Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №156473

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы92
Год сдачи2018
Стоимость4290 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1. Психолого-педагогические аспекты духовно-нравственного
воспитания детей дошкольного возраста 8
1.2. Особенности духовно-нравственного воспитания детей старшего
дошкольного возраста 18
1.3. Воспитательные возможности художественной литературы 28
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 37
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 41
2.1. Диагностика уровня сформированности духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста 41
2.2. Содержание работы по духовно-нравственному воспитанию детей
старшего дошкольного возраста 50
2.3. Сравнительный анализ результатов, полученных на
констатирующем и контрольном этапах опытно-экспериментальной работы 58
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 70
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность исследования. Проблема воспитания духовно-нравственных качеств в подрастающем поколении, ее острота не ослабевали никогда. В современном обществе данная проблема имеет особую актуальность. Социально-экономические и политические изменения в нашей стране повлекли за собой изменения и в сфере морально-нравственных ценностей и норм поведения в обществе. В духовно-нравственном воспитании современных детей появились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора и компьютера. Персонажи сказок, герои мультфильмов, которые смотрят современные дошкольники, не всегда отличаются нравственной чистотой и высокой духовностью. Материальные ценности во многих семьях возвышаются над духовными, поэтому у детей искажены представления о гражданственности и патриотизме, справедливости и доброте, милосердии и великодушии. В погоне за развитием интеллекта многие родители упускают из виду необходимость работы над воспитанием души своего ребёнка, над развитием нравственных и духовных качеств маленького человека. Не всегда родители понимают, что без этих качеств накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость взрослой личности [52].
Таким образом, духовно-нравственное развитие дошкольников является задачей первостепенной важности, что и отражено в государственном заказе для дошкольных учреждений.
Одной из задач образовательного стандарта является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует на духовно-нравственное развитие, предусматривающее приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства [56, с. 9].
Таким образом, перед дошкольной педагогической наукой и практикой в настоящее время стоят задачи создания наиболее эффективных условий для формирования духовно-нравственных качеств у детей. Особое значение приобретают вопросы формирования у них гуманного отношения к сверстникам, взрослым людям, а также к природе и к различной деятельности [63, с. 19] .
В последние годы проблему духовно-нравственного воспитания дошкольников пытаются решать, в частности, посредством художественной литературы, обладающей богатыми познавательными, мировоззренческими, педагогическими, эстетическими возможностями. Она представляет собой одно из важнейших средств нравственного воспитания.
Художественная литература, давая познание действительности, расширяет кругозор читателей всех возрастов, дает эмоциональный опыт, отклик, выходящий за рамки того, что мог бы приобрести человек в своей жизни, формирует художественный вкус, доставляет эстетическое наслаждение, которое в жизни современного человека занимает большое место и является одной из его потребностей.
Однако основная функция художественной литературы - это формирование у людей глубоких и устойчивых обобщенных «теоретических» чувств, побуждающих их продумывать, осознавать свое мировоззрение, определяющих это мировоззрение, превращающих его в действенную силу, направляющую поведение личности [53, с. 111].
Проблема духовно-нравственного воспитания находится в центре научных интересов отечественных и зарубежных ученых.
Имеющиеся работы преимущественно ориентированы на нравственное воспитание (А.В. Булатова, A.M., Виноградова, Р.И. Жуковская, В.И.
Логинова, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, Л.Г. Нисканен), содержательные подходы в области нравственного воспитания (В.В. Белоусова, О.С. Богданова, Б.Т. Лихачев, И.И. Подласый, В.А. Сластенин, Е.И. Шиянов, Н.Л. Худякова и др.).
Вопросами духовно-нравственного воспитания занимались М.Н. Орлова, М.А. Скребцова, Л.В. Кокуева, Н.П. Шитякова и др.
Несмотря на пристальное внимание ученых к данной проблеме, вопрос о том, каковы особенности использования художественной литературы в процессе духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста остается актуальным.
Актуальность духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста обусловлена необходимостью духовно-нравственного воспитания, начиная с дошкольного возраста, и недостаточной разработанностью условий применения художественной литературы для решения данной задачи.
Отсюда вытекает проблема исследования: Каковы условия использования художественной литературы как средства духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста?
Актуальность рассматриваемого вопроса и выявленное противоречие позволяет обозначить цель исследования.
Цель исследования - изучение воспитательного потенциала художественной литературы как средства духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - художественная литература как средство духовно- нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1) рассмотреть понятие нравственного воспитания в психолого-педагогической литературе;
2) обосновать актуальность использования художественной литературы в качестве средства духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста;
3) осуществить анализ литературных источников по проблеме исследования;
4) определить исходный уровень духовно-нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста экспериментальной и контрольной групп;
5) разработать содержание занятий по использованию художественной литературы в духовно-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста, осуществить его апробацию;
6) определить эффективность проделанной работы.
