Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Образ повествователя в «Записках из Мертвого дома» Ф. М. Достоевского (История русской литературы, Самарский государственный социально-педагогический университет)

Работа №156471

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

литература

Объем работы26
Год сдачи2024
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
15
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Образ повествователя в литературном произведении 5
1.1.Понятие и роль образа повествователя 5
1.2. Формы и виды образа повествователя 8
1.3. Способы создания образа повествователя 12
Глава II. Анализ образа повествователя в повести Ф.М. Достоевского «Записки из Мертвого дома» 16
2.1. Формы и виды образа повествователя в повести 16
2.2. Способы создания образа повествователя в повести 18
Заключение 24
Библиографический список 27

Актуальность исследования обусловлена тем, что во второй половине XX века в литературоведении начали уделять особое внимание фигуре повествователя, что произошло как из-за развития самой литературы, которая со времён романтизма всё больше акцентирует внимание на индивидуальном характере творчества и предлагает различные формы самовыражения автора в произведении, так и благодаря прогрессу литературной науки. Следует отметить, что современная литературная наука стремится изучать литературное произведение в том числе как диалог автора с читателем.
В этой связи особую актуальность приобретает вопрос о научном исследовании образа повествователя в «Записках из Мертвого дома» Ф.М. Достоевского, поскольку оно может внести вклад в понимание авторского стиля Ф.М. Достоевского, его отношения к читателю и способов выражения авторской позиции через фигуру рассказчика.
Степень научной разработанности темы исследования. Исследование опирается на работы Е.И. Орловой [Орлова], В.В. Виноградова [Виноградов], С.Н. Бройтмана [Бройтман], Н.Д. Тамарченко [Тамарченко], Ж. Женетт [Женетт], М.М. Бахтин [Бахтин], И.А. Широковой [Широкова] и многих иных исследователей.
Цель исследования заключается в теоретическом осмыслении образа повествователя в художественном произведении и анализе его роли и функций в повести Ф.М. Достоевского «Записки из Мертвого дома».
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие и роль образа повествователя.
2. Рассмотреть формы и виды образа повествователя, а также литературные способы его создания;
3. Провести анализ форм, видов и способов посредством которых которые раскрывается образ повествователя в повести Ф.М. Достоевского «Записки из Мертвого дома».
Объект исследования – образ повествователя в художественном произведении.
Предмет исследования – роль и функции образа повествователя в раскрытии основной идеи повести Ф.М. Достоевского «Записки из Мёртвого дома».
Методология исследования. В данном исследовании использовались как общие, так и специальные методы. Среди специальных методов можно назвать историко-литературный метод, описательный метод, сравнительно-типологический метод, метод анализа текста, интермедиальный метод, нарратологический метод и другие.
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении представлений о способах раскрытия идей через образ повествователя в классической литературе.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов в учебном процессе, при разработке курсов и семинаров по истории русской литературы. Результаты исследования могут быть полезны для преподавателей, студентов и иных исследователем.
Научная новизна исследования заключается в том, что автор впервые подробно исследовал роль и функции повествователя в повести Ф.М. Достоевского «Записки из Мертвого дома».
Структура исследования состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основе изучения научных точек зрения нам удалось провести разграничения понятия образа повествователя от иных смежных образов. Например, в то время как рассказчик может быть персонажем внутри истории, участвующим в её событиях и имеющим ограниченное видение происходящего, повествователь чаще всего занимает внешнюю позицию, предоставляя более целостное, объективное и аналитическое представление о событии, что особенно ценно в документальной литературе, где акцент делается на объективность и многоплановость изложения.
