Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Работа №156606

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы108
Год сдачи2022
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты проблематики формирования пространственных представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития
1.1 Пространственные представления как область образовательной
деятельности и развития с детьми дошкольного возраста 6
1.2 Особенности сформированности пространственных представлений у
старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 10
1.3 Подходы к коррекции пространственных представлений у старших
дошкольников с задержкой психического развития 13
Вывод по 1 главе 22
Глава II. Экспериментальное исследование пространственных представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития
2.1 Организация и методика обследования пространственных представлений
у старших дошкольников 24
2.2 Количественный и качественный анализ результатов констатирующего
эксперимента по выявлению особенностей сформированности пространственных представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития 28
2.3 Программа коррекционной работы по формированию пространственных представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития 40
Вывод по 2 главе 49
Заключение 50
Список использованной литературы 53
Приложение А 59
Приложение Б 72
Приложение В 102
Приложение Г 103
Приложение Д 104
Приложение Е 105
Приложение Ж 106
Приложение З 107

Как известно на сегодняшний день у детей с задержкой психического развития возникают проблемы сформированности пространственных представлений, чему может послужить множество факторов.
Знания о пространственных представлениях имеют огромное значение в развитии дошкольников. Такие представления помогают развитию речи, увеличивая словарный запас ребенка - это ведёт к непосредственному развитию мышления, а также различных видов деятельности, таких как: игровая, трудовая, изобразительная, конструктивная. Ориентируясь на собственном теле, ребёнок учится выделять части тела как анатомические единицы. Пространственные представления помогают развивать кругозор ребёнка, что позволяется уже ориентироваться на улице во время прогулки. Также знания пространственных представлений на плоскости (листе бумаги) готовит ребёнка к школе.
Проблему сформированности пространственных представлений у дошкольников с задержкой психического развития не многие учёные, но можно выделить несколько мнений таких учёных как Л.Б. Баряевой, И.М.Бгажниковой, С.А. Игумнова, Я.П. Коломинского, В.В. Мыслюка, Е.А.Панько.
А.А. Реана, И.В. Чумаковой, С.Г. Шевченко. У детей с задержкой психического развития пространственные представления часто недостаточны, поэтому целенаправленное их формирование является одним из приоритетных задач коррекции познавательного развития дошкольников с задержкой психического развития. Л.Б. Баряева объясняет это тем, что у детей с нормативным развитием в раннем возрасте пространственные представления и восприятия связаны с выполнением предметных действий, а также в это же время возникает необходимость учитывать свойства одних предметов по отношению к другим, их положения, в пространстве опираясь при этом в основном на ощущения, которые они получается от своих органов чувств, что довольно затруднительно для дошкольников имеющих задержку психического развития.
Проблема исследования: заключается в поиск методов, средств приёмов коррекционной работы, которые помогли бы в образовательном процессе сформировать пространственные представления у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития на основе их индивидуальных особенностей.
Цель исследования: изучить особенности пространственно-временных представлений у детей старшего дошкольного возраста, разработать и апробировать программу по формированию пространственно - временных представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Объект исследования: пространственные представления с задержкой психического развития.
Предмет исследования: особенности сформированности пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Задачи:
- Изучить сущность пространственных представлений как область образовательной деятельности и развития с детьми дошкольного возраста.
- Выявить особенности пространственных представлений у дошкольников с задержкой психического развития, рассмотреть методы и средства их формирования.
- Организовать и провести исследование сформированности пространственных представлений у дошкольников с задержкой психического развития.
- Разработать программу, направленную на формирование пространственных представлений у дошкольников с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования:
Мы предполагаем, что у старших дошкольников с задержкой психического развития будут выявлены особенности сформированности
Методы исследования: библиографический, констатирующий эксперимент, обработка данных.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, двух приложений, заключения, списка использованной литературы в количестве 61.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ теоретического исследования показал, что для детей с ЗПР (Задержка психического развития) старшего дошкольного возраста пространственные представления имеют важную роль при переходе в школу. Формирование пространственных представлений для детей с ЗПР это является не простой задачей. В связи с тем что детей необходимо адаптировать большинство заданий так, чтобы это стало доступным и понятно для таких детей.
