Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей фонематического восприятия у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи (III уровня) 7
1.1. Развитие фонематического восприятия в онтогенезе 7
1.2. Психолого-педагогические особенности детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи (III уровня) 13
1.3. Особенности развития фонематического восприятия у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровня) 20
1.4. Обзор методик развития фонематического восприятия у детей 4-5 лет с
общим недоразвитием речи (III уровня) 24
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей фонематического восприятия у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи (III уровня) ... 31
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 31
2.2. Анализ результатов исследования 35
2.3. Методические рекомендации по преодолению выявленных особенностей фонематического восприятия у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи (III уровня) 42
Заключение 59
Список использованных источников 62
Приложения
Современная ситуация в обществе способствует увеличению числа детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети с тяжёлыми нарушениями речи (с заиканием, общим недоразвитием речи, фонетико-фонематическим недоразвитием), так же относятся к детям с ограниченными возможностями здоровья.
К числу важных задач в работе логопеда с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (далее ОНР), относится формирование фонематического восприятия. В настоящее время отмечается рост количества детей с фонематическими нарушениями речи.
Несформированность фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок испытывает значительные затруднения не только в процессе овладения произносительной стороной речи, но и в процессе звукового анализа, синтеза слов, овладения грамотой. По данным Ткаченко Т. А., развитие фонематического восприятия положительно воздействует на формирование всей фонетической системы и слоговой структуры слов.
Только после усвоения определенного уровня фонематического восприятия ребёнок имеет возможность полноценно овладеть звуковым анализом и синтезом, а впоследствии - навыками письма и чтения.
Работа по развитию фонематического восприятия имеет большое значение для усвоения правильного звукопроизношения и для дальнейшего успешного обучения детей в школе.
Актуальность исследования обоснована тем, что развитие фонематического восприятия благотворно воздействует на развитие всей речевой системы, а своевременное выявление детей с нарушениями речи и оказание им логопедической помощи в специально организованных условиях, поможет скорректировать речевую функцию у дошкольников, предотвращая появление последующих нарушений.
Цель исследования: выявить особенности фонематического восприятия у детей 4-5 лет с ОНР (III уровня) и составить методические рекомендаций по преодолению выявленных особенностей фонематического восприятия у детей 4-5 лет с ОНР (III уровня).
Объект исследования: фонематическое восприятие детей 4-5 лет с ОНР (III уровня).
Предмет исследования: особенности фонематического восприятия у детей 4-5 лет с ОНР (III уровня).
Проблема исследования: необходимость в выявлении особенностей фонематического восприятия у детей 4-5 лет с ОНР (III уровня).
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
• Провести анализ научно-педагогической литературы по проблеме исследования.
• Подобрать диагностические методики для выявления особенностей фонематического восприятия у детей 4-5 лет с ОНР (III уровня).
• Выявить особенности фонематического восприятия у детей 4-5 лет с ОНР (III уровня).
• Составить методические рекомендации по преодолению выявленных особенностей у детей 4-5 лет с ОНР (III уровня).
Гипотеза: мы предполагаем, что у детей 4-5 лет с ОНР (III уровня) будут наблюдаться особенности фонематического восприятия, которые проявятся в: 1) ошибках узнавания фонем; 2) трудностях дифференциации на слух слогов и слов, различающихся одной фонемой; 3) трудностях воспроизведения слов и слогов с оппозиционными звуками, которые будут сопровождаться заменами, искажениями и смешениями.
Выявленные особенности позволят нам составить дифференцированные методические рекомендации по преодолению выявленных особенностей фонематического восприятия у детей 4-5 лет с ОНР (III уровня) (см. § 2. 3).
Методологической и теоретической основой исследования явились положения общей, специальной педагогики и психологии:
• о возрастных этапах, закономерностях и условиях речевого развития в онтогенезе (Гвоздев А.Н., Жинкин Н.И., Леонтьев А.А., Эльконин Д.Б.);
• об основных закономерностях развития нормального и аномального ребенка (Выготский Л.С., Левина Р.Е., Лубовский В.И., Стребелева Е.А.);
• о системно-комплексном подходе к обучению детей с различными формами дизонтогенеза (Анохин П.К., Асманов А.Г., Выгодский Л.С., Лурия А.Р. и др.);
• о деятельностном подходе (Леонтьев А.Н.);
• при определении содержания работы по формированию фонематического восприятия мы опирались как на теорию обучения детей с общим недоразвитием речи (Никашина Н.А., Каше Г.А., Спирова Л.Ф., Жаренкова Г.М., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В., Филичева Т.Б. и др.), так и на программы под ред. Лопатиной Л.В; Нищевой Н. В., Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., Тумановой Т. В.
