Введение 3
Глава 1. Проблема формирования коммуникативных умений у дошкольников с умеренной умственной отсталостью 13
1.1 Причинная обусловленность нарушений средств коммуникации у дошкольников с умеренной умственной отсталостью 13
1.2. Теоретико-методологические основы изучения системы альтернативных средств коммуникации 21
1.3 Особенности коммуникативного развития у дошкольников с умеренной умственной отсталостью 29
1.4. Пути формирования коммуникативных умений у дошкольников с умеренной умственной отсталостью 34
Выводы по I главе 39
Глава 2. Констатирующий эксперимент и его анализ 41
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента по
исследованию импрессивной речи, экспрессивной речи и средств альтернативной коммуникации дошкольников с умеренной умственной отсталостью как основы для овладения коммуникативными умениями... 41
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 45
2.3. Методические рекомендации по формированию коммуникативных
умений у дошкольников с умеренной умственной отсталостью средствами альтернативной коммуникации 60
Заключение 69
Библиографический список 73
Приложение 85
Актуальность проблемы и темы исследования. Актуальность исследования обусловлена на социально-педагогическом, научно¬теоретическом и научно-методическом уровне.
На социально-педагогическом уровне актуальность исследования обусловлена тем, что в последнее десятилетие в современном обществе произошли существенные изменения в отношении к детям с интеллектуальной недостаточностью. Л.А. Прониной с соавторами проанализированы данные по болезненности умственной отсталостью детей в Российской Федерации с 2008 по 2011 годы. За последние четыре года общее число зарегистрированных детей с умственной отсталостью увеличилось на 312 человек (0,2%) и достигло 166 400 - это практически четвертая часть (24,5%) в общей структуре детских заболеваний [99]. Разрабатываются новые формы коррекционной работы с ними, выявляются их потенциальные возможности к интеграции в общество. Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся (ФГОС) с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1599 внесло свои изменения в содержании образования, определив для данной категории детей в качестве ведущих, жизненные компетенции. Развитие коммуникативных умений является одним из важнейших ожидаемых результатов обучения детей с выраженными нарушениями интеллекта, о чем свидетельствует введение таких учебных предметов и коррекционных курсов как «Речь и альтернативная коммуникация», «Альтернативная коммуникация» [93].
Для успешной реализации ФГОС обучающихся с умственной отсталостью в школе, работа с данной категорией детей должна начинаться с дошкольного возраста, о чем свидетельствует общепризнанный в специальной педагогике и психологии принцип ранней диагностики и коррекции нарушенных функций. В пункте 1.6 ФГОС обучающихся с умственной отсталостью указывается на необходимость пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольными и школьными этапами. При этом, в настоящее время, имеется ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, однако отсутствуют документы для обеспечения образовательного процесса данной категории детей в дошкольных образовательных организациях [93].
Актуальность данной проблемы также подчеркивается наличием у данной категории детей специфических нарушений коммуникативной деятельности. Отечественные ученые (И.Б.Агаева, Л.Б. Баряева, И.М. Бгажнокова, С.Д. Забрамная, Т.Н. Исаева, А.Р. Маллер, А.В. Мамаева, Г.В. Цикото, Л.М. Шипицина и другие) к таковым относят: затруднения при установлении контакта вследствие непонимания обращенной речи; пассивность, крайне сниженная потребность во взаимодействии с другими людьми; трудности считывания эмоционального контекста ситуации; неумение адекватно применять средства коммуникации. По данным, представленным в психолого-педагогической литературе, более 40% дошкольников с умеренной умственной отсталостью все чаще демонстрируют отсутствие общеупотребительной речи [6, 11, 15]. У значительной части детей данной категории речь не возникает и почти не развивается в течение ряда лет. Данный факт указывает на необходимость формирования коммуникативных умений у дошкольников с умеренной умственной отсталостью средствами альтернативной коммуникации.
На научно-теоретическом уровне актуальность исследования обусловлена тем, что в работах многих ученых (А.Е. Белякова, О.П. Гаврилушкина, Ж.Н. Головина, Е.В. Казанцева и др.) описываются особенности коммуникативной деятельности детей с нарушением интеллекта, в том числе с умеренной умственной отсталостью (Л.Б. Баряева, Н.П. Задумова, А.Р. Маллер, Г.В. Цикото, Л.М. Шипицина и др.). Есть указания в литературных источниках на то, что не всегда дети рассматриваемой категории овладевают речевыми средствами коммуникации (Л.Б. Баряева, В.Г. Петрова, Л.М. Шипицина и др.). Но при этом особенности развития коммуникативных умений дошкольников 5-6 лет с умеренной умственной отсталостью, а также использование безречевыми детьми данной категории альтернативных средств коммуникации изучены не достаточно.
