Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты проблемы формирования межкультурной коммуникативной компетенции старшеклассников 9
1.1 Сущность понятий «межкультурная коммуникативная компетенция» и «социокультурная компетенция» 9
1.2. Особенности поликультурного образовательного пространства общеобразовательной школы 29
1.3. Современные тенденции и проблемы в изучении иностранного языка как средство формирования межкультурной коммуникативной компетенции у
старшеклассников 36
Выводы по главе 1 53
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию межкультурной коммуникативной компетенции у старшеклассников при изучении иностранного языка в поликультурном образовательном
пространстве 55
2.1. Выявление условий формирования и диагностика уровня
сформированности межкультурной коммуникативной компетенции у старшеклассников при изучении иностранного языка в поликультурном образовательном пространстве 55
2.2. Модель формирования межкультурной коммуникативной компетенции у старшеклассников при изучении иностранного языка в поликультурном
образовательном пространстве 64
2.3. Анализ и интерпретация результатов экспериментальной работы по
формированию межкультурной коммуникативной компетенции
старшеклассников в условиях поликультурной среды 82
Выводы по главе 2 89
Заключение 92
Список литературы 94
Приложения 101
Актуальность исследования. Современное российское общество сталкивается с острыми социально-политическими, межэтническими и межкультурными проблемами. Именно образование всегда помогало сохранению устойчивости общества, модификации форм и типов взаимоотношений людей, взаимодействию культур. В данном контексте в федеральной программе развития образования в качестве главной задачей определяется формирование личности, готовой к активной творческой деятельности в современной поликультурной и многонациональной среде, и которая сохраняет свою социально-культурную идентичность, стремится к пониманию других культур, уважает иные культурно-этнические общности, умеет жить в мире и согласии с представителями разных национальностей, рас и верований. Данная установка имеет большое значение в любой ситуации развития полиэтнического общества, в современных же условиях приобретает особую остроту и важность.
Современное состояние общества характеризуется усилением социальной мобильности, миграции, развитием культурных контактов всех уровней, резкими изменениями ценностных ориентиров. При этом во всех сферах отмечается повышение уровня межэтнической агрессии, культурной нетерпимости, религиозного и этнического экстремизма. Корни проблем лежат в актуализации архаических способов отношения к миру. Все вышесказанное делает особенно актуальной проблему формирования толерантного сознания и межкультурной компетенции как стабильных характеристик личности подрастающего человека. Решение этой проблемы становится сегодня действительным приоритетом педагогической науки и практики.
По мнению ряда ученых (Н.Д. Гальскова [14], Т.В. Куприна [31], М. Byram [62]), межкультурная коммуникативная компетенция является ключевой компетенцией современного образования. Однако можно констатировать недостаточную изученность проблемы, так как 3
большинство работ, посвященных исследованию формирования межкультурной коммуникативной компетенции, в качестве объекта имеют главным образом учебный процесс в высшей школе и формирование личности бакалавра и магистра (Н.Б. Круглова [30], Т.В. Куприна [31], И.Л. Плужник [37], И.М. Шеина [55]).
Целью исследования являются разработка, теоретическое обоснование и проверка эффективности модели формирования межкультурной коммуникативной компетенции у старшеклассников в поликультурном образовательном пространстве.
Объект исследования - образовательный процесс в поликультурном образовательном пространстве.
Предмет исследования - процесс формирования межкультурной коммуникативной компетенции у старшеклассников в поликультурном образовательном пространстве.
Гипотезой исследования явилось предположение о том, что формирование межкультурной коммуникативной компетенции у старшеклассников будет эффективно, если:
1. разработана и научно обоснована модель формирования межкультурной коммуникативной компетенции;
2. содержание обучения иностранному языку насыщено информацией, отражающей культурное многообразие мира;
3. учтены возрастные особенности социокультурного самоопределения старшеклассников в выборе форм, методов и приемов формирования межкультурной коммуникативной компетенции;
...
Результаты проведенного теоретического исследования проблемы формирования межкультурной коммуникативной компетенции и опытноэкспериментальной работы по ее формированию подтвердили все положения гипотезы и позволяют заключить, что формирование межкультурной коммуникативной компетенции старшеклассников является одной из целей современного образования. Именно система образования должна способствовать снятию напряженности в современном полиэтническом мире и способствовать постепенному переходу от прежних этноцентрических взглядов к новым этнорелятивистским, более соответствующим реалиям глобализирующегося мира. Формирование исследуемой компетенции принципиально основано на современных тенденциях гуманизации образования, в соответствии с которыми обучающийся становится полноправным участником учебного процесса.
