КОРРЕКЦИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ С ПОДРОСТКАМИ «ГРУППЫ РИСКА» В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ КОРРЕКЦИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ С ПОДРОСТКАМИ «ГРУППЫ РИСКА» В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 10
1.1. Понятие детско-родительских отношений в психологии 10
1.2. Социально-педагогические и психологические характеристики семей и детей
«группы риска» 21
1.3. Коррекция детско-родительских отношений в семьях с подростками
«группы риска» как направление деятельности психолога социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних 38
Выводы по Главе 1 49
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ КОРРЕКЦИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ С ПОДРОСТКАМИ «ГРУППЫ РИСКА» В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО¬ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 50
2.1 Организация и методики исследования 50
2.2. Результаты исследования особенностей детско-родительских отношений
подростков «группы риска» на констатирующем этапе исследования 52
2.3. Направления и содержание коррекции детско-родительских отношений в
семьях с подростками «группы риска» в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних 63
2.4. Изучение эффективности проведенной работы 75
Выводы по Главе 2 87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 94
ПРИЛОЖЕНИЕ 99
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ КОРРЕКЦИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ С ПОДРОСТКАМИ «ГРУППЫ РИСКА» В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 10
1.1. Понятие детско-родительских отношений в психологии 10
1.2. Социально-педагогические и психологические характеристики семей и детей
«группы риска» 21
1.3. Коррекция детско-родительских отношений в семьях с подростками
«группы риска» как направление деятельности психолога социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних 38
Выводы по Главе 1 49
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ КОРРЕКЦИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ С ПОДРОСТКАМИ «ГРУППЫ РИСКА» В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО¬ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 50
2.1 Организация и методики исследования 50
2.2. Результаты исследования особенностей детско-родительских отношений
подростков «группы риска» на констатирующем этапе исследования 52
2.3. Направления и содержание коррекции детско-родительских отношений в
семьях с подростками «группы риска» в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних 63
2.4. Изучение эффективности проведенной работы 75
Выводы по Главе 2 87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 94
ПРИЛОЖЕНИЕ 99
Семья является важнейшим элементом общества, и от того, насколько она стабильна и успешна, зависит, в какой степени каждый ее член эффективно выполняет возложенные на него функции и поддерживает социальные и экономические реформы в обществе [7].
В результате глубоких политических и социально-экономических преобразований в обществе семья, как социальный институт, переживает ряд изменений. Это связано с трансформацией приоритетных ценностей на государственном уровне и на уровне отдельных граждан [3].
В современном обществе семья и семейное воспитание испытывают существенное напряжение по ряду причин: усиливается расслоение семей по уровню доходов; растет число разводов, внебрачных детей; разрушается традиционная структура семьи (увеличение количества неполных, материнских, альтернативных, маргинальных семей); изменяются старые, общепринятые нормы поведения, характер супружеских отношений, взаимоотношения между родителями и детьми, отношение к воспитанию. Снижение роли семьи в формировании личности, ухудшение условий жизни и воспитания детей в родном доме - это факты, имеющие место в нашей действительности. Как следствие этого наблюдается устойчивый рост числа детей «группы риска» - детей, которые в силу различных причин генетического, биологического, социального свойства приходят в школу уже психически и соматически ослабленными, социально запущенными, с риском школьной и социальной дезадаптации. Увеличивается количество детей - малолетних правонарушителей, наркоманов и токсикоманов, социальных сирот и.т.д
Проблема детей и подростков «группы риска» - одна из центральных психолого-педагогических проблем. Разработка данной проблемы постоянно находится в поле зрения ученых разных специальностей (М.А. Алемаскин, И.П. Башкатов, С.А. Беличева, JI.M. Зюбин, А.А. Реан,
А.С. Белкин, Е.Г. Дозорцева, И.А. Невский, Р.В. Овчарова, JI.B. Яссман и др.). Рост подростков «группы риска» как отражение неустойчивой макросоциальной ситуации, сложившейся в современном российском обществе, актуализирует проблему взаимодействия с семьей в условиях социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних.
