Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОРРЕКЦИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ С ПОДРОСТКАМИ «ГРУППЫ РИСКА» В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Работа №156485

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы153
Год сдачи2018
Стоимость4910 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ КОРРЕКЦИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ С ПОДРОСТКАМИ «ГРУППЫ РИСКА» В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 10
1.1. Понятие детско-родительских отношений в психологии 10
1.2. Социально-педагогические и психологические характеристики семей и детей
«группы риска» 21
1.3. Коррекция детско-родительских отношений в семьях с подростками
«группы риска» как направление деятельности психолога социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних 38
Выводы по Главе 1 49
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ КОРРЕКЦИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ С ПОДРОСТКАМИ «ГРУППЫ РИСКА» В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО¬ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 50
2.1 Организация и методики исследования 50
2.2. Результаты исследования особенностей детско-родительских отношений
подростков «группы риска» на констатирующем этапе исследования 52
2.3. Направления и содержание коррекции детско-родительских отношений в
семьях с подростками «группы риска» в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних 63
2.4. Изучение эффективности проведенной работы 75
Выводы по Главе 2 87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 94
ПРИЛОЖЕНИЕ 99


Семья является важнейшим элементом общества, и от того, насколько она стабильна и успешна, зависит, в какой степени каждый ее член эффективно выполняет возложенные на него функции и поддерживает социальные и экономические реформы в обществе [7].
В результате глубоких политических и социально-экономических преобразований в обществе семья, как социальный институт, переживает ряд изменений. Это связано с трансформацией приоритетных ценностей на государственном уровне и на уровне отдельных граждан [3].
В современном обществе семья и семейное воспитание испытывают существенное напряжение по ряду причин: усиливается расслоение семей по уровню доходов; растет число разводов, внебрачных детей; разрушается традиционная структура семьи (увеличение количества неполных, материнских, альтернативных, маргинальных семей); изменяются старые, общепринятые нормы поведения, характер супружеских отношений, взаимоотношения между родителями и детьми, отношение к воспитанию. Снижение роли семьи в формировании личности, ухудшение условий жизни и воспитания детей в родном доме - это факты, имеющие место в нашей действительности. Как следствие этого наблюдается устойчивый рост числа детей «группы риска» - детей, которые в силу различных причин генетического, биологического, социального свойства приходят в школу уже психически и соматически ослабленными, социально запущенными, с риском школьной и социальной дезадаптации. Увеличивается количество детей - малолетних правонарушителей, наркоманов и токсикоманов, социальных сирот и.т.д
Проблема детей и подростков «группы риска» - одна из центральных психолого-педагогических проблем. Разработка данной проблемы постоянно находится в поле зрения ученых разных специальностей (М.А. Алемаскин, И.П. Башкатов, С.А. Беличева, JI.M. Зюбин, А.А. Реан,
А.С. Белкин, Е.Г. Дозорцева, И.А. Невский, Р.В. Овчарова, JI.B. Яссман и др.). Рост подростков «группы риска» как отражение неустойчивой макросоциальной ситуации, сложившейся в современном российском обществе, актуализирует проблему взаимодействия с семьей в условиях социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних.
Специалисты социально-реабилитационных центров оказывают для несовершеннолетних психологическую и социально-педагогическую помощь детям и их семьям. Основной контингент воспитанников центра - дети семей «группы риса», дети из малообеспеченных, многодетных семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, семей в социально опасном положении (алкоголизированные семьи), то есть дети, нуждающиеся в своевременной социальной реабилитации и адаптации.
Попадание подростков в группы риска неразрывно связано с нарушениями взаимосвязей с социальным окружением. Семья как институт, основанный на природных стремлениях и действиях человека, удовлетворяющий насущные потребности человека теряет свои функции.
Учитывая специфику подросткового возраста с формирующимся чувством взрослости, отчуждением от родителей, высокой критичностью по отношению к ним, но сохранением ориентации на семью в ценностных ориентациях и социальных нормах (В.С. Мухина, Ф. Райс и др.), можно прогнозировать нарушение детско-родительских отношений в семьях подростков «группы риска».
В подростковом возрасте детско-родительские отношения имеют большое влияние на личность подростка, так как возраст 12-16 лет многими авторами определяется как наиболее критический, связанный с прохождением нормативного подросткового кризиса и решением определенных задач «взросления» [1].
