Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Методическое обеспечение коррекции интонационных нарушений у старших дошкольников со стертой дизартрией

Работа №156613

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы112
Год сдачи2021
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретическое обоснование проекта «Методическое обеспечение коррекции интонационных нарушений у старших дошкольников со стертой дизартрией» 8
1.1. Понятие интонации и интонационное оформление речи в психолого -
педагогической и логопедической литературе 8
1.2. Современное состояние проблемы коррекции интонационных нарушений
речи в онтогенезе 15
1.3. Проблемы дошкольников со стертой дизартрией в интонационном
оформлении речевого высказывания 18
1.4. Обзор диагностических и коррекционных методик интонационных
нарушений в трудах ученых 22
Вывод по главе 1 25
Глава II. Описание проекта «Методическое обеспечение коррекции интонационных нарушений у старших дошкольников со стертой
дизартрией» 27
2.1. План реализации проекта 27
2.2. Описание проекта 30
2.3. Предпроектное исследование 31
2.4. Содержание коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений интонационной стороны речи у старших дошкольников со
стертой дизартрией 47
Вывод по главе II 51
Заключение 54
Список используемых источников 57
Приложения 64


Актуальность. Концепция государственной политики в Российской Федерации в области образования одной из проблем рассматривает разностороннее, в том числе речевое развитие детей, их креативных возможностей, личностную самореализацию. Проблема становления детской речи является одной из актуальных проблем в логопедии, что обусловлено исключительной важностью речи в жизни человека. Общеизвестно, что общение играет исключительную роль в формировании личности ребенка (М.И. Лисина).
К сожалению, в настоящее время увеличивается количество детей, поступающих в общеобразовательные учреждения с различными речевыми нарушениями, среди которых выявляется значительное число детей со стертой дизартрией, испытывающих трудности интонационного оформления высказывания. Данная форма нарушения является сложным речевым нарушением, в результате которого нарушаются просодические компоненты речевой функциональной системы из-за незначительного органического поражения головного мозга ребенка. Указанные нарушения приводят к трудностям адаптации в современном образовательном пространстве и в обществе, вызывая сложности коммуникативного характера . Критерием успешности любого индивида является сформированность коммуникативной деятельности. Голос является одним из инструментов, с помощью которого можно выразить эмоциональное состояние, обеспечить процесс общения. Следовательно, голос является операционно-техническим средством коммуникации.
У дошкольников с дизартрией нарушаются базовые компоненты коммуникации на что указывают в своих работах такие ученые как Е.С. Алмазова, Е.Ф. Архипова, Г.В. Бабина, Л.С. Волкова, Т.В. Волосовец, Е.Н. Винарская, О.Е. Грибова, Г.В. Дедюхина, М.В. Ипполитова, И.Б. Карелина, Е.В. Кириллова, И.И. Мамайчук, Е.М. Мастюкова, О.Г. Приходько, Ю.А. Разенкова, Е.Ю. Румянцева, Л.Б. Халилова, Г.В. Чиркина, Н.М. Фатеева, Е.А. Чубенко, М.А. Посохова, О.А. Шанаурина и др. В структуре речевого дефекта при дизартрии лежат нарушения произношения и просодических компонентов речи, на которые указывали ряд авторов в своих исследованиях, а именно Г.В. Гуровец, С.В. Копылова, Е.А. Ларина, Л.В. Лопатина, Р.И. Мартынова, Л.А. Позднякова, Н.В. Серебрякова и др. [59;25;28;30;34;31;32].
Важным направлением деятельности в логопедической работе является развитие интонационной стороны речи у детей со стертой дизартрией, недоразвитие которой приводит к трудностям обучения уже в школе, а именно трудностям овладения письмом и чтением [19].
Данное направление работы изучено недостаточно. Существуют научные исследования в области звукопроизношения и слоговой структуры слов, в области лексико-грамматического строя речи, процессов фонематического восприятия и звукового анализа (Г.А. Каше, Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова и многих других), но, интонация, относящаяся к фонологическим средствам языка, связанная с речевым слухом не подвергалась тщательному анализу.
Психолингвистические исследования подтверждают связь развития интонации с фонематическим слухом.
Таким образом, актуальность данного проекта обусловлена изучением особенностей овладения различными типами интонации и их восприятием, позволят целенаправленно построить логопедическую работу по адекватному подбору методов и форм коррекционно-педагогической работы...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Интонация служит важным элементом человеческой коммуникации. Она позволяет различить между собой высказывания, позволяет понять в тексте главное, а также отразить личные отношения к получаемой и принимаемой информации. Благодаря интонации мы создаём внутри высказывания смысловые контрасты, имеющие набор одинаковых лексических и грамматических составляющих. Процесс совершенствования интонационного оформления текста положительно влияет, нет на всю коммуникативную деятельность, на социально -перцептивную суть
сказанного, отражает потребность ребёнка в речевом взаимодействии и общении.
Интонация - это важнейшее выразительно средство речи.
По мнению ряда ученых (О.С. Ахманова, Т.С. Богомазова, Л.П. Бондарко, Л.А. Вербицкая, М.В. Гордина, М.А. Ермакова, С.В. Кодзасов, О.Г. Козьмин, М.А. Поваляева, Т.Е. Янко и др.) считают, что понятие «интонация» является общим понятием, которое включает в себя элементы просодики.
Сказанное выше позволяет понять, почему процесс формирования интонации в речи у дошкольников старшего возраста , страдающих стертой дизартрией, оказывается атипичным. Его атипичность выражена в трудностях воспроизведения и восприятия мелодий, ритма и темпа, а также других речевых компонентов. Получается это из-за расстройства в работе головного мозга, а именно её подкорковой области.
При постановке эксперимента, направленного на изучение степени формирования интонации в речи дошкольников старшего возраста , страдающих стертой дизартрией, мы обследовали 10 ребят.
Мы взяли за основу методики, служащие для исследования интонаций у дошкольников старшего возраста, страдающих стертой дизартрией, разработанные Е.Ф. Архиповой. Эти методики состоят из 9-ти проб.
Нарушения речевой интонации у дошкольников старшего возраста, страдающих стёртой дизартрией, проявившиеся при констатирующем эксперименте были главным образом обусловлены неврологической симптоматикой.
Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о наличии следующих качественных характеристик:
1) недостаточно сформирован слуховой ритм, следовательно, будет затруднено усвоение ударений, интонаций и модуляций голоса по высоте и силе;
2) нарушена восклицательная интонация по сравнению с повествовательной и восклицательной;
3) слуховая дифференциация интонационных структур более нарушена, чем ее самостоятельная реализация;
4) наблюдались трудности концентрации и недоразвития слухового внимания;
5) отмечалась слабая слуховая память;
6) недостаточно сформирована голосовая модуляция и дикции голоса из-за трудностей физиологического дыхания (голосовые модуляции у некоторых детей отсутствовали, либо недостаточно сформированы);
7) трудности дифференциации высокого тембра голоса (путали женский и детский голоса), лучше воспринимался низкий тембр.
Количественная характеристика выявленных нарушений представлена следующими показателями. Итоговые результаты количественного анализа выявили, что на среднем уровне сформированности интонационного оформления высказывания по результатам всех заданий оказалось 40% на уровне ниже среднего 30%, на низком уровне - 20% респондентов.
Полученные результаты определили необходимость разработки содержания дифференцированных методических рекомендаций
коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений интонационной стороны речи у старших дошкольников со стертой дизартрией.
В соответствии с полученными результатами констатирующего эксперимента было определено содержание дифференцированных методических рекомендаций по коррекции интонационной стороны речи старших дошкольников со стертой дизартрией .
С целью преодоления выявленных нарушений со стороны интонационного оформления высказывания у старших дошкольников со стертой дизартрией, нами была разработана рабочая тетрадь «Учимся говорить красиво!» для занятий с детьми обозначенной группы. В рабочей тетради представлены игровые упражнения и задания с учетом специфики речевого нарушения.
В процессе реализации содержания рабочей тетради по развитию интонационной стороны речи у старших дошкольников со стертой дизартрией важно соблюдение дидактических и специфических логопедических принципов работы с дошкольниками.
В случае возникновения трудностей важно оказывать старшим дошкольникам со стертой дизартрией обучающую, стимулирующую и координирующую помощь в течение всего периода работы с ними.
Все упражнения должны проводиться с использованием метода подражания. Дети должны получать радость от выполнения упражнений.