Обучение иностранным языкам в контексте межкультурной парадигмы является перспективным направлением, имеющим большой личностно развивающий потенциал, позволяющий сформировать у обучающегося способность и готовность к осуществлению различных видов речемыслительной деятельности с представителями иных лингвосоциумов.
Целью настоящего исследования была разработка, теоретическое обоснование и проверка модели формирования межкультурной коммуникативной компетенции старшеклассников в условиях
поликультурной среды. Формулировка цели определила ряд задач, обусловливающих ее достижение. В соответствии с первой задачей были определены сущность и структура межкультурной коммуникативной компетенции.
Разработанная модель носит синтетический характер: сочетая в себе различные элементы, она направлена на формирование межкультурной коммуникативной компетенции старшеклассников. Фактически каждый элемент методики нацелен на решение основной цели исследования, работает 92
как средство достижения основных и промежуточных задач исследования. Такое построение модели находится в точном соответствии с системным подходом, когда методика представляет собой целостную систему, функциональным свойством которой является способность формирования межкультурной коммуникативной компетенции старшеклассников.
Таким образом, разработанная и представленная в работе модель отражает специфику, особенности, структуру и содержание, характерные для формирования межкультурной коммуникативной компетенции.
Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы доказали эффективность разработанной модели формирования межкультурной коммуникативной компетенции.
Результаты экспериментальной работы по формированию
межкультурной коммуникативной компетенции старшеклассников в процессе изучения иностранного языка в условиях поликультурной среды свидетельствуют об эффективности разработанной модели и
целесообразности ее применения.
Полученные данные свидетельствуют о том, что обозначенная во введении цель работы является достигнутой, задачи решенными, а гипотеза доказанной.
Так как формирование межкультурной коммуникативной компетенции происходило в основном средствами английского языка и с опорой на культурные традиции англоговорящих стран, перспективным направлением дальнейших исследований нам видится изучение разработанной методики в условиях широкого разнообразия современных социокультурных и языковых традиций.
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: минобрнауки.рф/документы/2974 (Дата обращения 29.05.2017).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего
(полного) общего образования от 17 мая 2012г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.минобрнауки.рф/документы/2365 (Дата обращения
24.09.2016).
3. Анненкова А. В. Межкультурная коммуникативная компетенция как цель обучения иностранным языкам в языковом вузе / А.В. Анненкова // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2009. - №102. - C.121-125.
4. Барышников Н.В. Параметры обучения межкультурной коммуникации в средней школе / Н.В. Барышников // Иностранные языки в школе. - 2002. - №2. - С.28-32.
5. Башмакова Н. И. Мировые тенденции развития высшего образования в XXI веке: видение ЮНЕСКО и практика реформ //Высшее образование сегодня. - 2007. - №. 1. - С. 28-30.
6. Библер Владимир Соломонович Диалог культур: школа XXI века [Книга]. - Кемерово: Алеф, 1993.
7. Благов Ю. В. Поликультурно-мировоззренческий потенциал иностранных языков и литературы: межпредметная интеграция //Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2010. - Т. 12. - №. 5-2.
8. Бондаревская Е. В. Гуманитарная миссия воспитания в современном мире //высшая школа: опыт, проблемы, перспективы. - 2016. - С. 26-44.
9. Будник А. С. Формирование межкультурной коммуникативной компетенции старших школьников аудиовизуальными средствами/ А.С. Будник // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2012. -№150. - С.232235.
10. Вежбицкая А. Язык. Культура //Познание. М. - 1996. - С. 289.
11. Воевода Е. В. Формирование межкультурной компетенции: проблемы и пути их решения //Языковой дискурс в социальной практике: сб. науч. тр. Междунар. науч.-практ. конф. - 2013.
12. Выготский Л. С. Мышление и речь. - Directmedia, 2014.
13. Выжлецов Г. П. Аксиология в системе философского знания //Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Политология. Международные отношения. - 2010. - №. 4.
14. Гальскова, Н.Д. Межкультурное обучение: проблема целей и
содержания обучения иностранным языкам / Н.Д. Гальскова // Иностранные языки в школе. - 2004. - №1. - С. 3-8.
15. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам/ Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. - М.: Академия, 2006.- 336 с.
16. Гребенщикова Е. А. Развитие этнической толерантности у подростков //Кафедра психологии образования. - 2016.
... всего 77 источников