ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДЛОЖНО - ПАДЕЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ С ПРОСТРАНСТВЕННЫМ ЗНАЧЕНИЕМ У ДЕТЕЙ С ОНР III УРОВНЯ 12
1.1. Роль зрительно-пространственного гнозиса в развитии речи детей 12
1.2. Формирование пространственных представлений у детей с нарушением речи 16
1.3. Лексическое и грамматическое значение предлогов при обозначении предложно-падежных (локативных) отношений в грамматическом строе русского языка 21
1.4. Процесс овладения грамматическими конструкциями в норме и при патологии 41
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ (КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ) 55
2.1. Организация и методика проведения констатирующего эксперимента... 55
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 68
2.3. Методические рекомендации по формированию предложно-падежных конструкций с пространственным значением у детей 5-6 лет с ОНР III уровня 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 140
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 145
ПРИЛОЖЕНИЯ 167
В связи с вступлением в силу ряда законов Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", ФГОС ДО (приказ № 1155 от 17.10.2013) речевое развитие детей старшего дошкольного возраста предполагает овладение активной речью, включение в общение, обращение с вопросами и просьбами, понимание речи взрослых, знание названий окружающих предметов и игрушек. В связи с этим, на основании приказов речь является одной из наиболее важных функций развития ребенка, которая требует особое внимание со стороны учителей- логопедов.
Известно, что речевое общение способствует социальному контакту между людьми, благодаря которому развиваются высшие формы деятельности. Чем богаче и правильнее речь ребенка, чем легче он высказывает свои мысли, тем легче познает действительность, полноценнее строит взаимоотношения с детьми и взрослыми.
Одним из распространенных вариантов отклонений в речевом развитии является общее недоразвитие речи (ОНР). Дошкольники с ОНР испытывают трудности в понимании устной речи, трудности в общении с воспитателями и сверстниками, в овладении грамотой, что в свою очередь способствуют формированию негативных форм поведения (Р.Е. Левина, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Н.В. Серебрякова и др.).
Особую трудность в практической деятельности логопедов в дошкольных организациях вызывает формирование у детей старшего дошкольного возраста с речевыми расстройствами понимание и употребление предложно-падежных конструкций с пространственным значением (Л.А. Брюховских, А.В. Семенович, А.В. Мамаева и другие).
Предложно-падежные конструкции, с одной стороны, являются самыми распространенными конструкциями в русском языке, а с другой - сложными логико-грамматическими конструкциями, к которым относят и сложноподчиненные, пространственно-временные, инверсионные, сравнительные и др. конструкции (Н.С. Жукова Л.А. Брюховских, А.В. Семенович, Т.А. Фотекова ).
Психологической основой понимания и овладения сложными логико-грамматическими структурами языка является сформированность пространственного восприятия, пространственных и квазипространственных представлений. Пространственные представления являются базовыми составляющими психической деятельности.
Формирование грамматического строя языка ребёнка - область речевого развития на долгие годы приковавшая к себе пристальное внимание таких известных, признанных во всём мире исследователей лингвистики и психологии, как Дж.С. Брунер, Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздёв, К. Кэзден, А.Н. Леонтьев, Ж.Пиаже, С.Л. Рубинштейн, Д. Слобин, А.Н. Хомский, Д.Б. Эльконин.
Своеобразие овладения грамматическим строем проявляется у детей с общим недоразвитием речи в замедленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка, семантических и формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития (Г.В. Гуровец, Л.Р. Давидович, Р.И. Лалаева, Н.В Серебрякова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.).
Нарушения грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи, выражающиеся в элементарных, фрагментарных или неправильных синтаксических конструкциях, несформированности процессов словообразования и словоизменения, являются стойкими и могут сохраняться у дошкольников с общим недоразвитием речи до старших классов. Это обусловлено не только нарушениями речи детей, но и специфическими отклонениями в их психическом развитии (P.E. Левина, Е.М. Мастюкова, В.И. Селиверстов, Г.В. Чиркина и др.).
Нарушения и коррекция грамматического строя детей с речевыми нарушениями рассматриваются с психолингвистических позиций (Т.В. Ахутина, Р.И. Лалаева, Л.Б. Халилова, Н.В. Серебрякова, Л.С. Цветкова, O.E. Грибова, Т.В. Волосовец, Л.Н. Ефименкова, Ю.В. Микляева, Т.А. Ткаченко, Е.Д. Худенко и др.).
