Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Работа №156601

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы111
Год сдачи2018
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
20
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМАТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 12
§ 1.1. Самостоятельность как целевой ориентир на этапе завершения дошкольного детства 12
§ 1.2. Особенности сформированности самостоятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья 16
§ 1.3. Психолого-педагогические условия формирования самостоятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья 21
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 31
§ 2.1. Организация и методика проведения констатирующего эксперимента по выявлению особенностей сформированности самостоятельности у старших дошкольников с задержкой психического развития 31
§ 2.2. Анализ результатов исследования 37
§ 2.3. Образовательная программа по формированию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73
Приложение 83


Одна из главных задач современной системы образования - создание условий для раскрытия потенциала каждого ребенка. В Конституции Российской Федерации, «Концепции модернизации Российского образования», законе «Об образовании в Российской Федерации» и других нормативных документах сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.
Проблеме становления самостоятельности уделяли и уделяют внимание отечественные и зарубежные специалисты (Л.И. Божович, З.Н. Борисов, В.П. Мухина, Л. Колберг, Ж. Пиаже, Дж. Роттер и др.), однако вопрос о становлении данного интегративного качества личности дошкольников не решен в педагогической науке. В настоящее время не существует теоретических оснований формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в условиях образования.
В современных исследованиях самостоятельность дошкольников как объект исследования представлена в таких аспектах, как: познавательная самостоятельность (Г.Н. Гришкова, Т.В. Коломиец, М.Ю. Калашникова, В.В. Щетинина); самостоятельность как волевое качество личности (А.Ю. Козлова, О.П. Болотникова, А.С. Воронин); самостоятельности как фактор подготовки детей к обучению в школе (О.В. Зимонина, Т.И. Бабаева).
Воспитание самостоятельной личности является одним из запросов общества к дошкольным образовательным организациям. Формирование самостоятельности связано с такими изменениями в структуре личности, которые обусловливают превращение личности в субъект деятельности, требует способности предвосхищать результаты своей работы, самостоятельно преодолевать трудности и доводить дело до конца, критически оценивать достигнутые результаты и добиваться повышения их уровня за счет мобилизации собственных усилий, а также предполагает способность к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.
В связи с этим проблема исследования заключается в определении сущности понятия самостоятельность дошкольника, исследование ее особенностей и определение условий формирования у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Цель исследования: разработать образовательную программу для педагогов дошкольного образования по развитию самостоятельности с учетом выявленных особенностей.
Объект исследования: самостоятельность как целевой ориентир на этапе завершения дошкольного образования.
Предмет исследования: особенности сформированности самостоятельности у старших дошкольников с задержкой психического развития в условиях ДОО.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что:
1. Под самостоятельностью можно понимать способность планировать, регулировать и активно осуществлять свою деятельность без постоянного руководства и практической помощи извне.
2. У детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития самостоятельность недостаточно сформирована: способность планировать, регулировать и осуществлять свою деятельность без руководства взрослого или нормативно развивающихся сверстников.
3. Особенности сформированности самостоятельности у старших дошкольников с задержкой психического развития будут проявляться в не способности удерживать основную логику выполнения задания, не умении соотносить свои действия с правилами выполнения задания, не умении осуществлять самоконтроль на этапе завершения задания: не замечают и не исправляют допущенные ошибки, полагаются на внешний контроль со стороны взрослого.
Выдвинутая цель и гипотеза исследования определили следующие задачи:
1. Осуществить анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.
2. Провести эмпирическое исследование по выявлению особенностей сформированности самостоятельности у старших дошкольников с задержкой психического развития.
3. Разработать методические рекомендации в форме образовательной программы для педагогов дошкольного образования по формированию самостоятельности у детей с задержкой психического развития с учетом выявленных особенностей.
В современной педагогике проблема формирования самостоятельности детей дошкольного возраста, является одной из слабо разработанных, в связи с существующими противоречиями:
• между недостаточной разработанностью методик формирования самостоятельности как качества личности ребенка дошкольного возраста и потребностью дошкольных работников в соответствующих методических рекомендациях;
• между требованиями, при которых успешно должен протекать процесс формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста (отсутствие нормативной модели) и потребностью дошкольного образования в специалисте, готового к осуществлению формирования самостоятельности у детей.