Специалисты социально-реабилитационных центров оказывают для несовершеннолетних психологическую и социально-педагогическую помощь детям и их семьям. Основной контингент воспитанников центра - дети семей «группы риса», дети из малообеспеченных, многодетных семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, семей в социально опасном положении (алкоголизированные семьи), то есть дети, нуждающиеся в своевременной социальной реабилитации и адаптации.
Попадание подростков в группы риска неразрывно связано с нарушениями взаимосвязей с социальным окружением. Семья как институт, основанный на природных стремлениях и действиях человека, удовлетворяющий насущные потребности человека теряет свои функции.
Учитывая специфику подросткового возраста с формирующимся чувством взрослости, отчуждением от родителей, высокой критичностью по отношению к ним, но сохранением ориентации на семью в ценностных ориентациях и социальных нормах (В.С. Мухина, Ф. Райс и др.), можно прогнозировать нарушение детско-родительских отношений в семьях подростков «группы риска».
В подростковом возрасте детско-родительские отношения имеют большое влияние на личность подростка, так как возраст 12-16 лет многими авторами определяется как наиболее критический, связанный с прохождением нормативного подросткового кризиса и решением определенных задач «взросления» [1].
Проблема детско-родительских отношений активно рассматривается в рамках клинико-психологических исследований (А.Я. Варга, В.И. Гарбузов, Э.Г. Эйдемиллер, А.С. Спиваковская, В.А. Петровский).
В вышеперечисленных трудах рассматриваются разнообразные критерии для оценки влияния детско-родительских отношений на становление личности ребенка, но объектом данных исследований не являются подростки «группы риска».
Психологическая составляющая коррекционного процесса детско- родительских отношений социально и педагогически запущенных детей рассматривается в немногих работах, в частности в трудах Р.В. Овчаровой, где в качестве экспериментального поля выступают дети дошкольного и младшего школьного возраста.
Исходя из этого, возникает противоречие между практической необходимостью психологической коррекции детско-родительских отношений, с одной стороны, и отсутствием психолого-педагогических технологий коррекции детско-родительских отношений подростков «группы риска» в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, с другой стороны.
Указанное противоречие позволяет обозначить проблему исследования - выявление и обоснование психолого-педагогических условий коррекции детско-родительских отношений в семьях с подростками «группы риска» в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.
Цель исследования: изучить возможности коррекции детско - родительских отношений в семьях с подростками «группы риска» в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.
Объект исследования - детско-родительские отношения.
Предмет исследования - коррекция детско-родительских отношений в семьях с подростками «группы риска» в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме коррекции детско-родительских отношений в семьях с подростками «группы риска» в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.
(проанализировать понятия «группы риска», «детско-родительские отношения»; «родительское отношение»).
2. Подобрать диагностический инструментарий для изучения детско-родительских отношений в семьях с подростками «группы риска».
3. Провести эмпирическое исследование детско-родительских отношений в семьях с подростками «группы риска».
4. Разработать и апробировать систему мероприятий, направленных на коррекцию детско-родительских отношений в семьях подростков «группы риска» в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, обеспечивающую гармонизацию детско-родительских отношений.
5. Выявить эффективность проделанной работы.
Гипотеза исследования:
Мы предполагаем, что детско-родительские отношения в семьях подростков «группы риска» могут быть нарушены. При этом родительское отношение часто связано с эмоциональным отвержением ребенка, стремлением подавлять его личность. Со стороны детей проявляется стремление эмоционально дистанцироваться от родителей.
