ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВТОРЫХ КЛАССОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СФОРМИРОВАННОСТИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 8
1.1 Учебная мотивация обучающихся с задержкой психического развития как
один из личностных результатов начального общего образования 8
1.2 Особенности сформированности учебной мотивации обучающихся
вторых классов с задержкой психического развития 12
1.3. Психолого-педагогические подходы к оцениванию и формированию учебной мотивации у обучающихся с задержкой психического развития 22
Глава 2. СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ОЦЕНКЕ СФОРМИРОВАННОСТИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВТОРЫХ КЛАССОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 31
2.1 Эмпирическое исследование сформированности учебной мотивации у
обучающихся вторых классов с задержкой психического развития 31
2.2 Результаты эмпирического исследования сформированности учебной
мотивации у обучающихся вторых классов с задержкой психического развития 36
2.3 Программа внеурочной деятельности по формированию учебной
мотивации у обучающихся второго класса с задержкой психического развития 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 74
ПРИЛОЖЕНИЯ 83
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СФОРМИРОВАННОСТИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 8
1.1 Учебная мотивация обучающихся с задержкой психического развития как
один из личностных результатов начального общего образования 8
1.2 Особенности сформированности учебной мотивации обучающихся
вторых классов с задержкой психического развития 12
1.3. Психолого-педагогические подходы к оцениванию и формированию учебной мотивации у обучающихся с задержкой психического развития 22
Глава 2. СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ОЦЕНКЕ СФОРМИРОВАННОСТИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВТОРЫХ КЛАССОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 31
2.1 Эмпирическое исследование сформированности учебной мотивации у
обучающихся вторых классов с задержкой психического развития 31
2.2 Результаты эмпирического исследования сформированности учебной
мотивации у обучающихся вторых классов с задержкой психического развития 36
2.3 Программа внеурочной деятельности по формированию учебной
мотивации у обучающихся второго класса с задержкой психического развития 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 74
ПРИЛОЖЕНИЯ 83
В пространстве современного образования с введением инклюзивной формы обучающиеся имеющие ограниченные возможности здоровья (далее с ОВЗ) становятся активными участниками педагогического процесса. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», инклюзивным считается образование, при котором для всех обучающихся обеспечивается равный доступ к получению образования с учетом имеющихся индивидуальных возможностей и особых разнообразных образовательных потребностей [41].
Содержание образования, его условия регламентируются федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее ФГОС НОО) для детей с ОВЗ.
В адаптированной основной общеобразовательной программе (далее АООП) заложена совокупность обязательных результатов её освоения: личностных, метапредметных, предметных. Где личностные результаты, также включают «сформированность мотивации к обучению и познанию», что определяет актуальность представленной работы [42].
В период получения начального образования игру сменяет учебный процесс, поэтому этот период является, благоприятным для формирования стремления учится, становления учебной мотивации. Исполнение образовательного стандарта предполагает развитие личности обучающегося, возможность успешной социализации детей с ОВЗ соразмерно с требованиями современного общества.
В соответствии со статьей 2 ФЗ «Об образовании в РФ», к категории обучающихся с ОВЗ относятся дети имеющие задержку психического развития (далее ЗПР). В федеральном стандарте предполагается, что данные обучающиеся получают образование, которое полностью соответствует по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. В АООП ОВЗ предусмотрены сроки обучения, где Вариант 7.1 предусматривает сроки обучения такие же, что и у обучающихся не имеющие ограниченных возможностей. В дополнение к этому за счет введения первого дополнительного класса дети с ЗПР могут получать образование в пролонгированные сроки обучения по Вариант 7.2 [41, 42].
Одним из направлений в коррекционной работе согласно ФГОС ОВЗ, являются: обеспечение ребенку успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учебе, ситуации школьного обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению. А результаты освоения должны отражать способность усваивать новый учебный материал, адекватно включаться в классные занятия [42].
