ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СФОРМИРОВАННОСТИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 8
1.1 Учебная мотивация обучающихся с задержкой психического развития как
один из личностных результатов начального общего образования 8
1.2 Особенности сформированности учебной мотивации обучающихся
вторых классов с задержкой психического развития 12
1.3. Психолого-педагогические подходы к оцениванию и формированию учебной мотивации у обучающихся с задержкой психического развития 22
Глава 2. СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ОЦЕНКЕ СФОРМИРОВАННОСТИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВТОРЫХ КЛАССОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 31
2.1 Эмпирическое исследование сформированности учебной мотивации у
обучающихся вторых классов с задержкой психического развития 31
2.2 Результаты эмпирического исследования сформированности учебной
мотивации у обучающихся вторых классов с задержкой психического развития 36
2.3 Программа внеурочной деятельности по формированию учебной
мотивации у обучающихся второго класса с задержкой психического развития 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 74
ПРИЛОЖЕНИЯ 83
В пространстве современного образования с введением инклюзивной формы обучающиеся имеющие ограниченные возможности здоровья (далее с ОВЗ) становятся активными участниками педагогического процесса. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», инклюзивным считается образование, при котором для всех обучающихся обеспечивается равный доступ к получению образования с учетом имеющихся индивидуальных возможностей и особых разнообразных образовательных потребностей [41].
Содержание образования, его условия регламентируются федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее ФГОС НОО) для детей с ОВЗ.
В адаптированной основной общеобразовательной программе (далее АООП) заложена совокупность обязательных результатов её освоения: личностных, метапредметных, предметных. Где личностные результаты, также включают «сформированность мотивации к обучению и познанию», что определяет актуальность представленной работы [42].
В период получения начального образования игру сменяет учебный процесс, поэтому этот период является, благоприятным для формирования стремления учится, становления учебной мотивации. Исполнение образовательного стандарта предполагает развитие личности обучающегося, возможность успешной социализации детей с ОВЗ соразмерно с требованиями современного общества.
В соответствии со статьей 2 ФЗ «Об образовании в РФ», к категории обучающихся с ОВЗ относятся дети имеющие задержку психического развития (далее ЗПР). В федеральном стандарте предполагается, что данные обучающиеся получают образование, которое полностью соответствует по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. В АООП ОВЗ предусмотрены сроки обучения, где Вариант 7.1 предусматривает сроки обучения такие же, что и у обучающихся не имеющие ограниченных возможностей. В дополнение к этому за счет введения первого дополнительного класса дети с ЗПР могут получать образование в пролонгированные сроки обучения по Вариант 7.2 [41, 42].
Одним из направлений в коррекционной работе согласно ФГОС ОВЗ, являются: обеспечение ребенку успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учебе, ситуации школьного обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению. А результаты освоения должны отражать способность усваивать новый учебный материал, адекватно включаться в классные занятия [42].
Ряд исследователей (Т. П. Артемьева, Т. А. Власова, В. И. Лубовский, Н. Л. Белопольская, Н. А. Цыпина, В. Н. Брайтфельд, Н. В. Чаркина и др.) отмечают, что обучающиеся с ЗПР обладают низким уровнем регуляции произвольной сферы, снижение интереса к учебе. Данная категория обучающихся в большинстве случаев не может справится с трудностями, возникающими при обучении, чаще реагирует неадекватными эмоциональными реакциями: злостью, обидой . В своих трудах Л. С. Выготский отмечал, что имеющийся дефект приводит к нарушению связей с социумом, культурой как источником развития и прочно связан с дефектом адаптационных возможностей. Что создаёт существенные затруднения в учебной деятельности [3, 5, 9, 18, 52].
Здесь можно отметить определенные противоречия, в требования представленных в ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ, и недостаточно полно разработанными психолого-педагогическими средствами по формированию учебной мотивации обучающихся вторых классов с задержкой психического развития.
Цель исследования: разработать программу внеурочной деятельности по развитию учебной мотивации у обучающихся второго класса с задержкой психического развития с учетом выявленных особенностей их сформированности.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические аспекты сформированности учебной мотивации обучающихся вторых классов с задержкой психического развития.
2. Провести эмпирическое исследование сформированности учебной мотивации обучающихся вторых классов с задержкой психического развития.
3. Выделить особенности в формировании учебной мотивации обучающихся вторых классов с задержкой психического развития.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, наблюдение за детьми в учебной деятельности, в процессе обследования; констатирующий эксперимент; качественная и количественная обработка экспериментальных данных.
