Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы эмоционального и социального интеллекта студентов вуза 12
1.1. Теоретический анализ подходов к изучению эмоционального и
социального интеллекта в психологической науке 12
1.2. Особенности эмоционального и социального интеллекта студентов вуза 27
Выводы по первой главе 34
Глава 2. Эмпирическое исследование эмоционального и социального интеллекта студентов вуза гуманитарных и технических направлений подготовки 38
2.1. Организация и методы и эмпирического исследования 38
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования эмоционального и
социального интеллекта студентов вуза гуманитарных и технических направлений подготовки 45
2.3. Рекомендации для развития эмоционального и социального интеллекта
студентов вуза 65
Выводы по второй главе 82
Заключение 85
Библиографический список 90
Приложения 103
На современном этапе развития общества возрастают требования к системе образования, качеству подготовки профессионалов и уровню сформированности их профессионально-значимых характеристик, которые в значительной степени закладываются на вузовском этапе профессиональной подготовки.
Быстро меняющиеся социально-экономические и политические условия развития общества актуализируют проблему развития личностно-профессиональных качеств студентов и, в том числе, их эмоционального и социального интеллекта.
Профессиональная успешность личности, несомненно, связана со знаниями, умениями и навыками, эрудицией и способностью к мышлению в целом, то есть с уровнем общего интеллекта, однако в большинстве случаев высокого уровня общего интеллекта оказывается недостаточно. Если общий интеллект является фактором академической успешности, то высокий уровень развития эмоционального и социального интеллекта позволяет добиваться профессионального и жизненного успеха в целом. В настоящее время исследования проблем развития социальных знаний и умений, способности личности к эффективному общению за счет понимания эмоций окружающих и умения подстраиваться под их эмоциональное состояние являются востребованными, так как постоянно усложняется социальная реальность, увеличивается число контактов между людьми в самых разных сферах жизни: в деловом взаимодействии, карьерном продвижении, профессиональном и личностном развитии. Эффективность трудовой деятельности зависит не только от профессионализма и мастерства, но и от способности устанавливать надежные и конструктивные отношения с широким кругом людей, социальный и эмоциональный интеллект приобретает значение профессионально важного качества для любого человека, стремящегося к успешной трудовой и общественной деятельности.
Значительное количество исследований посвящено проблематике интеллектуальных и личностных особенностей в студенческом возрасте, на который приходится период формирования жизненных планов, осознания мотивов своей деятельности и формирования эффективных средств общения.
В то же время не ясно, как личность развивает и использует социальный и эмоциональный интеллект в период своего становления.
Несмотря на существующие исследования эмоционального интеллекта личности (Д. Гоулмен, П. Сэловей, Дж. Майер, Р. Бар-он, Д. Карузо, Р. Боятцис, И.А. Егоров, А.С. Петровская, С.П. Деревянко, М.А. Мануйлова, И.Н. Андреева, И.В. Плужников и др.) и социального интеллекта (Дж. Гилфорд, Э. Торндайк, Г. Олпорт, РД. Стенберг, Ю.М. Каныгин, Ю.Н. Емельянов, Д.В. Ушаков, Д.В. Люсин, В.В. Орлов и др.), проблема как социального, так и эмоционального интеллекта требует дальнейшего изучения, в связи с наличием спорных и нерешенных вопросов, требующих более глубокого и разностороннего рассмотрения социального и эмоционального интеллекта в их закономерностях и особенностях.
Многообразие отраслевых и межотраслевых исследований, анализ состояния разработки вопроса на теоретическом и практическом уровнях выявил противоречия:
- между требованиями государства и общества, предъявляемыми к молодым специалистам, окончившим высшие учебные организации, и в отсутствием целостной системы подготовки активной, самостоятельной, ответственной личности в условиях деятельности высших учебных заведений, потребность общества в квалифицированных специалистах противоречит недостаточному вниманию в учебном процессе к развития важнейших качеств, какими являются эмоциональный и социальный интеллект.
- между требованиями вуза к качеству подготовки студентов и возможностью развития способности к успешной реализации полученных знаний и умений, обучение в вузе закладывает фундамент будущей профессии, формирует менталитет, обеспечивает необходимый уровень профессиональной подготовки, развивает специальные способности, формирует умения использовать полученные знания при решении профессионально-значимых задач на практике, но не готовит будущего специалиста быть успешным в коммуникативно-организационном процессе. Развитие социального и эмоционального интеллекта студентов вуза является необходимым условием повышения уровня эффективности социальных взаимодействий, является когнитивной составляющей коммуникативных способностей личности и профессионально важным качеством в профессиях типа “человек-человек”, в некоторых профессиях “человек-художественный образ”, “человек-знак”.
