ОСОБЕННОСТИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (III УРОВНЯ)
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей фонематического восприятия у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи (III уровня) 7
1.1. Развитие фонематического восприятия в онтогенезе 7
1.2. Психолого-педагогические особенности детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи (III уровня) 13
1.3. Особенности развития фонематического восприятия у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровня) 20
1.4. Обзор методик развития фонематического восприятия у детей 4-5 лет с
общим недоразвитием речи (III уровня) 24
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей фонематического восприятия у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи (III уровня) ... 31
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 31
2.2. Анализ результатов исследования 35
2.3. Методические рекомендации по преодолению выявленных особенностей фонематического восприятия у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи (III уровня) 42
Заключение 59
Список использованных источников 62
Приложения
Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей фонематического восприятия у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи (III уровня) 7
1.1. Развитие фонематического восприятия в онтогенезе 7
1.2. Психолого-педагогические особенности детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи (III уровня) 13
1.3. Особенности развития фонематического восприятия у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровня) 20
1.4. Обзор методик развития фонематического восприятия у детей 4-5 лет с
общим недоразвитием речи (III уровня) 24
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей фонематического восприятия у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи (III уровня) ... 31
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 31
2.2. Анализ результатов исследования 35
2.3. Методические рекомендации по преодолению выявленных особенностей фонематического восприятия у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи (III уровня) 42
Заключение 59
Список использованных источников 62
Приложения
Современная ситуация в обществе способствует увеличению числа детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети с тяжёлыми нарушениями речи (с заиканием, общим недоразвитием речи, фонетико-фонематическим недоразвитием), так же относятся к детям с ограниченными возможностями здоровья.
К числу важных задач в работе логопеда с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (далее ОНР), относится формирование фонематического восприятия. В настоящее время отмечается рост количества детей с фонематическими нарушениями речи.
Несформированность фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок испытывает значительные затруднения не только в процессе овладения произносительной стороной речи, но и в процессе звукового анализа, синтеза слов, овладения грамотой. По данным Ткаченко Т. А., развитие фонематического восприятия положительно воздействует на формирование всей фонетической системы и слоговой структуры слов.
Только после усвоения определенного уровня фонематического восприятия ребёнок имеет возможность полноценно овладеть звуковым анализом и синтезом, а впоследствии - навыками письма и чтения.
Работа по развитию фонематического восприятия имеет большое значение для усвоения правильного звукопроизношения и для дальнейшего успешного обучения детей в школе.
Актуальность исследования обоснована тем, что развитие фонематического восприятия благотворно воздействует на развитие всей речевой системы, а своевременное выявление детей с нарушениями речи и оказание им логопедической помощи в специально организованных условиях, поможет скорректировать речевую функцию у дошкольников, предотвращая появление последующих нарушений.
Цель исследования: выявить особенности фонематического восприятия у детей 4-5 лет с ОНР (III уровня) и составить методические рекомендаций по преодолению выявленных особенностей фонематического восприятия у детей 4-5 лет с ОНР (III уровня).
Объект исследования: фонематическое восприятие детей 4-5 лет с ОНР (III уровня).
Предмет исследования: особенности фонематического восприятия у детей 4-5 лет с ОНР (III уровня).
Проблема исследования: необходимость в выявлении особенностей фонематического восприятия у детей 4-5 лет с ОНР (III уровня).
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
• Провести анализ научно-педагогической литературы по проблеме исследования.
• Подобрать диагностические методики для выявления особенностей фонематического восприятия у детей 4-5 лет с ОНР (III уровня).
• Выявить особенности фонематического восприятия у детей 4-5 лет с ОНР (III уровня).
• Составить методические рекомендации по преодолению выявленных особенностей у детей 4-5 лет с ОНР (III уровня).
Гипотеза: мы предполагаем, что у детей 4-5 лет с ОНР (III уровня) будут наблюдаться особенности фонематического восприятия, которые проявятся в: 1) ошибках узнавания фонем; 2) трудностях дифференциации на слух слогов и слов, различающихся одной фонемой; 3) трудностях воспроизведения слов и слогов с оппозиционными звуками, которые будут сопровождаться заменами, искажениями и смешениями.
Выявленные особенности позволят нам составить дифференцированные методические рекомендации по преодолению выявленных особенностей фонематического восприятия у детей 4-5 лет с ОНР (III уровня) (см. § 2. 3).
