Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности сформированности трудовой деятельности обучающихся с легкой умственной отсталостью 10-11 лет

Работа №156591

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

дефектология

Объем работы182
Год сдачи2020
Стоимость4875 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
23
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Анализ психолого-педагогической литературы по формированию трудовой деятельности обучающихся с умственной отсталостью 8
1.1 Формирование деятельности в онтогенезе 8
1.2 Особенности сформированности трудовой деятельности у обучающихся с
легкой умственной отсталостью 16
1.3 Обзор (анализ) методов и приемов, направленных на формирование
трудовой деятельности обучающихся с легкой умственной отсталостью 25
Выводы по главе I 45
Глава II. Организация и методика проведения эмпирического исследования трудовой деятельности обучающихся с легкой умственной отсталостью 10-11 лет 46
2.1 Организация и методика проведения констатирующего эксперимента по
выявлению особенностей сформированности трудовой деятельности обучающихся с легкой умственной отсталостью 10-11 лет 46
2.2 Анализ результатов исследования 59
2.3 Методические рекомендации по организации трудовой деятельности у обучающихся с легкой умственной отсталостью 10-11 лет в урочной и внеурочной деятельности 81
Выводы по главе II 108
Заключение 110
Библиография 114
Приложения 123

Современное Российское государство, как и любое другое правовое государство, основанное на гуманистических принципах своего существования, уделяет большое внимание проблемам людей с ограниченными возможностями здоровья, которые составляют внушительную часть нашего общества. Довольно большую часть из общего количества людей с ограниченными возможностями здоровья составляют дети с умственной отсталостью. И так же, как и остальные дети, в будущем они должны стать полноценными гражданами современного общества, поэтому для детей с умственной отсталостью необходимо создать условия получения доступного для них уровня образования, обеспечивающего дальнейшую самостоятельную трудовую деятельность и успешную социальную адаптацию в обществе. В связи с этим проблема исследования заключается в создании условий формирования трудовой деятельности, т.е. в разработке структурированных занятий для формирования трудовой деятельности младших школьников.
В связи с реформированием института образования в нашей стране, изменена система обучения школьников с умственно отсталостью. Обучающиеся с легкой умственной отсталостью включены в образовательный процесс посредством инклюзивного образования в среду нормально развивающихся сверстников. В связи с этим определена актуальность исследования, требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обозначена необходимость формирования у обучающихся жизненно-практических компетенций, которые формируются через трудовые умения и навыки, способствующие дальнейшей социализации в обществе, с другой стороны, недостаточно разработаны психолого-педагогические средства для формирования общетрудовых умений и навыков в условиях инклюзивного образования современной школы.
Объект исследования: трудовая деятельность обучающихся с умственной отсталостью.
Предмет исследования - особенности сформированности трудовой деятельности обучающихся с легкой умственной отсталостью.
Цель исследования: разработать методические рекомендации для педагогов, работающих с обучающимися 10-11 лет с легкой умственной отсталостью в урочной и внеурочной деятельности по развитию трудовой деятельности с учетом выявленных особенностей трудовой деятельности.
Гипотеза исследования:
1. Трудовая деятельность обучающихся с легкой умственной отсталостью будет характеризоваться особенностями их психофизиологического развития: длительной ориентировкой в задании, неисполнением условий инструкции, неспособностью определить последовательность и способы изготовления изделия, игнорированием использования образца и т.д.
2. Мы предполагаем, что трудовая деятельность обучающихся 10-11 лет с легкой умственной отсталостью будет организована посредством использования дифференцированных инструкционных карт.
Задачи:
- проанализировать научно-методическую и психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
- провести эмпирическое исследование по выявлению особенностей сформированности трудовой деятельности у обучающихся 10-11 лет с легкой умственной отсталостью;
- разработать методические рекомендации для педагогов, работающих с обучающимися с легкой умственной отсталостью в урочной и внеурочной деятельности с учетом выявленных особенностей трудовой деятельности.
Методологической и теоретической основой исследования являются:
- субъектно-деятельностный подход к развитию личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн и др.);
- личностно-ориентированный подход в педагогике (А.В. Петровский, В.В. Воронкова, В.Г. Петрова и др.);
- трудовое воспитание и обучение (Г.М. Дульнев, С.Л. Мирский, Б.И. Пинский и др.).