Экспериментальное исследование осуществлялось на базе муниципального автономного образовательного учреждения средней школе №154 города Красноярска. В исследовании приняли участие 20 обучающихся второго класса с задержкой психического развития.
Объект исследования: учебная мотивация обучающихся вторых классов.
Предмет исследования: особенности сформированности учебной мотивации второклассников с задержкой психического развития
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что:
1. Учебная мотивация новообразование психического развития
школьников, возникающее в ходе осуществления обучающимся активной учебной деятельности (по А. К. Марковой).
У обучающиеся второго класса с задержкой психического развития будут иметь место особенности сформированности учебной мотивации, которые будут выражаться в преобладание среднего и низкого уровня учебной мотивации.
3. Выявленные особенности, возможно, проявятся недостаточной выраженностью познавательного мотива, неумении справляться с трудностями, возникающими при обучении, недостаточной самостоятельности, неадекватной самооценке, проявлении отрицательных эмоций к процессу обучения.
Методологической и теоретической основой исследования послужили положения общей, возрастной и специальной психологии и педагогики:
- положение о понимании мотивации как высшей форме регуляции психических процессов и деятельности (Л. И. Божович, Е. П. Ильин);
- о единстве нормального и аномального развития (Л. С. Выготский);
- научные исследования, связанные с обучением детей с задержкой психического развития (Т. А. Власовой, М. С. Певзнер);
- теория соотношения интересов и мотивов в учебной деятельности (А. К. Маркова, Д. Б. Эльконин, Г. И. Щукина, Е. А. Макеева).
Методы исследования:
1. Библиографический метод;
2. Анализ и обобщение экспериментальных данных, полученных при проведении эмпирического исследования;
3. Метод количественной и качественной обработки экспериментальных данных.
Организация исследования. Исследование осуществлялось на базе муниципального автономного образовательного учреждения средняя школа №154 города Красноярска. Для проведения эмпирического исследования была сформирована экспериментальная группа из 20 обучающихся с задержкой психического развития.
Исследование проводилось в течение 2017-2019 годов в три этапа:
I. аналитический этап: (сентябрь 2017 г. - август 2018 г.) изучение
и анализ психолого-педагогической литературы, формулирование цели, гипотезы и задач исследования, составление плана исследования.
II. экспериментальный этап: (сентябрь 2018 г. - декабрь 2018 г.)
проведение эмпирического исследования.
III. заключительно-обобщающий этап: (январь 2019 г. - ноябрь 2019
г.) анализ результатов эмпирического исследования, составление методических рекомендаций по формированию учебной мотивации второклассников с задержкой психического развития, оформление результатов.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что уточнены и дополнены имеющиеся научные сведения об особенностях сформированности учебной мотивации обучающихся вторых классов с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования заключается в том, что нами предложена программа внеурочной деятельности по развитию учебной мотивации у обучающихся второго класса с задержкой психического развития.
Апробация результатов исследования осуществлялась через:
• Участие в научно-практической конференции краевого уровня (Красноярск, 2019);
• По теме магистерской диссертации опубликовано 2 работы (Красноярск, 2019; Москва, 2019).
Структура и объем работы: включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.
Изучение особенностей сформированности учебной мотивации у обучающихся второго класса с задержкой психического развития, проведённое нами, имеет теоретическую и практическую значимость и основывается на актуальности рассматриваемого вопроса.
Актуальность работы основана на необходимости формирования учебной мотивации у обучающихся с задержкой психического развития изложенной в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обучающихся с ОВЗ. Самой многочисленной группой обучающихся с ограниченными возможностями здоровья являются дети с ЗПР, которые пополняют растущее число инклюзивных классов при этом, остаются недостаточно разработанными психолого-педагогических средства для реализации поставленной государством задачи.
В связи с этим целью нашего исследования стало - разработка программы внеурочной деятельности по развитию учебной мотивации у обучающихся второго класса с задержкой психического развития с учетом выявленных особенностей их сформированности.
Достижению поставленной цели способствовали следующие шаги:
В первой главе нашего исследования были рассмотрены теоретические аспекты сформированности учебной мотивации у обучающихся второго класса с задержкой психического развития. Анализ литературных источников показал, что формирование учебной мотивации является важнейшей задачей на этапе начальной школы и уровень сформированности учебной мотивации свидетельствует о готовности обучающегося к переходу на следующую ступень обучения. Кроме того научное сообщество отмечает, что у обучающихся с задержкой психического развития игровые интересы преобладают над учебными, а так же выделяется ряд особенностей сформированности учебной мотивации: преобладание среднего и низкого уровня учебной мотивации, преобладании социальных мотивов. В рамках решения первой задачи нами были проанализированы психолого-педагогические подходы к оценке и формированию учебной мотивации у обучающихся с задержкой психического развития.
