Особенности сформированности трудовой деятельности обучающихся с легкой умственной отсталостью 10-11 лет
|
Введение 3
Глава I. Анализ психолого-педагогической литературы по формированию трудовой деятельности обучающихся с умственной отсталостью 8
1.1 Формирование деятельности в онтогенезе 8
1.2 Особенности сформированности трудовой деятельности у обучающихся с
легкой умственной отсталостью 16
1.3 Обзор (анализ) методов и приемов, направленных на формирование
трудовой деятельности обучающихся с легкой умственной отсталостью 25
Выводы по главе I 45
Глава II. Организация и методика проведения эмпирического исследования трудовой деятельности обучающихся с легкой умственной отсталостью 10-11 лет 46
2.1 Организация и методика проведения констатирующего эксперимента по
выявлению особенностей сформированности трудовой деятельности обучающихся с легкой умственной отсталостью 10-11 лет 46
2.2 Анализ результатов исследования 59
2.3 Методические рекомендации по организации трудовой деятельности у обучающихся с легкой умственной отсталостью 10-11 лет в урочной и внеурочной деятельности 81
Выводы по главе II 108
Заключение 110
Библиография 114
Приложения 123
Глава I. Анализ психолого-педагогической литературы по формированию трудовой деятельности обучающихся с умственной отсталостью 8
1.1 Формирование деятельности в онтогенезе 8
1.2 Особенности сформированности трудовой деятельности у обучающихся с
легкой умственной отсталостью 16
1.3 Обзор (анализ) методов и приемов, направленных на формирование
трудовой деятельности обучающихся с легкой умственной отсталостью 25
Выводы по главе I 45
Глава II. Организация и методика проведения эмпирического исследования трудовой деятельности обучающихся с легкой умственной отсталостью 10-11 лет 46
2.1 Организация и методика проведения констатирующего эксперимента по
выявлению особенностей сформированности трудовой деятельности обучающихся с легкой умственной отсталостью 10-11 лет 46
2.2 Анализ результатов исследования 59
2.3 Методические рекомендации по организации трудовой деятельности у обучающихся с легкой умственной отсталостью 10-11 лет в урочной и внеурочной деятельности 81
Выводы по главе II 108
Заключение 110
Библиография 114
Приложения 123
Современное Российское государство, как и любое другое правовое государство, основанное на гуманистических принципах своего существования, уделяет большое внимание проблемам людей с ограниченными возможностями здоровья, которые составляют внушительную часть нашего общества. Довольно большую часть из общего количества людей с ограниченными возможностями здоровья составляют дети с умственной отсталостью. И так же, как и остальные дети, в будущем они должны стать полноценными гражданами современного общества, поэтому для детей с умственной отсталостью необходимо создать условия получения доступного для них уровня образования, обеспечивающего дальнейшую самостоятельную трудовую деятельность и успешную социальную адаптацию в обществе. В связи с этим проблема исследования заключается в создании условий формирования трудовой деятельности, т.е. в разработке структурированных занятий для формирования трудовой деятельности младших школьников.
В связи с реформированием института образования в нашей стране, изменена система обучения школьников с умственно отсталостью. Обучающиеся с легкой умственной отсталостью включены в образовательный процесс посредством инклюзивного образования в среду нормально развивающихся сверстников. В связи с этим определена актуальность исследования, требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обозначена необходимость формирования у обучающихся жизненно-практических компетенций, которые формируются через трудовые умения и навыки, способствующие дальнейшей социализации в обществе, с другой стороны, недостаточно разработаны психолого-педагогические средства для формирования общетрудовых умений и навыков в условиях инклюзивного образования современной школы.
Объект исследования: трудовая деятельность обучающихся с умственной отсталостью.
Предмет исследования - особенности сформированности трудовой деятельности обучающихся с легкой умственной отсталостью.
Цель исследования: разработать методические рекомендации для педагогов, работающих с обучающимися 10-11 лет с легкой умственной отсталостью в урочной и внеурочной деятельности по развитию трудовой деятельности с учетом выявленных особенностей трудовой деятельности.