Гипотеза - применение художественной литературы как средства духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста будет эффективным при условии грамотного отбора литературных произведений, отражающих совокупность духовно-нравственных ценностей, доступных восприятию детей в данный возрастной период.
Методы исследования:
- анализ литературы по проблеме исследования;
- метод беседы;
- метод наблюдения;
- качественный и количественный анализ результатов диагностической части исследования.
Теоретическая значимость настоящей работы заключается в том, в ней содержится анализ и систематизация имеющегося научного опыта по теме исследования, а также обозначены подходы к формированию духовно-нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы.
Практическая значимость состоит в том, что материалы данной работы, а также разработанное содержание занятий по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы могут быть использованы студентами, а также могут применяться воспитателями дошкольных учреждений.
Опытно-экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе МАДОУ «ДСКН №Х» г. Сосновоборска. В эксперименте приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста (10 участников контрольной и 10 участников экспериментальной групп).
Структура работы соответствует логике исследования и включает в себя введение, теоретическую часть, практическую часть, заключение, список литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Значимость поддержания высокого уровня духовно-нравственной воспитанности подрастающего поколения, социальных и педагогических условий для воспитания данного процесса обосновывается в нормативных документах на государственном уровне, в философских и психолого-педагогических исследованиях. Так как в дошкольном возрасте закладывается основы образа мира, одной из составляющей которого является нравственное воспитание, то представляется оправданным рассматривать данный возраст как благоприятный период для формирования данного процесса.
Духовно-нравственное воспитание, рассматриваемое в педагогическом аспекте применительно к контингенту исследования, включают следующие компоненты и показатели: когнитивный (знания о эмоциональных состояниях, о нравственных нормах, нормах поведения, знания о разрешении разных ситуаций, отношения к окружающим), эмоциональный (проявление сопереживания и сочувствия, стремления помочь окружающим) и поведенческий (использование в поведении знаний о нормах вежливости, проявление бесконфликтного поведения, проявления сопереживания, сочувствия) компоненты.
Исходя из результатов исследования, использование художественной литературы является эффективным средством повышения уровня нравственного развития у детей старшего дошкольного возраста. Эффективность работы по повышению уровня духовно-нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста требует соблюдения следующих условий:
- концептуальной определенности основных, соответствующих сферам личностного развития параметров (показателей, критериев оценки, уровней) духовно-нравственной воспитанности;
- разработанности и соотнесенности всех структурных компонентов повышения уровня нравственного воспитания как единой целостной педагогической системы: программно-целевого, технологического, мониторингового;
- целенаправленного подбора содержательной основы педагогического проекта, включающей яркие, образные проявления основных качеств положительно - нравственного героя.
Проведение экспериментальной работы подтвердило правомерность первоначального определения целей, задач, логики и содержания научного исследования. Полученные результаты являются основой для дальнейшего исследования по данной проблеме.



1. Аманбеккызы Ж., Ибрагимова У.Б. Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста // Международный журнал экспериментального образования. 2014. №1-1. С. 8-12.
2. Арзамасцева И.Н. Детская литература: учебн. пособие. М.: Высшая школа, 2000. 472 с.
3. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. М.: Просвещение,1968. 446 с.
4. Артюхова Е.В. Нравственное воспитание - многогранный процесс по формированию личности // Проблема нравственного развития личности в системе непрерывного образования: материалы региональной научно-практической Интернет-конференции. Камышин: Камышинский педагогический колледж, 2014. С. 8-12.
5. Барило О.С. Педагогические условия раннего разностороннего духовно-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста: дис. ...канд. пед. наук. - Кострома, 1999. - 197 с.
6. Водовозова Е.Н. Царство свободного ребёнка. М.: Карапуз, 2009. 288 с.
7. Волкович В.А. Воспитательное значение детской книги. М.: Изд-во тов-ва М.О. Вольф, 2009. 16 с.
8. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. М.: «Союз». 2006. 124 с.
9. Гарбуза Л.Г. Духовно-нравственное воспитание дошкольников сказкой// Дошкольная педагогика. 2012. №5. С. 18-22.
10. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. М.: Мозаика-Синтез, 2008. 80 с.
11. Гладких Л. Отечественная педагогическая литература как фактор укрепления духовно - нравственного здоровья семьи и детей. М.: 2006. С. 26 - 28.
12. Гриценко З.А. Современная детская литература в круге чтения дошкольников // Семейное чтение. 2010. №3. С. 10-15.