- между желанием молодого специалиста добиться успеха в будущей деятельности и невысоким уровнем социальной и эмоциональной компетентности. Высокий уровень социального и эмоционального интеллекта у студентов вуза повышает возможности адаптации и способности адекватно реагировать на изменяющиеся социальные условия, что в свою очередь формирует профессиональное мировоззрение и мотивацию специалиста.
Выявленные противоречия позволяют сформулировать проблему исследования, которая заключается в изучении особенностей эмоционального и социального интеллекта студентов вуза, отмеченная проблема определяет актуальность темы нашего исследования «Особенности эмоционального и социального интеллекта студентов вуза».
Поэтому цель исследования состоит в выявлении особенностей эмоционального и социального интеллекта студентов вуза гуманитарных и технических направлений подготовки.
Объект исследования: эмоциональный и социальный интеллект личности.
Предмет исследования - особенности эмоционального и социального интеллекта студентов вуза гуманитарных и технических направлений подготовки.
В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что эмоциональный и социальный интеллект студентов вуза гуманитарных и технических направлений подготовки имеет свои отличительные особенности. В частности у студентов гуманитарных направлений подготовки развиты такие особенности эмоционального интеллекта, как «эмоциональная осведомленность», «эмпатия», и особенности социального интеллекта - «способность понимать вербальные и невербальные реакции людей». У студентов технических направлений подготовки преобладают такие особенности эмоционального интеллекта, как «понимание и управление своими эмоциями», «контроль экспрессии», и особенности социального интеллекта - «предвидеть последствия поведения людей».
Объект, предмет, цель и гипотеза исследования позволили нам определить задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ эмоционального и социального интеллекта личности в отечественной и зарубежной литературе.
2. Раскрыть особенности эмоционального и социального интеллекта студентов вуза.
3. Организовать и провести эмпирическое исследование эмоционального и социального интеллекта студентов вуза.
4. Выявить особенности эмоционального и социального интеллекта студентов вуза гуманитарных и технических направлений подготовки.
5. Разработать рекомендации для развития эмоционального и социального интеллекта студентов вуза гуманитарных и технических направлений подготовки с учетом выявленных особенностей.
Теоретико-методологическую основу исследования составили системный и типологический поход, теории и концепции, освещающие различные подходы к вопросу о сущности эмоционального интеллекта, его структуре и возможностях его измерения и развития (Д. Гоулман, Д.В. Люсин, Д. Майер, Д. Карузо, П. Сэловей, Р. Боятцис, И.А. Егоров, А.С. Петровская, С.П. Деревянко и др.); теории и концепции, освещающие различные подходы к сущности социального интеллекта, выявление его механизма, структуры, социальных функций (Дж. Гилфорд, Э. Торндайк, Г. Олпорт, Р.Д. Стенберг, Ю.М. Каныгин, В.П. Панченко, Г.И. Калитич, В.Ф. Анурин, Ю.М. Шейнин, Ю.Н. Емельянов, А.С. Майданов, В.В. Орлов и др.)
Для реализации поставленной цели и решения задач исследования были использованы следующие методы:
1. Теоретические методы : анализ, сравнение и обобщение психолого-педагогической, социальной и научно-методической литературы по проблеме исследования;
2. Эмпирические методы: опрос, в частности, были использованы методики:
- методика «Диагностика эмоционального интеллекта «EQ» Н. холла»,
- методика «Опросник эмоционального интеллекта «Эмин» Д.В. Люсина»,
- методика «Социальный интеллект» Дж. Гилфорда и М. Салливена (адаптация Е.С. Михайловой).
3. Методы математической статистики: качественный и количественный анализ результатов, обработка данных при помощи программ: электронные таблицы Microsoft Excel 2010, анализ достоверности различий (U-критерий Манна-Уитни).
Эмпирическая база исследования: Данное исследование проводилось с сентября 2014г. по апрель 2015г., на базе ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова» г. Абакана.
Выборочную совокупность составили 75 студентов очной формы обучения:
40 человек - студенты института непрерывного педагогического образования, обучающиеся по направлению 44.03.05 Педагогическое образование (профили: «Дошкольное образование», «Изобразительное искусство» и «Начальное образование», «Право»),
35 человек - студенты института информационных технологий и инженерного образования, обучающиеся по направлению 09.03.01 Информатика и вычислительная техника (профиль: «Программное обеспечение средств вычислительной техники и автоматизированных систем»). Возраст респондентов: 18-20 лет.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены методологической обоснованностью исходных теоретических положений, использованием комплекса методов, соответствующих задачам и предмету исследования, организацией эмпирического исследования с привлечением валидных методик и применением методов математико-статистической обработки полученных результатов, непротиворечивостью теоретических положений и эмпирических данных, полученных по итогам работы.