Методы исследования определялись в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования применялись следующие методы:
• теоретические - анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, изучение медико- психолого-педагогической документации (личные дела, дефектологические представления);
• эмпирические - наблюдение за детьми в игровой деятельности, в процессе обследования;
• экспериментальные - проведение констатирующего эксперимента;
• качественная и количественная обработка экспериментальных данных.
Методологической и теоретической основой исследования являются:
• субъектно-деятельностный подход к развитию личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др.);
• положение о единстве сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн, Л.А. Венгер);
• личностно-ориентированный подход в дошкольной педагогике (Л.Н. Перелыгина, В.А. Петровский, В.В. Давыдов, И.С. Якиманская, Л.М. Кларин и др.).
База исследования: МБДОУ «Детский сад № 84 комбинированного вида» города Красноярска, осуществляющий свою образовательную деятельность по основной образовательной программе дошкольного образования и адаптированной образовательной программе для детей с задержкой психического развития. Дети с задержкой психического развития имеют заключение психолого-медико-педагогической комиссии, посещают группу комбинированной направленности.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
• определено понятие самостоятельности детей дошкольного возраста;
• описаны особенности проявления самостоятельности детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития;
• определены условия формирования самостоятельности у дошкольников с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования:
Разработанная образовательная программа содержит практический материал по организации и содержанию работы по формированию самостоятельности у дошкольников с задержкой психического развития в условиях образовательной организации, реализующей программы дошкольного образования. Она может быть полезна в практике развития и образования детей дошкольного возраста с задержкой психического развития воспитателям, инструкторам по физической культуре, учителям- дефектологам работающим в образовательной организации.
Исследование проводилось в три этапа:
На первом этапе проводилось накопление эмпирического материала: анализировался и обобщался отечественный и зарубежный опыт по проблеме исследования на основе научной и психолого-педагогической литературы, формировалась теоретическая концепция исследования, разрабатывался понятийный аппарат, подбирался диагностический инструментарий.
На втором этапе проведен констатирующий эксперимент, включающий изучение особенностей проявления самостоятельности дошкольниками с задержкой психического развития. Осуществлен анализ, обобщение, систематизация и описание полученных результатов исследования.
На третьем этапе разрабатывалась образовательная программа дошкольного образования по формированию самостоятельности у детей с задержкой психического развития с учетом выявленных особенностей.
Структура работы: исследовательская работа состоит из введения, двух глав исследования, методических рекомендаций в форме образовательной программы дошкольного образования, заключения, списка литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста с ЗПР, определение ее понятия и условий становления являются актуальной в условиях новой нормативно-правовой базой дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья: ФГОС ДО, Примерная АООП ДО детей с ЗПР, а также недостаточности научно-практических исследований и методических материалов, позволяющих работниками дошкольного образования грамотно планировать содержание коррекционно-развивающей и образовательной деятельности с детьми с задержкой психического развития.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволил определить понятие самостоятельности как волевое качество личности, которое опирается на мнение А.С Воронина, под самостоятельностью понимается способность планировать, регулировать и активно осуществлять какую-либо деятельность без помощи извне (взрослый, ребенок), выявить особенности сформированности самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР:
последовательное использование помощи взрослого при самостоятельном выполнении деятельности; выполнение действий по наглядной инструкции с ориентировкой на внешний контроль, на помощь взрослого; удерживают общую цель деятельности; довольны проделанной работой, не зависимо от результата: не оценивают результат с точки зрения содержания задания.
Особенности проявления самостоятельности в деятельности и поведении у детей дошкольного возраста с ЗПР в значительной мере отражают специфику задержки психического развития как своеобразной формы аномального развития психики. Недостаточная сформированность самостоятельной деятельности и поведения является тормозящим фактором когнитивного и личностного развития ребенка с ЗПР, а также одной из причин, порождающих трудности в образовательной деятельности. Организованный в соответствии с ФГОС ДО воспитательно-образовательный процесс сам по себе не оказывает достаточного влияния на формирование самостоятельности у детей с ЗПР, для качественного улучшения показателей проявления самостоятельности данной категории детей, необходимо создание специальных психолого-педагогических условий.
