономерности. Такого рода экскурсии не только содействуют изучению учащимися своего края и созданию у них запаса общих представлений и понятий, но и развивают также наблюдательность, любознательность, пробуждают интерес к окружающей среде, к хозяйственной жизни страны, а, следовательно, и к физической и экономической географии.
Вовремя геоэкологических экскурсий происходит накопление у школьников образных и содержательных представлений о природных и хозяйственных объектах и явлениях, что служит основой для формирования физико-географических и экономико-географических понятий...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В непрерывном процессе географического образования одно из главных мест принадлежит средней школе, в которой школьники закрепляют знания о целостной картине мира, формируется тем самым исследовательское, нравственно-эстетическое отношение к природной.
В ходе настоящего исследования было выявлено, что основная цель географического и геоэкологического образования на уроках географии для обучающихся заключается в воспитании основ экологической культуры личности. Первичные элементы экологической культуры формируются, прежде всего, основываясь на взаимодействии учащихся под руководством самого учителя географии.
Анализ деятельности учащихся 8 класса показал, что геоэкологическое образование учащихся средних классов предполагает формирование нескольких видов отношений к окружающей социальной, природной среде: познавательно-исследовательское, нравственно-эстетическое, деятельностно¬практическое.
Для достижения поставленной цели педагог в образовательной деятельности (в том числе и при проведении экологической экскурсии) использует различные формы обучения. Наиболее эффективной формой работы по формированию правильного отношения школьников к природе является урок-экскурсия.
Воспитательно-образовательное значение геоэкологической экскурсии на уроках географии заключается в том, что обучающийся находится в тесном контакте с окружающей природой, а сама экскурсия способствует накоплению наглядных представлений и жизненных фактов, обогащению чувственного опыта обучающихся, тем самым помогая установить связь между теорией и практикой, связь школьного образования с жизнью.
С помощью экскурсии решаются задачи экологического воспитания, развивается чувство ответственности за сохранение природных богатств родного края.
Считаем, что с целью повышения уровня геоэкологической образованности у школьников основной школы в тематические планирования уроков географии необходимо включать различные природоведческие, экологические и другие виды экскурсий.
Это подтверждается тем, что во время проведения практической части исследования, а именно проведения экологической экскурсии «Природа и человек» для учащихся 8 класса в Национальный парк «Красноярские Столбы» учащиеся продемонстрировали несложные правила поведения в окружающей природной среде, закрепили полученные на уроках географии знания в процессе выполнения ими практической работы.
Полагаем, что с целью расширения географических знаний учащихся образовательных учреждений, их представлений о «эколого-географическом» пространстве, знакомства учащихся с историей местности родного края, а также воспитания бережного отношения к природной среде и следует организовывать проведение экологических экскурсий.
Таким образом, сформулированные задачи исследования в рамках выпускной квалифицированной работы решены, цель достигнута.



1. Алексашина И.Ю. Концепция учебного предмета «Естествознание» // Естествознание как учебный предмет. Материалы научно-практической конференции «Учебный предмет «Естествознание»: История, теория, практика». - СПб.: СПбГУПМ, 2000. 80 с.
2. Алексеев С.В., Рипачева Е.А. Отечественный и зарубежный опыт формирования экологической культуры населения // Экология и образование. 2006 г. № 1-2 С. 18-25.
3. Андриенко О.А. Общие основы педагогики: учебно-методическое пособие / О. А. Андриенко; под редакцией А. Ю. Швацкого. 2-е изд., стер. — Москва: ФЛИНТА, 2020. 89 с.
4. Балюк Н.А. Экскурсоведение для вузов / Н. А. Балюк. 3-е изд., перераб. и доп. Москва: Издательство Юрайт, 2021. 235 с. (Высшее образование). ISBN 978-5-534-12454-5.
5. Беловолова Е.А. Методика реализации практической направленности обучения географии в современной школе / Е. А. Беловолова Москва: Прометей, 2018. 144 с.
6. Бурлакова Г.В. Экскурсия как средство внеурочной деятельности: единство формы и содержания // Концепт. 2014. № 11. С. 1-6.
7. Гайсин И.Т., Фазылзянова И.И. Формирование эколого¬
географической культуры старшеклассников на основе интеграции историкообществоведческого и географического образования // Russian Journal of Education and Psychology. 2011. №3. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-ekologo-geograficheskoy-kultury- starsheklassnikov-na-osnove-integratsii-istorikoobschestvovedcheskogo-i (дата обращения: 15.05.2022).
8. Данильченко О.А. Методика организации и подготовка экологических экскурсий, 2016. https://ped-kopilka.ru/blogs/oksana-anatolevna- danilchenko/metodika-organizaci-i-podgotovka-yekologicheskih-yekskursii.html.
9. Данюшенков В.С. Проблемы современного образования и возможности его улучшения // Вестник ВятГУ. 2013. №4-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-sovremennogo-obrazovaniya-i- vozmozhnosti-ego-uluchsheniya (дата обращения: 08.05.2022).
10. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1996. 480 с.
11. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И., Клюев Н.Н. География. 8 класс. Учебник. 2018, с. 344. ISBN: 978-5-533-00933-1.
12. Емельянов Б.В. Экскурсоведение. М.: Советский спорт, 2007. 216 с.
13. Ермолович М.М. Методика преподавания географических и экологических дисциплин. Практикум [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / М.М. Ермолович. - Минск: БГУ, 2021. - 1 электрон. опт. Диск (CD- ROM). ISBN 978-985-881-025-2.
14. Жиров А. И. Прикладная экология. В 2 т. Том 1: учебник для вузов / А. И. Жиров, В. В. Дмитриев, А. Н. Ласточкин; под редакцией А. И. Жирова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт,
2020. — 355 с.
15. Зимина О.А. Типология школьных экскурсий // Научный журнал КубГАУ. 2006. № 21. С. 1-7...52


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