ОСОБЕННОСТИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДЛОЖНО - ПАДЕЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ С ПРОСТРАНСТВЕННЫМ ЗНАЧЕНИЕМ У ДЕТЕЙ С ОНР III УРОВНЯ 12
1.1. Роль зрительно-пространственного гнозиса в развитии речи детей 12
1.2. Формирование пространственных представлений у детей с нарушением речи 16
1.3. Лексическое и грамматическое значение предлогов при обозначении предложно-падежных (локативных) отношений в грамматическом строе русского языка 21
1.4. Процесс овладения грамматическими конструкциями в норме и при патологии 41
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ (КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ) 55
2.1. Организация и методика проведения констатирующего эксперимента... 55
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 68
2.3. Методические рекомендации по формированию предложно-падежных конструкций с пространственным значением у детей 5-6 лет с ОНР III уровня 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 140
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 145
ПРИЛОЖЕНИЯ 167
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДЛОЖНО - ПАДЕЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ С ПРОСТРАНСТВЕННЫМ ЗНАЧЕНИЕМ У ДЕТЕЙ С ОНР III УРОВНЯ 12
1.1. Роль зрительно-пространственного гнозиса в развитии речи детей 12
1.2. Формирование пространственных представлений у детей с нарушением речи 16
1.3. Лексическое и грамматическое значение предлогов при обозначении предложно-падежных (локативных) отношений в грамматическом строе русского языка 21
1.4. Процесс овладения грамматическими конструкциями в норме и при патологии 41
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ (КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ) 55
2.1. Организация и методика проведения констатирующего эксперимента... 55
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 68
2.3. Методические рекомендации по формированию предложно-падежных конструкций с пространственным значением у детей 5-6 лет с ОНР III уровня 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 140
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 145
ПРИЛОЖЕНИЯ 167
В связи с вступлением в силу ряда законов Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", ФГОС ДО (приказ № 1155 от 17.10.2013) речевое развитие детей старшего дошкольного возраста предполагает овладение активной речью, включение в общение, обращение с вопросами и просьбами, понимание речи взрослых, знание названий окружающих предметов и игрушек. В связи с этим, на основании приказов речь является одной из наиболее важных функций развития ребенка, которая требует особое внимание со стороны учителей- логопедов.
Известно, что речевое общение способствует социальному контакту между людьми, благодаря которому развиваются высшие формы деятельности. Чем богаче и правильнее речь ребенка, чем легче он высказывает свои мысли, тем легче познает действительность, полноценнее строит взаимоотношения с детьми и взрослыми.
Одним из распространенных вариантов отклонений в речевом развитии является общее недоразвитие речи (ОНР). Дошкольники с ОНР испытывают трудности в понимании устной речи, трудности в общении с воспитателями и сверстниками, в овладении грамотой, что в свою очередь способствуют формированию негативных форм поведения (Р.Е. Левина, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Н.В. Серебрякова и др.).
Особую трудность в практической деятельности логопедов в дошкольных организациях вызывает формирование у детей старшего дошкольного возраста с речевыми расстройствами понимание и употребление предложно-падежных конструкций с пространственным значением (Л.А. Брюховских, А.В. Семенович, А.В. Мамаева и другие).
Предложно-падежные конструкции, с одной стороны, являются самыми распространенными конструкциями в русском языке, а с другой - сложными логико-грамматическими конструкциями, к которым относят и сложноподчиненные, пространственно-временные, инверсионные, сравнительные и др. конструкции (Н.С. Жукова Л.А. Брюховских, А.В. Семенович, Т.А. Фотекова ).
Психологической основой понимания и овладения сложными логико-грамматическими структурами языка является сформированность пространственного восприятия, пространственных и квазипространственных представлений. Пространственные представления являются базовыми составляющими психической деятельности.
Формирование грамматического строя языка ребёнка - область речевого развития на долгие годы приковавшая к себе пристальное внимание таких известных, признанных во всём мире исследователей лингвистики и психологии, как Дж.С. Брунер, Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздёв, К. Кэзден, А.Н. Леонтьев, Ж.Пиаже, С.Л. Рубинштейн, Д. Слобин, А.Н. Хомский, Д.Б. Эльконин.
Своеобразие овладения грамматическим строем проявляется у детей с общим недоразвитием речи в замедленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка, семантических и формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития (Г.В. Гуровец, Л.Р. Давидович, Р.И. Лалаева, Н.В Серебрякова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.).
Нарушения грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи, выражающиеся в элементарных, фрагментарных или неправильных синтаксических конструкциях, несформированности процессов словообразования и словоизменения, являются стойкими и могут сохраняться у дошкольников с общим недоразвитием речи до старших классов. Это обусловлено не только нарушениями речи детей, но и специфическими отклонениями в их психическом развитии (P.E. Левина, Е.М. Мастюкова, В.И. Селиверстов, Г.В. Чиркина и др.).