В соответствие с целями и задачами использовались следующие методы исследования:
• Библиографический (изучение литературы по проблеме, теоретический анализ и синтез научной литературы; анализ медицинской и педагогической документации; систематизация, классификация, сравнение, прогнозирование, планирование, теоретическое моделирование опытно-поисковой работы);
• Диагностические методы (констатирующий эксперимент, наблюдения и беседа, количественно-качественный анализ).
Теоретическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования подтверждают имеющиеся научные представления о нарушениях фонематического восприятия у детей с ОНР.
Практическая значимость исследования будет заключаться в подборе диагностических методик и составлении методических
рекомендаций по преодолению выявленных особенностей фонематического восприятия у детей 4-5 лет с ОНР (III уровня).
База исследования: ДЦ «Первый шаг» г. Красноярска.
Этапы исследования:
1 этап (ноябрь 2017 г.) - поисково-теоретический, включает изучение научной литературы по проблеме исследования, формулирование проблемы и гипотезы, определение целей и задач исследования, разработки плана.
2 этап (апрель 2018 г.) - экспериментальный, предусматривает организацию опытно-экспериментальной работы по изучению особенностей фонематического восприятия у детей среднего дошкольного возраста с ОНР (III уровня).
3 этап (апрель 2018г.) - обобщающий, включал анализ и обработку данных, обобщение полученных результатов, формулирование выводов.
Структура и объем работы включал в себя: введение, две главы, методические рекомендации, заключение, список используемой литературы, приложения, гистограммы, таблицы и схемы.
Развитие фонематического восприятия является одной из важных задач, стоящих перед логопедом, в работе с детьми с ОНР. Нормальное развитие фонематического восприятия играет огромную роль в процессе становления и развития речи: на его основе дети учатся выделять в речи окружающих фразы, понимать смысл слова, различать слова-паронимы, соотносить их с конкретными предметами, явлениями, действиями.
Речь является сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе речевого общения.
Фонетико-фонематическая система - это система восприятия, анализа и воспроизведения звуков речи. Фонетическая система речи включает все компоненты произношения. Фонематическая система является основным инструментом понимания слышимой речи, при этом она выполняет ряд функций, важных для восприятия и воспроизведения не только устной, но и письменной речи.
Фонетико-фонематическая система начинает свое формирование в конце первого года жизни ребенка и завершается к 6 годам.
Под термином ОНР у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом понимают специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи (лексики, грамматики, фонетики).
Характеристику первым трем уровням детей с ОНР дала Левина Р.А.
Первый уровень речевого развития предполагает полное или практически полное отсутствие у ребенка общеупотребительной речи.
Второй уровень речевого развития предполагает наличие у детей «начатков общеупотребительной речи», характерным является появление двух-, трех-, а иногда и четырех-словной фразы.
Третий уровень речевого развития характеризуется появлением развернутой обиходной речи без грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений.
Четвертый уровень ОНР выделила Филичева Т.Б.
Четвертый уровень речевого развития внешне схож с низкой нормой. Речевые ошибки в устной речи не носят грубого характера.
Для детей с ОНР характерными признаками являются: позднее появление речи, ограниченный словарный запас, аграмматизмы, дефекты звукопроизношения и фонемообразования. Недостаточная речевая деятельность отражается на формировании у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. Чтобы направить детей в специальные учреждения и выбирать для них адекватный коррекционный маршрут, необходимо понимать структуру ОНР, причины, лежащие в его основе, соотношение первичных и вторичных нарушений.
Фонематическое восприятие — это способность к восприятию звуковой стороны речи, фонем, умение отличать звуки речи и их последовательность в словах. В его основе лежит фонематический слух, позволяющий выделять и идентифицировать звуки речи по их отношению к звуковым эталонам — фонемам.
Нарушение фонематического восприятия приводит к неспособности контролировать собственное произношение и произношение окружающих.
Недостаточность фонематического восприятия у детей с ОНР обнаруживается при выполнении заданий на узнавание неречевых звуков, различение слов-квазимонимов (близких по звуковому составу), дифференциацию слогов по противопоставлениям (звонкость-глухость, твердость-мягкость, свистящие-шипящие), дифференциацию фонем, звуковой анализ и синтез.
В настоящее время все чаще выявляются дети с ОНР дошкольного возраста, у которых наблюдаются дефекты в звене звукоразличения, отрицательно влияющие на устную (экспрессивную и импрессивную) и письменную речь.
В нашей работе приведен обзор методик развития фонематического восприятия, которые имеют большое значение для повышения качества фонематических навыков у детей 4 -5 лет с ОНР (III уровня).
Констатирующий эксперимент проводился в апреле 2018 г. на базе ДЦ «Первый шаг» г. Красноярск.
Для проведения констатирующего эксперимента использовалась методика автора Дьяковой Н. И. для диагностики фонематического восприятия у детей дошкольного возраста, в том числе детей 4-5 лет с ОНР (III уровня).