Гипотеза исследования:
1. Трудовая деятельность обучающихся с легкой умственной отсталостью будет характеризоваться особенностями их психофизиологического развития: длительной ориентировкой в задании, неисполнением условий инструкции, неспособностью определить последовательность и способы изготовления изделия, игнорированием использования образца и т.д.
2. Мы предполагаем, что трудовая деятельность обучающихся 10-11 лет с легкой умственной отсталостью будет организована посредством использования дифференцированных инструкционных карт.
Задачи:
- проанализировать научно-методическую и психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
- провести эмпирическое исследование по выявлению особенностей сформированности трудовой деятельности у обучающихся 10-11 лет с легкой умственной отсталостью;
- разработать методические рекомендации для педагогов, работающих с обучающимися с легкой умственной отсталостью в урочной и внеурочной деятельности с учетом выявленных особенностей трудовой деятельности.
Методологической и теоретической основой исследования являются:
- субъектно-деятельностный подход к развитию личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн и др.);
- личностно-ориентированный подход в педагогике (А.В. Петровский, В.В. Воронкова, В.Г. Петрова и др.);
- трудовое воспитание и обучение (Г.М. Дульнев, С.Л. Мирский, Б.И. Пинский и др.).
Методы исследования определялись в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В исследовании применялись:
- теоретические методы - анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования самостоятельной трудовой деятельности обучающихся с умственной отсталостью;
- эмпирические методы - беседа с умственно отсталыми обучающимися, констатирующий педагогический эксперимент, педагогическое наблюдение;
- статистические методы - качественный и количественный анализ результатов экспериментального исследования.
Исследование проводилось в течение 2018-2020 годов в три этапа:
- на первом этапе исследования проводилось изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, определялась целевая установка задач, разрабатывалась рабочая гипотеза, определялись исходные теоретические положения, база исследования; анализировался и обогащался отечественный и зарубежный опыт по проблеме исследования на основе научной и психолого-педагогической литературы, формировалась теоретическая концепция исследования; разрабатывался понятийный аппарат;
- на втором этапе был подобран диагностический инструментарий, проведен констатирующий эксперимент; осуществлен анализ, обобщение, систематизация и описание полученных результатов исследования;
- на третьем этапе разработаны дифференцированные методические рекомендации по организации трудовой деятельности обучающихся с легкой умственной отсталостью.
Организация исследования: констатирующий эксперимент проводился в период с октября 2019 г. по март 2020 года на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №4 г. Боготола Красноярского края.
Экспериментальная группа - обучающиеся с легкой умственной отсталостью от 10 до 11 лет в количестве 20 человек.
Практическая значимость исследования заключается в разработке общей стратегии исследования особенностей сформированности трудовой деятельности обучающихся с легкой умственной отсталостью 10-11 лет, предложены дифференцированные методические рекомендации,
направленные на создание оптимальных педагогических условий и организацию среды максимально эффективного развития трудовой деятельности, которые могут быть использованы в работе педагогами и специалистами, работающими с умственно отсталыми школьниками.
Теоретическая значимость заключается в том, что:
- уточнены и дополнены имеющиеся теоретические сведения об особенностях сформированности трудовой деятельности обучающихся с умственной отсталостью.
Научная новизна заключается в том, что в результате проведенного исследования:
- выявлены специфические особенности сформированности трудовой деятельности обучающихся с легкой умственной отсталостью в соответствие с уровнем сформированности предметных трудовых действий;
- разработаны критерии оценивания трудовой деятельности у обучающихся с легкой умственной отсталостью в соответствие с уровнем сформированности предметных трудовых действий;
- составлены дифференцированные методические рекомендации, направленные на преодоление трудностей у рассматриваемой категории обучающихся, зависящих от особенностей сформированности трудовой деятельности.
Апробация результатов исследования осуществлялась через:
- участие в научно-практических конференциях:
научно-практическая конференция «Современные технологии коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья», проводимой в рамках форума «Молодежь и наука XXI века» (2020 г.);
Всероссийская конференция для педагогов «Педжурнал 2020» (2020 г.).