Необходимо внести изменения не только в сами задания, но и во временные рамки их проведения. Не всегда можно сконцентрировать и их внимание на том или ином задании, потому что дети с задержкой психического развития имеют особенности во внимании:
- сниженный объем внимания;
- меньшая устойчивость внимания;
- трудности распределении внимания;
- низкий темп переключаемости.
В силу особенности детям необходимо больше наглядного материала. Согласно теоретическим данным использование картинок, мультфильмов, табличек со словами, карточек с изображениями, планируемые результаты занятия для детей с ЗПР становится более достижимы. Не стоит забывать что с первого раза положительного результата не будет. Для этого необходима долгая, специализированная, вариативная коррекционно-развивающая работа в комплексе всех специалистов дошкольного учреждения. Также одним из важнейших пунктов проведения коррекционной работы с детьми с ЗПР это привлечение их внимание - мотивация. Без мотивации необходимого результата коррекционной работы с такими детьми является безрезультативной.
Нами был разработан протокол обследования сформированности пространственных представлений для старших дошкольников с ЗПР.
Таким образом, мы выявили особенности сформированности пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР:
- Дети путают понятия: широкий/узкий и толстый/тонкий; вверху/внизу и под/над.
- Большинство детей плохо различают пространственные понятия: слева/справа.
- Дети не всегда выполняют задание по инструкции.
- Без наглядности дети не могут сориентироваться в определении правой и левой руки.
- Дети не понимают словесные обозначения, таких понятий как: меньше, больше, шире, уже, короче, длиннее, ниже, выше.
- Дети часто путаются частях собственного тела, особенно в тех, которые находятся близко друг к другу: голова - лицо
- Также в тех которые не часто употребляемые в жизни: спина, лицо.
- Зеркальное отображение вызывают трудности: повтори за мной; посмотри на куклу и покажи.
- Ориентировка в руках (левая рука/правая рука) также вызывает затруднения в зеркальном отображении.
- В пространственном расположении от себя дети часто путаются.
После проведения нашего диагностического обследования выяснилось, что дети с которыми проводилась тщательная коррекционная работа в течение долгого времени выполнили большинство блоков диагностики на среднем и высоком уровне, в отличии от детей с которыми работа по формированию пространственных представлений проводилась реже, которые выполнили все задания на низком уровне. Данное обследование подтверждает тот факт, что дети с ЗПР в старшем дошкольном возрасте самостоятельно не могут сформировать у себя пространственные представления в целом.
По результатам обследования нами была разработана коррекционно-развивающая программа на полгода с тематическим планированием. Данная программа подразумевает планирование, структурирование и систематизацию сведений коррекционно-педагогической деятельности, которая направлена на формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с выявленным низким уровнем сформированности пространственных представлений на коррекционно-развивающих занятиях с дефектологом.



1. Ананьев, Б.Г., Рыбалко, Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. - М., 1964. - 304 с.
2. Арапова и Пискарева, Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика - Синтез, 2006. - 96 с.
3. Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития/Пер. с англ. - М.: «Когито-Центр», 2000.
4. Бабенкова, Р.Д., Юровский, С.Ю. Пространственная организация движений учащихся вспомогательной школы. Дефектология. 1971. № 3.С. 30¬34.
5. Боскис Р. М. Учителю о детях с нарушениями слуха: Кн. для учителя - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1988. - 1.
6. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. - М.: Владос, 2004. - 400 с.
7. Беляева О. Л., Давыдова О. Теория и практика современной дошкольной сурдопедагогики. Красноярск, 2017. 232с.
8. Беляева О.Л., Широкова Ю.Н. Б 447 Коррекционно-развивающая
работа психолога по формированию коммуникативной компетентности у старших дошкольников с кохлеарными имплантами: практико¬
ориентированная монография; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П.Астафьева. - Красноярск, 2019. - 190 с.
