ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ РАЗВОДЕ РОДИТЕЛЕЙ 6
1.1. Проблема эмоционального состояния в психологии 6
1.2. Характеристика эмоциональной сферы дошкольников
среднего возраста 16
1.3. Влияние неполной семьи на эмоциональное состояние
детей среднего дошкольного возраста 23
1.4. Обзор методик по исследованию эмоционального состояния
детей среднего дошкольного возраста 29
Выводы по Главе 1 35
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ 37
2.1. Организация и методики исследования 37
2.2. Описание полученных результатов 38
2.3. Рекомендации по психологической работе с эмоциональными
состояниями дошкольников из неполных семей 44
Выводы по Главе 2 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 59
Актуальность. Статистика последних лет свидетельствует о возрастании количества разводов в России. Более трети общего числа разводов падает на пятый-седьмой год совместной жизни. Как правило, это молодые люди (средний возраст 30 лет), имеющие детей-дошкольников [41].
Исследования психологов и медиков свидетельствуют о негативном влиянии развода, как на взрослых, так и на детей. Однако особенности этого влияния и его последствия различны. Развод для родителей - сознательный шаг, даже если он сопровождается болезненными переживаниями. Ребенок в ситуации развода находится совершенно в другом положении. При рождении малыш воспринимает полную семью как данность. Он чувствует любовь мамы и папы, свою защищенность. Поэтому принятие родителями решения раз-вестись застигает его врасплох. Положение усугубляется тем, что ребенок постепенно начинает осознавать свою беспомощность, невозможность повлиять на ситуацию. По шкале социальной адаптации Холмса-Рея развод по своей стрессогенности занимает второе место после смерти близкого человека [22].
Исследования свидетельствуют о травмирующей роли развода на личность ребенка. Факт развода вызывает такие тяжелые последствия, как неврозы, депрессивные состояния и различные нарушения в поведении. Учитывая массовый характер такого явления, как неполная семья, актуальным становится вопрос о том, имеет ли воспитание в неполной семье устойчивые и закономерные последствия для развития личности ребенка [2]. В данной работе дети из неполных семей будут пониматься, как дети пережившие развод родителей.
Цель исследования: изучение особенностей эмоционального состояния детей среднего дошкольного возраста из неполных семей.
Объект исследования: эмоциональное состояние.
Предмет исследования: особенности эмоционального состояния детей среднего дошкольного возраста из неполных семей.
Задачи исследования:
1. Исследовать проблему эмоционального состояния в психологии.
2. Дать характеристику эмоциональной сферы детей среднего дошкольного возраста.
3. Проанализировать влияние неполной семьи на эмоциональное состояние детей среднего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: существуют различия в эмоциональном состоянии детей среднего дошкольного возраста из полных и неполных семей.
Методы исследования:
- теоретические: анализ, сравнение и обобщение научной литературы по исследуемой проблеме;
- эмпирические: наблюдение; проективный метод, педагогический
эксперимент.
Методики исследования:
1. Методика исследования эмоционального состояния ребенка (автор Э.Т. Дорофеева).
2. Проективный тест «Сказка» (автор Луиза Дюсс).
Теоретико-методологическая база: личностно-ценностный подход (Л.И. Анцыферова), клинико-психологический подход (Д.Н. Исаев, Ю.Е. Алешина, С.А. Кулаков), теоретические основы, социальной психологии семьи (Л.Я. Гозман, В.Н. Дружинин, А.И. Захаров, Л.А. Регуш, В.Н. Мясищев), системно-семейный подход (Э.Г. Эйдемиллер, А.Я. Варга).
База эмпирического исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № ХХ присмотра и оздоровления» г. Красноярска.
Структура работы: работа состоит из введения, теоретической главы, эмпирических исследований, заключения, библиографического списка, приложения.
Данная выпускная квалификационная работа была ориентирована на изучение особенностей эмоционального состояния детей среднего дошкольного из неполных семей.
В связи с поставленной целью в первой главе нашего исследования изучены особенности эмоционального состояния детей среднего дошкольного возраста из неполных семей, в результате чего было выявлено, что:
1. За основу в работе лежит определение эмоционального состояния, предложенное Прохоровым - это отражение личностью ситуации в виде устойчивого целостного синдрома (совокупности) в динамике психической деятельности, выражающегося в единстве поведения и переживания в континууме времени [43].