Методологической и теоретической основой исследования явились положения общей, специальной педагогики и психологии:
• о возрастных этапах, закономерностях и условиях речевого развития в онтогенезе (Гвоздев А.Н., Жинкин Н.И., Леонтьев А.А., Эльконин Д.Б.);
• об основных закономерностях развития нормального и аномального ребенка (Выготский Л.С., Левина Р.Е., Лубовский В.И., Стребелева Е.А.);
• о системно-комплексном подходе к обучению детей с различными формами дизонтогенеза (Анохин П.К., Асманов А.Г., Выгодский Л.С., Лурия А.Р. и др.);
• о деятельностном подходе (Леонтьев А.Н.);
• при определении содержания работы по формированию фонематического восприятия мы опирались как на теорию обучения детей с общим недоразвитием речи (Никашина Н.А., Каше Г.А., Спирова Л.Ф., Жаренкова Г.М., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В., Филичева Т.Б. и др.), так и на программы под ред. Лопатиной Л.В; Нищевой Н. В., Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., Тумановой Т. В.
В соответствие с целями и задачами использовались следующие методы исследования:
• Библиографический (изучение литературы по проблеме, теоретический анализ и синтез научной литературы; анализ медицинской и педагогической документации; систематизация, классификация, сравнение, прогнозирование, планирование, теоретическое моделирование опытно-поисковой работы);
• Диагностические методы (констатирующий эксперимент, наблюдения и беседа, количественно-качественный анализ).
Теоретическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования подтверждают имеющиеся научные представления о нарушениях фонематического восприятия у детей с ОНР.
Практическая значимость исследования будет заключаться в подборе диагностических методик и составлении методических
рекомендаций по преодолению выявленных особенностей фонематического восприятия у детей 4-5 лет с ОНР (III уровня).
База исследования: ДЦ «Первый шаг» г. Красноярска.
Этапы исследования:
1 этап (ноябрь 2017 г.) - поисково-теоретический, включает изучение научной литературы по проблеме исследования, формулирование проблемы и гипотезы, определение целей и задач исследования, разработки плана.
2 этап (апрель 2018 г.) - экспериментальный, предусматривает организацию опытно-экспериментальной работы по изучению особенностей фонематического восприятия у детей среднего дошкольного возраста с ОНР (III уровня).
3 этап (апрель 2018г.) - обобщающий, включал анализ и обработку данных, обобщение полученных результатов, формулирование выводов.
Структура и объем работы включал в себя: введение, две главы, методические рекомендации, заключение, список используемой литературы, приложения, гистограммы, таблицы и схемы.
К числу важных задач в работе логопеда с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (далее ОНР), относится формирование фонематического восприятия. В настоящее время отмечается рост количества детей с фонематическими нарушениями речи.
Несформированность фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок испытывает значительные затруднения не только в процессе овладения произносительной стороной речи, но и в процессе звукового анализа, синтеза слов, овладения грамотой. По данным Ткаченко Т. А., развитие фонематического восприятия положительно воздействует на формирование всей фонетической системы и слоговой структуры слов.
Только после усвоения определенного уровня фонематического восприятия ребёнок имеет возможность полноценно овладеть звуковым анализом и синтезом, а впоследствии - навыками письма и чтения.
Работа по развитию фонематического восприятия имеет большое значение для усвоения правильного звукопроизношения и для дальнейшего успешного обучения детей в школе.
Актуальность исследования обоснована тем, что развитие фонематического восприятия благотворно воздействует на развитие всей речевой системы, а своевременное выявление детей с нарушениями речи и оказание им логопедической помощи в специально организованных условиях, поможет скорректировать речевую функцию у дошкольников, предотвращая появление последующих нарушений.
Цель исследования: выявить особенности фонематического восприятия у детей 4-5 лет с ОНР (III уровня) и составить методические рекомендаций по преодолению выявленных особенностей фонематического восприятия у детей 4-5 лет с ОНР (III уровня).
Объект исследования: фонематическое восприятие детей 4-5 лет с ОНР (III уровня).
Предмет исследования: особенности фонематического восприятия у детей 4-5 лет с ОНР (III уровня).
Проблема исследования: необходимость в выявлении особенностей фонематического восприятия у детей 4-5 лет с ОНР (III уровня).
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
• Провести анализ научно-педагогической литературы по проблеме исследования.
• Подобрать диагностические методики для выявления особенностей фонематического восприятия у детей 4-5 лет с ОНР (III уровня).
• Выявить особенности фонематического восприятия у детей 4-5 лет с ОНР (III уровня).
• Составить методические рекомендации по преодолению выявленных особенностей у детей 4-5 лет с ОНР (III уровня).