На научно-методическом уровне актуальность исследования обусловлена тем, что отмечается недостаточность адаптированных методик изучения коммуникативных умений, уровня владения средствами альтернативной коммуникации у дошкольников с умеренной умственной отсталостью.
В специальной литературе встречаются различные подходы к работе, направленной на формирование коммуникативных навыков у детей с выраженным нарушением интеллекта (Л.Б. Баряева, Н. П. Задумова, Е.В. Казанцева, А.В. Мамаева, Н.Д. Соколова, Л. М. Шипицына и другие). В большей степени разработанные методики ориентированы на детей школьного возраста, где развитие коммуникативных навыков осуществляется в рамках образовательной организации. В то время как методик по развитию коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с выраженными нарушениями интеллекта существенно меньше, особенно, когда это касается альтернативных средств коммуникации. В основном имеющиеся подходы рассчитаны на работу с детьми с расстройствами аутистического спектра (Э. Бонди, Н.Д. Вощенко, Л.Г. Нуриева, Л. Фрост и другие) и не могут достаточно эффективно применяться в работе с дошкольниками с выраженным нарушением интеллекта. Л.Б. Баряевой, Е.Г. Логиновой, Л.В. Лопатиной предложена методика формирования коммуникативных умений у «неговорящих» детей с нормой интеллектуального развития и с умственной отсталостью [12]. Однако, детям, имеющим выраженные интеллектуальные нарушения, часто оказывается недоступным данный метод и требуется специальная подготовительная работа, что в очередной раз подчеркивает актуальность нашего исследования.
В результате анализа литературных данных изучения опыта коррекционно-педагогической работы по проблеме исследования выявлены несоответствия и противоречия между:
• увеличением доли детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, в том числе и детей с интеллектуальной недостаточностью, разработкой и внедрением федеральных образовательных стандартов и отсутствием масштабного внедрения научно-обоснованных методик и технологий в учебно-воспитательный процесс детей с ментальными нарушениями;
• указаниями на недостаточную сформированность коммуникативных умений у данной категории детей и недостаточной изученностью особенностей коммуникативных умений у детей 5-6 лет с умеренной умственной отсталостью;
• значимостью формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью, как фактора успешности социализации в контексте современных требований к выпускнику ДОУ со стороны общества и государства, с одной стороны, и отсутствием специальных разработок по формированию коммуникативных умений у дошкольников 5-6 лет с умеренной умственной отсталостью средствами альтернативной коммуникации.
Исходя из данных несоответствий и противоречий, вытекает проблема исследования, состоящая в поиске методик изучения особенностей коммуникативных умений у дошкольников 5-6 лет с умеренной интеллектуальной недостаточностью и дальнейшей разработки дифференцированных методических рекомендаций по их развитию средствами альтернативной коммуникации.
Объект исследования: коммуникативные умения дошкольников с умеренной умственной отсталостью
Предмет: особенности коммуникативных умений у дошкольников 5-6 лет с умеренной умственной отсталостью.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что:
1. Коммуникативные умения у дошкольников с умеренной умственной отсталостью - это умение организовать и поддержать общение (владение вербальными и альтернативными средствами коммуникации); умение понимать и передавать информацию адекватно ситуации общения.
2. Нарушения коммуникативных умений у дошкольников 5-6 лет с умеренной умственной отсталостью могут быть представлены различными вариантами;
3. Большинство дошкольников 5-6 лет с умеренной умственной отсталостью продемонстрируют низкий уровень владения вербальными средствами коммуникации, что обуславливает необходимость применения альтернативных средств коммуникации;
4. Учет выявленных особенностей коммуникативных умений позволит составить методические рекомендации по формированию коммуникативных умений у рассматриваемой категории детей.
Цель исследования: выявить особенности сформированности коммуникативных умений у неговорящих дошкольников 5-6 лет с умеренной умственной отсталостью и на основе выявленных особенностей составить методические рекомендации.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были выдвинуты следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую, психолингвистическую литературу по проблеме исследования; определить существующие психолого-педагогические подходы к формированию коммуникативных умений у дошкольников 5-6 лет с умеренной умственной отсталостью средствами альтернативной коммуникации.
2. Разработать диагностический комплекс и провести констатирующий эксперимент по оценке уровня сформированности коммуникативных умений у дошкольников 5-6 лет с умеренной умственной отсталостью;
3. Выявить особенности коммуникативных умений у дошкольников 5-6 лет с умеренной умственной отсталостью;
4. На основе выявленных особенностей составить дифференцированные методические рекомендации, направленные на развитие коммуникативных умений у дошкольников 5-6 лет с умеренной умственной отсталостью средствами альтернативной коммуникации.