Система коррекционной работы с семьями «группы риска» в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, включающая: консультирование и просвещение родителей в рамках «родительского клуба»; организацию детско-родительского взаимодействия в социально-психологическом тренинге; обеспечение эмоционального взаимодействия посредством арт-терапии - обеспечит положительные изменения детско-родительских отношений.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
- системный подход (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев), предполагающий рассмотрение изучаемых явлений в системе взаимосвязанных между собой элементов;
- деятельностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов), согласно которому психика и сознание развиваются в различных формах предметной деятельности субъекта;
- исследования, посвященные проблеме влияния внутрисемейной ситуации и детско-родительских отношений на развитие личности (А.Я. Варга, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, В.В. Столин и др.);
- положения теорий, раскрывающих закономерности формирования личности в подростковом возрасте (JI.C. Выготский, В.С. Мухина, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.).
Методы исследования:
- теоретические: анализ, сравнение и обобщение научной литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: психодиагностические методы (метод опроса,
анкетирование, тестирование);
- методы математической статистики: метод парных сравнений U- критерий Манна-Уитни.
Методики исследования:
- тест-опросник родительского отношения (ОРО) А.Я. Варга, В.В. Столина;
- опросник «Взаимодействие родитель - ребенок» (ВРР) И.М. Марковской;
- методика ADOR (Подростки о родителях), разработанная D. Shaffer в адаптации Л.И. Вассермана, И.А. Горьковой и Е.Е. Ромицыной.
Для выявления статистически значимых различий между эмпирическими данными групп испытуемых подсчитывался U-критерий Манна-Уитни.
База исследования: исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного учреждения социального обслуживания Городской социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Красноярска.
Выборка исследования: Выборку составили 36 подростков в возрасте 13-14 лет, из них: - 18 детей из социально-реабилитационного центра, относящихся к категории «группы риска» (экспериментальная группа); -
18 подростков, обучающихся средней общеобразовательной школы (контрольная группа).
Все исследуемые подростки воспитываются в полной семье.
Также в исследовании принимали участие родители подростков (20 матерей и 16 отцов).
Новизна исследования. Синтезирован и обобщен фактический материал исследования, касающийся нарушенных детско-родительских отношений в семьях с подростками «группы риска»; разработана и апробирована психолого-педагогическая программа коррекции детско-родительских отношений в семьях с подростками «группы риска» в условиях социально-реабилитационного центра.
Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в углублении знаний о нарушениях детско-родительских отношений в подростковом возрасте и расширении представлений о методах коррекции детско-родительских отношений в семьях с подростками «группы риска».
Практическая значимость исследования. Материалы проведенного исследования могут быть полезны практикам (практическим психологам, социальным работникам, педагогам), чья сфера деятельности связана с подростками «группы риска» и их родителями. Представленные психолого-педагогические условия коррекции детско-родительских отношений в семьях с подростками «группы риска» могут применяться в работе социальных и образовательных учреждений.
Структура работы: магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
В результате глубоких политических и социально-экономических преобразований в обществе семья, как социальный институт, переживает ряд изменений. Это связано с трансформацией приоритетных ценностей на государственном уровне и на уровне отдельных граждан [3].
В современном обществе семья и семейное воспитание испытывают существенное напряжение по ряду причин: усиливается расслоение семей по уровню доходов; растет число разводов, внебрачных детей; разрушается традиционная структура семьи (увеличение количества неполных, материнских, альтернативных, маргинальных семей); изменяются старые, общепринятые нормы поведения, характер супружеских отношений, взаимоотношения между родителями и детьми, отношение к воспитанию. Снижение роли семьи в формировании личности, ухудшение условий жизни и воспитания детей в родном доме - это факты, имеющие место в нашей действительности. Как следствие этого наблюдается устойчивый рост числа детей «группы риска» - детей, которые в силу различных причин генетического, биологического, социального свойства приходят в школу уже психически и соматически ослабленными, социально запущенными, с риском школьной и социальной дезадаптации. Увеличивается количество детей - малолетних правонарушителей, наркоманов и токсикоманов, социальных сирот и.т.д
Проблема детей и подростков «группы риска» - одна из центральных психолого-педагогических проблем. Разработка данной проблемы постоянно находится в поле зрения ученых разных специальностей (М.А. Алемаскин, И.П. Башкатов, С.А. Беличева, JI.M. Зюбин, А.А. Реан,
А.С. Белкин, Е.Г. Дозорцева, И.А. Невский, Р.В. Овчарова, JI.B. Яссман и др.). Рост подростков «группы риска» как отражение неустойчивой макросоциальной ситуации, сложившейся в современном российском обществе, актуализирует проблему взаимодействия с семьей в условиях социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних.
