ВВЕДЕНИЕ 1
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ 6
1.1. Содержание понятия «управление образовательной организацией» 6
1.2. Особенности управления образовательной организацией в условиях сельского поселения 10
1.3. Факторы, влияющие на процесс управления общеобразовательной организацией в условиях сельского поселения 12
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 18
ГЛАВА 2. ВЫЯВЛЕНИЕ УСЛОВИЙ, ВЛИЯЮЩИХ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ 20
2.1. Анализ социально-культурной среды с. Сухоной, Уярского района 20
2.2. Анализ управления образовательной организацией в условиях сельского поселения на примере МБОУ «Сухонойская СОШ» 24
2.3. Изучение удовлетворенности педагогов, родителей и обучающихся существующим управлением 44
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 56
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ 58
3.1. Использование ресурсов социокультурной среды для формирования образовательной среды 58
3.2. Организация детско-родительских досуговых клубов как условие вовлечения родителей в процесс управления школой 61
3.3. Анализ результатов внедрения методических рекомендаций по совершенствованию управления образовательной организацией в условиях сельского поселения 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: 78
ПРИЛОЖЕНИЯ 87
Сохранение села в большей мере зависит от того насколько в ней развита социокультурная среда, инфраструктура, в частности образовательные и социокультурные учреждения, насколько эффективно реализуются социально-культурные функции школы. Появление новых видов и типов образовательных учреждений на селе, социально-культурное возрождение села, предъявляют особые требования к вопросам эффективного осуществления управления образовательными учреждениями, использования национально-культурных традиции села, оптимальной реализации принципа централизации и децентрализации школы в условиях демократизации общества. Следовательно, вопросы управления образовательными учреждениями в условиях сельской местности весьма актуальны. И от того, насколько эффективно функционирует школа на селе, зависит, будут или не будут жить на селе люди, останутся ли они жить в исконно обжитых местах.
Актуальность исследования заключается в том, что в условиях динамично развивающегося общества, когда появляются не только новые сферы научного знания, но и новые производства, развиваются новые технологии, изменяются и требования к образовательным организациям в том числе и к сельским. Новые подходы к управлению сельской общеобразовательной школой обусловлены потребностью в качественно новом содержании управления образованием, соответствующим изменившимся социально-экономическим условиям жизни общества в целом и аграрного сектора страны в частности, отвечающего потребностям социально-культурного переустройства села и района.
Процесс управления должен решать задачи повышения доступности и качества образования, привлечения родительской общественности к управлению, расширения образовательной среды за счет ресурсов социокультурной среды, развития материально-технической базы, 2 использования современных информационных и коммуникационных технологий и др.
Однако существующий процесс управления общеобразовательной организацией в сельской местности недостаточно учитывает современные требования и возможности социокультурной среды для управления школой.
Изучению вопросов управления образовательной организацией, педагогическому менеджменту, в научной литературе уделено много внимания. Актуальность исследований в этой области подтверждается многочисленными изданиями по вопросам управления в сфере образования таких ведущих специалистов, как Ю. А. Конаржевский, B. C. Лазарев, A. M. Моисеев, А. А. Орлов, М. М. Поташник, П. В. Сунцов, В. А. Сластенин, П. И. Третьяков, К. М. Ушаков, Р. Х. Шакуров, Т. И. Шамова, Е. А. Ямбург, и многих других.
Однако в научной литературе очень мало исследований, посвященных совершенствованию управления сельской общеобразовательной организацией в современных условиях.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать систему мер по совершенствованию управления сельской общеобразовательной школой в современных условиях.
Объект исследования: процесс управления.
Предмет исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Сухонойская средняя общеобразовательная школа.
Задачи исследования:
1. Уточнить теоретические аспекты управления сельской общеобразовательной школой в современных условиях.
2. Провести анализ существующего управления сельской общеобразовательной школой в современных условиях.
3. Проанализировать условия, влияющие на совершенствование управления образовательной организацией в условиях сельского поселения.
4. Разработать пути совершенствования управления сельской общеобразовательной школой и провести их апробацию....