- публикации основных положений и результатов исследования в сборнике научных трудов:
О.И. Тыщенко, Г.А. Проглядова Изучение особенностей сформированности трудовой деятельности обучающихся с легкой умственной отсталостью. Современные технологии коррекционно¬развивающей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: материалы научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов / Отв. ред. И.Ю. Жуковин, О.Л. Беляева; - Красноярск, 2020. - С. 89-91
О.И. Тыщенко, Г.А. Проглядова Особенности сформированности трудовой деятельности обучающихся с легкой умственной отсталостью // Молодой ученый. - 2020. - № 45 (335). - С. 264-267.
Структура магистерской работы: работа объемом 177 страниц состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии (93 источника), 8 приложений. Работа проиллюстрирована 8 таблицами и 16 рисунками.
В связи с реформированием института образования в нашей стране, изменена система обучения школьников с умственно отсталостью. Обучающиеся с легкой умственной отсталостью включены в образовательный процесс посредством инклюзивного образования в среду нормально развивающихся сверстников. В связи с этим определена актуальность исследования, требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обозначена необходимость формирования у обучающихся жизненно-практических компетенций, которые формируются через трудовые умения и навыки, способствующие дальнейшей социализации в обществе, с другой стороны, недостаточно разработаны психолого-педагогические средства для формирования общетрудовых умений и навыков в условиях инклюзивного образования современной школы.
Объект исследования: трудовая деятельность обучающихся с умственной отсталостью.
Предмет исследования - особенности сформированности трудовой деятельности обучающихся с легкой умственной отсталостью.
Цель исследования: разработать методические рекомендации для педагогов, работающих с обучающимися 10-11 лет с легкой умственной отсталостью в урочной и внеурочной деятельности по развитию трудовой деятельности с учетом выявленных особенностей трудовой деятельности.
Гипотеза исследования:
1. Трудовая деятельность обучающихся с легкой умственной отсталостью будет характеризоваться особенностями их психофизиологического развития: длительной ориентировкой в задании, неисполнением условий инструкции, неспособностью определить последовательность и способы изготовления изделия, игнорированием использования образца и т.д.
2. Мы предполагаем, что трудовая деятельность обучающихся 10-11 лет с легкой умственной отсталостью будет организована посредством использования дифференцированных инструкционных карт.
Задачи:
- проанализировать научно-методическую и психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
- провести эмпирическое исследование по выявлению особенностей сформированности трудовой деятельности у обучающихся 10-11 лет с легкой умственной отсталостью;
- разработать методические рекомендации для педагогов, работающих с обучающимися с легкой умственной отсталостью в урочной и внеурочной деятельности с учетом выявленных особенностей трудовой деятельности.
Методологической и теоретической основой исследования являются:
- субъектно-деятельностный подход к развитию личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн и др.);
- личностно-ориентированный подход в педагогике (А.В. Петровский, В.В. Воронкова, В.Г. Петрова и др.);
- трудовое воспитание и обучение (Г.М. Дульнев, С.Л. Мирский, Б.И. Пинский и др.).
Методы исследования определялись в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В исследовании применялись:
- теоретические методы - анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования самостоятельной трудовой деятельности обучающихся с умственной отсталостью;
- эмпирические методы - беседа с умственно отсталыми обучающимися, констатирующий педагогический эксперимент, педагогическое наблюдение;
- статистические методы - качественный и количественный анализ результатов экспериментального исследования.
Исследование проводилось в течение 2018-2020 годов в три этапа:
- на первом этапе исследования проводилось изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, определялась целевая установка задач, разрабатывалась рабочая гипотеза, определялись исходные теоретические положения, база исследования; анализировался и обогащался отечественный и зарубежный опыт по проблеме исследования на основе научной и психолого-педагогической литературы, формировалась теоретическая концепция исследования; разрабатывался понятийный аппарат;
- на втором этапе был подобран диагностический инструментарий, проведен констатирующий эксперимент; осуществлен анализ, обобщение, систематизация и описание полученных результатов исследования;
- на третьем этапе разработаны дифференцированные методические рекомендации по организации трудовой деятельности обучающихся с легкой умственной отсталостью.
Организация исследования: констатирующий эксперимент проводился в период с октября 2019 г. по март 2020 года на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №4 г. Боготола Красноярского края.