Проблема детско-родительских отношений активно рассматривается в рамках клинико-психологических исследований (А.Я. Варга, В.И. Гарбузов, Э.Г. Эйдемиллер, А.С. Спиваковская, В.А. Петровский).
В вышеперечисленных трудах рассматриваются разнообразные критерии для оценки влияния детско-родительских отношений на становление личности ребенка, но объектом данных исследований не являются подростки «группы риска».
Психологическая составляющая коррекционного процесса детско- родительских отношений социально и педагогически запущенных детей рассматривается в немногих работах, в частности в трудах Р.В. Овчаровой, где в качестве экспериментального поля выступают дети дошкольного и младшего школьного возраста.
Исходя из этого, возникает противоречие между практической необходимостью психологической коррекции детско-родительских отношений, с одной стороны, и отсутствием психолого-педагогических технологий коррекции детско-родительских отношений подростков «группы риска» в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, с другой стороны.
Указанное противоречие позволяет обозначить проблему исследования - выявление и обоснование психолого-педагогических условий коррекции детско-родительских отношений в семьях с подростками «группы риска» в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.
Цель исследования: изучить возможности коррекции детско - родительских отношений в семьях с подростками «группы риска» в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.
Объект исследования - детско-родительские отношения.
Предмет исследования - коррекция детско-родительских отношений в семьях с подростками «группы риска» в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме коррекции детско-родительских отношений в семьях с подростками «группы риска» в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.
(проанализировать понятия «группы риска», «детско-родительские отношения»; «родительское отношение»).
2. Подобрать диагностический инструментарий для изучения детско-родительских отношений в семьях с подростками «группы риска».
3. Провести эмпирическое исследование детско-родительских отношений в семьях с подростками «группы риска».
4. Разработать и апробировать систему мероприятий, направленных на коррекцию детско-родительских отношений в семьях подростков «группы риска» в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, обеспечивающую гармонизацию детско-родительских отношений.
5. Выявить эффективность проделанной работы.
Гипотеза исследования:
Мы предполагаем, что детско-родительские отношения в семьях подростков «группы риска» могут быть нарушены. При этом родительское отношение часто связано с эмоциональным отвержением ребенка, стремлением подавлять его личность. Со стороны детей проявляется стремление эмоционально дистанцироваться от родителей.
Система коррекционной работы с семьями «группы риска» в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, включающая: консультирование и просвещение родителей в рамках «родительского клуба»; организацию детско-родительского взаимодействия в социально-психологическом тренинге; обеспечение эмоционального взаимодействия посредством арт-терапии - обеспечит положительные изменения детско-родительских отношений.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
- системный подход (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев), предполагающий рассмотрение изучаемых явлений в системе взаимосвязанных между собой элементов;
- деятельностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов), согласно которому психика и сознание развиваются в различных формах предметной деятельности субъекта;
- исследования, посвященные проблеме влияния внутрисемейной ситуации и детско-родительских отношений на развитие личности (А.Я. Варга, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, В.В. Столин и др.);
- положения теорий, раскрывающих закономерности формирования личности в подростковом возрасте (JI.C. Выготский, В.С. Мухина, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.).
Методы исследования:
- теоретические: анализ, сравнение и обобщение научной литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: психодиагностические методы (метод опроса,
анкетирование, тестирование);
- методы математической статистики: метод парных сравнений U- критерий Манна-Уитни.
Методики исследования:
- тест-опросник родительского отношения (ОРО) А.Я. Варга, В.В. Столина;
- опросник «Взаимодействие родитель - ребенок» (ВРР) И.М. Марковской;
- методика ADOR (Подростки о родителях), разработанная D. Shaffer в адаптации Л.И. Вассермана, И.А. Горьковой и Е.Е. Ромицыной.
Для выявления статистически значимых различий между эмпирическими данными групп испытуемых подсчитывался U-критерий Манна-Уитни.
База исследования: исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного учреждения социального обслуживания Городской социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Красноярска.
Выборка исследования: Выборку составили 36 подростков в возрасте 13-14 лет, из них: - 18 детей из социально-реабилитационного центра, относящихся к категории «группы риска» (экспериментальная группа); -
18 подростков, обучающихся средней общеобразовательной школы (контрольная группа).