Проведение эмпирического исследования по выявлению особенностей учебной мотивации обучающихся вторых классов с ЗПР было организовано в рамках решения второй задачи исследования. Исследованием было охвачено 20 обучающихся второго класса с задержкой психического развития (вариант 7.1) на базе МАОУ «Средняя школа № 154» города Красноярска.
Для решения этой задачи и на основании проведённого анализа диагностических процедур в первой главе, нами были выбраны три методики, позволяющие оценить уровень сформированности учебной мотивации:
1. методика «Диагностика уровня школьной мотивации учащихся начальных классов» (Л. И. Божович);
2. методика «Отношение к учению» адаптированный Г. А. Карповой, Т. П. Артемьевой;
3. методика «Что мне нравится в школе» Н. Г. Лускановой.
По блокам были выделены три уровня сформированности учебной мотивации: высокий, средний и низкий.
• Анализу были подвергнуты результаты, полученные по всем трём методикам и он показал, что у обучающихся второго класса с задержкой психического развития по всем показателям преобладает средний и низкий уровень развития учебной мотивации. Выявленные особенности, проявлялись в недостаточной выраженностью познавательного интереса, неумении справляться с трудностями, возникающими при обучении, недостаточной самостоятельности, неадекватной самооценке, проявлении отрицательных эмоций к процессу обучения.
В результате проделанной работы нам удалось выделить следующие особенности сформированности учебной мотивации у обучающихся вторых классов с задержкой психического развития:
• преобладание внешнего и игрового мотива;
• познавательный мотив не занимает лидирующего места среди других учебных мотивов;
• ценностное отношение к ситуации учения является менее выраженным.
• преобладание низкого уровня эмоционального мотива, говорит о том, что находясь в школе, обучающиеся с ЗПР возможно, испытывают эмоциональный дискомфорт, какие-либо трудности, психическое напряжение.
• доминирование среднего и высокого уровня внешнего мотива в представленной группе обучающихся показывает необходимость в одобрение, помощи, контроле, оценке и постоянном побуждении к учебным действиям со стороны взрослых.
Составленная программа внеурочной деятельности по формированию учебной мотивации у обучающихся с задержкой психического развития, представленная нами в данной работе, является доказательством достижения, запланированной нами цели исследования. Основной особенностью которых является организация совместной деятельности обучающихся с задержкой психического развития и нормой развития, поскольку специально организованная совместная деятельность таких обучающихся на наш взгляд является одним из компенсаторных механизмов для развития обучающихся с ЗПР.
Представленная программа внеурочной деятельности может быть использована учителями начальных классов, учителями-дефектологами, педагогами дополнительного образования при организации внеурочной деятельности, часть заданий и задач может быть использована при организации индивидуальных и групповых занятий для обучающихся с низким уровнем сформированности учебной мотивации.
Материалы представляют собой оконченное исследование, проведённое в соответствии с поставленной целью, задачами и этапами. Гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования, подтверждена результатами констатирующего эксперимента.
Таким образом, доказано, что обучающиеся второго класса с задержкой психического развития имеют характерные особенности сформированности учебной мотивации, для устранения которых требуется специально организованная деятельность.
1. Алексеева, М. И. Мотивы обучения учащихся [Текст] / М. И. Алексеева. - М.: Советская школа, 2011. - 120 с.
2. Алендеева, О. М. Шаги к успешности. 2 класс. Программа по развитию познавательных процессов и формированию универсальных учебных действий младших школьников [Текст]: учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений / О. М. Алендеева. - Чебоксары: Перфектум, 2015. - 137 с.
3. Артемьева, Т. П. Педагогическая диагностика и коррекция задержки психического развития учащихся начальных классов: учебное пособие [Текст] / Т. П. Артемьева, Г. А. Карпова. - Екатеринбург, 2002. - 121 с.
4. Бадмаева, Н. Ц. Мотивация умственной деятельности [Текст]: монография / Н. Ц. Бадмаева. - Улан-Удэ : Издво ВСГТУ, 2004. - 160 с.