Методологической и теоретической основой исследования явились положения общей и специальной психологии и педагогики:
• о единстве общепсихического, когнитивного и речевого развития (Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и другие);
• о решающем факторе общения, влияющего на психическое и социальное развитие ребенка (М. И. Лисина, А. А. Леонтьев и другие);
• о понимании коммуникации, как одной из сторон деятельности общения (Г.М. Андреева, Е.В. Андриенко, Т.В. Лисовская и другие);
• о социальной обусловленности коммуникативного развития и ведущей роли взрослого в развитии ребенка (М.И. Лисина, А.Г Рузская, О.Е.Смирнова и другие);
• о значимости невербальных компонентов коммуникации в обеспечении коммуникативного акта (И.Б. Агаева, Л.Б. Баряева, И. Н. Горелов, В. А. Лабунская, Е. И. Исенина и другие);
• об общности основных закономерностей развития нормальных детей и детей, имеющих нарушения интеллекта (Л.С. Выготский, А.Р. Маллер, Е.М. Мастюкова и другие).
Методы исследования определились в соответствии с целью, гипотезой, задачами исследования. В ходе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы. К числу первых относится анализ психолого-педагогической, психолингвистической литературы по проблеме исследования, ко вторым - изучение медицинской и психолого-педагогической документации, констатирующий эксперимент, количественный и качественный анализ полученных данных.
Научная новизна. В результате проведенного исследования:
выявлены специфические особенности и разработаны критерии оценки коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью;
выделены типологические группы детей старшего дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью, зависящие от уровня сформированности импрессивной, экспрессивной речи и альтернативной коммуникации;
составлены дифференцированные методические рекомендации, направленные на развитие коммуникативных умений у рассматриваемой категории старших дошкольников, зависящие от уровня сформированности импрессивной, экспрессивной речи и сформированности средств альтернативной коммуникации.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации блоков исследования сформированности коммуникативных умений у дошкольников 5-6 лет с умеренной интеллектуальной недостаточностью, включающих в себя три этапа:
1. изучение состояния импрессивной речи у дошкольников 5-6 лет с умеренной интеллектуальной недостаточностью;
2. изучение состояния экспрессивной речи у дошкольников 5-6 лет с умеренной интеллектуальной недостаточностью;
3. изучение возможности использования альтернативных средств коммуникации дошкольниками 5-6 лет с умеренной интеллектуальной недостаточностью.
Практическая значимость исследования определяется тем, что проведенный теоретический анализ литературных источников, выделенные особенности сформированности коммуникативных умений у дошкольников 5-6 лет с умеренной интеллектуальной недостаточностью, анализ существующих подходов по их развитию средствами альтернативной коммуникации легли в основу предложенных нами дифференцированных методических рекомендаций, которые могут быть использованы в работе учителей-логопедов, учителей-дефектологов.
Организация исследования. Исследование проводилось на базе Краевого государственного бюджетного образовательного учреждения «Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения», Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №4» г. Красноярска. Для проведения констатирующего эксперимента была сформирована экспериментальная группа из 10 испытуемых. При комплектовании экспериментальной группы учитывался возраст (5-6 лет) и однотипный характер дефекта (умеренная умственная отсталость: F71).
Исследование проводилось в течение 2015-2017 годов в три этапа:
1. Изучение и анализ психолого-педагогической литературы, формулирование цели, гипотезы и задач исследования, составление плана исследования, разработка методики констатирующего эксперимента (сентябрь 2015 г. - август 2016 г.).
2. Проведение констатирующего эксперимента и анализ его результатов (сентябрь 2016 г. - май 2017г.).
3. Разработка методических рекомендаций по развитию коммуникативных умений у дошкольников 5-6 лет с умеренной умственной отсталостью средствами альтернативной коммуникации, оформление результатов исследования (июнь 2017-ноябрь 2017).
Апробация результатов исследования осуществлялась через:
• Участие в научно-практических конференциях, форумах (XVIII Международный научно-практический форум студентов, аспирантов, молодых ученых «Молодежь и наука XXI века»; Межрегиональная научно-практическая конференция «Комплексное медико-социальное сопровождение лиц с ОВЗ»; Межрегиональная научно-практическая конференция «Русский жестовый язык: законодательство, исследование, образование». Красноярск, 2017);
• Публикации основных положений и результатов исследования в сборнике научных трудов и научных журналах
- Теоретический анализ систем альтернативной коммуникации в образовании лиц с ОВЗ// Проблемы современного педагогического образования: сборник научных трудов, Ялта, 2017 [ВАК];
- Анализ систем альтернативной коммуникации в теории и практике образования лиц с ОВЗ//Современные технологии коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: материалы научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, Красноярск, 2017).
Структура и объем. Работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы (в количестве 104 источников), приложение и проиллюстрировано 2 таблицами, 9 рисунками, 6 гистограммами.
На защиту выносятся следующие положения:
• Дошкольники с умеренной интеллектуальной недостаточностью обладают различными возможностями сформированности коммуникативных умений;
• Возникает необходимость применения альтернативных средств коммуникации с целью преодоления коммуникативных барьеров и повышения эффективности общения.
