Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КАЛЛИГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №156580

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы98
Год сдачи2019
Стоимость4220 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
27
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Формирование каллиграфического навыка как психолого-педагогическая проблема в начальной школе 5
1.1. Что такое «каллиграфия» и «каллиграфический навык», цели и задачи
его формирования 5
1.2. Психофизиологические основы обучения каллиграфии в начальной
школе и условия формирования каллиграфического навыка 11
1.3. Использование методов и приёмов каллиграфического навыка письма,
на основе анализа каллиграфических ошибок на письме 18
Выводы по первой главе 26
Глава 2. Организация работы по формированию каллиграфических умений у учащихся младших школьников 27
2.1. Диагностическая программа по формированию каллиграфического
навыка младших школьников 27
2.2. Диагностика сформированности каллиграфического навыка у
младших школьников на констатирующем этапе эксперимента 32
2.3. Разноуровневые упражнения для формирования каллиграфических
навыков у младших школьников 42
Выводы по второй главе 60
Заключение 62
Список литературы 65
Приложение

Проблема формирования каллиграфических навыков у детей младшего школьного возраста актуальна. В последние годы увеличивается количество детей с нарушением каллиграфического письма. Исследование методов Безруких М.М. и Хохлова Т.Е. показали, что многие трудности не заканчиваются в начальной школе, а сохраняются вплоть до окончания школы. Причин для возникновения нарушения письма достаточно много: прежде всего физиологические, а также педагогические и медицинские. Ученик должен научиться писать не только чётко и быстро, но и орфографически правильно. Часто учитель «не видит», как и в какой момент начинаются трудности у младших школьников, в дальнейшем пытается устранить не причину, а результат, и нередко желаемого результата не добивается, а лишь усугубляет положение. Неправильная тактика педагогической работы и работа дома по обучению письму приводят к серьёзным отклонениям в правильном письме учащихся младших классов.
Актуальность проблемы обучения младших школьников каллиграфическому письму обуславливается прежде всего и тем, что в современную эпоху научно-технического прогресса и большого потока информации современному человеку приходится много заниматься образованием и самообразованием. Вследствие чего возникает необходимость в разборчивом, быстром, красивом письме, основы которого закладываются именно в начальной школе. Этим и обуславливается практическая значимость данной работы. Как раз сейчас почерк не имеет особого значения (всё печатают). Но письмо важно и для развития мелкой моторики. Совершенствование мелкой моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого - развитию речевой функции.
Объектом процесс формирования каллиграфически правильного почерка у детей младшего школьного возраста.
Предметом стали условия формирования каллиграфического навыка у младших школьников.
Цель исследования: экспериментально проверить разноуровневые упражнения в формировании каллиграфических навыков у младших школьников. Из названной цели вытекают следующие задачи:
• выяснить, что такое «каллиграфический» навык и определить цели и задачи формирования каллиграфического навыка;
• изучить психологические основы обучения каллиграфии;
• выявить условия формирования каллиграфического навыка младших школьников;
• рассмотреть особенности каллиграфического навыка у детей младшего школьного возраста;
• изучить методы и приёмы обучения каллиграфическим навыкам письма;
• выявить уровень сформированности каллиграфии у учащихся 2-х классов;
• проверить эффективность разноуровневых упражнений в формировании каллиграфических навыков у младших школьников.
В основу исследования положена гипотеза: каллиграфический навык у младших школьников будет успешно сформирован если: учитывать психолого-физиологические особенности формирования навыка письма, соблюдать гигиенические условия, использовать разноуровневые упражнения.
В работе используется теоретический методы исследования:
- анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы;
- практический: педагогический эксперимент.
База исследования - 2 «Г», 2 «Б» классы МАОУ СОШ №4 г. Сосновоборска


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Формирование каллиграфического навыка - весьма сложный и длительный процесс, требующий целенаправленных действий, которые могут выполняться точно и быстро только после их многократных повторений. Добиться каллиграфического почерка можно лишь при систематическом соблюдении учеником всех правил чёткого письма. В ходе исследования были изучены психолого-физиологические основы обучения каллиграфии младших школьников; рассмотрены особенности каллиграфического навыка письма у детей младшего школьного возраста; определены цели и задачи формирования каллиграфического навыка в период обучения грамоте; выявлены условия формирования каллиграфического навыка младших школьников; изучены методы и приёмы обучения каллиграфическим навыкам письма; проанализированы графические ошибки при письме и причины, способы их предупреждения и исправления.
Анализ литературы позволил сделать вывод о том, что у первоклассников слабо развиты мышцы рук, не закончено окостенение костей запястья и фаланги пальцев, отмечается низкая выносливость к статистическим нагрузкам, нервная регуляция движений является несовершенной. Всё это определяет сложность овладения навыком письма и требует от ученика строгого нормированного объёма письменной работы в соответствии с методическими требованиями при обучении письму. На первых этапах обучения письму дети сосредотачивают своё внимание на множестве деталей, характеризующих пространственную ориентацию движений и графическую правильность их выполнения: соотношение букв, расстановка их по линии письма, пропорциональность, протяженность, наклон. Важно на этом этапе учителю учитывать индивидуально-психологические особенности каждого ученика. Это особенно важно и требует от учителя глубоких психологических знаний. Большую роль в формировании каллиграфического навыка играет создание соответствующих гигиенических условий в процессе письма.