Гипотеза: мы предполагаем, что у детей 4-5 лет с ОНР (III уровня) будут наблюдаться особенности фонематического восприятия, которые проявятся в: 1) ошибках узнавания фонем; 2) трудностях дифференциации на слух слогов и слов, различающихся одной фонемой; 3) трудностях воспроизведения слов и слогов с оппозиционными звуками, которые будут сопровождаться заменами, искажениями и смешениями.
Выявленные особенности позволят нам составить дифференцированные методические рекомендации по преодолению выявленных особенностей фонематического восприятия у детей 4-5 лет с ОНР (III уровня) (см. § 2. 3).
Методологической и теоретической основой исследования явились положения общей, специальной педагогики и психологии:
• о возрастных этапах, закономерностях и условиях речевого развития в онтогенезе (Гвоздев А.Н., Жинкин Н.И., Леонтьев А.А., Эльконин Д.Б.);
• об основных закономерностях развития нормального и аномального ребенка (Выготский Л.С., Левина Р.Е., Лубовский В.И., Стребелева Е.А.);
• о системно-комплексном подходе к обучению детей с различными формами дизонтогенеза (Анохин П.К., Асманов А.Г., Выгодский Л.С., Лурия А.Р. и др.);
• о деятельностном подходе (Леонтьев А.Н.);
• при определении содержания работы по формированию фонематического восприятия мы опирались как на теорию обучения детей с общим недоразвитием речи (Никашина Н.А., Каше Г.А., Спирова Л.Ф., Жаренкова Г.М., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В., Филичева Т.Б. и др.), так и на программы под ред. Лопатиной Л.В; Нищевой Н. В., Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., Тумановой Т. В.
В соответствие с целями и задачами использовались следующие методы исследования:
• Библиографический (изучение литературы по проблеме, теоретический анализ и синтез научной литературы; анализ медицинской и педагогической документации; систематизация, классификация, сравнение, прогнозирование, планирование, теоретическое моделирование опытно-поисковой работы);
• Диагностические методы (констатирующий эксперимент, наблюдения и беседа, количественно-качественный анализ).
Теоретическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования подтверждают имеющиеся научные представления о нарушениях фонематического восприятия у детей с ОНР.
Практическая значимость исследования будет заключаться в подборе диагностических методик и составлении методических
рекомендаций по преодолению выявленных особенностей фонематического восприятия у детей 4-5 лет с ОНР (III уровня).
База исследования: ДЦ «Первый шаг» г. Красноярска.
Этапы исследования:
1 этап (ноябрь 2017 г.) - поисково-теоретический, включает изучение научной литературы по проблеме исследования, формулирование проблемы и гипотезы, определение целей и задач исследования, разработки плана.
2 этап (апрель 2018 г.) - экспериментальный, предусматривает организацию опытно-экспериментальной работы по изучению особенностей фонематического восприятия у детей среднего дошкольного возраста с ОНР (III уровня).
3 этап (апрель 2018г.) - обобщающий, включал анализ и обработку данных, обобщение полученных результатов, формулирование выводов.
Структура и объем работы включал в себя: введение, две главы, методические рекомендации, заключение, список используемой литературы, приложения, гистограммы, таблицы и схемы.
Развитие фонематического восприятия является одной из важных задач, стоящих перед логопедом, в работе с детьми с ОНР. Нормальное развитие фонематического восприятия играет огромную роль в процессе становления и развития речи: на его основе дети учатся выделять в речи окружающих фразы, понимать смысл слова, различать слова-паронимы, соотносить их с конкретными предметами, явлениями, действиями.
Речь является сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе речевого общения.
Фонетико-фонематическая система - это система восприятия, анализа и воспроизведения звуков речи. Фонетическая система речи включает все компоненты произношения. Фонематическая система является основным инструментом понимания слышимой речи, при этом она выполняет ряд функций, важных для восприятия и воспроизведения не только устной, но и письменной речи.
Фонетико-фонематическая система начинает свое формирование в конце первого года жизни ребенка и завершается к 6 годам.
Под термином ОНР у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом понимают специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи (лексики, грамматики, фонетики).
Характеристику первым трем уровням детей с ОНР дала Левина Р.А.
Первый уровень речевого развития предполагает полное или практически полное отсутствие у ребенка общеупотребительной речи.
Второй уровень речевого развития предполагает наличие у детей «начатков общеупотребительной речи», характерным является появление двух-, трех-, а иногда и четырех-словной фразы.
