ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМАТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 12
§ 1.1. Самостоятельность как целевой ориентир на этапе завершения дошкольного детства 12
§ 1.2. Особенности сформированности самостоятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья 16
§ 1.3. Психолого-педагогические условия формирования самостоятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья 21
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 31
§ 2.1. Организация и методика проведения констатирующего эксперимента по выявлению особенностей сформированности самостоятельности у старших дошкольников с задержкой психического развития 31
§ 2.2. Анализ результатов исследования 37
§ 2.3. Образовательная программа по формированию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73
Приложение 83
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМАТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 12
§ 1.1. Самостоятельность как целевой ориентир на этапе завершения дошкольного детства 12
§ 1.2. Особенности сформированности самостоятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья 16
§ 1.3. Психолого-педагогические условия формирования самостоятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья 21
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 31
§ 2.1. Организация и методика проведения констатирующего эксперимента по выявлению особенностей сформированности самостоятельности у старших дошкольников с задержкой психического развития 31
§ 2.2. Анализ результатов исследования 37
§ 2.3. Образовательная программа по формированию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73
Приложение 83
Одна из главных задач современной системы образования - создание условий для раскрытия потенциала каждого ребенка. В Конституции Российской Федерации, «Концепции модернизации Российского образования», законе «Об образовании в Российской Федерации» и других нормативных документах сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.
Проблеме становления самостоятельности уделяли и уделяют внимание отечественные и зарубежные специалисты (Л.И. Божович, З.Н. Борисов, В.П. Мухина, Л. Колберг, Ж. Пиаже, Дж. Роттер и др.), однако вопрос о становлении данного интегративного качества личности дошкольников не решен в педагогической науке. В настоящее время не существует теоретических оснований формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в условиях образования.
В современных исследованиях самостоятельность дошкольников как объект исследования представлена в таких аспектах, как: познавательная самостоятельность (Г.Н. Гришкова, Т.В. Коломиец, М.Ю. Калашникова, В.В. Щетинина); самостоятельность как волевое качество личности (А.Ю. Козлова, О.П. Болотникова, А.С. Воронин); самостоятельности как фактор подготовки детей к обучению в школе (О.В. Зимонина, Т.И. Бабаева).
Воспитание самостоятельной личности является одним из запросов общества к дошкольным образовательным организациям. Формирование самостоятельности связано с такими изменениями в структуре личности, которые обусловливают превращение личности в субъект деятельности, требует способности предвосхищать результаты своей работы, самостоятельно преодолевать трудности и доводить дело до конца, критически оценивать достигнутые результаты и добиваться повышения их уровня за счет мобилизации собственных усилий, а также предполагает способность к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.
В связи с этим проблема исследования заключается в определении сущности понятия самостоятельность дошкольника, исследование ее особенностей и определение условий формирования у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Цель исследования: разработать образовательную программу для педагогов дошкольного образования по развитию самостоятельности с учетом выявленных особенностей.
Объект исследования: самостоятельность как целевой ориентир на этапе завершения дошкольного образования.
Предмет исследования: особенности сформированности самостоятельности у старших дошкольников с задержкой психического развития в условиях ДОО.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что:
1. Под самостоятельностью можно понимать способность планировать, регулировать и активно осуществлять свою деятельность без постоянного руководства и практической помощи извне.
2. У детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития самостоятельность недостаточно сформирована: способность планировать, регулировать и осуществлять свою деятельность без руководства взрослого или нормативно развивающихся сверстников.
3. Особенности сформированности самостоятельности у старших дошкольников с задержкой психического развития будут проявляться в не способности удерживать основную логику выполнения задания, не умении соотносить свои действия с правилами выполнения задания, не умении осуществлять самоконтроль на этапе завершения задания: не замечают и не исправляют допущенные ошибки, полагаются на внешний контроль со стороны взрослого.
Выдвинутая цель и гипотеза исследования определили следующие задачи:
1. Осуществить анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.