В содержании управления инновационным процессом позитивные изменения в учебно-воспитательной системе школы и повышение инновационной компетентности педагогов являются взаимосвязанными и взаимообусловленными компонентами. Однако для их реализации этих необходимы изменения в самой системе управления. Следовательно, в содержании управления инновационным процессом выделяется ещё один компонент: совершенствование системы управления инновационным процессом.
Совершенствование системы управления и деятельности в сельской школе должно включать:
— обновление структуры и содержание деятельности имеющихся структурных подразделений в системе управления школы;
— формирование структурных новообразований в системе управления;
— оптимальное распределение функциональных обязанностей в системе управления по вертикали и горизонтали;
— повышение качества реализации управленческих функций на всех уровнях управления;
— активизацию работы всех уровней управления школой (стратегического, тактического, оперативного уровней, а также уровня ученического соуправления);
— включение в управление инновационным процессом всех его субъектов, а также заинтересованных лиц и социальных групп.
Реализация элементов совершенствования управления инновационным процессом в условиях сельской школы подразумевает:
— повышение управленческой компетентности субъектов управления;
— учёбу ученического и родительского актива;
— педагогическое просвещение родителей в сфере инноваций;
— разработку и внедрение учитывающих специфику школы методик и технологий контроля и диагностики, экспертизы и оценивания инновационной деятельности, повышения профессионально - педагогической компетентности внутри школы.
Итак, согласно нашей модели, управление инновационным процессом в сельской средней школе должно осуществляться как система, обладающая высокой адаптивностью к объекту управления и позволяющая добиваться изменения результатов деятельности, структуры и возможностей обновления управляемой системы. По нашему убеждению, устойчивое развитие сельских школ обеспечат только системные изменения инновационного характера, осуществляемые с учётом местных условий и позволяющие реализовать в инновационном процессе уникальность каждой сельской школы.
1. Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 10.10.2019[Электронный ресурс]. // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_146342(дата обращения 01.11.2019).
2. Постановление №1642 от 26 декабря 2017 года «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования на 2018-2025 гг."(с изменениями на 14 августа 2019 года) [Электронный ресурса/URL: http://docs.cntd.ru/document/556183093(дата обращения 01.11.2019).
3. Закон РФ "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 N 2300-1 (действующая редакция от 13.07.2015).
4. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821 -10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" ).
5. Федеральный государственный образовательный стандарт НОО (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357,от 29 декабря 2014 г.№1644). [Электронный ресурс]. // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_146342(дата обращения 01.11.2019).
6. Федеральный государственный образовательный стандарт ООО (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644) [Электронный ресурс]. // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_146342(дата обращения 01.11.2019)
7. Федеральный государственный образовательный стандарт СОО (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. №413; в ред. приказов от 29 декабря 2014 г. № 1645) [Электронный ресурс]. // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_146342(дата обращения 01.11.2019).
8. Положение о системе оценки качества образования, принято на заседании педагогического совета Протокол № 4 от 10 ноября 2013 года, утверждено приказом по школе № 54 от 10 ноября 2013 года.
9. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 03 сентября 2010 г. № 1340-р.
10. Закон РФ "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 N 2300-1 (действующая редакция от 13.07.2015). [Электронный ресурс] // URL: http://kodeks.systecs.ru/zakon/zrf-2300-1/ ( Дата обращения 01.11.2019 г.)
11. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы (постановление Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011г. №61). [Электронный ресурс] // URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070694 (Дата обращения 01.11.2019)
12. Федеральная программа развития образования на 2002 -2010 годы. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 г. № 803 [Электронный ресурс] // URL: http://base.garant.ru/189041/ (Дата обращения 01.11.2019 г. )
13. Комплексная программа РАО «Развитие системы образования в сельском социуме: интеграция науки и практики»; Ин-т педагогики социальной работы РАО. - Москва: АСОПиР РФ, 2000. - 74 с. - (Развитие системы образования в сельском социуме).
14. Афанасьев В. Г.Общество: системность, познание, управление. М:ЮНИТИ, 2007. - 432 с.
15. Байгулова Н.В. Педагогические условия профессиональной
подготовки учителя для сельских малокомплектных образовательных учреждений / Н.В. Байгулова, Е.Е. Сартакова. // Вестник ТГПУ. - 2009.
- № 1(79). - С. 32-36....(74)