Научная новизна исследования работы состоит в том, что в исследовании выявлены отличительные особенности эмоционального и социального интеллекта студентов вуза гуманитарных и технических направлений подготовки, разработаны методические рекомендации для преподавателей вуза и могут быть использованы в рамках учебной деятельности (на семинарских и практических занятиях), научно-исследовательской деятельности (на научно-практических студенческих конференциях) с целью формирования отдельных умений и знаний содержания эмоционального и социального интеллекта студентов вуза, разработаны методические рекомендации для кураторов академических групп, которые могут быть использованы в рамках внеучебной деятельности, во время участия в общественных мероприятиях, с целью формирования отдельных компонентов эмоционального и социального интеллекта и совершенствования профессиональной подготовки будущих специалистов.
Теоретическая значимость: обобщение и систематизация научных теорий позволило уточнить особенности социального и эмоционального интеллекта студента вуза гуманитарных и технических направлений подготовки.
Практическая значимость: результаты эмпирический исследования и разработанная нами модель используется в ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова» в рамках учебного процесса (лекционные и практические занятия) в содержании учебных курсов и разделов по психологии с целью совершенствованию профессиональной подготовки студентов, обучающихся по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование («Дошкольное образование», «Изобразительное искусство» и «Начальное образование», «Право»), в практике психологического консультирования для оказания эффективной помощи студенческой молодежи, испытывающей трудности во взаимодействии, обучающихся по направлению подготовки 09.03.01 Информатика и вычислительная техника (профиль: «Программное обеспечение средств вычислительной техники и автоматизированных систем»), а также в рамках кураторских часов и мероприятий (Психологическая декада для студентов вуза).
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в рамках системы высшего образования, результаты исследования были представлены в виде докладов на научно-практических конференциях: II Международная научно-практическая конференция «Развитие социально-устойчивой инновационной среды непрерывного педагогического образования» (14 ноября 2014г., г. Абакан); Международная научно-практическая конференция «X Волковские этнопедагогические чтения «Педагогика любви» (21-23 мая 2015г., г. Абакан); Всероссийская конференция с международным участием «Адаптация детей и молодежи к современным социально-экономическим условиям на основе здоровьесберегающих технологий» (22-23 октября 2015г., г. Абакан); III Международная научно-практическая конференция «Развитие социально-устойчивой инновационной среды непрерывного педагогического образования» (20 ноября 2015г., г. Абакан), по теме исследования опубликованы три научные статьи.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Эмоциональный интеллект есть сложное интегративное образование, включающее совокупность когнитивных, поведенческих и собственно эмоциональных качеств, обеспечивающих осознание, понимание и регуляцию собственных эмоций и эмоций окружающих, влияющих на успешность межличностных взаимодействий и личностное развитие, социальный интеллект представляет комплекс интеллектуальных, личностных, коммуникативных и поведенческих черт, включая уровень энергетической обеспеченности процессов саморегуляции; эти черты обуславливают прогнозирование развития межличностных ситуаций, интерпретацию информации и поведения, готовность к социальному взаимодействию и принятию решений.
2. Эмоциональный интеллект состоит из следующих компонентов: идентификация и выражение эмоций, регуляция эмоций, использование эмоциональной информации в мышлении и деятельности. К образующим компонентам социального интеллекта относятся: социальная сензитивность, социальная перцепция, социальная память и социальное мышление, социальный интеллект связан с эмоциональным интеллектом.
3. Эмоциональный и социальный интеллект студентов вуза гуманитарного и технического направлений подготовки имеет свои отличительные особенности. В частности у студентов гуманитарного направления подготовки развиты такие особенности эмоционального интеллекта, как «эмоциональная осведомленность», «эмпатия», и особенности социального интеллекта - «способность понимать вербальные и невербальные реакции людей». У студентов технического направления подготовки преобладают такие особенности эмоционального интеллекта, как «понимание и управление своими эмоциями», «контроль экспрессии», и особенности социального интеллекта - «предвидеть последствия поведения людей».
4. Особенности эмоционального и социального интеллекта студентов вуза гуманитарного и технического направлений подготовки могут быть представлены в виде модели. Модель отражает разницу в структуре и иерархии особенностей эмоционального и социального интеллекта студентов вуза технических и гуманитарных направлений подготовки, а также рекомендации для преподавателей вуза, кураторов академических групп и их влияние на профессиональную подготовку будущих специалистов.
5. Методические рекомендации разработаны для преподавателей вуза и могут быть использованы в рамках учебной деятельности (на семинарских и практических занятиях), научно-исследовательской деятельности (на научно-практических студенческих конференциях), рекомендации, разработанные для кураторов академических групп, могут быть использованы в рамках внеучебной деятельности, во время участия в культурно-творческих и общественных мероприятиях, рекомендуемые мероприятия формируют представления о содержании и отдельные компоненты эмоционального и социального интеллекта с целью совершенствования профессиональной подготовки будущих специалистов.
Объем и структура исследования: Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы, приложения.
