ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКИХ УЧЕБНЫХ ЭКСКУРСИЙ У УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССОВ 8
1.1. Учебные экскурсии в школах: понятие, виды, значение, типология и их роль в процессе
обучения 8
1.2. Особенности организации геоэкологических экскурсий в общеобразовательном учреждении:
методические рекомендации и этапы их подготовки 15
1.3. Основы безопасности жизнедеятельности учащихся при проведении геоэкологических
экскурсий 21
Выводы по главе 1 27
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСКУРСИИ В ПРАКТИКЕ ШКОЛЬНОГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО
ОБУЧЕНИЯ 29
2.1. Проведение геоэкологической экскурсии для учащихся 8 класса в практике школьного
обучения 29
2.2. Методика комплексного изучения природно-хозяйственных объектов на геоэкологических
экскурсиях по географии в г. Красноярск: построение маршрута (карты) и характеристика исследуемой территории 33
2.3. Экскурсия по школьной экологической тропе г. Красноярска: описание практической работы
учащихся в ходе проведения геоэкологической экскурсии 37
Выводы по главе 2 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ 53
Актуальность выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что в условиях реформирования содержания школьного образования учитель, в первую очередь, призван обеспечить гармоничное и всестороннее развитие и воспитание личности путем формирования желания и умения учиться.
Актуальной эта проблема является особенно для младших и средних школьников, для которых характерна новая социальная ситуация развития и новый ведущий вид деятельности - учебный. В связи с этим в психолого-педагогической науке приобрели актуальность исследований, направленных на развитие познавательных интересов детей школьного возраста, которые, в первую очередь, выступают движущей силой в будущей учебной деятельности.
В этой связи за последние годы проходящие реформы в общеобразовательной школе (например, цифровизация и стандартизация образования, трансформация существующей системы оценки образовательных результатов) нацеливают педагогическую науку и школьную практику на осуществление интеграции теоретических знаний и углубления взаимоотношений обучения с жизнью.
Именно поэтому сущность учебного процесса по географии как одного из компонентов обучения географии и составляющие этого процесса заключается в содержании учебного материала по предмету, в дидактических инструментах обучения географии, а также в контроле и коррекции знаний учащихся. Составы дидактических инструментов обучения в географии и выражаются в форме организации учебно-познавательной деятельности учеников и в проведении практически значимых уроков.
Это особо важно при изучении окружающей среды и природных явлений (процессов), поэтому геоэкологические учебные экскурсии в географии являются важным и эффективным средством повышения качества учебно-воспитательного процесса, а их проведение так же обязательно для учителя, как и проведение самого урока.
Очевидно, что учебные экскурсии по географии играют огромную роль в преподавании географии в школе, так как обеспечивают высшую форму наглядности в обучении.
Приобретаемые на учебной геоэкологической экскурсии знания имеют огромное значение: с одной стороны, это знание географических особенностей тех или иных объектов и явлений, с другой стороны - они служат примером для познания определенным классом объектов и явлений, т.е. являются источником для образования общих понятий.
На экскурсии в природу учащиеся знакомятся с ее особенностями и вместе с тем на примере определенной местности познают общие, свойственные природе закономерности. Такого рода экскурсии не только содействуют изучению учащимися своего края и созданию у них запаса общих представлений и понятий, но и развивают также наблюдательность, любознательность, пробуждают интерес к окружающей среде, к хозяйственной жизни страны, а, следовательно, и к физической и экономической географии.
Вовремя геоэкологических экскурсий происходит накопление у школьников образных и содержательных представлений о природных и хозяйственных объектах и явлениях, что служит основой для формирования физико-географических и экономико-географических понятий...
В непрерывном процессе географического образования одно из главных мест принадлежит средней школе, в которой школьники закрепляют знания о целостной картине мира, формируется тем самым исследовательское, нравственно-эстетическое отношение к природной.
В ходе настоящего исследования было выявлено, что основная цель географического и геоэкологического образования на уроках географии для обучающихся заключается в воспитании основ экологической культуры личности. Первичные элементы экологической культуры формируются, прежде всего, основываясь на взаимодействии учащихся под руководством самого учителя географии.
Анализ деятельности учащихся 8 класса показал, что геоэкологическое образование учащихся средних классов предполагает формирование нескольких видов отношений к окружающей социальной, природной среде: познавательно-исследовательское, нравственно-эстетическое, деятельностно¬практическое.
Для достижения поставленной цели педагог в образовательной деятельности (в том числе и при проведении экологической экскурсии) использует различные формы обучения. Наиболее эффективной формой работы по формированию правильного отношения школьников к природе является урок-экскурсия.