Все исследуемые подростки воспитываются в полной семье.
Также в исследовании принимали участие родители подростков (20 матерей и 16 отцов).
Новизна исследования. Синтезирован и обобщен фактический материал исследования, касающийся нарушенных детско-родительских отношений в семьях с подростками «группы риска»; разработана и апробирована психолого-педагогическая программа коррекции детско-родительских отношений в семьях с подростками «группы риска» в условиях социально-реабилитационного центра.
Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в углублении знаний о нарушениях детско-родительских отношений в подростковом возрасте и расширении представлений о методах коррекции детско-родительских отношений в семьях с подростками «группы риска».
Практическая значимость исследования. Материалы проведенного исследования могут быть полезны практикам (практическим психологам, социальным работникам, педагогам), чья сфера деятельности связана с подростками «группы риска» и их родителями. Представленные психолого-педагогические условия коррекции детско-родительских отношений в семьях с подростками «группы риска» могут применяться в работе социальных и образовательных учреждений.
Структура работы: магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Работа с семьей как один из видов профессиональной деятельности психолога направлена на понимание происходящих в семье процессов, повышает грамотность и компетентность родителей в семейной педагогике, способствует социализации личности ребенка с учетом основных функций семьи, особенно воспитательной, которая может быть представлена как важнейший показатель психолого-педагогической культуры семьи.
Предметом особой заботы психолога являются семьи с подростками «группы риска», где он выявляет межличностные и внутрисемейные трудности и конфликты; факты отклоняющегося от нормы поведения. Исследуемая в работе категория подростков была отнесена к категории «группы риска» на основе наличия у них отклоняющегося от нормы поведения (в объем этого понятия включаются как делинквентное, так и ранняя алкоголизация, суицидальные попытки), нарушения поведения которых нелегко исправляются, корригируются.
В каждой из них свои проблемы, но роднит их одно - нарушения детско- родительских отношений, невнимание, почти объективное, к детям, затрудненность в исполнении родительских обязанностей.
В результате проведенного экспериментального исследования были решены исследовательские задачи:
1. Изучена психолого-педагогическая литература по проблеме коррекции детско-родительских отношений в семьях с подростками «группы риска» в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.
2. Подобран диагностический инструментарий для изучения детско-родительских отношений в семьях с подростками «группы риска»
3. Проведено эмпирическое исследование детско- родительских отношений в семьях с подростками «группы риска».
4. Разработана и апробирована система мероприятий, направленных на коррекцию детско-родительских отношений в семьях подростков «группы риска» в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, обеспечивающую гармонизацию детско-родительских отношений.
5. Выявлена эффективность проделанной работы.
Решение указанных задач позволило доказать гипотезу исследования. Установлено, что детско-родительские отношения в семьях подростков «группы риска» могут быть нарушены. При этом родительское отношение часто связано с эмоциональным отвержением ребенка, стремлением подавлять его личность. Со стороны детей проявляется стремление эмоционально дистанцироваться от родителей.
Система коррекционной работы с семьями «группы риска» в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, включающая: консультирование и просвещение родителей в рамках «родительского клуба»; организацию детско-родительского взаимодействия в социально-психологическом тренинге; обеспечение эмоционального взаимодействия посредством арт-терапии - обеспечит положительные изменения детско-родительских отношений.
Таким образом, цель исследования достигнута.



1. Авдеева Т. Г. Детско-родительские отношения как фактор
влияния на психическое развитие ребенка // Актуальные вопросы современной психологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2013. С. 97-99.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. М.: Академия, 2012. 380 с.
3. Андреева А.Д. Психологическая помощь страдающему ребенку // Руководство практического психолога. Психическое здоровье детей и подростков/ М., 1995. 260 с.
4. Архиреева Т.В. Родительские позиции как условие развития отношения к себе ребенка младшего школьного возраста.: Дис. канд. психол. Наук. М., 1992. 212 с.
5. Атоян А.Г., Медведева Н.И. Зависимость эмоционального благополучия ребенка в семье от родительского отношения // Международный журнал экспериментального образования. 2011. № 8. С. 44.
6. Байярд Р., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток: Практическое руководство для родителей: Пер. с англ. М.: Просвещение, 1991. 224 с.
