Реферат 2
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА I. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 11
1.1. Развитие коммуникативных навыков у детей в онтогенезе 11
1.2. Сформированность коммуникативных навыков у детей с умственной
отсталостью умеренной степени 17
1.3. Обзор методов и приемов, направленных на формирование
коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью умеренной степени 23
1.4. Описание предпроектного исследования 33
Выводы по главе I 51
ГЛАВА II. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА «ФОРМИРОВАНИЕ
КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ 3-Х КЛАССОВ С
УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ УМЕРЕННОЙ СТЕПЕНИ, НАХОДЯЩИХСЯ В РАЗНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ» 53
2.1. Паспорт и жизненный цикл проекта 53
2.2. Описание продукта проекта 61
2.3. Оценка динамики продукта проекта 67
Выводы по II главе 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
Библиография 76
ПРИЛОЖЕНИЯ 83
На сегодняшний день в российском обществе отмечается рост количества детей с нарушениями в развитии. Значительную долю среди них занимают дети с умственной отсталостью. Основной жизненной компетенцией детей с умственной отсталостью является социализация, поэтому необходимо найти оптимальные пути развития их коммуникативных умений и навыков. Именно этой потребностью вызван вопрос повышения эффективности коррекционной работы с указанной категорией детей.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, одним из основных направлений работы в этой области является программа базовых учебных действий, которая ориентирует педагогов на подготовку детей к жизни в обществе, развитие коммуникации и социальной адаптации. Данные требования отражаются в специальной индивидуальной программе развития (СИПР) детей с умеренной степенью умственной отсталости.
В свою очередь в примерной адаптированной основной образовательной программе отмечено, что коммуникация и общение - неотъемлемые составляющие социальной жизни человека.
Актуальность данного проекта обусловлена практической необходимостью развития коммуникативных навыков обучающихся с умеренной степенью умственной отсталостью, как одной из основных задач программы формирования базовых учебных действий .
Актуальность проекта, подтверждается также практической необходимостью развития коммуникативных навыков учащихся с умеренной степенью умственной отсталости исследованиями таких учёных-методистов как С.Д. Забрамная, Т.И. Исаева, М.М. Алексеева, Л.Б. Баряева, И.Б. Агаева и других.
Содержательная сторона нашего проекта соответствует выявленной проблеме: в литературе недостаточно описаны приёмы формирования коммуникативных навыков у обучающихся с умеренной умственной отсталостью.
Цель: разработать и апробировать программу
по формированию коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью умеренной степени.
Объект проектирования: коммуникативные навыки обучающихся 3-х классов с умственной отсталостью умеренной степени.
Предмет проектирования: программа по формированию
коммуникативных навыков у обучающихся 3 классов с умственной отсталостью умеренной степени.
В связи с этим проектной идей работы является:
разработка программы внеурочной деятельности направленной на формирование коммуникативных навыков у обучающихся 3 классов с умственной отсталостью умеренной степени.
Критерии выбора проектной идеи:
• возможность применения продукта проекта для командной работы специалистов коррекционного обучения;
• соответствие традиционным и развивающим педагогическим методикам и формам работы.
Задачи:
• проведение анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
• проведение предпроектного исследования направленного на выявление коммуникативных навыков у обучающихся 3 классов с умственной отсталостью умеренной степени;
• разработка проекта по формированию коммуникативных навыков.
В соответствии с поставленными задачами и критериями формулируем вопросы для предпроектного исследования:
...
В процессе исследования особенностей сформированности коммуникативных навыков обучающихся 3 классов с умственной отсталостью умеренной степени, находящихся в разных образовательных условиях нами был решён ряд теоретических и практических задач.
Мы выделили следующие задачи:
• изучить психолого-педагогическую и логопедическую литературу по проблеме исследования;
• провести предпроектное исследование по изучению
особенностей коммуникативных навыков у обучающихся 3 классов с умеренной степенью умственной отсталости находящихся в разных образовательных условиях;
• разработать программу по формированию коммуникативных навыков обучающихся 3 классов с умственной отсталостью умеренной степени;
В теоретической части нашей работы мы доказали, что коммуникативные навыки являются важным звеном в социализации детей с умственной отсталостью, а также способствуют улучшению общеучебных навыков, влияют на образовательный процесс и развитие личности в целом.