2. Провести эмпирическое исследование по выявлению особенностей сформированности самостоятельности у старших дошкольников с задержкой психического развития.
3. Разработать методические рекомендации в форме образовательной программы для педагогов дошкольного образования по формированию самостоятельности у детей с задержкой психического развития с учетом выявленных особенностей.
В современной педагогике проблема формирования самостоятельности детей дошкольного возраста, является одной из слабо разработанных, в связи с существующими противоречиями:
• между недостаточной разработанностью методик формирования самостоятельности как качества личности ребенка дошкольного возраста и потребностью дошкольных работников в соответствующих методических рекомендациях;
• между требованиями, при которых успешно должен протекать процесс формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста (отсутствие нормативной модели) и потребностью дошкольного образования в специалисте, готового к осуществлению формирования самостоятельности у детей.
Методы исследования определялись в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования применялись следующие методы:
• теоретические - анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, изучение медико- психолого-педагогической документации (личные дела, дефектологические представления);
• эмпирические - наблюдение за детьми в игровой деятельности, в процессе обследования;
• экспериментальные - проведение констатирующего эксперимента;
• качественная и количественная обработка экспериментальных данных.
Методологической и теоретической основой исследования являются:
• субъектно-деятельностный подход к развитию личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др.);
• положение о единстве сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн, Л.А. Венгер);
• личностно-ориентированный подход в дошкольной педагогике (Л.Н. Перелыгина, В.А. Петровский, В.В. Давыдов, И.С. Якиманская, Л.М. Кларин и др.).
База исследования: МБДОУ «Детский сад № 84 комбинированного вида» города Красноярска, осуществляющий свою образовательную деятельность по основной образовательной программе дошкольного образования и адаптированной образовательной программе для детей с задержкой психического развития. Дети с задержкой психического развития имеют заключение психолого-медико-педагогической комиссии, посещают группу комбинированной направленности.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
• определено понятие самостоятельности детей дошкольного возраста;
• описаны особенности проявления самостоятельности детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития;
• определены условия формирования самостоятельности у дошкольников с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования:
Разработанная образовательная программа содержит практический материал по организации и содержанию работы по формированию самостоятельности у дошкольников с задержкой психического развития в условиях образовательной организации, реализующей программы дошкольного образования. Она может быть полезна в практике развития и образования детей дошкольного возраста с задержкой психического развития воспитателям, инструкторам по физической культуре, учителям- дефектологам работающим в образовательной организации.
Исследование проводилось в три этапа:
На первом этапе проводилось накопление эмпирического материала: анализировался и обобщался отечественный и зарубежный опыт по проблеме исследования на основе научной и психолого-педагогической литературы, формировалась теоретическая концепция исследования, разрабатывался понятийный аппарат, подбирался диагностический инструментарий.
На втором этапе проведен констатирующий эксперимент, включающий изучение особенностей проявления самостоятельности дошкольниками с задержкой психического развития. Осуществлен анализ, обобщение, систематизация и описание полученных результатов исследования.
На третьем этапе разрабатывалась образовательная программа дошкольного образования по формированию самостоятельности у детей с задержкой психического развития с учетом выявленных особенностей.
Структура работы: исследовательская работа состоит из введения, двух глав исследования, методических рекомендаций в форме образовательной программы дошкольного образования, заключения, списка литературы, приложений.
Проблеме становления самостоятельности уделяли и уделяют внимание отечественные и зарубежные специалисты (Л.И. Божович, З.Н. Борисов, В.П. Мухина, Л. Колберг, Ж. Пиаже, Дж. Роттер и др.), однако вопрос о становлении данного интегративного качества личности дошкольников не решен в педагогической науке. В настоящее время не существует теоретических оснований формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в условиях образования.
В современных исследованиях самостоятельность дошкольников как объект исследования представлена в таких аспектах, как: познавательная самостоятельность (Г.Н. Гришкова, Т.В. Коломиец, М.Ю. Калашникова, В.В. Щетинина); самостоятельность как волевое качество личности (А.Ю. Козлова, О.П. Болотникова, А.С. Воронин); самостоятельности как фактор подготовки детей к обучению в школе (О.В. Зимонина, Т.И. Бабаева).