В данной работе мы исследовали особенности эмоционального и социального интеллекта студентов вуза гуманитарного и технического направлений подготовки. При исследовании настоящей проблемы мы исходили из представления о том, что социальный интеллект понимается как интегральная интеллектуальная способность понимать и прогнозировать поведение людей в разных житейских ситуациях, распознавать намерения, чувства и эмоциональные состояния человека по невербальной и вербальной экспрессии, изучением проблемы социального интеллекта в разное время занимались Э. Торндайк, Г. Оллпорт, Г. Айзенк, М.И. Бобнева, Ю.Н. Емельянов, А.Л. Южанинова, А.А. Бодалев, В.Н. Куницына и др. Социальный интеллект связан с эмоциональным интеллектом - способностью эффективно разбираться в эмоциональной сфере человеческой жизни: понимать эмоции и эмоциональную подоплеку отношений, использовать свои эмоции для решения задач, связанных с отношениями и мотивацией; эмоциональный интеллект понимается как совокупность эмоционально-когнитивных способностей к социально-психологической адаптации личности. В данной работе мы рассматриваем положения об эмоциональном интеллекте Дж. Мейера, п. сэловея, Д. Карузо, Д. Гоулмана, а также Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Д.В. Люсина.
Развитие эмоционального и социального интеллекта обеспечивает студенту успешную включенность в социальные отношения, поскольку дает ему возможность приспосабливаться, адаптироваться к каждой новой для него ситуации или позиции на протяжении всей последующей жизни. Благодаря данной способности происходит приспособление студентов к условиям социальной среды (социальная адаптация), а значит, обучение студентов разных специальностей пониманию межличностных отношений и управлению ими способствует их эффективной профессиональной деятельности, обеспечивая карьерный рост и позитивное социальное самочувствие. Важным фактором развития эмоционального и социального интеллекта студентов является то, что дисциплины социально-психологического цикла изучаются на многих факультетах университетов в рамках вузовского компонента образования.
Гипотеза исследования состояла в том, что эмоциональный и социальный интеллект студентов вуза гуманитарного и технического направлений подготовки имеет свои отличительные особенности. В частности, у студентов гуманитарного направления подготовки развиты такие особенности эмоционального интеллекта, как «эмоциональная осведомленность», «эмпатия», и особенности социального интеллекта - «способность понимать вербальные и невербальные реакции людей». У студентов технического направления подготовки преобладают такие особенности эмоционального интеллекта, как «понимание и управление своими эмоциями», «контроль экспрессии», и особенности социального интеллекта - «предвидеть последствия поведения людей».
В рамках эмпирического исследования на подготовительном этапе проведена теоретическая проработка проблемы, определение и аргументированное обоснование методов эмпирического исследования, подготовка диагностического инструментария для проведения эмпирического исследования эмоционального и социального интеллекта студентов вуза, организована непосредственная работа с респондентами: определены место и время проведения эмпирического исследования.
На основном этапе были выявлены особенности эмоционального и социального интеллекта студентов вуза гуманитарного и технического направлений подготовки.
В выборке студентов гуманитарного направления подготовки были выявлены значимые различия по показателю «эмоциональная осведомленность» (р=0,05), те. студенты, выбравшие профессию
социономического типа, лучше распознают и анализируют эмоциональные состояния в текущий момент. Также в данной группе были выявлены значимые различия по показателю «эмпатия» (р=0,05), следовательно, в данной выборке отмечается более развитая способность к сопереживанию, проникновению в феноменологический мир своего собеседника, умение оказать эмоциональную поддержку в экзистенциальной жизненной ситуации. Они быстрее реагируют на социальные нюансы; легче устанавливают социальные контакты, по методике Дж. Гилфорда и М. Салливена в адаптации Е.С. Михайловой у студентов гуманитарного направления подготовки по субтесту 2 и субтесту 3 (р=0,001; р=0,05), те. у данной группы студентов отмечается достоверно более развитая способность к логическому обобщению, и классификации групп лицевой экспрессии. Кроме того, субтест 3 показывает уровень развития способностей дифференцировать сходные по экспрессивным проявлениям базовые эмоции, в зависимости от контекста вызвавшей их ситуации, улавливать малейшие нюансы мимики и пантомимики собеседника для проникновения в его феноменологический мир.
В выборке студентов технического направления подготовки были выявлены значимые различия: по показателю «управление своими эмоциями» (р=0,05), что характеризуется произвольным управлением своими эмоциями, а также эмоциональной отходчивостью и эмоциональной гибкостью; по показателям, составляющим внутриличностный интеллект: понимание своих эмоций (р=0,001); контроль экспрессии (р=0,05), предполагает развитую способность контролировать внешние проявления своих эмоций; способность к управлению своими эмоциями (р=0,05). По методике Дж. Гилфорда и М. Салливена в адаптации Е.С. Михайловой в субтесте 1 (р=0,05). Данный показатель отвечает за способность к предвидению последствий поведения людей в различных ситуациях, т.н. антиципационную компетентность, антиципационная компетентность обеспечивает возможность целеполагания и ее достижения, развития временной перспективы, и считается одним из основополагающих в юношеском возрасте.
