ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ РАЗВОДЕ РОДИТЕЛЕЙ 6
1.1. Проблема эмоционального состояния в психологии 6
1.2. Характеристика эмоциональной сферы дошкольников
среднего возраста 16
1.3. Влияние неполной семьи на эмоциональное состояние
детей среднего дошкольного возраста 23
1.4. Обзор методик по исследованию эмоционального состояния
детей среднего дошкольного возраста 29
Выводы по Главе 1 35
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ 37
2.1. Организация и методики исследования 37
2.2. Описание полученных результатов 38
2.3. Рекомендации по психологической работе с эмоциональными
состояниями дошкольников из неполных семей 44
Выводы по Главе 2 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 59
ГЛАВА 1. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ РАЗВОДЕ РОДИТЕЛЕЙ 6
1.1. Проблема эмоционального состояния в психологии 6
1.2. Характеристика эмоциональной сферы дошкольников
среднего возраста 16
1.3. Влияние неполной семьи на эмоциональное состояние
детей среднего дошкольного возраста 23
1.4. Обзор методик по исследованию эмоционального состояния
детей среднего дошкольного возраста 29
Выводы по Главе 1 35
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ 37
2.1. Организация и методики исследования 37
2.2. Описание полученных результатов 38
2.3. Рекомендации по психологической работе с эмоциональными
состояниями дошкольников из неполных семей 44
Выводы по Главе 2 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 59
Актуальность. Статистика последних лет свидетельствует о возрастании количества разводов в России. Более трети общего числа разводов падает на пятый-седьмой год совместной жизни. Как правило, это молодые люди (средний возраст 30 лет), имеющие детей-дошкольников [41].
Исследования психологов и медиков свидетельствуют о негативном влиянии развода, как на взрослых, так и на детей. Однако особенности этого влияния и его последствия различны. Развод для родителей - сознательный шаг, даже если он сопровождается болезненными переживаниями. Ребенок в ситуации развода находится совершенно в другом положении. При рождении малыш воспринимает полную семью как данность. Он чувствует любовь мамы и папы, свою защищенность. Поэтому принятие родителями решения раз-вестись застигает его врасплох. Положение усугубляется тем, что ребенок постепенно начинает осознавать свою беспомощность, невозможность повлиять на ситуацию. По шкале социальной адаптации Холмса-Рея развод по своей стрессогенности занимает второе место после смерти близкого человека [22].
Исследования свидетельствуют о травмирующей роли развода на личность ребенка. Факт развода вызывает такие тяжелые последствия, как неврозы, депрессивные состояния и различные нарушения в поведении. Учитывая массовый характер такого явления, как неполная семья, актуальным становится вопрос о том, имеет ли воспитание в неполной семье устойчивые и закономерные последствия для развития личности ребенка [2]. В данной работе дети из неполных семей будут пониматься, как дети пережившие развод родителей.
Цель исследования: изучение особенностей эмоционального состояния детей среднего дошкольного возраста из неполных семей.
Объект исследования: эмоциональное состояние.
Предмет исследования: особенности эмоционального состояния детей среднего дошкольного возраста из неполных семей.
Задачи исследования:
1. Исследовать проблему эмоционального состояния в психологии.
2. Дать характеристику эмоциональной сферы детей среднего дошкольного возраста.
3. Проанализировать влияние неполной семьи на эмоциональное состояние детей среднего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: существуют различия в эмоциональном состоянии детей среднего дошкольного возраста из полных и неполных семей.
Методы исследования:
- теоретические: анализ, сравнение и обобщение научной литературы по исследуемой проблеме;
- эмпирические: наблюдение; проективный метод, педагогический
эксперимент.
Методики исследования:
1. Методика исследования эмоционального состояния ребенка (автор Э.Т. Дорофеева).
2. Проективный тест «Сказка» (автор Луиза Дюсс).