Менее изученной является проблема усвоения детьми с общим недоразвитием речи отдельных разделов грамматики. В работах Н.С. Жуковой, В.А. Ковшикова, И.К. Колповской, P.E. Левиной, С.Н Шаховской и др. среди морфологических аграмматизмов при общем недоразвитии речи выделяется неправильное употребление предложно¬падежных конструкций в устной и письменной речи детей. В работах Н.С. Жуковой, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, С.Н. Шаховской выделены нарушения морфологической системы языка у детей с ОНР обусловленные неправильным употреблением окончаний имен существительных, предложно-падежных конструкций.
Зрительно-пространственные психические функции носят сложный полимодальный характер и базируются на выборе факторов, среди которых центральное место занимает «пространственный фактор», связанный с симультанным способом переработки зрительной, слуховой и кожно-кинестетической информации, используемой для ориентации во внешнем и внутреннем пространстве. Отражение пространственных характеристик информации осуществляется в разных формах и на различных уровнях: сенсорном, моторном, перцептивном, мнестическом, интеллектуальном или семантическом (Д.П. Велкова, Ф.М. Гасимов, АР. Лурия, А.А. Люблинская, Е.Д. Хомская, и др.).
Изучение механизмов нарушения предложно-падежных конструкций при общем недоразвитии речи, определение в них роли расстройства пространственного гнозиса будут способствовать выработке эффективных методов преодоления речевых нарушений.
Несмотря на то, что определены теоретические основы формирования грамматических конструкций в речи детей с речевыми нарушениями, специфика усвоения ими предлогов с пространственным значением исследована недостаточно.
На основании вышеизложенного, тема настоящего исследования определена как: «Особенности употребления предложно-падежных конструкций детьми старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня».
Цель исследования: изучить особенности понимания и употребления предложно-падежных конструкций с пространственным значением у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня и разработать дифференцированные методические рекомендации для осуществления коррекционно-логопедического воздействия.
Объект исследования: сложные логико-грамматические конструкции языка.
Предмет исследования: особенности употребления предложно-падежных конструкций детьми старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Механизмы: на использование предложных конструкций будет влиять не только речевая, но и психологическая база речи.
Гипотеза исследования:
1. Под предложно-падежными конструкциями нами понимается единый функциональный комплекс предлога и падежа, выражающий грамматическое отношение значения место, время, способ действия, причину, цель, отношение к предметам, пространственные отношения.
2. Мы предполагаем, что в основе нарушения понимания предложно-падежных конструкций детьми старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня будут лежать нарушения пространственного гнозиса и праксиса, пространственных представлений.
3. Разработанные нами методические рекомендации, учитывающие особенности детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня будут способствовать развитию понимания и употребления предложно-падежных конструкций в активной речи детей.
В соответствии с гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую, логопедическую, нейропсихологическую литературу, направленную на изучение формирования предложно-падежных конструкций у детей дошкольного возраста.
2. Составить методику исследования и провести констатирующий эксперимент, направленный на изучение особенностей употребления предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста.
3. Провести количественный и качественный анализ результатов обследования.
4. Разработать дифференцированные методические рекомендации, направленные на формирование предложно-падежных конструкций с пространственным значением у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Методы исследования определялись в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования применялись следующие методы:
> теоретические - анализ психолого-педагогической и научно¬методической литературы по проблеме исследования, изучение медико- психолого-педагогической документации детей (личные дела, речевые карты);
> эмпирические - беседа с логопедом, наблюдение за детьми на занятиях, в процессе обследования и в игровой деятельности;
> экспериментальные - проведение констатирующего эксперимента;
> качественная и количественная обработка экспериментальных данных.