Экспериментальная группа - обучающиеся с легкой умственной отсталостью от 10 до 11 лет в количестве 20 человек.
Практическая значимость исследования заключается в разработке общей стратегии исследования особенностей сформированности трудовой деятельности обучающихся с легкой умственной отсталостью 10-11 лет, предложены дифференцированные методические рекомендации,
направленные на создание оптимальных педагогических условий и организацию среды максимально эффективного развития трудовой деятельности, которые могут быть использованы в работе педагогами и специалистами, работающими с умственно отсталыми школьниками.
Теоретическая значимость заключается в том, что:
- уточнены и дополнены имеющиеся теоретические сведения об особенностях сформированности трудовой деятельности обучающихся с умственной отсталостью.
Научная новизна заключается в том, что в результате проведенного исследования:
- выявлены специфические особенности сформированности трудовой деятельности обучающихся с легкой умственной отсталостью в соответствие с уровнем сформированности предметных трудовых действий;
- разработаны критерии оценивания трудовой деятельности у обучающихся с легкой умственной отсталостью в соответствие с уровнем сформированности предметных трудовых действий;
- составлены дифференцированные методические рекомендации, направленные на преодоление трудностей у рассматриваемой категории обучающихся, зависящих от особенностей сформированности трудовой деятельности.
Апробация результатов исследования осуществлялась через:
- участие в научно-практических конференциях:
научно-практическая конференция «Современные технологии коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья», проводимой в рамках форума «Молодежь и наука XXI века» (2020 г.);
Всероссийская конференция для педагогов «Педжурнал 2020» (2020 г.).
- публикации основных положений и результатов исследования в сборнике научных трудов:
О.И. Тыщенко, Г.А. Проглядова Изучение особенностей сформированности трудовой деятельности обучающихся с легкой умственной отсталостью. Современные технологии коррекционно¬развивающей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: материалы научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов / Отв. ред. И.Ю. Жуковин, О.Л. Беляева; - Красноярск, 2020. - С. 89-91
О.И. Тыщенко, Г.А. Проглядова Особенности сформированности трудовой деятельности обучающихся с легкой умственной отсталостью // Молодой ученый. - 2020. - № 45 (335). - С. 264-267.
Структура магистерской работы: работа объемом 177 страниц состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии (93 источника), 8 приложений. Работа проиллюстрирована 8 таблицами и 16 рисунками.
Изучение особенностей формирования трудовой деятельности младших школьников с легкой умственной отсталостью в урочной и внеурочной деятельности, проведенное нами, имеет практическую значимость и основывается на актуальности рассматриваемого вопроса.
Актуальность рассматривается противоречивой ситуацией, где требованиями государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определена необходимость формирования у обучающихся жизненно-практических, в том числе и трудовых умений и навыков, способствующих дальнейшей социализации в обществе и в то же время недостаточной разработанностью психолого-педагогических средств для формирования общетрудовых умений и навыков в условиях инклюзивного образования современной школы.
Поэтому целью нашего исследования явилась необходимость разработать коррекционно-педагогические условия по развитию трудовой деятельности обучающихся с легкой умственной отсталостью, с учетом выявленных особенностей, в совместной деятельности с нормально развивающимися сверстниками посредством внеурочной деятельности.
Достижению поставленной цели способствовали следующие шаги (задачи исследования):
В первой главе представлен проанализированный теоретический материал по проблеме формирования трудовой деятельности у обучающихся с умственной отсталостью. Результатом анализа литературных источников стало определение содержания трудовой деятельности, выявление специфики формирования трудовой деятельности умственно отсталых школьников, необходимость использования внеучебного взаимодействия данной категории школьников с нормотипичными обучающимися, как ресурс формирования общетрудовых умений и навыков.