Образ повествователя в литературных произведениях разнообразен и может быть классифицирован посредством видов, подвидов и форм. Можно выделить три вида образа повествователя: автор-повествователь, герой-повествователь и повествователь, не являющийся героем. Автор-повествователь может быть всезнающим или автором-наблюдателем, герой-повествователь может быть главным или второстепенным персонажем, рассказывающим свою или чужую историю. Повествователь, не являющийся героем, может быть всезнающим, или ограничено всезнающим, объективным или ненадежный. Формы повествования от первого, второго и третьего лица в свою очередь позволяют авторам выразить свои идеи и эмоции, формируя уникальную атмосферу произведения. Немаловажна подчеркнуть, что сама видовая классификация образа повествователя может существовать как в условиях рамочной структуры, так и вне ее рамок. В рамочной структуре образ повествователя вписывается в определенные литературные категории, например, когда первое лицо может создать более интимное или субъективное восприятие событий, в то время как третье лицо может предоставить более объективное и наблюдательное повествование.
Из анализа различных исследований о способах создания образа повествователя видно, что выбор литературных приемов и средств значительно влияет на восприятие текста читателя. Авторская речь позволяет автору выразить свои мысли и чувства напрямую, что помогает читателю лучше понять авторскую позицию и отношение к описываемым событиям, а авторские отступления углубляют контекст происходящего и добавляют дополнительные аспекты, важные для понимания темы произведения. Лирические отступления эмоционально насыщают текст, создавая более интимное отношение между автором и читателем, а ремарки служат для уточнения информации и внесения дополнительных оттенков смысла в описываемые сцены или действия персонажей. Фокализация и голос повествователя определяют точку зрения и атмосферу произведения, а интертекстуальность обогащает текст ссылками на другие литературные произведения или культурные явления. Внутренний монолог в свою очередь позволяет читателю погружаться в внутренний мир персонажа, прямая речь добавляет динамизм и откровенность, а описание внешних характеристик и поведения помогает создать визуальный образ персонажей.
Изучение формы и видов образа повествователя в повести Ф.М. Достоевского «Записки из Мертвого дома» позволяет нам увидеть сложное взаимодействие между повествователями и читателем, а также их взаимное влияние на восприятие и интерпретацию произведения. Повесть начинается с введения, где автор-повествователь рассказывает о встрече с А.П. Горянчиковым и внезапно переходит к самому Горянчикову как к главному рассказчику. Этот прием, известный как рамочная структура, создает дополнительные уровни значений и перспектив в тексте, углубляя понимание персонажей и событий. Горянчиков не только рассказывает о жизни в остроге, но и анализирует ее, подчеркивая характеры заключенных, их отношения и внутреннюю жизнь. Использование первого лица у Горянчикова устанавливает близость с читателем и делает его свидетелем происходящего, что акцентирует внимание на человеческой природе и условиях жизни в каторжной колонии.
Проведенное исследование выявило различные способы создания образа повествователя в повести Ф.М. Достоевского «Записки из Мертвого дома».
Фокализация в повести выражена через внутреннюю точку зрения, при которой история рассказана от лица одного из персонажей и это позволяет не только передать субъективные переживания героя, но и создать эффект присутствия. Например, в словах «Из них умеющие разрешать загадку жизни почти всегда остаются в Сибири и с наслаждением в ней укореняются» видно, как внутренний мир повествователя передается через его восприятие окружающей действительности.
Эмоционально-философский окрас текста проявляется в высказываниях, насыщенных глубокими размышлениями. Такие фразы как «Остроги и система насильных работ не исправляют преступника; они только его наказывают и обеспечивают общество от дальнейших покушений злодея на его спокойствие», передают не только эмоции автора, но и его философские воззрения.
Авторские отступления используются для введения дополнительных историй и размышлений, что помогает раскрыть мировоззрение повествователя. Лирические отступления, такие как «Давно уж это было; всё это снится мне теперь, как во сне» позволяют автору выразить свои личные переживания и воспоминания, что усиливает эмоциональное воздействие на читателя.
Интерсексуальность проявляется в виде ссылок на другие тексты и культурные контексты, а прямая речь используется для передачи диалогов в их оригинальной форме, что придает реалистичность и достоверность повествованию. Описание внешних характеристик и поведения персонажей помогает детализировать их образы.
Голос повествователя ярко выражен через использование разнообразных лексических и синтаксических приёмов: фразеологизмы, анафоры; эпитеты, поговорки, гиперболы, ирония, жаргонизмы и т.п.