Изучению коммуникативного развития детей с умеренной умственной отсталостью посвящены исследования И.Б. Агаевой, К.А. Андреевой, Л.Б. Баряевой, М.В. Вечер, Е.Е. Дмитриевой, А.Р. Маллера, А.В. Мамаевой, О.А. Синицыной, Л.М. Шипициной и других ученых [4, 5, 11, 15, 27, 54, 82, 100].
В результате анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования нами сделан вывод о том, что в рамках нашего исследования целесообразно рассматривать коммуникацию с аналитической точки зрения, понимая ее как одну из сторон общения, его информационную составляющую.
Коммуникативная деятельность невозможна без использования вербальных или невербальных средств. Под коммуникативными умениями мы понимаем умение ребенка организовать и поддержать общение (владение вербальными и альтернативными средствами коммуникации); умение понимать и передавать информацию адекватно ситуации общения.
Дошкольники с умеренной умственной отсталостью имеют специфические особенности в коммуникативном развитии. Главными проблемами, препятствующими овладению дошкольниками с умеренной умственной отсталостью коммуникативными умениями, являются нарушение понимания обращенной речи, низкий уровень речевого развития, несформированность потребности в общении, ограниченность мотивов к общению, не всегда адекватные реакции на окружение. Значительное количество дошкольников с умеренной умственной отсталостью остаются безречевыми даже по достижении школьного возраста, что затрудняет их коммуникацию с окружающими людьми.
В настоящее время существуют различные подходы коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими выраженные нарушения интеллекта. Но при всём многообразии методов и приёмов коррекционной работы по развитию речи детей рассматриваемой категории недостаточно разработана система логопедической работы по формированию
коммуникативных умений у дошкольников с умеренной умственной отсталостью. Имеющиеся разработки ориентированы в основном на развитие вербальных средств общения, в то время как дошкольники с умеренной умственной отсталостью часто демонстрируют отсутствие общеупотребительной речи. Данный факт говорит о необходимости создания системы работы по формированию коммуникативных умений у рассматриваемой категории детей средствами альтернативной коммуникации.
С целью изучения состояния импрессивной речи и средств коммуникации у дошкольников 5-6 лет с умеренной умственной отсталостью, а также их способности к узнаванию графических средств коммуникации, нами были адаптированы методы и приемы исследования зрительного восприятия, предложенные Н.С. Жуковой, Н.Я.Семаго, М.М. Семаго, модифицирована методика изучения сформированности импрессивной и эспрессивной речи, альтернативной коммуникации средствами символических изображений у младших школьников с умеренной интеллектуальной недостаточностью, предложенная И.Б. Агаевой. Модификация заключалась в исключении, упрощении и добавлении заданий, в связи с интеллектуальными, возрастными и психологическими особенностями детей.
Нами был проведен констатирующий эксперимент на базе Краевого государственного бюджетного образовательного учреждения КГБОУ «Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения», МБДОУ «Детский сад №4» г. Красноярска. Для проведения констатирующего эксперимента была сформирована экспериментальная группа из 10 человек. При комплектовании экспериментальной группы учитывался возраст испытуемых (5-6 лет) и однотипный характер дефекта (умеренная умственная отсталость: F71).
В ходе проведения констатирующего эксперимента нами было выявлено, что группа дошкольников 5-6 лет с умеренной умственной отсталостью является полиморфной в плане сформированности импрессивной и экспрессивной речи, альтернативных средств коммуникации. Большинство детей рассматриваемой категории (70%) демонстрирует низкий уровень сформированности экспрессивной речи, либо полное ее отсутствие, а также недостаточный уровень развития импрессивной речи. Данный факт говорит о необходимости создания методических рекомендаций по формированию коммуникативных умений у дошкольников с умеренной умственной отсталостью средствами альтернативной коммуникации.
Однако выявленные особенности зрительного восприятия дошкольников с умеренной умственной отсталостью затрудняют овладение детьми альтернативными средствами коммуникации. В то же время дошкольники рассматриваемой категории узнают предметные изображения и сюжеты на фотографиях, часть детей способна составить фразу из фотографий, что говорит о потенциальных возможностях детей в овладении средствами альтернативной коммуникации.
Мы сопоставили результаты обследования по трем блокам методики констатирующего эксперимента. В результате сопоставления нами выделены три типологические группы детей в зависимости от уровня сформированности импрессивной речи и средств коммуникации: с относительно сформированной импрессивной речью и удовлетворительным владением средствами коммуникации (10 %); с относительно сформированной импрессивной речью и не удовлетворительным владением средствами коммуникации (20 %); со значительными трудностями при понимании обращенной речи и не удовлетворительным владением средствами коммуникации (70 %).
