Введение 3
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования 8
1.1. Проблема мотивационной сферы в психологии и педагогике 8
1.2. Психолого-педагогические особенности младших школьников с
задержкой психического развития 20
1.3. Современное состояние изучения проблемы мотивации к учебной деятельности у младших школьников с задержкой психического развития 31
Выводы по первой главе 39
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей учебной мотивации у младших школьников с задержкой психического развития 40
2.1. Организация, методы и методики исследования 40
2.2. Анализ результатов исследования 47
Выводы по второй главе 53
Глава 3. Методические рекомендации по формированию учебной мотивации у младших школьников с задержкой психического развития 56
3.1. Научно-методологическое обоснование формирования мотивационных
факторов учебной деятельности у младших школьников с задержкой
психического развития 56
3.2. Практические рекомендации по формированию учебной мотивации
младших школьников с задержкой психического развития 61
Заключение 67
Список литературы 72
Приложения
Актуальность исследования. В век, где правят информационные технологии, возникает значительный риск развития отклонений в психическом и соматическом здоровье человека. У истоков данной проблемы стоят эндогенные и экзогенные факторы развития. Рост нервно-психических и соматических проблем, а также различных функциональных расстройств оказывает особое влияние на общее снижение школьной успеваемости. В частности, это прослеживается на начальном этапе обучения, когда ребенок только поступает в школу и далее на выходе в среднее звено обучения. По данным проведенных исследований, количество обучающихся, которые не в состоянии освоить общеобразовательные программы начальной школы составляет 20-30 %, а тех, кто нуждается в специальных формах и методах обучения - 70-80%. Согласно данным Федерального медико-биологического агентства наиболее распространенным отклонением является задержка психического развития. Данная патология диагностируется на ранних этапах развития ребенка (Кумарина Г.Ф., 2014).
Комплексное изучение задержки психического развития (ЗПР), как специфической аномалии детского развития, было начато в отечественной дефектологии в 60-е годы прошлого столетия. В работах Т.А. Власовой, М.С. Певзнер, К.С. Лебединской, В.М. Лубовского были представлены первые обобщения клинических данных о детях с ЗПР и общие рекомендации по организации коррекционно-развивающей работы с ними. За полувековую историю исследований данной проблемы в дефектологии, специальной психологии и педагогике накоплен богатый материал о феноменологии, патогенезе, факторах возникновения ЗПР, разработаны диагностические и коррекционно-развивающие методы работы с детьми, имеющими ЗПР.
Мотивация учения включена в феномен готовности к обучению в школе, так как предпосылки к обучению, желание подражать старшим детям - основа процесса подготовки любого ребенка к школе. Термин «мотивация» по-разному интерпретируется учеными. Вместе с тем, практически все авторы сходятся на том, что мотивация является источником (побудителем) активности (А.Н. Леонтьев, 1946, 1975; В.Г. Асеев, 1976; П.М. Якобсон, 1969).
По мнению Л.И. Божович (2008), учебный мотив определяется как структурный компонент учебной мотивации. По мнению автора, мотив учебной деятельности - это побуждения, характеризующие личность ученика, ее основную направленность, воспитанную на протяжении предшествующей его жизни.
Выявление особенностей учебной мотивации младших школьников с задержкой психического развития занимает важное место в определении педагогом мер психолого-педагогического воздействия. Направленность на школьное обучение задает желание стать учеником, идти в школу и учиться, как это делают старшие дети.
Вопрос развития учебной мотивации у младших школьников должен быть в центре внимания, так как именно мотивация способствует активной социализации и положительному настрою на познавательную деятельность школьника на всех этапах обучения.
Проблема исследования. На сегодняшний день практически отсутствуют научно обоснованные методические разработки для родителей и педагогов, направленные на формирование мотивов учебной деятельности младших школьников с задержкой психического развития.
Цель исследования: изучить особенности учебной мотивации к школьному обучению у младших школьников с задержкой психического развития и составить методические рекомендации, способствующие формированию мотивов учебной деятельности.
Объект исследования: учебная мотивация младших школьников.
Предмет исследования: особенности учебной мотивации к школьному обучению младших школьников с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что учебная мотивация младших школьников с задержкой психического развития будет характеризоваться:
1. Преобладанием социальных мотивов;
2. Преобладанием низкого уровня учебных мотивов;
3. Повышенным уровнем школьной тревожности.