Ряд исследователей (Т. П. Артемьева, Т. А. Власова, В. И. Лубовский, Н. Л. Белопольская, Н. А. Цыпина, В. Н. Брайтфельд, Н. В. Чаркина и др.) отмечают, что обучающиеся с ЗПР обладают низким уровнем регуляции произвольной сферы, снижение интереса к учебе. Данная категория обучающихся в большинстве случаев не может справится с трудностями, возникающими при обучении, чаще реагирует неадекватными эмоциональными реакциями: злостью, обидой . В своих трудах Л. С. Выготский отмечал, что имеющийся дефект приводит к нарушению связей с социумом, культурой как источником развития и прочно связан с дефектом адаптационных возможностей. Что создаёт существенные затруднения в учебной деятельности [3, 5, 9, 18, 52].
Здесь можно отметить определенные противоречия, в требования представленных в ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ, и недостаточно полно разработанными психолого-педагогическими средствами по формированию учебной мотивации обучающихся вторых классов с задержкой психического развития.
Цель исследования: разработать программу внеурочной деятельности по развитию учебной мотивации у обучающихся второго класса с задержкой психического развития с учетом выявленных особенностей их сформированности.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические аспекты сформированности учебной мотивации обучающихся вторых классов с задержкой психического развития.
2. Провести эмпирическое исследование сформированности учебной мотивации обучающихся вторых классов с задержкой психического развития.
3. Выделить особенности в формировании учебной мотивации обучающихся вторых классов с задержкой психического развития.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, наблюдение за детьми в учебной деятельности, в процессе обследования; констатирующий эксперимент; качественная и количественная обработка экспериментальных данных.
Экспериментальное исследование осуществлялось на базе муниципального автономного образовательного учреждения средней школе №154 города Красноярска. В исследовании приняли участие 20 обучающихся второго класса с задержкой психического развития.
Объект исследования: учебная мотивация обучающихся вторых классов.
Предмет исследования: особенности сформированности учебной мотивации второклассников с задержкой психического развития
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что:
1. Учебная мотивация новообразование психического развития
школьников, возникающее в ходе осуществления обучающимся активной учебной деятельности (по А. К. Марковой).
У обучающиеся второго класса с задержкой психического развития будут иметь место особенности сформированности учебной мотивации, которые будут выражаться в преобладание среднего и низкого уровня учебной мотивации.
3. Выявленные особенности, возможно, проявятся недостаточной выраженностью познавательного мотива, неумении справляться с трудностями, возникающими при обучении, недостаточной самостоятельности, неадекватной самооценке, проявлении отрицательных эмоций к процессу обучения.
Методологической и теоретической основой исследования послужили положения общей, возрастной и специальной психологии и педагогики:
- положение о понимании мотивации как высшей форме регуляции психических процессов и деятельности (Л. И. Божович, Е. П. Ильин);
- о единстве нормального и аномального развития (Л. С. Выготский);
- научные исследования, связанные с обучением детей с задержкой психического развития (Т. А. Власовой, М. С. Певзнер);
- теория соотношения интересов и мотивов в учебной деятельности (А. К. Маркова, Д. Б. Эльконин, Г. И. Щукина, Е. А. Макеева).
Методы исследования:
1. Библиографический метод;
2. Анализ и обобщение экспериментальных данных, полученных при проведении эмпирического исследования;
3. Метод количественной и качественной обработки экспериментальных данных.
Организация исследования. Исследование осуществлялось на базе муниципального автономного образовательного учреждения средняя школа №154 города Красноярска. Для проведения эмпирического исследования была сформирована экспериментальная группа из 20 обучающихся с задержкой психического развития.
Исследование проводилось в течение 2017-2019 годов в три этапа:
I. аналитический этап: (сентябрь 2017 г. - август 2018 г.) изучение
и анализ психолого-педагогической литературы, формулирование цели, гипотезы и задач исследования, составление плана исследования.
II. экспериментальный этап: (сентябрь 2018 г. - декабрь 2018 г.)
проведение эмпирического исследования.
III. заключительно-обобщающий этап: (январь 2019 г. - ноябрь 2019
г.) анализ результатов эмпирического исследования, составление методических рекомендаций по формированию учебной мотивации второклассников с задержкой психического развития, оформление результатов.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что уточнены и дополнены имеющиеся научные сведения об особенностях сформированности учебной мотивации обучающихся вторых классов с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования заключается в том, что нами предложена программа внеурочной деятельности по развитию учебной мотивации у обучающихся второго класса с задержкой психического развития.