Специалисты социально-реабилитационных центров оказывают для несовершеннолетних психологическую и социально-педагогическую помощь детям и их семьям. Основной контингент воспитанников центра - дети семей «группы риса», дети из малообеспеченных, многодетных семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, семей в социально опасном положении (алкоголизированные семьи), то есть дети, нуждающиеся в своевременной социальной реабилитации и адаптации.
Попадание подростков в группы риска неразрывно связано с нарушениями взаимосвязей с социальным окружением. Семья как институт, основанный на природных стремлениях и действиях человека, удовлетворяющий насущные потребности человека теряет свои функции.
Учитывая специфику подросткового возраста с формирующимся чувством взрослости, отчуждением от родителей, высокой критичностью по отношению к ним, но сохранением ориентации на семью в ценностных ориентациях и социальных нормах (В.С. Мухина, Ф. Райс и др.), можно прогнозировать нарушение детско-родительских отношений в семьях подростков «группы риска».
В подростковом возрасте детско-родительские отношения имеют большое влияние на личность подростка, так как возраст 12-16 лет многими авторами определяется как наиболее критический, связанный с прохождением нормативного подросткового кризиса и решением определенных задач «взросления» [1].
Проблема детско-родительских отношений активно рассматривается в рамках клинико-психологических исследований (А.Я. Варга, В.И. Гарбузов, Э.Г. Эйдемиллер, А.С. Спиваковская, В.А. Петровский).
В вышеперечисленных трудах рассматриваются разнообразные критерии для оценки влияния детско-родительских отношений на становление личности ребенка, но объектом данных исследований не являются подростки «группы риска».
Психологическая составляющая коррекционного процесса детско- родительских отношений социально и педагогически запущенных детей рассматривается в немногих работах, в частности в трудах Р.В. Овчаровой, где в качестве экспериментального поля выступают дети дошкольного и младшего школьного возраста.
Исходя из этого, возникает противоречие между практической необходимостью психологической коррекции детско-родительских отношений, с одной стороны, и отсутствием психолого-педагогических технологий коррекции детско-родительских отношений подростков «группы риска» в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, с другой стороны.
Указанное противоречие позволяет обозначить проблему исследования - выявление и обоснование психолого-педагогических условий коррекции детско-родительских отношений в семьях с подростками «группы риска» в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.
Цель исследования: изучить возможности коррекции детско - родительских отношений в семьях с подростками «группы риска» в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.
Объект исследования - детско-родительские отношения.
Предмет исследования - коррекция детско-родительских отношений в семьях с подростками «группы риска» в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме коррекции детско-родительских отношений в семьях с подростками «группы риска» в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.
(проанализировать понятия «группы риска», «детско-родительские отношения»; «родительское отношение»).
2. Подобрать диагностический инструментарий для изучения детско-родительских отношений в семьях с подростками «группы риска».
3. Провести эмпирическое исследование детско-родительских отношений в семьях с подростками «группы риска».
4. Разработать и апробировать систему мероприятий, направленных на коррекцию детско-родительских отношений в семьях подростков «группы риска» в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, обеспечивающую гармонизацию детско-родительских отношений.
5. Выявить эффективность проделанной работы.
Гипотеза исследования:
Мы предполагаем, что детско-родительские отношения в семьях подростков «группы риска» могут быть нарушены. При этом родительское отношение часто связано с эмоциональным отвержением ребенка, стремлением подавлять его личность. Со стороны детей проявляется стремление эмоционально дистанцироваться от родителей.