На этом же этапе осуществлялась обработка и интерпретация полученных данных, представление и апробация результатов исследования, формулирование выводов, разработка модели особенностей эмоционального и социального интеллекта студентов вуза.
На заключительном этапе разработали рекомендации для преподавателей вуза, которые используются в рамках учебной деятельности (на семинарских и практических занятиях), научно-исследовательской деятельности (на научно-практических студенческих конференциях), и для кураторов академических групп, которые используются в рамках внеучебной деятельности, во время участия в культурно-творческих и общественных мероприятиях, рекомендуемые мероприятия формируют представления о содержании эмоционального и социального интеллекта личности и отдельные компоненты эмоционального и социального интеллекта студентов вуза с целью совершенствования профессиональной подготовки будущих специалистов.
Полученные результаты подтвердили выдвинутую гипотезу. Развитие эмоционального и социального интеллекта студентов вуза гуманитарного и технического направлений подготовки с помощью разработанных рекомендаций способствует совершенствованию профессиональной подготовки будущих специалистов. Кроме того, полученные данные позволяют выдвинуть предположение о том, что достаточно низкий уровень эмоционального и социального интеллекта студентов вуза может в определенной степени компенсироваться другими психологическими характеристиками (например, развитой эмпатией, некоторыми чертами характера, стилем общения, коммуникативными навыками), а также может быть скорректирован в ходе активного социально-психологического обучения, психологических исследований в этой области.
1. Айзенк, Г. Как измерить личность / Г. Айзенк, Г. Вильсон. / пер. с англ. - М.: «Кошто-центр», 2000. —256 с.
2. Алберти, Р. Самоутверждающее поведение / Р. Алберти, М. Эммонс. - М.: СПб.: Гуманитарное агентство «Академический проект», 1998. — 212 с.
3. Андреева, Г.М. Социальная психология: монография. - М.: аспект пресс, 1996.
4. Андреева, И.Н. Эмоциональный интеллект: непонимание, приводящее к «исчезновению»? / И.Н. Андреева // Психологический журнал. - Минск. -2006. -№ Г-С. 28-32.
5. Андреева, И.Н. Эмоциональный интеллект: исследования феномена / И.Н. Андреева // Вопросы психологии: Науч. журн. / Российская академия образования; Трудовой коллектив редакции; Е.В. Щедрина. - М.. -2006. -№3. - С. 78-86.
6. Бабаева, Ю.Д. Эмоции и проблемы классификации видов мышления / Ю.Д. Бабаева // Вестн. МГУ сер. 14. Психология. - 1999. - № 2. - С. 91¬96.
7. Бабицкая, Е.А. Особенности эмоционального интеллекта студентов вуза / Е.А. Бабицкая, В.В. Балаклеец // Адаптация детей и молодежи к современным социально-экономическим условиям на основе здоровьесберегающих технологий: материалы Всероссиской научно-практической конференции с международным участием (Абакан, 22 октября 2015 г.) / отв. ред. М.Л. Махрова. - Абакан: издательство ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова», 2015. - С. 42-44.
8. Бабицкая, Е.А. Особенности эмоционального интеллекта студентов вуза (на примере гуманитарного и технического направлений подготовки в ХГУ им. Н.Ф. Катанова) / Е.А. Бабицкая, В.В. Балаклец // Развитие социально-устойчивой инновационной среды непрерывного педагогического образования: сборник материалов III Международной научно-практической конференции (абакан, 20 ноября 2015 г.) / отв. ред. Я.В. Макарчук. - Абакан: издательство ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова», 2015. - С. 117-118.
9. Бабицкая, Е.А. Особенности социального интеллекта студентов вуза (на примере ХГУ им. Н.Ф. Катанова) / Е.А. Бабицкая // Развитие социально-устойчивой инновационной среды непрерывного педагогического образования: сборник материалов III Международной научно¬практической конференции (Абакан, 20 ноября 2015 г.) / отв. ред. Я.В. Макарчук. - Абакан: издательство ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова», 2015. - С. 119-120.
10. Бабицкая, Е.А. Психология: рабочая программа учебной дисциплины. - Абакан: ХГУ им.. Н.Ф. Катанова, 2014. Режим доступа: http//edu. khsu.ru.
11. Березовская, Т.П. Эмоциональный интеллект сотрудников государственных организаций: Акмеолошческий подход / Т.П. Березовская //Акмеология. - 2008. - № 1. - С. 63-70.
12. Бодалев, А.А. Психологическое общение / А.А. Бодалев. - М.: изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «Модек», 1996. - 256 с.
13. Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные труды. - М.: изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «Модек», 1996. - 256 с.
