ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования особенностей формирования личностных и познавательных компетенций учащихся 5 класса на уроках истории 12
1.1. Понятия «личностные» и «познавательные» компетенции 12
1.2 Способы и средства формирования личностных и познавательных
компетенций на уроках истории в школе 23
1.3 Программные требования к освоению раздела об истории Афин в 5
классе, его роль в содержании и структуре школьного исторического образования 38
Глава 2. Методические аспекты развития личностных и познавательных компетенций учащихся 5 класса в процессе изучения политических лидеров Афинской демократии на уроках истории 47
2.1 Банк заданий, направленных на формирование личностных и
познавательных компетенций учащихся 5 класса в процессе изучения политических лидеров Афинской демократии на уроках истории 47
2.2 Методическая разработка факультативного занятия по курсу «История
древнего мира», 5 класс на тему: «Афинская демократия. Лидеры Афинской демократии» 47
2.3 Практические рекомендации по формированию личностных и познавательных компетенций на уроках истории в 5 классе на примере
политических лидеров Афинской демократии 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 83
Актуальность темы. Сегодня актуальным направлением современного образования является применение компетентностного подхода к обучению, который реализуется преимущественно в рамках личностноориентированной модели обучения. Центром внимания при этом становится личность обучающегося. Все ресурсы образовательной системы направлены не только на то, чтобы дать человеку определенный набор знаний, определенных программой, но и развить у него важные личностные качества, черты характера, которые обеспечат человеку в будущем полноценную жизнь, будут способствовать решению ряда жизненно важных проблем, принятию эффективных решений.
Важная роль отводится формированию комплекса компетенций, необходимых учащимся для того, чтобы самостоятельно организовать процесс саморазвития и самосовершенствования. Это обусловлено тем, что в условиях современного общества, которое развивается стремительными темпами, информация является крайне изменчивой. Научно-технический прогресс, новые открытия, мобилизация общества, интенсификация образовательного процесса, активное внедрение информационных технологий - реалии современного общества. В результаты любая информация быстро устаревает, технологии и методы постоянно обновляются. Поэтому учащиеся должны уметь самостоятельно ориентироваться в стремительном потоке информации, уметь находить, анализировать информацию, актуальную в текущем промежутке времени, должны уметь ее грамотно использовать для достижения поставленных целей. Для этого у учащихся должен быть сформирован особый тип мышления, они должны быть лабильными, уметь быстро реагировать на изменяющиеся условия социальной среды, принимать адекватные меры и решения. Все это требует, в первую очередь, формирования у учащихся комплекса личностных и познавательных компетенций .
Личностные компетенции находятся в тесной взаимосвязи с познавательными компетенциями. Личностные компетенции представляют собой определенный набор личностных качеств, которые обеспечивают учащемуся высокие образовательные результаты, гибкость мышления, умение реагировать в соответствии с ситуацией, планировать, предвидеть результаты собственной деятельности, анализировать результаты. Познавательные компетенции обеспечивают учащимся стремление к саморазвитию, самосовершенствованию, определят учебную мотивацию, потребность в получении новых знаний. Все это сегодня является неотъемлемым компонентам обучения истории .
На уроках истории представляется возможность анализировать многоуровневые проблемы функционирования различных социальных систем, исторических явлений, событий. На уроках истории ученики сопоставляют, анализируют события прошлого и настоящего, учатся переносить исторический опыт на прогнозирование событий будущего. Это формирует особую модель мышления, выстраивает определенную парадигму личностного и общественного развития на различных уровнях (культурный, нравственный, социальный). В результате развивается мышление, расширяется кругозор. У человека развиваются аналитические способности, умение сопоставлять, классифицировать, отбирать определенные факты. Постепенно формируется творческий подход к обучению, оно становится более осознанным .
Все это способствует формированию определенных личностных качеств, стимулирует познавательную активность (то есть, способствует формированию у учащихся личностных и познавательных компетенций). Овладение личностными и познавательными компетенциями, в свою очередь, положительно влияет на дальнейшее обучение, раскрывает перед учащимися новые знания, показывает, как применять их для решения ряда прикладных, жизненно важных задач.
...
В современной системе образованию огромное значение уделяется формированию у учащихся комплекса личностных и познавательных компетенций. Личностные компетенции находятся в тесной взаимосвязи с познавательными компетенциями. Анализ программных требований позволяет утверждать, что в 5 классе на уроках истории личностные и познавательные компетенции могут быть успешно сформированы на примере политических лидеров Афинской демократии, поскольку именно они обладают рядом важных личностных качеств, могут выступать образцом для подражания современных учащихся. Изучение их жизни, подвигов может выступать стимулом для развития познавательной активности. Однако данная тема изучена и разработана недостаточно, что и определило выбор темы исследования.
Цели исследования достичь удалось. Представили методические разработки по формированию личностных и познавательных компетенций учащихся 5 класса в процессе изучения политических лидеров Афинской демократии на уроках истории.