7. Беличева С.А. Психосоциальная поддержка семей группы риска - как условие предупреждения семейного неблагополучия и семейного насилия/С.А. Беличева, А.Н. Елизаров, Н.Д. Линде, В.Н. Раскин, Н.А. Цветкова. М.: Социальное здоровье России, 2005. 214 с.
8. Бесчастная Е.И. Принципы организации коррекционного
процесса в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних // Педагогические науки. 2008. № 4. С. 56 - 57.
9. Бодалев А.А. Личность и общение. М. 2013. 320 с.
10. Божович, Л.М. Личность и ее формирование в детском возрасте // Л.М. Божович. М.: Академия, 2017. 267 с.
11. Боулби Дж., Мельникова М., Бенедек Т., Эйнсворт М. Психология привязанности. - М.: ERGO, 2016. 360 с.
12. Буренкова Е.В. Исследование взаимосвязи стиля семейного воспитания, личностных особенностей ребенка и стратегии поведения значимого взрослого / Е.В. Буренкова Пенза, 2010. 205 с.
13. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. М., 1988. 207 с.
14. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра: Кн. для учителей и родителей. М.: Просвещение, 1988. 207 с.
15. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: Дис.канд. психол.наук. М., 1987. 206 с.
16. Варга А.Я. Теория семейных систем Мюррея Боуэна.// Журнал практического психолога. 2009. №2. С. 5 - 14.
17. Васягина Н.Н. Диагностика детско-родительских
отношений: пособие по практической психологии. Шадринск: Изд-во шадринского пединститута, 1999. 49 с.
18. Вдовина М. В., Максимова А. А. Рекомендации по психолого-педагогической коррекции детско-родительских отношений в семьях подростков // Молодой ученый. 2015. №21. С. 703-705.
19. Выготский Л.С, Собрание сочинений. Т.5. Детская психология М.: АСТ, 2009 251 с.
20. Галагузова М.А., Галагузова Ю.Н., Штинова Г.Н., Тищенко Е.Я., Дьяконов Б. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. 416 с.
21. Гарбузов В.И. Воспитание ребенка. СПб: Дельта, 1997. 432 с.
22. Гиппенрейтер Ю.Б. Обшаться с ребенком... Как? М.: МАСС МЕДИА, 2015. 240 с.
23. Гордон Т. Популярная педагогика. Екатеринбург: АРД ЛТД, 1997. 608 с.
24. Дементьева Л.А. Психологический тренинг детско- родительских отношений: Методические материалы для педагогов- психологов. Курган: КСТ, 2007. 77 с.
25. Дивицина Н.Ф. Социальная работа с детьми группы риска / Н.Ф. Дивицина. М.: Гуманитар. изд. центр "ВЛАДОС", 2008. С. 9.
26. Древко Ю.Ю. Коррекция детско-родительских отношений в семьях группы «риска».// Психология в экономике и управлении. 2014. №1. С 40-44.
27. Дружинин В.Н. Психология семьи. М.: КСП, 1996. 160 с.
28. Дубровина И.В., Минкова Э.А., Бардышевская М.К. Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения. М, 1995. 110 с.
29. Евграфова И.Н. Социально-педагогическая поддержка
семьи в трудной жизненной ситуации. М., 2016. 213 с.
30. Заика Е.В., Крейдун Н.П., Ячина А.С. Психологическая характеристика личности подростков с отклоняющимся поведением //Вопр. психологии. 1990. №4. С. 83-90.
31. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. М.: ЭКСМО-Пресс, 2010. 448 с.
32. Иванникова Е.Д. Социализация подростков «группы риска» в социокультурных условиях современной России (на материалах Ставропольского края): Автореф. дис... канд. социол. наук. Ставрополь, 2009. 24 с.
33. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: исправление
недостатков характера у детей и подростков. М.: Просвещение, 1994.
223 с.
34. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков, М.: Академия, 2009. 304 с.
35. Корнилова Т.В., Смирнов Е.Д., Григоренко Е.И. Факторы социального и психологического неблагополучия подростков в показателях методик стандартизированного интервью и листов наблюдения //Вопросы психологии, 2011. № 1. С. 107 - 123.
36. Коррекция детско-родительских отношений: Методические рекомендации для специалистов, педагогов образовательных учреждений, родителей. Новокуйбышевск, 2009. 103 с.