Методологической и теоретической основой исследования являются:
> философские и психологические исследования генезиса и структуры процесса познания;
> идеи о единстве и взаимодействии биологических и социальных факторов в развитии ребенка (Л.И Божович, Л.С Выготский, P.E. Левина, В.И. Лубовский и др.);
> ведущей роли деятельности в речевом и психическом развитии и формировании человека (П.Я. Гальперин, А. Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн и др.);
> концепция структурно-системного подхода к изучению явлений (Р.И Лалаева, A.A. Леонтьев, А.Н. Леонтьев и др.);
> представления о высших психических процессах как функциональных системах и закономерностях формирования речи (П.К. Анохин, И.М. Сеченов и др.);
> психологические аспекты восприятия пространства и генезис пространственных представлений у детей (Б.Г. Ананьев, JI.A. Венгер, A.A. Люблинская, С.Л. Рубинштейн и др.);
> основные положения теории порождения речи и уровнях синтаксиса (Т. В. Ахутина, И.А. Зимняя, А.Р. Лурия, Л С. Цветкова и др.);
> лингвистические и психолингвистические представления о единстве формальных, смысловых и коммуникативных значений языковых единиц (В.В. Виноградов, А.В. Бондарко, Е.В. Клобуков, JI.B. Щерба, Н.Ю. Шведова и др.);
> современные положения о закономерностях протекания речевого онтогенеза (Е.Н. Винарская, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев и др.).
Научная новизна исследования заключается в том, что:
- конкретизированы имеющиеся данные об особенностях употребления и понимания сложных логико-грамматических структур языка детьми старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня;
- определены уровни сформированности предложно-падежных конструкций с пространственным значением у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня;
- адаптирована методика для обследования понимания и употребления предложно-падежных конструкций детьми старшего дошкольного возраста;
- получены сравнительные экспериментальные данные о дифференциации предложно-падежных форм детей с ОНР и нормой речи.
Теоретическая значимость исследования:
- подтверждены имеющиеся теоретические сведения об особенностях употребления предложно-падежных конструкций с пространственным значением детьми старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня;
- подтверждены данные о дифференциации предложно-падежных форм у детей с общим недоразвитием речи и нормой речи;
- уточнены уровни сформированности предложно-падежных конструкций, выражающих пространственные отношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня;
- в результате проведенного исследования уточнены имеющиеся данные о влиянии психологической базы речи (пространственного гнозиса, праксиса, пространственных представлений) на формирование и развитие понимания и употребления предложно-падежных конструкций (сложных логико-грамматических конструкций речи).
Практическая значимость исследования:
- составлен диагностический комплекс для выявления особенностей употребления предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста;
- разработаны дифференцированные методические рекомендации по формированию понимания и употребления предложно-падежных конструкций с пространственным значением в соответствии с выявленным уровнем сформированности сложных логико-грамматических структур языка у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня;
- материалы исследования могут быть использованы в логопедической работе с детьми с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста.
Организация исследования. Всего в исследовании приняли участие 20 дошкольников в возрасте от 5 до 6 лет, из них 10 детей имеют логопедическое заключение: ОНР III уровня, остальные 10 детей - с нормальным речевым развитием.
Исследование проводилось поэтапно в течение 2,5 лет (с октября 2015 по ноябрь 2017 гг.).
Этапы проведения исследования:
Первый этап (теоретико-поисковый) октябрь 2015 - сентябрь 2016 года, в течение которого осуществлялся анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, определены методологическая основа исследования, его объект и предмет, сформулированы цель, гипотеза и задачи исследования, разрабатывался понятийный аппарат;
Второй этап октябрь - сентябрь 2016 г. - апробация диагностического комплекса в образовательном учреждении;
Третий этап (обобщающий) октябрь 2016 - ноябрь 2017 г. - в процессе которого осуществлены анализ, обобщение, систематизация и описание полученных результатов; оформление работы и методических рекомендаций.
Экспериментальная база исследования. Экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ «Детский сад №47» г. Красноярска.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования были представлены на следующих научно-практических мероприятиях:
- на XVIII Международном научно-практическом форуме студентов, аспирантов и молодых учёных «МОЛОДЕЖЬ И НАУКА XXI ВЕКА», посвященного 85-летию КГПУ им. В.П. Астафьева (2017г. Красноярск), доклад на тему: «Исследование употребления предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня», статья опубликована в сборнике;
- в работе научно-практической площадки «Проблемы сопровождения детей с сенсорными нарушениями», организованной в рамках VI Международного научно-образовательного форума «Человек, семья и общество: история и перспективы развития» (26 октября 2017г. Красноярск), доклад на тему: «Организация коррекционной работы, направленной на употребление предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с ОНР IIIуровня».
Две статьи опубликованы в сборниках: Международный журнал публикаций The Newman In Foreign Policy №37 (81), июнь-июль 2017 г. «Сформированность предложно-падежных конструкций у детей 5-6 летнего возраста с ОНР IIIуровня» и в сборнике статей «Молодежь и наука XXI века» 2017г.
