Оценивание результатов обучения информатике в условиях применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты оценивания результатов обучения основному курсу информатики в условиях дистанционного обучения 6
1.1. Проблемы оценивания результатов обучения в условиях дистанционного
обучения 6
1.2. Анализ средств оценивания результатов обучения основному курсу
информатики в условиях дистанционного обучения 12
Выводы по первой главе 17
Глава 2. Разработка и использование онлайн-тренажёра как средства оценивания результатов обучения основному курсу информатики 19
2.1. Проектирование структуры и содержания онлайн-тренажёра для оценивания
результатов обучения основному курсу информатики 19
2.2. Разработка онлайн-тренажёра для оценивания результатов обучения
основному курсу информатики 23
2.3. Методические рекомендации по использованию онлайн-тренажёра в условиях
применения ЭОиДОТ 44
Выводы по второй главе 46
Заключение 48
Библиографический список 50
Приложение 1 54
Приложение 2 56
Приложение 3 58
Приложение 4 60
Приложение 5 62
Приложение 6 64
Приложение 7 66
Приложение 8
Глава 1. Теоретические аспекты оценивания результатов обучения основному курсу информатики в условиях дистанционного обучения 6
1.1. Проблемы оценивания результатов обучения в условиях дистанционного
обучения 6
1.2. Анализ средств оценивания результатов обучения основному курсу
информатики в условиях дистанционного обучения 12
Выводы по первой главе 17
Глава 2. Разработка и использование онлайн-тренажёра как средства оценивания результатов обучения основному курсу информатики 19
2.1. Проектирование структуры и содержания онлайн-тренажёра для оценивания
результатов обучения основному курсу информатики 19
2.2. Разработка онлайн-тренажёра для оценивания результатов обучения
основному курсу информатики 23
2.3. Методические рекомендации по использованию онлайн-тренажёра в условиях
применения ЭОиДОТ 44
Выводы по второй главе 46
Заключение 48
Библиографический список 50
Приложение 1 54
Приложение 2 56
Приложение 3 58
Приложение 4 60
Приложение 5 62
Приложение 6 64
Приложение 7 66
Приложение 8
На сегодняшний день актуальность использования учителями информатики цифровых средств для оценивания результатов обучения в дистанционном и смешанном режимах может быть обоснована за счет следующих утверждений.
Во-первых, государственная политика в сфере образования предполагает активное внедрение цифровых технологий, предполагающих развитие национального информационного образовательного пространства. В состав нацпроекта «Образование» входит приоритетный федеральный проект Министерства Просвещения РФ, который носит название «Цифровая образовательная среда». Его основной задачей является создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней. При этом очевидно, что для каждой школы возникает необходимость в формировании комплексных цифровых средств, которые позволят следовать политике министерства.
Во-вторых, логика и содержание актуальной на 2022 г. версии федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) отражают общемировую тенденцию в реализации личностно ориентированного обучения, называемого также персонализированным. Так, например, А.Ю. Уваров и И.Д. Фрумин подчеркивают, что «переход к ориентированной на результат персонализированной организации образовательного процесса - это одно из условий успешного использования педагогического потенциала цифровых технологий и основанных на их использовании методических решений».
После событий весны 2020 года, когда из -за пандемии коронавирусной инфекции школы страны массово были переведены на удаленный формат обучения, образовательные учреждения стали все чаще прибегать к использованию технологий дистанционного обучения(ДО). Учителя планируют домашние задания с использованием различных сервисов ДО, законные представители переводят детей на индивидуальный план обучения с использованием технологий ДО(например, на время отъезда обучающегося из города), в случае отсутствия педагога на рабочем месте, если нет возможности организовать замещение, также используются возможности ДО.
В современном информационном пространстве существует довольно объемный массив цифровых образовательных ресурсов, в том числе книг, статей, видео, тренажеров, систем автоматизации тестирования, анкетирования и даже тематических онлайн-курсов. Но, как показал контент-анализ мнений педагогов во время педагогической практики, в исходном виде большинство таких средств не подходит для решения задач конкретного учителя информатики при реализации конкретной образовательной программы. Поскольку чаще всего теоретический материал, тренажеры для отработки полученных знаний и задания для оценивания результатов локализованы в различных местах, то есть не позволяют выстраивать образовательный процесс системно.
Таким образом, указанные выше утверждения, с одной стороны, обосновывают актуальность темы выпускной квалификационной работы, с другой - позволяют констатировать противоречие между острой потребностью учителей информатики в современных цифровых средствах, дающих возможность оперативно оценить результат обучения с учетом возрастных, эргономических и дидактических требований и их фактическим отсутствием в информационно-образовательной среде школы.
Проблемой исследования является поиск научно обоснованного ответа на вопрос о том, какие средства могут обеспечить процесс оценки и самооценки результатов обучения основному курсу информатики в дистанционном режиме.