В соответствии с целью и гипотезой нами были сформулированы следующие задачи исследования:
1. На основании анализа общей и специальной психолого-педагогической и медико-биологической литературы определить современное состояние проблемы исследования.
2. Изучить особенности учебной мотивации у младших школьников с задержкой психического развития.
3. Разработать методические рекомендации, направленные на формирование учебной мотивации у младших школьников с задержкой психического развития.
Методы исследования были определены в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования применялись теоретические и эмпирические методы. К теоретическим методам относятся: анализ психолого-педагогической и медико-биологической литературы по проблеме исследования; к эмпирическим - наблюдение, беседа, анкетирование, опрос, констатирующий эксперимент.
В процессе изучения учебной мотивации у младших школьников с задержкой психического развития использовались следующие психодиагностические методики:
1. Методика «Лесенка побуждений» (Н.В. Елфимовой);
2. Опросник мотивации (модификационный вариант Т.А Нежновой, Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера);
3. Проективная методика диагностики школьной тревожности (А.М. Прихожан).
Организация исследования. Эмпирическое исследование
проводилось на базе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 143» г. Красноярска (МАОУ СШ № 143). В исследовании принимали участие 11 детей в возрасте 8-10 лет с задержкой психического развития.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволяют расширить и углубить научные представления об особенностях учебной мотивации младших школьников с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования. Представленные в выпускной квалификационной работе материалы, раскрывающие особенности учебной мотивации младших школьников с задержкой психического развития могут быть использованы психологами, педагогами и другими специалистами, работающими с данным контингентом школьников.
Этапы проведения исследования. Исследование проводилось в 2019—2020 учебном году в четыре этапа:
Первый этап - анализ общей и специальной психолого-педагогической и медико-биологической литературы по проблеме исследования; формулирование проблемы и гипотезы исследования, определение его теоретических основ, целей и задач; уточнение объекта и предмета исследования; разработка экспериментальных планов.
Второй этап - подбор диагностического инструментария для экспериментального изучения особенностей учебной мотивации младших школьников с задержкой психического развития, разработка методики констатирующего эксперимента.
Третий этап - количественный и качественный анализ результатов констатирующего эксперимента и интерпретация полученных данных.
Четвёртый этап - составление методических рекомендаций, направленных на формирование учебной мотивации у младших школьников с задержкой психического развития. Формулирование общих выводов и заключения.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы в количестве 62 источников и 8 приложений. Текст работы изложен на 105 страницах, проиллюстрирован 3 диаграммами, включает 10 таблиц.
Проведенное нами исследование посвящено изучению особенностей учебной мотивации к учебной деятельности младших школьников с задержкой психического развития.
Мы провели анализ литературных источников по проблеме особенностей мотивов учения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Это позволило нам определить, что мотивационная готовность понимается как система мотивов и потребностей ребенка, проявляющихся в позитивном отношении к учебной деятельности в школе, особенно к ее сторонам, направленных на учение.
Мотив учения - это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности. В системе учебных мотивов наравне друг с другом идут внешние и внутренние мотивы деятельности. Под внутренними мотивами понимается собственный рост в ходе обучения; действия вместе с другими и для других; познание чего-то нового, неизвестного до этого времени. Внешняя мотивация есть учебная деятельность ради лидерства; стремление оказаться в центре внимания взрослых; учеба, побуждающим мотивом к которой, является материальное вознаграждение; избегание неудач. Такие мотивы в своем большинстве могут оказать негативное влияние на характер и результаты учебного процесса.
Мотив - более узкое понятие мотивации. Мотив-это то, что отпечатывается в сознании людей, заставляя их действовать, стремясь к достижению желаемого, то есть то, что выражается в виде стабильной личностной характеристики человека, подготавливающие его к определенной деятельности.
Такой термин как «мотивация» является более широким понятием, чем термин «мотив» и используется в психологии в двояком смысле: система факторов, детерминирующих поведение, а также характеризует процесс стимулирования и поддержания поведенческой активности на определённом уровне. Таким образом, мотивация определяется как совокупность причин психологического характера, констатирующих поведение человека, его активность и направленность.
Мотивация есть циклический процесс непрерывного взаимодействия и преобразования, в котором субъект и ситуация являются взаимно влияющими друг на друга компонентами, конечным результатом которого, является реально наблюдаемое поведение. Именно мотивация объясняет целенаправленность действий, организованность и устойчивость деятельности, направленной на достижение цели.