5. Белопольская, Н. Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития [Текст] / Н. Л. Белопольская - Москва : Когито-Центр, 2009. - 183 , [5] с. : ил.; ISBN 978-5-89353-278-4 (в пер.)
6. Блинова, Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб.пособие [Текст] / Л. Н. Блинова. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. - 136 с.
7. Божович, Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка [Текст] / Л. И. Божович // Изучение мотивации поведения детей и подростков : сборник экспериментальных исследований / ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежина. - Москва : Педагогика, 1972. - С. 7-44.
8. Болгарова, М. А. Своеобразие развития познавательного интереса у учащихся с задержкой психического развития младшего школьного возраста [Текст] / М. А. Болгарова // Специальное образование. - 2007. - № 4 (8). - С. 23-29.
9. Брайтфельд, В. Н. Мотивация учебной деятельности младших подростков с задержкой психического развития. [Текст] : дис. ... канд. пед. наук :19.00.10 / Брайтфельд Вера Николаевна. - Москва, 1999. - 148 с. - Библиогр.: с. 114-124.
10. Булатова, О. В. Особенности познавательного интереса у младших школьников с задержкой психического развития [Текст] / О. В. Булатова // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 10. - С. 327-333.
11. Булатова, О.В. Познавательный интерес в структуре общей способности к учению у младших школьников с задержкой психического развития / О. В. Булатова // Сибирский психологический журнал. - 2010. - № 37. - С. 30-34.
12. Валеева, Р. К. Педагогические условия формирования учебной мотивации младших школьников в условиях безотметочного обучения [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Валеева Рита Кадыровна. - Москва, 2004. -164 с. - Библиогр.: с. 141-153.
13. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии. Собрание сочинений: в 6-ти т.: Т. 6. Научное наследство / Л. С. Выготский; под ред. М.Г.Ярошенко [Текст] - М.: Педагогика, 1984. - 400с.
14. Гани, С. В. Развитие мотивации в младшем школьном
возрасте школьников [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 19.00.13 / Гани
Светлана Вячеславовна. - Москва, 2009. -199 с. - Библиогр.: с. 151-163. - 04201000221
15. Гин, С. Мир загадок: программа и методические рекомендации по внеурочной деятельности в начальной школе: пособие для учителя / Школа креативного мышления [Текст] / С. Гин. - 3-е изд., доработ. - М.: ВИТА- ПРЕСС, 2018. - 112 с.
16. Горбунова, Н. Е. Формирование школьной мотивации у младших школьников с задержкой психического развития / Н. Е. Горбунова, Е. В. Хлыстова // В книге: Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза: материалы межрегион. научн-практич. конф. студентов, аспирантов, магистрантов и слушателей / под ред. И. А. Филатова, О. Г. Нугаева. - Екатеринбург, - 2011. - С. 239-240.
17. Григорян, С. Т. Формирование мотивации учения школьников: метод. рек. [Текст] / С. Т. Григорян ; Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина. - М. : [б. и.], 1982.
18. Дети с ЗПР [Текст] / под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. - М.: Педагогика, 1994. - 256 с.
19. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов КРО [Текст] / под ред. С. Г. Шевченко. - М.: Аркти, 2001. - 224 с.
20. Дубовицкая, Т. Д. К проблеме диагностики учебной мотивации / Дубовицкая Т. Д. // Вопросы психологии. - 2005.- № 1.- С. 73-78.
21. Дюжева, О. А. Педагогические условия формирования учебной мотивации школьников [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Дюжева Ольга Александровна. - Кострома, 2010. - 199 с. - Библиогр.: с. 165-184. - 04201003396.
22. Елизарова, Т. В. Развитие познавательной активности младших школьников с задержкой психического развития с помощью информационно-коммуникационных технологий / Т. В. Елизарова // Вестник ГОУ ДПО ТО "ИПК и ППРО ТО". Тульское образовательное пространство. - 2017. - № 1. - С. 69-72.
23. Емелина, Д. А. Задержки темпа психического развития у детей (обзор литературных данных) / Д. А. Емелина, И. В. Макаров // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. - 2011. - №3. - С. 11-16.
24. Жаринова, Н. Д. Дети с задержкой психического развития в общеобразовательном классе. Монография [Текст] / Н. Д. Жаринова. - Тюмень: ТОГИРРО, 2011. - 132с.
25. Забрамная, С. Д. От диагностики к развитию. Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ. Серия «Школа для всех» [Текст] / С. Д. Забрамная. - М.: Новая школа,1998. - 144 с.
