Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Работа №156463

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы149
Год сдачи2019
Стоимость5550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы формирования метапредметных умений обучающихся 5-9 классов малокомплектной школы на уроках математики 8
1.1 Современные тенденции в развитии отечественного образования 8
1.2 Особенности обучающихся малокомплектной школы
19
1.3 Дидактические условия формирования метапредметных умений
обучающихся малокомплектной школы на уроках математики 27
Глава 2. Методика формирования метапредметных умений у
обучающихся малокомплектной школы 38
2.1 Содержательный компонент математической подготовки 38
2.2 Организационные формы и методы обучения математике 63
2.3 Опытно-экспериментальная работа 79
Заключение 96
Библиографический список 99
Приложение А 106
Приложение Б 111
Приложение В 114
Приложение Г 117
Приложение Д 124
Приложение Е 131
Приложение Ж 137

Актуальность исследования: Изменения, происходящие в обществе в последние десятилетия, привели к смене ценностных ориентиров в образовании, что нашло свое отражение в требованиях к результатам обучения, зафиксированных в новых федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС). В качестве основных образовательных результатов рассматривается формирование у обучающихся метапредметных умений, к которым относят умения, позволяющие ставить и решать разнообразные жизненные и профессиональные задачи, обеспечивающие способность личности к самообразованию и самосовершенствованию [ 3]. Это умения, которые дают человеку возможность интегрирования всех имеющихся знаний в любую область человеческой жизнедеятельности. Они включают в себя умение решать спонтанно возникающие сложные задачи, проблемные ситуации; соответствовать повышенным требованиям к взаимодействию и сотрудничеству, толерантности; анализировать происходящее, разрабатывать гипотезы и проверять их, проектировать цели и находить оптимальные способы их достижения. Необходимость целенаправленного формирования метапредметных умений всех категорий обучающихся малокомплектной школы - ответ на вызовы времени. И реагировать на эти вызовы должны все предметные области, в том числе и математика, которая является одним из основных содержательных компонентов любой образовательной программы. В настоящее время, по данным статистики, более 70% всех школ Росси расположены в сельской местности, из них примерно 60% являются малокомплектными. Малокомплектная школа - составная часть общегосударственной системы образования, это главный резерв пополнения кадров для сельскохозяйственного производства. Её состояние и уровень работы оказывает огромное влияние на жизнь села, на его культурно-образовательный уровень, на социально-экономическое развитие, на решение демографических проблем.
Основные положения формирования метапредметных умений обучающихся разработаны в исследованиях А.Г. Асмолова, М.Е. Бершадского, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, Ю.В. Громыко, М.В. Кларина, П.И. Третьякова, А.В. Хуторского. Потенциал предметной области «математика» для формирования метапредметных умений обучающихся изучался в работах А.С. Константиновой, О.В. Берсеневой, С.В. Галяна, О.В. А. Д. Саввиновой, Тумашевой, Н. И. Ченяновой, Л.В. Шкериной, И.В. Яломыст, и др. Вопросам методики обучения обучающихся малокомплектной школы посвящены работы Ф.С. Авдеева, М.И. Зайкина, Г.Ф.Суворовой, А.М. Цирульников, Н.Г.Черняевой, Е.В. Щербаковой и др.
При всей теоретической и практической значимости этих работ для образовательной практики, следует отметить, что все еще недостаточно изученными остаются возможности математической подготовки в формировании метапредметных умений обучающихся малокомплектной школы.
Все выше сказанное позволяет утверждать, что формирование метапредметных умений обучающихся малокомплектной школы в процессе математической подготовки связано с разрешением ряда противоречий:
• между требованиями новых государственных образовательных стандартов к образовательным результатам и недостаточной ориентированностью в настоящее время процесса обучения математике в основной школе на формирование обозначенных результатов;
• между достаточной изученностью в психолого-педагогической литературе основных положений формирования метапредметных умений обучающихся и слабой разработанностью методических аспектов их реализации в процессе обучения математике основной школы;
• между достаточной изученностью основных положений обучения и отсутствием организационно-методического обеспечения процесса формирования метапредметных умений у обучающихся малокомплектной школы в процессе математической подготовки.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основе теоретического анализа психолого-педагогической и методической литературы были охарактеризованы образовательные результаты в соответствии с ФГОС второго поколения. В качестве основных образовательных результатов обучающихся в современных условиях выступают метапредметные умения, в состав которых входят познавательные, регулятивные, коммуникативные учебные действия.
На основе теоретического анализа психолого-педагогической и методической литературы были выявлены особенности обучающихся малокомплектной школы. Такие обучающиеся имеют ограниченное представление о современном мире, медленный темп речевого развития, бедность словаря обусловлены бедностью речевых стимулов среды, слабостью литературных влияний, отсутствием читательских интересов; особенность поведения сельского школьника - неторопливость, отсутствие спешки, отсутствие соревновательного момента; близость к природе формируют у сельского ребенка особое, резко отличающееся от городского, восприятие окружающего мира.
На основе теоретического анализа психолого-педагогической и методической литературы нам удалось определить дидактические условия формирования метапредметных умений обучающихся малокомплектной школы: готовность учителя к формированию у обучающихся малокоплектной школы метапредметных умений средствами предметной области «математика»; наличие в образовательном учреждении единой стратегии формирования метапредметных умений обучающихся; адекватный отбор дидактического инструментария. Вышеперечисленным дидактическим условиям соответствуют организационно-методические условия, а именно: включение в содержание обучения математике задач, содержание которых отражает территориальные особенности природы, культур, традиций, исторические и/или современные события родного края; практико­ориентированных задач, раскрывающих связь математики с практической жизнью человека; проектных заданий; применение интерактивных форм и методов обучения, обеспечивающих взаимодействие субъектов образовательного процесса; применение методов обучения, позволяющих обучающимся малокомплектной школы выразить свою позицию, свое понимание изучаемых математических объектов, процессов и т.п. без непосредственного применения речевых конструкций; применение в процессе обучения математике технологии образовательного события, что связано с его результативностью в развитии личности обучающегося.
Также, нами были сформулированы требования к содержательному компоненту, на основе которых разработаны рекомендации по проектированию содержательного компонента. Определены требования к организационным формам и методам обучения математике, направленных на формирование метапредметных умений обучающихся малокомплектной школы. В соответствии с выделенными требованиями нами отобраны соответствующие организационные формы и методы обуч ения.
Эффективность методических рекомендаций проверили в ходе экспериментальной раб оты. Опытно-экспериментальная часть исслед ования проводилась на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения МБОУ «Беретская ООШ» Красноярского кр ая Березовского района п. Береть, в 5-9 классах, количество обучающихся: 12 человек.
На первом, констатирующем, этапе опытно-экспериментальной работы, для определения имеющегося уровня предметных результатов была предложена контрольная работа по математике для диагностики уровня сформированности метапредметных умений была предложена диагностическая работа.
На втором, этапе эксперимента были проведены серии уроков по математике (в 7-9 классах по алгебре и геометрии) в 5-9 классах, организованных с включением соответствующего метапредметного содержания и применением различных организационных методов, форм и технологий направленных на формирование как предметных, так и метарпедметных умений обучающихся малокомплектной школы.
На третьем, контролирующем, этапе эксперимента вновь были предложены контрольная и диагностическая работы, определяющие уровни предметных и метапредметных результатов. В связи с чем считаем, что цели нашего исследования достигнуты.
Таким образом, все задачи решены, гипотеза нашла теоретическое и практическое подтверждение, цель исследования достигнута.
Практическая ценность данной работы в том, что разработанную методику можно использовать при проектировании и реализации уроков математики в основной и старшей школе, учитывая соответствующий уровень содержания.
Данную работу можно использовать учителю математики для разработки уроков, ориентированных на формирование метапредметных умений в классах с небольшой численностью обучающихся.


