ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ НОРМАТИВНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ «ДНЯ
ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1. Общие требования к организации и проведению «Дня защиты детей» в
образовательной организации 7
1.2. Планирование и подготовка проведения «Дня защиты детей» 10
1.3. Организационные особенности проведения «Дня защиты детей» 16
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ «ДНЯ ЗАЩИТЫ
ДЕТЕЙ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 21
2.1. Роль преподавателя ОБЖ в подготовке и проведении «Дня защиты
детей» 21
2.2. Методика проведения «Дня защиты детей» в образовательной
организации 23
2.3. Сравнение эффективности предлагаемых методических рекомендаций 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55
Сегодняшнее развитие, воспитание и защита детей являются непременными условиями развития человечества в будущем. Сохранение здорового поколения, обеспечивает стабильное общество. В приоритете стоят вопросы, связанные с защитой детей от возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, потому что подрастающее поколение это база будущего общества, и важнейшим результатом этого вклада должно стать формирование у молодого поколения уверенности в завтрашнем дне.
День защиты детей (ДЗД), как самостоятельное направление по защите будущего поколения, является эффективной формой нравственного, физического, эмоционального развития личности, воспитания патриотизма обучающихся; способствует формированию навыков безопасного поведения в экстремальных и ЧС дома, на улице и в окружающей среде.
Дети старшего возраста лучше понимают чрезвычайный характер ситуации и в определенной степени более уязвимы, чем дети младшего возраста. Для того чтобы обучающиеся почувствовали себя защищенными, необходимо на постоянной основе формировать и поддерживать развитие системы комплексной безопасности.
Решение этой проблемы возможно только через образование и воспитание. Необходимо обучать всех людей (особенно подрастающее поколение) безопасной жизнедеятельности в реальном мире.
Образовательная организация (ОО) уникальная площадка, где человек находится 11 лет, поэтому необходимо использовать эффективные мероприятия, в том числе и учебный процесс, и одним из моментов в этой работе является организация и проведение ДЗД, потому что его регулярность каждый год.
Образовательные организации являются составной неотъемлемой частью огромной и сложной инфраструктуры города, поселка или другого 3
населенного пункта. При возникновении на территории города или района ЧС природного и техногенного характера, наряду с другими объектами народного хозяйства, необходимо решать задачи по обеспечению защиты персонала и обучающихся. Вместе с тем ОО имеют и свои характерные особенности, связанные, прежде всего с возрастом обучающихся, а также с огромной персональной ответственностью педагогического состава перед родителями за сохранение здоровья и жизни детей.
В уникальности учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) лежит овладение базовыми знаниями и навыками в области безопасности жизнедеятельности, что позволяет обучающимся получить систематизированное представление об опасностях, прогнозировании и поведении в ЧС, научиться оценивать влияние последствий этих ситуаций на жизнь и здоровье людей, вырабатывать алгоритмы безопасного поведения с учетом своих возможностей.
Директор образовательной организации - как руководитель гражданской обороны (ГО), преподаватель - организатор ОБЖ - как уполномоченный по решению вопросов в области ГО и ЧС, безусловно, испытывают определенные трудности, сталкиваясь с необходимостью проведения Дня защиты детей.
Переход в системе образования от начальной военной и допризывной подготовки к новому предмету ОБЖ повлёк переосмысление за собой ранее существовавших методик, понятий, критериев, организации проведения ДЗД. Реализация Федеральных законов и постановлений в области защиты от ЧС на уровне предприятий, организаций и учреждений
осуществляется медленно. Помимо этого обусловлено слабое методическое обеспечение низкой эффективности работы в этом направлении. Не разработаны новые методики, рекомендации и наставления по проведению учений и тренировок.
...
В условиях глобальной проблемы возрастающего числа стихийных бедствий, аварий и катастроф, террористических актов, мир меняется и защита детей через воспитание и обучение обучающихся действиям в ЧС различного характера, основам ГО должно быть стабильным и эффективным. Проведение тренировок и мероприятий в ДЗД это один из путей совершенствования, укрепления знаний, умений и навыков в области ГО и действий в ЧС различного характера.
На основании анализа теоретико-методологической базы были разработаны эффективные методические рекомендации по организации и проведению ДЗД, позволяющие четко определить функции руководящего состава, критерии оценки, учитывать территориальное расположение и методическое оснащение ОО, уровень подготовленности педагогического коллектива к проведению подобного рода мероприятий. Апробация методических рекомендаций с использованием разработанного нами теста позволила сделать вывод о ее эффективности и целесообразности внедрения в образовательный процесс.