26. Ибрагимова, С. И. Особенности познавательного интереса у дошкольников и младших школьников с задержкой психического развития / С. И. Ибрагимова // Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации сборник статей XI Международной научно - практической конференции. - Пенза, 2017. - С. 141-143.
27. Ильин, Е. П. - Мотивация и мотивы [Текст] / Е. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2011 - 512 с.
28. Казанцева, Л. А. К проблеме особенностей школьной мотивации младших школьников с задержкой психического развития / Л. А. Казанцева, Н. В. Карпушкина, И. А. Конева // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2017. - № 12 (часть 2) - С. 361-364.
29. Карпова, Е. В. Структура и генезис мотивационной сферы личности в учебной деятельности [Текст]: монография / Е. В. Карпова. - Ярославль: ЯГПУ, 2007. - 570 с.
30. Князева, Т. Н. Я учусь учиться: психологический курс развивающих занятий для младших школьников [Текст] / Т. Н. Князева. - М.: АРКТИ, 2004. - 204 с.
31. Кошкина, Н. К. Мотивация учебной деятельности младших
школьников [Электронный ресурс] // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XXXIV междунар. студ. науч. - практ. конф. - Новосибирск, 2015 - № 7(34). - Режим доступа: URL:
http://sibac.info/archive/guman/7(34).pdf(20.11.2019).
32. Крупенникова, И. В. Проблема формирования учебной мотивации младших школьников с задержкой психического развития / И. В.
Крупенникова // Ярославский педагогический вестник. - 2008. - № 2 (55). С. 79-86.
33. Крупенникова, И. В. Учебная мотивация младших школьников с ЗПР при переходе в классы основного звена [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 19.00.07 / Крупенникова Ирина Валентиновна. - Ярославль, 2008. - 199 с. - Библиогр.: с. 190-213.
34. Кулагина, И. Ю. Мотивация отстающих в учении школьников [Текст] / И. Ю. Кулагина // Журнал практического психолога. - 2005. - №4. - С.123-141.
35. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность: учебное пособие [Текст] / А. Н. Леонтьев. - Москва : Смысл : Академия, 2004. - 352 с. : ил.
36. Лубовский, В. И. Психологические проблемы задержки психического развития Психология детей с задержкой психического развития: хрестоматия. [Текст] / В. И. Лубовский, Л. В. Кузнецова СПб.: Речь, 2002. С. 295-306.
37. Лусканова, Н. Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении: методические рекомендации [Текст] / Н. Г. Лусканова. - М.: «Фолиум», 1993. - 64 с. - С.19-22.
38. Макеева, Е. А. Особенности мотивации учения младших школьников с задержкой психического развития [Текст] : дисс. ... канд. психол. наук : 19.00.10 / Макеева Елена Алексеевна. - Нижний Новгород. 2004. - 223 с. - Библиогр.: с. 160-180.
39. Маркова, А. К., Формирование мотивации учения [Текст] кн. для учителя / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б.Орлов. - М.: Просвещение, 1990. -192 с. - (Психологическая наука - школе). - Библиогр. в конце глав. - ISBN 5-09-001744-1 (в пер.)
40. Нартова, О. В. Педагогические условия формирования мотивации учебной деятельности учащихся в открытом образовательном пространстве [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Нартова Оксана Викторовна. - Барнаул, 2011. - 259 с. - Библиогр.: с. 199-222. - 04201102888.
41. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]:
федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ - Режим доступа:
URL:http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html(02.06.2018).
42. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]: приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598 Система ГАРАНТ Режим доступа: URLhttp://base.garant.ru/70862366/#ixzz66yg88cbJ(03.11.2019).
43. Ольхина, Е. А. Сравнительный анализ учебной мотивации младших школьников с нормой интеллекта, задержкой психического развития и умственной отсталостью / Е. А. Ольхина, И. В. Низовцев // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 51. - С. 380-386.
44. Педагогическая психология. Учебное пособие [Текст]/ под ред. И. Ю. Кулагиной. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 480 с.
45. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития [Электронный ресурс] (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (Протокол от 22 декабря 2015 г. №4 /15) Режим доступа:http://fgosreestr.ru/(01.11.2019).
46. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (Одобрена решением федерального учебно¬методического объединения по общему образованию (Протокол от 8 апреля 2015г. № 1/15) Режим доступа:http://fgosreestr.ru/(03.11.2019).
47. Прияткина, Н. Ю. Подготовка будущих учителей к формированию мотивации учебной деятельности школьников : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Прияткина Наталья Юрьевна. - Шуя, 2008. -226 с.