Апробация результатов исследования осуществлялась через:
• Участие в научно-практической конференции краевого уровня (Красноярск, 2019);
• По теме магистерской диссертации опубликовано 2 работы (Красноярск, 2019; Москва, 2019).
Структура и объем работы: включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.
Содержание образования, его условия регламентируются федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее ФГОС НОО) для детей с ОВЗ.
В адаптированной основной общеобразовательной программе (далее АООП) заложена совокупность обязательных результатов её освоения: личностных, метапредметных, предметных. Где личностные результаты, также включают «сформированность мотивации к обучению и познанию», что определяет актуальность представленной работы [42].
В период получения начального образования игру сменяет учебный процесс, поэтому этот период является, благоприятным для формирования стремления учится, становления учебной мотивации. Исполнение образовательного стандарта предполагает развитие личности обучающегося, возможность успешной социализации детей с ОВЗ соразмерно с требованиями современного общества.
В соответствии со статьей 2 ФЗ «Об образовании в РФ», к категории обучающихся с ОВЗ относятся дети имеющие задержку психического развития (далее ЗПР). В федеральном стандарте предполагается, что данные обучающиеся получают образование, которое полностью соответствует по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. В АООП ОВЗ предусмотрены сроки обучения, где Вариант 7.1 предусматривает сроки обучения такие же, что и у обучающихся не имеющие ограниченных возможностей. В дополнение к этому за счет введения первого дополнительного класса дети с ЗПР могут получать образование в пролонгированные сроки обучения по Вариант 7.2 [41, 42].
Одним из направлений в коррекционной работе согласно ФГОС ОВЗ, являются: обеспечение ребенку успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учебе, ситуации школьного обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению. А результаты освоения должны отражать способность усваивать новый учебный материал, адекватно включаться в классные занятия [42].
Ряд исследователей (Т. П. Артемьева, Т. А. Власова, В. И. Лубовский, Н. Л. Белопольская, Н. А. Цыпина, В. Н. Брайтфельд, Н. В. Чаркина и др.) отмечают, что обучающиеся с ЗПР обладают низким уровнем регуляции произвольной сферы, снижение интереса к учебе. Данная категория обучающихся в большинстве случаев не может справится с трудностями, возникающими при обучении, чаще реагирует неадекватными эмоциональными реакциями: злостью, обидой . В своих трудах Л. С. Выготский отмечал, что имеющийся дефект приводит к нарушению связей с социумом, культурой как источником развития и прочно связан с дефектом адаптационных возможностей. Что создаёт существенные затруднения в учебной деятельности [3, 5, 9, 18, 52].
Здесь можно отметить определенные противоречия, в требования представленных в ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ, и недостаточно полно разработанными психолого-педагогическими средствами по формированию учебной мотивации обучающихся вторых классов с задержкой психического развития.
Цель исследования: разработать программу внеурочной деятельности по развитию учебной мотивации у обучающихся второго класса с задержкой психического развития с учетом выявленных особенностей их сформированности.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические аспекты сформированности учебной мотивации обучающихся вторых классов с задержкой психического развития.
2. Провести эмпирическое исследование сформированности учебной мотивации обучающихся вторых классов с задержкой психического развития.
3. Выделить особенности в формировании учебной мотивации обучающихся вторых классов с задержкой психического развития.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, наблюдение за детьми в учебной деятельности, в процессе обследования; констатирующий эксперимент; качественная и количественная обработка экспериментальных данных.
Экспериментальное исследование осуществлялось на базе муниципального автономного образовательного учреждения средней школе №154 города Красноярска. В исследовании приняли участие 20 обучающихся второго класса с задержкой психического развития.
Объект исследования: учебная мотивация обучающихся вторых классов.
Предмет исследования: особенности сформированности учебной мотивации второклассников с задержкой психического развития
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что:
1. Учебная мотивация новообразование психического развития
школьников, возникающее в ходе осуществления обучающимся активной учебной деятельности (по А. К. Марковой).
У обучающиеся второго класса с задержкой психического развития будут иметь место особенности сформированности учебной мотивации, которые будут выражаться в преобладание среднего и низкого уровня учебной мотивации.