Существует два типа мотивации, которые в равной степени могут побудить интерес к учебной деятельности: мотивация успеха и мотивация боязни неудачи.
Мотивация успеха носит исключительно положительный характер. Именно от нее будет зависеть личностная активность в потребности достижения успеха. Личности такого типа проявляют активную инициативную позицию. Столкнувшись на своем пути с препятствиями, ищут способы преодоления. Внешний контроль не влияет на продуктивность их деятельности. Преобладает настойчивость в достижении своих целей. Они склонны к планированию своей будущей жизни на длительные интервалы времени.
Мотивация боязни неудачи есть негативная сфера, в ходе которой человек стремится избежать наказания и порицания со стороны других людей. Ожидание не благоприятного для него исхода есть цель его деятельности. Суть состоит в том, что человек, еще не предприняв никаких действий для достижения успеха, боится возможного провала и думает лишь о том, как избежать неприятных последствий. Личности данного типа малоинициативные. Избегают ответственности, как правило, такие люди предпочитают жить в определенной среде, не стремятся к познанию и приобретению чего-то нового. Такие люди, как правило, ставят перед собой неоправданно завышенные цели потому, как неадекватно оценивают свои возможности. При выполнении заданий проблемного характера в условиях ограничения во времени, наблюдается низкий уровень результативности.
Проблема мотивационной сферы является актуальной и находит свое обоснование, как в зарубежной, так и в западной психологии. Это связано с тем, что есть необходимость в практическом обосновании теоретической составляющей регуляции поведения человека и его закономерностей, а также в необходимости раскрытия связи внутренних мотивационных тенденций человека к действию с социальной детерминации его психики.
Рассмотрели особенности учебной мотивации младшего школьного возраста с задержкой психического развития. К числу основных компонентов личностной готовности ребенка к школьному обучению, без которых нельзя рассчитывать на успехи, является мотивационная готовность. Изучение мотивов учебной деятельности у детей с ЗПР представляет интерес для понимания причин трудностей включения детей с ЗПР в учебный процесс.
Недостаточный учет особенностей развития данной категории детей приводит к тому, что обусловленные этими особенностями затруднения становятся выраженными в связи с нарастающей сложностью учебных задач. В системе обучения младших школьников с задержкой психического развития акцент должен быть сделан непосредственно на развитии познавательной сферы. Правильный подход в организации деятельности стимулирует мыслительную активность, способствует развитию мыслительных операций, что содействует реализации потенциальных возможностей учащихся, что приводит к повышению эффективности обучения. Отмечается, что дети с задержкой психического развития имеют потенциальные возможности усваивать предусмотренные программой знания.
Нами была проведена диагностика особенностей учебной мотивации детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития по следующим методикам:
- Методика «Лесенка побуждений» (Н.В. Елфимовой);
- Опросник мотивации (модификационный вариант Т.А Нежновой, Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера);
- Проективная методика диагностики школьной тревожности (А.М. Прихожан).
В ходе проведения психодиагностики нами были выявлены особенности учебной мотивации детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, которые выражаются в том, что в младшем школьном возрасте:
- Почти у половины исследуемых детей преобладает социальный мотив учения, который определяется как стремление завоевать уважение со стороны учителя, сверстников, а также поощрения со стороны родителей.
- Большинство испытуемых имеют неадекватную мотивацию, которая определяется преобладанием внешнего и социального мотива учения, проявляющиеся в стремлении получить положительные эмоции не от процесса учения, а от того, что получишь в итоге.
- Также следует отметить, что уровень учебно - познавательной и социальной мотивации уступают друг другу лишь в самом начале обучения. Признаком успешной учебной мотивации является преобладание данных мотивов в равной степени друг от друга.
- Испытуемые, находящиеся в первом классе, имеют тревожность, но в последующем общий уровень тревожности значительно снижается.
На основании проведенного исследования мы разработали методические рекомендации для педагогов и родителей по формированию учебной мотивации детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
При формировании мотивации к учению у младших школьников с задержкой психического развития нужно учитывать возрастные и психические особенности развития, проводить коррекционно-развивающую работу, разрабатывать рекомендации как для родителей, так и для педагогов по работе с детьми данной категории, а также максимально вовлекать учащихся в различные виды как учебной, так и внеучебной деятельности.