В ходе экспериментального изучения особенностей фонематического восприятия у детей 4-5 лет с ОНР (III уровня) выявились такие особенности:
- ошибки узнавания фонем;
- трудности дифференциации на слух слогов и слов, различающихся одной фонемой;
- трудности воспроизведения слов и слогов с оппозиционными звуками, которые будут сопровождаться заменами, искажениями и смешениями.
На основе полученных данных нами были выделены условные уровни проявления выявленных особенностей фонематического восприятия у детей 4-5 лет с ОНР (III уровня): высокий, средний и низкий. Высокий уровень - 30%, средний уровень - 60% и низкий уровень - 10%.
Проанализировав научно-педагогическую литературу и результаты констатирующего эксперимента, нами определены основные направления логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей 4-5 лет с ОНР (III уровня):
• узнавание неречевых звуков;
• различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру;
• различение слов, близких по звуковому составу;
• дифференциация слогов;
• дифференциация фонем.
Перечисленные выше направления работы помогут преодолеть выявленные особенностей фонематического восприятия у детей 4-5 лет с ОНР (III уровня).
Подводя итоги, можно сделать вывод, что выявленные особенности фонематического восприятия у детей 4-5 лет с ОНР (III уровня) могут отрицательно сказаться на развитии всей речемыслительной деятельности, ограничивая коммуникативные потребности и познавательные возможности. Поэтому возникает необходимость логопедической работы по преодолению выявленных нами особенностей.
Развитие фонематического восприятия благотворно влияет на становление всей речевой системы, а своевременное выявление детей с нарушениями и оказание им логопедической помощи в специально организованных условиях, помогает корректировать речевую функцию у дошкольников, предотвращая возникновение дальнейших нарушений.
Таким образом, цель и задачи, поставленные в работе, выполнены, гипотеза доказана.
1. Агаева И. Б., Проглядова Г. А. Курсовая и выпускная квалификационная работы как формы организации самостоятельной работы студента: учебное пособие; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. - Красноярск, 2015. - 188 с.
2. Акименко В. М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями. - Ростов н/Д.: Феникс, 2015. - 45 с.
3. Акименко В. М. Речевые нарушения у детей / В. М. Акименко. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 141 с.
4. Балобанова В. П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: сборник методических рекомендаций. - СПб: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2001- 240 с.
5. Безрукова О. А., Каленкова О. Н. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста. - М.: Каисса, 2008. - 95 с.
6. Власюк А.С., Жулина Е.В. Развитие фонематических процессов у старших дошкольников с ФФНР // Логопед. - 2017. - № 3. - С. 12 - 13.
7. Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: учебно-методическое пособие, - СЕЮ.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. - 144 с.
8. Волкова Л.С., Шаховская С.Н. и др. Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ВЛАДОС, 2013. - 680с.
9. Волкова Л.С., Туманова Т. Е. и др. Логопедия. Методическое наследие. В 5 книгах. Книга 5. Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи. Нарушение речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью / Под ред. Л. С. Волковой. - В 5 кн. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 480 с.
10. Волкова Л.С. Энциклопедический словарь логопеда. - М.:
Детство-Пресс, 2014. - 256 с.
11. Волосовец Т. В. Преодоление общего недоразвития речи у
дошкольников. Учебно-методическое пособие / Под ред.
Т. В. Волосовец. - М.: В. Секачев, 2007. - 224 с.
12. Выгодский Л. С. Мышление и речь, - 5-е изд., [Текст] /
Л.С. Выготский - М.: Изд-во "Лабиринт", 1999. - 352с.
13. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Детство-Пресс, 2007. - 472 с.
14. Дмитриева О.А. Логопедические практикумы: учебное пособие; Краснояр. Гос. Пед.ун-т им. В.П. Астафьева. -Красноярск, 2016. - 92 с.
15. Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. — М.: Мозаика-Синтез, 2011. — 112 с.
16. Дьякова Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников. — М.: ТЦ Сфера, 2010. - 64 с.
17. Ефименкова Л. Н. Коррекция ошибок обусловленных несформированностью фонематического восприятия. Выпуск 1. - М.: Книголюб, 2008. - 144 с.
18. Жукова, Н. С. Логопедия: преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: кн. для логопеда / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - Екатеринбург: ЛИТУР, 2005. - 320 с.
19. Жукова Н. С. Логопедия. Основы теории и практики / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - М.: Эскимо, 2011. - 288 с.: ил.
20. Иншакова О. Б. Альбом для логопеда. М.: ВЛАДОС, 2017. - 279 с.
21. Каримова Н. В. Диагностика фонематических процессов у детей дошкольного возраста // Образование и воспитание. — 2016. — №2. — С. 21-24.
22. Кириллова Е.В. Развитие фонематического восприятия у детей раннего возраста. — М.: ТЦ Сфера, 2010. — 64 с.