Две статьи находятся в публикации: «Проблема формирования падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня» и «Организация коррекционной работы, направленной на употребление предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня».
Структура и объём диссертации. Исследовательская работа состоит из содержания, введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Работа проиллюстрирована таблицами и рисунками.
Проведенное нами исследование посвящено проблеме изучения особенностей употребления и формирования предложно-падежных и других сложных логико-грамматических конструкций детьми старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Актуальность данного исследования обусловлена недостаточной изученностью специфики усвоения детьми с речевой патологией предлогов с пространственным значением.
Психологической основой понимания и овладения сложными логико-грамматическими структурами языка является сформированность пространственного восприятия, пространственных и квазипространственных представлений, что является базовыми составляющими психологической основы речи (A.P. Лурия, Л.С. Цветкова, A.B. Семенович, Н.Я. Семаго, M.M. Семаго и др.).
Система выражения пространственных отношений в грамматическом строе русского языка сложна, и наиболее продуктивным ее компонентом являются предложно-падежные конструкции, овладение которыми представляет для детей с речевыми нарушениями особые трудности (O.E. Грибова, Н.С. Жукова, Л.С. Спирова, Е.Ф. Соботович, С.Н. Шаховская и др.).
Специфические особенности предложных конструкций как сложных логико-грамматических конструкций детей с ОНР III уровня в специальной литературе представлены неполно, имеющиеся сведения характеризуют их как результат недостаточной речемыслительной деятельности или степени сформированности лексико-грамматических средств (A.P. Лурия, T.B. Ахутина, T.A. Фотекова, Л.С. Цветкова, И.А. Зимняя, Л.А. Чистович и др.).
Теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования показал, что для сложных логико - грамматических структур языка, кроме психологических предпосылок полноценного протекания процесса понимания (определенный запас знаний и представлений о предмете сообщения, владение лексико-грамматическими средствами языка), непременным условием является сформированность пространственных и квазипространственных представлений (Б.Г. Ананьев, М.В. Вовчик- Блакитная, А.А. Люблинская, А.В. Семенович).
У большинства детей с речевыми нарушениями отмечается недоразвитие или несформированность пространственных представлений и понимания сложных логико-грамматических структур языка. В ряде случаев дети не только затрудняются в понимании и употреблении грамматических конструкций, обозначающих пространственные отношения, но также не могут определить правую и левую стороны тела или предмета, испытывают трудности при ориентировке в окружающем пространстве. Это создает дополнительные специфические трудности в коррекции речевых нарушений, ведет к отставанию в развитии общих познавательных способностей и высших психических функций.
Актуальность проведенного исследования связана с трудностями усвоения детьми с ОНР одного из важнейших разделов работы над грамматическим строем - формирования предложно-падежных конструкций с пространственным значением. Своевременная и целенаправленная коррекция нарушений грамматических форм у данной категории дошкольников является одним из важнейших условий их речевого развития, обеспечения готовности к школьному обучению, предупреждения вторичных отклонений в развитии этих детей.
На основании рассмотренных научных данных и в соответствии с задачами исследования нами было проведено сравнительное исследование процесса понимания и употребления предложно - падежных конструкций с пространственным значением у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня и детьми с сохранной речевой деятельностью. Данное исследование осуществлялось с целью выявления специфических трудностей, возникающих в процессе понимания и употребления сложных логико-грамматических конструкций.
По результатам проведенного анализа литературных источников по теме исследования был составлен диагностический комплекс и проведен констатирующий эксперимент, в котором участвовали две группы детей. Первую КГ составили 10 детей в возрасте 5-6 лет с нармальным речевым развитием. Вторая, ЭК была сформирована в количестве 10 детей с логопедическим заключением: ОРН III уровня.
Были определены направления исследования:
- исследование пространственного гнозиса, праксиса, пространственных представлений (психологической базы речи);
- исследование сформированности пространственных представлений на уровне понимания и употребления предлогов и слов, обозначающих пространственное взаиморасположение объектов.
Итоговый анализ результатов экспериментального обследования позволяет сделать следующие выводы:
1. У детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня были выявлены специфические особенности понимания сложных логико-грамматических конструкций, обусловленных недостаточным уровнем сформированности пространственных представлений.
2. Степень недоразвития пространственных представлений взаимосвязана с выраженностью нарушений понимания сложных логико-грамматических структур языка.