9. Бедарева А. С. Особенности формирования пространственных представлений у слабослышащих детей Молодой ученый. — 2019. — №46. — С. 255-257. — URL https://moluch.ru/archive/284/64066/.
10. Будько Т.С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников: конспект лекций / Под. ред. Будько Т.С.; Брестский государственный университет им. А.С.Пушкина.
11. Власова, Т.А. О влиянии нарушений слуха на развитие ребенка. - М., 1984.- 132 с.
12. Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста [Текст]: программы для специальных дошкольных учреждений: Л.П. Носкова, Л.А. Головчиц, Н.Д. Шматко и др. - М.: Просвещение, 1991. - 156 с.
13. Головчиц, Л. А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений — Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 304с.
14. Головчиц, Л.А. Дошкольная сурдопедагогика. - М.:
Гуманит.изд.центр Владос, 2010. - 304 с.
15. Диагностический Комплект. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов. Авт.-сост. Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. — М.: АР-КТИ, 1999 (Библиотека психолога-практика).
16. Дефектология. Словарь-справочник. Авт.-сост. С. С. Степанов. Под ред. Б. П. Пузанова. - М., 2005.
17. Крайг Грейс. Психология развития. СПб., 2000.
18. Крушельницкая О.И., Третьякова А.Н. Вправо - влево, вверх - вниз: Развитие пространственного восприятия у детей 6 - 8 лет. — М.: ТЦ Сфера, 2004. — 80 с. 18ВЫ 5-89144-441-0.
19. Капустина, Г.М. Формирование элементарных математических знаний и представлений у детей дошкольного возраста. Дефектология. - 1998. - № 2. - С. 22- 29.
20. Каразану, В.И. Ориентирование в пространстве. Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников: Хрестоматия в 6 частях. Ч. IV-VI.- СПб., 1994.
21. Катаева, А.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. М.: Владос, 2001.
22. Катаева, А.А. Сенсорное развитие и сенсорное воспитание аномальных детей дошкольного возраста (глухих, слабослышащих и умственно отсталых). Автореф. дис. докт. психол. наук.: 19.00.10 Александра Абрамовна Катаева. - М., 1977. - 32 с.
23. Катаева, А.А., Стребелева, Е.А. Дидактические игры в обучение дошкольников с отклонениями в развитии, М., ВЛАДОС.
24. Ковалец, И.В. Формирование у дошкольников пространственных представлений. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 72 с.
25. Козлова, В.А. Пространство - время- М.: Школьная Пресса, 2002.¬112 с. 26.Колодная, А.Я. Развитие дифференцировки направлений "правого" и "левого" у детей дошкольного возраста / Известия АПН РСФСР. Вып. 53. М. 1954. С. 183-201.
26. Кукушкина, О.И. Особенности формирования пространственных представлений у глухих учащихся младших классов - Дефектология, 1988, №6.
27. Кукушкина, О.И. Развитие пространственных представлений у глухих школьников. Л.: ВОГ, 1989. - 42 с.
28. Кондратьева, Светлана Юрьевна. Математические игры в картинках: развитие математических способностей у старших дошкольников
: рабочая тетрадь : [5-6 лет. : 0+] / С. Ю. Кондратьева, Н. В. Лебедева. - Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2017. - 24 с. : цв. ил.; 24 см. - (Разработано в соответствии с ФГОС).; ISBN 978-5-906852-18-2 : 10 000экз. (Разработано в соответствии с ФГОС) GR ДОУ (С. Ф.) Р. Т.
29. Леушина Л.А. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - М.: Академия, 2004. - 367 с.
30. Люблинская, A.A. Особенности освоения пространства детьми дошкольного возраста. Известия АПН РСФСР. Вып. 86. M., 1956. - С. 47-62.
31. Моргачёва, И.Н. Ребёнок в пространстве: методическое пособие И.Н. Моргачёва. - Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. - 212 с.
32. Мусейибова, Т.А. Формирование некоторых пространственных ориентаций. Дошкольное вопитание.-1987.-№4 - С.35-38.