Цель работы заключается в разработке онлайн-тренажёра для оценивания и самооценивания результатов обучения основному курсу информатики и методических рекомендаций по его использованию в условиях применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Объект исследования - процесс обучения информатике в основной школе.
Предмет - цифровые средства для оценивания результатов обучения основному курсу информатики.
Основные задачи исследования:
1. На основе анализа научно-педагогических источников изучить доступные сервисы для дистанционного оценивания результатов обучения.
2. Рассмотреть электронные ресурсы для оценивания результатов обучения основному курсу информатики в процессе подготовки к Основному Государственному Экзамену по информатике.
3. Разработать онлайн-тренажёр для оценивания и самооценивания результатов обучения основному курсу информатики.
4. Разработать методические рекомендации по использованию онлайн - тренажёра в условиях дистанционного обучения.
Во-первых, государственная политика в сфере образования предполагает активное внедрение цифровых технологий, предполагающих развитие национального информационного образовательного пространства. В состав нацпроекта «Образование» входит приоритетный федеральный проект Министерства Просвещения РФ, который носит название «Цифровая образовательная среда». Его основной задачей является создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней. При этом очевидно, что для каждой школы возникает необходимость в формировании комплексных цифровых средств, которые позволят следовать политике министерства.
Во-вторых, логика и содержание актуальной на 2022 г. версии федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) отражают общемировую тенденцию в реализации личностно ориентированного обучения, называемого также персонализированным. Так, например, А.Ю. Уваров и И.Д. Фрумин подчеркивают, что «переход к ориентированной на результат персонализированной организации образовательного процесса - это одно из условий успешного использования педагогического потенциала цифровых технологий и основанных на их использовании методических решений».
После событий весны 2020 года, когда из -за пандемии коронавирусной инфекции школы страны массово были переведены на удаленный формат обучения, образовательные учреждения стали все чаще прибегать к использованию технологий дистанционного обучения(ДО). Учителя планируют домашние задания с использованием различных сервисов ДО, законные представители переводят детей на индивидуальный план обучения с использованием технологий ДО(например, на время отъезда обучающегося из города), в случае отсутствия педагога на рабочем месте, если нет возможности организовать замещение, также используются возможности ДО.
В современном информационном пространстве существует довольно объемный массив цифровых образовательных ресурсов, в том числе книг, статей, видео, тренажеров, систем автоматизации тестирования, анкетирования и даже тематических онлайн-курсов. Но, как показал контент-анализ мнений педагогов во время педагогической практики, в исходном виде большинство таких средств не подходит для решения задач конкретного учителя информатики при реализации конкретной образовательной программы. Поскольку чаще всего теоретический материал, тренажеры для отработки полученных знаний и задания для оценивания результатов локализованы в различных местах, то есть не позволяют выстраивать образовательный процесс системно.
Таким образом, указанные выше утверждения, с одной стороны, обосновывают актуальность темы выпускной квалификационной работы, с другой - позволяют констатировать противоречие между острой потребностью учителей информатики в современных цифровых средствах, дающих возможность оперативно оценить результат обучения с учетом возрастных, эргономических и дидактических требований и их фактическим отсутствием в информационно-образовательной среде школы.
Проблемой исследования является поиск научно обоснованного ответа на вопрос о том, какие средства могут обеспечить процесс оценки и самооценки результатов обучения основному курсу информатики в дистанционном режиме.
Цель работы заключается в разработке онлайн-тренажёра для оценивания и самооценивания результатов обучения основному курсу информатики и методических рекомендаций по его использованию в условиях применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Объект исследования - процесс обучения информатике в основной школе.
Предмет - цифровые средства для оценивания результатов обучения основному курсу информатики.
Основные задачи исследования:
1. На основе анализа научно-педагогических источников изучить доступные сервисы для дистанционного оценивания результатов обучения.
2. Рассмотреть электронные ресурсы для оценивания результатов обучения основному курсу информатики в процессе подготовки к Основному Государственному Экзамену по информатике.
3. Разработать онлайн-тренажёр для оценивания и самооценивания результатов обучения основному курсу информатики.
4. Разработать методические рекомендации по использованию онлайн - тренажёра в условиях дистанционного обучения.
В процессе выполнения выпускной квалификационной работы были выполнены следующие задачи:
1. На основе анализа научно-педагогических источников были выделены основные проблемы оценивания результатов обучения в условиях электронного обучения и применения дистанционных образовательных технологий. Сделан вывод, что особо остро стоит вопрос как обеспечить объективность оценивания, сократить время на проверку работ, а также ускорить процесс передачи учителю выполненного задания учеником. Были рассмотрены доступные сервисы для дистанционного оценивания результатов обучения такие, как приложение для создание тестов и викторин Quizalize, инструмент для организации обратной связи Mentimeter, интерактивная доска Padlet, приложение для создание моментального тестирования Classtime, приложения для создания событий, включающих в себя викторины, опросы и обратную связь Gosoapbox, приложения для быстрых тестов Kahoot, платформа для создания интерактивных игр Flipquiz, платформа для создания чатов с учениками TodaysMeet, приложения для организации опросов и тестов Socrative и Plickers, портал Решу ОГЭ для оценивания результатов освоения основного курса информатики и уровня подготовки к Основному Государственному Экзамену.