Нарушения и коррекция грамматического строя детей с речевыми нарушениями рассматриваются с психолингвистических позиций (Т.В. Ахутина, Р.И. Лалаева, Л.Б. Халилова, Н.В. Серебрякова, Л.С. Цветкова, O.E. Грибова, Т.В. Волосовец, Л.Н. Ефименкова, Ю.В. Микляева, Т.А. Ткаченко, Е.Д. Худенко и др.).
Менее изученной является проблема усвоения детьми с общим недоразвитием речи отдельных разделов грамматики. В работах Н.С. Жуковой, В.А. Ковшикова, И.К. Колповской, P.E. Левиной, С.Н Шаховской и др. среди морфологических аграмматизмов при общем недоразвитии речи выделяется неправильное употребление предложно¬падежных конструкций в устной и письменной речи детей. В работах Н.С. Жуковой, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, С.Н. Шаховской выделены нарушения морфологической системы языка у детей с ОНР обусловленные неправильным употреблением окончаний имен существительных, предложно-падежных конструкций.
Зрительно-пространственные психические функции носят сложный полимодальный характер и базируются на выборе факторов, среди которых центральное место занимает «пространственный фактор», связанный с симультанным способом переработки зрительной, слуховой и кожно-кинестетической информации, используемой для ориентации во внешнем и внутреннем пространстве. Отражение пространственных характеристик информации осуществляется в разных формах и на различных уровнях: сенсорном, моторном, перцептивном, мнестическом, интеллектуальном или семантическом (Д.П. Велкова, Ф.М. Гасимов, АР. Лурия, А.А. Люблинская, Е.Д. Хомская, и др.).
Изучение механизмов нарушения предложно-падежных конструкций при общем недоразвитии речи, определение в них роли расстройства пространственного гнозиса будут способствовать выработке эффективных методов преодоления речевых нарушений.
Несмотря на то, что определены теоретические основы формирования грамматических конструкций в речи детей с речевыми нарушениями, специфика усвоения ими предлогов с пространственным значением исследована недостаточно.
На основании вышеизложенного, тема настоящего исследования определена как: «Особенности употребления предложно-падежных конструкций детьми старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня».
Цель исследования: изучить особенности понимания и употребления предложно-падежных конструкций с пространственным значением у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня и разработать дифференцированные методические рекомендации для осуществления коррекционно-логопедического воздействия.
Объект исследования: сложные логико-грамматические конструкции языка.
Предмет исследования: особенности употребления предложно-падежных конструкций детьми старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Механизмы: на использование предложных конструкций будет влиять не только речевая, но и психологическая база речи.
Гипотеза исследования:
1. Под предложно-падежными конструкциями нами понимается единый функциональный комплекс предлога и падежа, выражающий грамматическое отношение значения место, время, способ действия, причину, цель, отношение к предметам, пространственные отношения.
2. Мы предполагаем, что в основе нарушения понимания предложно-падежных конструкций детьми старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня будут лежать нарушения пространственного гнозиса и праксиса, пространственных представлений.
3. Разработанные нами методические рекомендации, учитывающие особенности детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня будут способствовать развитию понимания и употребления предложно-падежных конструкций в активной речи детей.
В соответствии с гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую, логопедическую, нейропсихологическую литературу, направленную на изучение формирования предложно-падежных конструкций у детей дошкольного возраста.
2. Составить методику исследования и провести констатирующий эксперимент, направленный на изучение особенностей употребления предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста.
3. Провести количественный и качественный анализ результатов обследования.
4. Разработать дифференцированные методические рекомендации, направленные на формирование предложно-падежных конструкций с пространственным значением у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Методы исследования определялись в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования применялись следующие методы:
> теоретические - анализ психолого-педагогической и научно¬методической литературы по проблеме исследования, изучение медико- психолого-педагогической документации детей (личные дела, речевые карты);
> эмпирические - беседа с логопедом, наблюдение за детьми на занятиях, в процессе обследования и в игровой деятельности;
> экспериментальные - проведение констатирующего эксперимента;
> качественная и количественная обработка экспериментальных данных.