48. Программы для специальных (коррекционных)
общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1 - 4. Подготовительный класс. - М.: ПАРАДИГМА, 2012.
49. Тончева, А. В. Мотивация учебной деятельности подростков с киберкоммуникативной зависимостью [Текст] / А. В. Тончева // Интернет- журнал Науковедение. - 2013. - № 6 (19). - С. 201.
50. Чиркина, Г. В. Проблема обучения детей с нарушениями речи в контексте их особых образовательных потребностей [Текст] / Г. В. Чиркина // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2011. - № 3 (19). - С. 155-166.
51. Чаркина, Н. В. Конспекты коррекционно-развивающих занятий с детьми младшего школьного возраста: пособие для педагога-дефектолога [Текст] / Н. В. Чаркина. - М.: ПАРАДИГМА, 2012. - 88 с. ил., табл.
52. Чаркина, Н. В. Особенности мотивации учебной деятельности младших школьников с задержкой психического развития [Текст] / Н. В. Чаркина // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. - 2015. - № 8-5. - С. 136-138.
53. Чаркина, Н. В. Формирование мотивационной готовности к
овладению чтением у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития [Текст] дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 / Чаркина Наталья Валерьевна. - Орел, 2011. - 269 с. Библиогр.: с. 202-213. -
04201163986.
54. Черенев, Д. В. Мотивационные факторы учебной деятельности учащихся младших классов с задержкой психического развития [Текст] / Д. В. Черенев, Е. А. Черенева // Сибирский вестник специального образования. - 2013. - №1 (19). - С. 129-144.
55. Черенев, Д. В. Повышение продуктивности учебной деятельности младших школьников с задержкой психического развития на основе мотивационных факторов [Текст] дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 / Черенев Дмитрий Владимирович. - Екатеринбург, 2010. - 178 с. . - Библиогр.: с. 155¬169.
56. Шактамаева, Д. Г. Педагогические условия развития положительной мотивации к учению у младших школьников [Текст] дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Шактамаева Дарима Геннадьевна. - Якутск, 2007. - 157 с. - Библиогр.: с. 135-149.
57. Шамарина. Е. В. Обучение детей с ЗПР: организация индивидуальных и групповых занятий в классе коррекционно -развивающего обучения: пособие для учителей начальных классов и психологов классов КРО [Текст] / Е. В. Шамарина. - М.: ГНОМиД, 2007. - 80 с.
58. Шамарина, Е. В. Использование клинико-педагогических исследований в коррекции познавательной деятельности младших школьников с задержкой психического развития [Текст] / Е. В. Шамарина // Известия тульского государственного университета. - 2015. - №1.- С.104¬114.
59. Шаповалова, О. Е. Особенности учебной мотивации младших школьников с задержкой психического развития [Текст] / О. Е. Шаповалова, Г. Н. Ибрагимова // Казанская наука. - 2017. - № 6. - С. 95-97.
60. Шевченко, С. Г. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. Пособие для учителя, логопеда, психолога, дефектолога. Книга 1 [Текст] / С. Г. Шевченко, Н. В. Бабкина, А. Д. Вильшанская. - М.: Школьная пресса, 2005. - 96 с. : табл.
61. Щукина, Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике [Текст] / Г. И. Щукина. - 3 - е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2007. - 351 с.
62. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 31 с.
63. Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах : избранные психологические труды [Текст] / Д. Б. Эльконин. - Издание 2-е, стереотипное. - Москва : Институт практической психологии ; Воронеж : НПО МОДЭК, 1997. - 416 с.
64. Anagnostopoulos, D. C. Comorbidity of learning disorders [Текст] / D. C. Anagnostopoulos // Archives of Hellenic Medicine. - 2001. - Vol.18 (5). - P. 457- 465.
65. Ashrafi, M. Approach to Mental Retardation and Global Developmental Delay [Текст] / M. Ashfari // Iranian Journal of Child Neurology. - 2011. - Vol. 5 (1). - P. 1-8.
66. Rosa, D. Minimal brain dysfunction [Текст] / D. Rosa // Encyclopedia of CrossCultural School Psychology / ed. by C. S. Clauss-Ehlers. - Boston, MA: Springer, 2010. - P. 626.
67. WHO. Developmental difficulties in early childhood: prevention, early identification, assessment and intervention in low- and middle-income countries: a review. - Geneva: World Health Organization. 2012. - 112 p.