3. Изучив и сравнив показатели выполнения заданий детьми КГ и ЭГ, мы установили, что для детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием характерным являлось отсутствие ошибок в понимании и владении логико-грамматическими структурами языка, высокий и средний уровень выполнения заданий: высокий уровень выполнения заданий составил 50%, средний уровень - 36,2%). Для дошкольников с ОНР III уровня типичным было нарушение понимания логико-грамматических конструкций, и частым являлся средний и низкий уровень выполнения заданий: низкий уровень выполнения заданий составил 30%, средний уровень - 57,5%, у остальных 12,5% высокий уровень.
4. Оптико-пространственная ориентировка в схеме собственного тела, относительно других предметов на примере пространственных предлогов сохранны у дошкольников с нормальной речью и не сформированы у детей с речевым недоразвитием.
5. Недоразвитие понимания сложных логико-грамматических структур языка является следствием несформированности базовых пространственно-временных представлений.
6. Дети старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня не осознают смысловую значимость предлогов, особенно позднего онтогенеза. Они не видят связи предлогов с флексиями, не выделяют предлоги как отдельные слова, пропускают их в устной речи, смешивают значения отдельных предлогов: над - под, на - над, под - из-под, из -из-за, за - из-за, сквозь- через, по.
У детей с нормальным развитием речи отмечались незначительные ошибки при выполнении предложенных заданий.
Таким образом, выявлены качественные и количественные особенности сформированности пространственного гнозиса, пространственных представлений, понимания сложных логико¬грамматический структур языка у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
На основании анализа результатов констатирующего эксперимента нами были составлены дифференцированные методические рекомендации по формированию понимания и употребления предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в соответствии с учетом развития этих представлений в онтогенезе и в соответствии с выявленным уровнем сформированности предложно¬падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, предложены примеры упражнений.
Таким образом, гипотеза исследования доказана, поставленные задачи выполнены, цель достигнута.
1. Аванесов, Р.И. Лингвистическая география и структура языка //Вопросы лингвистической географии. - М., 1962. - С. 26-33.
2. Айвазян, С.А., Буштабер, В.М., Енюков И.С. Прикладная статистика: Классификация и снижение размерности: Справ, изд. - М.: Финансы и статистика, 1989 - 607 с.
3. Айвазян, С.А., Енюков, И.С., Мешалкин, Л.Д. Исследование зависимостей: Справ, изд. М.: Финансы и статистика, 1985.- 487 с.
4. Альбом для логопеда / О.Б. Иншакова.- 2-е изд., испр. и доп. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008.- 279 с.: ил. - (Коррекционная педагогика).
5. Ананьев, Б.Г. Пространственное различение - Л.: ЛГУ, 1955. - 188 с.
6. Ананьев, Б.Г., Рыбалко, Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей.- М.: Просвещение, 1964. -304с.
7. Анохин, П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. - М.: Едиториал УРСС, 2004.-383с.
8. Арутюнова, Н.Д. Предложение и его смысл. - М.: Эдиториал УРСС, 2003. - 384 с.
9. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей. - М.: Мозаика-Синтез, 1999. - 272 с.
10. Афифи, А. Статистический анализ: подход с использованием ЭВМ. Пер. с англ.
- М.: Мир, 1982.-488 с.
11. Ахутина, Т.В. Нейролингвистический анализ динамической афазии. О механизмах построения высказывания. - М.: Теревинф, 2002.-144 с.
12. Ахутина, Т.В., Пылаева, Н.М. Диагностика развития зрительно-вербальных функций: Учеб. пособие - М.: Издательский центр «Академия», 2003.- 64 с.
13. Ахутина, Т. В., Яблокова, Л. В., Полонская, Н. Н. Нейропсихологический анализ индивидуальных различий у детей: параметры оценки // Нейропсихология и психофизиология индивидуальных различий / Под ред. Е. Д. Хомской и В. А. Москвина. - М.; Оренбург, 2000. - С. 85-92.
14. Безрукова, Е.З., Забрамная, С.Д. Психологическое изучение умственно отсталых школьников-Свердловск: Урал. гос. пед. ин-т. -1974. -79 с.
15. Безрукова, С.А. К вопросу о формировании лексико-грамматических средств языка у дошкольников с ОНР /С.А. Безрукова // Логопед в детском саду, 2007. - № 6. - С. 40-52.