В рамках проведения эмпирического исследования нами был подобран диагностический комплекс и разработаны критерии оценки результатов, применение его для определения уровня сформированности самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Комплекс включает в себя диагностические задания на выявление уровня сформированности таких компонентов самостоятельности, как: «Способность планировать деятельность», «Способность регулировать деятельность», «Способность осуществлять свою деятельность без помощи извне». В результате качественной оценки экспериментальных данных выявлены следующие особенности сформированности самостоятельности у детей с ЗПР: дети не способны удерживать основную логику выполнения задания; не умеют соотносить свои действия с правилами выполнения задания; не умеют осуществлять самоконтроль на этапе завершения задания; не замечают и не исправляют допущенные ошибки; полагаются на внешний контроль со стороны взрослого.
С целью исключения данных особенностей нами разработаны методические рекомендации в форме образовательной программы дошкольного образования, состоящие из описания образовательной деятельности в соответствии с направлениями формирования самостоятельности, описание форм, способов, методов и средств реализации образовательной деятельности, способы и направления поддержки детской инициативы и самостоятельности, формы взаимодействия детского сада с родителями (законными представителями) в рамках реализации образовательной деятельности направленные на формирование самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Мы полагаем, что данные методические рекомендации, будут способствовать исключению выявленных в рамках эмпирического исследования особенностей сформированности самостоятельности и успешному формированию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.



1. Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. Пособие для школьного психолога / Н.В. Бабкина. - М.: Школьная Пресса, 2006. - 80 с.
2. Бабкина Н.В. Саморегуляция в познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития: учебное пособие / Н.В. Бабкина. - М.: Издательство ВЛАДОС, 2018. - 143 с.
3. Белопольская Н.Л. Личностные особенности детей с задержкой психического развития в системе дифференцированно-психологической диагностики: автореферат дис. ...доктора психол. наук: 19.00.10 / Н.Л. Белопольская - М.: 1996 г. - 48 с.
4. Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития / Л.Н. Белопольская. - М.: 2009. - 195 с.
5. Беляева О.Л., Глушкова А.В., Николина М.С. Система формирования толерантности у детей дошкольного возраста в группах комбинированной направленности / Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / О.Л. Беляева,
А.В. Глушкова, М.С. Николина - Новосибирск, 2017.
6. Болотникова О.П. Психолого-педагогические условия формирования самостоятельности у детей 6-7 лет / О.П. Болотникова, О.А. Еник, А.А. Ошкина // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - №4. - С. 22-28.
7. Борякова Н.Ю. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития: методическое пособие / Н.Ю. Борякова, М.А. Касицына. - М.: В. Секачев, ИОИ, 2004. - 66 с.
8. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: учебно-методическое пособие / Н.Ю. Борякова. - М.: «Гном-Пресс», 1999. - 56 с.
9. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике / А.С. Воронин. - Екатеринбург, 2006. - 135 с.
10. Гончарова В.Г. Комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях непрерывного инклюзивного образования: монография / В.Г. Гончарова,
В.Г. Подопригора, С.И. Гончарова. - М.: ИНФРА-М; Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2018. - 248 с.
11. Гришкова Г.Н. Развитие познавательной самостоятельности детей разновозрастной группы в предметно-игровой среде: дис. ...канд. пед. наук: 13.00.01 / Гришкова Галина Николаевна. - Омск, 2002. - 181 с.
12. Давыдова Л.Н. Инклюзивное образование и нравственные взаимоотношения: грани одной проблемы: монография / Л.Н. Давыдова, М.А. Колокольцева, Е.В. Рябова. - М.: ЛЕНАНД, 2018. - 200 с.
13. Дети с нарушениями развития: хрестоматия для студ. и слушателей спецфакультетов / сост. В.М. Астапов. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2011. - 384 с.
14. Диагностика - развитие - коррекция: программа дошкольного образования детей с интеллектуальной недостаточностью / Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина, А. Зарин, Н.Д. Соколова. - СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2012. - 447 с.
15. Дошкольное инклюзивное образование детей с особыми потребностями: учебное пособи для студентов магистратуры / Автор- составитель В.Л. Рыскина. - М.: 2015. - 68 с.
16. Дробинская А.О. Ребенок с задержкой психического развития: понять, чтобы помочь / А.О. Дробинская. - М.: Школьная Пресса, 2005. - 96с.