23. Козырева О.А. логопедические технологии: учебное пособие; Краснояр. Гос. Пед. Ун-т им. В.П.Астафьева. Красноярск, 2015. - 216 с.
24. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет. Сценарии 32 учебно-игровых занятий. Издание 2-е, доп. и испр. - М.: Ювента, 2016. - 96 с.
25. Коноваленко С. В., Кременецкая М. И.: Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза в играх и упражнениях. - М.: Издательство ГНОМ, 2016. - 31 с.
26. Крупенчук О. И. Речевая карта для обследования ребенка
дошкольного возраста. - СПб.: Издательский дом «Литера», 2016. - 32 с.
27. Лалаева Р. И. Развитие фонематического анализа и синтеза. - М.: Владос, 2004. - 340с.
28. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. - СПб.: «Феникс», 2004. - 224 с.
29. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии. - М.: Знание, 2009.
- 314 с.
30. Левина Р.Е. Особенности акустического восприятия у детей с речевыми нарушениями / Развитие психики в условиях сенсорных дефектов. — М.: Наука, 1966. - 480 с.
31. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: Красанд, 2010.
- 216 с.
32. Мазанова Е. В. Обследование речи детей 4-5 лет с ОНР. Методические указания и картинный материал для проведения обследования в средней группе ДОУ/Е. В. Мазанова. - М.: Издательство ГНОМ, 2014.
- 64 с.: ил.
33. Мамаева А.В. Обследование речи младших школьников: метод. Рекомендации / А.В.Мамаева, И.Н. Рейм, Е.В. Носонова и др.; под ред.
А.В. Мамаевой; Краснояр. Гос. Пед. Ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2015. - 118 с.
34. Миронова Н.М. Развиваем фонематическое восприятие у детей подготовительной логогруппы. Альбом упражнений для дошкольников с речевыми нарушениями / Н.М. Миронова,— М.: Издательство ГНОМ, 2008. — 44 с.
35. Миронова Н.М. Развиваем фонематическое восприятие у детей старшей логогруппы. Альбом упражнений для дошкольников с речевыми нарушениями / Н.М. Миронова,— М.: ГНОМ и Д, 2008.
— 32 с.
36. Миронова Н.М. Развиваем фонематическое восприятие. Планы- конспеты занятий с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. / Н.М. Миронова,— М.: ГНОМ и Д, 2007.
— 48 с.
37. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2004. - 528 с.
38. Нищева Н. В.: Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016. - 64 с.: ил.
39. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб.
пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений
/ М.Ф.Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.;
Под ред. Т. В. Волосовец. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.
— 200 с.
40. Парамонова, Л. Г. Логопедия для всех / Л. Г. Парамонова. - СПб.: Питер, 2004. - 352 с.
41. Петраченко В. И., Брюховских Л. А. Фонетика для логопедов: учеб. пособие; Краснояр. Гос. Пед. Ун-т им. В. П. Астафьева. - Красноярск, 2013. - 112 с.
42. Поваляева, М. А. Справочник логопеда / М. А. Поваляева. - Ростов н/Д .: Феникс, 2001. - 448 с.
43. Пожиленко, Е. А. Энциклопедия развития ребенка: для логопедов,
воспитателей, учителей начальных классов и родителей /
Е. А. Пожиленко. - СПб.: КАРО, 2006. - 640 с.
44. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред.
В.И. Селиверстова. - М.: ВЛАДОС, 1997. - 400 с.
45. Пятница Т. В. Логопедия в таблицах, схемах, цифрах. - Изд. 6-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2015. - 173, с.: ил.
46. Ромусик, М. Коррекция общего недоразвития речи: младший дошкольный возраст / М. Ромусик // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 3. - 215 с.
47. Рудик О. С. Практическая коррекционная работа с детьми дошкольного возраста с ОНР. - М.: ВЛАДОС, 2017. - 319 с.
48. Смирнова И. А. Логопедия: Иллюстрированный справочник / И.А. Смирнова. - СПб.: КАРО, 2014. - 232 с.: ил.
49. Ткаченко Т. А. Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. — 32 с.
50. Ткаченко, Т. А. Логопедическая энциклопедия / Т. А. Ткаченко. - М.: Мир книги, 2008. - 248 с.
51. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей, М.:ГНОМ и Д, 2000. - 80с.
52. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - М.: Просвещение, 1989.—223 с.: ил.
53. Филичева Т. Б., Орлова О. С. Основы дошкольной логопедии. - М.: Эксмо, 2015. - 320 с.: ил.
54. Филичева Т. Б. Логопедия. Теория и практика. - М.: ЭКСМО, 2017. - 608с.
55. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. - М.: Айрис-пресс, 2008. — 224 с.
56. Цейтлин, С. Н. Язык и ребёнок: Лингвистика детской речи /
С. Н. Цейтлин. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 240 с.