2. Классификация эмоциональных состояний, предполагает их деление на две большие группы: положительные (благоприятные, улучшающие выполнение деятельности) и отрицательные (неблагоприятные, ухудшающие выполнение деятельности) [10]. С.Л. Рубинштейн подчеркивает, что положительный или отрицательный характер эмоционального состояния зависит от того, находится ли действие, которое индивид производит, и воздействие, которому он подвергается, в положительном или отрицательном отношении к его потребностям, интересам, установкам [53].
3. Зарубежными и отечественными учеными признается тот факт, что сензитивные периоды появления эмоциональных новообразований приходятся главным образом на дошкольное детство. При этом подчеркивается, что эмоциональные структуры сохраняют свое ведущее значение на всех этапах дошкольного детства, в том числе у детей 4-5 лет, что делает эмоциональную сферу дошкольника наиболее компетентной сферой, выступающей регулятором большинства важных жизненных функций [14].
4. Дети обнаруживали повышенную агрессивность, переживание чувства утраты, тревожность. Было характерно проявление чувства вины за распад семьи. У других развивалось устойчивое самообвинение. Наиболее уязвимые дети отличались бедностью фантазии, резким снижением самооценки, депрессивными состояниями [47].
Анализ теоретических положений позволил представить результаты экспериментального исследования, проведенной на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № ХХ присмотра и оздоровления» г. Красноярска. В исследовании принимали участие 18 семей детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет); из них 9 неполных семей (экспериментальная группа) и 9 полных семей (контрольная группа).
Для достижения цели были выделены следующие методики как инструментарий исследования: методика исследования эмоционального состояния ребенка (автор Э.Т. Дорофеева), проективный тест «Сказка» (автор Луиза Дюсс).
Таким образом, анализируя данные полученные в результате проведения методики исследования эмоционального состояния ребенка (автор Э.Т. Дорофеева) можно сделать вывод, что для детей среднего дошкольного возраста, из неполных семей, свойственны отрицательные эмоциональные состояния (66,6%), а для их сверстников, воспитывающиеся в полных семьях, наличие нейтрального эмоционального состояния (44,4%).
Менее выражено у детей из неполных семей нейтральное эмоциональное состояние (11,1%), а у детей из полных семей отрицательное эмоциональное состояние (22,2%).
При этом, положительное эмоциональное состояние составляет 22,2% у детей из неполных семей и 33,3% у детей из полных семей.
В результате проведения проективного теста «Сказка» (автор Луиза Дюсс) было выявлено, что по большинству показателей спонтанных эмоциональных реакций в поведении детей среднего дошкольного возраста у детей из неполных и полных семей отмечаются существенные отличия. А именно, для детей из неполных семей свойственны наличие тревожности и страха (55, 5%), а у детей из полных семей данный показатель составляет лишь 11,1%. Помимо этого, для детей среднего дошкольного возраста из неполных семей свойственно наличие чувства вины (44,4%), а у детей из полных семей характерен для 11,1%.
Помимо этого, для детей из неполных семей свойственно наличие страшных снов в контексте с другими тестами (22,2%), у детей из полных семей данный параметр равен нулю.
И лишь по одному параметру: степень зависимости от родителей существуют незначительные различия у детей среднего дошкольного возраста детей из неполных семей (66,6%) и детей из полных семей (77,7%).
Таким образом, в результате эмпирического исследования встала необходимость в разработке рекомендаций по психологической работе с эмоциональными состояниями дошкольников из неполной семьи.
Следовательно, выдвинутая гипотеза подтвердилась.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие. М.: Академия,1999. 146 с.
2. Агавелян В. С. Теоретические и прикладные аспекты психологии состояний // Психология состояний: хрестоматия/ Под. ред. А. О. Прохорова. М.: ПЕР СЭ; СПб.: Речь, 2004. С. 153-163.
3. Аккерман Н. Роль семьи в появлении расстройств у детей // Семейная психотерапия. СПб.: Питер, 2000. 329 с.
4. Анохин П. К. Системные механизмы высшей нервной деятельности. М.: Наука, 1979. 453с.