17. Жукова А.В. Особенности проявления самостоятельности у детей с задержкой психического развития в условиях комбинированной группы ДОО / А.В. Жукова // Современные тенденции и исследования в системе образования детей с ОВЗ: материалы научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов. Красноярск, 16 мая 2018 г. [Электронный ресурс] / отв. ред. И.Ю. Жуковин; ред. кол.; - Электрон. дан. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2018. С. 21-22.
18. Журбина О.А. Дети с задержкой психического развития: подготовка к школе / О.А. Журбина, Н.В. Краснощекова. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 157 с.
19. Зарин А. Комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка с проблемами в развитии: учебно-методическое пособие / А. Зарин. - СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2015. - 320 с.
20. Зарин А. Принципы коррекционно-воспитательной работы в дошкольных учреждениях для детей с проблемами интеллектуального развития / А. Зарин // Диагностика, профилактика и коррекция нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Сборник научных статей. - СПб.: Изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. - С. 133-137.
21. Защиринская О.В. Психология детей с задержкой психического развития: учебное пособие: хрестоматия / О.В. Защиринская. - Изд. 2-е, испр. и доп. - СПб.: Речь, 2007. - 168 с.
22. Зимонина О.В. Организационно-педагогические условия развития самостоятельности у детей подготовительной группы: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Зимонина Ольга Владимировна. - Брянск, 1998. - 191 с.
23. Инклюзивная практика в дошкольном образовании: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 144 с.
24. Как с помощью квеста развивать у детей самостоятельность. Методические рекомендации / Н. Князева, И. Агафонова, И. Семенова и др. // Справочник старшего воспитателя ДОУ. - 2018. № 8. С.21-25.
25. Калашникова М.Ю. Развитие самостоятельности у детей
старшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности / М.Ю. Калашникова // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики: материалы X Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 19 марта 2017 г.). - Чебоксары: Интерактив плюс, 2017. - №1 (10). - С. 148-153.
26. Кулачковская С.Е. Развитие волевых действий у детей
дошкольного возраста: дис. ...канд. психол. наук: 19.00.07 /
С.Е. Кулачковская. - М.: 1973.
27. Князева В.В. Педагогика: словарь научных терминов / В.В. Князева. - М.: Вузовская книга, 2009. - 872 с.
28. Козлова А.Ю. Психолого-педагогические условия развития инициативности и самостоятельности дошкольников в театральной деятельности / А.Ю. Козлова // Вестник научных конференций. - 2015. - № 2-6(2). - С. 54-57.
29. Козырева О.А. Инклюзивное образование: опыт, проблемы и перспективы: монография / О.А. Козырева / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2015. - 148 с.
30. Коломиец Т.В. Формирование познавательной
самостоятельности младших дошкольников на основе идей личностно-ориентированного подхода: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Коломиец Татьяна Викторовна. - Владимир, 2009. - 190 с.
31. Коробейников И.А. Современные задачи и проблемы дифференциальной диагностики нарушений психического развития в детском возрасте / Коробейников И. А. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2016. - № 3. - С. 3-9.
32. Лапп Е.А. Модель профильной подготовки педагога для работы с детьми с задержкой психического развития / Е.А. Лапп // Инновации в образовании. - 2013. - №1. - С. 80-88.
33. Лебедева И.Н., Митрачкова М.В., Юрченко Т.И., Голуб Я.В. Педагогическая диагностика достижений (с компьютерной программой «Елочка»): учебно-методическое пособие для педагогов / под общ. ред. д-ра пед. наук Л.Б. Баряевой, канд. пед. наук И.Н. Лебедевой. - СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2017. - 304 с.
34. Левченко И.Ю. Инклюзивное образование: специальные условия включения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательное пространство / И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько, А.А. Гусейнова, В.В. Мануйлова. - М.: Национальный книжный центр, 2018. - 112 с.
35. Липунова М.В., Романов А.А. Становление самостоятельности дошкольников как условие дальнейшего обучения в школе / М.В. Липунова, А.А. Романов // Детство, открытое миру: сборник материалов Всеросийской научно-практической конференции. - Омск.: Изд-во ОмГПУ, 2016. - С. 23-27
36. Маркова Л.С. Построение коррекционной среды для дошкольников с задержкой психического развития: методическое пособие / Л.С. Маркова. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 1602 с.
37. Монина Г.Б. Технология формирования у детей 6-7 лет
инициативности, самостоятельности, ответственности и парциальная программа «Лесенка РОСТА» / Г.Б. Монина. - СПб.: ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. - 176 с.
38. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: пособие для психологов и педагогов / В.Б. Никишина. - М.: Издательство ВЛАДОС, 2003. - 128 с.
39. Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии: Учб.-метод. пособие / Под. ред. Л.Б. Баряевой, А.П. Зарин, Н.Д. Соколовой. - СПб: ЛОИУУ, 1996. - 95 с.
40. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. 100000 слов, терминов и выражений: 28-е издание, переработанное / С.И. Ожегов. - М.: Мир и Образование, 2015. - 1376 с.
41. Опыт введения ФГОС дошкольного образования в Красноярском крае: сборник статей / сост. Л.Г. Обросова, Р.А. Васильева. - Красноярск, 2015. - 104 с.
42. Осницкий А.К. Психологические механизмы самостоятельности / А.К. Осницкий. - М.; Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2010 - 232 с.
43. Осницкий А.К. Психология самостоятельности. Методы исследования и диагностики / А.К. Осницкий. - М.: 1996. - 194 с.
44. Офстад X. Ценность человека в нашем обществе // Нормализация жизни в закрытых учреждениях для людей с интеллектуальными и другими функциональными нарушениями: Теоретические основы о практический опыт / Х. Офстад / Пер. со шведск. А. Львовского; Сост., ред. и автор предисл. К. Грюневальд. — СПб.: Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства, 2003. — 144 с.
45. «Пакеты» специальных образовательных условий для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья: учебно-методическое пособие / сост. В.Н. Бутенко, О.А. Сидоренко, В.С. Попов, И.В. Хабарова, А.В. Чистохина. - Красноярск, 2017. - 56 с.
46. Петрова Е.А. Педагогическая диагностика в условиях реализации ФГОС ДО: методическое пособие / Е.А. Петрова, Г.Г. Козлова. - СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2016. - 64 с.
47. Пономарева Н.В. Проблема развития самостоятельности ребенка- дошкольника старшей группы при подготовке к обучению в школе / Н.В. Пономарева // Ребенок - дошкольник в современном образовательном пространстве: материалы межвузовской студенческой научно-практической конференции, 2017. - С. 169-173.
48. Потапова О.Е. Инклюзивные практики в детском саду: методические рекомендации / О.Е. Потапова. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 128 с.
49. Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://fgos.ru.
50. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15) [Электронный ресурс] - Режим доступаhttp://fgosreestr.ru.
51. Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с задержкой психического развития. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию 7 декабря 2017 г. Протокол № 6/17 [Электронный ресурс] - Режим доступаhttp://fgosreestr.ru.
52. Развитие самостоятельности как фактор подготовки детей к обучению в школе // Воспитываем дошкольников самостоятельными. Сборник научных трудов. Под ред. Т.И. Бабаевой (отв.ред.) и З.А. Михайловой. СПб. Детство-Пресс, 2000 192 с.
53. Савченко М.В. К проблеме изучения уровней самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности / М.В. Савченко //Дошкольная педагогика. - 2014. № 4. С. 58-65.
54. Свирская Л.В. Введение ФГОС дошкольного образования / авт. Л.В. Свирская, Л.А. Роменская; Новгородский институт развития образования. - Великий Новгород, 2014. - 60 с.
55. Сиротюк А.С. Воспитание ребенка в инклюзивной среде. Методика, диагностика / А.С. Сиротюк. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 128 с.
56. Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития в условиях дошкольного образовательного учреждения: программно-методическое пособие / под общей редакцией Т.Г. Неретиной. - М.: Баласс, Изд. Дом РАО, 2004. - 240 с.
57. Слепович Е.С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития / Е.С. Слепович. - М.: Педагогика, 1990. - 96 с.
58. Слепович Е.С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития: Кн. для учителя / Е.С. Слепович. - Мн.: Народная асвета, 1989. - 64 с.
59. Слободчиков В.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе: учебное пособие для вузов / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М.: Школьная Пресса, 2000. - 416 с.
60. Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах / Е.О. Смирнова. - М.: 1998. - 256 с.
61. Современные педагогические практики (опыт введения ФГОС ДО в Красноярском крае): сборник методических материалов / сост. Л.Г. Обросова, Р.А. Васильева. - Красноярск, 2017. - 104 с.