14. Бодров, В.А. Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала/В.А. Бодров. - М., 1991. - С. 34-44.
15. БОЙКО, В.В. Энергия эмоций в общении: Взгляд на себя и на других / В.В. БОЙКО. - М.: «Филинъ», 1996. - 472 с.
16. Болотова, А.К. Человек и время в ситуации социальной нестабильности / А.К. Болотова// Общественные науки и современность. - 1997. - № 6. - С. 38-44.
17. Большаков, В.Ю. Психотренинг / В.Ю. Большаков. - М.: Служба доверия, 1994. - 316 с.
18. БОЛЬШОЙ психологический словарь. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003,¬566 с.
19. Бондаренко, А.Ф. Личностное и профессиональное самоопределение отечественного психолога-практика / А.Ф. Бондаренко // Московский психотерапевтический журнал. - 1993,- N 1. - С. 63-76.
20. Борытко, Н.М. В пространстве воспитательной деятельности / Н.М. Борытко. - Волгоград: Перемена, 2001. - С. 48.
21. Бреслав, Г.М. Психология эмоций / Г.М. Бреслав. - М.: Смысл; издательский центр «Академия», 2004. - 544 с.
22. Брушлинский, А.В. Субъект: мышление, учение, воображение / А.В. Брушлинский. - М., 1996. - 354 с.
23. Вайсбах, X. Эмоциональный интеллект / X. Вайсбах, У Дакс: пер. А.В. Павлов. - М.: ЛИК-Пресс, 1998. - 160 с.
24. Бачков, И.В. Введение в профессию «психолог»: учебное пособие / В.И. Бачков, И.Б. Гриншпун, Н.С. Пряжников; под ред. И.Б. Гриншпуна. - М.: изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: изд-во НПО «Модек», 2003,- 464 с.
25. Величковский, Б.М. Когнитивная наука и психологические проблемы изучения интеллекта / Б.М. Величковский // Компьютеры и познание. - М.: Наука, 1990. - С. 26.
26. Берняева, ТА. Профессионально-личностный портрет психолога: диссертация кандидата психологических наук: 19.00.03 Санкт- Петербург, 1997 200 е.: 61:98-19/81-5
27. Выготский, Л.С. О двух направлениях в понимании природы эмоций в зарубежной психологии в начале XX века / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - 1968. - № 2,- С. 157-159.
28. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций / Л.С. Выготский. - М.: изд-во АПН РСФСР, 1960. - 55 с.
29. Габай, Т.Б. Педагогическая психология / Т.Б. Габай. - М., 2003. - С. 112¬116.
30. Ганин, Е.А. Педагогические условия использования современных информационных и коммуникационных технологий для самообразования будущих учителей [Электронный ресурс] / Е.А. Ганин, 2003,- Режим доступа: http ://ito.edu.ru/2003/VII/VII-0-1673.html
31. Гарднер, Г. Структура разума: теория множественного интеллекта / Г. Гарднер. - Москва: изд-во «Вильяме», 2007. - 512 с.
32. Головин, С.Ю. Словарь психолога-пракгика / С.Ю. Головин. - Минск,
2001. -497 с.
33. Горскова, ЕЕ Введение понятия эмоционального интеллекта в психологическую культуру / ЕЕ Горскова // Ананьевские чтения: Тез. науч.-пракг. конф. - СПб., 1999. - С. 45-48.
34. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект (перевод с английского) / Д. Гоулман. - Владимир: издательство «АСТ», 2009. - 107 с.
35. Гоулмен, Д. Эмоциональное лидерство: искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Д. Гоулмен, Р. Бояцис, Э. Макки: пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. - 301 с.
36. Гоулмен, Д. Эмоциональный интеллект: спорные вопросы и распространенные заблуждения / Д. Гоулмен, Р. Эммерлинг // Отдел кадров. - 2004. - № 8. - С. 121-125.
37. Гришанова, И.А. Регулятивная деятельность обучаемого как показатель уровня сформированности его коммуникативной успешности / И.А.
Гришанова // Интеллектуальные системы в производстве. - 2006. - №1(7). - С. 151-158.
38. Демина, Л.Д. Эмоциональный интеллект как структурнообразующий компонент психологической культуры личности / Л.Д. Демина, ТВ. Манякина // Известия алтайского государственного университета. - 2010. - No 3. - С. 57-59.
39. Деревянко, С.П. Развитие эмоционального интеллекта в тренинговых группах / С.П. Деревянко // Психологический журнал. - 2008. - № 2.1. - С. 79-84.
40. Диагностика «эмоционального интеллекта» (Н. Холл) / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: изд-во института психотерапии,
2002. - С. 57-59.
41. Дрогобыцкий, А.И. Эмоциональный интеллект современного менеджера / А.И. Дрогобыцкий // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: социально-экономические науки. - 2007. - Т. 7. - №2. - С. 111-116.
