Введение 4
1 Теоретические основы использования эвристических методов обучения... 7
1.1 Эвристическое обучение в основной школе 7
1.2 Понятие и характеристика эвристических методов обучения 12
2 Методические рекомендации по использованию эвристических методов обучения на уроках математики в основной школе 21
2.1 Организация и методы исследования. Анализ и интерпретация результатов констатирующего эксперимента 21
2.2 Методические рекомендации по использованию эвристических метод обучения на уроках математики в основной школе 28
Заключение 46
Список использованных источников 48
Приложение А Задания на когнитивный метод обучения 53
Приложение Б Задания на креативный метод обучения 57
Приложение В Задания на оргдеятельностный метод обучения 62
Современное общество изменилось на столько, что от человека требуются такие качества, как инициативность, предприимчивость, изобретательность, способность быстро и правильно принимать решения, а это невозможно без умения работать творчески и самостоятельно.
В следствие этого в педагогической науке и практике на первом плане стоит формирование творческой личности, в особенности одного из главных личностных компонентов - мышления. Идут активные поиски новых форм, методов и средств организации учебной и воспитательной деятельности, направленных на развитие умственных способностей учащихся, их творческого потенциала.
При этом уровень овладения учащимися такими умениями, как находить аналогии, симметрию, инверсию, делать индуктивные предположения и обобщения, выдвигать и проверять гипотезы до сих пор остается низким. Таким образом, стоит задача формирования таких мыслительных умений, способность осуществлять которые будет свидетельством сформированное™ эвристического мышления.
Д. Пойа впервые обратил внимание на необходимость обучения поиску путей решения нестандартных задач, методы и приемы решения которых неизвестны. Использование разработанного им «метода эвристических вопросов» позволяет собирать дополнительную информацию о задаче и направляет к эвристическому поиску.
В настоящее время в научной литературе разработано достаточное количество эвристических методов решения задач. Большинство из них не ориентировано на использование в школьной практике преподавания. Однако в массовой образовательной практике эвристические методы используются недостаточно широко. Наиболее распространено обучение школьников алгоритмам и способам решения типовых задач с последующим выполнением большого их количества.
Все вышесказанное подтверждает актуальность темы данной работы «Использование эвристических методов обучения на уроках математике в основной школе».
Цель исследования - рассмотреть использование эвристических методов обучения на уроках математики в основной школе.
Объект исследования - процесс обучения математике в основной школе.
Предмет исследования - эвристические методы обучения.
Для достижения цели, были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие эвристического метода обучения;
2. Рассмотреть характеристику эвристических методов обучения;
3. Организовать констатирующий эксперимент исследования, с целью проверки использования эвристических методов обучения на уроках математики учителями в основной школе;
4. На основе констатирующего эксперимента разработать методические рекомендации по использованию эвристических методов обучения на уроках математики.
Методической основой выступили труды исследователей: Я. А. Коменского [15], П. Ф. Каптерева [13], А. В. Хуторского [42, 43, 45, 46], В. М. Брадиса [4].
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ литературы; обобщение, сравнение и систематизация имеющихся представлений по проблеме исследования;
2. Методы сбора эмпирических данных: анкетирование;
3. Методы интерпретации и описания данных: количественный и качественный анализ результатов.
Этапы исследования:
Первый этап (сентябрь - ноябрь 2021) - анализ литературы по теме исследования, определение цели, объекта, предмета, постановка задач. Подготовка экспериментального исследования...
В современной научно-методической литературе имеют место множество определение понятия эвристические методы обучения. В каждом толковании этих терминов есть что-то общее сближающее их все, но в то же время и прослеживается и собственное видение каждого автора, отличающее все определения друг от друга. Изучив литературу по использованию эвристических методов обучения на уроках математики в основной школе в след за А. В. Хуторским под эвристическими методами обучения будем понимать, что это обучение, ставящее целью конструирования учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания [45, с. 358].
А. В. Хуторской [42, с. 331] классифицирует методы эвристического обучения на когнитивные, креативные и оргдеятельностные.
Для изучения использования эвристических методов обучения на уроках математики был разработан и проведен констатирующий эксперимент с целью проверки использования эвристических методов обучения на уроках математики учителями в основной школе.
Исследование проводилось на базе Муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений города Лесосибирска Красноярского края.
Проанализировав результаты анкетирования, мы пришли к выводу, что только 30% опрошенных учителей используют эвристические методы обучения. А также выявили причины затруднений в использовании эвристических методов обучения на уроках учителями: недостаток методической литературы, содержащей конспектов уроков, дидактического материала (разнообразие карточек, практикумов, тренажеров и т.д.) по использованию эвристических методов обучения; затрата большого количества времени на подготовку к организации урока с использованием эвристического метода обучения.
На основе анализа и интерпретации результатов констатирующего эксперимента были разработаны методические рекомендации и конспекты уроков по использованию эвристических методов обучения на уроках математики в основной школе. В методических рекомендациях представлена инструкция по использованию когнитивных, креативных, оргдеятельностных методов обучения на уроках математики учителями в основной школе.
В результате исследования цель была достигнута, поставленные задачи решены.
1. Андреев, В. И. Эвристика для творческого саморазвития / В. И. Андреев. - Казань : Центр инновационных технологий 2017. - 372 с.
2. Андреев, В. И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. - Казань : Центр инновационных технологий 2018. - 608 с.
3. Атанасян, Л. С. Геометрия 7-9 классы : учебное пособие для общеобразовательной организации / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов. - Москва : Просвещение, 2014. - 383 с.
4. Брадис, В. М. Методика преподавания математики в средней школе / В. М. Брадис. - Москва : Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1954. - 504 с.
5. Виноградова, Л. В. Методика преподавания математики в средней школе: учебное пособие / Л. В. Виноградова. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2005. - 252 с.
6. Далингер, В. А. Познавательный интерес учащихся и его развитие в процессе обучения математике / В. А. Далингер, Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Выпуск 3-1. 2018. - С. 131-137.
7. Далингер, В. А. Методика обучения математике. Учебное пособие для вузов / В. А. Далингер, Л. П. Борисова. - 2-е издание - Москва : Юрайт, 2020. - 187 с.
8. Далингер В. А. Методика развивающего обучения математике. Учебное пособие для вузов / В. А. Далингера, Н. Д. Шатова. - 2-е издание - Москва : Юрайт, 2022. — 297 с.
9. Зайцев, В. Н. Практическая дидактика. Учебное пособие / В. Н. Зайцев. - Москва : Народное образование, 2019. - 224 с.
10. Зубарева, И. И. Математика. 5 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович - 9-е издание стер. - Москва : Мнемозина, 2009. - 270 с.
11. Ильина, Т. А. Педагогика / Т. А. Ильина. - Москва : Просвещение, 1984. - 495 с.
12. Кабанов-Миллер, Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственного развития учащихся / Е. Н. Кабанов-Миллер. - Москва : Просвещение, 1984. - 387 с.
13. Каптерев, П. Ф. Эвристическая форма обучения в народной школе / П. Ф. Каптерев. - Москва : Педагогика, 1990. - 221 с.
14. Колеченко, А. К. Энциклопедия педагогических технологий. Пособие для преподавателей / А. К. Колеченко. - Санкт-Петербург : КАРО, 2017. - 368 с.
15. Коменский, Я. А. Великая дидактика / Я. А. Коменский. - РСФРС : Наркомпрос, 1939. - 320 с....(50)