Констатирующий эксперимент по изучению особенностей сформированное™ трудовой деятельности обучающихся с легкой умственной отсталостью 10-11 лет был проведен нами в рамках решения последующих задач нашего исследования, предполагающих работу по разработке материалов исследования, а так же инструментария по оцениванию уровня сформированности трудовой деятельности умственно отсталых обучающихся с определенными критериями и показателями по семи сериям заданий:
1. Серия «Найди фигуры»;
2. Серия «Собери фигуру»;
3. Серия «Определение графических навыков»;
4. Серия «Графический диктант»;
5. Серия «Рисование по точкам»;
6. Серия «Узор»;
7. Серия «Координация движений рук».
В исследовании приняли участие 20 школьников с легкой умственной отсталостью, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения) (вариант 1) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 4 города Боготола Красноярского края.
Анализу подлежали результаты исследования уровня сформированности трудовых действий участников экспериментальной группы. По результатам исследования уровня сформированности трудовой деятельности, у большинства школьников была выявлена недостаточная сформированность трудовых умений и навыков, а также определены трудности трудовой деятельности , отражающиеся в следующих особенностях:
- нарушение ориентировки в задании, на листе бумаги;
- затруднения использования инструкции;
- частичное или полное отсутствие планирования предстоящей деятельности;
- неумение ориентироваться в новых условиях и выбирать правильные трудовые действия;
- затруднения в оценивании своих действий с учетом предложенных критериев;
- неумение соотнести результаты своих действий с заданными образцами;
- неумение корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
С учетом выявленных трудностей трудовой деятельности нами были разработаны методические рекомендации по организации трудовой деятельности обучающихся с легкой умственной отсталостью в урочной и внеурочной деятельности, в рамках которых проведен совместный проект обучающихся с умственной отсталостью и школьников с нормой развития. Кроме того, в рамках внеурочной деятельности обучающихся с нарушением интеллекта нами была разработана рабочая программа внеурочной деятельности «Планирование», по формированию навыков осуществления общетрудовой деятельности, а так же разработаны пакеты инструкционных материалов для обучающихся с нормальным уровнем интеллектуальных способностей и для младших школьников с легкой умственной отсталостью в соответствие с уровнем развития трудовых умений и навыков.
В процессе проектной деятельности обучающиеся с нормой развития и младшие школьники с легкой умственной отсталостью активно взаимодействовали при проектировании и изготовлении «Лоскутного Знамени Великой Победы». В процессе реализации проекта на определенных этапах для младших школьников проводились обучающие и тренировочные блоки коррекционно-развивающих занятий, предусмотренные в программе внеурочной деятельности «Планирование». На всех этапах проектной деятельности обучающиеся использовали комплекты инструкционных материалов, способствующих формированию общетрудовых умений и навыков: ориентированию в задании, правильной последовательности выполняемых трудовых действий, планированию предстоящей трудовой деятельности, самостоятельному выполнению трудовых действий и самоконтролю.
Таким образом, результатами исследования было доказано, что:
- трудовая деятельность обучающихся с легкой умственной отсталостью будет характеризоваться особенностями их психофизиологического развития;
- трудовая деятельность обучающихся 10-11 лет с легкой умственной отсталостью будет организована посредством использования дифференцированных инструкционных карт.
Актуальность рассматривается противоречивой ситуацией, где требованиями государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определена необходимость формирования у обучающихся жизненно-практических, в том числе и трудовых умений и навыков, способствующих дальнейшей социализации в обществе и в то же время недостаточной разработанностью психолого-педагогических средств для формирования общетрудовых умений и навыков в условиях инклюзивного образования современной школы.
Поэтому целью нашего исследования явилась необходимость разработать коррекционно-педагогические условия по развитию трудовой деятельности обучающихся с легкой умственной отсталостью, с учетом выявленных особенностей, в совместной деятельности с нормально развивающимися сверстниками посредством внеурочной деятельности.
Достижению поставленной цели способствовали следующие шаги (задачи исследования):
В первой главе представлен проанализированный теоретический материал по проблеме формирования трудовой деятельности у обучающихся с умственной отсталостью. Результатом анализа литературных источников стало определение содержания трудовой деятельности, выявление специфики формирования трудовой деятельности умственно отсталых школьников, необходимость использования внеучебного взаимодействия данной категории школьников с нормотипичными обучающимися, как ресурс формирования общетрудовых умений и навыков.