1 Антонова, Э. И. Формирование метапредметных умений школьников основной школы через проектную деятельность по истории: Воспитание и обучение: теория, методика и практика: материалы VIII Междунар. науч.- практ. Конф / Э. И. Антонова — Ч.: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — 72 с.
2 Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия от действия к мысли: учебно-методическое пособие. - М.: Просвещение, 2008, 4-5 с.
3 Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя / А. Г. Асмалов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская. - М.: Просвещение, 2011 - 159 с.
4 Багачук А.В., Шашкина М.Б. Основы организации математической исследовательской деятельности учащихся: монография / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2014.
5 Байбородова Л. В. Введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в сельской школе // Вестник образования. 2011. № 17. С.23-37.
6 Богураева, Н.П. Формирование предметных и метапредметных знаний и умений на уроках русского языка и литературы. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://worldofteacher.com - (Дата обращения: 11.02.2019)
7 Болтянский В.Г. Математическая культура и эстетика // Математика в школе.1982. №2. С. 40-43.
8 Виды универсальных учебных действий (по материалам ФГОС НОО). Методическая копилка. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.metod-kopilka.ru/page-udd-1.html - (Дата обращения: 01.11.2019)
Галян, С.В Метапредметный подход в обучении школьников/ С.В. Галян//Сургут 2014. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://orc.surgpu.ru - (Дата обращения: 18.04.2019).
Горнобатова Н. Н. Мыслительная деятельность учащихся на уроках математики [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://cyberleninka.ru (дата обращения 10.06.19)
Гурьянова М. П. Сельская школа и социальная педагогика. Пособие для педагогов. Минск: Амалфея, 2000. 448 с.
Дмитриев Д.В.Толковый словарь русского языка / под редакцией Д.В. Дмитриева. - М.: Астрель, 2003. - 1578 с.
Дусавицкий, А.Г. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя/ А.Г. Дусавицкий, А.К. Кондратюк, Е.М. Толмачев. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008.
Жилина М.Ю., Крылова Н.Б. Событийность в образовательной и педагогической деятельности. Научно-методическая серия «Новые ценности образования». М., 2010. Вып. 1(43). 157 с.
Зайкин М.И. Плюсы и минусы малой наполняемости классов в организации учебного процесса. Н.Новгород, 1991.
... всего 54 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