Таким образом, итогом первой главы стал вывод о том, что для полноценного формирования коммуникативных навыков обучающихся с умственной отсталостью умеренной степени необходимо обучать детей, создавая предметно-развивающую среду и специальные условия.
При решении второй задачи нами были адаптированы методики обследования, составлен протокол обследования коммуникативных навыков при взаимодействии с детьми во время индивидуальной/парной, групповой и коллективной работы. А также мы составили опросный лист наблюдений за детьми в процессе общения со взрослыми. Нами были 12 обучающихся третьих классов с умственной отсталостью умеренной степени, выполнили качественно-количественный анализ результатов обследования.
Предпроектное исследование показало актуальность проблемы формирования коммуникативных навыков для названной группы обучающихся. Таким образом, на основании предпроектного исследования были сделаны выводы о необходимости разработки программы формирования коммуникативных навыков обучающихся с умственной отсталостью умеренной степени и составлении дифференцированных методических рекомендаций. Так мы решили третью задачу нашего исследования.
В процессе работы нами был проведен ряд занятий, важным условием которых стало, включение детей в различные формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная творческая деятельность. Апробация программы показала, что тематика, наглядность и раздаточный материал соответствуют поставленным задачам и нуждаются в незначительной корректировке. Контрольный срез позволил сделать вывод о том, что появилась положительная динамика в развитии коммуникативных навыков обучающихся. Однако, мы считаем, что для наиболее полноценного формирования коммуникативных навыков необходим более длительный срок и большее количество детей.
По нашему мнению, полученные результаты не исчерпывают всех вопросов, связанных с развитием коммуникативных навыков обучающихся третьих классов с умственной отсталостью умеренной степени. Поэтому, в качестве дальнейшей перспективы предполагается подтверждение полученных данных на большем количестве испытуемых, в более длительный срок.
Данные контрольного среза позволяют сделать вывод о том, что, программа по формированию коммуникативных навыков реализованная в разных образовательных условиях, имеет практическую ценность, и может быть использована в работе с обучающимися третьих классов с умственной отсталостью умеренной степени. Таким образом, цель работы нами достигнута и поставленные задачи реализованы.
1. Формирование речи у обучающихся с умеренной интеллектуальной недостаточностью средствами альтернативной коммуникации / под ред. И. Б. Агаевой. Красноярск.: гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева, 2018. 146 с.
2. Агаева И. Б., Вечер М.В. Проблема формирования коммуникативных навыков в системе образования лиц с умеренной умственной отсталостью // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им.В.П. Астафьева. 2016. №1. С.95-98.
3. Арушанова А. Г. Коммуникация. Развивающее общение с детьми 5-6 лет. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2012. 112 с.
4. Бориснев C. В. Социология коммуникации Учеб. пособие для вузов. М.: Юнити - Дана, 2013. 70 с.
5. Булыгина Л. Н. О формировании коммуникативной компетенции школьников// Вопросы психологии. 2010. № 2. С.14-25.
6. Бушуева Г. М. Коммуникативные задачи как средство формирования коммуникативных умений у младших школьников . : дис. к-та пед. наук. Калининград., 2003. 206 с.
7. Ветрова В. В. Особенности речи дошкольников в ситуации вербального управления деятельностью. М.: Мысль, 1981. 157 с.
8. Воробьева Н. А. Педагогическая песочница. Развитие коммуникативных
навыков у дошкольников. М.: Интеллект-центр,
2016. 125 с.
9. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. М.: Смысл,
2004. 509 с.
10. Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения. М.: 1996. 77 с.
11. Гайдукевич С. Е. Методика учебно-воспитательной работы в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. М.: Вентланд, 2009 г. 271 с.
12. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. Минск: Харвест,1998. 546 с.
13. Грибова О. Е. К проблеме анализа коммуникаций у детей с речевой патологией // Дефектология. 1995. №6. С. 9-19.
14. Гриншпун Б. М. Недоразвитие речи у дошкольников // Дошкольное воспитание. 1968. №8. С.61-65 .
15. Дереклеева Н. И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроках и во внеклассной работе. М.: Книголюб. 2005. 135с.
... всего 74 источника