Методы исследования определялись в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В исследовании применялись:
- теоретические методы - анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования самостоятельной трудовой деятельности обучающихся с умственной отсталостью;
- эмпирические методы - беседа с умственно отсталыми обучающимися, констатирующий педагогический эксперимент, педагогическое наблюдение;
- статистические методы - качественный и количественный анализ результатов экспериментального исследования.
Исследование проводилось в течение 2018-2020 годов в три этапа:
- на первом этапе исследования проводилось изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, определялась целевая установка задач, разрабатывалась рабочая гипотеза, определялись исходные теоретические положения, база исследования; анализировался и обогащался отечественный и зарубежный опыт по проблеме исследования на основе научной и психолого-педагогической литературы, формировалась теоретическая концепция исследования; разрабатывался понятийный аппарат;
- на втором этапе был подобран диагностический инструментарий, проведен констатирующий эксперимент; осуществлен анализ, обобщение, систематизация и описание полученных результатов исследования;
- на третьем этапе разработаны дифференцированные методические рекомендации по организации трудовой деятельности обучающихся с легкой умственной отсталостью.
Организация исследования: констатирующий эксперимент проводился в период с октября 2019 г. по март 2020 года на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №4 г. Боготола Красноярского края.
Экспериментальная группа - обучающиеся с легкой умственной отсталостью от 10 до 11 лет в количестве 20 человек.
Практическая значимость исследования заключается в разработке общей стратегии исследования особенностей сформированности трудовой деятельности обучающихся с легкой умственной отсталостью 10-11 лет, предложены дифференцированные методические рекомендации,
направленные на создание оптимальных педагогических условий и организацию среды максимально эффективного развития трудовой деятельности, которые могут быть использованы в работе педагогами и специалистами, работающими с умственно отсталыми школьниками.
Теоретическая значимость заключается в том, что:
- уточнены и дополнены имеющиеся теоретические сведения об особенностях сформированности трудовой деятельности обучающихся с умственной отсталостью.
Научная новизна заключается в том, что в результате проведенного исследования:
- выявлены специфические особенности сформированности трудовой деятельности обучающихся с легкой умственной отсталостью в соответствие с уровнем сформированности предметных трудовых действий;
- разработаны критерии оценивания трудовой деятельности у обучающихся с легкой умственной отсталостью в соответствие с уровнем сформированности предметных трудовых действий;
- составлены дифференцированные методические рекомендации, направленные на преодоление трудностей у рассматриваемой категории обучающихся, зависящих от особенностей сформированности трудовой деятельности.
Апробация результатов исследования осуществлялась через:
- участие в научно-практических конференциях:
научно-практическая конференция «Современные технологии коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья», проводимой в рамках форума «Молодежь и наука XXI века» (2020 г.);
Всероссийская конференция для педагогов «Педжурнал 2020» (2020 г.).
- публикации основных положений и результатов исследования в сборнике научных трудов:
О.И. Тыщенко, Г.А. Проглядова Изучение особенностей сформированности трудовой деятельности обучающихся с легкой умственной отсталостью. Современные технологии коррекционно¬развивающей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: материалы научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов / Отв. ред. И.Ю. Жуковин, О.Л. Беляева; - Красноярск, 2020. - С. 89-91
О.И. Тыщенко, Г.А. Проглядова Особенности сформированности трудовой деятельности обучающихся с легкой умственной отсталостью // Молодой ученый. - 2020. - № 45 (335). - С. 264-267.
Структура магистерской работы: работа объемом 177 страниц состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии (93 источника), 8 приложений. Работа проиллюстрирована 8 таблицами и 16 рисунками.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучение особенностей формирования трудовой деятельности младших школьников с легкой умственной отсталостью в урочной и внеурочной деятельности, проведенное нами, имеет практическую значимость и основывается на актуальности рассматриваемого вопроса.
Актуальность рассматривается противоречивой ситуацией, где требованиями государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определена необходимость формирования у обучающихся жизненно-практических, в том числе и трудовых умений и навыков, способствующих дальнейшей социализации в обществе и в то же время недостаточной разработанностью психолого-педагогических средств для формирования общетрудовых умений и навыков в условиях инклюзивного образования современной школы.
Поэтому целью нашего исследования явилась необходимость разработать коррекционно-педагогические условия по развитию трудовой деятельности обучающихся с легкой умственной отсталостью, с учетом выявленных особенностей, в совместной деятельности с нормально развивающимися сверстниками посредством внеурочной деятельности.