Система коррекционной работы с семьями «группы риска» в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, включающая: консультирование и просвещение родителей в рамках «родительского клуба»; организацию детско-родительского взаимодействия в социально-психологическом тренинге; обеспечение эмоционального взаимодействия посредством арт-терапии - обеспечит положительные изменения детско-родительских отношений.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
- системный подход (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев), предполагающий рассмотрение изучаемых явлений в системе взаимосвязанных между собой элементов;
- деятельностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов), согласно которому психика и сознание развиваются в различных формах предметной деятельности субъекта;
- исследования, посвященные проблеме влияния внутрисемейной ситуации и детско-родительских отношений на развитие личности (А.Я. Варга, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, В.В. Столин и др.);
- положения теорий, раскрывающих закономерности формирования личности в подростковом возрасте (JI.C. Выготский, В.С. Мухина, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.).
Методы исследования:
- теоретические: анализ, сравнение и обобщение научной литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: психодиагностические методы (метод опроса,
анкетирование, тестирование);
- методы математической статистики: метод парных сравнений U- критерий Манна-Уитни.
Методики исследования:
- тест-опросник родительского отношения (ОРО) А.Я. Варга, В.В. Столина;
- опросник «Взаимодействие родитель - ребенок» (ВРР) И.М. Марковской;
- методика ADOR (Подростки о родителях), разработанная D. Shaffer в адаптации Л.И. Вассермана, И.А. Горьковой и Е.Е. Ромицыной.
Для выявления статистически значимых различий между эмпирическими данными групп испытуемых подсчитывался U-критерий Манна-Уитни.
База исследования: исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного учреждения социального обслуживания Городской социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Красноярска.
Выборка исследования: Выборку составили 36 подростков в возрасте 13-14 лет, из них: - 18 детей из социально-реабилитационного центра, относящихся к категории «группы риска» (экспериментальная группа); -
18 подростков, обучающихся средней общеобразовательной школы (контрольная группа).
Все исследуемые подростки воспитываются в полной семье.
Также в исследовании принимали участие родители подростков (20 матерей и 16 отцов).
Новизна исследования. Синтезирован и обобщен фактический материал исследования, касающийся нарушенных детско-родительских отношений в семьях с подростками «группы риска»; разработана и апробирована психолого-педагогическая программа коррекции детско-родительских отношений в семьях с подростками «группы риска» в условиях социально-реабилитационного центра.
Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в углублении знаний о нарушениях детско-родительских отношений в подростковом возрасте и расширении представлений о методах коррекции детско-родительских отношений в семьях с подростками «группы риска».
Практическая значимость исследования. Материалы проведенного исследования могут быть полезны практикам (практическим психологам, социальным работникам, педагогам), чья сфера деятельности связана с подростками «группы риска» и их родителями. Представленные психолого-педагогические условия коррекции детско-родительских отношений в семьях с подростками «группы риска» могут применяться в работе социальных и образовательных учреждений.
Структура работы: магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Работа с семьей как один из видов профессиональной деятельности психолога направлена на понимание происходящих в семье процессов, повышает грамотность и компетентность родителей в семейной педагогике, способствует социализации личности ребенка с учетом основных функций семьи, особенно воспитательной, которая может быть представлена как важнейший показатель психолого-педагогической культуры семьи.
Предметом особой заботы психолога являются семьи с подростками «группы риска», где он выявляет межличностные и внутрисемейные трудности и конфликты; факты отклоняющегося от нормы поведения. Исследуемая в работе категория подростков была отнесена к категории «группы риска» на основе наличия у них отклоняющегося от нормы поведения (в объем этого понятия включаются как делинквентное, так и ранняя алкоголизация, суицидальные попытки), нарушения поведения которых нелегко исправляются, корригируются.
В каждой из них свои проблемы, но роднит их одно - нарушения детско- родительских отношений, невнимание, почти объективное, к детям, затрудненность в исполнении родительских обязанностей.
В результате проведенного экспериментального исследования были решены исследовательские задачи:
1. Изучена психолого-педагогическая литература по проблеме коррекции детско-родительских отношений в семьях с подростками «группы риска» в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.