13. Гузенко О.В., Дьяченко В.Ю. Взаимодействие семьи и ДОУ в духовно-нравственном развитии и воспитании дошкольников // Грани познания. 2012. №3. С. 35-38.
14. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков,
B. А. Тишков [Электронный ресурс]. URL: http://shatki-
oosh.ru/pdf/2016/koncepcia.pdf (Дата обращения: 02.03.2018).
15. Дмитриева Н.Г. Основы духовно-нравственного воспитания // Начальная школа. - 1994. - № 4. С. 47-50.
16. Долженко Л. В. Современная детская литература как компонент круга чтения дошкольников // Детский сад: теория и практика. 2015. №3. С. 6-19.
17. Долженко Л.В. Круг детского чтения и начальное литературное образование дошкольников: цели и содержание // Детский сад: теория и практика. 2013. №6. С. 24-35.
18. Дунаева Н.О Значение художественной литературы в
формировании личности ребёнка // Дошкольное воспитание. 2007. №6. C. 35-40.
19. Ереминцева Ю.С. Организация предметно-развивающей среды в ДОУ в свете требований ФГОС ДО // Дошкольное образование в контексте реализации ФГОС: материалы областной заочной научно-практической конференции педагогов дошкольных образовательных организаций. Мурманск: ГАОУ МО СПО «МПК», 2014. С. 83-85.
20. Иванова Е.Л. Особенности нравственного развития детей дошкольного возраста в условиях современной социокультурной ситуации // Современные проблемы науки и образования. 2014. №2. С. 230.
21. Казакова В.В. Система работы по духовно-нравственному
воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста.
[Электронный ресурс]. URL:http://centrideia.ru/metodicheskayakopilka/sistema- raboty-po-duhovno-nravstvennomu-vospitaniyu-s-detmi-starshego(дата обращения 10.06.2018).
22. Канапацкий А.Я. Теоретические аспекты исследования феномена человеческой духовности. - Уфа: Башк. гос. университет, 2008. 112 с.
23. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика / 10-е изд., стереотипное. М.: Academia, 2009. 416 с.
24. Кон И.С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. 383 с.
25. Кондрашева Ю.В., Прудских Э.В. Духовно-нравственное
воспитание детей дошкольного возраста // Инновационные педагогические технологии: материалы III Международной научной конференции. Казань: Бук, 2015. С. 57-58.
26. Кононюк А.С. Значение художественной литературы в формировании личности ребёнка // Проблема нравственного развития личности в системе непрерывного образования: материалы региональной научно-практической Интернет-конференции. Камышин: Камышинский педагогический колледж, 2014. С. 184-188.
27. Кудайбергенова М.Б. Особенности восприятия детьми старшего дошкольного возраста художественной литературы // Психология XXI века: психология и современные проблемы образования: сборник материалов IX международной научно-практической конференции молодых ученых. СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2014. С. 47-53.
28. Кузьмина В.Е., Шепилова Н.А. К вопросу духовно-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста // Международный журнал экспериментального образования. 2014. №7-2. С. 50-52.
29. Курганова Е.А., Листик Е.М. Освоение моральных норм детьми дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. 2017. №4. С. 51-57.
30. Лескина И., Станкевич Н. Духовно-нравственное воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание 2014. №2. С. 79-86.
31. Лившиц Р.Л. Духовность и бездуховность личности. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 1997. 152 с.
32. Ловингер Дж. Развитие эго // Психологическая энциклопедия / под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. СПб.: Питер, 2003. С. 731-733.
33. Мельникова Н.В., Коновалова О.В. Психология нравственности. Учебное пособие для студентов факультетов педагогики и психологии. Шадринск: Издательство ПО «Исеть», 2004. 92 с.
34. Микляева Н.В Социально - нравственное воспитание дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2013. 176 с.
35. Милохина С.В. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с мифами древней Греции как средство нравственного развития личности // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. 2013. №1. С. 73-75.
36. Мухина В.С. Механизмы формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности. М.:МГПИ, 1985. С. 4-7.
37. Мясищев В.Н. Психология отношений. Воронеж: МОДЭК, 2011. 400 с.
38. Незнаева Ю.Ю. Понятие «духовность» и его влияние на развитие детей дошкольного возраста // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сборник статей по матер. V междунар. науч.-практ. конф. № 5(4). Новосибирск: СибАК, 2017. С. 34-38.
39. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для
академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2018. 460 с.
40. Петракова Т.И. Гуманистические ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания подростков: автореф. дис. ...докт. пед. наук. М., 1999. 52 с.
41. Пиаже Ж. Моральное суждение ребёнка / 2-е изд. М.:
Академический проспект, 2015. 480 с.