Методологической и теоретической основой исследования являются:
> философские и психологические исследования генезиса и структуры процесса познания;
> идеи о единстве и взаимодействии биологических и социальных факторов в развитии ребенка (Л.И Божович, Л.С Выготский, P.E. Левина, В.И. Лубовский и др.);
> ведущей роли деятельности в речевом и психическом развитии и формировании человека (П.Я. Гальперин, А. Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн и др.);
> концепция структурно-системного подхода к изучению явлений (Р.И Лалаева, A.A. Леонтьев, А.Н. Леонтьев и др.);
> представления о высших психических процессах как функциональных системах и закономерностях формирования речи (П.К. Анохин, И.М. Сеченов и др.);
> психологические аспекты восприятия пространства и генезис пространственных представлений у детей (Б.Г. Ананьев, JI.A. Венгер, A.A. Люблинская, С.Л. Рубинштейн и др.);
> основные положения теории порождения речи и уровнях синтаксиса (Т. В. Ахутина, И.А. Зимняя, А.Р. Лурия, Л С. Цветкова и др.);
> лингвистические и психолингвистические представления о единстве формальных, смысловых и коммуникативных значений языковых единиц (В.В. Виноградов, А.В. Бондарко, Е.В. Клобуков, JI.B. Щерба, Н.Ю. Шведова и др.);
> современные положения о закономерностях протекания речевого онтогенеза (Е.Н. Винарская, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев и др.).
Научная новизна исследования заключается в том, что:
- конкретизированы имеющиеся данные об особенностях употребления и понимания сложных логико-грамматических структур языка детьми старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня;
- определены уровни сформированности предложно-падежных конструкций с пространственным значением у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня;
- адаптирована методика для обследования понимания и употребления предложно-падежных конструкций детьми старшего дошкольного возраста;
- получены сравнительные экспериментальные данные о дифференциации предложно-падежных форм детей с ОНР и нормой речи.
Теоретическая значимость исследования:
- подтверждены имеющиеся теоретические сведения об особенностях употребления предложно-падежных конструкций с пространственным значением детьми старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня;
- подтверждены данные о дифференциации предложно-падежных форм у детей с общим недоразвитием речи и нормой речи;
- уточнены уровни сформированности предложно-падежных конструкций, выражающих пространственные отношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня;
- в результате проведенного исследования уточнены имеющиеся данные о влиянии психологической базы речи (пространственного гнозиса, праксиса, пространственных представлений) на формирование и развитие понимания и употребления предложно-падежных конструкций (сложных логико-грамматических конструкций речи).
Практическая значимость исследования:
- составлен диагностический комплекс для выявления особенностей употребления предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста;
- разработаны дифференцированные методические рекомендации по формированию понимания и употребления предложно-падежных конструкций с пространственным значением в соответствии с выявленным уровнем сформированности сложных логико-грамматических структур языка у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня;
- материалы исследования могут быть использованы в логопедической работе с детьми с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста.
Организация исследования. Всего в исследовании приняли участие 20 дошкольников в возрасте от 5 до 6 лет, из них 10 детей имеют логопедическое заключение: ОНР III уровня, остальные 10 детей - с нормальным речевым развитием.
Исследование проводилось поэтапно в течение 2,5 лет (с октября 2015 по ноябрь 2017 гг.).
Этапы проведения исследования:
Первый этап (теоретико-поисковый) октябрь 2015 - сентябрь 2016 года, в течение которого осуществлялся анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, определены методологическая основа исследования, его объект и предмет, сформулированы цель, гипотеза и задачи исследования, разрабатывался понятийный аппарат;
Второй этап октябрь - сентябрь 2016 г. - апробация диагностического комплекса в образовательном учреждении;
Третий этап (обобщающий) октябрь 2016 - ноябрь 2017 г. - в процессе которого осуществлены анализ, обобщение, систематизация и описание полученных результатов; оформление работы и методических рекомендаций.
Экспериментальная база исследования. Экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ «Детский сад №47» г. Красноярска.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования были представлены на следующих научно-практических мероприятиях:
- на XVIII Международном научно-практическом форуме студентов, аспирантов и молодых учёных «МОЛОДЕЖЬ И НАУКА XXI ВЕКА», посвященного 85-летию КГПУ им. В.П. Астафьева (2017г. Красноярск), доклад на тему: «Исследование употребления предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня», статья опубликована в сборнике;
- в работе научно-практической площадки «Проблемы сопровождения детей с сенсорными нарушениями», организованной в рамках VI Международного научно-образовательного форума «Человек, семья и общество: история и перспективы развития» (26 октября 2017г. Красноярск), доклад на тему: «Организация коррекционной работы, направленной на употребление предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с ОНР IIIуровня».
Две статьи опубликованы в сборниках: Международный журнал публикаций The Newman In Foreign Policy №37 (81), июнь-июль 2017 г. «Сформированность предложно-падежных конструкций у детей 5-6 летнего возраста с ОНР IIIуровня» и в сборнике статей «Молодежь и наука XXI века» 2017г.
Две статьи находятся в публикации: «Проблема формирования падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня» и «Организация коррекционной работы, направленной на употребление предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня».
Структура и объём диссертации. Исследовательская работа состоит из содержания, введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Работа проиллюстрирована таблицами и рисунками.
Известно, что речевое общение способствует социальному контакту между людьми, благодаря которому развиваются высшие формы деятельности. Чем богаче и правильнее речь ребенка, чем легче он высказывает свои мысли, тем легче познает действительность, полноценнее строит взаимоотношения с детьми и взрослыми.