37. Котова, Е.В. Исследование особенностей детско- родительских отношений / Е.В. Котова Красноярск: КГПУ, 2003. 172 с.
38. Куликов Л.В. Дмитриева М.С., Долина М.Ю., Иванов О.В., Розанова М.А., Тимошенко Т.Г. Факторы психологического благополучия личности //Теоретические и прикладные вопросы психологии: Матер. Юбилейной конф. «Ананьевские чтения - 97». Вып.3. Ч.1. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997. С. 342-350.
39. Кумарина Г.Ф. Дети «группы риска» // Советская педагогика. 1991. №11. С. 48-50.
40. Леонтьев АН., Избранные психологические произведения в 2-х томах. Т.1. М., 2017. 392 с.
41. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М.,1990. 85 с.
42. Личко А.Е., Петровский А.В. Всегда ли правы родители? Психология воспитания. М.: Высшее образование, 2008. 300 с.
43. Москвичев В.В. Социальная работа с несовершеннолетними опыт организации социальной службы. М., 2000. 148 с.
44. Овчарова Р.В. Методика работы школьного психолога с детьми и подростками группы риска: Учеб. пособие. Курган: КГУ, 1999. 119 с.
45. Овчарова Р.В. Психология родительства. М.: Академия,
2007. 368 с.
46. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учеб. пособ. для студ. ВУЗов. М.: ТЦ Сфера, 2010. 512 с.
47. Петровский А.В. Всегда ли правы родители? Психология воспитания. М.: Высшее образование, 2008. 300 с.
48. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи. М., 1990. 176 с.
49. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; Под. Ред. Е. Г. Силяевой. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 192с.
50. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. М.: Академия, 2012. 198 с.
51. Раттер М. Помощь трудным детям: Пер. с англ. /Общ. рад. А.С. Спиваковской. М.: Прогресс, 1987. 424 с.
52. Рахматшаева В.А. Грамматика общения (Школа для родителей). М.: Семья и школа, 1995. 189 с.
53. Роджерс К. Консультирование и психотерапия. М.: ЭКСМО- Пресс, 2009. 423 с.
54. Родители и дети: психология взаимоотношений: сборник. / под ред. Е. А. Савиной и Е. О. Смирновой. М.: Когнито-центр, 2013. 228 с.
55. Серых А.Б. Психологическая подготовка педагогов к работе с виктимными детьми. М., 2005. 383 с.
56. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. М.: Владос, 2011. 96 с.
57. Смехов В.А. Опыт психологической диагностики и коррекции общения в семье //Вопросы психологии. 1985. № 4. С. 81-92,
58. Смирнова Е.О. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения / Е.О. Смирнова, М.В. Быкова // Вопросы психологии. 2000. №3. с. 15 - 16.
59. Смирнова Е.О. Развитие теории привязанности // Вопросы психологии. 2014. №1. С. 19 - 24.
60. Социальная работа с семьей: мир взрослых и детей: учеб. метод. пособие/Ж.И. Мицкевич, Л.Н. Мицкевич, Е.Э. Рымашевская, Е.С. Ящук. Минск: БГПУ, 2012. 159 с.
61. Спиваковская А.С. Педагогика родителям // Как быть родителями: о психологии родительской любви. М.: Педагогика, 2006. 160 с.
62. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Т.2.
M. : Апрель-Пресс, 2000. 464 с.
63. Столин В.В. Психологические основы семейной терапии //Вопросы психологии. 1982. № 4. С. 105-115 с.
64. Столин В.В. Семья как объект психологической диагностики // Семья и формирование личности. 1981. №3. С.26-38.
65. Фрейд З. Введение в психоанализ. М.: Азбука-Аттикус, Азбука, 2015. 480 с.
66. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Смысл, 2004. 600 с.
67. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей/В.М. Целуйко. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. 272 с.
68. Sternglanz S.H. Ethological contribution to the study of human mothering // Different faces of motherhood. Ed. By B. Birns and D. Hay.
N. Y., 1988. Р. 76.
69. Ware J.A Qualitative investigation of fathers’ experiences of looking after a child with a life-limiting Illness, in process and in retrospect // Clinical Child Psychology and Psychiatry. 2007. 12(4). P. 549-565.
70. Waters E.A. Secure base from which to explore close relationships // Child Development. 2000 (41). P. 164-172.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