На основе анализа литературы и результатов констатирующего эксперимента нами сделан вывод о необходимости разработки дифференцированных методических рекомендаций с целью формирования коммуникативных умений у дошкольников с умеренной умственной
отсталостью средствами альтернативной коммуникации, включающие в себя принципы, направления, условия и содержание работы. В основу методических рекомендаций нами положены работы А.Б. Агаевой [3], Л.Б. Баряевой, Е.Т. Логиновой, Л.В. Лопатиной [11, 12, 50], Е.А. Штягиновой [101]. Основываясь на результатах констатирующего эксперимента, мы выделили следующие направления работы: развитие импрессивной речи; развитие зрительного восприятия; формирование умения использовать средства альтернативной коммуникации. Для детей всех трех типологических групп логопедическая работа будет иметь общие направления, но содержание и приемы работы будут иметь свою специфику, связанную с тем или иным типом коммуникативных проявлений. Данная специфика будет заключаться в различных сроках работы в рамках каждого из этапов, подборе стимульного материала, а также средств вербальной и альтернативной коммуникации.
Таким образом, цели и задачи исследования реализованы, гипотеза доказана. В качестве дальнейшей перспективы предполагается подтверждение полученных данных на большем количестве испытуемых, апробация предложенных нами методических рекомендаций.
1. Агаева, И.Б. Организационно-педагогические условия реализации
федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / И.Б. Агаева, Л.П. Уфимцева// Вестник Красноярского педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2016. - №1. - С. 99-104.
2. Агаева, И.Б. Проблема формирования коммуникативных навыков в системе образования лиц с умеренной умственной отсталостью/ И.Б. Агаева, М.В. Вечер// Вестник Красноярского педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2016. -№1. - С. 95-98.
3. Агаева, И.Б. Формирование речи у обучающихся с умеренной интеллектуальной недостаточностью средствами альтернативной коммуникации: практико-ориентированная монография/ И.Б. Агаева. - Красноярск.: Краснояр.гос.пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2017. - 148 с.
4. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания/ Б.Г. Ананьев. - СПб: Питер, 2001. -288 с.
5. Андреева, Е. И. Результаты исследования индивидуально- типологических особенностей дошкольников с умственной отсталостью и задержкой психического развития седьмого года жизни/Е.И. Андреева// Инновационные технологии в науке и образовании. - 2016. - № 3(7). - С. 130-132.
6. Андреева, К. А. Коммуникативные способности дошкольников с умственной отсталостью/ К.А. Андреева// Молодой ученый. - 2014. - №2. - С. 715-718.
7. Андриенко, Е. В. Социальная психология: учеб. пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. заведений/ под. Ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. - 264 с.
8. Афанасьева, Ю.А. Анализ контингента обучающихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ Ю.А. Афанасьева, И.М. Яковлева // Коррекционная педагогика. - 2014. - № 1 (59). - С. 19-24.
9. Баряева Л.Б. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / Л.Б. Баряева, И.М. Бгажнокова, Д.И. Бойков, А.П. Зарин, С.В. Комарова. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 181 с.
10. Баряева, Л. Б. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью/ Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина, А.П. Зарин, Н.Д. Соколова. - СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2003. - 320 с.
11. Баряева, Л.Б. Учим детей общаться. Формирование коммуникативных умений у младших дошкольников с первым уровнем речевого развития: учебно-методическое пособие/ Л.Б. Баряева, Л.В. Лопатина. - СПб.: ЦДК, 2011. - 144 с.
12. Баряева, Л.Б. Я - говорю! Упражнения с пиктограммами / Л.Б. Баряева, Е.Т. Логинова, Л.В. Лопатина. - М.: Дрофа, 2007-2008.
13. Бодалев, А.А. Психология общения/ А.А. Бодалев. - М.: Ин-т
практической психологии, 1996. - 256 с.
14. Богдан, Н.Н. Специальная психология/ Н.Н. Богдан, М.М. Могильная. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2003. - 220 с.
15. Вечер, М.В. Коммуникативные средства младших школьников с умеренной умственной отсталостью к постановке проблемы исследования/ М.В Вечер// Специальное образование. - 2015. - №4. - С.27-33.
16. Вечер, М.В. Параметры исследования и систематизации коммуникативных средств для логопедической работы с детьми с умеренной умственной отсталостью/ М.В. Вечер// Ярославский педагогический вестник. - 2016. - №2. - С. 81-85.
17. Виноградова, А.Д. Практикум по психологии умственно отсталого
ребенка: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец.
«Дефектология»/А. Д. Виноградова, Е. И. Липецкая, Ю. Т. Матасов, И. П. Ушакова; - М.: Просвещение, 1985. - 144 с.