Одним из распространенных вариантов отклонений в речевом развитии является общее недоразвитие речи (ОНР). Дошкольники с ОНР испытывают трудности в понимании устной речи, трудности в общении с воспитателями и сверстниками, в овладении грамотой, что в свою очередь способствуют формированию негативных форм поведения (Р.Е. Левина, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Н.В. Серебрякова и др.).
Особую трудность в практической деятельности логопедов в дошкольных организациях вызывает формирование у детей старшего дошкольного возраста с речевыми расстройствами понимание и употребление предложно-падежных конструкций с пространственным значением (Л.А. Брюховских, А.В. Семенович, А.В. Мамаева и другие).
Предложно-падежные конструкции, с одной стороны, являются самыми распространенными конструкциями в русском языке, а с другой - сложными логико-грамматическими конструкциями, к которым относят и сложноподчиненные, пространственно-временные, инверсионные, сравнительные и др. конструкции (Н.С. Жукова Л.А. Брюховских, А.В. Семенович, Т.А. Фотекова ).
Психологической основой понимания и овладения сложными логико-грамматическими структурами языка является сформированность пространственного восприятия, пространственных и квазипространственных представлений. Пространственные представления являются базовыми составляющими психической деятельности.
Формирование грамматического строя языка ребёнка - область речевого развития на долгие годы приковавшая к себе пристальное внимание таких известных, признанных во всём мире исследователей лингвистики и психологии, как Дж.С. Брунер, Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздёв, К. Кэзден, А.Н. Леонтьев, Ж.Пиаже, С.Л. Рубинштейн, Д. Слобин, А.Н. Хомский, Д.Б. Эльконин.
Своеобразие овладения грамматическим строем проявляется у детей с общим недоразвитием речи в замедленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка, семантических и формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития (Г.В. Гуровец, Л.Р. Давидович, Р.И. Лалаева, Н.В Серебрякова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.).
Нарушения грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи, выражающиеся в элементарных, фрагментарных или неправильных синтаксических конструкциях, несформированности процессов словообразования и словоизменения, являются стойкими и могут сохраняться у дошкольников с общим недоразвитием речи до старших классов. Это обусловлено не только нарушениями речи детей, но и специфическими отклонениями в их психическом развитии (P.E. Левина, Е.М. Мастюкова, В.И. Селиверстов, Г.В. Чиркина и др.).
Нарушения и коррекция грамматического строя детей с речевыми нарушениями рассматриваются с психолингвистических позиций (Т.В. Ахутина, Р.И. Лалаева, Л.Б. Халилова, Н.В. Серебрякова, Л.С. Цветкова, O.E. Грибова, Т.В. Волосовец, Л.Н. Ефименкова, Ю.В. Микляева, Т.А. Ткаченко, Е.Д. Худенко и др.).
Менее изученной является проблема усвоения детьми с общим недоразвитием речи отдельных разделов грамматики. В работах Н.С. Жуковой, В.А. Ковшикова, И.К. Колповской, P.E. Левиной, С.Н Шаховской и др. среди морфологических аграмматизмов при общем недоразвитии речи выделяется неправильное употребление предложно¬падежных конструкций в устной и письменной речи детей. В работах Н.С. Жуковой, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, С.Н. Шаховской выделены нарушения морфологической системы языка у детей с ОНР обусловленные неправильным употреблением окончаний имен существительных, предложно-падежных конструкций.
Зрительно-пространственные психические функции носят сложный полимодальный характер и базируются на выборе факторов, среди которых центральное место занимает «пространственный фактор», связанный с симультанным способом переработки зрительной, слуховой и кожно-кинестетической информации, используемой для ориентации во внешнем и внутреннем пространстве. Отражение пространственных характеристик информации осуществляется в разных формах и на различных уровнях: сенсорном, моторном, перцептивном, мнестическом, интеллектуальном или семантическом (Д.П. Велкова, Ф.М. Гасимов, АР. Лурия, А.А. Люблинская, Е.Д. Хомская, и др.).
Изучение механизмов нарушения предложно-падежных конструкций при общем недоразвитии речи, определение в них роли расстройства пространственного гнозиса будут способствовать выработке эффективных методов преодоления речевых нарушений.
Несмотря на то, что определены теоретические основы формирования грамматических конструкций в речи детей с речевыми нарушениями, специфика усвоения ими предлогов с пространственным значением исследована недостаточно.
На основании вышеизложенного, тема настоящего исследования определена как: «Особенности употребления предложно-падежных конструкций детьми старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня».
Цель исследования: изучить особенности понимания и употребления предложно-падежных конструкций с пространственным значением у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня и разработать дифференцированные методические рекомендации для осуществления коррекционно-логопедического воздействия.