16. Белоусов, В.Н., Ковтунова, И.И., Кручинина, И.Н. Краткая русская грамматика.
- М.: Рус. яз., 1989.-639 с.
17. Бенилова, С.Ю. Патогенетические подходы к комплексному лечению нарушений речи у детей и подростков с последствиями органического поражения центральной нервной системы - М.: Прометей; Книголюб, 2003 - 32 с.
18. Бернштейн, H.A., Файнгенберг, И.М. Физиология движений и активности.- М.: Наука, 1990.-494 с.
19. Бессонова, Т.П., Грибова, O.E. Дидактический материал по обследованию речи детей. 4.2: Словарный запас и грамматический строй - М.: Аркти, 1998 - 64с.
20. Блажев, Б.И. Употребление конструкций направления и места в современном русском языке.- София: «Народна просвета», 1975. - 359 с.
21. Бондарко, A.B. Функциональная модель грамматики. (Теоретические основы, итоги и перспективы) // Язык и речевая деятельность - СПб., 1998. - Т. 1. - С. 17-32.
22. Боровская, И.К., Ковалец, И.В. Развиваем пространственные представления у детей с особенностями психофизического развития. Ч. 1./ И.К. Боровская, И.В. Ковалец. - М.:ВЛАДОС, 2004. - 36 с. :ил.
23. Боскис, P.M., Левина, P.E. Основы компенсации дефектов у аномальных детей II Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия в 2т. - М.: Высш. шк.: Изд-во МГУ, 2002.- Т.1, С. 471-475.
24. Боскис, P.M., Коровин, К.Г., Синяк, В.А. Формирование грамматического строя у тугоухих учащихся.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1955.- 335 с.
25. Бояров, А.П. Глагольные' словосочетания с пространственным значением в современном русском литературном языке: автореф. дне.... канд. филол. наук. - М., 1955.-15 с.
26. Брюховских, Л. А. Некоторые подходы к разработке алгоритма комплексной диагностики как основы психолого-медико-педагогического сопровождения школьников с речевой патологией в процессе инклюзии / Л.А. Брюховских // Современная наука. Актуальные проблемы науки и образования. - 2014. - № 11¬12. - С. 25-28.
27. Брюховских, Л. А. Формирование предложных конструкций у младших школьников с общим недоразвитием речи: монография / Л. А. Брюховских. - Красноярск, 2015. - 184 с.
28. Брюховских, Л. А. Объективизация пространственных отношений при формировании предложных конструкций у младших школьников с задержкой психического развития / Л. А. Брюховских // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. - 2015. - № 3. С. 150-154.
29. Брюховских, Л. А. Влияние пространственного фактора на формированиезвукового анализа и синтеза детей с общим недоразвитием речи / Л. А. Брюховских, О. А. Дмитриева // Сибирский вестник специального образования. - 2017. - № 1 (19). - С. 22-25.
30. Бурденюк, Г.М., Григоревский, В.М. Языковая интерференция и методы ее выявления.- Кишинев, 1978. - 237 с.
31. Буслаев, Ф.И. Историческая грамматика.- М: Уч. пед. изд., 1959.- С. 473.
32. Быстрова, Г.А., Сизова, Э.А., Шуйская, Т.А.. Логопедические игры и задания.- СПб.: КАРО, 2002.-96 с.
33. Валгина, Н.С., Розенталь, Д.Э., Фомина, М.И. Современный русский язык: Учебник для вузов.-6-е изд., перераб. и доп.- М.: Логос, 2001.- 528 с.
34. Вассерман, Л.И., Дорофеева, С.А., Меерсон, Я.А. Методы нейропсихологической диагностики: Практ. рук.- СПб.: Строй лес. печать, 1997 - 303 с.
35. Вахтеров, В.П. Основы новой педагогики. Т.1. М.: Уч. пед. изд., 1938.- С. 411¬523.
36. Велкова, Д.П. Нарушения пространственного анализа и синтеза при локальных поражениях головного мозга: дис.... канд. псих, наук 19.00.04. - М., 1990 - 222 с.
37. Венгер, Л. А., Выготская, Г.Л., Леонгард, Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. - М.: Просвещение, 1972. - 143 с.
38. Венгер, Л.А. Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками: Сб. ст. 1 Под. ред. Л.А. Венгера. - М.: ИНТОР, 1996.- 128 с.