18. Воронова, Е.В. Средства альтернативной и дополнительной коммуникации в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья/ Е.В. Воронова // Педагогика и психология как ресурсразвития современного общества: проблемы сетевого взаимодействия винклюзивном образовании Материалы VII Международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию РГУ имени С.А. Есенина. отв. ред. Л.А. Байкова, Н.А. Фомина, А.Н. Сухов. - Ряз. гос. ун-т имени С.А. Есенина, 2015. - С. 303-304.
19. Вощенко, Н.Д. Альтернативные способы коммуникации в работе с детьми с расстройством аутистического спектра/ Н.Д. Вощенко// Сибирский вестник специального образования. - 2015. - № 2(15). - С. 22-24.
20. Выготский, Л.С. Мышление и речь: собрание сочинений в 8 томах: 2т. / Л.С. Выготский. - М.: Лабиринт, 1982. - 488с.
21. Выготский, Л.С. Основы дефектологии/ Л.С. Выготский. - СПб.: Лань, 2003. - 654 с.
22. Выготский, Л.С. Проблемы дефектологии/ Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1995. - 527 с.
23. Гаврилушкина, О.П. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников: Кн. для воспитателя / О.П. Гаврилушкина, Н.Д. Соколова. - М.: Просвещение, 1985. - 72 с.
24. Горелов, И.Н. Невербальные компоненты коммуникации./ И.Н.
Горелов. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ»,
2009. - 112 с.
25. Грушевицкая, Т.Г. Основы межкультурной коммуникации/ Т.Г. Грушевицкая, В.Д. Попков, А.П. Садохин. - М.: Юнити-Дана - 352 с.
26. Гуровец Г.В. К вопросу изучения болезни Дауна/ Г.В. Гуровец, Л.З. Давидович// Дефектология, 1999. - № 6. - С. 9-14.
27. Дмитриева, Е.Е. Коммуникативное развитие детей с легкими формами психического недоразвития на ранних этапах онтогенеза: Монография / Е.Е. Дмитриева. - Н. Новгород: НГПУ, 2004. - 258 с.
28. Дмитриева, Е.Е., Коммуникативное развитие умственно отсталых дошкольников и младших школьников/ Е.Е. Дмитриева, Ю.П. Давыдова// Современные проблемы науки и образования, 2014. - № 6.
29. Дульнев, Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе: пособие для учителей/ Г.М. Дульнев; Под ред. Т.А. Власовой и В.Г. Петровой. - М.: Просвещение, 1981. - 176 с.
30. Екжанова, Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта/ Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. -- М.: Просвещение, 2005. - 272 с.
31. Емельянова, И. А.Особенности коммуникативных умений и навыков и пути их формирования у младших дошкольников с нарушением интеллекта/ И.А. Емельянова// Образование и наука. - 2009. - №1. - С. 86-94.
32. Забрамная, С.Д. Психолого-педагогическая дифференциация детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью / С.Д. Забрамная, Т.Н. Исаева// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2009. - №1. - С. 49-53.
33. Зайцева, Е.А. Варианты обучения чтению обучающихся с умеренной умственной отсталостью/ Е.А. Зайцева// Педагогический опыт: теория, методика, практика. - 2016. - №2(7). - С. 163-165.
34. Закрепина, А.В. Пути социального развития детей дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью / А.В. Закрепина: автореферат дис.... канд. пед. наук. - М., 2003. - 23 с.
35. Защиринская, О.В. Эмоциональный компонент как фактор успешности невербального общения умственно отсталых детей/ О.В. Защиринская, Л.М. Шипицына // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 2009. - № 2-1. - С. 187-197.
36. Катаева, А.А. Дошкольная олигофренопедагогика/ А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. - М.: ВЛАДОС, 2005. - 208 с.
37. Кириллова, Е.В. Логопедическая работа с безречевыми детьми: Учебно- методическое пособие/Е.В. Кириллова. — М.: ТЦ Сфера, 2011.
— 64 с.
38. Ковалев, А.Г. Психология личности./А.Г. Ковалев. - М.: Просвещение, 1965. - 289 с.
39. Комарова, С.В. Формирование речевой коммуникации учащихся младших классов специальных (коррекционных) школ VIII вида на уроках развития речи: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03/ С.В. Комарова
- М., 2005. - 170 с.
40. Кристин, У. Поддерживающая коммуникация/ У. Кристин // Обучение и развитие детей и подростков с глубокими умственными и множественными нарушениями. - Псков, 1999.
41. Крысько, В.Г. Социальная психология/ В.Г. Крысько. - М.: Омега-Л, 2006. - 352 с.
42. Кумова, И.А. Воспитание основ коммуникативной культуры детей 6-го года жизни: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.07/ И.А. Кумова. - Ростов н/Д., 2004. - 142 с.
43. Лабунская, В.А. Психология затрудненного общения. Теория. Методы. Диагностика. Коррекция/ В.А. Лабунская, Ю.А. Менджерицкая, Е.Д. Бреус. - М.: Академия, 2001. - 288 с.