Объект исследования: сложные логико-грамматические конструкции языка.
Предмет исследования: особенности употребления предложно-падежных конструкций детьми старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Механизмы: на использование предложных конструкций будет влиять не только речевая, но и психологическая база речи.
Гипотеза исследования:
1. Под предложно-падежными конструкциями нами понимается единый функциональный комплекс предлога и падежа, выражающий грамматическое отношение значения место, время, способ действия, причину, цель, отношение к предметам, пространственные отношения.
2. Мы предполагаем, что в основе нарушения понимания предложно-падежных конструкций детьми старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня будут лежать нарушения пространственного гнозиса и праксиса, пространственных представлений.
3. Разработанные нами методические рекомендации, учитывающие особенности детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня будут способствовать развитию понимания и употребления предложно-падежных конструкций в активной речи детей.
В соответствии с гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую, логопедическую, нейропсихологическую литературу, направленную на изучение формирования предложно-падежных конструкций у детей дошкольного возраста.
2. Составить методику исследования и провести констатирующий эксперимент, направленный на изучение особенностей употребления предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста.
3. Провести количественный и качественный анализ результатов обследования.
4. Разработать дифференцированные методические рекомендации, направленные на формирование предложно-падежных конструкций с пространственным значением у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Методы исследования определялись в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования применялись следующие методы:
> теоретические - анализ психолого-педагогической и научно¬методической литературы по проблеме исследования, изучение медико- психолого-педагогической документации детей (личные дела, речевые карты);
> эмпирические - беседа с логопедом, наблюдение за детьми на занятиях, в процессе обследования и в игровой деятельности;
> экспериментальные - проведение констатирующего эксперимента;
> качественная и количественная обработка экспериментальных данных.
Методологической и теоретической основой исследования являются:
> философские и психологические исследования генезиса и структуры процесса познания;
> идеи о единстве и взаимодействии биологических и социальных факторов в развитии ребенка (Л.И Божович, Л.С Выготский, P.E. Левина, В.И. Лубовский и др.);
> ведущей роли деятельности в речевом и психическом развитии и формировании человека (П.Я. Гальперин, А. Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн и др.);
> концепция структурно-системного подхода к изучению явлений (Р.И Лалаева, A.A. Леонтьев, А.Н. Леонтьев и др.);
> представления о высших психических процессах как функциональных системах и закономерностях формирования речи (П.К. Анохин, И.М. Сеченов и др.);
> психологические аспекты восприятия пространства и генезис пространственных представлений у детей (Б.Г. Ананьев, JI.A. Венгер, A.A. Люблинская, С.Л. Рубинштейн и др.);
> основные положения теории порождения речи и уровнях синтаксиса (Т. В. Ахутина, И.А. Зимняя, А.Р. Лурия, Л С. Цветкова и др.);
> лингвистические и психолингвистические представления о единстве формальных, смысловых и коммуникативных значений языковых единиц (В.В. Виноградов, А.В. Бондарко, Е.В. Клобуков, JI.B. Щерба, Н.Ю. Шведова и др.);
> современные положения о закономерностях протекания речевого онтогенеза (Е.Н. Винарская, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев и др.).
Научная новизна исследования заключается в том, что:
- конкретизированы имеющиеся данные об особенностях употребления и понимания сложных логико-грамматических структур языка детьми старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня;
- определены уровни сформированности предложно-падежных конструкций с пространственным значением у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня;
- адаптирована методика для обследования понимания и употребления предложно-падежных конструкций детьми старшего дошкольного возраста;
- получены сравнительные экспериментальные данные о дифференциации предложно-падежных форм детей с ОНР и нормой речи.
Теоретическая значимость исследования:
- подтверждены имеющиеся теоретические сведения об особенностях употребления предложно-падежных конструкций с пространственным значением детьми старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня;
- подтверждены данные о дифференциации предложно-падежных форм у детей с общим недоразвитием речи и нормой речи;
- уточнены уровни сформированности предложно-падежных конструкций, выражающих пространственные отношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня;
- в результате проведенного исследования уточнены имеющиеся данные о влиянии психологической базы речи (пространственного гнозиса, праксиса, пространственных представлений) на формирование и развитие понимания и употребления предложно-падежных конструкций (сложных логико-грамматических конструкций речи).
Практическая значимость исследования:
- составлен диагностический комплекс для выявления особенностей употребления предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста;
- разработаны дифференцированные методические рекомендации по формированию понимания и употребления предложно-падежных конструкций с пространственным значением в соответствии с выявленным уровнем сформированности сложных логико-грамматических структур языка у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня;
- материалы исследования могут быть использованы в логопедической работе с детьми с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста.
Организация исследования. Всего в исследовании приняли участие 20 дошкольников в возрасте от 5 до 6 лет, из них 10 детей имеют логопедическое заключение: ОНР III уровня, остальные 10 детей - с нормальным речевым развитием.