Достижению поставленной цели способствовали следующие шаги (задачи исследования):
В первой главе представлен проанализированный теоретический материал по проблеме формирования трудовой деятельности у обучающихся с умственной отсталостью. Результатом анализа литературных источников стало определение содержания трудовой деятельности, выявление специфики формирования трудовой деятельности умственно отсталых школьников, необходимость использования внеучебного взаимодействия данной категории школьников с нормотипичными обучающимися, как ресурс формирования общетрудовых умений и навыков.
Констатирующий эксперимент по изучению особенностей сформированное™ трудовой деятельности обучающихся с легкой умственной отсталостью 10-11 лет был проведен нами в рамках решения последующих задач нашего исследования, предполагающих работу по разработке материалов исследования, а так же инструментария по оцениванию уровня сформированности трудовой деятельности умственно отсталых обучающихся с определенными критериями и показателями по семи сериям заданий:
1. Серия «Найди фигуры»;
2. Серия «Собери фигуру»;
3. Серия «Определение графических навыков»;
4. Серия «Графический диктант»;
5. Серия «Рисование по точкам»;
6. Серия «Узор»;
7. Серия «Координация движений рук».
В исследовании приняли участие 20 школьников с легкой умственной отсталостью, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения) (вариант 1) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 4 города Боготола Красноярского края.
Анализу подлежали результаты исследования уровня сформированности трудовых действий участников экспериментальной группы. По результатам исследования уровня сформированности трудовой деятельности, у большинства школьников была выявлена недостаточная сформированность трудовых умений и навыков, а также определены трудности трудовой деятельности , отражающиеся в следующих особенностях:
- нарушение ориентировки в задании, на листе бумаги;
- затруднения использования инструкции;
- частичное или полное отсутствие планирования предстоящей деятельности;
- неумение ориентироваться в новых условиях и выбирать правильные трудовые действия;
- затруднения в оценивании своих действий с учетом предложенных критериев;
- неумение соотнести результаты своих действий с заданными образцами;
- неумение корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
С учетом выявленных трудностей трудовой деятельности нами были разработаны методические рекомендации по организации трудовой деятельности обучающихся с легкой умственной отсталостью в урочной и внеурочной деятельности, в рамках которых проведен совместный проект обучающихся с умственной отсталостью и школьников с нормой развития. Кроме того, в рамках внеурочной деятельности обучающихся с нарушением интеллекта нами была разработана рабочая программа внеурочной деятельности «Планирование», по формированию навыков осуществления общетрудовой деятельности, а так же разработаны пакеты инструкционных материалов для обучающихся с нормальным уровнем интеллектуальных способностей и для младших школьников с легкой умственной отсталостью в соответствие с уровнем развития трудовых умений и навыков.
В процессе проектной деятельности обучающиеся с нормой развития и младшие школьники с легкой умственной отсталостью активно взаимодействовали при проектировании и изготовлении «Лоскутного Знамени Великой Победы». В процессе реализации проекта на определенных этапах для младших школьников проводились обучающие и тренировочные блоки коррекционно-развивающих занятий, предусмотренные в программе внеурочной деятельности «Планирование». На всех этапах проектной деятельности обучающиеся использовали комплекты инструкционных материалов, способствующих формированию общетрудовых умений и навыков: ориентированию в задании, правильной последовательности выполняемых трудовых действий, планированию предстоящей трудовой деятельности, самостоятельному выполнению трудовых действий и самоконтролю.
Таким образом, результатами исследования было доказано, что:
- трудовая деятельность обучающихся с легкой умственной отсталостью будет характеризоваться особенностями их психофизиологического развития;
- трудовая деятельность обучающихся 10-11 лет с легкой умственной отсталостью будет организована посредством использования дифференцированных инструкционных карт.



1. Айрес Э.Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э.Дж. Айрес; пер. с англ. Ю. Даре. - М., 2009. - 272 с.
2. Алиева У.Х. Роль самостоятельной деятельности учащихся в учебном процессе // Достижения науки и образования. - 2019. - №1 (42). - С. 54-55.
3. Амодт С., Вонг С. Как развивать мозг ребенка, чтобы он стал умным и успешным / Амодт С., Вонг С.; пер. с англ. К. Савельева. - М., 2014. - 222 с.
4. Бабанский Ю.Б. О дидактических основах повышения эффективности обучения // Народное образование. - 1986. - № 11. - С. 105¬111.
5. Байбородова Л.В. Проектная деятельность школьников в
разновозрастных группах: Пособие для учителей общеобразоват.