Воспитание самостоятельной личности является одним из запросов общества к дошкольным образовательным организациям. Формирование самостоятельности связано с такими изменениями в структуре личности, которые обусловливают превращение личности в субъект деятельности, требует способности предвосхищать результаты своей работы, самостоятельно преодолевать трудности и доводить дело до конца, критически оценивать достигнутые результаты и добиваться повышения их уровня за счет мобилизации собственных усилий, а также предполагает способность к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.
В связи с этим проблема исследования заключается в определении сущности понятия самостоятельность дошкольника, исследование ее особенностей и определение условий формирования у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Цель исследования: разработать образовательную программу для педагогов дошкольного образования по развитию самостоятельности с учетом выявленных особенностей.
Объект исследования: самостоятельность как целевой ориентир на этапе завершения дошкольного образования.
Предмет исследования: особенности сформированности самостоятельности у старших дошкольников с задержкой психического развития в условиях ДОО.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что:
1. Под самостоятельностью можно понимать способность планировать, регулировать и активно осуществлять свою деятельность без постоянного руководства и практической помощи извне.
2. У детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития самостоятельность недостаточно сформирована: способность планировать, регулировать и осуществлять свою деятельность без руководства взрослого или нормативно развивающихся сверстников.
3. Особенности сформированности самостоятельности у старших дошкольников с задержкой психического развития будут проявляться в не способности удерживать основную логику выполнения задания, не умении соотносить свои действия с правилами выполнения задания, не умении осуществлять самоконтроль на этапе завершения задания: не замечают и не исправляют допущенные ошибки, полагаются на внешний контроль со стороны взрослого.
Выдвинутая цель и гипотеза исследования определили следующие задачи:
1. Осуществить анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.
2. Провести эмпирическое исследование по выявлению особенностей сформированности самостоятельности у старших дошкольников с задержкой психического развития.
3. Разработать методические рекомендации в форме образовательной программы для педагогов дошкольного образования по формированию самостоятельности у детей с задержкой психического развития с учетом выявленных особенностей.
В современной педагогике проблема формирования самостоятельности детей дошкольного возраста, является одной из слабо разработанных, в связи с существующими противоречиями:
• между недостаточной разработанностью методик формирования самостоятельности как качества личности ребенка дошкольного возраста и потребностью дошкольных работников в соответствующих методических рекомендациях;
• между требованиями, при которых успешно должен протекать процесс формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста (отсутствие нормативной модели) и потребностью дошкольного образования в специалисте, готового к осуществлению формирования самостоятельности у детей.
Методы исследования определялись в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования применялись следующие методы:
• теоретические - анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, изучение медико- психолого-педагогической документации (личные дела, дефектологические представления);
• эмпирические - наблюдение за детьми в игровой деятельности, в процессе обследования;
• экспериментальные - проведение констатирующего эксперимента;
• качественная и количественная обработка экспериментальных данных.
Методологической и теоретической основой исследования являются:
• субъектно-деятельностный подход к развитию личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др.);
• положение о единстве сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн, Л.А. Венгер);
• личностно-ориентированный подход в дошкольной педагогике (Л.Н. Перелыгина, В.А. Петровский, В.В. Давыдов, И.С. Якиманская, Л.М. Кларин и др.).
База исследования: МБДОУ «Детский сад № 84 комбинированного вида» города Красноярска, осуществляющий свою образовательную деятельность по основной образовательной программе дошкольного образования и адаптированной образовательной программе для детей с задержкой психического развития. Дети с задержкой психического развития имеют заключение психолого-медико-педагогической комиссии, посещают группу комбинированной направленности.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
• определено понятие самостоятельности детей дошкольного возраста;
• описаны особенности проявления самостоятельности детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития;
• определены условия формирования самостоятельности у дошкольников с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования:
Разработанная образовательная программа содержит практический материал по организации и содержанию работы по формированию самостоятельности у дошкольников с задержкой психического развития в условиях образовательной организации, реализующей программы дошкольного образования. Она может быть полезна в практике развития и образования детей дошкольного возраста с задержкой психического развития воспитателям, инструкторам по физической культуре, учителям- дефектологам работающим в образовательной организации.