Исследование проводилось поэтапно в течение 2,5 лет (с октября 2015 по ноябрь 2017 гг.).
Этапы проведения исследования:
Первый этап (теоретико-поисковый) октябрь 2015 - сентябрь 2016 года, в течение которого осуществлялся анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, определены методологическая основа исследования, его объект и предмет, сформулированы цель, гипотеза и задачи исследования, разрабатывался понятийный аппарат;
Второй этап октябрь - сентябрь 2016 г. - апробация диагностического комплекса в образовательном учреждении;
Третий этап (обобщающий) октябрь 2016 - ноябрь 2017 г. - в процессе которого осуществлены анализ, обобщение, систематизация и описание полученных результатов; оформление работы и методических рекомендаций.
Экспериментальная база исследования. Экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ «Детский сад №47» г. Красноярска.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования были представлены на следующих научно-практических мероприятиях:
- на XVIII Международном научно-практическом форуме студентов, аспирантов и молодых учёных «МОЛОДЕЖЬ И НАУКА XXI ВЕКА», посвященного 85-летию КГПУ им. В.П. Астафьева (2017г. Красноярск), доклад на тему: «Исследование употребления предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня», статья опубликована в сборнике;
- в работе научно-практической площадки «Проблемы сопровождения детей с сенсорными нарушениями», организованной в рамках VI Международного научно-образовательного форума «Человек, семья и общество: история и перспективы развития» (26 октября 2017г. Красноярск), доклад на тему: «Организация коррекционной работы, направленной на употребление предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с ОНР IIIуровня».
Две статьи опубликованы в сборниках: Международный журнал публикаций The Newman In Foreign Policy №37 (81), июнь-июль 2017 г. «Сформированность предложно-падежных конструкций у детей 5-6 летнего возраста с ОНР IIIуровня» и в сборнике статей «Молодежь и наука XXI века» 2017г.
Две статьи находятся в публикации: «Проблема формирования падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня» и «Организация коррекционной работы, направленной на употребление предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня».
Структура и объём диссертации. Исследовательская работа состоит из содержания, введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Работа проиллюстрирована таблицами и рисунками.
Проведенное нами исследование посвящено проблеме изучения особенностей употребления и формирования предложно-падежных и других сложных логико-грамматических конструкций детьми старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Актуальность данного исследования обусловлена недостаточной изученностью специфики усвоения детьми с речевой патологией предлогов с пространственным значением.
Психологической основой понимания и овладения сложными логико-грамматическими структурами языка является сформированность пространственного восприятия, пространственных и квазипространственных представлений, что является базовыми составляющими психологической основы речи (A.P. Лурия, Л.С. Цветкова, A.B. Семенович, Н.Я. Семаго, M.M. Семаго и др.).
Система выражения пространственных отношений в грамматическом строе русского языка сложна, и наиболее продуктивным ее компонентом являются предложно-падежные конструкции, овладение которыми представляет для детей с речевыми нарушениями особые трудности (O.E. Грибова, Н.С. Жукова, Л.С. Спирова, Е.Ф. Соботович, С.Н. Шаховская и др.).
Специфические особенности предложных конструкций как сложных логико-грамматических конструкций детей с ОНР III уровня в специальной литературе представлены неполно, имеющиеся сведения характеризуют их как результат недостаточной речемыслительной деятельности или степени сформированности лексико-грамматических средств (A.P. Лурия, T.B. Ахутина, T.A. Фотекова, Л.С. Цветкова, И.А. Зимняя, Л.А. Чистович и др.).
Теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования показал, что для сложных логико - грамматических структур языка, кроме психологических предпосылок полноценного протекания процесса понимания (определенный запас знаний и представлений о предмете сообщения, владение лексико-грамматическими средствами языка), непременным условием является сформированность пространственных и квазипространственных представлений (Б.Г. Ананьев, М.В. Вовчик- Блакитная, А.А. Люблинская, А.В. Семенович).
У большинства детей с речевыми нарушениями отмечается недоразвитие или несформированность пространственных представлений и понимания сложных логико-грамматических структур языка. В ряде случаев дети не только затрудняются в понимании и употреблении грамматических конструкций, обозначающих пространственные отношения, но также не могут определить правую и левую стороны тела или предмета, испытывают трудности при ориентировке в окружающем пространстве. Это создает дополнительные специфические трудности в коррекции речевых нарушений, ведет к отставанию в развитии общих познавательных способностей и высших психических функций.
Актуальность проведенного исследования связана с трудностями усвоения детьми с ОНР одного из важнейших разделов работы над грамматическим строем - формирования предложно-падежных конструкций с пространственным значением. Своевременная и целенаправленная коррекция нарушений грамматических форм у данной категории дошкольников является одним из важнейших условий их речевого развития, обеспечения готовности к школьному обучению, предупреждения вторичных отклонений в развитии этих детей.
