Оглавление 2
Введение 3
Глава 1. Теория политических конфликтов 6
1.1 Политические конфликты: понятие, типология, стадии 6
1.2 Способы урегулирования политических конфликтов 12
Глава 2. Изучение темы политических конфликтов в школьном курсе обществознания в 11 классе 17
2.1 Требования ФГОС для проведения урока на тему «Политические
конфликты» в курсе обществознания для 11 классов 17
2.2 Формирование функциональной грамотности при изучении темы
«Политические конфликты» в 11 классах 19
2.3 Методы и приемы обучения на уроках по теме «Политические
конфликты» 22
Глава 3. Межпредметные связи в изучении темы «Политические конфликты» на уроках обществознания 11 класса 28
3.1 Сущность и функции межпредметных связей на уроках
обществознания 28
3.2 Конфликт советской власти и РПЦ из курса истории в 11 классе, как
пример политического конфликта 34
3.3 Разработка деловой игры на тему «Политический конфликт» с использованием темы «Конфликт советской власти и
РПЦ» 49
Заключение 62
Список литературы и источников 66
Приложения 71
Учебный курс обществознания готовит школьников к активной работе в рамках современного общества. Он формирует политическую, правовую, социальную грамотность, дает основы для анализа различных как бытовых происшествий, так и исторических событий.
С его помощью ученик обретает навыки самостоятельной обработки информации, учится принимать решения и делать обоснованные выводы.
Именно такие навыки необходимы при изучении тех или иных событий на уроках истории в старших классах. Но зачастую школьники не способны использовать полученные знания применимо к конкретной жизненной ситуации или ситуации из исторического прошлого. Именно для этого необходимо развивать межпредметные связи на уроках истории и обществознания в старших классах.
Актуальность исследования магистерской диссертации продиктована тем, что по требованиям ФГОС1 и в соответствии с современными реалиями учитель должен максимально понятно раскрывать учебные темы с применением различных методов, в том числе применяя межпредметные связи. Одной из спорных и малозатронутых тем остается конфликт советской власти и РПЦ в годы революции и послереволюционные годы, потому и выбор в качестве примера в применении междисциплинарных связей остановлен именно на ней.
Взаимоотношения Советской власти и РПЦ являются одним из самых ярких проявлений событий той эпохи. Но, между тем, информационные ресурсы в учебниках ограничены, а причины затронуты не полностью. Потому именно эта тема является огромной площадкой для внедрения новых методов.
Методология исследования. В рамках исследования над темой данной магистерской диссертации предполагаются следующие методы:
Теоретические методы:
1. Анализ существующей литературы по теме «Политические конфликты»
2. Анализ взаимоотношений Советской власти и РПЦ
3. Сравнение, сопоставление, анализ и обобщение опыта специалистов, исследователей по данным темам;
Эмпирические методы:
1.Разработка деловой игры
Степень изученности представлена многими выдающимися педагогами, существует огромное количество статей, работ, трудов, посвященных теме конфликта Советской власти и РПЦ. Эти данные нужно использовать
Объект исследования: изучение политических конфликтов на школьных уроках обществознания в 11 классе.
Предмет исследования: применение исследований на тему «Конфликт советской власти и РПЦ» на уроках обществознания при изучении темы «Политический конфликт».
...
Таким образом, на основании вышесказанного можно сделать следующие выводы. С учетом требований ФГОС учитель должен развивать каждого ученика как личность, формировать его самостоятельность в обучении, собственное мнение и желание рассуждать, делать собственные выводы, а не пользоваться уже существующими постулатами.
Также на уроках должны присутствовать элементы функциональной грамотности, школьники должны не только получать знания, но и учиться применять их в реальной жизни, иначе такие знания нельзя будет считать достаточными.
Одним из способов выполнения данных требований может стать применение межпредметных методов на уроках обществознания в 11 классах, которые будут отражены в деловой игре на тему «Политические конфликты».
В деловой игре взято конкретное историческое событие, подходящее под изучаемую тему по обществознанию для лучше проработки учениками всей полученной теории. Деловая игра имеет подготовительный этап, который проводится непосредственно на уроках истории. Конфликт советской власти и РПЦ раскрывается более подробно, иначе информации из учебника не будет достаточно для проведения деловой игры на уроке обществознания.
Потому учитель должен разнообразить данную тематику в параграфе послереволюционной деятельности большевиков дополнительными сведениями и интересными фактами, которые затем понадобятся для прохождения деловой игры и самостоятельного формирования позиции на конкретно взятое событие из исторического прошлого.