Теоретико-методологическая база: личностно-ценностный подход (Л.И. Анцыферова), клинико-психологический подход (Д.Н. Исаев, Ю.Е. Алешина, С.А. Кулаков), теоретические основы, социальной психологии семьи (Л.Я. Гозман, В.Н. Дружинин, А.И. Захаров, Л.А. Регуш, В.Н. Мясищев), системно-семейный подход (Э.Г. Эйдемиллер, А.Я. Варга).
База эмпирического исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № ХХ присмотра и оздоровления» г. Красноярска.
Структура работы: работа состоит из введения, теоретической главы, эмпирических исследований, заключения, библиографического списка, приложения.
Исследования психологов и медиков свидетельствуют о негативном влиянии развода, как на взрослых, так и на детей. Однако особенности этого влияния и его последствия различны. Развод для родителей - сознательный шаг, даже если он сопровождается болезненными переживаниями. Ребенок в ситуации развода находится совершенно в другом положении. При рождении малыш воспринимает полную семью как данность. Он чувствует любовь мамы и папы, свою защищенность. Поэтому принятие родителями решения раз-вестись застигает его врасплох. Положение усугубляется тем, что ребенок постепенно начинает осознавать свою беспомощность, невозможность повлиять на ситуацию. По шкале социальной адаптации Холмса-Рея развод по своей стрессогенности занимает второе место после смерти близкого человека [22].
Исследования свидетельствуют о травмирующей роли развода на личность ребенка. Факт развода вызывает такие тяжелые последствия, как неврозы, депрессивные состояния и различные нарушения в поведении. Учитывая массовый характер такого явления, как неполная семья, актуальным становится вопрос о том, имеет ли воспитание в неполной семье устойчивые и закономерные последствия для развития личности ребенка [2]. В данной работе дети из неполных семей будут пониматься, как дети пережившие развод родителей.
Цель исследования: изучение особенностей эмоционального состояния детей среднего дошкольного возраста из неполных семей.
Объект исследования: эмоциональное состояние.
Предмет исследования: особенности эмоционального состояния детей среднего дошкольного возраста из неполных семей.
Задачи исследования:
1. Исследовать проблему эмоционального состояния в психологии.
2. Дать характеристику эмоциональной сферы детей среднего дошкольного возраста.
3. Проанализировать влияние неполной семьи на эмоциональное состояние детей среднего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: существуют различия в эмоциональном состоянии детей среднего дошкольного возраста из полных и неполных семей.
Методы исследования:
- теоретические: анализ, сравнение и обобщение научной литературы по исследуемой проблеме;
- эмпирические: наблюдение; проективный метод, педагогический
эксперимент.
Методики исследования:
1. Методика исследования эмоционального состояния ребенка (автор Э.Т. Дорофеева).
2. Проективный тест «Сказка» (автор Луиза Дюсс).
Теоретико-методологическая база: личностно-ценностный подход (Л.И. Анцыферова), клинико-психологический подход (Д.Н. Исаев, Ю.Е. Алешина, С.А. Кулаков), теоретические основы, социальной психологии семьи (Л.Я. Гозман, В.Н. Дружинин, А.И. Захаров, Л.А. Регуш, В.Н. Мясищев), системно-семейный подход (Э.Г. Эйдемиллер, А.Я. Варга).
База эмпирического исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № ХХ присмотра и оздоровления» г. Красноярска.
Структура работы: работа состоит из введения, теоретической главы, эмпирических исследований, заключения, библиографического списка, приложения.
Данная выпускная квалификационная работа была ориентирована на изучение особенностей эмоционального состояния детей среднего дошкольного из неполных семей.
В связи с поставленной целью в первой главе нашего исследования изучены особенности эмоционального состояния детей среднего дошкольного возраста из неполных семей, в результате чего было выявлено, что:
1. За основу в работе лежит определение эмоционального состояния, предложенное Прохоровым - это отражение личностью ситуации в виде устойчивого целостного синдрома (совокупности) в динамике психической деятельности, выражающегося в единстве поведения и переживания в континууме времени [43].
