ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы проблемы формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников
1.1 Сущность понятия «логические универсальные учебные действия»
младших школьников 8
1.2. Особенности формирования логических универсальных учебных
действий у младших школьников 13
1.3. Проектно - исследовательская деятельность, как средство
формирования логических универсальных учебных действий у младших
школьников 20
Вывод по первой главе 25
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по изучению и формированию логических универсальных учебных действий младших школьников
2.1. Методика проведения первого констатирующего среза, описание и
объяснение его результатов 27
2.2 Описание модуля программы формирования логических
универсальных учебных действий у младших школьников в проектноисследовательской деятельности и результатов его реализации 38
2.3 Описание и объяснение результатов второго констатирующего
исследования 56
Вывод по второй главе 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
Библиографический список 76
Приложения 83
В контексте введения Федерального образовательного стандарта начального общего образования (далее ФГОС НОО) один из основополагающих ценностных ориентиров начального образования определяется, как развитие у младшего школьника «умения учиться».
Развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества, а также способностей к организации своей деятельности, в которых на начальном этапе обучения в школе проявляется «умение учиться», осуществляется посредством формирования универсальных учебных действий.
На необходимость формирования универсальных учебных действий (далее УУД) у младших школьников указывали Ю.К. Бабанский, Л.О. Выготский, П.Я. Гальперин, H.A. Лошкарева.
Сущность, подходы к проектированию, формированию и развитию универсальных учебных действий рассматриваются в работах А.Г. Асмолова, О. А. Карабановой, И. А. Володарской и др.
Обучение в начальной школе является фундаментом всего последующего образования. Это подтверждается практикой, опытом
учителей. Уже на этом этапе необходимо вооружить учащихся такими способами познания действительности, которые могли бы работать в любых условиях, чтобы каждый человек по выходу из школы мог самостоятельно строить свой образовательный маршрут.
Логические универсальные учебные действия занимают важное место в формировании «умения учиться» и являются одной из основных задач современной школы, поскольку вносят существенный вклад в развитие познавательной активности учащегося.
В начальной школе познавательная активность базируется на сформированности логических действий, т.к. они являются «инструментами», без которых невозможно самостоятельно овладеть знаниями с применением их в разных отраслях своей деятельности.
Именно логические универсальные учебные действия позволяют детям научиться выделять основную мысль из текста, анализировать, обобщать информвцию, сравнивать объекты, подводить под одно понятие или классифицировать.
Ученые рассматривают разные аспекты по формированию логических универсальных учебных действий средствами информационнокоммуникационных технологий (ИКТ), технологий проблемного обучения, метода проектов, исследовательского метода, игровых технологий и др.
В своей работе мы рассматриваем формирование логических универсальных учебных действий у обучающихся начальных классов в проектно-исследовательской деятельности. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательская деятельности определены, как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Изучением вопроса о проектно-исследовательской деятельности занимались такие ученые и педагоги, как А.В. Леонтович, А.И. Савенков, Е.С Полат и др.
...
Реализация федерального государственного образовательного стандарта дает возможность ученику не только определенные предметные знания и навыки в условиях изучения конкретных дисциплин, но и вооружить его универсальными учебными действиями, которые помогают развиваться и самосовершенствоваться в рамках быстро и активно развивающегося общества [59].
Одной из важнейших задач современной системы образования является формирование логических универсальных учебных действий.
Данным вопросом занимались многие ученые, так как А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина и др.
Г.С. Ковалева, О.Б. Логинова дают следующее определение логических универсальных учебных действий - логические действия охватывают анализ предметов с целью обнаружения определенных признаков, а также выбор критериев для сопоставления и классификации объектов. Требуется нахождение причинно-следственной связи и построение последовательной цепи рассуждения. Школьники могут приводить свои доказательства и выдвигать гипотезы с личными обоснованиями [26].
Проблема формирования логических универсальных учебных действий относительно младшего школьного возраста является актуальной, так как именно в начальной школе происходит активное развитие познавательных процессов. Но как показывают многое исследования, проблема развития мыслительных процессов, а именно логических умений является одной из основных. В учебной деятельности не хватает ресурсов для формирования и совершенствования данного умения. Таким образом, появляется ряд противоречий - требования современного общества к подготовке личности умеющей учиться, что прописано в федеральном образовательном стандарте и недостаточностью методических разработок, описывающих этот процесс на уровне начального общего образования .
В ходе исследования, было выявлено, что одним из продуктивных средств формирования логических универсальных учебных действий является проектно-исследовательская деятельность.
Для организации работы по формированию логических универсальных учебных действий младших школьников в проектно-исследовательской деятельности, был разработан и реализован модуль программы «Я- исследователь» с использованием комплекта лабораторного оборудования «Плавание и погружение». Его эффективность проявилась на контрольном этапе эксперимента, так как результаты повторной диагностики показали положительную динамику в развитии компонентов логических универсальных учебных действий. Данный результат является подтверждением выдвинутой гипотезы.
В ходе исследования были решены следующие задачи:
1. Изучена и проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме исследования.
2.Описаны объект и предмет исследования: выявлена сущность понятия «логические универсальные учебные действия», дана им характеристика. Определены особенности формирования логических универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте , теоретически обоснована возможность формирования логических универсатьных учебных действий в проектно-исследовательской деятельности.
3. Разработана диагностическая программа исследования.
4. Проведен констатирующий срез у обучающихся 2 «Б» и 2 «В» классов на выявление уровня сформированности логических действий , обработаны результаты исследования и представлены в виде таблиц и диаграмм.
5. Разработан и реализован модуль программы формирующего эксперимента.
6. Проведен второй констатирующий срез, обработаны и описаны его результаты.
1. Альтовская С.А. Формирование познавательных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО / С.А. Альтовская // Образование и наука в современных условиях. - 2015 г. - № 4 - 43с. ].
2. Апетян М. К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника // Молодой ученый. — 2014 — №14. — С. 243-244. — URL https://moluch.ru/archive/73/12457/
3. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.- М.: Просвещение, 2013. - 151 с.
4. Белова Т.Г. Исследовательская и проектная деятельность учащихся
в современном образовании [Электронный ресурс]. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/issledovatelskaya-i-proektnaya-deyatelnost- uchaschihsya-v-sovremennom-obrazovanii/viewer
5. Большой психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. -М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 632 с.
6. Большой энциклопедический словарь / под ред. А. М. Прохорова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2000 . - 1456 с.
7. Братчикова Ю.В., Шестакова Н.В. Формирование логических универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности - 2017. URL: http://elar.uspu.ru/handle/uspu/7069.
8. Валлон А. Психическое развитие ребёнка.- М.: Просвещение, 1967.232 с.
9. Волков Б.С. Психология младшего школьника: уч. пособие [Текст] / Б.С. Волков. - М.: Академический проект, 2005. - 208 с.
10. Воровщиков С.Г. Развитие универсальных учебных действий / С.Г. Воровщиков, Н.П. Аверина.- М., 2013. - 150 с.
11. Выготский Л.С. Мышление и речь // Избранные психологические труды. - М.: Академия, 2014. - С. 45-89.
12. Гальперин П.Я. Формирование умственных действий // 84
Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. - М.: Аспект Пресс, 2013. - С. 52-62.
13. Гормакова В.В. Формирование метапредметных умений в исследовательской деятельности: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. - Кемерово, 2019.- 27с.
14. Грачева А.В. проектная деятельность в начальной школе //Начальная школа плюс До и После.2014 №5
15. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя - М.: Просвещение, 2011. - 223с.
... всего 63 источников