5. Аракелов Г.Г., Шишкова Н. Тревожность, методы ее диагностики и коррекции // Вестн. Моск. ун-та, сер. 14. Психология. 1998. № 1. с. 18-32.
6. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. Норма и отклонения. М.: Педагогика, 1990. 144 с.
7. Бретт Д. «Жила-была девочка, похожая на тебя...». Психотерапевтические истории для детей М.: Класс, 2012 (Библиотека психологии и психотерапии, вып.14).
8. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций - М.: Изд-во МГУ, 1994. 146 с.
9. Выготский Л.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте // Собрание сочинений. В 6 т. М.: Педагогика, 1982. Т. 2. С. 416-436.
10. Ганзен В. А. Систематизация психических состояний // Психология состояний: хрестоматия / Под. ред. А. О. Прохорова. М.: ПЕР СЭ; СПб.: Речь, 2004. С. 60-64.
11. Григорьева С.Т. Дети после развода // Семья и школа. 1995. № 5. С. 19.
12. Джемс У. Психология: пер. с англ.; ред. Л. А. Петровская. М.: Педагогика, 1991. 368 с.
13. Дикая Л. Г. Психология саморегуляции функционального состояния субъекта в экстремальных условиях деятельности: дис. ... д-ра. психол. наук. Москва, 2002. 342 с.
14. Довгая Н.А. Эмоциональное развитие дошкольников в связи с особенностями семейной ситуации: дис. ... канд. психол. наук. Санкт- Петербург, 2012. 238 с.
15. Дружинин В.Н. Психология семьи. М.: Юнити, 2004. 350 с.
16. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника // Эмоциональное развитие дошкольника: пособие для воспитателя детского сада / Под ред. А.Д. Кошелевой. М.: Просвещение, 1985. 176 с.
17. Зацепин В.И. Молодая семья. Киев, 1991. 145 с.
18. Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология: учебник для вузов. СПб. и др.: Питер, 2001. 454 с.
19. Ильин Е.П. Методы изучения эмоциональной сферы человека. СПб.: Питер, 2002. 312 с.
20. Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе психологов системы образования. Часть 2. Сказкотерапевтические технологии Автор-составитель Н.А. Сакович , Минск 2003. 113 с.
21. Изард К. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2000. 462 с.
22. Изотова Е.И. Динамика эмоционального развития современных дошкольников // Мир психологии. 2015. № 1. С. 65-77.
23. Каирова С. Б., Абугалиева Г. С. Психологическая работа с детьми,
пережившими развод родителей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 50. С. 90-97. URL: http://e-
koncept.ru/2016/76661.htm.(дата обращения: 18.05.2018).
24. Каренина И.О. Проблема понимания эмоций детьми дошкольного возраста // Ярославский педагогический вестник. 2010, №4. Том II. С. 242.
25. Каяшева О.И. Психологическая помощь детям в ситуации развода родителей // Человек в современном обществе: вопросы психологии: материалы международной заочной научно-практической конференции. Режим доступа: URL: http://sibac.info/11961 (дата обращения: 12.05.2018).
26. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. СПб.: Речь, 2008. 167 с.
27. Китаев-Смык Л. А. Психология и концепции стресса // Психология состояний: хрестоматия / Под. ред. А. О. Прохорова. М.: ПЕР СЭ; СПб.: Речь, 2004. С. 302-311.
28. Куликов Л. В. Психология настроения личности: автореф. дис. ... д-ра. психол. наук. Санкт-Петербургский государственный ун-т. СПб, 1997. 38 с.
29. Корнеева Т. В. Особенности формирования механизмов психологической защиты у детей дошкольного возраста // Ребенок в детском саду. 2006. № 3. С. 19-24.
30. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М.: Юнити, 2001. 465 с.
31. Кулик Л.А., Берестов Н.И. Семейное воспитание. М.: Дело, 2004 356 с.
32. Лаптева Ю.А., Морозова И.С. Развитие эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста // Вестник Кемеровского государственного университета. 2016. № 3. С. 45-50.
33. Левитов Н. Д. О психических состояниях человека. М.: Просвещение, 1964. 344 с.