Исследование проводилось в три этапа:
На первом этапе проводилось накопление эмпирического материала: анализировался и обобщался отечественный и зарубежный опыт по проблеме исследования на основе научной и психолого-педагогической литературы, формировалась теоретическая концепция исследования, разрабатывался понятийный аппарат, подбирался диагностический инструментарий.
На втором этапе проведен констатирующий эксперимент, включающий изучение особенностей проявления самостоятельности дошкольниками с задержкой психического развития. Осуществлен анализ, обобщение, систематизация и описание полученных результатов исследования.
На третьем этапе разрабатывалась образовательная программа дошкольного образования по формированию самостоятельности у детей с задержкой психического развития с учетом выявленных особенностей.
Структура работы: исследовательская работа состоит из введения, двух глав исследования, методических рекомендаций в форме образовательной программы дошкольного образования, заключения, списка литературы, приложений.
Проблема формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста с ЗПР, определение ее понятия и условий становления являются актуальной в условиях новой нормативно-правовой базой дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья: ФГОС ДО, Примерная АООП ДО детей с ЗПР, а также недостаточности научно-практических исследований и методических материалов, позволяющих работниками дошкольного образования грамотно планировать содержание коррекционно-развивающей и образовательной деятельности с детьми с задержкой психического развития.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволил определить понятие самостоятельности как волевое качество личности, которое опирается на мнение А.С Воронина, под самостоятельностью понимается способность планировать, регулировать и активно осуществлять какую-либо деятельность без помощи извне (взрослый, ребенок), выявить особенности сформированности самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР:
последовательное использование помощи взрослого при самостоятельном выполнении деятельности; выполнение действий по наглядной инструкции с ориентировкой на внешний контроль, на помощь взрослого; удерживают общую цель деятельности; довольны проделанной работой, не зависимо от результата: не оценивают результат с точки зрения содержания задания.
Особенности проявления самостоятельности в деятельности и поведении у детей дошкольного возраста с ЗПР в значительной мере отражают специфику задержки психического развития как своеобразной формы аномального развития психики. Недостаточная сформированность самостоятельной деятельности и поведения является тормозящим фактором когнитивного и личностного развития ребенка с ЗПР, а также одной из причин, порождающих трудности в образовательной деятельности. Организованный в соответствии с ФГОС ДО воспитательно-образовательный процесс сам по себе не оказывает достаточного влияния на формирование самостоятельности у детей с ЗПР, для качественного улучшения показателей проявления самостоятельности данной категории детей, необходимо создание специальных психолого-педагогических условий.
В рамках проведения эмпирического исследования нами был подобран диагностический комплекс и разработаны критерии оценки результатов, применение его для определения уровня сформированности самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Комплекс включает в себя диагностические задания на выявление уровня сформированности таких компонентов самостоятельности, как: «Способность планировать деятельность», «Способность регулировать деятельность», «Способность осуществлять свою деятельность без помощи извне». В результате качественной оценки экспериментальных данных выявлены следующие особенности сформированности самостоятельности у детей с ЗПР: дети не способны удерживать основную логику выполнения задания; не умеют соотносить свои действия с правилами выполнения задания; не умеют осуществлять самоконтроль на этапе завершения задания; не замечают и не исправляют допущенные ошибки; полагаются на внешний контроль со стороны взрослого.