1. Артемова Е.Э. особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями [Текст] / Е.Э. Артемова. - М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2008. - 123 с.
2. Арутюнян Л.З. Как лечить заикание: Методика устойчивой
нормализации речи / Л.З. Арутюнян (Андронова). - М.: Эребус, 1993. - 160 с.
3. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е.Ф. Архипова. - М.: АСТ: Астрель, 2008. - 254 с.
4. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей / Е.Ф. Архипова. M.: Астрель. - 2007. - 331 с
5. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. - 5-е изд. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. - 576 с.
6. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. - второе изд. - М.:
«Советская энциклопедия», 1969. - С. 38. - 608 с.
7. Бабина Г.В. Практикум по логопедии: дизартрия [Текст] / Г.В. Бабина, Л.И. Белякова, Е.Л. Идес. - М.: ПРОМЕТЕЙ. - 2012. - 104 с.
8. Белякова Л.И. Логопедия. Дизартрия [Текст]: учеб. пособие для вузов / Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова. - М.: Гуманитар. изд., 2009. - 289 с.
9. Богомазова Т.С. Фонетический минимум в работе над произношением немецкого языка на начальном этапе обучения / Т.С. Богомазова, Н.Д. Климов, Л.И. Хицко // ИЯШ / -1978. - № 3. - С. 63 - 70.
10. Бондаренко Л.В Фонетика современного русского языка. - СПб.: Изд- во СПб. Ун-та, 1998. - 276 с.
11. Бондаренко Л.П. Членение текста на смысловые группы и восприятие паузы колебания (на материале спонтанного монолога). - В кн.: Тезисы докладов научно-методической конференции «Просодии текста». - М., 1982. - С. 56 - 58.
12. Борозинец Н.М., Шеховцова Т.С. Логопедические технологии: Учебно-методическое пособие. - Ставрополь, 2017. - 224 с.
13. Вербицкая Л.А., Цветкова М.В. Норма и вариативность в просодии. В кн.: Тезисы докладов научно-методической конференции «Просодии текста». М., 1982, С. 111 - 112.
14. Гордина М.В. Линейные фонологические единицы слоговых и неслоговых языков. В кн.: Теория языка. Методы его исследования и преподавания. - Л., 1981. - С. 75 - 79.
15. Горохова И.А. Речевая гимнастика для малышей. Учимся говорить правильно. - СПб.: Питер, 2011. - 176 с.: ил. - (серия «Вы и ваш ребенок»)...63


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