42. Дубровина, И.В. Психология: учебник для студ. сред. пед. учеб, заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; под ред. И.В. Дубровиной. - М.: издательский центр «Академия», 1999. - 464 с.
43. Егорова, О.В. Эмоциональный интеллект и его развитие у студентов педагогического колледжа / О.В. Егорова // МИТС-НАУКА: Международный научный вестник: Сетевое электронное научное издание. - 2006. - № 4. - С. 35.
44. Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности / О.П. Елисеев. - СПб.: Питер, 2001. - С. 326-327.
45. Емельянов, Ю.И. Активное социально-психологическое обучение: монография / Ю.И. Емельянов. - Л.: ЛГУ, 1985.
46. Загвоздкин, В.К. Эмоциональный интеллект и его развитие в условиях семейного воспитания / В.К. Загвоздкин // Культурно-историческая психология. - 2008. - № 2. - С. 97-103.
47. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учеб, пособие для пед. вузов / И.А. Зимняя. - Ростов н/Д: Феникс, 1997. - 480 с.
48. Иванова, С.П. психология полисубъектного взаимодействия в социально-педагогической среде / С.П. Иванова. - Псков, 2000. - 278 с.
49. Изард, К. Психология эмоций / К. Изард. - СПб.: изд-во «Питер», 2006,¬464 с.
50. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. - СПб.: изд-во «Питер», 2001.-783 с.
51. Калинина, В.Н. Математическая статистика / В.Н. Калинина, В.Ф. Панкин. - М.: Высш, шк., 1998. - 178 с.
52. Карпов, А.В. Прикладные аспекты проблемы эмоционального интеллекта / А.В. Карпов, А.С. Петровская // Современные проблемы прикладной психологии: Мат. Всерос. научно-пракг. конф. Том III. - Ярославль, 2006. - С. 268-273.
53. Карпов, А.В. Исследование влияния эмоционального интеллекта на управленческую деятельность / А.В. Карпов, А.С. Петровская // Вестник интегративной психологии. Вып. 2. - 2007. - С. 106-115.
54. Котова, И.Б. Педагог: профессия и личность / И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов. - Ростов н/Д.: изд-во Ростовского Педуниверситета, 1997. - 144 с.
55. Кузьмина, Н.В. Формирование педагогических способностей / Н.В. Кузьмина. - Л.: ЛГУ, 1961. - 165 с.
56. Куницына, В.Н. Межличностное общение / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Поголына. - СПб.: Питер, 2001. - 267 с.
57. Куницына, В.Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношение / В.Н. Куницына //
Теоретические и прикладные вопросы психологии. - СПб.: СПбГУ, 1995(2). - 160 с.
58. Куракина, А. О. Психолого-педагогические условия развития
социального интеллекта у студентов педагогических специальностей // Новината за напреднали наука: материали за 8-а международна научна практична конференция. - Т. 19. Психология и социология. - София: БялграД-БгооД, 2012. - С. 36-38.
59. Лукичева, М.А. Развитие социального интеллекта у студентов-будущих педагогов: автореф. дис. ... д-рапсихол. наук. - Курск, 2004. - 38 с.
60. Люсин, Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекге / Д.В. Люсин // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. - М.: институт психологии РАН, 2004. - С. 29-36.
61. Люсин Д.В. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования. - М.: институт психологии РАН, 2004. - 175 с.
62. Люсин, Д.В. Эмпирический анализ категоризации эмоций / Д.В. Люсин // Вопросы психологии. - 1999. - № 2. - С. 50-60.
63. Люсин, Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник Эмин / Д.В. Люсин // Журнал «Психологическая диагностика». - 2006. - № 4. - С. 3-22.
64. Манойлова, М.М. Тренинг развития эмоционального, интеллекта педагога: от планирования к действию / М.М. Манойлова // Школьные технологии. - 2007. - № 2. - С. 126-137.
65. Манянина, ТВ. Функциональные особенности эмоционального интеллекта в психологической культуре личности // Проблемы развития человека: Психологический и педагогический аспекты : межвузовский сборник научных трудов. - Армавир, изд-во ПОЛИПРИНТ, 2010. - С. 148-158.
66. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М.: «Знание», 1996. - 308 с.
67. Матвеева, Л.Г. Опыт разработки методики диагностики эмоционального интеллекта / Л.Г. Матвеева, Д.В. Горшенин // Психология: Журнал Высшей школы экономики. - 2007. - Т. 4. - № 4. - С. 149-160.
68. Межличностное общение: Хрестоматия / под ред. Казариновой Н.В., ПоголынаВ.М. - СПб.: изд-во «Питер», 2001. - 512 с.
69. Мещерякова, И.Н. Значение эмоционального интеллекта для спортсменов / И.Н. Мещерякова // Научно-методический журнал: Культура физическая и спорт. - Воронеж, 2010. - №1(26). - С.36-38.