Констатирующий эксперимент по изучению особенностей сформированное™ трудовой деятельности обучающихся с легкой умственной отсталостью 10-11 лет был проведен нами в рамках решения последующих задач нашего исследования, предполагающих работу по разработке материалов исследования, а так же инструментария по оцениванию уровня сформированности трудовой деятельности умственно отсталых обучающихся с определенными критериями и показателями по семи сериям заданий:
1. Серия «Найди фигуры»;
2. Серия «Собери фигуру»;
3. Серия «Определение графических навыков»;
4. Серия «Графический диктант»;
5. Серия «Рисование по точкам»;
6. Серия «Узор»;
7. Серия «Координация движений рук».
В исследовании приняли участие 20 школьников с легкой умственной отсталостью, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения) (вариант 1) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 4 города Боготола Красноярского края.
Анализу подлежали результаты исследования уровня сформированности трудовых действий участников экспериментальной группы. По результатам исследования уровня сформированности трудовой деятельности, у большинства школьников была выявлена недостаточная сформированность трудовых умений и навыков, а также определены трудности трудовой деятельности , отражающиеся в следующих особенностях:
- нарушение ориентировки в задании, на листе бумаги;
- затруднения использования инструкции;
- частичное или полное отсутствие планирования предстоящей деятельности;
- неумение ориентироваться в новых условиях и выбирать правильные трудовые действия;
- затруднения в оценивании своих действий с учетом предложенных критериев;
- неумение соотнести результаты своих действий с заданными образцами;
- неумение корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
С учетом выявленных трудностей трудовой деятельности нами были разработаны методические рекомендации по организации трудовой деятельности обучающихся с легкой умственной отсталостью в урочной и внеурочной деятельности, в рамках которых проведен совместный проект обучающихся с умственной отсталостью и школьников с нормой развития. Кроме того, в рамках внеурочной деятельности обучающихся с нарушением интеллекта нами была разработана рабочая программа внеурочной деятельности «Планирование», по формированию навыков осуществления общетрудовой деятельности, а так же разработаны пакеты инструкционных материалов для обучающихся с нормальным уровнем интеллектуальных способностей и для младших школьников с легкой умственной отсталостью в соответствие с уровнем развития трудовых умений и навыков.
В процессе проектной деятельности обучающиеся с нормой развития и младшие школьники с легкой умственной отсталостью активно взаимодействовали при проектировании и изготовлении «Лоскутного Знамени Великой Победы». В процессе реализации проекта на определенных этапах для младших школьников проводились обучающие и тренировочные блоки коррекционно-развивающих занятий, предусмотренные в программе внеурочной деятельности «Планирование». На всех этапах проектной деятельности обучающиеся использовали комплекты инструкционных материалов, способствующих формированию общетрудовых умений и навыков: ориентированию в задании, правильной последовательности выполняемых трудовых действий, планированию предстоящей трудовой деятельности, самостоятельному выполнению трудовых действий и самоконтролю.
Таким образом, результатами исследования было доказано, что:
- трудовая деятельность обучающихся с легкой умственной отсталостью будет характеризоваться особенностями их психофизиологического развития;
- трудовая деятельность обучающихся 10-11 лет с легкой умственной отсталостью будет организована посредством использования дифференцированных инструкционных карт.
Подобные работы
- Работа олигофренопедагога по развитию познавательных учебных
действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в начальных классах школы
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Особенности организации внеурочной деятельности с детьми с умственной отсталостью (Псковский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2023 - Формирование познавательных учебных действий у третьеклассников с легкой умственной отсталостью в условиях разных образовательных маршрутов
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2021 - Использование компьютерных технологий для развития памяти у
обучающихся с умственной отсталостью в процессе их обучения в начальных классах школы
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Использование компьютерных технологий для развития памяти у обучающихся с умственной отсталостью в процессе их обучения в начальных классах школы
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2021 - ВЛИЯНИЕ ТИПА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА СФОРМИРОВАННОСТЬ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2017 - Формирование навыков самообслуживания у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального образования
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2019 - Особенности сформированности культурно-гигиенических навыков у старших дошкольников с умеренной умственной отсталостью
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2023