1. Орлова, Е. И. Формы присутствия автора в литературном произведении: учеб. пособие. 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Фак. журн. МГУ, 2017. – 48 с.
2. Виноградов, В. В. Проблема образа автора в художественной литературе // О теории художественной речи. М., 1971. – 210 с.
3. Бройтман, С. Н. Лирический субъект // Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины / Л. В. Чернец. М., 2000. – 307 с.
4. Тамарченко, Н. Д. Повествователь // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / Н.Д. Тамарченко. – М.: Intrada, 2008. – 256 с.
5. Женетт, Ж. Фигуры. В 2-х томах. Том 1. - М.: Им. Сабашниковых, 1998. – 472 с.
6. Бахтин, М. М. К методологии гуманитарных наук // Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. С. 361– 373.
7. Бахтин, М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Искусство, 1963. – 401 с.
8. Широкова, И. А. Образ автора в художественном произведении: отражение отражаемого // Вестник ЧелГУ. 2014. №23. С. 103 – 106.
9. Успенский, Б. А. Поэтика композиции. — М.: Искусство, 1970. – 409 с.
10. Караулов, Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М., 1987. – 308 с.
11. Принс, Д. Нарратология: введение в теорию повествования. — М: Просвещение, 2023. — 240 с.
12. Лотман, Ю. М. Текст и структура: учеб. пособие. 5-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Университетская книга, 2018. – 58 с.
13. Тынянов, Ю. Н. Проблема литературного героя // О литературе и искусстве. Л., 1975. – 220 с.
14. Эйхенбаум, Б. М. Лирический герой в литературе // Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины / ред. В. Г. Белинский. М., 2001. – 317 с.
15. Пропп, В. Я. Повествователь // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / В. Я. Пропп. – М.: Intrada, 2009. – 266 с.
16. Лихачев, Д. С. Поэтика. В 2-х томах. Том 1. – М.: Наука, 1999. – 482 с.
17. Скафтымов, А. П. Методология литературных исследований // Эстетика литературного творчества. М.: Искусство, 1980. С. 371–383.
18. Гаспаров, М. Л. Проблемы поэтики русской литературы. М.: Искусство, 1965. – 411 с.
19. Баранов, А. Н. Образ автора в художественном произведении: отражение отражаемого // Вестник МГУ. 2015. №24. С. 113 – 116.
20. Гудзий, Н. К. Поэтика композиции. — М.: Искусство, 1971. – 419 с.
21. Кожина, М. Н. Русский язык и языковая личность. М., 1988. – 318 с.
22. Шкловский, В. Б. Нарратология: введение в теорию повествования. — М: Просвещение, 2024. – 250 с.
23. Достоевский, Ф.М. Записки из мертвого дома. Собрание сочинений в 15-ти томах. Л., Наука, 1988. Том 3. – 470 с.
24. Сараскина, Л. Достоевский (ЖЗЛ). – М.: Молодая гвардия, 2006. – 640 с.
25. Сараскина, Л. Испытание будущим. Ф. М. Достоевский как участник современной культуры. – М.: Эксмо, 2011. – 352 с.
26. Селезнёв, Ю. Достоевский (произведение (прочее)) (ЖЗЛ). – М.: Молодая гвардия, 1984. – 496 с.
27. Селезнёв, Ю. В мире Достоевского. Слово живое и мертвое (монография). – М.: Советский писатель, 1989. – 320 с.
28. Сниткина (Достоевская), А. Мой муж — Федор Достоевский. – М.: Захаров, 2006. – 560 с.
29. Степанян, К. Шекспир, Бахтин и Достоевский. Герои и авторы в большом времени (монография). – М.: Издательство ЛКИ, 2008. – 304 с.
30. Степанян, К. Шекспир, Бахтин и Достоевский: Диалоги культур и времени. – М.: Новый Хронограф, 2012. – 368 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