42. Подберёзкин А.И. Социальный потенциал и стратегия долгосрочного развития России // Вестник МГИМО. 2011. С. 7-23.
43. Поляткова Н.А., Якушева С.Д. Нравственно-эстетическое
воспитание дошкольников средствами художественной литературы // В мире научных открытий. 2010. №5-3. С. 88-94.
44. Пономарева Е.В. Духовно-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста как формирование гражданской позиции // Вопросы дошкольной педагогики. 2017. №1(7). С. 63-65.
45. Пугина Н.В. Методическая разработка « Духовно-нравчтвенное воспитание» [Электронный ресурс]. URL:http: //do shkolnik.ru/nravstvennost/ 16282-metodicheskaya-razrabotka-duhovno-nravstvennoe-vospitanie.html( дата обращени 10.06.2018).
46. Сидорова А.Н. Формирование духовно-нравственных основ личности ребёнка старшего дошкольного возраста: дис. ...канд. пед. наук. Челябинск, 2009. - 215 с.
47. Слободчиков В.И. Реальность субъективного духа // Человек. 1994. №5. С. 21-38.
48. Смирнова О.А. Восприятие художественной литературы как дошкольный этап процесса формирования читателя // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. 2015. №4(7). С. 57-59.
49. Султанова Н. Духовно-нравственное воспитание дошкольников. М.: « Дошкольное воспитание», 2010. 5 с.
50. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. М.: Концептуал, 2016. 320 с.
51. Терзиева М.Т. Обновление содержания ознакомления детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой // Современный детский сад. 2010. №6. С. 34-39.
52. Титова О.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников в
условиях реализации ФГОС ДО // Социальная сеть работников образования nsportal.ru[Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/detskii-
sad/vospitatelnaya-rabota/2015/07/20/duhovno-nravstvennoe-vospitanie-doshkolnikov-v(дата обращения: 24.02.2018).
53. Торшина О.В. Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы // Где дух господень, там свобода: материалы XI Международного форума «Задонские Свято-Тихоновские образовательные чтения». Липецк-Задонск: ЛГПУ им. П.П. Семёнова-Тян-Шанского, 2016. С. 111-112.
54. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 336 с.
55. Ушинский К.Д. Педагогические идеи. М., 1971. 80 с.
56. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: приказы и письма Минобрнауки РФ / ред.-сост. Т.В. Цветкова. М.: ТЦ Сфера, 2014, 2015, 2016. 96 с.
57. Федотова А.Е. Развитие у детей дошкольного возраста представлений о полярных моральных качествах - добре и зле // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. 2014. №4. С. 71¬73.
58. Философский словарь / авт.-сост. Подпригора А.С.,
Подпригора С.Я. - 3-е изд. Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. 480 с.
59. Франк С.Л. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. 152 с.
60. Харламов И.Ф. Педагогика / 2-е изд., стереотип. Минск:
Вышэйшая школа, 2004. 272 с.
61. Черкасов В.А. Духовность как педагогическое понятие (аспект светской духовности) // Проблема сущности человека и типа личности: материалы I-й регион. межвуз. научно-практической конференции. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2001. С. 27-31.
62. Чиндилова О.В. Восприятие художественного текста читателями на разных этапах детства как педагогическая проблема // Начальная школа плюс до и после. 2010. №7. С. 76-79.
63. Шавшаева Л.Ю., Самсонова Е.Ш. Формирование нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста в современных условиях // Вопросы дополнительного профессионального образования педагога. 2017. №1(7). С. 19.
64. Шитякова Н.П. Особенности духовно-нравственного воспитания школьников в современных условиях: Курс лекций для студентов, обучающихся по специальностям педагогического образования // Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2004, 158 с.
65. Щетинина А.М. Диагностика социального развития ребенка.- Учебно-методическое пособие.- Великий Новгород, 2000, С. 19-44
66. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Хрестоматия по возрастной психологии / Сост. Л.М. Семенюк. М., 1994. С. 169-175.
67. Якобсон С.Г., Соловьёва Е.В. Дошкольник: психология и
педагогика возраста: методическое пособие для воспитателя детского сада / 2-е изд., стереотипное. М.: Дрофа, 2008. 176 с. 

динамическая система. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. 204 с.
69. Яновская М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности // Классный руководитель. 2003. № 4 С. 24-29.
70. Ячменева Н.Ю. Нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с художественной литературой // Современные проблемы науки и образования: вопросы теории и практики: материалы Международной научно-практической конференции НИЦ «Поволжская научная корпорация». Самара: Поволжская научная корпорация, 2016. С. 97-98.
71. Kohlberg L. The development of children's orientations toward a moral order. - Vita Humana, 1963, N 6, рр. 11-35.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