Воспитательно-образовательное значение геоэкологической экскурсии на уроках географии заключается в том, что обучающийся находится в тесном контакте с окружающей природой, а сама экскурсия способствует накоплению наглядных представлений и жизненных фактов, обогащению чувственного опыта обучающихся, тем самым помогая установить связь между теорией и практикой, связь школьного образования с жизнью.
С помощью экскурсии решаются задачи экологического воспитания, развивается чувство ответственности за сохранение природных богатств родного края.
Считаем, что с целью повышения уровня геоэкологической образованности у школьников основной школы в тематические планирования уроков географии необходимо включать различные природоведческие, экологические и другие виды экскурсий.
Это подтверждается тем, что во время проведения практической части исследования, а именно проведения экологической экскурсии «Природа и человек» для учащихся 8 класса в Национальный парк «Красноярские Столбы» учащиеся продемонстрировали несложные правила поведения в окружающей природной среде, закрепили полученные на уроках географии знания в процессе выполнения ими практической работы.
Полагаем, что с целью расширения географических знаний учащихся образовательных учреждений, их представлений о «эколого-географическом» пространстве, знакомства учащихся с историей местности родного края, а также воспитания бережного отношения к природной среде и следует организовывать проведение экологических экскурсий.
Таким образом, сформулированные задачи исследования в рамках выпускной квалифицированной работы решены, цель достигнута.
1. Алексашина И.Ю. Концепция учебного предмета «Естествознание» // Естествознание как учебный предмет. Материалы научно-практической конференции «Учебный предмет «Естествознание»: История, теория, практика». - СПб.: СПбГУПМ, 2000. 80 с.
2. Алексеев С.В., Рипачева Е.А. Отечественный и зарубежный опыт формирования экологической культуры населения // Экология и образование. 2006 г. № 1-2 С. 18-25.
3. Андриенко О.А. Общие основы педагогики: учебно-методическое пособие / О. А. Андриенко; под редакцией А. Ю. Швацкого. 2-е изд., стер. — Москва: ФЛИНТА, 2020. 89 с.
4. Балюк Н.А. Экскурсоведение для вузов / Н. А. Балюк. 3-е изд., перераб. и доп. Москва: Издательство Юрайт, 2021. 235 с. (Высшее образование). ISBN 978-5-534-12454-5.
5. Беловолова Е.А. Методика реализации практической направленности обучения географии в современной школе / Е. А. Беловолова Москва: Прометей, 2018. 144 с.
6. Бурлакова Г.В. Экскурсия как средство внеурочной деятельности: единство формы и содержания // Концепт. 2014. № 11. С. 1-6.
7. Гайсин И.Т., Фазылзянова И.И. Формирование эколого¬
географической культуры старшеклассников на основе интеграции историкообществоведческого и географического образования // Russian Journal of Education and Psychology. 2011. №3. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-ekologo-geograficheskoy-kultury- starsheklassnikov-na-osnove-integratsii-istorikoobschestvovedcheskogo-i (дата обращения: 15.05.2022).
8. Данильченко О.А. Методика организации и подготовка экологических экскурсий, 2016. https://ped-kopilka.ru/blogs/oksana-anatolevna- danilchenko/metodika-organizaci-i-podgotovka-yekologicheskih-yekskursii.html.
9. Данюшенков В.С. Проблемы современного образования и возможности его улучшения // Вестник ВятГУ. 2013. №4-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-sovremennogo-obrazovaniya-i- vozmozhnosti-ego-uluchsheniya (дата обращения: 08.05.2022).
10. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1996. 480 с.
11. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И., Клюев Н.Н. География. 8 класс. Учебник. 2018, с. 344. ISBN: 978-5-533-00933-1.
12. Емельянов Б.В. Экскурсоведение. М.: Советский спорт, 2007. 216 с.
13. Ермолович М.М. Методика преподавания географических и экологических дисциплин. Практикум [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / М.М. Ермолович. - Минск: БГУ, 2021. - 1 электрон. опт. Диск (CD- ROM). ISBN 978-985-881-025-2.
14. Жиров А. И. Прикладная экология. В 2 т. Том 1: учебник для вузов / А. И. Жиров, В. В. Дмитриев, А. Н. Ласточкин; под редакцией А. И. Жирова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт,
2020. — 355 с.
15. Зимина О.А. Типология школьных экскурсий // Научный журнал КубГАУ. 2006. № 21. С. 1-7...52