организаций / Л.В. Байбородова, Л.Н. Серебренников. - М., 2013. - 175 с.
6. Банди А., Лейн Ш., Мюррей Э. Сенсорная интеграция, теория и практика; пер. с англ. Ермолаев Д.В., Мельникова Е.М. 2-е изд. - М., 2018. - 424 с.
7. Белюченко О.П. Проектная деятельность как способ интеграции предметов эстетического цикла / О.П. Белюченко [и др.]. - М., 2018. - №7 (39). - С. 36-37.
8. Будникова Е.С., Резникова Е.В. Реализация инклюзивного образования в образовательной организации: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / Е.С. Будникова, Е.В. Резникова. - Челябинск, 2017. - 110 с.
9. Бутусова Т.Ю. Педагогические условия воспитания
самостоятельности у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта в играх с правилами. - СПб., 2015 г. - 153 с.
10. Вархотова Е.К. Экспресс-диагностика готовности к школе / Е.К. Вархотова [и др]. - М., 1998. - 48 с.
11. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста. Для школьных психологов / Под ред. П.Г. Нежнова. - Томск, 1993. - 69 с.
12. Вильшанская А.Д. Содержание и методы работы учителя- дефектолога в общеобразовательной школе. - М., 2008. - 112 с.
13. Виноградова А.Д. Практикум по психологии умственно-отсталого ребенка / А.Д. Виноградова [и др.]. - М., 1985. - 144 с.
14. Власова Т.А. Дети с отклонениями в развитии. 2-е изд. испр. и доп. / Т.А. Власова. - М., 1973. - 175 с.
15. Воронкова В.В. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов. - М., 1994. - 416 с.
16. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. - М.: 1995. - 527 с.
17. Выготский Л.С. Основы дефектологии. - СПб., 2003. - 654 с.
18. Галкина В.А. Технология формирования самоконтроля у младших школьников с легкой умственной отсталостью в процессе обучения. - СПб., 2014. - С. 66-75.
19. Гладкая, В.В. Планирование коррекционной работы с учащимися с трудностями в обучении: метод, пособие для учителей-дефектологов. - Минск, 2008. - 112 с.
20. Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. 3-е изд., перераб. - М., 2002. - 68 с.
21. Давыдов В.В. Предметная деятельность и онтогенез познания. / В.В. Давыдов, В.П. Зинченко // Вопросы психологии. - 1998. - № 5. - С. 11¬29.
22. Дульнев Г.М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. Психолого-педагогическое исследование. - М., 1969. - 216 с.
23. Дульнев Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе / Под ред. Т.А. Власовой, В.Г. Петровой. - М., 1981. - 176 с.
24. Епифанцева Т.Б. Настольная книга педагога-дефектолога / Под ред. Т.О. Епифанцева. - Ростов н/Д, 2007. - 486 с.
25. Жидкина Т.С. Методика преподавания ручного труда в младших классах коррекционной школы 8 вида: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.С. Жидкина, Н.Н. Кузмина. - М., 2005. - 195 с.
26. Захарова Н.В., Михайлова И.М. Использование метода проектов в воспитании духовности, нравственности и патриотизма младших школьников. - М., 2018. - № 3 (35). - С. 60-61.
27. Захарова Н.Д. Роль проектной деятельности в социализации детей с ОВЗ // Образование и воспитание. - 2018. - №2. - С. 43-47.
28. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. изд. второе, доп., испр. и перераб. - М., 2000. - 384 с.
29. Золотарёва Ю.М. Организация диагностической работы педагога- психолога с обучающимися с интеллектуальной недостаточностью. - СПб., 2017 г. - Т. 1. - С. 75-78.
30. Ишниязова Ю.Р. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья. Проблема интеграции и инклюзии в Росси. - СПб., 2017. - Т. 1. - С. 88-90.
31. Кабанова И.В. Умственное воспитание, основные подходы к формированию интеллектуальных умений и навыков у детей с нарушением интеллекта. - М., 2018 г. - № 6 (38). - С. 52-57.
32. Кавашима Р. Японская система развития интеллекта и памяти. Программа «60 дней». - Спб., 2012. - 192 с.
33. Кальней В.А., Капралова В.С., Поляков В.А. Основы методики трудового и профессионального обучения / Под ред. Полякова В.А. - М., 1987. - 191 с.
34. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: кн. для учителя. - М., 1993. - 191 с.
35. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПб., 2006. - 160 с.
