ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
1.1. Понятие “Информационные технологии”. Формы и методы использования
информационных технологий. Сферы применения в образовательном пространстве 7
1.2. Технологии формирования ИКТ компетенции на уроках
обществознания 15
1.3. Типы уроков с применением ИКТ технологий на уроках обществознания. Использование информационных
технологий 18
Выводы к 1 главе 41
Глава 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ
ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
2.1. Выбор эффективных технологий для серии уроков 42
2.2. Применение технологии дополнительной реальности в 7 классе 43
2.3. Применение открытого контента на уроках обществознания 69
2.4. Применение технологии визуализации данных на уроках
обществознания 72
2.5. Применение аудио-видео технологий и методов на уроках обществознания
в 7 классе 76
2.6. Использование электронных книг на уроках обществознания 84
2.7. Применение инструментов отслеживания прогресса 87
Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ ИКТ
ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ 91
Заключение 99
Список использованных источников 101
Приложение 1 105
Актуальность исследования. В современном мире формирование ИКТ компетенции на уроках составляют чуть ли не одну из важных задач, наравне с познавательной и рефлексивной, предметной и других. Это связано с тем, что современное общество переходит к компьютеризации всех сфер жизни, в том числе в образовании.
Таким образом, в сфере современного образования появилось такое понятие как информационно-коммуникационная компетентность. ИКТ компетентность - одна из ключевых компетенций современного человека. Поэтому важнейшей задачей учителя сегодняшнего времени является совершенствование собственных знаний в области ИКТ и формирование таких знаний у учащихся. Педагог, который “идет в ногу со временем”, чтобы быть профессионально востребованном, как в своей сфере преподавания, так и в обществе должен активно обращаться и использовать информационно-коммуникативные технологии в своей деятельности.
В современности люди отдают предпочтение визуальному способу получения информации. Во многом визуальные образы начали преобладать над текстовыми. С помощью применения мультимедийных технологий можно совершить максимальное погружение ученика в обществоведческую среду, что способствует лучшему запоминанию информации через яркие образы и представления о современном мире.
В период широкого применения дистанционного обучения в школах, формирование ИКТ компетенций на уроках обществознания у школьников требует наиболее сконцентрированного внимания на методах и приемах применения ИКТ технологий в современной школе.
Применение в практике преподавания обществознания информационно коммуникативных технологий способствуют повышению интеллектуальной активности обучающихся и мотивацию к познавательной деятельности, также наблюдается развития навыков оригинально решения ситуационных проблем, творческого подхода к решению обществоведческих задач.
Именно поэтому мы выбрали тему выпускной квалификационной работы: “Формирование ИКТ компетенции у школьников на уроках обществознания”. Применение ИКТ способствует формированию у обучающихся навыков самостоятельного приобретения знаний. Также информационные технологии стали неотъемлемой частью общества и оказывают влияние на процессы обучения и систему образования в целом.
Степень изученности темы. Тема формирования ИКТ компетенции в современной школе активно исследуется, расширяется и применяется. В данной работе использованы труды отечественных и зарубежных исследователей. Вопросы, связанные с формированием информационной компетенции в разных аспектах рассматривались в работах отечественных исследователей таких как: В. А. Болотова, Б. С. Гершунского, Н. И. Гендиной, М. П. Лапчика и других исследователей. В.А. Болотов совместно с Г.А. Бардовским, Ю.И. Журавлевым занимались вопросами модернизации современного образования и внедрения в образовательную среду информационные технологии. Их коллеги П.К. Анохин, В.Г. Афанасьев занимались системным анализом социальных процессов, явлений и объектов посредством применения
информационно-коммуникационных технологий в обучении. Также исследованиями в этой области занимались Б.С. Гершунский, А.А. Кузнецов, И.В. Роберт, в своих работах они выдвинули такое положение, что при наличии телекоммуникационного канала компьютер может выступать не только посредником в обучении между педагогом и учащимися, но и брать на себя часть учебного процесса. Н.И. Гендина в своих работах, в том числе в научных статьях, уделяет внимание медиаобразованию и медиа-информационной грамотности. М.П. Лапчик разработал пособие для педагогов разных предметных направлений для формирования ИКТ компетенции и информатизации педагогического образования.