На основании рассмотренных научных данных и в соответствии с задачами исследования нами было проведено сравнительное исследование процесса понимания и употребления предложно - падежных конструкций с пространственным значением у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня и детьми с сохранной речевой деятельностью. Данное исследование осуществлялось с целью выявления специфических трудностей, возникающих в процессе понимания и употребления сложных логико-грамматических конструкций.
По результатам проведенного анализа литературных источников по теме исследования был составлен диагностический комплекс и проведен констатирующий эксперимент, в котором участвовали две группы детей. Первую КГ составили 10 детей в возрасте 5-6 лет с нармальным речевым развитием. Вторая, ЭК была сформирована в количестве 10 детей с логопедическим заключением: ОРН III уровня.
Были определены направления исследования:
- исследование пространственного гнозиса, праксиса, пространственных представлений (психологической базы речи);
- исследование сформированности пространственных представлений на уровне понимания и употребления предлогов и слов, обозначающих пространственное взаиморасположение объектов.
Итоговый анализ результатов экспериментального обследования позволяет сделать следующие выводы:
1. У детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня были выявлены специфические особенности понимания сложных логико-грамматических конструкций, обусловленных недостаточным уровнем сформированности пространственных представлений.
2. Степень недоразвития пространственных представлений взаимосвязана с выраженностью нарушений понимания сложных логико-грамматических структур языка.
3. Изучив и сравнив показатели выполнения заданий детьми КГ и ЭГ, мы установили, что для детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием характерным являлось отсутствие ошибок в понимании и владении логико-грамматическими структурами языка, высокий и средний уровень выполнения заданий: высокий уровень выполнения заданий составил 50%, средний уровень - 36,2%). Для дошкольников с ОНР III уровня типичным было нарушение понимания логико-грамматических конструкций, и частым являлся средний и низкий уровень выполнения заданий: низкий уровень выполнения заданий составил 30%, средний уровень - 57,5%, у остальных 12,5% высокий уровень.
4. Оптико-пространственная ориентировка в схеме собственного тела, относительно других предметов на примере пространственных предлогов сохранны у дошкольников с нормальной речью и не сформированы у детей с речевым недоразвитием.
5. Недоразвитие понимания сложных логико-грамматических структур языка является следствием несформированности базовых пространственно-временных представлений.
6. Дети старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня не осознают смысловую значимость предлогов, особенно позднего онтогенеза. Они не видят связи предлогов с флексиями, не выделяют предлоги как отдельные слова, пропускают их в устной речи, смешивают значения отдельных предлогов: над - под, на - над, под - из-под, из -из-за, за - из-за, сквозь- через, по.
У детей с нормальным развитием речи отмечались незначительные ошибки при выполнении предложенных заданий.
Таким образом, выявлены качественные и количественные особенности сформированности пространственного гнозиса, пространственных представлений, понимания сложных логико¬грамматический структур языка у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
На основании анализа результатов констатирующего эксперимента нами были составлены дифференцированные методические рекомендации по формированию понимания и употребления предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в соответствии с учетом развития этих представлений в онтогенезе и в соответствии с выявленным уровнем сформированности предложно¬падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, предложены примеры упражнений.
Таким образом, гипотеза исследования доказана, поставленные задачи выполнены, цель достигнута.
Психологической основой понимания и овладения сложными логико-грамматическими структурами языка является сформированность пространственного восприятия, пространственных и квазипространственных представлений, что является базовыми составляющими психологической основы речи (A.P. Лурия, Л.С. Цветкова, A.B. Семенович, Н.Я. Семаго, M.M. Семаго и др.).
Система выражения пространственных отношений в грамматическом строе русского языка сложна, и наиболее продуктивным ее компонентом являются предложно-падежные конструкции, овладение которыми представляет для детей с речевыми нарушениями особые трудности (O.E. Грибова, Н.С. Жукова, Л.С. Спирова, Е.Ф. Соботович, С.Н. Шаховская и др.).
Специфические особенности предложных конструкций как сложных логико-грамматических конструкций детей с ОНР III уровня в специальной литературе представлены неполно, имеющиеся сведения характеризуют их как результат недостаточной речемыслительной деятельности или степени сформированности лексико-грамматических средств (A.P. Лурия, T.B. Ахутина, T.A. Фотекова, Л.С. Цветкова, И.А. Зимняя, Л.А. Чистович и др.).
Теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования показал, что для сложных логико - грамматических структур языка, кроме психологических предпосылок полноценного протекания процесса понимания (определенный запас знаний и представлений о предмете сообщения, владение лексико-грамматическими средствами языка), непременным условием является сформированность пространственных и квазипространственных представлений (Б.Г. Ананьев, М.В. Вовчик- Блакитная, А.А. Люблинская, А.В. Семенович).