Для проведения организованных и качественных мероприятий мы предлагаем несколько практических рекомендаций в этом направлении, что дает возможность получить навыки:
1. Необходимо изучать и анализировать методическую базу к
исследованию проблемы проведения ДЗД в соответствии с
современными требованиями и актуальностью текущего дня;
2. Внимательно изучить всю нормативно - правовую базу, касающуюся организации и проведения ДЗД;
3. Выявлять структурно-содержательные направления в подготовке и проведению ДЗД, подкрепленных законодательной базой (приказами ОУ, ФЗ и т.д.);
4. Заранее пригласить специалистов из управления ГО и ЧС, УВД, МЧС,
пожарной части, медицинских работников и других специалистов;
5. Обязательным этапом в подготовке и проведении ДЗД в обще образовательных учреждениях - выделять КШУ, как залог успешного финала данного мероприятия;
6. Постоянство внедрения в учебный процесс в ОО мероприятий по сохранению жизни и здоровья обучающихся в течении всего учебного года - «повторение - мать учения», а главное практика - это залог отсутствия паники в ЧС;
7. В течение года готовить материально - техническую базу для проведения ДЗД;
8. Положительный настрой, вера в успех за правое дело, а главное заинтересованность всех участников образовательного процесса в важности мероприятия ДЗД приводит к достижению глобального стремления человечества - сохранение жизни и здоровья большей части жителей планеты Земля.
Таким образом, задачи работы полностью выполнены и цель исследования достигнута. И в подведении итогов мы хотим сказать, что через образование, через тренировки достигается уверенность в своих действиях в различных экстремальных и ЧС. Важно для постановки этой работы регулярность проведения эффективных мероприятий в ОО, чтобы на постоянной основе формировать и поддерживать развитие обучающихся.
Материалы, полученные нами, могут служить основой для работы в любой ОО и помогут в проведении мероприятий ДЗД.
1. Вакуленко Т. Б. Итоговое мероприятие «Дня защиты детей»
[Электронный ресурс] // МОУ «Детский дом № 3», г. Новокузнецк, 2009/2010. URL: http://xn--i 1 abbnckbmcl9fb.xn--
p 1 ai/%D 1 %81 %D 1 %82%D0%B0%D 1 %82%D 1 %8C%D0%B8/564611/ (дата обращения: 23.01.2021).
2. Верзилин, М. М. Пожарная тактика / М.М. Верзилин, Я.С. Повзик. - М.: ЗАО «СПЕЦТЕХНИКА НПО», 2017. - 423 с.
3. Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (принята Генеральной Ассамблеей ООН от 30.09.1990г.).
4. Гафнер, В. В. Обучение учащихся принятию решений в опасных ситуациях / В.В. Гафнер, А.Н. Павлова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2016. № 27. С. 10-14.
5. Гафнер В. В. Дети - герои (ОБЖ в действии) [Электронный ресурс] //
ОБЖ: Основы безопасности жизнедеятельности URL:http://xn--
90akw.xn--p1ai/obj/deti-geroi/(дата обращения: 23.01.2021).
6. Декларация прав ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН от 20.11.1959 г.
7. Жеребцова, Л. Праздник спасительных знаний / Л. Жеребцова //Журнал Основы безопасности жизнедеятельности. - 2016. - №4. - С.37-39.
8. Загуменных, К. Э. Педагогические условия формирования основ профессионализма учителя безопасности жизнедеятельности: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. Кирилл Эрнестович Загуменных; Теория и методика профессионального образования. - Курск, 2017. - 23 С.
9. Зеленкова, В. Методическая разработка «Неделя ОБЖ» / В. Зеленкова // Журнал Основы безопасности жизнедеятельности. - 2017. - №2. - С.60-62.
10. Коджаспирова, Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах / Г.М. Каджаспирова. - М: Гардарики, 2018. - 256 с.
11. Калечиц Т.Н. Внеклассная и внешкольная воспитательная работа
[Электронный ресурс] // Курсовая работа. Педагогика, 2015. URL: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=883087 (дата обращения:
23.01.2021).
12. Ковалева, О.В. Отчет о проведении мероприятий, посвященные «Дню защиты детей» / О.В. Ковалева // Методические рекомендации проведения «Дня защиты детей». - 2017.
13. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989г., вступила в силу для СССР 15.09.1990г.).
14. Лихачев, Б.Т. Педагогика: курс лекций / Б.Т. Лихачев. М.: Владос, 2016. - 647 с.
15. Личная безопасность в чрезвычайных ситуациях (Памятка населению) [Электронный ресурс] // Отдел гражданской защиты г. Екатеринбург.
2008. URL: http://furmanovskoe.ru/article/lichnaya-bezopasnost-pri-
chrezvyichaynyih-situatsiyah(дата обращения: 23.01.2021).
...
38 источников