2. Классификация эмоциональных состояний, предполагает их деление на две большие группы: положительные (благоприятные, улучшающие выполнение деятельности) и отрицательные (неблагоприятные, ухудшающие выполнение деятельности) [10]. С.Л. Рубинштейн подчеркивает, что положительный или отрицательный характер эмоционального состояния зависит от того, находится ли действие, которое индивид производит, и воздействие, которому он подвергается, в положительном или отрицательном отношении к его потребностям, интересам, установкам [53].
3. Зарубежными и отечественными учеными признается тот факт, что сензитивные периоды появления эмоциональных новообразований приходятся главным образом на дошкольное детство. При этом подчеркивается, что эмоциональные структуры сохраняют свое ведущее значение на всех этапах дошкольного детства, в том числе у детей 4-5 лет, что делает эмоциональную сферу дошкольника наиболее компетентной сферой, выступающей регулятором большинства важных жизненных функций [14].
4. Дети обнаруживали повышенную агрессивность, переживание чувства утраты, тревожность. Было характерно проявление чувства вины за распад семьи. У других развивалось устойчивое самообвинение. Наиболее уязвимые дети отличались бедностью фантазии, резким снижением самооценки, депрессивными состояниями [47].
Анализ теоретических положений позволил представить результаты экспериментального исследования, проведенной на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № ХХ присмотра и оздоровления» г. Красноярска. В исследовании принимали участие 18 семей детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет); из них 9 неполных семей (экспериментальная группа) и 9 полных семей (контрольная группа).
Для достижения цели были выделены следующие методики как инструментарий исследования: методика исследования эмоционального состояния ребенка (автор Э.Т. Дорофеева), проективный тест «Сказка» (автор Луиза Дюсс).
Таким образом, анализируя данные полученные в результате проведения методики исследования эмоционального состояния ребенка (автор Э.Т. Дорофеева) можно сделать вывод, что для детей среднего дошкольного возраста, из неполных семей, свойственны отрицательные эмоциональные состояния (66,6%), а для их сверстников, воспитывающиеся в полных семьях, наличие нейтрального эмоционального состояния (44,4%).
Менее выражено у детей из неполных семей нейтральное эмоциональное состояние (11,1%), а у детей из полных семей отрицательное эмоциональное состояние (22,2%).
При этом, положительное эмоциональное состояние составляет 22,2% у детей из неполных семей и 33,3% у детей из полных семей.
В результате проведения проективного теста «Сказка» (автор Луиза Дюсс) было выявлено, что по большинству показателей спонтанных эмоциональных реакций в поведении детей среднего дошкольного возраста у детей из неполных и полных семей отмечаются существенные отличия. А именно, для детей из неполных семей свойственны наличие тревожности и страха (55, 5%), а у детей из полных семей данный показатель составляет лишь 11,1%. Помимо этого, для детей среднего дошкольного возраста из неполных семей свойственно наличие чувства вины (44,4%), а у детей из полных семей характерен для 11,1%.
Помимо этого, для детей из неполных семей свойственно наличие страшных снов в контексте с другими тестами (22,2%), у детей из полных семей данный параметр равен нулю.
И лишь по одному параметру: степень зависимости от родителей существуют незначительные различия у детей среднего дошкольного возраста детей из неполных семей (66,6%) и детей из полных семей (77,7%).
Таким образом, в результате эмпирического исследования встала необходимость в разработке рекомендаций по психологической работе с эмоциональными состояниями дошкольников из неполной семьи.
Следовательно, выдвинутая гипотеза подтвердилась.
В связи с поставленной целью в первой главе нашего исследования изучены особенности эмоционального состояния детей среднего дошкольного возраста из неполных семей, в результате чего было выявлено, что:
1. За основу в работе лежит определение эмоционального состояния, предложенное Прохоровым - это отражение личностью ситуации в виде устойчивого целостного синдрома (совокупности) в динамике психической деятельности, выражающегося в единстве поведения и переживания в континууме времени [43].