3. Выявленные особенности, возможно, проявятся недостаточной выраженностью познавательного мотива, неумении справляться с трудностями, возникающими при обучении, недостаточной самостоятельности, неадекватной самооценке, проявлении отрицательных эмоций к процессу обучения.
Методологической и теоретической основой исследования послужили положения общей, возрастной и специальной психологии и педагогики:
- положение о понимании мотивации как высшей форме регуляции психических процессов и деятельности (Л. И. Божович, Е. П. Ильин);
- о единстве нормального и аномального развития (Л. С. Выготский);
- научные исследования, связанные с обучением детей с задержкой психического развития (Т. А. Власовой, М. С. Певзнер);
- теория соотношения интересов и мотивов в учебной деятельности (А. К. Маркова, Д. Б. Эльконин, Г. И. Щукина, Е. А. Макеева).
Методы исследования:
1. Библиографический метод;
2. Анализ и обобщение экспериментальных данных, полученных при проведении эмпирического исследования;
3. Метод количественной и качественной обработки экспериментальных данных.
Организация исследования. Исследование осуществлялось на базе муниципального автономного образовательного учреждения средняя школа №154 города Красноярска. Для проведения эмпирического исследования была сформирована экспериментальная группа из 20 обучающихся с задержкой психического развития.
Исследование проводилось в течение 2017-2019 годов в три этапа:
I. аналитический этап: (сентябрь 2017 г. - август 2018 г.) изучение
и анализ психолого-педагогической литературы, формулирование цели, гипотезы и задач исследования, составление плана исследования.
II. экспериментальный этап: (сентябрь 2018 г. - декабрь 2018 г.)
проведение эмпирического исследования.
III. заключительно-обобщающий этап: (январь 2019 г. - ноябрь 2019
г.) анализ результатов эмпирического исследования, составление методических рекомендаций по формированию учебной мотивации второклассников с задержкой психического развития, оформление результатов.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что уточнены и дополнены имеющиеся научные сведения об особенностях сформированности учебной мотивации обучающихся вторых классов с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования заключается в том, что нами предложена программа внеурочной деятельности по развитию учебной мотивации у обучающихся второго класса с задержкой психического развития.
Апробация результатов исследования осуществлялась через:
• Участие в научно-практической конференции краевого уровня (Красноярск, 2019);
• По теме магистерской диссертации опубликовано 2 работы (Красноярск, 2019; Москва, 2019).
Структура и объем работы: включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.
Изучение особенностей сформированности учебной мотивации у обучающихся второго класса с задержкой психического развития, проведённое нами, имеет теоретическую и практическую значимость и основывается на актуальности рассматриваемого вопроса.
Актуальность работы основана на необходимости формирования учебной мотивации у обучающихся с задержкой психического развития изложенной в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обучающихся с ОВЗ. Самой многочисленной группой обучающихся с ограниченными возможностями здоровья являются дети с ЗПР, которые пополняют растущее число инклюзивных классов при этом, остаются недостаточно разработанными психолого-педагогических средства для реализации поставленной государством задачи.
В связи с этим целью нашего исследования стало - разработка программы внеурочной деятельности по развитию учебной мотивации у обучающихся второго класса с задержкой психического развития с учетом выявленных особенностей их сформированности.
Достижению поставленной цели способствовали следующие шаги:
В первой главе нашего исследования были рассмотрены теоретические аспекты сформированности учебной мотивации у обучающихся второго класса с задержкой психического развития. Анализ литературных источников показал, что формирование учебной мотивации является важнейшей задачей на этапе начальной школы и уровень сформированности учебной мотивации свидетельствует о готовности обучающегося к переходу на следующую ступень обучения. Кроме того научное сообщество отмечает, что у обучающихся с задержкой психического развития игровые интересы преобладают над учебными, а так же выделяется ряд особенностей сформированности учебной мотивации: преобладание среднего и низкого уровня учебной мотивации, преобладании социальных мотивов. В рамках решения первой задачи нами были проанализированы психолого-педагогические подходы к оценке и формированию учебной мотивации у обучающихся с задержкой психического развития.