Третий уровень речевого развития характеризуется появлением развернутой обиходной речи без грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений.
Четвертый уровень ОНР выделила Филичева Т.Б.
Четвертый уровень речевого развития внешне схож с низкой нормой. Речевые ошибки в устной речи не носят грубого характера.
Для детей с ОНР характерными признаками являются: позднее появление речи, ограниченный словарный запас, аграмматизмы, дефекты звукопроизношения и фонемообразования. Недостаточная речевая деятельность отражается на формировании у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. Чтобы направить детей в специальные учреждения и выбирать для них адекватный коррекционный маршрут, необходимо понимать структуру ОНР, причины, лежащие в его основе, соотношение первичных и вторичных нарушений.
Фонематическое восприятие — это способность к восприятию звуковой стороны речи, фонем, умение отличать звуки речи и их последовательность в словах. В его основе лежит фонематический слух, позволяющий выделять и идентифицировать звуки речи по их отношению к звуковым эталонам — фонемам.
Нарушение фонематического восприятия приводит к неспособности контролировать собственное произношение и произношение окружающих.
Недостаточность фонематического восприятия у детей с ОНР обнаруживается при выполнении заданий на узнавание неречевых звуков, различение слов-квазимонимов (близких по звуковому составу), дифференциацию слогов по противопоставлениям (звонкость-глухость, твердость-мягкость, свистящие-шипящие), дифференциацию фонем, звуковой анализ и синтез.
В настоящее время все чаще выявляются дети с ОНР дошкольного возраста, у которых наблюдаются дефекты в звене звукоразличения, отрицательно влияющие на устную (экспрессивную и импрессивную) и письменную речь.
В нашей работе приведен обзор методик развития фонематического восприятия, которые имеют большое значение для повышения качества фонематических навыков у детей 4 -5 лет с ОНР (III уровня).
Констатирующий эксперимент проводился в апреле 2018 г. на базе ДЦ «Первый шаг» г. Красноярск.
Для проведения констатирующего эксперимента использовалась методика автора Дьяковой Н. И. для диагностики фонематического восприятия у детей дошкольного возраста, в том числе детей 4-5 лет с ОНР (III уровня).
В ходе экспериментального изучения особенностей фонематического восприятия у детей 4-5 лет с ОНР (III уровня) выявились такие особенности:
- ошибки узнавания фонем;
- трудности дифференциации на слух слогов и слов, различающихся одной фонемой;
- трудности воспроизведения слов и слогов с оппозиционными звуками, которые будут сопровождаться заменами, искажениями и смешениями.
На основе полученных данных нами были выделены условные уровни проявления выявленных особенностей фонематического восприятия у детей 4-5 лет с ОНР (III уровня): высокий, средний и низкий. Высокий уровень - 30%, средний уровень - 60% и низкий уровень - 10%.
Проанализировав научно-педагогическую литературу и результаты констатирующего эксперимента, нами определены основные направления логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей 4-5 лет с ОНР (III уровня):
• узнавание неречевых звуков;
• различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру;
• различение слов, близких по звуковому составу;
• дифференциация слогов;
• дифференциация фонем.
Перечисленные выше направления работы помогут преодолеть выявленные особенностей фонематического восприятия у детей 4-5 лет с ОНР (III уровня).
Подводя итоги, можно сделать вывод, что выявленные особенности фонематического восприятия у детей 4-5 лет с ОНР (III уровня) могут отрицательно сказаться на развитии всей речемыслительной деятельности, ограничивая коммуникативные потребности и познавательные возможности. Поэтому возникает необходимость логопедической работы по преодолению выявленных нами особенностей.
Развитие фонематического восприятия благотворно влияет на становление всей речевой системы, а своевременное выявление детей с нарушениями и оказание им логопедической помощи в специально организованных условиях, помогает корректировать речевую функцию у дошкольников, предотвращая возникновение дальнейших нарушений.
Таким образом, цель и задачи, поставленные в работе, выполнены, гипотеза доказана.
Речь является сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе речевого общения.
Фонетико-фонематическая система - это система восприятия, анализа и воспроизведения звуков речи. Фонетическая система речи включает все компоненты произношения. Фонематическая система является основным инструментом понимания слышимой речи, при этом она выполняет ряд функций, важных для восприятия и воспроизведения не только устной, но и письменной речи.
Фонетико-фонематическая система начинает свое формирование в конце первого года жизни ребенка и завершается к 6 годам.
Под термином ОНР у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом понимают специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи (лексики, грамматики, фонетики).