34. Леонова А. Б. Структурно-интегративный подход к анализу функциональных состояний человека // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. 2007. № 1. С. 19-56.
35. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М.: Моск. ун-т, 1972. 38 с.
36. Маклаков А. Г. Общая психология: учеб. пособие для студентов вузов и слушателей курсов психол. дисциплин. СПб. и др.: Питер, 2002. 582 с.
37. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников: пособие для работников ДОУ. М.: Аркти, 2003. 45 с.
38. Немчин Т. А. Состояния нервно-психического напряжения. Л.: Изд-во ЛГУ, 1983. 166 с.
39. Нечаева Т.В. Психологическая помощь детям при разводе родителей [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://festival.1september.ru (дата обращения: 12.05.2018).
40. Овчаренко Е.Р. Педагогические условия развития эмпатии у детей дошкольного и младшего школьного возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2003. 27 с.
41. Особенности психического развития детей / под ред. Д.Б. Элькони, А.Л. Венгера. М.: Просвещение, 2006. 198 с.
42. Прохоров А. О. Неравновесные психические состояния человека // Мир психологии. 1998. № 2. С. 35-40.
43. Прохоров А. О. Психические состояния детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. 2003. № 5. С. 57-69.
44. Прохоров А. О. Рефлексивный слой психического состояния // Мир психологии. 2006. № 2. С. 38-48.
45. Прохоров А. О. Функциональные структуры и средства саморегуляции психических состояний // Психологический журнал. 2005. Т.26. № 2. С. 68¬80.
46. Прусакова О.А., Сергиенко Е.А. Понимание эмоций детьми дошкольного возраста // Вопросы психологии. 2006. № 4. С. 24-35.
47. Психолог в детском дошкольном учреждении: методические
рекомендации в практической деятельности / Под ред. Т. В. Лаврентьевой. М.: Новая школа, 1996. 144 с.
48. Психологический словарь / Под. ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М.: Педагогика Пресс, 1997. 440 с.
49. Психология. Словарь / Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. 494 с.
50. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. М.: Педагогика, 1986. 176 с.
51. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. СПб.: Прайм- Еврознак, 2002. 656 с.
52. Рибо Т. Болезни личности; Опыт исследования творческого воображения; Психология чувств. Минск: Харвест, 2002. 783 с.
53. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб. и др.: Питер, 2000. 712 с.
54. Сайфугалиева А.И. Казарян М.Ю. Вопросы эмоционального состояния детей в неполных семьях // Психологические проблемы современной российской семьи (25-27 октября 2005г.). В 3-х частях. 3 часть. 135 с.
55. Селье Г. Что такое стресс? // Психология состояний: хрестоматия / Под. ред. А. О. Прохорова. М.: ПЕР СЭ; СПб.: Речь, 2004. С. 298-302.
56. Симонов П. В. Эмоциональный мозг. М.: Наука, 1981 215 с.
57. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско- родительских отношений. М.: Владос, 2001, 96 с.
58. Соловьев Н. Я Женщина и ребенок в послеразводной ситуации // Тез. район, конф. М.: АН СССР. Ин-т социол. исслед., 1984. С. 52-54.
59. Сосновикова Ю. Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика: пособие для студентов и учителей. Горький: Горьковский государственный педагогический институт им А. М. Горького, 1975. 118 с.
60. Стрелкова Л.П. Психологические особенности развития эмпатии у дошкольников : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1987. 24 с.
61.Чеснокова И. И. К проблеме психических состояний человека // Психология состояний: хрестоматия / Под. ред. А. О. Прохорова. М.: ПЕР СЭ; СПб.: Речь, 2004. С. 47-50.
62. Шишкина И.Е. Влияние ситуации развода родителей на психоэмоциональное развитие ребенка // Труды по социологии образования. Т. 16. Вып. 28. 2012. 65 с.
63. Щетинина А.М. Формирование эмоционально-перцептивных способностей у детей дошкольного возраста: монография. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2003. 124 с.
64. Экман П. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь. СПб.: Питер, 2010. 131 с.
65. Якобсон С.Г., Щур З.Г. Роль соблюдения этической нормы в ее усвоении // Психологические проблемы нравственного воспитания детей. М.: НИИ ОПП, 1977. C. 127-134.