39. Винарская, E.H., Пулапов, А.М. Дизартрия и ее топико-диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга. - Ташкент: Медицина, 1973 - 130 с.
40. Виноградов, В.В. Русский язык: Грамматическое учение о слове. Учеб. пособие для вузов. -4-е изд. - М.: Рус. яз., 2001.- 717 с.
41. Владимирский, Е.Ю. Система предложно-падежных конструкций с пространственным значением в современном русском языке: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01-М., 1972.-645 с.
42. Власенко, И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи.- М.: Педагогика, 1990.- 187 с.
43. Волкова, Г. А. Методика обследования нарушений речи у детей / Г. А. Волкова. - СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 1993. - 45 с.
44. Волкова, Г. Л. Психолого-логопедическое исследование детей с нарушениями речи / Г. А. Волкова. - СПб.: Сайма, 1993. - 21 с.
45. Воробьева, В.К. Развитие связного высказывания учащихся с моторной алалией. Обучение и воспитание детей с нарушениями речи: Сб. научн. тр. / Отв. ред. В.И. Селиверстов - М.: МГНИ им. Ленина, 1982.- С. 20-31.
46. Воронова, А.П. Диагностика и профилактика нарушений письма у детей с речевой патологией.- СПб.: Издательство «Образование», 1993 - 100 с.
47. Востоков, А.Х. Русская грамматика. - 2-е изд.- СПб., 1867.- С. 166.
48. Всеволодова, М.В., Владимирский, Е.Ю. Способы выражения пространстве'! шых отношений в современном русском языке.- М.: Русский язык, 1982.- 262 с.
49. Выготский, Л.С. Основы дефектологии.- СПб.: Издательство «Лань», 2003 - 656 с.
50. Выготский, Л.С. Мышление и речь. Психика, сознание и бессознательное: Собр. тр./ Текстологический комментарий И.В. Пешкова, Издательство «Лабиринт», М., 2001.-368 с.
51. Выготский, Л.С. Психология и учение о локализации психических функций // Собр. соч.: В 6т - М., 1982.-Т.1.-487 с.
52. Гак, В. Г. Высказывание и ситуация // Гак В. Г. Языковые преобразования. М., 1998. Глава 5. С. 352-365.
53. Гальперин, П.Я. Методы обучения и умственного развития.- М.: Просвещение, 1985.-189 с.
54. Гальперин, П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР: Сб. ст.; ред. колл. Б. Г. Ананьев. - М., 1959.- Т.1.-С. 441-469.
55. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.¬471 с.
56. Глозман, Ж.М. Нейропсихологический и нейролингвистический анализ грамматических нарушений речи при разных формах афазии: дис.... канд. псих. наук: 19.00.04. -М., 1974. - 184 с.
57. Глухов, В.П. Формирование пространственного воображения и речи у детей с ОНР в процессе предметно-практической деятельности // Коррекционно - развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями речи. - М.: Изд-во МГПИ им. В.И. Ленина.-1987 - С. 40-50.
58. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. - М.: АРКГИ, 2002. -144 с.
59. Гозова, А.П. Психология трудового обучения глухих: автореферат дис... д-ра псих. наук. - М., 1977.- 36 с.
60. Головчиц, Л.Р. Дошкольная сурдопедагогика. Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха. - М.: Владос, 2001. - 304 с.
61. Гордеев, Ю.М. Система направительных отношений в конструкциях с глаголами движения в русском языке // Синтаксические связи в русском языке: Сб. тр. Дальневост. ун-та - Владивосток, 2002. - С. 53- 54.
62. Горелов, И.Н., Седов, К.Ф. Основы психолингвистики - М.: Лабиринт, 1998 - 252 с.
63. Греч, Н.И. Практическая русская грамматика. - 2-е изд. СПб., 1834.- С. 215.
64. Грибова, O.E. Правильно говорит ваш ребенок и надо ли идти к логопеду? - М.: ВЛАДОС, 2003.-24 с.
65. Грибова, O.E. Особенности формирования грамматического строя письменной речи: (в начальных классах школ для детей с тяжелыми нарушениями речи): дне... канд. пед. наук: 13.00.03. - М., 1990. - 217 с.
66. Гриншпун, Б.М., Селиверстов, В.И. Развитие коммуникативных умений у дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью // Дефектология. -1988.- №3 - С. 81-84.
67. Гуменная, Г.С. Психолого-педагогическая типология детей с недоразвитием речи // Теория и практика коррекционного обучения. - М., 1991. - С. 41-72.