Выработка каллиграфического почерка - достаточно трудоёмкая работа. Следовательно, большая роль в формировании каллиграфических умений принадлежит системе приёмов работы, а также мастерству и знаниям учителя, так как именно в начальной школе особенно велика роль становления навыка письма. А от обучающегося требуется умение воспринимать образец, анализировать, сравнивать, обобщать, синтезировать и только потом осуществлять нужные движения тонко координировать их. Методика обучения письму имеет богатый набор приёмов и методов. Приёмы и методы формирования навыка письма: анализа формы букв, показа процесса письма и объяснение способов написания букв, списывание учащимися с готового образца, копировальный способ, воображаемое письмо, введение в обучение правил письма, письмо под счет или в такт счёту.
Для анализа письменных работ учащихся разработана диагностическая программа, в которой выделены 5 параметров исследования и разработаны их критерии: соблюдение графического образа буквы; равнонаклонность; одинаковое расстояние между буквами, элементами; одинаковая высота букв; безотрывность. Выбраны для исследования две методики.
В результате констатирующего этапа исследования результаты экспериментальной диагностики у классов оказались близки. При этом учащиеся обеих классов в среднем допускали по 2 - 4 ошибки в тексте. Письменные буквы соответствовали образцу, дети соблюдали линейность и наклон букв, однако, для них оказалось сложным соблюдать равное расстояние между буквами и была нарушена одинаковость в высоте букв. По результатам исследования на констатирующем этапе классы 2 Б и 2 Г по сформированности каллиграфических навыков находились среднем уровне развития.
В зависимости от причины нарушений, в первую очередь, нужно наметить меры по исправлению индивидуальных недостатков в письме учащихся. Для индивидуального развития навыка письма у младших школьников необходимо проводить разноуровневые минутки чистописания, во время которых происходит отработка написания букв, их соединение, соблюдение высоты, равнонаклонности и безотрывности. При отработке критериев каллиграфического навыка индивидуальные упражнения должны сочетаться с коллективными, с учётом особенности каждого ученика. При отработке каллиграфического навыка учащиеся переходят из одной «подвижной» группы в другую.



1. Агаркова Н.Г. Информационно-методическое письмо по каллиграфии в начальной школе // Начальная школа. - 1998. - №8. - С. 9
2. Агаркова Н.Г. Конструирование букв - ведущий прием в обучении шестилетних детей письму // Начальная школа. - 1989. - №12. - С. 55
3. Агаркова Н.Г. Обучение первоначальному письму по прописям к «Азбуке» О.В. Джежелей / Н.Г. Агаркова, - М.: Дрофа, 2002. - 96 с.
4. Агаркова Н.Г. Развивающие возможности письму // Начальная школа. М: Начальная школа и образование, 1992. - №2. - С. 62
5. Агаркова Н.Г. Русская графика: Книга для учителя / Н.Г. Агаркова, - М.: Дрофа, 2000. - 56 с.
6. Агаркова Н.Г. Графический навык. Каллиграфический навык. (Программа для начальной школы) // Начальная школа. - 1994. - №7.
7. Агаркова Н.Г. Основы формирования графического навыка у младших школьников // Начальная школа. - 1999. - №4.
8. Бабанский, Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю. К. Бабанский. - М.: Просвещение, 1985. - 208 с.
9. Безруких М.М. Обучение первоначальному письму: Система Д.Б. Эльконина / М.М. Безруких. - М.: Просвещение, 2002.
10. Безруких М.М. Еще раз о письме и почерке // М.М. Безруких Советская педагогика. - 1987. № 5. - С. 32-34
11. Большой энциклопедический словарь. Языкознание / гл.ред. В.Н. Ярцева. М.: Науч. издательство «Большая Рос. Энциклопедия», 2000. - 149 с.
12. Буцикина Т.П., Вартапетова Г.М. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков у младших школьников.// Т.П. Буцикина, Г.М. Вартапетова Логопед. - 2005. - №3.
13. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике / А.С. Воронин. - Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. - 135 с.
14. Выготский Л. С. Мышление и речь. / Л. С Выготский - М. Лабиринт, 1999. -263 с.
15. Горецкий В.Г. Методическое пособие по обучению грамоте и письму / В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Н.А. Федосова. - М.: Просвещение, 2003.
16. Горфункель П.Л. Роль зрительных представлений в формировании элементарных навыков письма: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психол. наук / П.Л. Горфункель. - М. 1953. - 134 с.
17. Гурова Е.М. Подготовка руки ребёнка к письму Е.М. Гурова // Начальная школа. - 2000. - №5.
18. Даль В.И. Толковый словарь русского языка: иллюстрированное издание / В.И. Даль. - М.: Эксмо, 2015. - 896 с.
19. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково¬
словообразовательный / Т. Ф Ефремова. - М.: Русский язык, 2000. - 996с.
20. Жедек П.С. Методика обучения письму: Русский язык в начальных классах: Теория и практика / П.С. Жедек. Под ред. М.С. Соловейчик. - М.: 1997. -208 с.
21. Желтовская Л.Я., Соколова Е.Н. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников. / Л.Я. Желтовская, Е.Н. Соколова - М.: Просвещение, 1987. - 23 с., 124 с.
22. Илюхина В.А. Особенности формирования графических навыков и анализ ошибок при письме // Начальная школа. - 1999. - №8.
23. Илюхина В.А. Письмо с секретом (из опыта работы по формированию каллиграфических навыков учащихся) // В.А. Илюхина - М.: Новая школа, 1995. - №6.
24. Камакина О.Ю., Павлова Г.С. Сборник научных статей шестой всероссийской интернет-конференции. Формирование каллиграфического навыка младших школьников // О.Ю. Камакина, Г.С. Павлова Изд.: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, Ярославль, 2016. - С. 87-90
25. Карнаухова Г.И. Красиво писать - красоту творить // Г.И. Карнаухова Начальная школа. - 1997. - №5. - С. 37-39
26. Коджаспирова Г. М, Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. /Г. М Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров - Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. - 448 с.
27. Краткий психологический словарь / Под редакцией А. В. Петровского и М.Г. Ярошевского. М.: 1985. - 195 с.
28. Кудреватова Л.И. Типичные каллиграфические ошибки и их исправления // Начальная школа. - 1995. - №3. - С. 81.
29. Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Уч. пособие / Под ред. Л.С. Волковой - С-Пб: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2004. - 28 с.
30. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма/ Лурия А. Р - М.: Академия педагогических наук, 1950. - 56 с.
31. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах / Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. - М: «Просвещение», 1987.
32. Львов М.Р. Основы обучения правописанию в начальной школе. Учебное пособие для слушателей ФПК и студентов начальных классов/ Под ред. Журжиной М.В. - М.: Просвещение, 1988. - 56 с.
33. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. /М. Р. Львов.- Тула: Родничок; М.: Астрель, АСТ, - 2001. - 125 с.
34. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. /Л.Г. Милостивенко- С. - Петербург: Стройлеспечать, 1990.
35. Морозова Л.В. Причины нарушения каллиграфии и методы их устранения // Л.В. Морозова. Начальная школа. - 1984. - №8. - С. 9-12
36. Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. Психолого¬педагогическая готовность ребенка к школе. / Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков - М. Просвещение, 2001. - 256 с.
37. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. /А.М. Новиков - М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. - 268 с.
38. Одегова В.Ф. Работа над каллиграфией в 1 классе // Начальная школа. - 1991. - №2. - С. 16-17
39. Панов В. Г. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Панов В. Г. - М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия, 1990. -607 с.
40. Потапова Е.Н. Обучение письму младших школьников // Начальная школа. - 1987. - №6.
41. Потапова Е. Н. Радость познания. / Е. Н. Потапова М.:
Просвещение, 1999. - 99 с.
42. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учебное пособие для студ. Учеб. зав. по спец. «Педагогика и методика начального обучения» / М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская и др.; Под ред. М.С. Соловейчик - М.: Просвещение, 1993. - 109 с.
43. Русский язык: обучение грамоте (обучение письму). 1 класс: система уроков по Прописям В.Г. Горецкого, Н.А. Федосовой/авт.- сост. Т.А. Ковригина, Е.А. Виноградова, Н.Н. Черноиванова. - Волгоград: Учитель, 2013. - 363 с.
44. Соколова Е.Н., Тарасова О.Т. Обучение чистописанию / Е.Н. Соколова, О.Т. Тарасова - М.: Просвещение, 1969. - 52 с.
45. Татьянченко Д.В., Воровщиков С. Г. Программа общеучебных умений младших школьников // Завуч начальной школы, № 3, 2004.
46. Ткачева Л.Ф., Журова Л.В. Основы физиологии детского организма. / Л.Ф. Ткачева, Л.В. Журова - М., 1983. - 102 с.
47. Утехина К. Развитие графических навыков письма у дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1998. - №5.
48. Савинов Е.С. Основная образовательная программа образовательного учреждения. Е. С. Савинов Начальная школа / - 4-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2013. - 223 с. - (Стандарты второго поколения).
49. Сухомлинский В.А. Не только разумом, но и сердцем / В.А. Сухомлинский. М.: КВАНТА 2002. - 521 с.
50. Федорова Н.И. Формирование графического навыка у первоклассников // Начальная школа 1987 - №4.
51. Шевченко С.Д. Школьный курс: как научить каждого / С.Д. Шевченко - М.: Педагогика, 1991. - 65 с.
52. Шинтарь З.Л. Методические рекомендации по курсу - «Каллиграфия» для студентов специальности «Педагогика и методика начального обучения» / З.Л. Шинтарь Гродно, 2001. - 227 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