С целью исключения данных особенностей нами разработаны методические рекомендации в форме образовательной программы дошкольного образования, состоящие из описания образовательной деятельности в соответствии с направлениями формирования самостоятельности, описание форм, способов, методов и средств реализации образовательной деятельности, способы и направления поддержки детской инициативы и самостоятельности, формы взаимодействия детского сада с родителями (законными представителями) в рамках реализации образовательной деятельности направленные на формирование самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Мы полагаем, что данные методические рекомендации, будут способствовать исключению выявленных в рамках эмпирического исследования особенностей сформированности самостоятельности и успешному формированию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволил определить понятие самостоятельности как волевое качество личности, которое опирается на мнение А.С Воронина, под самостоятельностью понимается способность планировать, регулировать и активно осуществлять какую-либо деятельность без помощи извне (взрослый, ребенок), выявить особенности сформированности самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР:
последовательное использование помощи взрослого при самостоятельном выполнении деятельности; выполнение действий по наглядной инструкции с ориентировкой на внешний контроль, на помощь взрослого; удерживают общую цель деятельности; довольны проделанной работой, не зависимо от результата: не оценивают результат с точки зрения содержания задания.
Особенности проявления самостоятельности в деятельности и поведении у детей дошкольного возраста с ЗПР в значительной мере отражают специфику задержки психического развития как своеобразной формы аномального развития психики. Недостаточная сформированность самостоятельной деятельности и поведения является тормозящим фактором когнитивного и личностного развития ребенка с ЗПР, а также одной из причин, порождающих трудности в образовательной деятельности. Организованный в соответствии с ФГОС ДО воспитательно-образовательный процесс сам по себе не оказывает достаточного влияния на формирование самостоятельности у детей с ЗПР, для качественного улучшения показателей проявления самостоятельности данной категории детей, необходимо создание специальных психолого-педагогических условий.
В рамках проведения эмпирического исследования нами был подобран диагностический комплекс и разработаны критерии оценки результатов, применение его для определения уровня сформированности самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Комплекс включает в себя диагностические задания на выявление уровня сформированности таких компонентов самостоятельности, как: «Способность планировать деятельность», «Способность регулировать деятельность», «Способность осуществлять свою деятельность без помощи извне». В результате качественной оценки экспериментальных данных выявлены следующие особенности сформированности самостоятельности у детей с ЗПР: дети не способны удерживать основную логику выполнения задания; не умеют соотносить свои действия с правилами выполнения задания; не умеют осуществлять самоконтроль на этапе завершения задания; не замечают и не исправляют допущенные ошибки; полагаются на внешний контроль со стороны взрослого.
С целью исключения данных особенностей нами разработаны методические рекомендации в форме образовательной программы дошкольного образования, состоящие из описания образовательной деятельности в соответствии с направлениями формирования самостоятельности, описание форм, способов, методов и средств реализации образовательной деятельности, способы и направления поддержки детской инициативы и самостоятельности, формы взаимодействия детского сада с родителями (законными представителями) в рамках реализации образовательной деятельности направленные на формирование самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Мы полагаем, что данные методические рекомендации, будут способствовать исключению выявленных в рамках эмпирического исследования особенностей сформированности самостоятельности и успешному формированию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Подобные работы
- КОРРЕКЦИЯ ДИСКАЛЬКУЛИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТА «МАЛЕНЬКИЕ ЛОГИКИ»
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2022 - Формирование связной устной речи у старших дошкольников с задержкой психического развития (рассказывание по картине)
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2021 - ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКОВ САМООРГАНИЗАЦИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2022 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПРЕДМЕТНОГО
СЛОВАРЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Бакалаврская работа, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2018 - Система коррекционной работы по развитию пространственной ориентировки у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством изобразительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2021 - Обучение устной монологической речи старших дошкольников с
задержкой психического развития и умственной отсталостью
посредством игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4640 р. Год сдачи: 2019 - Формирование связной устной речи у старших дошкольников с
задержкой психического развития (рассказывание по картине)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Система коррекционной работы по развитию пространственной
ориентировки у старших дошкольников с задержкой психического
развития посредством изобразительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021