36. Клапчук А.А., Оганисян Л.А. Профориентационная работа с учащимися в специальной школе в системе инклюзивного образования. - Ялта, 2016. - № 16 (11). - С. 21-24.
37. Колосова Т.А., Исаев Д.Н. Практикум по психологии умственно отсталых детей и подростков / Под ред. Т.А. Колосова. - М., 2012. - 80 с.
38. Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 1989. - 255 с.
39. Крамарева Е.В. Метод проектов на уроках изобразительного искусства в инклюзивных классах. - М., 2018. - № 3 (35). - С. 47-54.
40. Кругликов Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.И. Кругликов. - М., 2005. - 288 с.
41. Кузовлева С.В. Развитие творческого потенциала обучающихся с ОВЗ как необходимое условие для их успешной социализации. - СПб., 2017. - Т. 1. - С. 109-111.
42. Кузнецова Л.В., Переслени Л.И. Основы специальной психологии; пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М., 2002. - 480 с.
43. Ларионова О.А., Подоплёкин А.Н. Применение средств арттерапии в коррекции синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей младшего школьного возраста: методические рекомендации / Сост. О.А. Ларионова, А.Н. Подоплёкин. - Архангельск, 2009. - 47 с.
44. Лебединский В.В. Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия в 2 т / Под ред. М. К. Бардышевской. - М., 2002. - 818 с.
45. Левченко И.Ю. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. И.Ю. Левченко [и др.]. - М., 2003. - 320 с.
46. Леонтьев А.Н. Психологическая теория деятельности: вчера, сегодня, завтра / Под ред. А.Н. Леонтьева. - М., 2006. - 389 с.
47. Липа В.А. Основы коррекционной педагогики: Учебное пособие. - Донецк, 2002. - 327 с.
48. Лубовский В.И., Розанова Т.В. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед.учеб. заведений / Под ред. В.И. Лубовского. 2-е изд., испр. - М., 2005. - 464 с.
49. Маллер А.Р. Помощь детям с недостатками развития: Книга для родителей. - М., 2006. - 72 с.
50. Мамаева А.В. Составление рабочих программ по предметам для работы с учащимися с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: методические рекомендации / Сост. А.В. Мамаева. - Красноярск, 2013. - 52 с.
51. Медведева Е.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учебник для вузов / Е.А. Медведева [и др.]. - М., 2001. - 248 с.
52. Мирский С.Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении / С.Л. Мирский. - М., 1990. - 160 с.
53. Моловская Т.В. Внедрение инклюзивных творческих проектов в воспитательный процесс специальных коррекционных учреждений. - СПб., 2017. - Т. 1, - С. 140-142.
54. Немов Р.С. Психология. В 3 т. Т. 2. Психология образования / Р.С. Немов 4 -е изд. - М., 2007. - 606 с.
55. Никитинская А.А., Поникарова В.Н. Специфика личностного потенциала подростков с ОВЗ в инклюзивной среде. - СПб., 2017. - Т. 1. - С. 155-157.
56. Назарова Н.М. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И.Аксенова [и др.]. / Под ред. Н.М. Назаровой. 4-е изд. - М., 2005. - 400 с.
57. Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и решения современности: методические рекомендации для начинающих специалистов / О.Л. Беляева [и др.]. - Красноярск, 2015. - 172 с.
58. Осницкий А.К. Психологические механизмы самостоятельности / А.К. Осницкий. - М., 2010. - 232 с.
59. Петкевич И.Е. Методика трудового обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной недостаточностью. учеб. -метод пособие / И.Е. Петкевич [и др.]. / Под ред. В.А. Шинкаренко. - Минск, 2009. - 56 с.
60. Петрова В.Г. Практическая и умственная деятельность детей- олигофренов. - М., 1968. - 160 с.
61. Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников: Учебное пособие / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. - М., 2002. - 160 с.
62. Петрова А.А. Проектная деятельность как средство развития коммуникативных навыков младших школьников // Молодой ученый. — 2016. - № 25. - С. 574-577.
63. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. - М., 1973. - 288 с.
64. Пидкасистый П.И. Психология и педагогика: учебник для бакалавров / Под ред. П.И. Пидкасистого. 3-е изд., перераб. и доп. - М., 2015. - 724 с.
65. Пинский Б.И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников. - М., 1962. - 150 с.
66. Пинский Б.И. Психология трудовой деятельности учащихся вспомогательной школы. - М., 1977. - 143 с.