Характеристику первым трем уровням детей с ОНР дала Левина Р.А.
Первый уровень речевого развития предполагает полное или практически полное отсутствие у ребенка общеупотребительной речи.
Второй уровень речевого развития предполагает наличие у детей «начатков общеупотребительной речи», характерным является появление двух-, трех-, а иногда и четырех-словной фразы.
Третий уровень речевого развития характеризуется появлением развернутой обиходной речи без грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений.
Четвертый уровень ОНР выделила Филичева Т.Б.
Четвертый уровень речевого развития внешне схож с низкой нормой. Речевые ошибки в устной речи не носят грубого характера.
Для детей с ОНР характерными признаками являются: позднее появление речи, ограниченный словарный запас, аграмматизмы, дефекты звукопроизношения и фонемообразования. Недостаточная речевая деятельность отражается на формировании у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. Чтобы направить детей в специальные учреждения и выбирать для них адекватный коррекционный маршрут, необходимо понимать структуру ОНР, причины, лежащие в его основе, соотношение первичных и вторичных нарушений.
Фонематическое восприятие — это способность к восприятию звуковой стороны речи, фонем, умение отличать звуки речи и их последовательность в словах. В его основе лежит фонематический слух, позволяющий выделять и идентифицировать звуки речи по их отношению к звуковым эталонам — фонемам.
Нарушение фонематического восприятия приводит к неспособности контролировать собственное произношение и произношение окружающих.
Недостаточность фонематического восприятия у детей с ОНР обнаруживается при выполнении заданий на узнавание неречевых звуков, различение слов-квазимонимов (близких по звуковому составу), дифференциацию слогов по противопоставлениям (звонкость-глухость, твердость-мягкость, свистящие-шипящие), дифференциацию фонем, звуковой анализ и синтез.
В настоящее время все чаще выявляются дети с ОНР дошкольного возраста, у которых наблюдаются дефекты в звене звукоразличения, отрицательно влияющие на устную (экспрессивную и импрессивную) и письменную речь.
В нашей работе приведен обзор методик развития фонематического восприятия, которые имеют большое значение для повышения качества фонематических навыков у детей 4 -5 лет с ОНР (III уровня).
Констатирующий эксперимент проводился в апреле 2018 г. на базе ДЦ «Первый шаг» г. Красноярск.
Для проведения констатирующего эксперимента использовалась методика автора Дьяковой Н. И. для диагностики фонематического восприятия у детей дошкольного возраста, в том числе детей 4-5 лет с ОНР (III уровня).
В ходе экспериментального изучения особенностей фонематического восприятия у детей 4-5 лет с ОНР (III уровня) выявились такие особенности:
- ошибки узнавания фонем;
- трудности дифференциации на слух слогов и слов, различающихся одной фонемой;
- трудности воспроизведения слов и слогов с оппозиционными звуками, которые будут сопровождаться заменами, искажениями и смешениями.
На основе полученных данных нами были выделены условные уровни проявления выявленных особенностей фонематического восприятия у детей 4-5 лет с ОНР (III уровня): высокий, средний и низкий. Высокий уровень - 30%, средний уровень - 60% и низкий уровень - 10%.
Проанализировав научно-педагогическую литературу и результаты констатирующего эксперимента, нами определены основные направления логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей 4-5 лет с ОНР (III уровня):
• узнавание неречевых звуков;
• различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру;
• различение слов, близких по звуковому составу;
• дифференциация слогов;
• дифференциация фонем.
Перечисленные выше направления работы помогут преодолеть выявленные особенностей фонематического восприятия у детей 4-5 лет с ОНР (III уровня).
Подводя итоги, можно сделать вывод, что выявленные особенности фонематического восприятия у детей 4-5 лет с ОНР (III уровня) могут отрицательно сказаться на развитии всей речемыслительной деятельности, ограничивая коммуникативные потребности и познавательные возможности. Поэтому возникает необходимость логопедической работы по преодолению выявленных нами особенностей.
Развитие фонематического восприятия благотворно влияет на становление всей речевой системы, а своевременное выявление детей с нарушениями и оказание им логопедической помощи в специально организованных условиях, помогает корректировать речевую функцию у дошкольников, предотвращая возникновение дальнейших нарушений.
Таким образом, цель и задачи, поставленные в работе, выполнены, гипотеза доказана.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ ЛОГОРИТМИКИ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2020 - ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ РЕЧЕВЫХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2019 - Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2021 - ОСОБЕННОСТИ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 5 - 6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2022 - КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2019