Прохождение деловой игры на тему «Политические конфликты на примере конфликта советской власти и РПЦ» должно разнообразить обучение школьников на уроках обществознания и реализовать следующие темы ФГОС:
1) Личностные
Игра позволяет формировать собственное мнение об историческом событии из прошлого, применяя уже полученные знания, а следовательно ученик обретает способность формировать собственную позицию и об исторических событиях современности, т.к. у него уже будет определенный опыт самостоятельного размышления.
2) Метапредметные
Ученики обретают способность использовать полученные знания в социальной практике, сотрудничает на уроке с педагогом для выработки наиболее интересной структуры урока, учитывает позиции других участников деятельности, приобретает умение ориентироваться в различных источниках информации, умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения.
3) Предметные
Приобретают умения применять получение знания в социальной жизни, поликультурном общении, способность применять понятийный аппарат для оценки событий прошлого и современности.
В итоге, все требования ФГОС к уроку обществознания по теме «Политические конфликты» будут соблюдены, при этом форма урока будет интересен для учеников, а следовательно, они получат новые знания, которые смогут затем применять в активной социальной жизни за пределами школы.
Для формирования функциональной грамотности здесь были применены игровые методы, метод дискуссий. Главным подходом ыбран деятельностный подход, который позволяет раскрыть творческий потенциал и индивидуальное мнение.
...
1. Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Холодковский К.Г.,
Обществознание. Профильный уровень: учебник для 11 классов общеобразовательных организаций/Л.Н. Боголюбов,А.Ю. Лазебникова, К.Г. Холодковский.М.: «Просвещение - учебник», 2009. - 348 с.
2. Воззвание Священного Собора к православному народу [по поводу декрета Совета Народных Комиссаров о свободе совести] 27 янв. 1918 г.
3. Волобуев В.О., Ненароков А.П., Журавлев В.В., Степанищев А.Т., История России. XX век - начало XXI века.: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений/В.О. Волобуев, А.П. Ненароков, В.В. Журавлев, А.Т. Степанищев. М.: «Дрофа - учебник», 2010.-234 с.
4. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социологические исследования. - 1994. - № 5. - С. 142-147.
5. Загладин Н.В., Симония Н.А., История России и мира в XX - начале
XXI века.: учебник для 11 класса общеобразовательных
организаций/Н.В. Загладин, Н.А Симония. М.: «Русское слово - учебник», 2008.-214 с.
6. Историко-культурный стандарт// [Электронный ресурс] URL: http://school.historians.ru/wp- content/uploads/2013/08/Историкокультурный-стандарт.pdf
7. Исторический факультет КГПУ им. В.П. Астафьева приглашает принять участие в III Всероссийской научно-практической конференции «История мировых цивилизаций. Религиозные теории и практики в социально-политических и культурных процессах»// [Электронный ресурс] URL: http://www.kspu.ru/page-34609.html (дата обращения: 05.11.2021)
8. Кравченко А.И., Певцова Е.А., Обществознание.: учебник для 11 классов общеобразовательных организаций/ А.И. Кравченко, Е.А. Певцова. М.: «Русское слово - учебник», 2010. - 400 с.
9. Лазебникова А.Ю., Городецкая Н.И. и Боголюбов Л.Н.,
Обществознание. Базовый уровень.: учебник для 11 классов общеобразовательных организаций/ А.Ю. Лазебникова, Н.И. Городецкая, Л.Н. Боголюбов.М.: «Просвещение - учебник», 2009. - 364 с.
10.Об утверждении ФГОС основного общего образования: приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 (зарег. В Минюсте России 01.02.2011, рег. №19644) (с изм. и доп. от 29.12.2014) (с приложениями)//Официальные документы в образовании. - 2015. -
№11. - С.5 - 6
11. Послание Святейшаго Патриарха Тихона. / Церковныя ведомости, издаваемыя при Святейшем Правительствующем Синоде. Еженедельное издание с прибавлениями. № 9-10. - 16(29) марта 1918 года. - Пг.: Типография М. П. Фроловой (влад. А. Э. Коллинс), 1918. - С.49-51.
12. Послание Патриарха Тихона о помощи голодающим и об изъятии церковных ценностей 28 февраля 1922 г.
13. Послание Патриарха Тихона. Анафематствование большевиков.
19 янв. 1918 г.
14. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС О.Б. Даутова, Е.В. Иваньшина и др.- Спб.: КАРО,2014
15. Торкунов В.А., История России ХХ век.: учебник для 10 класса общеобразовательных организаций/ В.А. Торкунов.М.: «Просвещение- учебник»,2016.-312с.
... всего 47 источников