Таким образом, можно говорить о том, что гипотеза нашего исследования о том, что учебная мотивация младших школьников с задержкой психического развития характеризуется преобладанием социальных мотивов, преобладанием низкого уровня учебных мотивов, повышенным уровнем школьной тревожности, подтвердилась не полностью, так как согласно диагностике, общий уровень тревожности был отмечен лишь у детей, находящихся на начальном этапе обучения.
1. Александровская Э.М., Кокуркина Н.И., Куренкова Н.В. Психологическое сопровождение школьников. — М.: Академия, 2012. — 208 с.
2. Алябьева Е.А. Психогимнастика в начальной школе — М., 2015.
3. Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука, программа развивающих занятий в 1 классе. — Генезис, Москва 2012.
4. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. — М.: Прогресс, 2016.
5. Асеев В.Г. Проблема мотивации и личности. // Теоретические проблемы психологии личности. — М., 2014.
6. Аткинсон ДЖ.В. Теория о развитии мотивации. — М.: АСТ, 2016.
7. Бабкина Н.В. Саморегуляция в познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития. — М.: Владос, 2016. — 144 с.
8. Бабкина Н.В. Специфика системы, осознанной саморегуляции познавательной деятельности детей с ЗПР и ее формирование в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья // От истоков к современности 130 лет организации психологического общества при Московском университете: сборник материалов юбилейной конференции: в 5 томах; отв.ред. Д.Б. Богоявленская. — Москва, 2015. С. 399 — 401.
9. Бадалян Ю.В. Психология управления: Учебное пособие / сост. Ю.В. Бадалян, С.Р. Зенина. — Благовещенск: блГУ, 2012. — 279 с.
10. Баданина Л.П., Кузнецова Н.Н. Профилактика школьной дезадаптации на этапе подготовки к школе. — Архангельск: ЭЛПА, 2013. — 180 с.
11. Базюлькин И.В. Поиск путей и резервов оказания учебной помощи первокласснику. // Начальная школа плюс до и после. — №3. — 2002. С. 45¬48.
12. Безруких М.М. Какой он — современный первоклассник? Предварительные результаты популяционного исследования. // Школьный психолог. — 2013. — Фев. — С. 25 — 26.
13. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка). — М.: Академия, 2008. — 416 с.
14. Беличева С.А., Коробейникова И.А. Диагностика школьной дезадаптации. — М.: РИЦ Социальное здоровье Росси, 2011.
15. Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с ЗПР. — М.: Владос, 2015. — 148 с.
16. Битянова М.Р., Азарова Т.В. Работа психолога в начальной школе. — М.: Генезис, 2011. — 352 с.
17. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. — М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2016. — 136 с.
18. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. / Под ред. Л.И. Божович и Л.В. Благонадежной. — М.: АСТ - Пресс, 2012.
19. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — СПб. Питер, серия «Мастера психологии», 2008.
20. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка. // Изучение мотивации поведения детей и подростков. — М., 2002. — С. 41 —42.
21. Братчикова Ю.В. Психолого-педагогические приемы развития
мотивации учебной деятельности у младших школьников. // В сборнике: Личность в современном мире сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции. Уральский государственный педагогический университет; Институт психологии; Ответственный редактор Н.С. Белоусова. 2014. С. 49 — 57.
22. Васильева Т.А., Лукьяненко О.Д. Работа с учащимися, имеющими низкий уровень учебной мотивации // Школа и производство. — 2007. — №8.
— С. 44-46.
23. Вербицкий А.А., Бакмаева Н.А. Проблема трансформации мотивов в контекстном обучении. // Вопросы психологии. — 2012. — №4. — С. 93 — 95.
24. Вергелес Г.И., Матвеева Л.А., Раев А.И. Младший школьник: Помоги ему учиться: Книга для учителей и родителей. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «Союз», 2000.
25. Вилюанс В.К. Психология развития Мотивации. СПб., 2016.
26. Воронова Н. Мотивация учебной деятельности как средство повышения качества знаний учащихся. // Начальная школа. — 2008. — №4.
— С. 21 — 24; №5. — С. 28 — 31.
27. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте. // Л.С. Выготский. Педагогическая психология. / Под ред. В.В. Давыдова. — М.: АСТ, Астрель, Люкс, 2015. — С. 400 — 419.
28. Гайтукаева И.Ю., Елизарова Е.М. Методическое сопровождение адаптационного периода первоклассников. — Волгоград, 2009.
29. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. / В.В. Давыдов. М.: Интор, 1996 — 544 с.
30. Демьянов Ю.Г. Диагностика психических нарушений. / Ю.Г. Демьянов.
— М.: Респекс, 1999. — 224 с.
31. Джидарьян И.А. о месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности. // Теоретические проблемы психологии личности. — М.: Наука, 2014.
32. Загорная Е.В. Справочник школьного психолога. — М.: Наука и техника, 2017.
33. Задунова Е.В., Омельченко А.А. Формирование учебной мотивации младших школьников. // Начальная школа. — 2017. — №2. — С. 20 — 21.
34. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. — СПб.: Питер, 2015.
35. Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) школ: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / А.Г. Зикеев. — М.: Издательский центр «АКАДЕМИЯ», 2000. — 176 С.
36. Карпова Г.А., Артемьева Т.П. Диагностика особенностей поведения учащихся. // Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия. / Сост. Заширинская О.В. — СПб; 2004 — С. 210 — 216.
37. Кириленко В. Формирование и коррекция мотивации учения младших школьников. // Начальная школа. — 2007. — №12. — С. 50 — 53.
38. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. — М.: Наука, 2003.
39. Ковалько В.И. Младшие школьники на уроке. — М., 2007.
40. Конева Е.В. Учителю о детях с задержкой психического развития. / Е.В. Конева, С.Б. Корнилов. — Ярославль: «Ремдер», 2013. — 134 с.
41. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Ю.Е. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. — М, 2012.
42. Костяк Т.В. Психологическая адаптация первоклассников. — М.: Академия. — 2008.
43. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. Спб.: Питер, 2005.
44. Крайникова Т.А. Блочно-модульная программа оказания психологической поддержки эмоционального развития первоклассников на этапе адаптации к школьному обучению. // Социально- экономические явления и процессы. — 2014. — №12. —С. 366 — 379.
45. Крупенникова И.В. Проблема формирования учебной мотивации младших школьников с задержкой психического развития. // Ярославский педагогический вестник. 2008. №2. С. 79 — 86.
46. Кузнецова Е.А. Способы формирования положительной мотивации в учебной деятельности [Электронный ресурс] / Е.А. Кузнецова. // Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/419921/
47. Кумарина Г.Ф. Коррекционно - развивающее образование в условиях введения федерального государственного стандарта. — М.: Перспектива, 2014. — 44 с.
48. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. — М.: Академия, 2012. — 144 с.
49. Леонова Н.А. Изучение мотивационной сферы младших школьников. // Начальная школа. — 2008. — №2. — С. 6 — 7.
50. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. // Психология мотивации и эмоций / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. М. 2009.
51. Леонтьев А.Н. Проблема развития интеллекта и обучения в поведении человека. // Становление психологии деятельности: Ранние работы /под ред. А.А. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. М.: Смысл, 2013.
52. Локалова Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика. СПб.: Питер, 2008.
53. Макеева Е.А. Сравнительное изучение мотивации учения младших школьников с задержкой психического развития и с умственной отсталостью. // Специальная психология. — 2005. №2. — С. 12 — 22.
54. Макеева Е.А. формирование мотивации учения у младших школьников. // В сборнике: модернизация образования: проблемы и перспективы. Материалы XXII Рязанских педагогических чтений, посвящается 100-летию РГУ имени С.А Есенина. 2015. С. 391 — 397.
55. Макеева Е.А. Формирование мотивации учения у младших школьников с ЗПР. // Коррекционная педагогика. — 2014. — №2. — С. 50 —56.
56. Маркова С.Н. Изучение учебной мотивации. — Наука, 2014.
57. Маслоу А. Мотивация и личность. — М.: АСТ — Пресс, 2014.
58. А.М. Прихожан Проективная методика для диагностики школьной тревожности / Диагностика эмоционально - нравственного развития. Ред и сост. Дерманова И.Б. — СПб., 2002. С. 47 — 60.
59. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально — психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М.: Изд- во Института Психотерапии, 2002. С. 107.
60. Черенева Е.А., Черенев Д.В. Пути формирования мотивации к учебной деятельности младших школьников с ЗПР. // Сибирский педагогический журнал. 2009. №7. С. 277 — 285.
61. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. — М.: Наука, 2015.
62. Яшнова О.А. Успешность младшего школьника. / О.А. Яшнова. М.: Педагогика, 2017. — 230 с.