68. Гуменная, Г.С., Барменкова, Т.Д. Особенности воспроизведения текстового сообщения детьми с недоразвитием речи // Психолингвистика и современная логопедия.- М., 1997.-С. 179-192.
69. Гуровец, Г.В., Давидович, Л.Р., Пересторонина, Л.П. Динамика речевых нарушений и вопросы социальной адаптации детей с моторной алалией // Речевые расстройства у детей и методы их устранения. - М., 1978.- С. 23-41.
70. Давидович, Л.Р., Резниченко, Т.С. Ребенок плохо говорит? Почему? Что делать? Коррекционно-педагогическая работа с неговорящими детьми. Развитие у детей речевых возможностей, языковой способности. - М.: Гном и Д, 2003. - 109 с.
71. Данилова, Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом.- М.: Медицина, 1977.- 117 с.
72. Дунаева, З.П. Особенности пространственных представлений у детей с ЗПР и методы коррекции: автореф. дис.. канд. пед. наук. - М., 1980. - 22 с.
73. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи): Пособие для логопедов. - М.: Просвещение, 2001. -112 с.
74. Жинкин, Н.И. Речь как проводник информации. - М.: Наука, 1982. - 160 с.
75. Жукова, Н.С., Мастюкова, Е.М., Филичева, Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - Екатеринбург: ЛИТУР, 2000 - 320 с.
76. Жукова, Н.С. Отклонения в развитии детской речи.- М.: «Гуманитарии», 1994.¬128 с.
77. Жукова, Н.С. Формирование устной речи. - М.: «Гуманитарий», 1994 - 94 с.
78. Забрамная, С.Д. От диагностики к развитию. - М.: Новая школа, 1998. - 63 с.
79. Залевская, A.A. Введение в психолингвистику. - М.: Российск. гос. гуманит. ун¬т, 2000.-382 с.
80. Залевская, A.A. Проблемы психолингвистики Уч. пособие. - Калинин, 1983. - С. 59-116.
81. Засорина, Л.Н. Грамматика локативных словосочетаний русского языка (проблема синонимии предлогов и наречий): автореф. дис.... д-ра филол. наук. М., 1977.-43 с.
82. Зикеев, А.Г. Практическая грамматика на уроках русского языка: Учеб. - метод, пособие для работы с уч-ся 4-7 кл. спец. (корре'кционных) образоват. учреждений: В 4ч.- М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2003. - 4.4: Служебные части речи: предлог, союз, частица. Междометие. - 256 с.
83. Зикеев, А.Г. Развитие речи учащихся специальных (корре'кционных) образовательных учреждений. - М.: Академия, 2000. - 198 с.
84. Зимина, И.А. Формирование предложно-падежных конструкций у дошкольников с общим недоразвитием речи // Актуальные проблемы специальной педагогики и специальной психологии. - М., 1999. - С. 47-52.
85. Зимняя, И. А. Лингвопсихология речевой деятельности / И. А. Зимняя. - М. : Московский псих.-соц. ин-т ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 2001. - 432 с.
86. Золотова, Г.А. Синтаксический словарь: Репертуар элементарных единиц русского синтаксиса. М.: Эдиториал УРСС, 2001. - 440 с.
87. Ибаньес, Р.Т. Формирование пространственной ориентировки у умственно отсталых дошкольников: автореф. дис... канд. пед. наук. - М., 1991. - 15 с.
88. Ипполитова, М.В. Формирование предложно-падежных конструкций в речи учащихся с церебральным параличом //Дефектология. -1986. - № 2. - С. 59-63.
89. Карпова, С.Н., Колобова, С.Н. Особенности ориентировки на слово у детей. - М., 1978.-165 с.
90. Касал, Л.Н. Особенности формирования пространственных представлений у умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис...канд. пед наук. - М., 1990. - 17 с.
91. Киселева, В.А. Комплексное исследование детей со стертой дизартрией //Логопедия: методические традиции и новаторство. - М.: Издательство Московского социально-психологического института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. - С. 39-50.
92. Клобуков, Е.В. Семантика надежных форм в современном русском литературном языке: Введение в методику позиционного анализа. - М.: Изд-во Московского университета, 1986. - 119 с.
93. Ковшиков, В.А. Экспрессивная алалия. - М.: «Институт общетуманитарных исследований», 2001. - 96 с.