70. Митина, Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях / Л.М. Митина // Вопросы психологии. - 1997. - № 4. - С. 28-38.
71. Митина, Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя / Л.М. Митина. - М.: Академия, 2004. - 320 с.
72. Михайлова (Алешина), Е.С. Методика исследования социального интеллекта: руководство по использованию / Е.С. Михайлова (Алешина). - СПб.: Гп «Иматон», 1996.
73. Нельке, М. Техники креативности / М. Нельке. - М: Омега-Л, 2006.
74. Николаева, Е.И. Психология детского творчества / Е.И. Николаева. - СПБ: Питер, 2010.
75. Орестова, Е.А. Эмоциональный интеллект: современные представления и перспективы исследования / Е.А. Орестова, А.А. Садокова, Л.Н. Вахрушева // Cathedra кафедра: Стоматологическое образование. - 2008. -Т. 7. -№3. - С. 66-70.
76. Орме, Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха / Г. Орме. - М: Ксп+, 2003. - 272 с.
77. Пашина, А.Х. О структуре эмоционального слуха / А.Х. Пашина // Психол. Ж-л. - 1992. - Т.13. - № 3. - С. 36-42.
78. Пиаже, Ж. Избранные психологические произведения / Ж. Пиаже. - М.: Наука, 1969. - 85 с.
79. Пиаже, Ж. Психология интеллекта / Ж. Пиаже. // Избранные психологические труды. - М., 1969. - 231 с.
80. Петровская, Л.А. Компетентность в общении / Л.А. Петровская. - М.: изд-во МГУ, 1989. - 216 с.
81. Плигин, А.А. Личностно-ориентированное образование: история и практика / А.А. Плигин. - М: Ксп+, 2003. - 432 с.
82. Практический интеллект / Р.Дж. Стернберг, Дж.Б. Форсайт, Дж. Хедланд. - СПб.: Питер, 2002. - 272 с.
83. Прутченков, А. С. Свет мой, зеркальце, скажи: Методические разработки социально-психологических тренингов / А.С. Прутченков. - М.: Новая школа, 1996. - 144 с.
84. Психология мотивации и эмоций: Хрестоматия / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. - М.: изд-во «Черо, Мпси, Омега-Л», 2006. - 367 с.
85. Психология: учебно-методический комплекс по дисциплине : практикум / М-во образования и науки Рос. Федерации, ФГБОУ ВПО "Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова"; [сост. Е.А. Бабицкая, А.В. Корниенко, А.А. Ширяева]. - Абакан: изд-во ФГБОУ ВПО "Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова", 2013. - 164 с.
86. Психология эмоций: хрестоматия / под ред. В. Вилюнаса. - СПб.: изд-во «Питер», 2007. - 496 с.
87. реан, А.А. Психология и педагогика / А.А. Реан, Н.В. Борцовская, С.И. Розум. - СПб.: Питер, 2002. - 432 с.
88. Ребер, А. Большой толковый психологический словарь: В 2 т. / А. Ребер. - М.: Вече, 2000. -Т.1. - 592 с.
89. Рейковский, Я.А. Экспериментальная психология эмоций / Я.А. Рейковский. - М.: Прогресс, 1979. - С. 133-179.
90. Роберте, РД. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике / РД. Роберте, Дж. Мэттьюс, М. Зайднер, Д.В. Люсин // Психология: Журнал Высшей Школы Экономики. - 2004. - Т. 1. -№4. -С. 3-24.
91. Ростовых, Д.А. Социальный интеллект российского студенчества: анализ экспертных оценок проблем формирования и развития / Д.А. Ростовых // сб. науч. докл. и тез. междунар. конф. «Техническая и профессиональная подготовка кадров для решения перспективных научных и технологических задач в целях устойчивого развития». - М: изд-во МЦОС, 2001 - С. 117-120.
92. Ростовых, Д.А. Социальный интеллект: актуальные проблемы исследования / Д.А. Ростовых // Российское общество и государство в условиях информатизации: Мат. науч.-пракг.конф,- М.: МОИУ, 2004. - С. 145-149.
93. Ростовых, Д.А. Теоретико-методологические подходы к анализу феномена социального интеллекта / Д.А. Ростовых // Поиск: Философия. Экономика. Право. Информационные технологии: ежегодн. сб. науч. ст. - М.: МОИУ, 2005. - С. 58-64.
94. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1973. - 423 с.
95. Савенков, А.И. Эмоциональный и социальный интеллект как предикторы жизненного успеха / А.И. Савенков // Вестник практической- психологии образования. - 2006. - № 1 (6). - С. 30-39.
96. Садокова, А.В. Методика исследования эмоционального интеллекта подростков / А.В. Садокова, П.М. Воронкина // Психологическая диагностика. - 2006. - №3. - С. 68-83.