У большинства детей с речевыми нарушениями отмечается недоразвитие или несформированность пространственных представлений и понимания сложных логико-грамматических структур языка. В ряде случаев дети не только затрудняются в понимании и употреблении грамматических конструкций, обозначающих пространственные отношения, но также не могут определить правую и левую стороны тела или предмета, испытывают трудности при ориентировке в окружающем пространстве. Это создает дополнительные специфические трудности в коррекции речевых нарушений, ведет к отставанию в развитии общих познавательных способностей и высших психических функций.
Актуальность проведенного исследования связана с трудностями усвоения детьми с ОНР одного из важнейших разделов работы над грамматическим строем - формирования предложно-падежных конструкций с пространственным значением. Своевременная и целенаправленная коррекция нарушений грамматических форм у данной категории дошкольников является одним из важнейших условий их речевого развития, обеспечения готовности к школьному обучению, предупреждения вторичных отклонений в развитии этих детей.
На основании рассмотренных научных данных и в соответствии с задачами исследования нами было проведено сравнительное исследование процесса понимания и употребления предложно - падежных конструкций с пространственным значением у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня и детьми с сохранной речевой деятельностью. Данное исследование осуществлялось с целью выявления специфических трудностей, возникающих в процессе понимания и употребления сложных логико-грамматических конструкций.
По результатам проведенного анализа литературных источников по теме исследования был составлен диагностический комплекс и проведен констатирующий эксперимент, в котором участвовали две группы детей. Первую КГ составили 10 детей в возрасте 5-6 лет с нармальным речевым развитием. Вторая, ЭК была сформирована в количестве 10 детей с логопедическим заключением: ОРН III уровня.
Были определены направления исследования:
- исследование пространственного гнозиса, праксиса, пространственных представлений (психологической базы речи);
- исследование сформированности пространственных представлений на уровне понимания и употребления предлогов и слов, обозначающих пространственное взаиморасположение объектов.
Итоговый анализ результатов экспериментального обследования позволяет сделать следующие выводы:
1. У детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня были выявлены специфические особенности понимания сложных логико-грамматических конструкций, обусловленных недостаточным уровнем сформированности пространственных представлений.
2. Степень недоразвития пространственных представлений взаимосвязана с выраженностью нарушений понимания сложных логико-грамматических структур языка.
3. Изучив и сравнив показатели выполнения заданий детьми КГ и ЭГ, мы установили, что для детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием характерным являлось отсутствие ошибок в понимании и владении логико-грамматическими структурами языка, высокий и средний уровень выполнения заданий: высокий уровень выполнения заданий составил 50%, средний уровень - 36,2%). Для дошкольников с ОНР III уровня типичным было нарушение понимания логико-грамматических конструкций, и частым являлся средний и низкий уровень выполнения заданий: низкий уровень выполнения заданий составил 30%, средний уровень - 57,5%, у остальных 12,5% высокий уровень.
4. Оптико-пространственная ориентировка в схеме собственного тела, относительно других предметов на примере пространственных предлогов сохранны у дошкольников с нормальной речью и не сформированы у детей с речевым недоразвитием.
5. Недоразвитие понимания сложных логико-грамматических структур языка является следствием несформированности базовых пространственно-временных представлений.
6. Дети старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня не осознают смысловую значимость предлогов, особенно позднего онтогенеза. Они не видят связи предлогов с флексиями, не выделяют предлоги как отдельные слова, пропускают их в устной речи, смешивают значения отдельных предлогов: над - под, на - над, под - из-под, из -из-за, за - из-за, сквозь- через, по.
У детей с нормальным развитием речи отмечались незначительные ошибки при выполнении предложенных заданий.
Таким образом, выявлены качественные и количественные особенности сформированности пространственного гнозиса, пространственных представлений, понимания сложных логико¬грамматический структур языка у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
На основании анализа результатов констатирующего эксперимента нами были составлены дифференцированные методические рекомендации по формированию понимания и употребления предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в соответствии с учетом развития этих представлений в онтогенезе и в соответствии с выявленным уровнем сформированности предложно¬падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, предложены примеры упражнений.
Таким образом, гипотеза исследования доказана, поставленные задачи выполнены, цель достигнута.
Подобные работы
- Формирование предложно-падежных конструкций пространственного значения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - Логопедическая работа по формированию предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2022 - НАГЛЯДНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ У
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ СРЕДСТВАМИ
МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Формирование монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня средствами сказки
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2021 - РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ С ПОМОЩЬЮ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Формирование навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня методом наглядного моделирования (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2019 - Особенности формирования навыков словообразования у дошкольников с ОНР III уровня (Фонетико-фонематические нарушения речи, Шадринский педагогический университет)
Курсовые работы, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2021