Проведение эмпирического исследования по выявлению особенностей учебной мотивации обучающихся вторых классов с ЗПР было организовано в рамках решения второй задачи исследования. Исследованием было охвачено 20 обучающихся второго класса с задержкой психического развития (вариант 7.1) на базе МАОУ «Средняя школа № 154» города Красноярска.
Для решения этой задачи и на основании проведённого анализа диагностических процедур в первой главе, нами были выбраны три методики, позволяющие оценить уровень сформированности учебной мотивации:
1. методика «Диагностика уровня школьной мотивации учащихся начальных классов» (Л. И. Божович);
2. методика «Отношение к учению» адаптированный Г. А. Карповой, Т. П. Артемьевой;
3. методика «Что мне нравится в школе» Н. Г. Лускановой.
По блокам были выделены три уровня сформированности учебной мотивации: высокий, средний и низкий.
• Анализу были подвергнуты результаты, полученные по всем трём методикам и он показал, что у обучающихся второго класса с задержкой психического развития по всем показателям преобладает средний и низкий уровень развития учебной мотивации. Выявленные особенности, проявлялись в недостаточной выраженностью познавательного интереса, неумении справляться с трудностями, возникающими при обучении, недостаточной самостоятельности, неадекватной самооценке, проявлении отрицательных эмоций к процессу обучения.
В результате проделанной работы нам удалось выделить следующие особенности сформированности учебной мотивации у обучающихся вторых классов с задержкой психического развития:
• преобладание внешнего и игрового мотива;
• познавательный мотив не занимает лидирующего места среди других учебных мотивов;
• ценностное отношение к ситуации учения является менее выраженным.
• преобладание низкого уровня эмоционального мотива, говорит о том, что находясь в школе, обучающиеся с ЗПР возможно, испытывают эмоциональный дискомфорт, какие-либо трудности, психическое напряжение.
• доминирование среднего и высокого уровня внешнего мотива в представленной группе обучающихся показывает необходимость в одобрение, помощи, контроле, оценке и постоянном побуждении к учебным действиям со стороны взрослых.
Составленная программа внеурочной деятельности по формированию учебной мотивации у обучающихся с задержкой психического развития, представленная нами в данной работе, является доказательством достижения, запланированной нами цели исследования. Основной особенностью которых является организация совместной деятельности обучающихся с задержкой психического развития и нормой развития, поскольку специально организованная совместная деятельность таких обучающихся на наш взгляд является одним из компенсаторных механизмов для развития обучающихся с ЗПР.
Представленная программа внеурочной деятельности может быть использована учителями начальных классов, учителями-дефектологами, педагогами дополнительного образования при организации внеурочной деятельности, часть заданий и задач может быть использована при организации индивидуальных и групповых занятий для обучающихся с низким уровнем сформированности учебной мотивации.
Материалы представляют собой оконченное исследование, проведённое в соответствии с поставленной целью, задачами и этапами. Гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования, подтверждена результатами констатирующего эксперимента.
Таким образом, доказано, что обучающиеся второго класса с задержкой психического развития имеют характерные особенности сформированности учебной мотивации, для устранения которых требуется специально организованная деятельность.
Актуальность работы основана на необходимости формирования учебной мотивации у обучающихся с задержкой психического развития изложенной в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обучающихся с ОВЗ. Самой многочисленной группой обучающихся с ограниченными возможностями здоровья являются дети с ЗПР, которые пополняют растущее число инклюзивных классов при этом, остаются недостаточно разработанными психолого-педагогических средства для реализации поставленной государством задачи.
В связи с этим целью нашего исследования стало - разработка программы внеурочной деятельности по развитию учебной мотивации у обучающихся второго класса с задержкой психического развития с учетом выявленных особенностей их сформированности.
Достижению поставленной цели способствовали следующие шаги:
В первой главе нашего исследования были рассмотрены теоретические аспекты сформированности учебной мотивации у обучающихся второго класса с задержкой психического развития. Анализ литературных источников показал, что формирование учебной мотивации является важнейшей задачей на этапе начальной школы и уровень сформированности учебной мотивации свидетельствует о готовности обучающегося к переходу на следующую ступень обучения. Кроме того научное сообщество отмечает, что у обучающихся с задержкой психического развития игровые интересы преобладают над учебными, а так же выделяется ряд особенностей сформированности учебной мотивации: преобладание среднего и низкого уровня учебной мотивации, преобладании социальных мотивов. В рамках решения первой задачи нами были проанализированы психолого-педагогические подходы к оценке и формированию учебной мотивации у обучающихся с задержкой психического развития.