2. Разработан онлайн-тренажёр для оценивания и самооценивания результатов обучения основному курсу информатики на основании модели перевернутого средства оценивания. Тренажер разработан в виде ментальной карты. Содержание тренажера определено в соответствии со спецификацией ОГЭ по информатике 2022 г. Разделы тренажера направлены на отработку и оценивание уровня таких предметных результатов, как:
• Оценивать объем памяти, необходимый для хранения текстовых данных;
• Уметь декодировать кодовую последовательность;
• Определять истинность составного высказывания;
• Анализировать простейшие модели объектов;
• Анализировать простые алгоритмы для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд;
• Формально исполнять алгоритмы, записанные на языке программирования;
• Знать принципы адресации в сети Интернет;
• Понимать принципы поиска информации в Интернете;
• Умение анализировать информацию, представленную в виде схем;
• Записывать числа в различных системах счисления.
Каждый раздел тренажера включает в себя три тренировочных задания из коллекции сервиса LearningApps для отработки навыка и тест, разработанный с помощью сервиса ActivePresenter, для оценивания уровня сформированности предметного результата обучения.
3. Разработаны методические рекомендации по использованию онлайн - тренажёра в условиях электронного обучения и применения дистанционных образовательных технологий. Предложено использование тренажера как при проведении уроков информатики по отдельным темам в 7-9 классах, так и при дополнительной подготовке обучающихся к Основному Государственному Экзамену.
1. На основе анализа научно-педагогических источников были выделены основные проблемы оценивания результатов обучения в условиях электронного обучения и применения дистанционных образовательных технологий. Сделан вывод, что особо остро стоит вопрос как обеспечить объективность оценивания, сократить время на проверку работ, а также ускорить процесс передачи учителю выполненного задания учеником. Были рассмотрены доступные сервисы для дистанционного оценивания результатов обучения такие, как приложение для создание тестов и викторин Quizalize, инструмент для организации обратной связи Mentimeter, интерактивная доска Padlet, приложение для создание моментального тестирования Classtime, приложения для создания событий, включающих в себя викторины, опросы и обратную связь Gosoapbox, приложения для быстрых тестов Kahoot, платформа для создания интерактивных игр Flipquiz, платформа для создания чатов с учениками TodaysMeet, приложения для организации опросов и тестов Socrative и Plickers, портал Решу ОГЭ для оценивания результатов освоения основного курса информатики и уровня подготовки к Основному Государственному Экзамену.
2. Разработан онлайн-тренажёр для оценивания и самооценивания результатов обучения основному курсу информатики на основании модели перевернутого средства оценивания. Тренажер разработан в виде ментальной карты. Содержание тренажера определено в соответствии со спецификацией ОГЭ по информатике 2022 г. Разделы тренажера направлены на отработку и оценивание уровня таких предметных результатов, как:
• Оценивать объем памяти, необходимый для хранения текстовых данных;
• Уметь декодировать кодовую последовательность;
• Определять истинность составного высказывания;
• Анализировать простейшие модели объектов;
• Анализировать простые алгоритмы для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд;
• Формально исполнять алгоритмы, записанные на языке программирования;
• Знать принципы адресации в сети Интернет;
• Понимать принципы поиска информации в Интернете;
• Умение анализировать информацию, представленную в виде схем;
• Записывать числа в различных системах счисления.
Каждый раздел тренажера включает в себя три тренировочных задания из коллекции сервиса LearningApps для отработки навыка и тест, разработанный с помощью сервиса ActivePresenter, для оценивания уровня сформированности предметного результата обучения.
3. Разработаны методические рекомендации по использованию онлайн - тренажёра в условиях электронного обучения и применения дистанционных образовательных технологий. Предложено использование тренажера как при проведении уроков информатики по отдельным темам в 7-9 классах, так и при дополнительной подготовке обучающихся к Основному Государственному Экзамену.
Подобные работы
- ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В УСЛОВИЯХ
ОБУЧЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2021 - Педагогические условия формирования информационно-коммуникационной компетентности педагогов среднего профессионального образования
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2017 - Подготовка будущих учителей к использованию электронных ресурсов в условиях цифровизации образования
Дипломные работы, ВКР, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА
ПО КУРСУ «АДАПТИВНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»
ДЛЯ СТУДЕНТОВ
Дипломные работы, ВКР, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ПОДГОТОВКА, ПЕРЕПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4» Г. МОЖГИ)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2018 - ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ
ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Использование компьютерных технологий в процессе обучения и контроля знаний по предмету «Технология»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ВЛИЯНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
НА ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
МЕХАНИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКЕ МАТЕРИАЛОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Разработка методического обеспечения дисциплины «Педагогические технологии»
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016