44. Лабунская, В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание / В.А. Лабунская. - Ростов-на-Дону, 1999. - 176 с.
45. Лазина, Е. Коммуникация с помощью картинок «Эвричайлд» (Великобритания)/ В. Рыскина, Е. Лазина, 2010. - 64 с.
46. Лауткина, С.В. Основы коррекционной педагогики: курс лекций/ С.В. Лауткина. - Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2008. - 211 с.
47. Леонтьев, А. А. Психология общения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. А. Леонтьев. - 3-е изд-е. - М.: Смысл, 2005. - 386 с.
48. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения/ М.И. Лисина. - М.:
Педагогика, 1986. - 144 с.
49. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении/ М.И. Лисина - СПб.: Питер, 2009. - 320с.
50. Лопатина, Л.В. Альтернативные средства коммуникации
с неговорящими детьми: Учебное пособие/ Л.В. Лопатина, Ф. Дюкен. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. - 80 с.
51. Луцкина, Р. К. Особенности развития устной и письменной речи учащихся вспомогательной школы в процессе обучения: Автореф. дис.... канд. пед. наук/ Р. К. Луцкина. - М., 1974. - 17 с.
52. Лынская, М. И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий/М.И. Лынская. - М.: Парадигма, 2015. - 128 с.
53. Маллер, А.Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений/ А.Р. Маллер, Г.В. Цикото. - М.: Академия, 2003. - 208 с.
54. Маллер, А.Р. Социальное образование детей с нарушениями интеллекта (выраженная интеллектуальная недостаточность)/А.Р. Маллер. - М.: Педагогическое общество России, 2015. - 224 с.
55. Мамаева, А.В. Анализ существующих подходов к изучению деятельности общения/ А.В. Мамаева, Ю.П. Кудинова. - Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 2011. - №3(17). - Том 1. - С. 139-144.
56. Мамаева, А.В. Влияние педагогической грамотности родителей на сформированность коммуникативных умений у детей 6-8 лет с умеренной и тяжелой умственной отсталостью/А.В. Мамаева, Е.С. Штефанова// Специальное образование. - 2012. - № 4. - С. 49-56.
57. Мамаева, А.В. Возможности социального развития детей 2-4 лет с интеллектуальной недостаточностью в группах раннего сопровождения/ А.В. Мамаева, А.М. Ханьжина // Сибирский вестник специального образования. - 2013. - № 3 - С.26-35.
58. Мамаева, А.В. Использование групповых форм работы для
формирования первоначальных коммуникативных умений у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: методические
рекомендации/ сост. А. В. Мамаева, А.М. Ханьжина. - Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева, 2012. - 56 с.
59. Мамаева, А.В. Составление рабочих программ по предметам для работы со учащимися с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: методические рекомендации/ сост. А.В Мамаева. - Красноярск: КГПУ. В.П.Астафьева, 2013. - 52 с.
60. Немов, Р.С. Социальная психология/ Р.С. Немов, И.Р. Алтунина. - СПб.: Питер, 2010. - 432 с.
61. Нуриева, Л.Г. Развитие речи у аутичных детей: Методические разработки/Л.Г. Нуриева.— М.: Теревинф, 2003. - 108 с.
62. Образование лиц с ограниченными возможностями в контексте программы ЮНЕСКО «Образование для всех»: опыт России: Аналитический обзор/ Под ред. акад. Г. А. Бордовского. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. - 81 с.
63. Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и решения современности: методические рекомендации для начинающих специалистов / О.Л. Беляева, Е.Ю. Лёвина, Е.Ю. Мозякова и др.; отв. ред. Е.А. Черенёва. - Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2015. - 172 с.
64. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта:
программно-методические материалы/ под ред. И.М. Бгажноковой. - М.: Владос, 2007. - 181 с.
65. Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии: Учеб.- метод. пособие/ Под ред. Л.Б. Баряевой, А.П. Зарин, Н.Д. Соколовой. - СПб: ЛОИУУ, 1996. - 95 с.
66. Омарова, П.О. Методика формирования навыков общения у умственно отсталых первоклассников/П.О. Омарова// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2009. - № 109. - С. 157-164.
67. Омарова, П.О. Общение и поведение умственно отсталых младших школьников // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - №5. - С. 269-281.
68. Павлова, И.В. Особенности эмоционально-волевой сферы дошкольников с умственной отсталостью/ И.В. Павлова// Развитие науки и образования в современном мире: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 сентября 2014 г. В 7 частях. Часть VII. - М.: «АР-Консалт», 2014 г. - с. 107-109.
69. Павлова, И.В. Формирование коммуникативных умений у детей с легкой степенью умственной отсталости в младшем школьном возрасте/И.В. Павлова// Фундаментальные и прикладные исследования, 2016. - № 27. - С. 59-63.
70. Парыгин, Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории/ Б.Д. Парыгин. - СПб.: ИГУП, 1999. - 592 с.