Проведение эмпирического исследования по выявлению особенностей учебной мотивации обучающихся вторых классов с ЗПР было организовано в рамках решения второй задачи исследования. Исследованием было охвачено 20 обучающихся второго класса с задержкой психического развития (вариант 7.1) на базе МАОУ «Средняя школа № 154» города Красноярска.
Для решения этой задачи и на основании проведённого анализа диагностических процедур в первой главе, нами были выбраны три методики, позволяющие оценить уровень сформированности учебной мотивации:
1. методика «Диагностика уровня школьной мотивации учащихся начальных классов» (Л. И. Божович);
2. методика «Отношение к учению» адаптированный Г. А. Карповой, Т. П. Артемьевой;
3. методика «Что мне нравится в школе» Н. Г. Лускановой.
По блокам были выделены три уровня сформированности учебной мотивации: высокий, средний и низкий.
• Анализу были подвергнуты результаты, полученные по всем трём методикам и он показал, что у обучающихся второго класса с задержкой психического развития по всем показателям преобладает средний и низкий уровень развития учебной мотивации. Выявленные особенности, проявлялись в недостаточной выраженностью познавательного интереса, неумении справляться с трудностями, возникающими при обучении, недостаточной самостоятельности, неадекватной самооценке, проявлении отрицательных эмоций к процессу обучения.
В результате проделанной работы нам удалось выделить следующие особенности сформированности учебной мотивации у обучающихся вторых классов с задержкой психического развития:
• преобладание внешнего и игрового мотива;
• познавательный мотив не занимает лидирующего места среди других учебных мотивов;
• ценностное отношение к ситуации учения является менее выраженным.
• преобладание низкого уровня эмоционального мотива, говорит о том, что находясь в школе, обучающиеся с ЗПР возможно, испытывают эмоциональный дискомфорт, какие-либо трудности, психическое напряжение.
• доминирование среднего и высокого уровня внешнего мотива в представленной группе обучающихся показывает необходимость в одобрение, помощи, контроле, оценке и постоянном побуждении к учебным действиям со стороны взрослых.
Составленная программа внеурочной деятельности по формированию учебной мотивации у обучающихся с задержкой психического развития, представленная нами в данной работе, является доказательством достижения, запланированной нами цели исследования. Основной особенностью которых является организация совместной деятельности обучающихся с задержкой психического развития и нормой развития, поскольку специально организованная совместная деятельность таких обучающихся на наш взгляд является одним из компенсаторных механизмов для развития обучающихся с ЗПР.
Представленная программа внеурочной деятельности может быть использована учителями начальных классов, учителями-дефектологами, педагогами дополнительного образования при организации внеурочной деятельности, часть заданий и задач может быть использована при организации индивидуальных и групповых занятий для обучающихся с низким уровнем сформированности учебной мотивации.
Материалы представляют собой оконченное исследование, проведённое в соответствии с поставленной целью, задачами и этапами. Гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования, подтверждена результатами констатирующего эксперимента.
Таким образом, доказано, что обучающиеся второго класса с задержкой психического развития имеют характерные особенности сформированности учебной мотивации, для устранения которых требуется специально организованная деятельность.
Подобные работы
- СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЙ ДИСГРАФИИ НА ОСНОВЕ
НАРУШЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА У ОБУЧАЮЩИХСЯ 2-3
КЛАССОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - Психологическая программа коррекции межличностных отношений детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2022 - Психологическая коррекция эмоциональных состояний учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2021 - Особенности мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2020 - ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКА ОСОЗНАННОГО ЧТЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4815 р. Год сдачи: 2017 - КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2021 - Психологическая коррекция словесно-логического мышления младших школьников с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2022 - Изучение и развитие межличностных отношений детей младшего
школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021



