Введение 3
Глава I. Психолого-педагогические и нормативные основания формирования математической компетентности обучающихся 9-х классов в
процессе обучения алгебре и геометрии 11
1.1. Математическая компетентность обучающихся 9-х классов как
педагогический феномен 11
1.2. Структура и критерии сформированности математической
компетентности обучающихся 9-х классов 17
1.3. Методическая модель формирования математической
компетентности учащихся 9-х классов 29
Выводы по I главе 35
Глава II. Методика формирования математической компетентности обучающихся 9-х классов в процессе обучения алгебре и
геометрии 36
2.1. Целевой и содержательный компоненты методики формирования
математической компетентности обучающихся 9-х классов в процессе обучения алгебре и геометрии 36
2.2. Методы, формы и средства формирования математической
компетентности обучающихся 9-х классов в процессе обучения алгебре и геометрии 45
2.3. Описание и результаты опытно-экспериментальной работы по реализации модели формирования обучающихся 9-х классов в процессе
обучения алгебре и геометрии 76
Выводы по II главе 87
Заключение 88
Библиографический список 90
В настоящее время в современном мире востребована личность, способная к постоянному обновлению и повышению уровня своих знаний, умеющая применять их в измененной ситуации, готовая творчески подходить к решению возникших проблем. В связи с этим перед общеобразовательными учреждениями встает задача формирования различных компетентностей обучающихся, что особенно важно в старшем школьном возрасте, характеризующемся осознанным приобретением научных знаний и общетрудовых умений для дальнейшей профессиональной деятельности.
Системно-деятельностный и компетентностный подходы в образовании в дополнение концепции «усвоения знаний, умений и навыков» предполагают освоение обучающимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни, а особенно в новых, неопределенных, проблемных ситуациях. Предполагается, что в основу обновленного содержания общего образования будет положено формирование и развитие ключевых компетенций учеников.
Помимо ключевых компетенций, общих для всех предметных областей, выделяются и предметные компетенции. В частности, математическая компетенция, которая способствует адекватному применению математики для решения возникающих в повседневной жизни проблем.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО), (5-9 классы), формулирует требования к, основным метапредметным и предметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, с помощью которых можно охарактеризовать сформированность математической компетентности.
свидетельствует о развитии интеллектуальных, исследовательских и творческих умений школьника, способствует их дальнейшему совершенствованию в старших классах. Формирование математической компетентности школьников является одним из эффективных средств его приобщения к методам научного познания, так как направлено на овладение общими логическими приёмами мышления (индукция, дедукция, анализ, синтез, аналогия, обобщение, абстрагирование, конкретизация), необходимыми как в любой профессии, так и в повседневной деятельности, будь это обычное рассуждение или сложный процесс выдвижения гипотез.
Поскольку образовательные учреждения всех уровней призваны решать общую социально-педагогическую задачу формирования личности с активным отношением к действительности, проблема формирования математической компетентности как качества, определяющего личностный рост школьника и обеспечивающего эффективность образовательного процесса, приобретает особую значимость.
Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что в настоящее время накоплен определенный объем знаний, необходимых для постановки и решения проблемы корректировки образовательного процесса с целью формирования математической компетентности обучающихся.
...
В ходе исследования гипотеза подтвердилась частично, решены поставленные задачи, получены следующие результаты и выводы.
Выявлена сущность понятия «математическая компетентность» как личностного качества, характеризующегося освоенностью совокупности математических компетенций, и понятия «математическая компетенция» как требования к математической подготовке выпускника обучающихся 9-х классов общеобразовательной школы.
Проведено содержательное наполнение основных структурных компонентов математической компетентности: когнитивный,
праксиологический, аксиологический, на основе требований ФГОС ООО к математической подготовке обучающихся 9-х классов.
Разработана методическая модель формирования математической компетентности обучающихся 9-х классов в процессе обучения алгебре и геометрии, в основе построения которой лежат общие принципы разработки модели (ингерентности, простоты, адекватности, нормативности, последовательности) и дидактические принципы формирования математической компетентности (целостности, адаптивности, поэтапности, междисциплинарности, преемственности, активности).
Раскрыт целевой компонент методики формирования математической компетентности, основой которого выступают математические компетенции обучающихся 9-х классов, разработанные на основе анализа целей и задач математической подготовки, обучающихся 9-х классов, требований к результатам освоения и структуре общеобразовательной программы и нормативных требований в формате ФГОС.
Создана методика формирования математической компетентности, содержательной основой которой является совокупность методов, форм и средств обучения алгебре и геометрии способствующая эффективному формированию математической компетентности обучающихся 9-х классов в процессе обучения алгебре и геометрии.
Подтверждена результативность методики формирования
математической компетентности, включающая когнитивный,
праксиологический, аксиологический компонент сформированности, которые раскрываются в показателях и уровнях их проявления (низкий, средний, высокий).
Дальнейшее исследование может быть связано с развитием идеи формирования математической компетентности и созданием альтернативных методик ее реализации в процессе обучения алгебре и геометрии обучающихся 9-х классов.