2. Классификация эмоциональных состояний, предполагает их деление на две большие группы: положительные (благоприятные, улучшающие выполнение деятельности) и отрицательные (неблагоприятные, ухудшающие выполнение деятельности) [10]. С.Л. Рубинштейн подчеркивает, что положительный или отрицательный характер эмоционального состояния зависит от того, находится ли действие, которое индивид производит, и воздействие, которому он подвергается, в положительном или отрицательном отношении к его потребностям, интересам, установкам [53].
3. Зарубежными и отечественными учеными признается тот факт, что сензитивные периоды появления эмоциональных новообразований приходятся главным образом на дошкольное детство. При этом подчеркивается, что эмоциональные структуры сохраняют свое ведущее значение на всех этапах дошкольного детства, в том числе у детей 4-5 лет, что делает эмоциональную сферу дошкольника наиболее компетентной сферой, выступающей регулятором большинства важных жизненных функций [14].
4. Дети обнаруживали повышенную агрессивность, переживание чувства утраты, тревожность. Было характерно проявление чувства вины за распад семьи. У других развивалось устойчивое самообвинение. Наиболее уязвимые дети отличались бедностью фантазии, резким снижением самооценки, депрессивными состояниями [47].
Анализ теоретических положений позволил представить результаты экспериментального исследования, проведенной на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № ХХ присмотра и оздоровления» г. Красноярска. В исследовании принимали участие 18 семей детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет); из них 9 неполных семей (экспериментальная группа) и 9 полных семей (контрольная группа).
Для достижения цели были выделены следующие методики как инструментарий исследования: методика исследования эмоционального состояния ребенка (автор Э.Т. Дорофеева), проективный тест «Сказка» (автор Луиза Дюсс).
Таким образом, анализируя данные полученные в результате проведения методики исследования эмоционального состояния ребенка (автор Э.Т. Дорофеева) можно сделать вывод, что для детей среднего дошкольного возраста, из неполных семей, свойственны отрицательные эмоциональные состояния (66,6%), а для их сверстников, воспитывающиеся в полных семьях, наличие нейтрального эмоционального состояния (44,4%).
Менее выражено у детей из неполных семей нейтральное эмоциональное состояние (11,1%), а у детей из полных семей отрицательное эмоциональное состояние (22,2%).
При этом, положительное эмоциональное состояние составляет 22,2% у детей из неполных семей и 33,3% у детей из полных семей.
В результате проведения проективного теста «Сказка» (автор Луиза Дюсс) было выявлено, что по большинству показателей спонтанных эмоциональных реакций в поведении детей среднего дошкольного возраста у детей из неполных и полных семей отмечаются существенные отличия. А именно, для детей из неполных семей свойственны наличие тревожности и страха (55, 5%), а у детей из полных семей данный показатель составляет лишь 11,1%. Помимо этого, для детей среднего дошкольного возраста из неполных семей свойственно наличие чувства вины (44,4%), а у детей из полных семей характерен для 11,1%.
Помимо этого, для детей из неполных семей свойственно наличие страшных снов в контексте с другими тестами (22,2%), у детей из полных семей данный параметр равен нулю.
И лишь по одному параметру: степень зависимости от родителей существуют незначительные различия у детей среднего дошкольного возраста детей из неполных семей (66,6%) и детей из полных семей (77,7%).
Таким образом, в результате эмпирического исследования встала необходимость в разработке рекомендаций по психологической работе с эмоциональными состояниями дошкольников из неполной семьи.
Следовательно, выдвинутая гипотеза подтвердилась.
Подобные работы
- ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - ГЕНДЕРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4640 р. Год сдачи: 2020 - Организация деятельности педагога по развитию эмоциональной отзывчивости у детей среднего дошкольного возраста в театрализованной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - КОРРЕКЦИЯ ДЕТСКИХ СТРАХОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ СРЕДСТВАМИ ИЗОТЕРАПИИИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4620 р. Год сдачи: 2022 - ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ
В ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЬНХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2016 - ОСОБЕННОСТИ СИТУАТИВНЫХ СТРАХОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТИПА СЕМЬИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018