67. Поваляева М.А. Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике / Сост. М.А. Поваляева. - Ростов н/Д, 2006. - 349 с.
68. Проглядова Г.А. Проблемы педагогической диагностики при определении возможности обучения детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости // Проблемы социализации и образования лиц с выраженной интеллектуальной недостаточностью: мат. Междунар. конф. - Красноярск. - 2013. - С. 151-155.
69. Прыгин Г.С. Психология самостоятельности: монография / Г.С. Прыгин. - Ижевск, 2009. - 565 с.
70. Пузанов Б.П. Коррекционная педагогика / Под ред. Б.П. Пузанова [и др.]. изд. 3-е доп. - М., 1999. - 160 с.
71. Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика) / Под ред. Б.П. Пузанова. - М., 2000. - 272 с.
72. Резникова Е.В. Коррекционно-педагогическая помощь учащимся школьного возраста с разным уровнем умственной недостаточности в условиях интегрированного обучения: монография / Под ред. Е.В. Резниковой. - Челябинск, 2017. - 266 с.
73. Рубинштейн С.Л. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособ. для ст. пед. ин-тов по спец. «Дефектология». 3-е изд. перераб. и доп. - М., 1986. - 192 с.
74. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т I. - М., 1989.
- 88 с.
75. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т II. - М., 1989.
- 328 с.
76. Сластенин В.А. и др. Педагогика. Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. [и др.]. - М., 2007. - 576 с.
77. Смирнова А.Н. Коррекционно-воспитательная работа учителя вспомогательной школы / Под ред. Х.С. Замского. 3-е изд., перераб. - М., 1982. - 104 с.
78. Смирнов В.И. Дидактика. 4.II. Технологии процесса обучения: Учеб. пособ / Автор-составитель В.И. Смирнов. - Нижний Тагил, 2012. - 544 с.
79. Софронов Р.П., Парникова И.И. Формирование исследовательских умений во внеурочное время у детей с ограниченными возможностями здоровья. - Волгоград, 2018. - № 6 (129). - С. 52-57.
80. Староверова М.С. Инклюзивное образование. Настольная книга
педагога, работающего с детьми с ОВЗ: Методическое пособие.
М.С. Староверова [и др.]. - М., 2011. - 167 с.
81. Стрюк С.О. Роль проектной деятельности в становлении личности школьников и студентов. - М., 2018. - № 1 (33). - С. 41-43.
82. Суслова О.И., Гурянова М.А. Развитие произвольности учебной деятельности детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью . - Курск, 2019. - № 2 (22). - С. 34-38.
83. Сухонина Н.С., Эннанова М.М. Особенности развития пространственной ориентации умственно отсталых детей младшего школьного возраста. - М., 2018. - Т. 1. - № 16 (33). - С. 85-87.
84. Теория инклюзивного образования и практика его развития в Красноярском крае // И.Б. Агаева [и др.]. - Красноярск, 2015. - 304 с.
85. Туробова Р.Р. Организация самостоятельной работы учащихся на уроках технологии. - М., 2019. - № 3 (44). - С. 71-73.
86. Фабер А. Как говорить с детьми, чтобы они учились /А. Фабер, Э. Мазлиш; пер. с англ. Т. Новиковой. - М., - 2010. - 288 с.
87. Чередникова Т.В. Проверьте развитие ребенка: 105
психологических тестов. - Спб., 2007. - 304 с.
88. Шаповалова М.А., Денисова О.А. Тенденции развития инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в зарубежных странах и России. - СПб., 2017. - Т. 1. - С. 217-220.
89. Шинкаренко В.А. Методика формирования умений учебной деятельности у учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью. 2-е изд. - Минск, 2017. - 74 с.
90. Шиф Ж.И. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / Под ред. Ж. И. Шиф. - М., 1965. - 343с.
91. Штрасмайер В. Обучение и развитие ребенка раннего возраста: 260 упражнений в помощь тем, кто воспитывает детей 1-3 лет с проблемами в развитии: Учеб. пособие: Для студ. дефектол. и дошк. фак. и отд-ний высших и сред. пед. учеб. заведений / В. Штрасмайер; пер. с нем. А.А. Михлин. - М., 2002. - 238 с.
92. Щербетова А.Ю. Особенности познавательной деятельности дошкольников с нарушеним интеллекта. - М., 2018. - № 7 (39). - С. 54-60.
93. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ред.-сост. Д. Б. Эльконин. 4-е изд. - М., 2007. - 384 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