33. Мусейибова, Т.А. Генезис отражения пространства и пространственных ориентаций у детей дошкольного возраста. Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников: Хрестоматия в 6 частях. Ч. IV-VI.- СПб., 2003. - 1096 с.
34. Мусейибова, Т.А. Формирование некоторых пространственных ориентаций. Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников: Хрестоматия в 6 частях. Ч. IV-VI. - СПб., 1994. - 235 с.
35. Мусейибова, Т.А. О содержании и системе работы по развитию пространственных дифференцировок у дошкольников. Дошкольное воспитание. 1973. №9. С. 39-43.
36. Мусейибова, Т.А. Ориентировка в пространстве. Дошкольное воспитание. 1988. №8. С. 17-25.
37. Нейман Л.В., Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. Под ред1. - 224 с. (Коррекционная педагогика).
38. Никольская, Ирина Александровна. Современные подходы к обучению математике детей с нарушениями слуха: учебное пособие для студентов дефектологических факультетов к курсу "Основы математики с методикой преподавания" Никольская И. А. - Москва : В. Секачев, 2011. - 213 с. : ил.; 21 см.; ISBN 978-5-88923-308-4.
39. Носкова, Л.П., Головчиц, Л.А., Шматко, Н.Д. Программы для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста. - М., 1991.
40. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант). Под ред. Н. Е. Вераксы,Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика синтез, 2014.- 368 с.
41. Речицкая, Е.Г., Пархалина, Е.В. Готовность слабослышащих детей дошкольного возраста к обучению в школе. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 192с. 43.Справа-слева. Формирование пространственных представлений у детей с ДЦП Титова О.В. М.: ГНОМ и Д, 2004. - 56 с.
42. Семенович А.В. Пространственные представления при отклоняющемся развитии. М., 1998.
43. Семаго, Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей школьного и дошкольного возраста: практ. пособие / Н.Я. Семаго. - М: Айрис - Пресс, 2007. - 112 с.
44. Семаго, Н.Я., Семаго, М.М. Диагностика пространственных представлений ребенка. Школьный психолог. -2000. - №35, №36.
45. Семаго, Н.Я., Семаго, М.М. Пространственные представления ребенка.
46. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы
диагностической и коррекционной работы психолога. М., 2001.
47. Семенович, А.В., Умрихин, С.О. Пространственные представления при отклоняющемся развитие. М., 1998. - 50с.
48. Обучение математике в подготовительном 4кл. школ для глухих и слабослышащих детей - Сухова В.Б. - издание: 2002.
49. Степанова, Г.В. Занятия по математике для детей 5-6 лет с трудностями в обучении: методическое пособие/ Г.В. Степанова. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 128 с.
50. Столяр А.А., Формирование элементарных математических
представлений у дошкольников. - М.: Просвещение, 2000. - 400 с.
51. Сунцова, А., Курдюкова С. "Учимся ориентироваться в
пространстве" рабочая тетрадь. СПб: Питер, 2008. - 48 с.: ил. (Серия
"Детскому психологу").
52. Стребелева «Формирование мышления у детей с отклонениями развития» 2017.
53. Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. пед. учеб.; под ред. Е.Г. Речицкой. -- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 655 с.
54. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. Хрестоматия - Сост. З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая, М.Н. Полякова. - М.: Центр педагогического образования, 2008.
55. Тигранова, Л.И. Развитие мышления слабослышащих детей: дис. докт. психол. наук: 19.00.10 Людмила Иосифовна Тигранова. - М., 1985. - 280 с.
56. Фатеева Г. И. Психолого-педагогический подход к развитию пространственных представлений у детей дошкольного возраста. Актуальные задачи педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). - М.: Буки-Веди, 2017. - С. 73-75. - URL.
57. Формирование первоначальных математических представлений у детей со сложными сенсорными нарушениями А. Я. Акшонина; Г. В. Васина. Российская государственная библиотека для слепы - 2006.
58. Шиф, Ж. И. Усвоение языка и развитие мышления у глухих детей - Москва: Просвещение, 1968. - с. 22-39.
59. Щербакова Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников: Учеб. Пособие Е. И. Щербакова.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