В ходе проведенного исследования было подтверждено предположение о том, что изучение политических лидеров Афинской демократии будет способствовать формированию у учащихся личностных и познавательных компетенций.
Все задачи решены в полном объеме.
1. Раскрыли сущность понятий «личностные» и «познавательные» компетенции.
2. Рассмотрели способы и средства формирования личностных и познавательных компетенций на уроках истории в школе.
3. Проанализировали программные требования к освоению раздела об истории Афин в 5 классе и определили его роль в содержании и структуре школьного исторического образования.
4. Представили методические разработки по формированию личностных и познавательных компетенций учащихся 5 класса в процессе изучения политических лидеров Афинской демократии на уроках истории.
Нами было установлено, что личностные компетенции - это сложное системное образование, совокупность компетенций, относящихся к самому человеку как к личности и способствующих успешному взаимодействию с другими людьми и социумом, саморазвитию и самореализации. Личностные компетенции обеспечивают мировоззренческие и культурно-ценностные установки личности.
От уровня сформированности личностной компетенции, во многом зависит возможность формирования и других компетенций, в том числе, познавательной компетенции, которая во многом определяет успешность и результативность учебной деятельности. В соответствии с ФГОС, важной задачей является формирование у учащихся познавательных компетенций, поскольку в основе познавательных компетенций лежит познавательный интерес, познавательная активность, без которых не представляется возможным обучение, усвоение новых знаний и навыков, развитие человека в целом. Познавательная активность представляет собой определенный комплекс мероприятий, которые направлены на освоение новых знаний, на получение и активное использование новой информации.
Для формирования личностных и познавательных компетенций на уроках истории в школе, широко используются современные педагогические технологии. В качестве основной структурно-функциональной единицы организации деятельности учителя и учащихся в школе выступает урок. Успешность учебно-воспитательного процесса во многом зависит от педагогических навыков самого учителя, от умения грамотно спланировать и организовать урок.
...
1. Аметова Э.К. Исследовательский метод обучения как средство активизации познавательной деятельности и творческого потенциала филологов // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - №64(1). - С. 19-21.
2. Амонова Х.И. Особенности активных методов обучения // Педагогические науки. - 2021. - №1. - С. 80-81.
3. Андреев А.А. Обучение в сети Интернет (как учатся и преподают в Интернете). - Saarbrucken, Germany: LAP Lambert Academic Pablishing, 2019. - 91 с.
4. Ахметгалиев Ф.Н. Развитие у студентов учебно-познавательной активности // Международный научный журнал «Символ Науки». - 2017. - №4(2). - С. 119-120.
5. Бекиров С.Н. Педагогические принципы применения деловых игр в процессе преподавания социологии в высшей школе // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - С. 63(1). - С. 35-38.
6. Бессонов К.А. К проблеме активизации самообразовательной деятельности студентов // Juvenis scientia. - 2016. - №5. - С. 26-28.
7. Болгар Н.Н., Соловьев Т.В. Познавательная активность студентов в системе СПО как показатель качества // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - №1. - С. 69-72.
8. Босова Л.Л. Отечественный и зарубежный опыт создания учебных материалов нового поколения // Школьные технологии. - 2017. - №
5. - С. 179-184.
9. Бочкарева Т.Н. Познавательная активность студентов ВУЗа как психолого-педагогическая проблема // Современные исследования социальных проблем. - 2017. - Т.8. - №1. - С. 18-32.
10. Бушуева В.В., Лощилин А.Н., Тихомирова Е.А. Методы активного обучения студентов // Преподавателю социально-гуманитарных дисциплин. - 2020. - №1. - С. 99-106.
11. Быстрова Н.В., Цыплакова С.А., Пулькина Е.Е. Современные педагогические технологии как основа проектирования образовательного процесса // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 65-2. - С. 79-81.
12. Вигасин А. А. Всеобщая история. История Древнего мира.5 кл.: учеб. для общеобразов. орг. / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая; под. ред. А. А. Искендерова. —5-е изд.— Москва: Просвещение, 2015.
13. Гасанова Д.И. Развитие познавательной активности посредством рефлексивной технологии // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. - 2016. - Т. 10. - № 3. - С. 23-28.
14. Грошева Е.П., Ломакина К.В. Преодоление причин недостаточной познавательной активности студентов // Огарев - ONLINE. - 2016. - №10(75). - С. 1-9.
15. Дубовер Д.А. Развитие социальных и личностных компетенций в условиях высшего медийного образования // Концепт. - 2020. - №2. - С. 6984.
16. Дьяченко Н.С., Карабанова Л.Д., Халимова Н.М. Конкурсное движение как одно из условий развития профессиональных компетенций студентов СПО // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - №2(81). - С. 101-105.
17. Жиркова З.С. Формирование познавательного интереса учащихся сельских школ Арктики // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - №60(4). - С. 154-157.
... всего 45 источников