...
Использования Информационных технологий значительно повышает эффективность процесса обучения благодаря его индивидуализации , расширению наглядности, наличия обратной связи. Это связано с тем, что с помощью некоторых традиционных технологий на уроках обществознания, позволяет во многом реализовать информационные технологии. Они позволяют оперировать большим объемом знаний и информации, реализовывая возможность лучшего усвоения материала, оптимизировать учебный процесс и повысить мотивацию учащихся к учебно-познавательной деятельности.
С помощью разработанных приемов и методов применения ИКТ технологий на уроках обществознания способствуют формированию у учащихся таких компетенции как развитие исследовательских и организационных навыков с помощью ИКТ технологий - собирать и анализировать материалы из различных источников, оценивать различные мнения и версии, собирать доказательную базу и грамотно ее применять; развитие интеллектуальных способностей - формированию критического мышления, умения анализировать различные события и идеи, делать обоснованные выводы, выстраивать цепочку доказательств, умения различать факты и точки зрения, анализировать полученную информацию.
В период широкого применения дистанционного обучения в школах, формирование ИКТ компетенций на уроках обществознания у школьников требует наиболее сконцентрированного внимания на методах и приемах применения ИКТ технологий в современной школе.
Применение в практике преподавания обществознания информационнокоммуникативных технологий способствуют повышению интеллектуальной активности обучающихся и мотивацию к познавательной деятельности, также наблюдается развития навыков оригинально решения ситуационных проблем, творческого подхода к решению обществоведческих задач.
В практической части дипломной работы нами были предложены способы реализации методов и технологий для формирования ИКТ компетенции на уроках обществознания в среднем звене общеобразовательной школы по различным разделам и темам школьной программы.
Степень реализации каждой из предложенных технологий повышает уровень вовлеченности обучающихся в образовательный процесс. Обучающиеся непосредственно участвуют в каждом этапе урока, повышается интерес в учебно-образовательной деятельности.
Эффективность применения технологий наглядно показана в третьей главе дипломной работы.
1. Анисимов П.Ф. Новые информационные и образовательные технологии, как фактор модернизации учебного заведения. // СПО. - 2004 г. №6. С. 2
2. Ваисова Л.М. Информационные технологии в проектной деятельности по истории и обществознанию.// Журнал “Преподавание истории в школе”. 2007 г. №2
3. Гендина Н.И. Медиаобразование в библиотечной сфере: основания для реализации нового направления подготовки кадров и обучения медийно-информационной грамотности граждан в библиотеке.// 2017 г.
4. Гендина Н.И. Информационная грамотность или информационная культура: альтернатива или единство.// 2003 г.
5. Дворецкая А.В. Основные типы компьютерных средств обучения.// “Педагогические технологии”. - 2004 г. №2. С. 7
6. журнала “Исследователь”.- 2012 г.
7. Захарова И.Г.. Интернет в гуманитарном образовании. - М:, 2012.
8. Ивановский Р.И.. Информационные технологии в образовании. - М., 2013.
9. Игумнова Е.А. Радецкая И.В. Квест - технология в образовании. - 2016 г.
10. Матроса Д.Ш.. Интерактивное образование. “Электронная газета”. № 12-13, октябрь 2012.
11. Пестрякова Т. А. Использование технологии Веб-квест как средство активизации познавательной деятельности студентов: г. Шарья, 2016 г. - 25 с.
12. Суворова Н.. Интерактивное обучение : Новые подходы. Учитель- 2000. №1
13. Селевко Г.К.. Современные образовательные технологии. Москва. 1998 г.
14. Теория и практика дистанционного обучения.// Под редакцией Е.С.
Полит. М. 2001 г.
15. Торой В.В. Проблема использования информационных технологии и преподавании предметов социально-гуманитарного цикла.// Журнал “Преподавание истории в школе”. 2007 г. №2
... всего 36 источников