2. Подобран диагностический инструментарий для изучения детско-родительских отношений в семьях с подростками «группы риска»
3. Проведено эмпирическое исследование детско- родительских отношений в семьях с подростками «группы риска».
4. Разработана и апробирована система мероприятий, направленных на коррекцию детско-родительских отношений в семьях подростков «группы риска» в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, обеспечивающую гармонизацию детско-родительских отношений.
5. Выявлена эффективность проделанной работы.
Решение указанных задач позволило доказать гипотезу исследования. Установлено, что детско-родительские отношения в семьях подростков «группы риска» могут быть нарушены. При этом родительское отношение часто связано с эмоциональным отвержением ребенка, стремлением подавлять его личность. Со стороны детей проявляется стремление эмоционально дистанцироваться от родителей.
Система коррекционной работы с семьями «группы риска» в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, включающая: консультирование и просвещение родителей в рамках «родительского клуба»; организацию детско-родительского взаимодействия в социально-психологическом тренинге; обеспечение эмоционального взаимодействия посредством арт-терапии - обеспечит положительные изменения детско-родительских отношений.
Таким образом, цель исследования достигнута.
Предметом особой заботы психолога являются семьи с подростками «группы риска», где он выявляет межличностные и внутрисемейные трудности и конфликты; факты отклоняющегося от нормы поведения. Исследуемая в работе категория подростков была отнесена к категории «группы риска» на основе наличия у них отклоняющегося от нормы поведения (в объем этого понятия включаются как делинквентное, так и ранняя алкоголизация, суицидальные попытки), нарушения поведения которых нелегко исправляются, корригируются.
В каждой из них свои проблемы, но роднит их одно - нарушения детско- родительских отношений, невнимание, почти объективное, к детям, затрудненность в исполнении родительских обязанностей.
В результате проведенного экспериментального исследования были решены исследовательские задачи:
1. Изучена психолого-педагогическая литература по проблеме коррекции детско-родительских отношений в семьях с подростками «группы риска» в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.
2. Подобран диагностический инструментарий для изучения детско-родительских отношений в семьях с подростками «группы риска»
3. Проведено эмпирическое исследование детско- родительских отношений в семьях с подростками «группы риска».
4. Разработана и апробирована система мероприятий, направленных на коррекцию детско-родительских отношений в семьях подростков «группы риска» в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, обеспечивающую гармонизацию детско-родительских отношений.
5. Выявлена эффективность проделанной работы.
Решение указанных задач позволило доказать гипотезу исследования. Установлено, что детско-родительские отношения в семьях подростков «группы риска» могут быть нарушены. При этом родительское отношение часто связано с эмоциональным отвержением ребенка, стремлением подавлять его личность. Со стороны детей проявляется стремление эмоционально дистанцироваться от родителей.
Система коррекционной работы с семьями «группы риска» в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, включающая: консультирование и просвещение родителей в рамках «родительского клуба»; организацию детско-родительского взаимодействия в социально-психологическом тренинге; обеспечение эмоционального взаимодействия посредством арт-терапии - обеспечит положительные изменения детско-родительских отношений.
Таким образом, цель исследования достигнута.
Подобные работы
- СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ ИЗ
НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-
РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ
КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ
СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2017 - СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ДЕТЕЙ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2018 - ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕНИЕМ (НА МАТЕРИАЛАХ МБУ «СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ» БЕЛГОРОДСКОГО РАЙОНА)
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2016 - ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ
ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕНИЕМ
(НА МАТЕРИАЛАХ МБУ «СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ
ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ» БЕЛГОРОДСКОГО РАЙОНА)
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2016 - Профилактика девиантного поведения подростков «группы риска»
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2021 - ТЕХНОЛОГИИ ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ ДЕТЯМ, ПЕРЕЖИВШИМ ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2022 - СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ СТИЛЕЙ
СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2017 - Восстановительная работа по социальной адаптации подростков, совершивших преступление или правонарушение
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023