71. Патрик, С. Психопедагогика и аутизм: опыт работы с детьми и взрослыми: учеб.пособие/ С. Патрик. - М.: Теревинф, 2000. - 208 с.
72. Петрова, В.Г. Психология умственно отсталых школьников: Учебное пособие/ В.Г. Петрова, И.В. Белякова. - М.: Академия, 2002. - 160 с.
73. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью/ под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой. - СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011. - 480 с.
74. Пронина, Л. А. Контингенты и показатели общей заболеваемости
психическими расстройствами детей 0-14 лет в Российской Федерации в 2008-2011 гг./Л.А. Пронина, Н.А. Творогова, Е.А. Ходырева// Психическое здоровье населения как основа национальной
безопасности России, современные проблемы социальной и
клинической сексологии: тез. докл. Всероссийской научно-практ. конф. с международным участием. Казань, 13-15 сентября, 2012. - С. 33-34.
75. Психология лиц с умственной отсталостью: Уч. метод. пособие/ под ред. Е. А. Калмыковой. — Курск: Курск. гос. ун-т, 2007. - 121 с.
76. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А. Г. Рузской. - М .: Педагогика, 1989. -216 с.
77. Рапацевич, Е.С. Психолого-педагогический словарь/ Е.С. Рапацевич. - М.: Современное слово, 2006. - 928 с.
78. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии/ С.Л. Рубинштейн. - СПб: Питер, 2000 - 712 с.
79. Савченко, И.Н. Факторы формирования устной речи у детей с умственной отсталостью/ И.Н. Савченко// Приоритетные научные направления: от теории к практике, 2016. - №26. - С. 129-134.
80. Самохвалова, А.Г. Коммуникативные трудности ребенка: проблемы, диагностика, коррекция: Учеб.-метод. Пособие/ А.Г. Самохвалова. - СПб.: Речь, 2011. - 432 с.
81. Самохвалова, А.Г. Развитие коммуникативной компетентности дошкольников средствами игровой деятельности: методический
сборник/ А.Г. Самохвалова, И.Г. Дашевская, Е.А. Ильичева. - Кострома: Управление образования Администрации г. Костромы, 2011. - 54 с.
82. Семаго, Н.Я. Диагностический альбом для оценки развития
познавательной деятельности ребёнка. Дошкольный и младший школьный возраст/Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. - 46 с.
83. Синицына, О. А. Формирование коммуникативной деятельности у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью/ О.А. Синицына, Е.А. Савина// Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. - СПб.: Заневская площадь, 2014. - С. 269-271.
84. Скитская, Л.В. Научно-педагогические основы коммуникативного общения и особенности его развития у детей дошкольного возраста/ Л.В. Скитская // Педагогика и психология, 2013. - № 2. - С. 50-57.
85. Смирнова, А.Н. Коррекционно-воспитательная работа
вспомогательной школы/А.Н. Смирнова; ред. Х. Замский. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1965. - 140 с.
86. Соколова, Н.Д. Развитие речевого общения умственно отсталых дошкольников в игре/ Н.Д. Соколова// Вопросы формирования речи аномальных детей дошкольного возраста. - М.: АПН СССР, НИИ дефектологии. - 1982. - С. 56-65.
87. Специальная педагогика: Учеб. пособие для вузов/ под ред. Н. М. Назаровой. - 3-е изд., испр. - М.: Академия, 2004. - 400 с.
88. Специальная психология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева [и др.]; под ред. В. И. Лубовского. - 2-е изд., испр. - М.: Академия, 2005. - 464 с.
89. Стасько, К.М. Обзор отечественных и зарубежных систем дополнительной и альтернативной коммуникации/ К.М. Стасько// Специальное образование: материалы X междунар. науч. конф., 23-24 апр. 2014 г. / под общ. ред. проф. В. Н. Скворцова. - СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2014. - Т. II. С. 285-287.
90. Струнина, Е.В. Мультимедийные технологии в логопедической работе/Е.В. Струнина//Психология и педагогика: методика и проблемыпрактического применения, 2013. - № 33-1. - С. 169-172.
91. Течнер, С. Введение в альтернативную и дополнительную
коммуникацию: жесты и графические символы для людей с
двигательными и интеллектуальными нарушениями, а также с расстройствами аутистического спектра/ С. Течнер, Х. Мартинсен. - М.: Теревинф, 2014. - 432 с.
92. Фадеева, Е. И. Лабиринты общения: учебно-методическое пособие / Е. И. Фадеева. - М.: ЦГЛ, 2003. - 96 с.
93. Федеральный государственный образовательный стандарт
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) утв. приказом Минобрнауки России № 1599 от 19.12.2014.
94. Федеральный государственный образовательный стандарт
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утв. приказом Минобрнауки России от 11 февраля 2015 г. за № ДЛ-5/07вн.