62. Сорокоумова С.Н. Формирование основ учебного сотрудничества со взрослыми и сверстниками у старших дошкольников с задержкой психического развития / С.Н. Сорокоумова, В.В. Кисова // Дефектология, 2015. - №4. - С. 63-74.
63. Сырвачева Л.А., Уфимцева Л.П. Диагностическая и коррекционно-развивающая работа с детьми 4-5 лет группы риска по отклонениям развития: учебное пособие / Л.А. Сырвачева, Л.П. Уфимцева / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2017. - 232 с.
64. Сырвачева Л.А., Уфимцева Л.П. Диагностическая и коррекционно-развивающая работа с детьми 6-7 лет группы риска по отклонениям развития: учебное пособие: в 2 ч. / Л.А. Сырвачева, Л.П. Уфимцева / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2015. - 276 с.
65. Технологии эффективной социализации детей 3-7 лет: система реализации, формы, сценарии: методическое пособие / Н.П. Гришаева, Л.Н. Белая, Е.В. Брынцева и др. - М.: Вентана-Граф, 2017. - 320 с.
66. Ульенкова У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии / У.В. Ульенкова, О.В. Лебедева - М.: 2002.
67. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития / У.В. Ульенкова. - М.: Педагогика, 1990. - 184 с.
68. Учителю об инклюзивном образовании: учеб.-метод. пособие / сост.: И.С. Багдасарьян, А.В. Чистохина / Сиб. федер. ун-т. - Красноярск, 2012. - 44 с.
69. Фабер А. Свободные родители, свободные дети / Адель Фабер, Элейн Мазлиш [пер. с англ. Т.О. Новиковой]. - М.: Эксмо, 2012. - 320 с.
70. Фомичева Т.П. Разработка основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО: методические рекомендации / Т.П. Фомичева. - Красноярск, 2015. - 56 с.
71. Френе С. Новый взгляд на традиционную образовательную систему. Свободная школа. Парадокс детской самостоятельности / сост. Б.Л. Вульфсон. - М.: Амрита, 2017. - 224 с.
72. Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Россоха, О.В. Шапарь; под общ. ред. В.Б. Шапаря. - Изд. 2-е - Ростов н/Д.: Феникс. 2006, - 8080 с.
73. Шульгина Ю.А., Белова Е.А. Поддержка инициативы и самостоятельности дошкольников с ОВЗ в рамках развития коммуникативной компетентности /Ю.А. Шульгина, Е.А. Белова // Образовательное пространство детства: исторический опыт, проблемы, перспективы: сб. науч. статей и материалов 4 Международной научно¬практической конференции (Коломна 1-3 июня 2017 года) / под общ. ред. О.Б. Широких. - Коломна: ГСГУ, 2017. - с. 248-252.
74. Щетинина В.В. Формирование познавательной
самостоятельности дошкольника как психолого-педагогическая проблема / В.В. Щетинина // Научное отражение, 2017. - № 4 (8). - С. 47-52.
75. Юстус Т.И. Создание условий для становления инициативы дошкольников в детском саду: методические рекомендации / Т.И. Юстус, А.И. Дударева, Ю.А. Короткова, Е.А. Кривецкая, Н.М. Матвеюк. - Красноярск, 2015. - 44 с.
76. Bender L. Psyhological problems of children with organic brain disease. Amer: J. Ortopsyhiatr, - 1949. - v. 19. - P. 404-415.
77. Clements S.D. Learning disabilities who? - In: Special Education: Strategies for Educational Progress, Council for Exceptional Children. - №4, - 1966. - P. 188189.
78. Clements S.D., Peters I.E. Psihoeducational programming for children with minimal brain disfunctions. Ann. - N.Y.: - Acad. Sei., - 1973. - №205. - P. 4651.
79. Helland, T. Executive Functions in Dislexia / T. Helland, A. Asbjornsen //Cild Neuropsychol. 2000.
80. Hoza B., Mrug S. and other What Aspects of Peer Relationships Are Impaired in Children With Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder? // Journal of Consulting and Clinical Psychology. - 2005. - Vol. 73, No. 3. - p. 411-423.
81. Shatte H. Задержка развития. В кн.: Клиническая психиатрия. - М.: 1967. -С. 706-709.
82. Welsh, M.C., Pennington B.F., Grossier P.B. A normative- developmental study of executive function // Developmental Neuropsychology. 1991. -Vol. 7. - P. 131-149.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